Общество: политика, экономика, право. 2022. № 6. С. 75-79. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 6. P. 75-79.
Научная статья УДК 339.92:662.7
https://doi.org/10.24158/pep.2022.6.12
Перспективы привлечения инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс
из стран БРИКС
Рустам Анзорович Шортанов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4710-6510
Аннотация. В статье рассмотрено значение топливно-энергетического комплекса для России и других зарубежных стран, систематизированы его задачи и функции для национальных экономик. Проведен анализ динамики результатов деятельности ТЭК, исследован инвестиционный потенциал России в этой сфере. Предложены пути совершенствования механизма привлечения инвестиций из зарубежных стран в тЭк. Особое внимание уделено интернациональному взаимодействию стран БРИКС в этом вопросе. Представлены статистические данные, демонстрирующие, успешное сотрудничество стран БРИКС. Затрагивается также тема взаимодействия России с Китаем, являющимся стратегическим партнером России в области топливной энергетики. В заключение приводятся рекомендации, которые, с точки зрения автора, могли бы поспособствовать улучшению процесса инвестиционного и энергетического сотрудничества стран, входящих в БРИКС.
Ключевые слова: ТЭК, инвестиции, инвестиционное сотрудничество, международное сотрудничество, экономика России, БРИКС, санкции, энергетическое взаимодействие
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке ФУ при Правительстве РФ. Для цитирования: Шортанов Р.А. Перспективы привлечения инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс из стран БРИКС // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 6. С. 75-79. https://doi.org/10.24158/pep.2022.6.12.
Original article
Prospects for Attracting Investments in the Russian Fuel and Energy Complex from the BRICS Countries
Rustam A. Shortanov
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4710-6510
Abstract. The article examines the importance of the fuel and energy complex for Russia and other foreign countries, and systematizes its tasks and functions for national economies. Dynamics of the FEC's performance were analyzed, and Russia's investment potential in this area was investigated. Ways to improve the mechanism for attracting investment from foreign countries into the FEC are outlined. Particular attention is paid to the international engagement of the BRICS countries on this issue. Statistical data are presented that demonstrate the successful cooperation of the BRICS countries. The topic of Russia's interaction with China, which is Russia's strategic partner in the field of fuel energy, is also touched upon. In conclusion, recommendations are given that, from the author's point of view, could contribute to improving the process of investment and energy cooperation between the BRICS countries.
Keywords: FEC, investment, investment cooperation, international cooperation, Russian economy, BRICS, sanctions, energy interactions
Funding: The reported study was funded by the Financial University under the Government of the Russian Federation.
For citation: Shortanov, R.A. (2022) Prospects for Attracting Investments in the Russian Fuel and Energy Complex from the BRICS Countries. Society: Politics, Economics, Law. (6), 75-79. Available from: doi: 10.24158/pep.2022.6.12 (In Russian).
В современном мире в условиях деглобализации и регионализации, где имеет место политическая напряженность, между странами сохраняется экономическое сотрудничество во многих направлениях.
Поддержание сотрудничества обусловлено многими факторами, среди которых необходимость удовлетворения роста потребностей населения тех или иных стран. Одним из важнейших
© Шортанов Р.А., 2022
направлений сотрудничества государств является топливно-энергетическая отрасль. Российская Федерация обладает большим ресурсным потенциалом, что обуславливает возможность разведывания и добычи большого объема природных ископаемых, которые могут использоваться и используются не только на территории России, но и за рубежом. Однако обеспечение эффективной работы топливно-энергетического комплекса требует аккумуляции и больших финансовых затрат, именно по этой причине данная отрасль нуждается в инвестициях. Традиционно их привлекают как на национальном, так и на зарубежном рынках. Стимулирование притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) — одна из важных задач руководителей отрасли и самого государства.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) объединяет нефтегазовые и смежные отрасли промышленности и является основой российской экономики. В составе ТЭК объединены отрасли, деятельность которых связана с:
- добычей и производством первичных энергетических ресурсов;
- переработкой первичных ресурсов в других видов топлива;
- преобразованием первичных ресурсов в другие виды энергии;
- транспортировкой и распределением по потребителям первичных ресурсов.
ТЭК выступает основополагающим направлением деятельности для экономики России, так как в данный момент большая часть доходов государственного бюджета РФ приходится на доходы нефтегазового сегмента важной составляющей ТЭК.
Важность представленного сектора заключается в задачах, которые он выполняет (Эскин-даров, 2019) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Задачи ТЭК
ТЭК играет огромную роль в жизни общества не только России, но и зарубежных стран, которым экспортируются результаты деятельности ТЭК — прежде всего, продукция нефтегазового комплекса и других отраслей энергетики. Международное сотрудничество в этом сегменте имеет большое значение для всех его участников. Также привлечение иностранных инвестиций важно для выполнения приоритетной цели Энергетической стратегии России до 2035 года, которая заключается в максимальном содействии динамичному и социально-экономическому развитию1.
В связи со сложившейся на сегодняшний день сложной геополитической ситуацией, когда на российскую экономику и ее нефтегазовый сектор наложены санкции западных стран, появились существенные проблемы в процессах интернационального взаимодействия с зарубежными государствами.
Значительно уменьшился объем инвестиций в разведку, добычу энергоресурсов в РФ, высокие цены на нефть и газ еще больше раскручивают существующую на сегодняшний день инфляцию в мире. Для того чтобы Россия могла дальше экспортировать энергоресурсы и обеспечивать существование энергетических компаний, приходится искать различные способы для взаимодействия с зарубежными партнерами. Одним из важных направлений сотрудничества является взаимодействие со странами БРИКС, в особенности с Китаем, являющимся естественным торговым партнером России и имеющим общие границы с нашим государством.
Одной из ключевых особенностей, которая характеризует страны БРИКС, является взаимное дополнение друг друга в энергетической сфере. Совместное потребление энергии стран БРИКС довольно значительно и составляет порядка 35 % от всего мирового объема. Но стоит отметить, что, если Российская Федерация и Бразилия являются ключевыми экспортерами энергетических ресурсов, то Китай, Индия и ЮАР играют роль важных импортеров, из этого следует,
1 Российская Федерация. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/sites/default/files/documents/11/10/1920/document-66308.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
что энергетическое взаимодействие в рамках БРИКС осуществляется исходя из указанных позиций стран. В то же время двустороннее сотрудничество стран в области энергетики находится на более развитом уровне, чем взаимодействие в рамках многосторонних форматов.
Сегодня сотрудничество между Китаем и Россией в области энергетики осуществляется в рамках энергодиалога «Россия — Китай», который был оформлен в 2008 г. во время визита Д.А. Медведева в Китай. Энергодиалог юридически оформлен в виде работы Межправительственной Российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству, работающей с 2012 года. В рамках межправительственной комиссии (МПК) действуют четыре рабочие группы: три из них касаются взаимодействия в отраслях угольной, электро- и возобновляемой энергетики, четвертая посвящена оценке конъюнктуры энергетических рынков. Некоторые российские нефтяные компании, например, такие, как «Транснефть» и «Роснефть», удостоились получения эксклюзивного права на поставки нефти в Китай в течение 20 лет. Новым способом сотрудничества РФ и Китая может стать объединение усилий для освоения арктического шельфа.
Энергетическое взаимодействие между Россией и Китаем обладает стратегическим характером и представляет взаимовыгодный интерес. В первую очередь, тесное сотрудничество в этой области позволяет укрепить энергобезопасность в Северо-Восточной Азии. Более того, взаимодействие между странами создает новые перспективы для развития ТЭК обеих сторон. Также РФ приобретает важную поддержку в вопросах, связанных с финансированием проектов, которые требуют больших финансовых затрат. Их реализация имела бы массу проблем и трудностей без зарубежных инвестиций. Важно также отметить, что взаимодействие обеих стран создает возможности для освоения новых месторождений и разработки более эффективных методов добычи энергоресурсов.
Для стимулирования привлечения инвестиций необходимо при реализации государственной инвестиционной политики акцентировать внимание на развитие энергетических отношений.
На данный момент Российская Федерация поддерживает международное сотрудничество в сфере ТЭК со странами БРИКС, так в 2020 году на Энергетической неделе в рамках объединения обсуждались вопросы потенциала инвестиционного сотрудничества в сфере энергетики со странами-участницами. Привлечение инвестиций в российский ТЭК именно из стран БРИКС обусловлено тем, что в начале формирования данного объединения была поставлена цель повышения энергоэффективности в рамках БРИКС.
Как уже было отмечено, по большей части именно с Китаем складываются достаточно тесные отношения, так как потребности населения Китая превышают тот объем топливно-энергетической продукции, который страна может обеспечить самостоятельно, что делает необходимым увеличение поставок нефти Российской Федерацией в Китай. То же касается и поставок газа, но их объем значительно меньше.
Китай и Россия достигли больших успехов в нефтегазовом сотрудничестве. Китайско-российский нефтепровод является первым каналом импорта нефти в Китай по суше, а восточный газопровод находится в эксплуатации с декабря 2019 года. Реализован проект «Ямал СПГ» с передачей добытого природного газа на продажу в Китай, который стремится к дальнейшему укреплению сотрудничества с Россией в области интеграции разведки и добычи, переработки и сбыта нефти и газа1.
В таблице 1 представлена динамика экспорта продукции российского ТЭК в страны БРИКС2.
Таблица 1 - Динамика экспорта нефтяной продукции России в страны БРИКС в 2019-2021 гг., $ США*_
Страна 2019 2020 2021 Отклонения
абс., $ США отн., %
Бразилия 306 756 842 309 467 956 1 146 270 636 839513794 373,67
Индия 2 196 923 329 1 059 517 393 2 307 899 505 110976176 105,05
Китай 39 590 428 149 29 587 356 066 46 251 892 847 6661464698 116,83
ЮАР 21 426 470 58 678 296 62 132 893 40706423 289,98
"Составлено по данным ФТС России.
1 Приоритеты технологического развития ТЭК стран БРИКС. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/90/1149017.pdf (дата обращения: 03.05.2022).
2 Федеральная таможенная служба России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/511 (дата обращения: 01.05.2022).
Приведенные в таблице 1 статистические данные подтверждают тесное сотрудничество России и Китая в топливно-энергетической области, так как в Китай экспортируется максимальный объем нефти и продуктов ее перегонки относительно других стран БРИКС1. Причем, необходимо отметить, что объем поставок продукции ТЭК в десятки раз превышает экспорт нефти в другие страны объединения. За представленный период объем экспорта нефтяной продукции в Китай вырос на 16,83%. В период с 2019 по 2021 г. доля экспорта России в Китай превышала 65% от общего объема.
Стоит отметить активное развитие энергетического сотрудничества между Россией и Индией, что подтверждается статистическими данными, представленными в таблице 1. На сегодняшний день между Россией и Бразилией, Россией и ЮАР не было создано каких-либо значительных проектов, сопоставимых по масштабу с российско-китайскими энергетическими проектами. В основе партнерстве между Россией и Индией в области энергетики схожая с сотрудничеством России и Китая ситуация — Индия использует большее количество ресурсов, чем может сама произвести.
Согласно ожиданиям, к 2040 году БРИКС сможет обеспечить порядка 45% мирового производства и потребления энергии2. Более того, одними из важнейших тем на саммитах БРИКС являются вопросы, связанные с энергетическим взаимодействием между странами.
Второе место в БРИКС по объемам энергетического экспорта из России занимает Индия, которая также наращивает объемы поставок в период с 2019 по 2021 г. Прирост экспорта нефти и продуктов ее переработки составил 5,05 %. Самый малый прирост по экспорту продукции российского ТЭК среди всех стран БРИКС.
Максимальный прирост экспорта наблюдается в отношении Бразилии, которая занимает третью позицию по экспорту продукции ТЭК, составившего за 2019-2021 гг. 273,67 %. В отношениях России и Бразилии по поводу экспорта нефти наблюдается исключительно положительная динамика.
Тенденция к увеличению экспорта продукции российского ТЭК наблюдается и в отношении ЮАР, которая находится на послеЫем месте среди стран БРИКС по импорту нефти из России. Прирост экспорта ЮАР за 2019-2021 гг. составил 189,98 %. Ежегодный прирост импорта нефти из России повлиял на рост доли экспорта нефти в общем объеме экспорта России, который за 2019-2021 гг. вырос с 7,63 % до 18,16 %.
Таким образом, можно сказать, что Китай является отличным потенциальным инвестором для обеспечения эффективной работы и расширения российского ТЭК. Китай заинтересован в расширении энергетического сотрудничества с Россией, поэтому готов инвестировать финансовые ресурсы в совместные проекты по разработке нефтегазовых месторождений и добыче нефти и газа.
Рост экспорта продукции российского ТЭК в страны БРИКС отражает отличный потенциал привлечения прямых инвестиций в Россию с целью взаимовыгодного сотрудничества не только с Китаем, но и с остальными странами-участницами. Прямые инвестиции необходимо привлечь и направить для освоения нефтяных месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Министерство Энергетики... 2021). Помимо нефтяной сферы в ТЭК существуют и другие, которые также имеют преимущество в привлечении зарубежных инвестиций. Одним из таких направлений является добыча природного газа.
Ориентир на международное сотрудничество со странами БРИКС обусловлен и тем, что страны-участницы объединения взаимосвязаны в сфере энергетики и заявляют большие запросы на продукцию ТЭК (более 35% от мирового объема потреблении энергии)3. Эта ситуация отражает возможность выгодного сотрудничества России со странами БРИКС: они инвестируют в ТЭК России, а наша страна, в свою очередь, заключает выгодные договоры на экспорт энергетических ресурсов.
Интерес РФ в вопросах расширения энергетического сотрудничества в рамках БРИКС объясняется несколькими факторами. В первую очередь, Российская Федерация в роли крупнейшего экспортера энергоресурсов заинтересована в бесперебойных поставках и стабильных ценах, в то время как БРИКС имеет возможность выступать в качестве платформы для создания единых
1 Российская Федерация. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/sites/default/files/documents/11/10/1920/document-66308.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
2 Обзор энергетики стран БРИКС, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/89/1148936.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
3 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2022_god_i_na_planovyi_pe-riod_2023_i_2024_godov (дата обращения: 06.05.2022).
правил торгово-экономической политики в самом объединении и за его пределами, на международном энергетическом рынке. Также РФ вследствие кризиса 2014 г. и наложенных на нее санкций, в том числе против российских нефтегазовых компаний, является весьма заинтересованным участником в развитии путей поставок энергоресурсов, противоположных европейскому.
Важно отметить, что к настоящему моменту сформировалась похожая ситуация вследствие новых введенных санкций по отношению к РФ в 2022 году. Из-за этого ключевая роль отведена сотрудничеству стран БРИКС и их инвестиционному взаимодействию в области обеспечения стран энергоресурсами и устойчивого продолжения функционирования энергетических компаний.
Немаловажным фактом является и то, что в многостороннем сотрудничестве стран БРИКС в сфере энергетики одним из самых перспективных направлений является развитие ТЭК, в связи с тем, что объединение создает для стран инвестиционные возможности. Важную роль в этом направлении отводится Новому Банку Развития (НБР) БРИКС. К примеру, в 2016 г. были одобрены капиталовложения на сумму 811 млн долларов США в возобновляемую энергетику в Китае, ЮАР, Бразилии и Индии.
Затронув важнейшие вопросы и аспекты в области интернационального взаимодействия в топливно-энергетическом секторе, считаем необходимым предложить рекомендации, которые могли бы поспособствовать дальнейшему развитию интернационального и энергетического сотрудничества между Россией и странами БРИКС:
- регламентация количественных параметров и критериев эффективности инвестиционного и торгового взаимодействия в области энергетических ресурсов;
- гармонизация национальных стратегий развития ТЭК;
- совместное финансирование различных проектов, продуктов и услуг в области «зеленой экономики» и возобновляемых источников энергии1;
- совершенствование механизмов и способов взаиморасчетов в национальных валютах с помощью НБР БРИКС.
Список источников:
Эскиндаров М.А., Экономика и финансы топливно-энергетического комплекса: учебник / под ред. М.А. Эскиндарова, А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. М., 2019. 448 с.
Министерство энергетики Российской Федерации. ТЭК России: функционирование и развитие. М., 2021. 150 с.
References:
Eskindarov, M.A. (2019). Economics and finance of the fuel and energy complex: textbook / edited by M.A. Eskindarov, A.V. Sharkova, I.A. Merkulina. Moscow. 448 p. (In Russian)
Ministry of Energy of the Russian Federation. (2021). Fuel and Energy complex of Russia: functioning and development. Moscow, 150 p. (In Russian)
Информация об авторе
Р.А. Шортанов - аспирант факультета международных экономических отношений, Департамент мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
Information about the author
R.A. Shortanov - PhD student, Department of International Economic Relations, School of World Economy and International Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 14.06.2022.
1 БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkibrics.ru/system/asset_publications/data/53c7/b39e/676c/7631/4008/0000/original/brics-i-afrika-sotrudnichestvo-v-tselyakh-razvitiya.pdf?1408972170 (дата обращения: 18.05.2022).