Научная статья на тему 'Перспективы развития аграрного рынка Орловской области'

Перспективы развития аграрного рынка Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЫНКИ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНЦЕПЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полухин А.А., Репичев А.И.

В статье отмечается, что определение и прогнозирование объемов производства и потребления сельскохозяйственной продукции на современном этапе формирования аграрного рынка позволяют обосновать перспективы развития не только отдельных товаропроизводителей, но и рынка области в целом. Представлены концептуальные направления развития регионального АПК с учетом отраслевых особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития аграрного рынка Орловской области»

8(191)- 2011

Развитие АПК

УДК 338.431:332.012.2:330.322 (470.319)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО РЫНКА

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. А. ПОЛУХИН, кандидат экономических наук, заведующий отделом технического и технологического переоснащения сельского хозяйства E-mail: polukhinogac@yandex.ru Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. Орел

А. И. РЕПИЧЕВ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры аграрной экономики E-mail: repichev@bk.ru Орловский государственный аграрный университет

В статье отмечается, что определение и прогнозирование объемов производства и потребления сельскохозяйственной продукции на современном этапе формирования аграрного рынка позволяют обосновать перспективы развития не только отдельных товаропроизводителей, но и рынка области в целом. Представлены концептуальные направления развития регионального АПК с учетом отраслевых особенностей.

Ключевые слова: сельскохозяйственная продукция, рынки, продовольствие, экономический анализ, концепция, развитие.

Современная аграрная экономика основывается на различных формах собственности на средства производства, формах хозяйствования и, следовательно, предполагает свободу выбора товаропроизводителем вида своей деятельности на основе различных организационно-правовых форм.

В сельском хозяйстве Орловской обл. сложилась многоукладная экономика. В 2008 г. в области функционировали 112 коллективных сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, из которых 37,5% — обществас ограниченной ответственностью, 20,5 % — открытые и 18,7% — закрытые акционерные общества.

В результате преобразований в сельском хозяйстве идет процесс становления сектора крестьянских хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства, но дает возможность вести предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского населения. Развитие личных подсобных хозяйств повышает уровень самообеспечения населения продуктами питания, что в период переустройства общества способствует сохранению социальной

стабильности. При этом следует отметить, что переработка сельскохозяйственной продукции практически полностью монополизирована. Это создает определенные трудности по доведению агропродукции до объекта назначения. Кроме того, наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей. Данные особенности порождают ряд проблем, сдерживающих развитие сельскохозяйственного рынка региона. К таким проблемам можно отнести:

— незначительные денежные поступления от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограниченного сбыта;

— межотраслевой диспаритет цен и доходов. Ценовое давление со стороны посредников и перекупщиков привело к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта;

— неэффективность сбыта для отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия;

— отсутствие эффективных систем регулирования рынков, а также наличие торговых барьеров между регионами, искусственное сдерживание цен;

— слабое развитие рыночной инфраструктуры, которая не обеспечивает полного удовлетворения потребителей аграрной продукцией по приемлемым ценам.

Решение данных проблем и сглаживание условий их образования зависят от эффективного формирования конкурентной среды на сельскохозяйственных рынках.

В регионе осуществляют свою деятельность 13 универсальных розничных рынков, планируется создать 4 сельскохозяйственных рынка на 240 торговых мест.

Одним из эффективных мероприятий, реализуемых правительством Орловской области по обеспечению населения области качественной и экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, продуктами питания, реализуемыми непосредственно товаропроизводителями по ценам ниже сложившихся в розничной торговой сети (примерно на 15—20 %), является проведение тематических сельскохозяйственных ярмарок-распродаж. На пяти традиционных ярмарочных площадях ежегодно работает осенняя ярмарка «Золотая осень», большой популярностью у потребителей пользуются еженедельные ярмарки «Хлебосольный

выходной», которые проходят в городах и районах области. Например, на осенней ярмарке 2009г. сельскохозяйственными товаропроизводителями было реализовано продукции на сумму свыше 15 млн руб.

На 01.01.2009 в области зарегистрировано 1 540 предприятий различных форм собственности, занимающихся сельским хозяйством — это 10 % от всех предприятий региона. Выход валовой продукции вырос на 26,2 % к уровню 2008 г. в основном за счет расширения производства зерновых культур. Индексы физического объема оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году выросли на продовольственные товары всего на 5 %, вто время какиндексценнапро-довольствие — на 18,1 %, (на макаронные изделия — 141%, колбасные изделия — 129%, картофель — 123%).

Представим данные, характеризующие уровень потребления продуктов питания надушу населения (табл. 1). Целевое значение рассчитано на основе концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.

Потребление на душу населения в год основных продуктов питания в Орловской обл. к 2020 г. должно стремиться к соответствующим медицинским нормам. Эта динамика приведет к существенному развитию рынков сельскохозяйственной продукции.

Численность населения Орловской обл. на начало 2008г. составляла 821,9тыс. чел. Емкость внутреннего потребительского рынка, сформированная на уровне медицинских норм потребления продуктов питания, представлена в табл. 2.

В 2009 г. положение в данной сфере, занимаемое Орловской обл. в Центральном федеральном округе, имело следующие значения:

— мясо и мясопродукты — 3-4-е места;

— молоко и молочные продукты — 14-е место;

— яйца — 4-е место;

— сахар -11-е место;

— хлебные продукты — 7-е место.

Таким образом, можно сделать вывод о существенных резервах емкости рынка сельскохозяйственной продукции внутри области. Так, емкость внутреннего рынка мясопродуктов позволяет реализовать 66,57тыс. тпри фактическом валовом производстве в 2009 г. 63,9тыс. т; молока и молочных продуктов — 322,18 тыс. т при фактическом производстве 252,9тыс. т; яиц можно продать 240 млн шт. при фактическом производстве 185,2 млн шт. Причем при определении необходимого

Таблица 2

Таблица 1

Потребление на душу населения в год основных продуктов питания в Орловской обл. в 2004—2009 гг. и прогноз на 2020 г., кг

Год

Наименование 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2020 (целевое значение соответственно нормам потребления)

Мясо и мясопродукты в пересчете 59 63 60 63 69 62 81

на мясо

Молоко и молочные продукты 234 220 205 210 214 222 392

в пересчете на молоко

Яйца, шт. 222 229 216 223 211 188 292

Рыба и рыбопродукты 16 17 17 18 20 19 25

Сахар 30 28 28 26 27 23 41

Растительное масло 10 12 11 11 11 10 16

Картофель 95 97 88 77 72 63 118

Овощи и бахчевые 88 93 78 75 75 74 139

Фрукты и ягоды 38 47 49 55 58 52 65

Хлебные продукты 107 107 99 93 90 80 110

Потенциальная емкость внутреннего потребительского рынка Орловской обл., тыс. т

Наименование Потенциальная емкость внутреннего рынка

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 66,57

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 322,18

Яйца, шт. 239,99

Рыба и рыбопродукты 20,55

Сахар 33,70

Растительное масло 13,15

Картофель 96,98

Овощи и бахчевые 114,24

Фрукты и ягоды 53,42

Хлебные продукты 90,41

объема производства сельскохозяйственной продукции следует учитывать уровень товарности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. планируется, что по отношению к 2008 г. уровень производства продуктов питания возрастет в1,9 раза.

Для достижения планируемых показателей объем производства основных продуктов в сфере растениеводства в Орловской обл. должен, по мнению авторов, иметь следующий вид (табл. 3).

Валовой сбор зерновых культур в 2020 г. в Орловской обл. может достичь не менее 2 552тыс. т в результате роста урожайности с 30,7 ц/га в 2009 г. до не менее 35 ц/га в 2020 г. и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Орловской обл. занимать одну из лидирующих позиций в РФ по этому показателю.

К 2020 г. Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока — на 27%. Доля импорта в мясных ресурсах снизится с 34 % в 2007 г. до 12% в 2020 г., доля импорта молока — с 17 до 12 % соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

Соответствующих целевых показателей должна добиваться Орловская область (табл. 4).

У произведенной продукции есть достаточные предпосылки для реализации даже внутри Орловской обл.

Ключевой особенностью сельскохозяйственной сферы является то, что часть выпущенной продукции используется для последующего производства (на семена, корм, удобрение и т. д.) Другими словами, сельскохозяйственное производство обладает относительно низким уровнем товар-

Таблица 3

Валовой сбор продуктов растениеводства в хозяйствах всех категорий Орловской обл. в 2004—2009гг. и прогноз на 2020г.,тыс. т

Вид продукции Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2020 (целевое значение)

Зерно (в весе после доработки) 1 577 1 664,2 1268 1 343,3 2 282,3 2 393 2 552,3

Пшеница озимая 574,8 744,9 436 598 1 021,2 1281 1 136,2

Рожь озимая 88,8 79,5 50,6 50,2 89,1 72,8 95,38

Кукуруза на зерно 0,1 - - 2 50,4 25,3 38,2

Ячмень яровой 563 545,8 504,8 454,8 842,7 690,9 864,1

Овес 66,8 54,4 34,6 50,5 75 52,2 95,9

Просо 2 1,1 0,7 0,5 1,4 1,1 0,95

Гречиха 41,5 32,2 29,1 37,9 45,1 62,8 72

Зернобобовые 60,7 61,4 22,1 20,4 29,6 33,1 38,76

Сахарная свекла (фабричная) 296,3 336,6 655,3 1 015,1 926,4 842,5 1 928,7

Семена масличных культур 25,4 40,4 37,5 29,8 38,2 41,6 56,62

Семена подсолнечника 3,2 0,0 0,1 - 0,2 2,4 2,4

Соя 0,7 0,6 0,7 0,8 1,4 4,6 4,6

Картофель 664,1 763,7 817,1 775,8 824,4 780,2 1474

Овощи, всего 109,9 116,6 120,8 118,4 124,4 120,1 224,96

Таблица 4

Производство основных продуктов животноводства в Орловской обл. в 2004—2009гг. и прогноз на 2020г., тыс. т

Вид продукции Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2020 (целевое значение)

Скот и птица на убой (в убойном весе) 61,8 59,9 57,4 56,3 58,9 63,9 95,7

Крупный рогатый скот 22,6 20 21,3 18,7 18,8 16,1 32

Свиньи 26,4 24,1 21,1 20,3 22,7 27,8 35

Овцы и козы 0,8 0,9 0,6 1 0,9 1,2 1,7

Птица 11 14 13,6 15,5 15,5 18 27

Молоко 313,2 294,3 268,6 243,9 252 252,9 310

Яйца, млн шт. 243 271 268 221,5 202,3 185,2 281

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шерсть (в физическом весе), т 45 44 39 45 50 57 57

Мед вынутый, т 569 573 453 487 572 671 618

ности. В табл. 5 представлен расчет товарности основных видов продукции сельского хозяйства Орловской области.

Важной составляющей рынка сельскохозяйственной продукции является объем рыночного спроса. Целевыми значениями объема рыночного спроса могут являться медицинские нормы потребления продуктов питания.

Помимо емкости рынка существенное влияние на перспективы развития сельскохозяйственных рынков оказывают технологические мощности для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

К примеру, хранение зерна в Орловской обл. организовано на 20 предприятиях элеваторной промышленности с общим объемом емкостей для хранения зерна на 880,3тыс. т. Таким образом,

рост производства зерна для пропорционального развития рынка потребует значительного роста элеваторных мощностей. Те же тенденции должны быть учтены в других сферах производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Рынки станут образовываться и функционировать только тогда, когда цели экономических организаций будут способствовать формированию достаточной мотивации хозяйственных субъектов для этого. Координация экономической деятельности связана с развитием не только самих рынков, но и трансакционного сектора экономики.

В Орловской обл. должна быть создана единая сеть сельхозрынков, которая будет охватывать все районы. Необходимо проводить единовременную сертификацию продукции малых форм хозяйство-

Таблица 5

Оценка уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции Орловской обл.

в 2004—2009 гг. и прогноз на 2020 г.

Показатель Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2020 (целевое значение)

Зерно

Произведено, тыс. т 1 577,1 1 664,2 1 268,0 1 343,3 2 282,3 2 393 2 552,3

Продано, тыс. т 737,6 948 862,8 818,2 999,3 1 620,4 1 380

Уровень товарности, % 46,8 57,0 68,0 60,9 50,6 67,7 54,1

Сахарная свекла (фабричная)

Произведено, тыс. т 296,3 336,6 655,3 1 015,1 926,4 842,5 1 928,7

Продано, тыс. т 251,9 278,9 514,5 856,1 863,6 743,5 1 542,9

Уровень товарности, % 85,0 82,9 78,5 84,3 79,4 88,2 80,0

Молоко

Произведено, тыс. т 313,2 294,3 268,6 243,9 252,0 252,9 310

Продано, тыс. т 135,5 135,8 126,2 117,0 124,1 124,8 155

Уровень товарности, % 43,3 46,1 47,0 48,0 49,3 49,3 50,0

Скот и птица на убой (вубойном весе)

Произведено, тыс. т 61,8 59,9 57,4 56,3 58,9 63,9 95,7

Продано, тыс. т 40,8 44,7 45,5 45,2 48,0 57,5 76,2

Уровень товарности, % 66,0 74,6 79,3 80,3 76,9 90,0 80,0

вания, которую может осуществлять специальная комиссия — сразу на весь урожай и непосредственно на месте его сбора, в результате чего появятся новые рабочие места.

Одним из эффективных методов реализации сельскохозяйственной продукции на селе являются сельские закупочные кооперативы. К сожалению, пока их число в области минимально. В современных экономических условиях в рамках жесткой конкуренции и реализации различных программ по развитию малого бизнеса борьба за покупателя становится приоритетным направлением и способствует изменению инфраструктуры потребительского рынка.

Организованные сельскохозяйственные рынки, по сути, должны являться теми центрами, через которые проходят основные объемы произведенной сельскохозяйственной продукции. Они выявляют цену товаров, снабжают необходимой информацией субъектов рынка, решают проблемы стандартизации, контроля качества продукции и тем самым снижают уровень трансакционных издержек. Одним из примеров организованных рынков являются товарные биржи.

Объем товарных операций на сельскохозяйственном рынке станет системой экономических отношений, вокруг которой будут формироваться ассоциации производителей, потребителей и торговцев. Это поможет выработке приемлемых для всех участников процесса типовых контрак-

тов, обеспечивающих стандартизацию качества и условий поставки продукции, норм поведения на рынке, формированию информационной базы, подготовке необходимых кадров, регулированию коммерческих конфликтов, выявлению реального уровня цен во взаимной конкуренции производителей и потребителей.

Сейчас реализация сельскохозяйственной продукции осуществляется в основном по трем каналам сбыта: в федеральный и региональный продовольственные фонды, прямая продажа и косвенная реализация через посредников (оптовые продовольственные рынки и др.). К сожалению, государственные власти часто своими действиями дестабилизируют ситуацию на рынке. Например, монопольное повышение закупочных цен исключает конкуренцию, что не способствует становлению и развитию аграрного рынка, стирает всякого рода стимулы развития сельскохозяйственного производства. Существующее положение в экономике требует особо лояльного подхода к организации сельскохозяйственных товарных рынков и их государственному регулированию.

Эффективное развитие рынков сельскохозяйственной продукции предполагает решение следующих основных задач:

— стимулирование структурных преобразований региональных рынков, их реконструкция и модернизация в целях защиты интересов местных товаропроизводителей и населения;

— привлечение инвестиционных потоков в развитие сельскохозяйственной рыночной торговли;

— формирование эффективных условий для закупок и сбыта сельхозпродукции местных товаропроизводителей через развитие торгово-загото-вительных кооперативов;

— создание информационно-аналитической базы по размещению «прозрачной» информации и рекламированию конъюнктуры сельскохозяйственного рынкадля потребителей;

— совершенствование нормативно-правового регулирования и координации деятельности рынков области, проведение мониторинга товарооборота, спроса, предложения и конкуренции при организации торгового процесса;

— разработка налоговых льгот на уровне региона для вновь открывающихся рынков сельскохозяйственного сырья и реализации готовой продук-

ции фермерскими (крестьянскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами.

Список литературы

1. Орловская область в цифрах: сельское хозяйство. URL: http://orel.gks.ru/digital/region4/ default, aspx.

2. Репичев А. И. Направления развития рынка сельскохозяйственной продукции Орловской области. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2010». Одесса: Черноморье. 2010.

3. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований: монография / под научной редакцией Е. Ф. Злобина. Орел: ОрелГТУ. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.