Научная статья на тему 'Перспективы повышения качества оказания психиатрической помощи в Российской Федерации'

Перспективы повышения качества оказания психиатрической помощи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
157
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / MENTAL DISORDERS / ОКАЗАНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / PSYCHIATRIC CARE / PSYCHIATRIC HELP RENDERING / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / STAFF SHORTAGE / ПЕРСПЕКТИВЫ / PERSPECTIVES / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / QUALITY IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Букреева Н. Д.

В статье анализируются современное состояние системы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации и перспективы повышения качества ее оказания. Анализ проведен на основе данных государственного статистического наблюдения за 2005-2013 гг. Сокращение коечного фонда без адекватного увеличения внебольничных подразделений, кадровый дефицит, снижение терапевтической активности участковых врачей в психиатрических учреждениях субъектов Российской Федерации требуют кардинальных преобразований в организации деятельности психиатрической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Букреева Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outlook for improved quality of psychiatric care in the Russian Federation

It is based on data gleaned from state statistical monitoring between 2005 and 2013. Given bedspace reduction without an adequate increase in outpatient units, staffing shortfall, reduced therapeutic activity of primary care physicians in mental health care facilities of federal subjects of the Russian Federation, there is an express need for a drastic overhaul of psychiatric services.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения качества оказания психиатрической помощи в Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© Н.Д. Букреева, 2016 УДК 616.89-082(470+571)

Для корреспонденции

Букреева Наталья Дмитриевна - доктор медицинских наук, руководитель Научно-организационного отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-52-62 E-mail: [email protected]

Н.Д. Букреева

Перспективы повышения качества оказания психиатрической помощи в Российской Федерации

Outlook for improved quality of psychiatric care in the Russian Federation

N.D. Bukreeva

Reviewed in the paper is the current state of psychiatric care delivery in the Russian Federation and the prospects for improving its quality. It is based on data gleaned from state statistical monitoring between 2005 and 2013. Given bedspace reduction without an adequate increase in outpatient units, staffing shortfall, reduced therapeutic activity of primary care physicians in mental health care facilities of federal subjects of the Russian Federation, there is an express need for a drastic overhaul of psychiatric services.

Keywords: mental disorders, psychiatric care, psychiatric help rendering, staff shortage, perspectives, quality improvement

ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow

В статье анализируются современное состояние системы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации и перспективы повышения качества ее оказания. Анализ проведен на основе данных государственного статистического наблюдения за 2005-2013 гг. Сокращение коечного фонда без адекватного увеличения внебольничных подразделений, кадровый дефицит, снижение терапевтической активности участковых врачей в психиатрических учреждениях субъектов Российской Федерации требуют кардинальных преобразований в организации деятельности психиатрической службы.

Ключевые слова: психические расстройства, оказание

психиатрической помощи, кадровый дефицит, перспективы, повышение качества

Доля психических расстройств в общих причинах потери трудоспособности превышает 15%. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 г. депрессии займут 2-е место среди всех заболеваний по числу лет сокращения полноценной жизни в связи с инвалидностью. Показатель общего количества лет, потерянных в связи с инвалидностью (ОМУб), по психическим расстройствам превышает 19,5% (ВОЗ, 2005 г.). В США расходы в связи с психическими расстройствами составляют 8%, а в развитых странах Западной Европы - до 14% от общего бюджета здравоохранения (ВОЗ, 2005 г.).

В мире социальные потери, обусловленные преждевременной смертью и инвалидностью вследствие психических расстройств, еще в 1990 г. превысили соответствующие показатели при онкологических и сердечно-сосудистых заболеваниях. Причинами увеличения бремени психических расстройств являются: • рост числа лиц пожилого и старческого возраста, страдающих депрессией и слабоумием, за счет увеличения продолжительности жизни;

Российский психиатрический журнал № 1, 2016

4

• быстрая урбанизация населения,

• вооруженные конфликты;

• стихийные бедствия и разного рода катастрофы, а также изменения, происходящие на макроэкономическом уровне.

К факторам риска развития психических расстройств относятся:

• увеличение в ходе урбанизации числа бездомных, среди которых доля больных с психотическими расстройствами в европейских столицах достигает 50%;

• рост нищеты и насилия;

• концентрация населения;

• загрязнение окружающей среды;

• злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем.

Психическое здоровье оказывает огромное влияние не только на качество жизни индивидуума, но и на социальное процветание, солидарность и справедливость общества. Общественное психическое здоровье является объективным отражением состояния общества.

Большая социальная значимость психического здоровья общества с учетом этих политических установок заставляет психиатрическое сообщество разрабатывать конструктивные предложения, направленные на оптимизацию структуры служб психического здоровья и повышение эффективности ее деятельности.

В основе разработки таких инноваций лежит изучение реального положения дел в сфере организации психиатрической помощи. Для выполнения этой цели в 2009 г. нами было проведено исследование кадровых, организационных и лечебно-диагностических возможностей, а также основных показателей деятельности ряда психиатрических учреждений уровня субъекта Российской Федерации.

В результате исследования установлено, что к факторам, влияющим на развитие психиатрической помощи в Российской Федерации в настоящее время, следует отнести:

• несовершенство отечественного законодательства в области охраны здоровья граждан [Федеральный закон (ФЗ) № 131, ФЗ № 95, монетизация льгот];

• несоответствие принципов планирования, управления и финансирования психиатрической помощи современным потребностям (финансирование «на койки», отсутствие взаимосвязи между финансированием и объемами и качеством оказываемой помощи и др.);

• глобальный кризис, приведший к сокращению производства, что в свою очередь привело к уменьшению налоговых поступлений, а следовательно, и к сокращению финансирования здравоохранения (текущего и целевого).

По данным ВОЗ, в ближайшие десятилетия прогнозируется увеличение бремени психических рас-

стройств. Ожидается, что к 2020 г. на их долю будут приходиться 15 лет жизни, утраченных вследствие инвалидности. Экономический ущерб, наносимый психическими расстройствами, по оценкам, проведенным в 15 странах, входивших в Евросоюз до 1 мая 2004 г., составил не менее 3-4% внутреннего национального продукта.

Рассмотрим динамику показателей общей и первичной заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения в Российской Федерации в 2005-2014 гг. Хотелось бы пояснить, почему для анализа взят именно этот временной период. В 2005 г. вступили в действие законодательные акты, разделившие полномочия по организации специализированной медицинской помощи, в том числе в психиатрии, между муниципальным, субъектовым и федеральными уровнями власти: Федеральный закон от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. Принятие этих законов, а также подзаконных актов (в частности приказа Минздравсоцразвития России от 13.10.2005 № 633 «Об организации медицинской помощи») оказало существенное влияние на основные принципы организации психиатрической помощи и ее финансирование. С вступлением их в действие организация психиатрической помощи стала прерогативой федерального органа власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Вся многолетняя работа по приближению психиатрической помощи к населению и связанное с этим принципом развертывание психиатрических диспансеров, зачастую имеющих и стационарные койки, на уровне муниципалитетов претерпела существенный ущерб. Закрылись многие психоневрологические диспансеры (ПНД), имевшие муниципальное подчинение. Это напрямую повлияло на динамику основных показателей деятельности психиатрической службы страны.

Уровень общей заболеваемости психическими расстройствами снизился на 5,6% (с 2966,58 до 2799,0 на 100 тыс. населения). Показатель первичной заболеваемости психическими расстройствами снизился на 25,9% (с 388,30 до 308,3 на 100 тыс. населения). Доля диспансерного контингента больных психическими расстройствами к 2014 г. составляла только 42,2%, доля консультативного контингента - 57,8%. Для сравнения следует отметить, что в 2005 г. доля диспансерного контингента превышала 50%.

Из всех обратившихся за психиатрической помощью 60% составляли пациенты, нуждающиеся только в амбулаторной помощи.

#

Российский психиатрический журнал № 1, 2016

5

Самые высокие уровни показателя общей заболеваемости отмечались в Алтайском крае (6174,57 и 6053,30 соответственно), самые низкие - в Республике Ингушетия (821,31) и Чеченской Республике (827,27). Максимальный и минимальный показатели различались соответственно в 7,5 и 7,3 раза.

Нозологическая структура контингентов зарегистрированных больных (на 100 тыс. населения) включала:

• психозы и (или) состояния слабоумия (показатель общей заболеваемости в рассматриваемый период снизился с 772,58 до 758,62 на 100 тыс. населения) - 26,6%, в том числе шизофрения (показатели общей заболеваемости в рассматриваемый период уменьшился с 362,22 до 342,79 на 100 тыс. населения) - 12%;

• психические расстройства непсихотического характера (показатель общей заболеваемости в рассматриваемый период снизился с 1501,95 до 1473,47 на 100 тыс. населения) -51,6%;

• умственная отсталость (показатель общей заболеваемости в рассматриваемый период снизился наиболее значительно - на 9,9%, с 692,04 до 623,47 на 100 тыс. населения) - 21,8%.

Нозологическая структура первичной заболеваемости представлена следующим образом:

• психозы и (или) состояния слабоумия - 19,3%, в том числе шизофрения - 2,2%;

• психические расстройства непсихотического характера - 73,8%;

• умственная отсталость - 6,9%.

Инвалидность. В 2014 г. число инвалидов

в связи с психическими расстройствами составило 1 055 950 человек и увеличилось по сравнению с 2005 г. на 5,2%. В расчете на 100 тыс. населения число инвалидов в стране составляет 721,9 (увеличение на 4,0%). В общем числе лиц, обратившихся за психиатрической помощью, в 2014 г. инвалиды составляли 28,5%. В расчете на 100 диспансерных больных число инвалидов составило 66,7 (в 2005 г. - 55,5). За рассматриваемый период доля инвалидов III группы увеличилась, а доли детей-инвалидов и инвалидов I-II групп уменьшились. В 2013 г. в общем числе инвалидов 10,2% составляли инвалиды III группы, 11,8% - дети-инвалиды в возрасте 0-17 лет включительно и 78,0% приходилось на инвалидов I-II групп. В контингенте инвалидов 34,1% составили больные шизофренией, 34,7% - лица с умственной отсталостью, 31,2% -больные другими психическими расстройствами.

Представленному контингенту лиц, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, психиатрическая помощь по всем ее профилям оказывалась в амбулаторных, полустационарных и стационарных условиях.

Структура психиатрической службы. Стационарная помощь оказывалась в психиатрических

больницах и ПНД, имеющих стационарные койки. За рассматриваемый период количество больниц уменьшилось на 22,2% (с 270 в 2005 г. до 210 в 2014 г.). Количество ПНД, имеющих стационарные койки, за тот же период уменьшилось в еще большей степени - на 36,5% (со 115 до 73).

Полустационарная помощь оказывалась в разнообразных подразделениях психиатрической службы, регламентированных Порядком оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н). В формах государственного статистического наблюдения характеристика мощности полустационарных подразделений (дневные стационары - ДС, ночные стационары - НС и стационары на дому - СНД) появилась только в 2010 г. Количество и мощность НС и СНД крайне невелика (соответственно 6 НС и 15 СНД). Количество ДС продолжает увеличиваться. За рассматриваемый период оно возросло на 17,5% и к 2014 г. достигло 273 ДС.

Амбулаторная помощь пациентам с психическими и поведенческими расстройствами оказывалась в ПНД и психиатрических кабинетах, сохранившихся при районных больницах. Количество ПНД за рассматриваемый период уменьшилось на 43,3% -со 173 до 98. Количество медицинских организаций, имеющих в своей структуре психиатрические кабинеты, уменьшилось в значительно меньшей степени - на 2,3%, с 2249 до 1967.

Ухудшилась и кадровая обеспеченность психиатрической службы. Число врачей-психиатров составило по 85 регионам 13 391 человек, число врачей-психотерапевтов - 1526 человек.

Показатели обеспеченности населения:

• врачами-психиатрами составили 0,92 на 10 тыс. населения (в 2013 г. - 0,95);

• врачами-психотерапевтами - 0,10 (в 2013 г. -0,12);

• врачами-психиатрами уменьшились с 1,02 на 10 тыс. населения до 0,92 (на 9,8%);

• врачами-психотерапевтами - с 0,13 до 0,10 на 10 тыс. населения;

• медицинскими психологами, занятыми в психиатрической службе, выросли в расчете на 10 тыс. населения на 13,6% (0,25 против 0,22);

• специалистами по социальной работе увеличились с 0,04 до 0,06 на 10 тыс. населения на 50%.

Коэффициенты совместительства врачей-психиатров составили 1,60 в 2013 г. и 1,54 в 2014 г., врачей-психотерапевтов - соответственно 2,00 и 1,94.

Укомплектованность психиатрических учреждений средним медицинским персоналом составляет около 68%, младшим медицинским персоналом -около 61%.

Общее число должностей медицинских психологов, занятых в психиатрической службе, в рас-

6

Российский психиатрический журнал № 1, 2016

сматриваемый период выросло на 21,6% (3840,25 против 3158,25), а в расчете на 10 тыс. населения -на 20,6% (0,27 против 0,22). Число должностей медицинских психологов, занятых в диспансерах (диспансерных отделениях, кабинетах), увеличилось на 24,2% (1620,00 против 1304,00), число должностей, занятых в стационарах, - на 19,7% (2220,25 против 1854,25). В общем числе занятых должностей медицинских психологов доли должностей, занятых в учреждениях амбулаторной помощи, были равны в 2005 и 2013 гг. соответственно 41,3 и 42,2%, доли должностей, занятых в стационарах, составляли соответственно 58,7% и 57,8%.

Общее число должностей специалистов по социальной работе, занятых в психоневрологических учреждениях, увеличилось на 363,75 должности, темп прироста составил 63,1% (940,50 против 576,75). Уровень относительного показателя (на 10 тыс. населения) вырос на 61,8% (0,07 против 0,04). Однако интенсивность динамики числа должностей, занятых в амбулаторной и стационарной службах психиатрической помощи, существенно различалась. Число должностей специалистов по социальной работе, занятых в системе внебольничной психиатрической помощи, увеличилось на 28,7% (396,00 против 307,75), а занятых в стационарах - на 102,4% (544,50 против 269,00).

Общее число должностей социальных работников, занятых в учреждениях психиатрической помощи, в 2005-2013 гг. увеличилось на 11,9% (1637,50 против 1463,50). Вместе с тем число должностей, занятых в ПНД (диспансерных отделениях, кабинетах), сократилось на 16,5% (554,75 против 664,75), тот же показатель для стационаров вырос более чем на треть - на 35,6% (1082,75 против 798,75). В результате доля должностей социальных работников, занятых в учреждениях амбулаторной психиатрической помощи, уменьшилась с 45,4 до 33,9%, аналогичный показатель для должностей социальных работников, занятых в стационарах, увеличился с 54,6 до 66,1%,

До настоящего времени эффективность деятельности амбулаторной помощи официально оценивается по количеству и видам посещений, что ни в коей мере не отражает эффективность диспансерного и консультативного наблюдения, лечения и реабилитации пациентов, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, а также степень терапевтической активности участковых врачей-психиатров.

Число посещений участковых врачей-психиатров увеличилось на 27,2% (27 280 899 против 21 447 083), а в расчете на 10 тыс. населения - на 26,2% (1901,0 против 1506,4). Число посещений по поводу заболеваний увеличилось менее интенсивно - на 4,3% (14 741 019 про-

тив 14 131 779), относительный показатель (на 10 тыс. населения) увеличился на 3,5% (1027,2 против 992,6). В расчете на одну занятую должность участкового врача-психиатра темп прироста общего числа посещений составил 26,5% (4780,7 против 3778,9), темп прироста числа посещений по поводу заболеваний был равен 3,7% (2583,2 против 2490,0). Доля посещений по поводу заболеваний снизилась с 65,9 до 54,0%. Число больных, зарегистрированных в течение года, в расчете на одну занятую должность врача-психиатра сократилось с 744 до 718 (на 3,5%).

При значительном увеличении числа посещений на одного больного (на 31,4%, с 5,1 до 6,7) число посещений на одного больного по поводу заболеваний увеличилось только на 9,1% (с 3,3 до 3,6).

Коечный фонд психиатрической службы в 2005-2014 гг. сократился с 161 748 до 138 950 коек (на 14,1%). Показатель обеспеченности уменьшился с 11,4 до 9,5 коек на 10 тыс. населения (на 15,8%). Число коек для детей сократилось на 25,7%, для взрослых - на 10,3%.

Показатели обеспеченности психиатрическими койками по федеральным округам (ФО) различались значительно: в Северо-Западном ФО - 12,2, а в Северо-Кавказском ФО - 5,0. В регионах данный показатель варьирует от 24,1 в Орловской области до 3,4 в Республике Дагестан. В Республике Ингушетии нет ни одной койки, в 22 регионах обеспеченность койками ниже 8,0, еще в 23 регионах - до 10,0, в 31 регионах - до 15,6, в Орловской, Смоленской и Костромской областях - выше 20,0 (за счет коек психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением). Снижение данного показателя отмечено в 56 регионах: Ленинградская область - 51,6%, Московская область - 41,0%, Республика Мордовия - 35,9%, 13 территорий - от 20 до 30%, 17 территорий -от 10 до 20%, 23 территории - до 10%.

Средняя занятость психиатрической койки в году в целом по 85 регионам составила 336 дней. Менее 300 дней в году использовались психиатрические койки для детей и для судебно-психиат-рической экспертизы. В различных странах число психиатрических коек колеблется от 2 до 60 на 10 тыс. населения.

Госпитализация в психиатрические стационары в 2005-2014 гг. Общее число госпитализированных с 2005 по 2014 г. сократилось на 117 600 человек (на 13,8%). В 2014 г. в сравнении с 2013 г. число госпитализированных больных психическими расстройствами возросло и составило 627 999 человек.

Средний показатель койко-дня сократился со 102,0 до 95,3 дня:

• психозы и состояния слабоумия - с 76,9 до 74,2 дня, в том числе шизофрения - со 113,9 до 104,8 дня;

#

Российский психиатрический журнал № 1, 2016

7

• непсихотические психические расстройства -с 40,32 до 40,65 дня;

• умственная отсталость - с 85,6 до 83,8 дня.

Полустационарная психиатрическая помощь

в 2005-2014 гг.

Число мест в ДС возросло и достигло 19 093 мест, увеличившись по сравнению с 2013 г. на 6,2%. Число мест в ДС в расчете на 100 диспансерных больных составило 1,22.

Отмечается большое различие данного показателя по регионам: от 4,49 в Ивановской области и 4,27 в Санкт-Петербурге до 0,09 в Ленинградской области и 0,03 в Республике Дагестан. В Республике Калмыкия, Ингушской и Чеченской республиках, Ставропольском крае, Сахалинской области и Ненецком АО ДС отсутствуют.

Число больных, получивших лечение в течение года, в рассматриваемый период увеличилось на 16,7% и составило в 2014 г. 152 887 человек (9,9 на 100 диспансерных больных или 4,2 на 100 диспансерных и консультативных больных).

В регионах показатель числа больных, получивших лечение в дневном стационаре, в расчете на 100 диспансерных больных изменялся от 0,3 в Чукотском АО до 38,2 в Алтайском крае.

Средняя длительность пребывания в ДС в РФ составляла 34-35 дней. Отмечались колебания данного показателя по субъектам РФ от 9,6 в Еврейской АО до 62,4 в Ярославской области.

Число мест в ЛПМ продолжало снижаться и составило 5395 мест, а в расчете на 100 диспансерных больных - 0,34.

По данным 2013 г., реабилитацию с использованием бригадных методов работы амбулаторно прошли (законченный курс лечения/реабилитации «пролеченых бригадным методом») 323 868 больных. По сравнению с 2012 г. число пролеченных бригадным методом снизилось в целом по стране на 19 489 человек, или на 5,7%.

В стационарах в 2010-2012 гг. наблюдался рост числа больных, получивших курс лечения/реабилитации бригадным методом соответственно на 20,2 и 6,1%, а в 2013 г. - 11,3%. Получают такую помощь порядка трети больных. Нет сведений о числе пациентов, получивших курс лечения с использованием бригадных методов в стационарных учреждениях в Курской, Ярославской областях и республиках Калмыкии, Дагестане, Северной Осетии и Хакасии.

Проблемным вопросом при оказании психиатрической помощи является нахождение в психиатрических стационарах больных, нуждающихся в переводе в психоневрологические интернаты. В связи с отсутствием достаточного количества мест в психоневрологических интернатах субъектов РФ период ожидания перевода составляет от 6 мес до 4 лет. В настоящее время наибольшее число таких пациентов имеется в психиатрических

стационарах Костромской (187 пациентов), Архангельской (178 пациентов) и Липецкой (106 пациентов) областей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние материально-технической базы не

претерпело каких-либо положительных изменений. В последние годы практически не выделялись финансовые средства на строительство и реконструкцию зданий и помещений психиатрической службы. В целом средний размер площади, приходящейся на 1 психиатрическую койку, составляет не более 5 м2. Только 55% корпусов построены по больничным проектам, в большинстве случаев не соответствующих современным требованиям.

Из всего недвижимого фонда психиатрических стационаров около 12% составляют деревянные или шлакоблочные здания. В 47% зданий отсутствует приточно-вытяжная вентиляция. В 6% зданий отсутствует центральное отопление, в 10% - нет горячего водоснабжения, в 6% зданий нет канализации.

Обеспеченность медицинским и технологическим оборудованием, а также мягким инвентарем не превышает в среднем 70% при степени износа имеющегося медицинского оборудования около 65%.

В первую очередь отмечается недостаточное количество приборов и аппаратов для рентгеновской, функциональной и лабораторной диагностики, физиотерапевтического лечения, а также оборудования для оказания стоматологической помощи.

Обеспечение психиатрических учреждений психотропными препаратами неудовлетворительное. Наиболее значительные недостатки отмечаются в предоставлении льготного лекарственного обеспечения больных шизофренией, не имеющих группы инвалидности, в амбулаторных условиях. В большинстве психиатрических стационаров стоимость лекарственного обеспечения пациентов на один день лечения не превышает 40-60 руб. (при потребности 120-130 руб.). Вследствие ограниченности финансовых ресурсов в лечении пациентов недостаточно применяются современные антидепрессанты, нейролептики и транквилизаторы, особенно дорогостоящие. Это в первую очередь связано с недостаточным выделением финансовых средств из региональных бюджетов на закупку необходимых в психиатрической практике препаратов.

Для оценки финансирования психиатрических служб субъектов Российской Федерации нами в мае-июне 2014 г. был проведен мониторинг величины расходов на оказание психиатрической помощи больным психическими расстройствами в РФ.

В мониторинге участвовали 42 субъекта РФ. Общие расходы на оказание психиатрической помощи в этих регионах составляли 20 683,0 млн руб. Из них на текущее финансирование амбулаторной и стационарной психиатрической помощи из

8

Российский психиатрический журнал № 1, 2016

бюджетов субъектов РФ было направлено 20 536,0 млн руб. (99,3%).

В указанных расходах доля стационарной психиатрической помощи составляла 87,2% (17 915,5 млн руб.) Финансирование чрезвычайных ситуаций не превышало 0,7% (146,8 млн руб.).

Средняя стоимость лечения 1 больного в стационаре ПБ составляла 48 971,96 руб., в ДНС -10 305,04 руб.

Таким образом, проведенный анализ динамики основных показателей деятельности психиатрической службы Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы.

Уменьшение обслуживаемых контингентов больных на 3,7% и показателей первичной заболеваемости на 17,6% явилось результатом централизации психиатрической службы в субъектах РФ, сокращения ПНД и психиатрических кабинетов.

Увеличение числа посещений на 26,2% на фоне сокращения показателей кадровой обеспеченности свидетельствует о значительном сокращении времени на обслуживание одного пациента, что привело к снижению терапевтической активности участковых врачей-психиатров. Увеличение числа посещений произошло за счет профилактических осмотров, а выявление при этом снизилось.

Состояние психиатрической службы и существующие тенденции в динамике ее основных показателей деятельности свидетельствуют об отсутствии системного подхода к ее организации, отсутствии учета потребностей населения в оказании психиатрической помощи.

Результаты анализа позволяют предложить следующие меры по улучшению состояния психиатрической службы и качества оказания психиатрической помощи:

• повысить терапевтическую активность вне-больничной (амбулаторной и полустационарной) службы;

• увеличить число мест в полустационарных подразделениях и ЛПМ;

• улучшить лекарственное обеспечение этих подразделений, увеличить долю препаратов пролонгированного действия;

• привести нагрузки участковых врачей к реальным потребностям для осуществления диагностической, лечебной и реабилитационной деятельности;

• обеспечить системный подход к организации психиатрической службы.

• привести структуру службы в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения;

• осуществлять целевое планирование для рационального перераспределения психиатрических ресурсов;

• при планировании деятельности психиатрических учреждений осуществлять клинико-эконо-мический анализ прямых затрат на оказание помощи целевым группам пациентов;

• увеличить финансирование субъектами РФ психиатрической службы в целом и льготного лекарственного обеспечения больных, не имеющих группы инвалидности в частности;

• мотивировать сотрудников к постоянному обеспечению качества оказываемой помощи через материальную заинтересованность в результатах труда.

В ходе исследования был использован статистический справочник: Демчева Н.К., Творогова Н.А. и др. Эпидемиологические показатели и показатели деятельности

психиатрических служб в Российской Федерации.

Под ред. З.И. Кекелидзе, Б.А. Казаковцева.

М., 2014.

#

Российский психиатрический журнал № 1, 2016

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.