Научная статья на тему 'Перспективы правового регулирования безопасности дорожного движения'

Перспективы правового регулирования безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ROAD TRAFFIC SAFETY / THE EFFICIENCY OF THE PREVENTION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / ROAD TRAFFIC OFFENCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромашихин И. В.

В статье рассматриваются правовые вопросы обеспечения безопасности в сфере дорожного движения, новая целевая программа по безопасности дорожного движения, программно-целевой подход при решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of legal regulation road safety

The article considers the legal safety issues in the sphere of traffic, a new target programme of road safety, program-target approach in solving problems of road safety.

Текст научной работы на тему «Перспективы правового регулирования безопасности дорожного движения»

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

И.В. РОМАШИХИН,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: romashixin@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются правовые вопросы обеспечения безопасности в сфере дорожного движения, новая целевая программа по безопасности дорожного движения, программно-целевой подход при решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, эффективность предупреждения дорожно-транспортных происшествий, дорожно-транспортные преступления.

PERSPECTIVES OF LEGAL REGULATION ROAD SAFETY

I.V. ROMASHIKHIN,

graduated in a military academy of chair of criminology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article considers the legal safety issues in the sphere of traffic, a new target programme of road safety, program-target approach in solving problems of road safety.

Keywords: road traffic safety, the efficiency of the prevention of road traffic accidents, road traffic offences.

В современном мире проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет комплексный характер, разрешение которой связано с совершенствованием законодательства, формированием оптимальной структуры государственного управления, а также реализацией эффективных форм и методов деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи следует отметить постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе Повышения безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.»1, в котором были определены задачи, включающие в себя предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах; сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в ДТП; повышение уровня безопасности транспортных средств.

Одним из основных направлений нормативно-правового обеспечения выполнения задач Программы стало внесение значительных (а в отношении некоторых положений без преувеличения — революционных) изменений в КоАП РФ. Так, ФЗ от 24 июля 2007 г. № 210 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»2 были установлены новые составы административных

правонарушений в сфере дорожного движения, усилена ответственность за совершение правонарушений в сфере дорожного движения. Было установлено исключение из общего принципа презумпции невиновности в отношении собственников транспортных средств в случае совершения правонарушений в сфере дорожного движения и зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Также был внесен ряд изменений в процессуальный порядок применения мер обеспечения производства и другие новеллы.

В этой связи можно сказать, что Программа стала основой национальной стратегии в области обеспечения безопасности дорожного движения. Именно она инициировала цепную реакцию изменений, вносимых в нормативно-правовую базу. На ее основе были разработаны региональные программы безопасности дорожного движения в большинстве субъектов РФ (в настоящее время в 72 субъектах разработаны и реализуются такие региональные программы)3.

Программа, действие которой закончилось, показала эффективность использования программно-целевого подхода при решении задач по обеспечению безопасности дорожного движения. В результате реализации Федеральной целевой программы, а это свыше 4 тыс. основных мероприятий, по сравнению с 2004 г.,

1 СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1020.

2 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4007.

3 Постановление Правительства МО от 28 августа 2012 г. № 1051/32 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2013—2015 гг.».

102

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2013

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

количество людей, погибших в дорожно-транспортных преступлениях, уменьшилось более чем на восемь тысяч человек. Это колоссальное достижение за последнее семь лет. Несмотря на то, что работа в рамках текущей программы будет продолжаться, можно говорить, что основные задачи решены, однако цели по отдельным направлениям достигнуты лишь частично.

Так, ужесточение административной и уголовной ответственности участников дорожного движения, внедрение технических средств и систем фото- и видеофиксации оказало положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах. К концу 2012 г. снизился социальный и транспортный риски, тяжесть последствий дорожно-транспортных преступлений и, что особенно важно, детский дорожно-транспортный травматизм. Все это достигнуто на фоне 30-процентного прироста автопарка страны. Значительно уменьшилось число дорожно-транспортных преступлений с участием пьяных водителей, доля таких происшествий сократилась до 7%. Число погибших по вине нетрезвых водителей уменьшилось почти вдвое. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и воспитательная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать Правила дорожного движения4.

Однако, в полном объеме реализуемая государством политика, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения, не смогла коренным образом изменить криминогенную ситуацию в данной сфере. Подтверждением этому служит статистика дорожно-транспортных преступлений. Так, в 2010 г. на территории РФ совершено 33 713 преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, в 2011 г. — 34 888 таких деяний.

В связи с этим, Правительство РФ приняло решение о продолжении работы в данном направлении. В 2010 г. на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики было принято решение о разработке новой Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения на 2013—2020 гг.

МВД РФ разработало проект новой Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, рассчитанной на 2013—2020 гг. Она является логическим продолжением действующей программы на 2006—2012 гг. и направлена на сокращение смертности от ДТП к 2020 г. на 25% по сравнению с 2010 г. Новая Федеральная целевая программа должна не только закрепить определенный прогресс в

сфере безопасности дорожного движения, но и развить положительные результаты.

В основу Программы был заложен принцип партнерства федеральных и региональных органов исполнительной власти на условиях совместного исполнения мероприятий. Новая программа предусматривает два этапа реализации:

♦ 2013—2015 гг., когда должны быть созданы основы перехода к новым принципам финансирования программных мероприятий;

♦ 2016—2020 гг. — этап максимального использования потенциала и возможностей субъектов и муниципалитетов в реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Мероприятия программы сформированы с учетом обеспечения преемственности целевых ориентиров в программной деятельности по повышению безопасности дорожного движения и адресности подхода в реализации мероприятий. Предполагается, что Программа станет национальной стратегией в области обеспечения безопасности дорожного движения, позволит укрепить партнерские отношения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях власти при участии всего гражданского общества.

Очевидно, что задача по реализации новой программы не может быть решена без должного законодательного обеспечения. В то же время разработка и реализация программных документов должны осуществляться систематизировано, путем комплексного решения проблем, которые затрагивают многие составляющие: демографию, состояние дорог, уровень и качество транспорта, подготовку специалистов высокого уровня. Кроме того, успешная реализация связана с результатами социально-экономических преобразований, построением правового демократического государства, развитием гражданского общества, и поэтому не может быть решена без совместных усилий общества и государства, а также участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения. Государственное и общественное воздействие должно быть направлено на адекватное понимание участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, вовлечение населения в деятельность по предупреждению ДТП, минимизацию правового нигилизма, осознание юридической ответственности и последствий в сфере безопасности дорожного движения.

4 Материалы заседания Коллегии МВД РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. URL:http://www.gibdd.ru.

№ 3 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.