Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА / ПРИВАТ БАНКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатов С.О.

В статье анализируются направления выхода из кризиса российской банковской системы. Показано, что они должны быть основаны на переходе от традиционного (экстенсивного) к инновационному (интенсивному) типу развития кредитных учреждений и на участии государства в программах кредитования населения.The article analyzes the ways out of crisis the Russian banking system. It is shown that they should be based on the transition from traditional (extensive) to the innovative (intensive) development of credit institutions and the state's participation in programs of crediting of the population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

необходимых материальных затрат, фонд потребления, накопления, амортизации.

Учетно-контролирующая роль финансов проявляется в возможности слежения за работой предприятий, отраслей, регионов и экономикой в целом. На основании этих данных можно делать выводы об успешности работы объектов. Стимулирующая роль финансов имеет дисциплинарный уклон. Финансовые обязательства должны осуществляться в установленные сроки и в необходимых объемах.

Регулирующую функцию финансов может применять государство с целью воздействия на предприятия и отрасли. Для этого оптимизируется налоги, субсидии, льготы, займы. Благодаря фондам социального страхования государство может воздействовать на социальное положение некоторых категорий населения.

Нельзя отрицать и политическую роль финансов. Они могут укрепить или разрушить государство. Поэтому вывод однозначен - финансы играют роль стержня экономической, социальной и политической общественной системы.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Использованные источники:

1. Джин Кэллахан. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. - Челябинск: Социум, 2006.

2. А.М. Ковалева. Финансы. Учебное пособие. - М: Финансы и статистика, 2006.

УДК 336.71

Солдатов С. О. студент гр. ЭОб-132, 4 курс Жернов Е.Е., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра экономики Кузбасский государственный технический университет

имени Т. Ф. Горбачева Россия, г. Кемерово ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются направления выхода из кризиса российской банковской системы. Показано, что они должны быть основаны на переходе от традиционного (экстенсивного) к инновационному (интенсивному) типу развития кредитных учреждений и на участии государства в программах кредитования населения.

Ключевые слова: банковская система, кредитные организации, инновационные услуги, льготное кредитование, проектное финансирование, индивидуальное инвестирование, институт персонального менеджера,

приват банкинг.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF BANK SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the ways out of crisis the Russian banking system. It is shown that they should be based on the transition from traditional (extensive) to the innovative (intensive) development of credit institutions and the state's participation in programs of crediting of the population.

Keywords: banking system, credit organizations, innovative services, preferential lending, project financing, private investment, institute a personal account manager, private banking.

К краткосрочным перспективам развития банковской системы России можно отнести выход из банковского кризиса 2014-2015 гг. Существует два пути преодоления современного кризиса.

1. Традиционный путь, связанный с экстенсивным развитием банковской системы.

2. Инновационный путь, базирующийся на интенсивном внедрении в банковскую практику новых продуктов, технологий, методов. На текущий момент банковский кризис 2014-2015 гг. разрешается с помощью традиционных для России методов, связанных с государственной поддержкой банков, во многом повторяющих методы 2008-2009 гг.

1. Для поддержки автопроизводителей и банков в части автокредитования государство запустило новую программу господдержки российского автопрома, на реализацию которой в 2015 году будет выделено 1,5 млрд. рублей. Как говорится в сообщении Минпромторга, «комплексное использование новых инструментов, которые эффективно взаимодополняют друг друга, параллельно с прочими антикризисными мерами обуславливает мультипликативный эффект, становясь отправной точкой для дальнейшего достижения отраслью на докризисного уровня» [4]. Программа поддержки распространяется на транспортные средства отечественной сборки, изготовленные в 2015 году. По условиям программы, при внесении покупателем за приобретаемый в кредит автомобиль первоначального взноса в размере от 20% от его стоимости, снижение ставки по кредиту составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ - как субсидируемая государством сумма в размере, которая действует на дату подписания кредитного договора. Таким образом, для заемщика обслуживание денежных средств, взятых сегодня в кредит, не превысит 15% годовых. Данная программа льготного автокредитования действует в отношении легковых и легких коммерческих автомобилей массой до 3,5 тонн и стоимостью до 1 млн. рублей, ранее не находившихся в соответствии с законодательством РФ на регистрационном учете. Кредит выдается на срок до 36 месяцев. В программе может приянть участие любое российское банковское учреждение. Банками самостоятельно определяется, на какие модели автомобилей будет распространяться условие

их программы. В свою очередь, из федерального бюджета, было выделено в 2015 году 1,5 млрд. рублей, что дать возможность заемщикам приобрести около 200 тыс. автомобилей [4]. Первые результаты реализации программы льготного кредитования были опубликованы на сайте Минпромторга 8 мая 2015 года. С начала действия программы льготного автокредитования (то есть с 1 апреля по 3 мая) было продано в кредит по льготной ставке 19 125 автомобилей. Банки получили от физических лиц 105 тыс. заявок на приобретение машин по данной программе, из них было одобрено 57 319. С учетом предоставляемой скидки средняя ставка уменьшилась до 11,23%, размер скидки составил 8,33 процентного пункта.

2. На рынке ипотечного кредитования для стимулирования застройщиков и банков с 1 марта 2015 года была введена в действие программа государственного субсидирования процентных ставок на первичном рынке жилья. Основанием для внедрения программы субсидирования стало решение правительства о выделении из бюджета на субсидирование процентной ставки по ипотеке 20 млрд. рублей. В результате для заемщиков ставка по ипотеке на рынке строящегося жилья (первичном рынке) не должна была превысить 13% вместо 17-20% в январе-феврале 2015 года [2]. Ипотека предоставляется на квартиры в новостройках, размер первоначального взноса должен быть не менее 20% от стоимости жилья, кредит должен выдаваться на покупку жилья эконом-класса: программа содержит ограничение на максимальный размер кредита: он не может быть больше 3 млн. рублей для всех регионов, кроме таких как Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург, где из-за объективных факторов данный показатель установлен до 8 млн. рублей. Таким образом, при первоначальном взносе в 20% для регионов стоимость квартиры может составить 3,6 млн. рублей. Участие в программе могут принять только российские банки, которые уже имеют опыт работы с ипотекой. Кроме того, существует минимальный размер по ежемесячной выдаче ипотечных кредитов - он составляет для банка не менее 300 млн. рублей. Только за две недели работы программы в Сбербанке 16235 семей подали заявки на ипотеку под 12% на общую сумму 30 млрд. рублей, такой банк как ВТБ 24 получил заявки на сумму 14,8 млрд. рублей от 7211 семей. «Это является очень хорошей динамикой, она демонстрирует, что инициатива Минстроя по понижению ипотеки до 12% поддержана и застройщиками, и жителями», -констатировал глава Минстроя Михаил Мень [3].

3. Для решения проблемы ликвидности, с которой столкнулись отечественные банки в конце 2014 года, Правительство приняло меры по докапитализации банковской системы на триллион рублей.

Таким образом, все меры по преодолению банковского кризиса на текущий момент сводятся к традиционным для нашей страны: проблемы банков решают с помощью средств, выделяемых Правительством РФ, что является экстенсивным развитием системы. Инновационный путь преодоления банковского кризиса стал освещаться экспертами еще после

преодоления кризиса 2008-2009 гг., однако до сих пор большинством участников системы никаких конкретных шагов по переходу к интенсивному пути развития предпринято не было. Для развития банковской системы РФ по инновационному пути необходимы банковские инновации. Под банковской инновацией следует понимать нововведения, претворение в жизнь новой идеи, внедрение нового метода или использование нового инструмента в банковской сфере [1, с. 25]. Среди наиболее востребованных и успешных на современном банковском рынке банковских инноваций могут выступать следующие.

1. Инновации, которые связаны с продуктом: внедрение в банковскую практику новых банковских продуктов (в частности, новых вариантов вкладов и депозитов, виртуальных карт, контокоррентных карт, кобрендинговых карт, появление производных ценных бумаг); внедрение в банковскую практику индивидуальных банковских продуктов и разработка индивидуального банковского обслуживания; логистика банковского продукта, подразумевающая процедуру оптимизации качественных и количественных параметров определенного продукта или же группы связанных продуктов банка для нужд определенного клиента на основе особенностей его сферы деятельности и стратегических интересов банка; разработка программы использования небанковских продуктов (в частности, проектного финансирования, инструментов индивидуального инвестирования, ПИФов, bank assurance и т.п.).

2. Инновации, которые связаны с системой обслуживания: разработка современных технологий индивидуального обслуживания (институт персонального менеджера, приват банкинг); разработка и внедрение технологий дистанционного банковского обслуживания (организация автоматизированных киосков самообслуживания, использование технологий интернет и мобильного банкинга, внедрение беспроводных технологий, объединение банковских продуктов с услугами операторов сотовой связи); разработка стандартов качества банковского обслуживания (максимализация сервиса для клиентов).

3. Инновации, которые связаны с внутренними бизнес-процессами банка: внедрение современных технологий электронного документооборота; использование в максимальной степени современных технологий автоматизации банковской деятельности; инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов; внедрение инновационных технологий работы с персоналом; внедрение инновационных технологий организационного управления банком.

4. Инновации, которые связаны с системой продвижения банковских продуктов и маркетингом: внедрение инструментов партизанского маркетинга; внедрение перекрестных продаж вместе с аффилированными и дочерними корпорациями; пакетирование услуг.

Из представленного списка для российской банковской системы наиболее актуальны продуктовые инновации и инновации, связанные с

системой обслуживания. В условиях финансового кризиса особую актуальность приобретают именно данного рода инновации. Так, при использовании инновационного продуктового ряда банк преодолевает стадии жизненного цикла отдельных продуктов и групп взаимосвязанных или однородных продуктов. При этом следует отметить, что в условиях кризиса один из самых приемлемых вариантов использования продуктовых инноваций - это внедрение так называемых «финансовых гибридов», в частности, смешение в одном банковском продукте характеристик разного рода финансовых услуг. В данном случае инвестиционные банковские продукты, в особенности сегодня, крайне актуальны в виде таких гибридных форм: кредит start-up и бизнес-планирование, инвестирование в новые направления бизнеса и доверительное управление, бизнес-ангелы, инвестиционное управление, сочетание венчурного кредитования и доверительного управления. Внедрение продуктовых инноваций с учетом жизненного цикла банковских продуктов и конъюнктуры рынка позволит банкам преодолеть нижний порог финансового кризиса или, по крайней мере, минимизировать убытки от снижения спроса.

Следует отметить, что банк, внедряя инновационный продукт, изменяет и систему сбыта, систему его предложения для клиента и систему коммуникаций с потенциальными клиентами. При инновационном подходе к продуктам невозможно использование морально устаревших способов продвижения продукта, систему взаимоотношений с клиентами и сервисные характеристики. Яркий пример того - рассылка кредитных карт и предложение экспресс-кредитов в торговых точках. Инновационность этих продуктов обусловила формирования новой системы обслуживания клиентов и сбыта, а также абсолютно другой системы взаимодействия с ними. Вместе с тем, несмотря на все недостатки подобных продуктов с позиции качества для клиента или с позиции управления банковскими рисками, они обнаружили на рынке крайне высокую эффективность. В условиях кризиса банки также должны активировать совершенствование системы сбыта в соответствии с рыночными реалиями. Так, сегодня достаточно актуально применение телебанкинга при оформлении кредитной документации. Однако внедрение лишь отдельных технических новинок не позволит банку выйти на новый уровень рентабельности инноваций. Для этого необходим переход на новые технологии сбыта, в частности, виртуальный банкинг. В 2009 году лишь 20 банков России использовали в среде Интернет виртуальные карты. Вместе с тем, очевидно, что использование виртуальных денег вкупе с виртуальными банковскими продуктами позволяет банку преодолевать и кризис платежей, и минимизировать валютные и страховые риски. Значительным шагом к преодолению финансового кризиса является и сокращение издержек. Здесь возможно повсеместное внедрение банковских технических инноваций, направленных на автоматизацию банковского обслуживания и в первую очередь - это расширение функционала автоматизированных банковских

терминалов и киосков, в том числе включая такие продукты, как вклады и кредиты.

Использование инноваций требует взвешенного подхода. Стратегию инновационного прорыва могут использовать лишь банки, которые реально располагают для этого ресурсами и компетенциями. В настоящее время находят применение различные стратегии, являющиеся видоизменениями двух ключевых направлений: в оборонительных стратегиях предполагается, что главная деятельность банка основывается на программах по используемому ассортименту продуктов и услуг; в наступательных стратегиях упор делается на программы, связанные с новыми технологическими процессами и продуктами. Одним из ключевых факторов, которые обусловливают успешность внедрения инноваций является грамотно организованная система коммуникации. Инновации могут привести к повышению уровня текучести кадров, если до персонала были неверно донесены положительные стороны предстоящих изменений. Многими работниками выражается недоверие к реальности изменений, -каждый из них ждет, что первым внедрение нововведений начнет другой отдел.

Для продвижения вперед сотрудникам нужно вновь и вновь доказывать невозможность стоять на месте. Вследствие этого верно поставленная цель и ее доведение до персонала - это значимая часть процесса реформирования. Этому могут способствовать статьи в корпоративной газете, бюллетени и листовки с описанием планируемых мер, совещания с разными группами персонала, семинары, и т. д. Каждый специалист должен загореться новыми идеями, в противном случае вместо них он будет внедрять собственный альтернативный план видоизменения устаревшего бизнес-процесса. Нужно разработать систему, при которой у персонала будет развиваться инновационный и креативный потенциал. В нашей стране эта традиция, которая характерна для зарубежных управленцев, пока не сформировалась. Большую роль играет то обстоятельство, что кроме постоянной работы по поиску и привлечению новых клиентов, банками все больше внимания должно уделяться более разностороннему и качественному удовлетворению запросов уже имеющихся клиентов, например, за счет использования дополнительных или смежных услуг. Тут особое значение для российских банков приобретает внедрение инноваций, связанных с клиентской работой, а именно, внедрение СЯМ-технологий обслуживания.

Таким образом, в условиях финансового кризиса банки смогут выжить лишь благодаря сочетанию таких инструментов внедрения стратегии инновационного развития.

1. Снижение издержек благодаря инжинирингу и реинжинирингу бизнес-процессов, в особенности в области кредитования. Нужно оптимизировать деятельность внешних подразделений и увеличить эффективность дистанционного банковского обслуживания, быть может, за

счет увеличения числа предоставляемых сервисов. Оптимизация бизнес-процедур и бизнес-процессов дает возможность получить дополнительную экономию затрат и увеличение параметров технологического и организационного потенциала банка.

2. Оптимизация работы банковского персонала при помощи современных технологий подбора и развития человеческого капитала, в том числе работы по выявлению инновационных предложений от сотрудников банка и стимулирования оптимизационных кадровых процессов.

3. Использование модернизации банковского продукта, включая разработку характеристик продукта и системы обслуживания с учетом потребностей и особенностей бизнеса конкретного клиента.

4. Внедрение продуктовых, технологических, сбытовых и коммуникационных инноваций [5, с. 25-27].

Перспективы развития банковского сектора в России на среднесрочную перспективу (2015-2017 гг.) определены в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Согласно этому документу, основной задачей регулятора в указанный период является обеспечение стабильного функционирования и развития банковского сектора, финансового рынка и платежной системы. Для достижения поставленной цели Банк России планирует использовать следующие основные инструменты:

- аукционы РЕПО на срок одна неделя по минимальной ставке, которая будет равняться ключевой ставке ЦБ РФ;

- расширение Ломбардного списка посредством внесения в него новых выпусков ценных бумаг;

- развитие механизмов секьюритизации;

- проведение операций рефинансирования на длительные сроки под залог нерыночных активов, поручительств, золота;

- стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами;

- возможности представления кредитов без обеспечения и др. [6].

Помимо основной задачи, отраженной в направлениях единой

государственной денежно-кредитной политики, можно отметить три тенденции, описанные в отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора. Эти тенденции сохраняются на протяжении ряда лет, что позволяет спрогнозировать дальнейшее их развитие в среднесрочной перспективе.

1. Тенденция к росту показателей, характеризующих концентрацию банковской деятельности. Исходя из отчета регулятора, в 2014 году увеличилась доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора. По итогам 2014 года эта величина года составила 96,5 % (по результатам 2013 года - 94,9%). Удельный вес 5 крупнейших банков в активах за 2014 год вырос с 52,7 до 53,6%. Сходная ситуация наблюдается и при ранжировании банков по

величине капитала. На долю 200 крупнейших банков по состоянию на 1 января 2015 года приходилось 96,5 % совокупного капитала банковского сектора (на 01.01.2014 - 93,4%), в том числе на 5 крупнейших банков -51,6% (на 01.01.2014 - 49,7%).

2. Тенденция к росту в общем объеме банков тех, кто имеет генеральную лицензию. Несмотря на снижение в абсолютном выражении, в структуре кредитных организаций доля банков с генеральной лицензией возросла с 28,25% в 2013 году до 30,7% в 2015 году. Тенденция к расширению выполняемых кредитными организациями операций является общемировой и является характерной и для нашей страны.

3. Тенденция к «активному курсу на оздоровление банковского сектора и его очистку от увлекшихся сомнительными операциями игроков». Согласно данным регулятора, рост в 2014 году числа кредитных организаций, в отношении которых было принято решение об отзыве лицензий на осуществление банковских операций, в основном объясняется их активным участием в отмывании преступных доходов и незаконным выводом денежных средств за рубеж, что потребовало использования жестких мер реагирования от надзорных органов. При том следует отметить, что большинство банков, которые попали в поле зрения Центрального Банка, свернули такого рода деятельность самостоятельно, тем не менее, в ряде случаев Банк России был вынужден воспользоваться предоставленным законом правом применить крайнюю меру воздействия (в отношении 42 % от количества или 36 в абсолютном выражении кредитных организаций, у которых были отозваны лицензии) [7].

Соответственно, ориентируясь на эти тенденции в банковском секторе, описанные в отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора, можно спрогнозировать, что в среднесрочной перспективе количество банков продолжит сокращаться за счет отзыва лицензий (в первую очередь у мелких и средних банков). При этом сохранится тенденция к росту доли банков, имеющих генеральную лицензию, а также тенденция к концентрации основного объема банковских операций у крупных банков (в первую очередь, государственных).

Еще одним важным документом, в котором можно выделить перспективы среднесрочного развития банковского сектора России, является Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. № 1472п-П13, № 01001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года». Несмотря на то, что цели и задачи стратегии была рассчитаны до 2015 года, на сегодняшний день их актуальность сохраняется. По ожиданиям Правительства и Центрального Банка, к 2015 году банки должны были существенно повысить качество своей деятельности путем расширения программ банковских продуктов и услуг и совершенствования способов их предоставления. В деятельности банков ожидалось более активное использование продуктов современных информационных технологий, за счет чего должна была производиться модернизации

банковской деятельности. Повышение уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе, согласно стратегии - основа создания эффективной системы банковского регулирования и надзора, способной противостоять кризисам. Указанные изменения означали бы переход к интенсивной модели развития банковского сектора [8].

Таким образом, дальнейшее развитие банковской системы РФ будет основываться на переходе от традиционного (экстенсивного) к инновационному (интенсивному) типу развития. Инновационное развитие должно включать в себя повышение качества банковской деятельности при помощи расширения программ банковских продуктов и услуг и совершенствования способов их предоставления. Кроме этого, банки должны использовать в своей деятельности все достижения научно-технического прогресса и информационных технологий. ЦБ РФ, как регулятор банковской деятельности, должен повышать на рынке уровень конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины. Кроме перехода к интенсивному пути развития, в современной банковской системе наметились тенденции к росту в общем объеме банков тех, кто имеет генеральную лицензию; «активному курсу на оздоровление банковского сектора и его очистку от увлекшихся сомнительными операциями игроков»; росту показателей, характеризующих концентрацию банковской деятельности. Совокупность этих тенденций должна стать основой изменений в банковском секторе России в среднесрочной перспективе. Кризис в банковском секторе выражается также в снижении темпов прироста объемов кредитования, росте процентных ставок, приросте просроченной задолженности по всем розничным банковским продуктам: автокредитам, ипотечным займам, потребительскому кредитованию, а также в кредитовании юридических лиц и межбанковском кредитовании. Все эти негативные тенденции приводят к тому, что в краткосрочной перспективе развитие банковского сектора в России будет связано с преодолением кризиса и его последствий. Переход от традиционного (экстенсивного) к инновационному (интенсивному) типу развития должен стать гарантом развития банков в РФ в кратко- и среднесрочной перспективе.

Использованные источники:

1. Акинин П.В. Инновации в коммерческом банке как антикризисные инструменты / П.В. Акинин, В.П. Акинина, И.И. Кравченко // Банковские услуги. - 2009. - № 2. - С. 25-33.

2. Калиновский И. Правительство оплачивает ипотеку [Электронный ресурс] / И. Калиновский // Эксперт: сетевой журнал. - 2015. - URL: http://expert.ru/2015/02/3/pravitelstvo-oplachivaet-ipoteku/.

3. Королева А. Ипотека ожила [Электронный ресурс] / А. Королева // Эксперт: сетевой журнал. - 2015. - URL: http://expert.ru/2015/04/27/ipoteka-ozhila/.

4. Королева А. Уникальное предложение для авторынка [Электронный

ресурс] / А. Королева // Эксперт: сетевой журнал. - 2015. - URL: http://expert.ru/2015/04/1/nadezhnyij-fundament/.

5. Орлова А.Н. Банковские инновации как фактор преодоления кризиса на финансовом рынке / А.Н. Орлова // Банковские услуги. - 2009. - № 12. - С. 25-27.

6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. - 2014. - URL: http://www. cbr.ru/publ/ondkp/on_2015(2016-2017).pdf.

7. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2014 году [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. - 2014. -URL: http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9877.

8. Российская Федерация. Заявления. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 05.04.2011 № 1472п-П13,№ 01-001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» [Электронный ресурс]. - «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/591345/.

УДК 352

Солодовникова У.Н.

доцент кафедра экономики Югорский государственный университет

Шишкина А.С. студент 4 курса Государственное и муниципальное управление Институт менеджмента и экономики Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ Статья посвящена роли налога на добычу полезных ископаемых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. А также рассматривается место округа по добыче полезных ископаемых (нефти и газа) и по доле налоговых отчислений в федеральный бюджет.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, нефть, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

THE ROLE OF TAX MINING IN THE KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA

The article focuses on the role of the tax on extraction of mineral resources in the Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra. And also discusses the place of the County for mineral extraction (oil and gas) and the share of tax deductions to the Federal budget.

Key words: tax on extraction of minerals, oil, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.