мо ведёт к пролонгированию воспалительной реакции.
Выводы. Применение препарата Лонгидаза снижает выраженность послеоперационного спаечного процесса. Однако из-за выявленных при гистологическом исследовании изменениях при использовании Лонгидазы, мы предпочитаем воздерживаться от рекомендаций применения его в детской хирургической практике с целью профилактики СББ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЯЗКИХ БИОИНЕРТНЫХ ГЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ СПАЕЧНЫХ СРАЩЕНИЙ В.А. Липатов, А.М. Ефременков, В.А. Лазаренко Санкт-Петербург, Российская Федерация
Проблема образования спаечных сращений после оперативных вмешательств на органах брюшной полости остаётся актуальной проблемой современной хирургии. Большое количество осложнений и высокая летальность при острой спаечной кишечной непроходимости вызывают необходимость разработки надёжного способа профилактики спаечного процесса. Наиболее перспективным считаем применение вязких, индифферентных субстанций на основе метилцеллюлозы. Совместно с ООО «Линтекс» (г. Санкт-Петербург) нами проведена серия экспериментов на животных, в которых была выявлена высокая биологическая инертность, предложенных гелей метилцеллюлозы, что даёт возможность применять их как барьерное средство.
Итак, целью исследования явилось изучение влияния интраоперационного введения «Линтекс-Мезогеля» на выраженность послеоперационного спаечного процесса.
Эксперименты проводились на крысах-самцах линии Вистар. После моделирования спаечного процесса путём скарификации слепой кишки до появления «кровавой росы» и десерозировании участка правой вентральной стенки размером 1х1 см, после предварительного гидравлического препарирования брюшины изотоническим раствором натрия хлорида (патент № 2199325). Животным опытных групп интраоперационно, одномоментно вводилось по 2 мл «Линтекс-Мезогеля», животным контрольных групп в том же количестве вводился изотонический раствор хлорида натрия. Затем рана зашивалась наглухо. Результат оценивался на 3-е, 7-е, 14-е и 21-е сутки. Оценивалась макроморфологическая картина брюшной полости, материал изымался для гистологического исследования, выраженность спаечного процесса оценивалась методикой семантического дифференциала (удост на рац. предложение № 1441-01 от 14.02.2001 г.). Результаты исследования обрабатывались статистически.
В контрольной группе выраженность спаечного процесса на всех сроках значительно превышала показатели в опытной группе. Так, выраженность спаечного процесса методом семантического дифференциала в контрольной группе в среднем составила 2,31±0,25, в опытной группе этот показатель составлял 0,66±0,18 (Р< 0,05). К моменту вывода животных из эксперимента следов геля в брюшной полости не обнаружено.
Таким образом, проведённые исследования позволяют говорить о высокой противоспаечной активности препарата «Линтекс-Мезогель» в эксперименте.
Учитывая высокую биологическую инертность препарата «Линтекс-Мезогель», мы рекомендуем его для проведения клинических испытаний с целью профилактики спаечного процесса брюшной полости у детей.
ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ СПАЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМО СТИ КИШЕЧНИКА
Б.М. Лолаева, И.Ш. Джелиев, К.Т. Есенов, М.Г. Эльчепарова Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Российская Федерация
До настоящего времени нет достоверных данных о причинах спайкообразования в брюшной полости у части детей, не определена окончательно тактика лечения.
За последние 3 года (2006-2008 гг.) мы наблюдали 33 больных с острой СКН. Из них у 30 детей причиной СКН были воспалительные процессы органов брюшной полости: аппендикулярный инфильтрат, перитонит, гинекологические заболевания, у 3 детей - травма живота. По поводу СКН однократно оперированы 24 больных, а по поводу рецидивов СКН дважды оперированы 6 больных. По три и более операций перенесли 3 детей. Послеоперационная СКН развивалась в первый месяц после операции у 6 больных; в сроки от одного до шести месяцев - у 15 больных; от 6 месяцев до 1 года - у 7 детей; позже 1 года - у 5. По литературным данным и нашим наблюдениям на развитие спаечного процесса наряду с наличием воспалительного процесса в брюшной полости влияет грубое обращение с тканями при операции, высыхание и охлаждение органов и тканей брюшной полости, неполное удаление нежизнеспособных тканей и патологических выделений, оставление в брюшной полости инородных тел (дренажей, тампонов), введение в брюшную полость сухих и концентрированных лекарственных средств, вялотекущий перитонит.
С целью профилактики послеоперационной СКН мы стремились к уменьшению травматизации брюшины путем щадящей техники операции, тщательного гемостаза, перитонизации десерозированных участков. Во время операции согревали органы брюшной полости салфетками, смоченными теплым раствором фурациллина, ограничивали применение тампонов и дренажей, тщательно эвакуировали выпот электроотсосом, санировали брюшную полость теплым раствором антисептиков, антибиотики вводили только в виде растворов. В профилактике СКН считаем важным раннюю активизацию моторной функции кишечника и поддержание её в послеоперационном периоде. С этой целью интраоперационно вводили в корень брыжейки теплый 0,25% раствор новокаина. В послеоперационном периоде ребенка помещали в отделение реанимации и интенсивной терапии, где по выходу из наркоза стимулировали кишечник по схеме: 3 раза через 30 минут в/м вводили 0,05% раствора прозерина в возрастной дозировке с последующей гипертонической клизмой, эту процедуру повторяли через каждые 6 часов в течение 1-2 суток. В последующем стимуляцию кишечника осуществляли убретидом. Проводили электрофорез