Научная статья на тему 'Перспективы разработки портала по детской челюстно-лицевой хирургии'

Перспективы разработки портала по детской челюстно-лицевой хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЧЛХ / CHILDREN'S MAXILLOFACIAL SURGERY / KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM / INFORMATION PORTAL OF PMFS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рогинский В. В., Кудряшов А. И., Сапрыкина А. В., Горбоносов В. А.

В статье рассматриваются вопросы создания и применения технологий формирования, накопления, хранения, поиска, обмена и распространения передового опыта и профессиональных знаний в области диагностики, лечения и реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией на основе разработки информационного Портала по детской челюстно-лицевой хирургии (Портал ДЧЛХ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рогинский В. В., Кудряшов А. И., Сапрыкина А. В., Горбоносов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of development of the Portal of pediatric maxillofacial surgery (the Portal of PMFS)

In article questions of building and application of technologies of formation, accumulation, storage, search, an exchange and diffusion of an advanced experience and professional knowledge in the field of diagnostics, treatments and rehabilitation of children with a maxillofacial pathology on the basis of working out of an information Portal on pediatric maxillofacial surgery (Portal of PMFS) are considered.

Текст научной работы на тему «Перспективы разработки портала по детской челюстно-лицевой хирургии»

Информационные ресурсы для врача

www.idmz.ru

2012, N'4

■■■■

рчва

В.В. РОГИНСКИЙ,

д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель клиники и научного отдела детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития России, г. Москва, Россия А.И. КУДРЯШОВ,

генеральный директор компании «Автоматизация менеджмента», г. Москва, Россия

A. В. САПРЫКИНА,

менеджер инновационных проектов Клиники детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития России, г. Москва, Россия

B. А. ГОРБОНОСОВ,

врач — челюстно-лицевой хирург, младший научный сотрудник отдела детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития России, г. Москва, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ ПОРТАЛА ПО ДЕТСКОЙ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ (ПОРТАЛ ДЧЛХ)

УДК 616.31; 617.52-089; 61:001.92; 614; 614.2; 614.2.003; 614:338.26; 614.001.18

Рогинский В.В., Кудряшов А.И., Сапрыкина А.В., Горбоносое В.А. Перспективы разработки портала по детской челюстно-лицевой хирургии (Портал ДЧЛХ) (ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития России, г. Москва, Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создания и применения технологий формирования, накопления, хранения, поиска, обмена и распространения передового опыта и профессиональных знаний в области диагностики, лечения и реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией на основе разработки информационного Портала по детской челюстно-лицевой хирургии (Портал ДЧЛХ).

Ключевые слова: детская челюстно-лицевая хирургия, система управления знаниями, информационный Портал ДЧЛХ.

UDC 616.31; 617.52-089; 61:001.92; 614; 614.2; 614.2.003; 614:338.26; 614.001.18

Roginskiy V.V, Kudryashov A.I., Saprykina A.V., Gorbonosov V.A. The prospects of development of the Portal of pediatric maxillofacial surgery (the Portal of PMFS) (Clinic of pediatric maxillofacial surgery and stomatology of the CSRIS and MFS of Ministry of health and social development of the Russian Federation, Moscow, Russia) Abstract: In article questions of building and application of technologies of formation, accumulation, storage, search, an exchange and diffusion of an advanced experience and professional knowledge in the field of diagnostics, treatments and rehabilitation of children with a maxillofacial pathology on the basis of working out of an information Portal on pediatric maxillofacial surgery (Portal of PMFS) are considered.

Keywords: children's maxillofacial surgery, knowledge management system, information portal of PMFS.

Сокращения: ДЧЛХ — детская челюстно-лицевая хирургия, СУЗ — система управления знаниями

Введение

В детской челюстно-лицевой хирургии уровень подготовки и компетенции специалистов, их опыт и знания обеспечивают необходимые условия для оказания квалифицированной медицинской помощи. В рамках создаваемого информационного Портала детской челюстно-лицевой хирургии России может

© В.В. Рогинский, А.И. Кудряшов, А.В. Сапрыкина, В.А. Горбоносов, 2012 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 35 ■

ВраЧ ЕЗВВ Информационные ресурсы для врача

^ и информационные

технологии

&

>быть организован обмен передовым опытом («best practices») между клиниками, врачами, научными и образовательными учреждениями, что позволит улучшить использование существующего врачебного научно-методического потенциала и значительно повысить эффективность этого вида медицинских услуг.

В статье рассматриваются вопросы выбора информационной структуры и форматов для обмена передовым опытом («best practices») в ДЧЛХ.

Предпосылки

Детская челюстно-лицевая хирургия достаточно молодое направление в системе российского здравоохранения — 50 лет тому назад этого направления в России вообще не было, ни как специальности, ни даже как дисциплины. Начало оно развиваться в 60-е годы XX столетия, когда в 1963 г. в г. Архангельске был проведен расширенный пленум Всесоюзного научного медицинского общества стоматологов и 1-я выездная сессия ЦНИИС, которые были посвящены вопросам этиологии, патогенеза, лечения детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Так началось зарождение дисциплины. Специальность же в структуре здравоохранения России до сих пор не выделена.

За прошедший период в России разработаны и внедрены в клиническую практику алгоритмы, способы и методы лечения практически всех известных на сегодняшний день заболеваний челюстно-лицевой области у детей, накоплен значительный опыт ведения больных как с врожденной так и с приобретенной патологией. Проведено множество исследований, изданы книги, руководства и монографии, выпущены методические рекомендации. Но все эти наработки существуют как бы сами по себе. Для региональных врачей часто становится проблемой найти нужную информацию, получить консультацию опытных специалистов, поделиться опытом с коллегами. В то же время проблема сущест-

вует — не всегда верно неопытные специалисты диагностируют заболевание, что отрицательно сказывается на своевременном оказании необходимой медицинской помощи пациентам с челюстно-лицевой патологией.

Согласно ТОС (теория ограничений систем, предлагающая системный подход к управлению и улучшению системыы — через ее ограничения) [14; 19], были выделены основные конфликты в области знаний, заключающиеся в отсутствии единой точки доступа к накопленным данным и знаниям ведущих специалистов в какой-либо дисциплине. Основываясь на эту теорию применительно к дисциплине «Челюстно-лицевая хирургия» можно добиться улучшения качества диагностики и ведения пациентов с челюстно-лицевой патологией путем введения ограничений через создание портала, который будет образован на базе ведущего учреждения страны — Центрального научноисследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздравсоцразвития России. Суммарная ценность накопленных знаний может улучшить диагностику заболеваний и дать гораздо больший эффект при ведении пациентов с челюстно-лицевой патологией.

Обеспечение обмена передовым опытом с помощью Портала ДЧЛХ потребует решения ряда вопросов, одним из которых является создание единого информационного пространства ДЧЛХ. Среди множества функций, поддерживающих единое информационное пространство в сфере ДЧЛХ, необходимо выделить задачу накопления и распространения передового опыта, как унифицированной и систематизированной совокупности сведений научно-практического характера о конкретных результатах диагностики, лечения и реабилитации больных в сфере ДЧЛХ.

Следует отметить ряд обстоятельств, объективно и достаточно серьезно затрудняющих на практике распространение передового опыта. К числу основных трудностей относятся:

36 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информационные ресурсы для врача

www.idmz.ru

2012, N'4

■■■■

рчва

• Отсутствие специальности «детская челюстно-лицевая хирургия» в структуре здравоохранения России (при наличии дисциплины лечебных отделений, кафедр и т.д.). Таким образом, отсутствует система подготовки квалифицированных и сертифицированных специалистов. Этот вопрос решается стихийно и не на всех территориях [16].

• Отсутствие общепринятой и полной системы структурированного описания знаний и передового опыта в лечении пациентов ДЧЛХ. В западной литературе такие описания часто называют «Best practices» [5,17]. В состав этих форматов должна входить информация по анамнезу, диагностике, видам и результатам обследования, выбору методики и плана лечения, сведений по использованному оборудованию, инструментам и материалам, справочная информация, каталоги и другие, существенные с точки зрения медицины данные [8, 10, 11];

• Устаревшая нормативная база, сложности, инерционность и большие сроки оформления и распространения накопленного опыта в форме традиционных методик (в «бумажной форме»), публикаций, сообщений и докладов [1, 2, 3, 7, 10];

• Слабая поддержка со стороны современных специализированных информационных систем для накопления, представления и распространения передового опыта от лучших врачей и клиник к широкому кругу заинтересованных лиц [4, 18];

• Одной из основных посылок теории ограничений (Theory of Constraints — TOC) является представление, что сопротивления переменам нет, есть непонимание выгод перемен [14, 19].

На данном этапе для решения вопросов практического извлечения знаний может быть разработана унифицированная структура представления информации по лечению пациентов ДЧЛХ, в формате которой в клиниках будут фиксироваться сведения по результатам лучших проведенных операций, методов и

этапов лечения, медицинских технологий, оборудования и приборов, использованных материалов и других существенных медицинских и профессиональных сведений.

Указанная унифицированная структура может быть размещена на Интернет-портале и предоставлена для свободного использования всем заинтересованным учреждениям по профилю ДЧЛХ, а также соответствующим специалистам и врачам (рис. 1).

От данных к знаниям

Прежде чем перейти к обсуждению форматов описания передового опыта, коротко остановимся на понятиях управления знаниями, которые широко используются в настоящее время в научной и практической деятельности. Передовой опыт, «best practices», интеллектуальные ресурсы, капитал, активы, представляют собой терминологию управления знаниями. Заметим очевидное, что знания без информации невозможны так же, как и информация без первичных данных.

В википедии [5] приводится определение соотношения «DIKW» (англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость) — информационная иерархия, где каждый уровень добавляет определенные свойства к предыдущему уровню. При этом в основании находится уровень данных, информация добавляет контекст, знание добавляет «как» (механизм использования), а мудрость добавляет «когда» (условия использования).

В сфере ДЧЛХ интерпретировать взаимосвязь между данными, информацией и знаниями можно следующим образом.

Данные — отдельные исходные сведения о больном, данные лабораторных анализов, обследованиях, диагностике и т.д.

Информация — те же данные, с добавлением сведений относительно диагноза заболевания, методики лечения, плана лечения, выполнения хирургических операций и послеоперационного сопровождения и реабилитации больного.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 37 ■

Рис. 1. Информационная структура Портала ДЧЛХ

Знания — та же информация с добавлением сведений относительно оснований для диагностики заболевания, выбора методики лечения, разработки плана операции, особенностей проведения операции, интерпретации результатов операции и рекомендаций по реабилитации больного.

Учитывая изложенное, можно сказать, что процесс перехода от данных к информации может быть практически полностью автоматизированным. Что касается отражения информации в форме знания, то в сфере ДЧЛХ, как и в других направлениях медицины, это можно сделать только при участии специалистов-врачей,

38 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информационные ресурсы для врача

www.idmz.ru

2012, N'4

■■■■

рчва

профессиональный опыт которых позволяет обосновать, выбрать, принять решение и осуществить другие творческие акты в процессе лечения больных. Необходимо только предусмотреть механизмы представления специфической интеллектуальной информации в системе.

Структура описания передового опыта

Источником сведений о передовом опыте является врач, делающий операцию, администраторы и медицинский персонал, в более широком смысле — клиника, в которой проходит лечение пациент.

Общая структура описания передового опыта — «best practices» в сфере ДЧЛХ должна обеспечивать сбор, хранение, поиск и доступ к структурированной информации по следующим основным разделам:

• Данные о медицинском учреждении, в котором осуществлялось лечение, данные о враче (врачах), проводившем лечение.

• Информация по анамнезу, диагностике, видам и результатам проведенных обследований, сведения о сроках и основных этапах выявления, диагностики, лечения и реабилитации пациента [13].

• Основания для выбора методики и плана лечения, описание проведенного лечения (операций) и реабилитации пациентов.

• Сведений по использованному оборудованию, инструментам и материалам, с указанием фирм-производителей и поставщиков.

• Электронные фотографии, рентгенограммы, результаты УЗИ и другие документы в электронной форме, сопровождающие процесс диагностики, лечения и реабилитации пациента.

• Заключение и рекомендации хирурга и лечащего врача с комментариями по процессу и результатам лечения пациентов, с указанием медицинских (хирургических) особенностей, представляющих профессиональный интерес для сообщества врачей. Этот материал (экспертный отзыв, заключение) можно

было бы получать в форме видеофрагмента интервью (съемки через web-камеру) хирурга (лечащего врача).

• Рекомендации лечащего врача по реабилитации.

• Сроки повторных госпитализаций (при необходимости).

Интервью должен брать квалифицированный специалист, работающий с базой данных клиники, через достаточно короткое время после операции, когда свежи в памяти особенности данного случая, по определенному шаблону (диагноз, план лечения, операция, реабилитация и т.д.), комментарий к интервью должен сопровождаться электронными материалами, имеющимися в базе данных медицинской системы. Этот материал, прикрепленный к электронной истории болезни пациента, может быть просмотрен в соответствии с установленным порядком доступа к персональным данным.

Виды интеллектуального капитала в ДЧЛХ

Сведения о передовом опыте составляют существенную часть интеллектуального капитала медицинского учреждения, хотя и далеко не единственную. В настоящее время интеллектуальный капитал рассматривается как нематериальный актив, значительно повышающий возможности организаций как в части текущей деятельности, так и развития.

Вопросы сбора, накопления и доступа к знаниям

Учитывая прогресс и постоянные изменения в методиках, материалах, оборудовании, других инновациях в сфере ДЧЛХ, на портале будет накапливаться и широко использоваться уникальная база знаний, авторами и владельцами которой будут наиболее подготовленные, продвинутые, инновационные учреждения и специалисты.

Доступ к Порталу ДЧЛХ должен позволять проводить поиск необходимой информации

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 39 ■

ВраЧ ЕЗВВ Информационные ресурсы для врача

^ и информационные

технологии

&

>по передовому опыту (информационных комплектов) по различным поисковым критериям и их сочетаниям (заболеваниям, диагнозам, методикам лечения, операциям, реабилитации и т.д.).

Информация в комплектах передового опыта может содержать структурированные и неструктурированные данные. Формат «best practices» также должен обеспечивать возможности по обучению и самообучению, обмену опытом, представлению на рассмотрение на врачебных конференциях и мастер-классах.

База знаний передового опыта может использоваться не только в России, но и на коммерческих условиях предложена зарубежным клиникам и врачам, что даст импульс дальнейшему обмену опытом, постоянному повышению квалификации врачей, и в конечном итоге обеспечит непрерывное повышение уровня лечения пациентов. Дополнительно в состав услуг портала может быть включен консалтинг в сфере ДЧЛХ, проводимый ведущими специалистами и экспертами.

Направления работ

Под системой управления знаниями (СУЗ) понимается совокупность организационных, методологических, информационных и технологических методов и средств, направленных на обеспечение систематического повышения уровня выявления, диагностики, лечения и реабилитации пациентов ДЧЛХ в стране за счет формирования, предоставления и использования (циркуляции) знаний и передового опыта внутри и между сообществами врачей по всем учреждениям ДЧЛХ страны. Работы по созданию СУЗ ДЧЛХ целесообразно организовать по нескольким направлениям (программам):

Первое направление (методика формирования знаний) — разработка критериев отбора сведений, разработка методических материалов и унифицированных форматов данных для извлечения, учета, накопления, хранения, распространения и применения знаний, мето-

дов работы, передового опыта («best practices») в сфере ДЧЛХ.

Второе направление (информационная система учета знаний) — разработка алгоритмов и принципов функционирования информационной системы медицинской клиники для обеспечения автоматизированной поддержки процессов извлечения, учета и накопления знаний о применяемых методиках работы и передовом опыте («best practices») на местах.

Третье направление (портал управления знаниями) — разработка портала управления знаниями в ДЧЛХ для сбора, экспертизы, накопления, распространения и применения знаний, передового опыта («best practices») в сфере ДЧЛХ в масштабах страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертое направление (продвижение знаний) — информирование заинтересованных лиц о передовом опыте и знаниях в ДЧЛХ, передача опыта, проведение мастер-классов, обучение, внедрение современных практик и анализ результатов применения общероссийских и мировых достижений в сфере ДЧЛХ на практике (Приложение № 1).

Заключение

Управление знаниями, оценка интеллектуального капитала интересны не только с теоретических позиций, но имеют также глубокий практический смысл. Обсуждение вопросов соотношения и взаимосвязи материальных и нематериальных активов медицинского учреждения будет последовательно выводить на первый план врачей, хирургов, других медицинских специалистов, которые одновременно являются и пользователями, и создателями передового опыта.

Клиника и научный отдел детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ Минздравсоцразвития РФ» в рамках создания Портала ДЧЛХ делает первые шаги в части создания технологий формирования, накопления, хранения, поиска и передачи передового опыта в интересах эффективного лечения больных.

40 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Информационные ресурсы для врача

www.idmz.ru

РЧН

2012, N'4

Приложение 1

Взаимодействие информационной системы клиники с Порталом ДЧЛХ

База знаний Портала ДЧЛХ

Информационные комплекты по передовому опыту

БД Клиники БД Врачи БД Услуги БД Методики БД Диагнозы БД Операции БД Результаты БД Эксперты

БД Компании-поставщики БД Инструменты БД Материалы

Портал

ДЧЛХ

База знаний клиники ДЧЛХ

Информационные комплекты по передовому опыту БД Врачи БД Услуги БД Методики БД Диагнозы БД Операции БД Результаты БД Эксперты

БД Компании-поставщики БД Инструменты БД Материалы

Экспертное

сообщество

Структура информационных комплектов по передовому опыту (best practices) в ДЧЛХ

Данные о медицинском учреждении, в котором осуществлялось лечение Врачи КЛИНИКИ

Данные о враче (врачах), проводившем лечение ______

Электронные персональные медицинские записи в обезличенной форме "

Информация по анамнезу, диагностике, видам и результата проведенных обследований Сведения о сроках и основных этапах выявления, диагностики, лечения и реабилитации пациента Основания для выбора методики и плана лечения Описание проведенного лечения (операций)

Сведений по использованному оборудованию, инструментам и материалам, с указанием фирм-производителей

Электронные фотографии, рентгенограммы, результаты УЗИ и другие документы в электронной форме, сопровождающие процесс диагностики, лечения и реабилитации пациента Заключение и рекомендации лечащего врача с указанием особенностей по лечению пациента, представляющих профессиональный интерес для сообщества врачей

Администрация

клиники

Пациенты

клиники

ДЧЛХ

>

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ !5 ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■

ВраЧ ЕЗВВ Информационные ресурсы для врача

^ и информационные

технологии

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Бондарь В.И и др. Новые подходы к изучению заболеваемости детского населения страны (программа 5ОС/РЕ01АТНА-2)//Электронный научный журнал «Системная интеграция в здравоохранении». — 2010. — №2.

2. Дуданов И.П, Романов Ф.А, Гусев А.В. Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения: Практическое руководство. — Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2005.

3. Заседание Совета по развитию информационного общества в России от 08.07.2010.

4. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., ЦыгановС.А. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. — М.: Издательство «Дело», 2009.

5. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/DIKW

6. Кобринский Б.А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей. — М.: Детстомиздат, 2000. — 152 с.

7. Кобринский Б.А, Зарубина Т.В. Медицинская информатика. — М., 2009.

8. Кобринский Б.А. Системы поддержки принятия решений в здравоохранении и обучении//Врач и информационные технологии. — 2010. — № 2. — С. 39-45.

9. Кобринский Б.А. Мониторинг диспансеризации детского населения: состояние и задачи по повышению его эффективности//Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2009. — № 4. — С. 4-10.

10. Кобринский Б.А. Перспективы и пути интеграции информационных медицинских систем//Врач и информационные технологии. — 2009. — № 4. — С. 4-11.

11. Кобринский Б.А. Мониторинг состояния здоровья детей с использованием современных компьютерных технологий: состояние и перспективы//Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2009. — № 1. — С. 6-11.

12. Кобринский Б.А. Видеоконференции в консультировании: Миф или жизненная потребность//Врач и информационные технологии. — 2008. — № 6. — С. 47-52.

13. Московский центр детской челюстно-лицевой хирургии: 10 лет — результаты, итоги, выводы/Под ред. В. В. Рогинского. — М.: Детстомиздат, 2002. — 416 с.

14. Одед Коуэн Постоянно улучшать — Практическое руководство по управлению производством на основе TOC, TOC Strategic Solutions, 2010.

15. Постановление Правительства Москвы от 7 октября 2003 г. № 840-ПП «О принципах организации городского портала Москвы в сети Интернет».

16. Рогинский В.В, Дьякова С.В. Проблемы детской хирургической стоматологии и детской челюстно-лицевой хирургии//Медицинская газета. — 15.09.2004. — №72. — С. 10-11.

17. Румизен Мелисси Клеммонс ИАЦ «Хокма» (рус.). — М.: АСТ, Астрель (2004). — «Шаг за шагом: Управление знаниями».

18. Садовский В.В., Сапрыкина А.В. Автоматизация управления стоматологической организацией с использованием методов проектного и процессного управления// Врач и информационные технологии. — 2010. — №6. — С. 27-35.

19. Федурко Е. Практическое применение мыслительных процессов//Умное производство. — №1 (17). — С.2 5.

20. Чеченин Г.И. Системный подход и системный анализ в здравоохранении и медицине. Учебное пособие. — Новокузнецк, 2002.

42 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.