УДК: 338.124.4
Экономические науки
Мамедов Т. Н., аспирант Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации e-mail: tural-mamedov-2011 @mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Аннотация: Целью работы является комплексное исследование структуры, динамики, проблем и перспектив прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и разработка практических рекомендаций, направленных на оптимизацию привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику.
Ключевые слова: Прямые иностранные инвестиции, частные инвестиции, иностранный инвестор, санкции, инвестиционный климат, агентства.
Absract: The aim of the article is a comprehensive study of the structure, dynamics, problems and prospects of foreign direct investment in the Russian Federation and the development of practical recommendations aimed at optimizing the attraction of foreign investment in the national economy.
Key words: Foreign direct investments, private investments, foreign investor, sanctions, investment climate, agencies.
Поддержание устойчивого экономического роста в стране является стратегической целью руководства любого государства. Для России вопрос поддержания экономического роста является особенно актуальным в связи с фундаментальным исчерпанием текущей модели экономического развития и необходимостью реализации других каналов роста экономики. Одним из таких
каналов является привлечение прямых иностранных инвестиции, как альтернативы внутренним инвестициям. Прямые иностранные инвестиции обеспечевиют рост занятости и доходов населения [1], позволяют разрабатывать современные технологии, повышают уровень корпоративного управления.
Большинство зарубежных эмпирических исследований подтверждают наличие прямой зависимости между объёмом привлекаемых прямых иностранных инвестиций и темпов экономического роста. Поступление ПИИ в национальную экономику способствует экономического росту за счет повышения производительности путем предоставления новых инвестиций, технологий и навыков управления для принимающих стран.
Эффект ПИИ на экономический рост зависит от уровня технического прогресса, экономики принимающей страны, экономической стабильности, инвестиционной политики государства, степени открытости и от размера человеческого капитала [2].
Существует ряд проблем, ограничивающих приток прямых иностранных инвестиций в экономику России. К основным относятся несовершенство и внутренние противоречия законодательства, отсутствие эффективного механизма защиты иностранных инвесторов, неравномерное распределение инвестиций между отдельными регионами, коррупционные преступления, бюрократия, веденные санкции по отношению к России со стороны Европы и США. Существенный отток капитала, ослабление курса рубля, и как следствие высокий уровень инфляции негативно сказались на привлечении прямых инвестиций в экономику страны.
Анализ информации, представленной на Рисунке 1, позволил сделать вывод, что по итогам 2017 года объем прямых инвестиций в мире составил 1,430 трлн. долл. США (снижение составило 23%).
о --
2006 2006 2007 2006 2009 2010 2011 2012 2013 2014 201! 2016 2017
&МС* иМСТАО. ЯШК ЛэМии .ипйай тдЛЛЯньзиск!.
Рисунок 1. Приток ПИИ: в мире и по группам стран, 2005-2017 гг., (млрд. долл. США).
В 2017 году наибольший объем ПИИ пришлось на долю развитых стран, а именно 712 млрд. долл. США. Однако сокращение составило 37%. Приток ПИИ в развивающихся странах составил 671 млрд. долларов США, что соответсвует уровню предыдущего годы. Приток прямых иностранных инвестиций в 2017 году в переходные экономики сократился на 27% до 47 млрд. долл. США [7] .
Снижение притока инвестиций было связано геополитическими рисками, негативными прогнозами по экономичнскому росту.
В 2017 году первую десятку стран-реципиентов по привлечению прямых иностранных инвестиций вошли США, на долю которых пришлось 275 млрд. долл. США, Китай (136 млрд. долл. США). (Рисунок 2).
(nj = ¿lUie rankmg
United Stiles (i) f
Нину Кипу. Chirid (4>
China (3)
11?
136 l3d
Gttzil (7] | jj Singapüne (6j | 1 NeUierlands (S)
France (14) ^^e Анз1тМ{9) ^
Df «clopcd economics ■ a>ir ■ 20I&
Develaplng and
Switzäiand (£> |' \ India(n) | J
tianslticin econtmiies ■ ИИ 7 2Q16
Рисунок 2. Приток ПИИ: ведущие 10 принимающих стран, 2016-2017 гг. (млрд. долл. США). Источник: Global Investment Trends Monitor, World Investment Report, file:///C:/Users/user/Desktop/wir2018_en.pdf, (дата обращения: 29.07.2018).
Приток ПИИ в Российской Федерации в 2013 вырос на 83% до 94 млрд. долларов США, что сделало его третьим по величине в мире получателем ПИИ в первый раз в истории. Скачок России на третье место позволило опередить такие страны, как Гонконг и Сингапур. Увеличение было, главным образом, связано с большим приобретением BP (Великобритания) 18,5% акций Роснефти. Таким образом, по этому показателю Россия уступила только США и Китаю. К сожалению, успех длился недолго. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию в 2014 году упали до 22 млрд. долларов США. (Рисунок
3).
<
^ 50000
^ 40000 О
с!
• 30000
Прямые инвестиции в млн. долларов США
74783
32539
28557
6853
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Год
Рисунок 3. Объем ПИИ в Российской Федерации в 2007-2017 гг. Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Центрального Банка Российской Федерации, [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.cbr.ru/statistics [дата обращения: 02.01.2019].
Негативную роль для российской экономики сыграли санкции принятые со стороны Европы и негативные прогнозы по экономическому росту. В 2015 году также последовало дальнейшей снижение до уровня 6478 млн. долл. США. Однако, по итогам 2016 года прямые иностранные инвестиции в Россию увеличились на 62%, составив $32,539 млн. долларов США, по сравнению с 2015 годом [4].
Рост был связан с продажей государством 19,5% акций в нефтяной компании «Роснефть» иностранному консорциуму «Иепсоге» и суверенному фонду Катара. В 2017 году наблюдалось снижение до уровня 28557 млн. долл. США.
Что касается отраслевых структур, то в 2016-2017 годах на первый план выдвинулись добыча полезных ископаемых, а более 50 % от общего объема получаемых прямых иностранных инвестиций.
Данные, представленные в таблице № 6 показывают, что основной поток ПИИ в России в 2013-2017 годы поступает из оффшорных зон, где обычно организации пытаются уклониться от налогов в своей стране. Такие страны как Кипр, Британские Виргинские острова, Бермуды, а также Люксембург. На основе проведенного автором анализа выявлено, что Россия в основном
инвестирует капитал в оффшорные зоны. Это свидетельствует о том, что более половины прямых иностранных инвестиций, которые направляются в Россию, осуществляют российские инвесторы (таблица 1).
Страна 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 69219 22031 6853 32539 -174
Австрия -326 841 407 374
Багамы 2791 3808 5108 5802 6211
Виргинские острова (Британия) 9379 3123 2374 1010 -827
Германия 335 349 1483 224 470
Ирландия 1033 -531 623 -1789 889
Кипр 8266 3158 -7069 -436 8674
Китай 597 1271 645 345 140
Люксембург 11638 -693 -5770 -939 3378
Нидерланды 5716 1102 -246 165 -1427
Великобритания 18927 120 1112 478 2076
США 485 708 209 402 495
Швейцария 1086 2472 203 1065 1511
Швеция -1203 166 122 530 20
Таблицу 1. Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию по основным странам - партнерам в 2010-2017 гг. (млн. долл. США). Источник: Составлено автором на основе данных официального сайта Центрального Банка Российской Федерации, [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.cbr.ru/statistics (дата обращения: 23.03.2019).
В целом ситуация ИИ в России указывает на то, что развитые страны рассматривают Россию в основном как рынок сбыта, а не площадку для организации собственных производств.
В настоящее время для стабильного привлечения иностранных инвестиций в Россию необходимо применять следующие меры:
Во-первых, снижение операционных барьеров. Необходимо ускорить бюрократические процедуры, а именно представляется
целесообразным, упростить процедуры и сроки оформления земельных участков, порядок получения разрешений на строительство. Важно ужесточить регламентацию полномочий чиновников. Необходимо ряд действий со стороны правительства для снижения бюрократии и коррупции [3],
Во-вторых, необходимо совершенствовать действующие фонды привлечения прямых инвестиций и создать дополнительные программы, фонды, агентства для привлечения ПИИ во всех регионах Российской Федерации.
- К примеру, проанализировав сайт Российского фонда прямых инвестиций и изучив зарубежный опыт создания программ «Select USA» в США и «Make in India» в Индии, необходимо отметить следующее [6]:
а) нет концепции фонда в открытых источниках;
б) нет чёткой программы, где было бы прописано, кто нужен России, и куда необходимо привлекать частные инвестиции;
в) имеются только точечные проекты с конкретными крупными инвесторами, не рассматриваются региональные особенности в полном объеме.
Представляется важным отметить, что фонд РФПИ в период с 2011 по 2017 гг. внёс существенный вклад для привлечения инвестиций в экономику России. Несмотря на активную деятельность фонда, для привлечения капитала необходимо создать специальные агентства во всех регионах России. Данное обстоятельство связано с тем, что на сегодняшний день, данный фонд не может решить проблему массового притока инвестиции. Создание региональных агентств привлечения прямых инвестиций, как показывает зарубежная практика, позволит существенно снизить нагрузку на расходную часть центрального бюджета. Данные агентства должны быть реализованы при помощи государственной поддержки. Сформированные агентства будут выступать соинвестором вместе с иностранными инвесторами, тем самым, способствуя привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Агентства должны в большей степени продвигать и информировать международные сообщества о возможностях инвестиций в Россию.
В-третьих, представляется важным создавать совместные предприятия с участием иностранных инвесторов и государства в приоритетных отраслях экономики. Для привлечения иностранного капитала, необходимо, чтобы поиск
иностранных инвесторов происходил на постоянной основе. После ведённых санкций нужно переориентация от западных инвесторов и сотрудничать со странами Персидского залива и СНГ.
На сегодняшний день прямые инвестиции Персидского залива в российскую экономику оцениваются в 23 млрд. долларов США, из которых более 20 млрд. долл. США приходится на соинвесторов Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). В 2013 году РФПИ привлёк 2 млрд. долл. США от эмиратской Mubadala и 5 млрд. от Министерства финансов Абу-Даби, в 2014-м - 2 млрд. долл. США от катарской Qatar Investment Authority, в 2015 году - $10 млрд. долл. США от саудовской Public Investment Authority [6].
Данный факт подтверждает заинтересованность инвесторов обеих сторон. Однако объем привлекаемых инвестиций носит не масштабный характер, а единичный. Представляется целесообразным при помощи поддержи государства создавать совместные предприятия в сфере агропромышленного комплекса, по поставке зерна в арабские страны. Так как арабские страны довольно сильно зависят от импорта продовольствия.
В-четвертых, важно совершенствовать сотрудничество в инновационной сфере. Необходимо стимулировать инновационную деятельность. Россия значительно отстает по расходам на новые технологии от ведущих европейских стран, что также сдерживает приток ПИИ. Следует разработать комплексную Концепцию инвестиционной политики России, включающая в себя следующие направления:
а) взаимодействие инвестиций с инновациями;
б) контроль за расходованием государственных средств;
в) надзор и регламентация полномочий чиновников.
Целесообразно создавать специализированные центры и агентства в
сфере государственно-частного партнерства, направленные на налаживание взаимовыгодных отношений с иностранными инвесторами. Многие финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕЕБР) и ряд других организаций, входящих в структуру Всемирного
банка приостановили финансирование проектов ГЧП в России после введения санкций в 2014 году. В текущей ситуации представляется целесообразным делать акцент на азиатские банки, суверенные фонды арабских стран для финансирования ГЧП проектов. Они демонстрируют определённый интерес к российским проектам. После ведённых санкций нужно переориентация от западных инвесторов и искать инвесторов со стороны Саудовской Аравии, Индии, Турции и Китая.
Для стабильного привлечения иностранного капитала в национальную экономику необходимо [5]:
- закрепление на законодательном уровне возможности возврата вложенных инвестиций в ГЧП - проекты за счёт предоставления долгосрочных государственных гарантий;
- налаживание взаимоотношения с иностранными инвесторами посредствам введение международных стандартов в сфере ГЧП - проектов. Для иностранных инвесторов будет привлекателен тот проект, в которых привлекаются консультанты и эксперты из ведущих международных организаций.
Решение проблем привлечения прямых иностранных инвестиций позволит выйти на новый уровень развития, обеспечить рост инвестиционной и социальной привлекательности страны в целом, повысить уровень жизни населения во всех субъектах Российской Федерации.
Библиографический список:
1. Инвестиции: теория и практика: учебное пособие / Т. В. Теплова. -2- е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 782 с.
2. Иностранные инвестиции: учебное пособие / под ред. Хазанович Э. С. - 3-е изд., перераб. - М.: КРОНУС, 2016. - С. 320.
3. Ведение бизнеса в 2017 году, [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2017, (дата обращения: 10.10.2017.
4. Статистика внешнего сектора. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации за 2001-2017 годы, (млн. долл. США). [Электронный ресурс] М.: Центральный Банк Российской Федерации. - Режим доступа: http://cbr.ru/statistics/?Prtid=svs (дата обращения: 14.01.2019).
5. Мамедов Т. Н., Прямые иностранные инвестиции как фактор экономического роста России в условиях нестабильности // Сборник статей участников «Проект для России» - 2016. - № ББК 65.52.Я43. С. 111-115.
6. www.rdif.ru - официальный сайт Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
7. Global Investment Trends Monitor, World Investment Report, file:///C:/Users/user/Desktop/wir2018_en.pdf, (дата обращения: 29.07.2018).