Научная статья на тему 'Перспективы развития бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО'

Перспективы развития бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / МСФО / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева И.А., Горлова Н.А.

В работе рассматриваются вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности в отечественной практике. Приводится информация о перспективах развития бухгалтерской отчетности в России по МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева И.А., Горлова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

© Дмитриева И.А.*, Горлова Н.А.*

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки,

г. Воронеж

В работе рассматриваются вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности в отечественной практике. Приводится информация о перспективах развития бухгалтерской отчетности в России по МСФО.

Ключевые слова бухгалтерская (финансовая) отчетность, МСФО, трансформация отчетности.

На сегодняшний день одним из составных элементом единого экономического информационного пространства являются данные, предоставляемые системой бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации.

Существующее общепринятое определение бухгалтерской отчетности подчеркивает важность этой совокупности, которая определенным образом отражает сгруппированную информацию об имущественном и финансовом положении предприятия, финансовых результатах и денежных потоках организации. Кроме того, в экономической литературе очень часто делается акцент на то, что отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Мы согласны с существующей позицией, что значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности организации возрастает в современном мире. Это, прежде всего, связано с деятельностью каждого экономического субъекта, который является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования, что предполагает ее публичность. В этой связи анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение предприятия.

Если рассматривать международную практику, то на законодательном уровне практически во всех странах действуют обязательные нормы составления отчетности.

* Студент факультета «Бухгалтерский учет и финансы».

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент.

В нашей стране подготовка и представление годовой бухгалтерской финансовой отчетности, а также её формы регламентируются рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 -ФЗ от 06.12.2011 г.;

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

3. Методические рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, а также разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, изложенные в письмах Минфина России. Одним из них является Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 04.12.2012 г.).

Формы отчетности претерпели в последнее время изменения, согласно Закону № 402 - ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах и Приложений к ним [5]. Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, а также Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Достаточно важным в современных условиях является обязательное и рекомендательное применение международных стандартов финансовой отчетности в российской практике применительно к различным типам экономических субъектов. В этой связи вопросы перехода российских предприятий на МСФО приобрели чрезвычайную актуальность. Поэтому одной из ключевых проблем настоящего времени в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации является реализация Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Целью трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Основополагающим документом для составления отчетности служит МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Цель данного стандарта заключается в регламентации представления финансовой информации общего характера использования. В МСФО 1 сформулирован ряд общих положений, касающихся формирования и представления финансовой компании.

Считаем, что рассматривать проблемы перехода отечественного учета на международные стандарты следует начинать со сравнительной характеристики учетных принципов указанных систем.

Проводя сравнительный анализ, можно выявить расхождения в сфере определения целей и задач отчетности.

Так, целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п. 7 МСФО 1). Как видно, международные стандарты делают значительный акцент на определенные группы пользователей. В то время как в РСБУ нет четкого указания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений [6].

Еще одной отличительной особенностью МСФО и РСБУ является различие требований к формированию баланса.

Тем не менее, и МСФО, и РСБУ предусматривают возможность включения в состав показателей баланса дополнительных статей, если это позволяет сформировать более полное представление о финансовом положении организации. Если в п. 10 ПБУ 4/99 содержится прямое указание на возможность не включения в состав показателей баланса (и других форм отчетности) статей, по которым отсутствуют числовые показатели, то МСФО аналогичного указания не содержит, поскольку, не предписывает порядок или формат, в котором должны представляться статьи, а лишь определяет перечень статей, в разрезе которых должна быть представлена вся имеющаяся информация об организации (ее финансовом положении и результатах деятельности).

Проблемам, связанным с совершенствованием и составлением отчетности по новым требованиям посвящены работы многих отечественных ученых. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат.

Так, по мнению Е.В. Остапенко изменения в бухгалтерской отчетности могут быть «перспективными», затрагивающими данные только отчетных периодов, следующих за датой вступления изменений в силу, или «ретроспективными», при которых потребуется пересчет данных за сравнительный отчетный период. Автор считает, что некоторые изменения могут коснуться не только данных за I квартал 2014 г. и дальнейшие периоды, но и данные за 2013 г. И приходит к выводу, что необходимо заранее проанализировать изменения в стандартах и подготовить информацию по сравнительному периоду. Следует также продумать, какая дополнительная информация может понадобиться для раскрытия в отчетности, поскольку часто изменения в стандартах ведут не только к изменению правил расчета показателей, но и к изменению объема и характера раскрываемой информации. Кроме того, следует проанализировать, какие изменения необходимо будет внести в учетную политику в связи с принятием новых стандартов или изменений к ним, какие новые элементы учетной политики необходимо будет раскрыть в отчетности [2, с. 18].

Аудитор Фомичева Л.П. в своей работе «Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО» пишет: «МСФО не содержат образцы форм финансовой отчетности, обязательных к применению, в них имеются только упоминания о статьях, которые должны быть в отчетности, а также об обязательном раскрытии информации в примечаниях к отчетности». Из этого Фомичева Л.П. делает вывод, что индивидуальные формы отчетности, порядок представления в них статей и их детализацию организации разрабатывают самостоятельно с учетом требований, предъявляемых стандартами. Автор отмечает, что составлять отчетность по МСФО можно двумя путями. Первый - параллельное ведение финансового учета по РСБУ и МСФО. Второй - трансформация данных отчетности по РСБУ и МСФО. Самым трудоемким является первый путь - вести два параллельных учета. Основное программное обеспечение, которое можно приобрести, - это либо очень сложные системы учета типа SAP, Cognos и т.п., либо небольшие системы отечественных производителей. Программные продукты очень дороги, их внедрение требует больших материальных и временных затрат, позволить себе могут только крупные компании. В связи с этим практически все организации готовят отчетность по МСФО путем перегруппировки, перекладки отчетных данных бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с РСБУ Такая перегруппировка называется трансформацией статей российской отчетности [4, с. 14-16].

В заключении можно сделать выводы, что последствия перехода на МСФО для компаний могут иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных аспектов внедрения МСФО можно выделить совершенствование внутренней системы управления предприятием за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повышение конкурентоспособности компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей, улучшение сопоставимости показателей и, как следствие, увеличение возможностей для анализа их деятельности и облегчение доступа к международным рынкам капитала. К отрицательным факторам внедрения МСФО можно отнести сложность перехода с РСБУ на МСФО, рост управленческих затрат на ведение параллельного учета по национальным и международным требованиям, а также трудности трансформации бухгалтерской отчетности и другие.

Список литературы:

1. Башкатова Л.И. Новый формат бухгалтерского баланса / Л.И. Башка-това // Бухгалтерский учет. - 2012. - № 2. - С. 44-50.

2. Остапенко Е.В. Обзор основных изменений МСФО / Е.В. Остапенко // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 1. - С. 18.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ № 4 / 99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43 н. (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.10 № 142 н).

4. Фомичева Л.П. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО / Л.П. Фомичева // Бухгалтерский учет. - 2013. -№ 2. - С. 14-16.

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2010 г. № 402-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: www.audit-it.ru/ifrs/.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

© Игнатикова Т.В.*

Сибирский федеральный университет, Красноярск

В статье предлагаются направления, которые могут использовать контрольно-счетные органы муниципальных образований для обеспечения большей эффективности расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: внешний финансовый контроль, контрольно-счетные органы, бюджетные средства, муниципальные образования.

Организация системы органов внешнего финансового контроля основана на принципах, закрепленных в декларациях, принятых на международном уровне, принятых Счетной палатой и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации, которые обеспечивают законность и системность, независимость и объективность, гласность, ответственность и профессионализм органов внешнего финансового контроля по обеспечению эффективности расходования бюджетных средств. Соблюдение данных принципов обеспечивается созданием органов муниципального финансового контроля в структуре органов местного самоуправления, наделением их статусом юридического лица и комплектованием профессиональным составом контролеров.

Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных

* Магистрант кафедры Экономики и информационных технологий менеджмента. Научный руководитель: Аврамчикова Н.Т., профессор, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.