Научная статья на тему 'Перспективы применения экспертных методов для оценки интегрированных систем менеджмента качества (на примере предприятий УИС России)'

Перспективы применения экспертных методов для оценки интегрированных систем менеджмента качества (на примере предприятий УИС России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрова Н. А., Рожкова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы применения экспертных методов для оценки интегрированных систем менеджмента качества (на примере предприятий УИС России)»

N.A. KUDROVA, V.E. ROSHKOVA

PERSPECTIVES OF EXPERT METHODS USE FOR EVALUATION OF THE INTEGRATIVE SYSTEMS OF QUALITY MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF THE ENTERPRISES OF RUSSIAN PENAL SYSTEM)

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

(НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ УИС РОССИИ)

Современное производство - это сложнейшая система, имеющая большое количество подсистем с многоуровневыми связями. Этой системой необходимо научиться управлять таким образом, чтобы получать исключительно качественный продукт с целью удовлетворения потребителя, а следовательно, долгосрочного предпринимательского успеха предприятия.

В процессе реформирования производства УИС были выявлены проблемы повышения эффективности ее производственной сферы.

До начала реформ 1990-х годов производственная сфера УИС представляла собой совокупность стабильно функционирующих предприятий с налаженными кооперационными связями. Отрасль считалась четвертой по объему выпускаемой товарной продукции среди промышленных министерств1.

Многие предприятия УИС России, ранее работавшие с крупнейшими промышленными гигантами, выпуская различную продукцию и получая государственные заказы, к концу 1990-х годов оказались неконкурентоспособными. Следовательно, помимо основных мероприятий, направленных на реформирование предприятий УИС, необходимо создавать и внедрять интегрированные системы менеджмента качества.

Словосочетание «интегрированные системы» появилось недавно. Под ним подразумевается интеграция системы менеджмента качества и системы экологическогоменеджмента, хотя это понятие намного объемнее и включает в себя интеграцию систем управления персоналом, ресурсами, финансовой деятельностью, безопасностью, инфраструктурой предприятия, информацией и т. д.

В исследованиях российских и зарубежныхав-торов почти не встречается практических советов о том, как построить в организациях системный менеджмент; лишь приводятся понятия системы, процессов, говорится о политике и целях, предлагаются правила и рекомендацию построении отдельных элементов системы. Менеджмент качества рассматривается как нечто отдаленное от экономики и финансов, хотя важность качества продукции для успеха в бизнесе не отрицается. Нет примеров работы предприятий, распростра -нивших на все сферы деятельности системный менеджмент; основанный на принципах, установленных в стандартах ИСО 9000.

Одним из направлений совершенствования управления предприятиями машиностроительного комплекса является создание и внедрение интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, 8А 8000, ОШЛ8 18000, ГОЕБ и др. В этих документах собран мировой опыт системного управления качеством, экологией, персоналом, охраной труда, промышленной безопасностью, информационным обеспечением систем.

Теоретические, методологические и практические аспекты разработки и внедрения систем менеджмента качества и систем управления окружающей средой рассмотрены в трудах зарубежных и отечественных ученых. Среди них необходимо отметить работы отечественных авторов: Ю.П. Адлера, И. Ансоф-фа, Г.Н. Антонова, В.В. Бойцова, В.Г. Верса-на, В.Н. Войтоловского Н.В. Войтоловского А.В. Гличева, А. А. Голуба, Е.А. Горбашко,

Н.А. КУДРОВА,

кандидат экономических наук, доцент,

В.Е. РОЖКОВА

(Московский государственный открытыйуниверситет)

Д.С. Демиденко, С.Д. Ильенковой, Е.М. Карлика, М.И. Круглова, В.А. Лапидуса, В.В. Ок-репилова, Е.В. Пашкова, Б.В. Прянкова, А.И. Субетто и др., а также работы зарубежных ученых: УЭ. Деминга, Д. Джурана, К. Исика-вы, Ё. Кондо, А. Фейгенбаума, Е. Харрингтона и др.

Хотя вопросы применения интегрированных систем менеджмента качества впервые были поставлены несколько лет назад, существует недостаток теоретических и методических разработок в данной области, а также рекомендаций по их применению в практике российских предприятий.

В первую очередь это связано с небольшим опытом (по сравнению с мировым) функционирования систем менеджмента качества (СМК), систем экологического менеджмента (СЭМ) или систем управления окружающей средой (СУОС), систем менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (СМПБ) и др., которые приносили бы реальную выгоду предприятиям.

Создание и внедрение интегрированной системы менеджмента качества на предприятии -самые перспективные направления в настоящее время.

В России существует положительный опыт внедрения интегрированных систем - Горнометаллургическая компания «Норильский никель».

Однако интегрированная система этой компании включает в себя только систему менеджмента качества (СМК) и систему управления природоохранной деятельностью - СУПОД (ИСО 14000), тогда как интегрированная система менеджмента качества, необходимая для эффективного функционирования предприятий такого уровня, должна включать в себя большую совокупность элементов.

При создании интегрированной системы менеджмента качества (ИСМК) для предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, например металлорежущие станки, автомобили, военную технику, в качестве основных элементов можно выделить:

- систему управления качеством - СМК (ИСО 9000),

- систему управления природоохранной деятельностью - СУПОД (ИСО 14000);

- систему обеспечения безопасности труда и здоровья персонала - СОБТ (ОИ8Л8 18000);

- систему управления персоналом - СУП;

- систему управления информацией - СУИ.

СМК для современного предприятия является тем механизмом, который позволяет выпускать продукцию высокого качества. СУПОД, СОБТ, СУП, СУИ являются очень актуальными, когда встает проблема создания ИСМК для сложного наукоемкогопроизводства

При создании таких систем актуальным вопросом является оценка функционирования системы на каждом производственном уровне.

В качестве основных производственных уровней можно выделить следующие: производство, подготовка производства, учет, управление, стратегия и маркетинг.

В результате проведения авторами анализа методов оценки ИСМК выделен как наиболее приемлемый экспертный метод.

В квалиметрии экспертную оценку объектов проводят в том случае, если другими методами (например, инструментальными) получить количественную оценку не представляется возможным.

Определим влияние каждой из систем интегрированной системы качества на всех этапах производства экспертным методом путем полного попарного сопоставления. Результаты уточним с помощью последовательного сопоставления в двух приближениях.

Качественный состав экспертной комиссии -важное условие эффективности экспертного метода. Экспертиза должна проводиться грамотными, высококвалифицированными, компетентными в рассматриваемых вопросах и опытными специалистами. Необходимы специальное предварительное обучение и их инструктаж. На завершающем этапе формирования экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов, анализ их надежности и проверку согласованности мнений.

Число экспертов определяется в результате расчетов, оно должно быть нечетным и не менее семи2.

В качестве экспертов для проведения экспертизы рекомендуется приглашать руководителей подразделений машиностроительного предприятия: руководителя службы качества, технического директора, руководителя финансовой службы, а также экспертов, являющихся руководителями других машиностроительных предприятий.

Попарное сопоставление самое простое и наиболее оправданное с психологической точки зрения. При попарном сопоставлении удобно использовать таблицы, в которых объекты экспертизы располагают по горизонтали и вертикали. Для попарного сопоставления достаточно данных, приведенных в таблицах по одну сторону от диагонали. Предпочтение при этом выражается указанием номера предпочтительного объекта.

Опыт попарного сопоставления показывает, что в силу особенностей человеческой психики эксперты иногда бессознательно отдают предпочтение не тому объекту в очередной рассматриваемой паре, который важнее, а тому, который стоит в перечне первым. Чтобы избежать этого, используют свободную часть таблицы и проводят попарное сопоставление дважды (например, сначала первого объекта со вторым, с третьим, четвертым, затем второго с первым, с третьим, четвертым, а потом в обратном порядке).

После проведения попарного сопоставления, ранжирования и определения коэффициента кон-кордации результаты сводятся в таблицу для наглядности и удобства анализа.

Совершенствование структуры управления УИС должно быть направлено на приведение ее в соответствие с изменяющимися условиями реформирования. Производство на предприятиях УИС должно быть гибким и способным быстро переориентироваться на более конкурентоспособную продукцию, обладать возможностью анализа и бизнес-планирования, поэтому создание и внедрение ИСМК для предприятий такого типа очень эффективное направление.

1 См.: Лампасов Л. Кадры УИС: стратегия и тактика подготовки // Преступление и наказание. 1995. № 8. С. 18.

2 См.: Статистические методы анализа экспертных оценок. М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.