Научная статья на тему 'Перспективы развития аутсорсинга в российском машиностроительном комплексе'

Перспективы развития аутсорсинга в российском машиностроительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / РЕГИОН / REGION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ENGINEERING / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ / KEY FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Ольга Александровна

Рассматриваются экономическое положение и основные проблемы развития российского машиностроения под углом зрения применения аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives for Outsourcing Development in the Russian Engineering Complex

Economic situation and main problems in the development of the Russian engineering under the view of outsourcing are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития аутсорсинга в российском машиностроительном комплексе»

О. А. ИЛЬИНА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

АУТСОРСИНГА В РОССИЙСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Ключевые слова: аутсорсинг, регион, эффективность, машиностроение, ключевые факторы

Key words: outsourcing, region, efficiency, engineering, key factors

Необходимость устойчивого развития регионов, повышение социальных и экономических параметров развития территориальных систем хозяйствования требуют учета интересов, обеспечения благоприятности условий функционирования отраслевых компаний, формирующих потенциал региона и во многом определяющих его социально-политическую стабильность.

Машиностроительная отрасль занимает заметное место в структуре промышленного производства России. По статистическим данным, именно машиностроительный комплекс дает наибольший прирост добавленной стоимости по сравнению с другими видами экономической деятельности — 13,3 % (транспорт — 9,9 %, электроника и электротехника — 9,5 %)*. За счет ее функционирования в течение последних лет создается в среднем 15 % ВВП РФ. На машиностроительных предприятиях работает 35 % трудоспособного населения от занятого в промышленности в целом. Машиностроение является материальной базой реализации научно-технического прогресса, одним из основных центров генерации, распространения и применения новых знаний, инноваций, высоких технологий, а также оказывает непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, обеспечивает их основными фондами высокого технического уровня. От степени его развития, совершенства в значительной степени зависит и производительность общественного труда, благосостояние народа. Оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокие кондиции имеющегося

ИЛЬИНА Ольга Александровна, преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в конструировании, современных технологий и оборудования.

Машиностроение, хотя и находится в авангарде отраслей промышленности, по значению инновационных показателей существенно уступает зарубежным аналогам. Во-первых, средний уровень наукоемкости в странах Организации экономического сотрудничества и развития превышает 3,5 %. Во-вторых, вследствие активного инновационного развития в странах ЕС за счет машиностроения создается около 30 % ВВП.

По оценкам аналитиков, перспективы развития отечественного машиностроительного комплекса весьма пессимистичны2. С одной стороны, потребность в продукции отечественных машиностроительных предприятий имеет устойчивую тенденцию к росту, что происходит из-за увеличения масштабов деятельности других отраслей российской экономики, которые выступают активными потребителями машиностроительной продукции. Рассматривать как альтернативу приобретение продукции машиностроительного профиля у иностранных производителей нецелесообразно. Как показывает практика, стоимость отечественной продукции обходится потребителю дешевле. Россия является одним из мировых лидеров по качеству по таким направлениям, как тяжелое машиностроение, кораблестроение. С другой стороны, машиностроительные предприятия в последнее десятилетие столкнулись с рядом серьезных проблем: недозагруженностью производственных мощностей, вытеснением с внутренних рынков отечественных производителей машин и оборудования иностранными, инвестиционным «голодом», слабой (по сравнению с зарубежной) инновационной деятельностью, низким уровнем заработной платы квалифицированных кадров.

Структура промышленного производства за годы реформ претерпела существенные изменения: произошел рост добывающего сектора экономики, серьезно замедлилось развитие обрабатывающих производств. За последние годы добывающий сектор расширил свои масштабы на 36,20 %, а обрабатывающий сектор — на 25,58 % при общем приросте отгруженной продукции промышленных предприятий в 31,39 %. За два предыдущих десятилетия доля машиностроительной отрасли в структуре российского промышлен-

ного выпуска уменьшилась почти на 10 %, в то время как топливный сектор увеличил долю почти на 20 %3.

В советский период машиностроение в основном ориентировалось на нужды оборонной промышленности, жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей — ТЭКа, электроэнергетики, железнодорожного транспорта. В период структурной перестройки увеличился спрос на продукцию машиностроения в сторону ее импортозамещения. Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате технологической базы машиностроения и индустрии народного потребления. По расчетам РАН, в перспективе Россия вынуждена приобретать за рубежом до 60 % технологий.

Основными проблемами российского машиностроения, на наш взгляд, являются, во-первых, критический физический и моральный износ основных производственных фондов. Каждое третье промышленное предприятие в качестве ограничителя своего роста называет отсутствие надлежащего оборудования. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя вернуть Россию в группу развитых стран. Средний возраст станочного парка машиностроения колеблется от 16 до 22 лет. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40 %, на многих предприятиях используются машины полувековой давности. В судостроении, радиоэлектронном комплексе, вертолетной индустрии износ оборудования превышает 65 %4. Фонды многих предприятий отрасли требуют обновления, для чего необходимо привлечение инвестиций.

Во-вторых, это длительность окупаемости инвестиционных ресурсов. Из-за низкой инвестиционной привлекательности увеличивается доля самофинансирования машиностроительных предприятий (за счет прибыли и амортизации), достигающая 90 %. Но этого мало для проведения существенной модернизации оборудования, перевооружения технологической базы.

В-третьих, следует назвать глубокую специализацию производства. Машиностроительные предприятия имеют определенную номенклатуру выпускаемой продукции. В рыночных условиях подобная специализация — серьезное препятствие для развития. Если отсутствует спрос на продукцию, а ничего другого предприятие выпускать не может, то мощности простаивают, оборудование стареет, персонал деградирует.

В-четвертых, ухудшаются кондиции инженерных, производственных кадров.

В-пятых, необходимо отметить недостаточный уровень инновационного развития. Роль каждой страны в мировой экономике определяется степенью овладения передовыми технологиями. Для России, одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение. По внедрению новых технологий, инноваций машиностроение находится в авангарде отраслей российской промышленности, но существенно уступает зарубежным аналогам. Доля затрат бизнеса на НИОКР в машиностроении в РФ не превышает

4.4 % от выручки5. В российском машиностроении ежегодно создается около 300 технологий. За последние 5 лет из их числа лишь около 12 % не имеют аналогов в мире и соответствуют лучшим зарубежным образцам. Около четверти новых технологий машиностроения потенциально могут быть конкурентоспособными. Остальная часть относится к категории «новые в стране»6.

Отсутствие решения обусловило то, что рентабельность отечественной машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и ниже среднего показателя по промышленности в целом. По производству машин и оборудования рентабельность продукции составляет 8,2 %, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 7,8 %, транспортных средств и оборудования —

1.5 %7. Объемы падения производства в машиностроении свидетельствуют, что в этом секторе так и не сформировались хозяйствующие структуры, способные вести конкурентную деятельность на глобальном уровне, решать масштабные задачи структурной модернизации, инновационного развития.

Основное условие решения проблем машиностроительного комплекса — формирование эффективной государственной промышленной политики, направленной на достижение адекватного позиционирования российской индустрии в условиях рыночной экономики, ее интеграции в мировое экономическое пространство с достижением паритета с ведущими производителями наукоемкой, высокотехнологичной продукции, в том числе с учетом сложившегося международного разделения труда.

Несмотря на существующие трудности, у отечественного машиностроения есть потенциал, позволяющий занять

достойное место среди других отраслей промышленности, представлять страну на мировом рынке. Развитие машиностроительных предприятий должно, на наш взгляд, базироваться на мобилизации внутренних резервов, предполагающих повышение прибыли путем снижения производственных и коммерческих затрат, а также на росте показателей качества выпускаемой продукции. Некоторая организационная поддержка регионов является важным и необходимым инструментом.

Усиление конкуренции предполагает концентрацию ресурсов на наиболее эффективных направлениях деятельности экономических субъектов региональной системы, широкое использование возможностей аутсорсинга. В результате в хозяйственном пространстве региона складывается более диверсифицированная модель ведения бизнеса, возможности которой выходят за пределы кризисной ситуации, реализуются в дальнейших фазах экономического цикла. В мировой практике аутсорсинг стал ответом на усложнение внешней и внутренней конкурентной среды функционирования предпринимательских структур. Его применение позволяет усилить взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности для более полного использования эксклюзивных конкурентных преимуществ, т. е. способствует получению синергетиче-ского эффекта. Синергетический эффект, получаемый от аутсорсинга, И. Ансофф описывает четырьмя переменными: увеличение прибыли, снижение затрат, уменьшение потребности в инвестициях, уменьшение времени для достижения поставленной цели8.

Прямое копирование бизнес-моделей иностранных компаний невозможно из-за значительных различий в организации производства, путей развития отраслей в течение последних десятилетий. Особенностью российских машиностроительных предприятий является наличие полной производственной цепочки. Различные переделы имеют разный уровень экономии на масштабе, поэтому ряд производств оказался неэффективным в условиях падения объемов производства. В наибольшей степени эффект экономии на масштабе присутствует в первичных переделах, особенно в литье.

Ведущие мировые производители с середины XX в. строили заводы без первичных переделов, а сейчас специализируются на сборке, конструкторских работах. Они

получают добавленную стоимость за счет разработки конструкции машин, сборки и продажи запчастей, сервисных услуг. Собственное производство, как правило, составляет 10—50 деталей. Производство комплектующих сосредоточено в нескольких специализированных компаниях, способных обеспечить массовость производства, что позволяет снижать себестоимость, концентрироваться на развитии конечного продукта. Общая глубина производства на западных предприятиях машиностроения составляет 20—40 %, на российских — 70—95 %. Российские предприятия являются вертикально интегрированными производственными комплексами. Основные элементы изготавливаются самостоятельно, объем закупок готовых деталей минимален.

В долгосрочном периоде успех машиностроительных компаний определяется двумя группами факторов. Во-первых, это качество продукции. Учитываются такие ключевые показатели, как эффективность R&D (исследования и pазpаботки, термин близок по значению к НИОКP), качество комплектующих, технологии изготовления продукции, сервисное обслуживание. Во-вторых, это эффективность производства (загрузка мощностей, эффективность производственной цепочки).

На какие ключевые аспекты аутсорсинг может оказать существенное влияние? Поскольку конструкционное совершенство определяет технические характеристики конечной продукции в отрасли, применение аутсорсинга способствует переходу компании на высокий уровень выпускаемой продукции за счет использования более совершенных компонентов внешних поставщиков. При наличии необходимых компетенций целесообразнее развитие собственного производства. Если же они отсутствуют, то совместное производство, приобретение технологии могут быть более предпочтительными.

Применение аутсорсинга в российских машиностроительных компаниях способно значительно повысить их конкурентоспособность посредством выпуска более совершенной, качественной, дешевой продукции, а также снизить инвестиции в модернизацию. Под механизмом реализации аутсорсинга понимается совокупность последовательных действий организационного и экономического характера, обеспечивающих баланс интересов и координирование участников проекта. Реализация аутсорсинга приводит к изменению структуры

бизнеса. По этой причине большое значение придается формированию стратегических целей развития предприятия. В соответствии с целями формируются стратегические задачи, где в качестве базовой выступает повышение конкурентных преимуществ.

Важнейшей составляющей механизма реализации аутсорсинга являются организационные преобразования, связанные с изменениями структуры предприятия. Это могут быть трансформации структурного подразделения в составе основного предприятия, когда первое преобразовывается в дочернее предприятие, когда оно же выводится из состава основного предприятия на условиях оперативного управления сервисной компанией, а также когда это подразделение, имеющее статус самостоятельного предприятия, выходит из-под оперативного управления сервисной компании.

Работы по оценке необходимости и возможности перехода на аутсорсинг заключаются в:

— оценке собственных возможностей (оценка границ деятельности предприятия (описание процессов, функций, материально-технических и производственных ресурсов: человеческих, материальных, финансовых, информационных, временных) для определения возможной передачи на аутсорсинг работ, задач, процессов, ресурсов; оценка качества и себестоимости работ (услуг) при выполнении собственными силами; определение потребности в дополнительных капитальных вложениях для повышения эффективности и качества выполнения работ (услуг) собственными силами);

— отслеживании, нивелировании рисков, потерь в связи с переходом на аутсорсинг (неправильный выбор поставщика, утечка конфиденциальной информации, ценовые и налоговые риски, риски снижения качества, своевременности и безопасности обслуживания, технологические, техногенные и экологические риски). Специалисты предлагают оценивать уровень возможных рисков перехода на аутсорсинг по следующей формуле9:

п

У = 2 В. . Р. ,

р ^^ г г

где Ур — суммарный уровень возможных рисков, Вг — вероятность возникновения конкретного риска, Р. — размер возможных финансовых потерь по конкретному риску, п — количество возможных видов рисков в бизнес-операции;

— оценке возможностей потенциальных аутсорсеров (анализ предлагаемых работ (услуг), качество работ (услуг) потенциальных исполнителей, стоимость выполнения работ (услуг), оценка репутации потенциальных исполнителей).

Принятие решения о целесообразности (нецелесообразности) перехода на аутсорсинг потребует от специалистов предприятия профессиональных знаний и навыков для построения матрицы оценки применения аутсорсинга (чаще всего используется матрица аутсорсинга BKG Profit Technology); определения целей и условий применения аутсорсинга; анализа рынка, конкуренции и стратегического положения; построения матрицы определения стратегических позиций; построения матрицы сочетания развития организационной и технической систем; анализа этапов выведения на аутсорсинг подразделений, связанных технологической цепочкой; принятия решения о сфере применения аутсорсинга; построения матрицы аутсорсинга, рассмотрения вариантов выведения непрофильных активов; расчета интегральной оценки.

Применение аутсорсинга требует наличия условий и внутренней инфраструктуры в компании, под которой понимается комплекс средств, процедур и ресурсов внутри фирмы для выполнения той или иной функции. Аутсоpсинг может оказать положительное влияние на эффективность деятельности и финансовые показатели одних компаний (приспособленных к работе с внешними поставщиками) и не оказать влияния на финансовые показатели других (неприспособленных).

Качество и результативность аутсорсинга определяются качеством разработки договора (аутсорсингового соглашения контрагентов) и последующей организацией контроля за его реализацией. Заказчик должен четко знать, что представляют из себя затраты на осуществление контроля, каковы его направления, периодичность, виды анализируемой информации, ожидаемые результаты. Контролироваться должны финансы, качество, объемы выполняемых работ, информация, организация взаимодействия, использование времени. В договоре следует зафиксировать ожидаемые результаты от выполнения обязательств, взятых на себя заказчиком и исполнителем, в количественном и качественном измерении.

Масштабное применение модели аутсорсинга невозможно без выработки региональной стратегии разделения труда, эффективизации кооперирования деятельности предприятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Промышленность России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 453 с.

2 См.: Аналитический бюллетень // Машиностроение: тенденции и прогнозы. Вып. 1. Итоги 2010 года. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/b_mash1. pdf (дата обращения: 23.04.2011); Там же. Вып. 3. Итоги I полугодия 2011 года. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/b_mash3.pdf (дата обращения: 23.04.2011).

3 См.: Россия в цифрах. 2011 / Росстат: краткий стат. сб. М., 2011. 581 с.

4 См.: Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года): перспективы развития российского машиностроения. URL: http: //www.protown.ru/information/hide/4486.html (дата обращения: 25.04.2012).

5 См.: Федеральная служба государственной статистики РФ.

6 См.: Технологии машиностроения: ежемес. журн. М.: ИЦ «Технологии машиностроения», 2006—2011.

7 См.: Промышленность России ... С. 294.

8 См.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: ПитерКом, 1999. 416 с.

9 См.: Анохин А.М. Аутсорсинг как фактор эффективного развития предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 23 с.

Поступила 14.06.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.