МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 1, 2009
вагинационного анастомоза по Витебскому произведена 17, резекция кишки с наложением прямого анастомоза - 15, стомирование - 5. В послеоперационном периоде дети с гемобластозами, тератобластомой, перстневидноклеточным раком прямой кишки, нейробластомой и нефробластомой получали полихимиотерапию. Основным принципом лечения детей с В-клеточными лимфомами была терапевтическая программа BFM - 90, которая заключалась в назначении повторных и компактных курсов на основе средних и высоких доз дексаметазона, винк-ристина, цитозара, метатриксата и визипида. 5 больных умерли в связи с прогрессированием основного процесса в ближайшем послеоперационном периоде.
Таким образом, комплексное лечение детей с В-клеточной лимфомой, с использованием в течение последних 15 лет терапевтической программы BFM - 90, позволило достичь 5 - летней безрецидивной выживаемости у 88,2% больных.
ИНВАГИНАЦИЯ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ, ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ
А.Н. Котляров, И.А. Абушкин, Н.Г. Ершова, Н.М. Ростовцев Челябинская государственная медицинская академия, Челябинск, Российская Федерация
В последнее десятилетие изменяется клиническая картина и характер течения инвагинации, увеличивается число рецидивов и повторных инвагинаций, в связи с этим меняются принципы диагностики и лечения.
За десятилетний период проведен ретроспективный и проспективный анализ результатов лечения 368 больных с ИК в возрасте от 1 месяца до 14 лет. Больных до года было 230 (62,5 %), старше года 138 (37,5%). Отмечен на 8,2% рост частоты инвагинации у детей старше 3-х лет. Позже суток от начала заболевания поступило 13,2% пациентов. На основании клинической картины заболевания, объективных данных, ультразвукового допплеровского сканирования и рентгенологического исследований, диагностическую колонофибро (ФКС) - и лапароскопию установлен вид инвагинации: у 285 (77,5%) она была подвздошно-ободочная, у 62 (16,8%)- слепо-ободочная, у 16 (4,4%)- тонкокишечная и у 5 (1,3%)- толстокишечная.
Основную роль в выборе метода и оценке результатов консервативного лечения имели данные ультразвукового допплеровского сканирования, МСКТ, пневмоирриго - и лапароскопия. При позднем поступлении у 48 (13,2%) больных использование цветного доплеровского сканирования позволяло оценить степень жизнеспособности вовлеченной в инвагинат кишки. Отсутствие кровотока, скопление жидкости между слоями инвагината или «пассивная» толстая кишка свидетельствующие о грубых ишемических изменениях в инвагинате, а также наличие перитонита явились показанием к оперативному лечению у 37 детей, у остальных (11) произведено расправление инвагината под контролем динамического УЗИ. Всего консервативно излечено 293 (79,7%) ребенка.
Хирургическое лечение инвагинации кишечника осуществляли несколькими способами: ручная дезинвагинация, дезинвагинация и резекция с последующим наложением анастомоза, одномоментная резекция инвагината без его расправления, резекция кишечника после дезинвагинации с последующим созданием илеостомы или анастомоза по Витебскому. Показаниями к применению того или иного способа являлись, прежде всего, степень циркуляторных нарушений во внедренном участке кишечника и характер осложнений со стороны брюшной полости.
К ВОПРОСУ О РАЦИОНАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕПАРАТОВ С ГИАЛУРОНИДАЗНОЙ АКТИВНОСТЬЮ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ СПАЕЧНОЙ БОЛЕЗНИ БРЮШИНЫ И ЕЕ ОСЛОЖНЕНИЙ
В.А. Лазаренко, В.А. Липатов, А.М. Ефременков Курский государственный медицинский университет, Курск, Российская Федерация
Этиопатогенез спаечной болезни брюшины (СББ) очень сложен и в настоящее время до конца не изучен. В последние годы многие исследователи уделяют особое внимание изменению иммунобиологической реактивности организма в сочетании с нарушением синтеза коллагена (Томашев П. Н. 2007 г.). Поэтому использование препаратов с иммуномодулирующей и противофиброзной активностью у больных со СББ считается перспективным. Одним из таких препаратов является Лонгидаза.
Лонгидаза представляет собой коньюгат лекарственного средства Лидазы, обладающей противофиброзной активностью, и иммуномодулятора Полиоксидония.
Целью настоящего исследования явилось изучение противоспаечной активности препарата Лонгидаза в эксперименте.
Материалы. Исследования проводились на крысах-самцах линии Вистар. Животным производилось моделирование спаечного процесса путём скарификации слепой кишки и десерозирования правой вентральной стенки размером 1х1 см. В опытной группе внутримышечно вводился препарат Лонгидаза, курсом в дозе 20 МЕ, по 5 инъекций, 1 раз в 3-е суток. К моменту вывода из эксперимента каждое животное получало весь курс препарата. В контрольной группе в том же количестве и в те же сроки вводился 0,9% раствор NaCl.
Животные выводились из эксперимента на 3-е, 7-е и 14-е сутки. Выраженность спаечного процесса оценивалась методом семантического дифференциала. Органы изымались для гистологического исследования.
Результаты. Выраженность спаечного процесса методом семантического дифференциала в опытной группе в среднем составила 0,87±0,12, против 2,65±0,16 (Р<0,05) в контрольной группе. Гистологическое исследование в препаратах опытной группы показало наличие обширного воспалительного инфильтрата разнообразного клеточного состава, причем к 14-м суткам отмечалось, образование рыхлой грануляционной ткани с преобладанием макрофагов и тучных клеток, чего не наблюдалось в контрольной группе. По нашему мнению, это связано с гиалу-ронидазной активностью препарата, способствующей дезорганизации собственного вещества формирующейся соединительной ткани, потери его вязкости и облегчение миграции воспалительного инфильтрата, что неминуе-
мо ведёт к пролонгированию воспалительной реакции.
Выводы. Применение препарата Лонгидаза снижает выраженность послеоперационного спаечного процесса. Однако из-за выявленных при гистологическом исследовании изменениях при использовании Лонгидазы, мы предпочитаем воздерживаться от рекомендаций применения его в детской хирургической практике с целью профилактики СББ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЯЗКИХ БИОИНЕРТНЫХ ГЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ СПАЕЧНЫХ СРАЩЕНИЙ
В.А. Липатов, А.М. Ефременков, В.А. Лазаренко Санкт-Петербург, Российская Федерация
Проблема образования спаечных сращений после оперативных вмешательств на органах брюшной полости остаётся актуальной проблемой современной хирургии. Большое количество осложнений и высокая летальность при острой спаечной кишечной непроходимости вызывают необходимость разработки надёжного способа профилактики спаечного процесса. Наиболее перспективным считаем применение вязких, индифферентных субстанций на основе метилцеллюлозы. Совместно с ООО «Линтекс» (г. Санкт-Петербург) нами проведена серия экспериментов на животных, в которых была выявлена высокая биологическая инертность, предложенных гелей метилцеллюлозы, что даёт возможность применять их как барьерное средство.
Итак, целью исследования явилось изучение влияния интраоперационного введения «Линтекс-Мезогеля» на выраженность послеоперационного спаечного процесса.
Эксперименты проводились на крысах-самцах линии Вистар. После моделирования спаечного процесса путём скарификации слепой кишки до появления «кровавой росы» и десерозировании участка правой вентральной стенки размером 1х1 см, после предварительного гидравлического препарирования брюшины изотоническим раствором натрия хлорида (патент № 2199325). Животным опытных групп интраоперационно, одномоментно вводилось по 2 мл «Линтекс-Мезогеля», животным контрольных групп в том же количестве вводился изотонический раствор хлорида натрия. Затем рана зашивалась наглухо. Результат оценивался на 3-е, 7-е, 14-е и 21-е сутки. Оценивалась макроморфологическая картина брюшной полости, материал изымался для гистологического исследования, выраженность спаечного процесса оценивалась методикой семантического дифференциала (удост на рац. предложение № 1441-01 от 14.02.2001 г.). Результаты исследования обрабатывались статистически.
В контрольной группе выраженность спаечного процесса на всех сроках значительно превышала показатели в опытной группе. Так, выраженность спаечного процесса методом семантического дифференциала в контрольной группе в среднем составила 2,31±0,25, в опытной группе этот показатель составлял 0,66±0,18 (Р< 0,05). К моменту вывода животных из эксперимента следов геля в брюшной полости не обнаружено.
Таким образом, проведённые исследования позволяют говорить о высокой противоспаечной активности препарата «Линтекс-Мезогель» в эксперименте.
Учитывая высокую биологическую инертность препарата «Линтекс-Мезогель», мы рекомендуем его для проведения клинических испытаний с целью профилактики спаечного процесса брюшной полости у детей.
ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ СПАЕЧНОЙ НЕПРОХОДИМО СТИ КИШЕЧНИКА
Б.М. Лолаева, И.Ш. Джелиев, К.Т. Есенов, М.Г. Эльчепарова Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ, Российская Федерация
До настоящего времени нет достоверных данных о причинах спайкообразования в брюшной полости у части детей, не определена окончательно тактика лечения.
За последние 3 года (2006-2008 гг.) мы наблюдали 33 больных с острой СКН. Из них у 30 детей причиной СКН были воспалительные процессы органов брюшной полости: аппендикулярный инфильтрат, перитонит, гинекологические заболевания, у 3 детей - травма живота. По поводу СКН однократно оперированы 24 больных, а по поводу рецидивов СКН дважды оперированы 6 больных. По три и более операций перенесли 3 детей. Послеоперационная СКН развивалась в первый месяц после операции у 6 больных; в сроки от одного до шести месяцев - у 15 больных; от 6 месяцев до 1 года - у 7 детей; позже 1 года - у 5. По литературным данным и нашим наблюдениям на развитие спаечного процесса наряду с наличием воспалительного процесса в брюшной полости влияет грубое обращение с тканями при операции, высыхание и охлаждение органов и тканей брюшной полости, неполное удаление нежизнеспособных тканей и патологических выделений, оставление в брюшной полости инородных тел (дренажей, тампонов), введение в брюшную полость сухих и концентрированных лекарственных средств, вялотекущий перитонит.
С целью профилактики послеоперационной СКН мы стремились к уменьшению травматизации брюшины путем щадящей техники операции, тщательного гемостаза, перитонизации десерозированных участков. Во время операции согревали органы брюшной полости салфетками, смоченными теплым раствором фурациллина, ограничивали применение тампонов и дренажей, тщательно эвакуировали выпот электроотсосом, санировали брюшную полость теплым раствором антисептиков, антибиотики вводили только в виде растворов. В профилактике СКН считаем важным раннюю активизацию моторной функции кишечника и поддержание её в послеоперационном периоде. С этой целью интраоперационно вводили в корень брыжейки теплый 0,25% раствор новокаина. В послеоперационном периоде ребенка помещали в отделение реанимации и интенсивной терапии, где по выходу из наркоза стимулировали кишечник по схеме: 3 раза через 30 минут в/м вводили 0,05% раствора прозерина в возрастной дозировке с последующей гипертонической клизмой, эту процедуру повторяли через каждые 6 часов в течение 1-2 суток. В последующем стимуляцию кишечника осуществляли убретидом. Проводили электрофорез