Научная статья на тему 'Перспективы открыты. Как ими распорядиться?'

Перспективы открыты. Как ими распорядиться? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009-2013 ГОДЫ) / АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МВД РОССИИ / МИНОБОРОНЫ РОССИИ / МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ / МИНОБРНАУКИ РОССИИ / МИНЮСТ РОССИИ / МИНСВЯЗИ РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпенко Анастасия Степановна

Контроль за реализацией мероприятий Программы и мониторинг ее эффективности будет осуществлять Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы (далее - Комиссия)**, которая образована в целях подготовки предложений по вопросам реформирования и развития системы государственной службы, а также информирования главы государства о положении дел в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы открыты. Как ими распорядиться?»

ВОПРОС - ОТВЕТ

О нормативных правовых актах в сфере государственной службы, принятых в текущем году, наш корреспондент беседует с постоянной ведущей рубрики «Вопрос - ответ», референтом Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором психологических наук, профессором А.С. КАРПЕНКО.

Перспективы открыты. Как ими распорядиться?

- Анастасия Степановна, для реализации Указа Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»* потребуется немало усилий со стороны заинтересованных государственных органов, ^тобы реализовать все, что намечено. Как будет организована эта работа, будет ли осуществляться контроль за ходом мероприятий и их эффективностью?

- Контроль за реализацией мероприятий Программы и мониторинг ее эффективности будет осуществлять Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы (далее - Комиссия)**, которая образована в целях подготовки предложений по вопросам реформирования и развития системы государственной службы, а также информирования главы государства о положении дел в этой области.

Государственным заказчиком - координатором Программы является Администрация Президента Российской Федерации. Организационную работу, связанную с планированием, реализацией и мониторингом мероприятий Программы, а также текущий контроль и координацию деятельности заинтересованных

* Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

** Указ Президента Российской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 1775 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы».

государственных органов - государственных заказчиков и исполнителей этих мероприятий будет вести Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы. Эффективность мероприятий программы будет обеспечиваться в ходе их реализации. С этой целью координатором программы продуманы организационные, методические и контрольные процедуры. Кроме того, все мероприятия Программы должны проходить оценку качества достигнутых результатов. В этих целях Управлением разработан специальный инструментарий для оценки всех видов работ, выполненных госзаказчиком. К этой работе привлекаются независимые эксперты. Достижению конкретных результатов будет способствовать мониторинг целевых показателей и индикаторов Программы, который в ходе реформы государственной службы введен впервые.

- Анастасия Степановна, Программа нацелена на последовательность преобразований в ходе реформы государственной службы. Согласитесь, ведь во многом это зависит и от непосредственных участников Программы - государственных заказчиков и исполнителей мероприятий.

- Вы правы, на них лежит большая ответственность в организации и обеспечении результативности этой работы. По сравнению с предыдущей федеральной программой, мероприятия которой осуществлялись в период 2003 - 2007 годов, в новой Программе несколько изменен круг основных государственных заказчиков. Наряду с Минэкономразвития России, МВД России и Минобороны России новыми участниками Программы и государственными заказчиками мероприятий теперь являются также Минобрнауки России, Минюст

России и Минсвязи России, с участием которых будет осуществлен комплекс мероприятий, соответствующий новым задачам реформы. При этом два государственных заказчика прежней федеральной программы -Минфин России и Минздравсоцразвития России являются исполнителями мероприятий Программы и продолжат работу по реформированию государственной службы в рамках служебной деятельности без выделения финансовых средств. Поясню: исходя из достигнутого уровня реформирования видов государственной службы Программой предполагается доработать и обеспечить внедрение нормативных правовых актов, финансирование которых уже осуществлено в ходе реформы. Прежде всего это коснется государственной гражданской службы, именно поэтому незавершенная ранее соответствующими государственными органами работа будет осуществляться в рамках служебной деятельности.

Перечень мероприятий по реализации Программы, предусматривающий объемы финансирования конкретных мероприятий в соответствии с этапами ее проведения и исполнителями, будет утверждаться Комиссией. На основании этого Перечня формируются и утверждаются планы госзаказчиков. На заседании Комиссии также предполагается обсудить состояние разработки нормативных правовых актов по реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», работа по которым к настоящему времени не завершена ответственными исполнителями.

В настоящее время завершается работа по формированию и обновлению составов образуемых при Комиссии рабочих органов: постоянно действующей экспертной группы и контрольной группы. Экспертная группа создается для предварительной проработки и экспертизы материалов по всем видам государственной службы, которые определены к рассмотрению на заседаниях Комиссии. Контрольная группа образуется с целью организации контроля за ходом выполнения мероприятий Федеральной программы, качеством раб о т, выполненных в рамках Федеральной программы, и целевым использованием денежных средств, выделяемых на их реализацию. Составы указанных групп, а также вопросы организации их деятельности утверждаются соответствующими распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации.

- Анастасия Степановна, в продолжение разговора о федеральной программе давайте обсудим актуальные вопросы государственной службы. В средствах массовой информации сообщалось о том, что сформирован резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации. А как эта работа проходит в субъектах Российской Федерации?

- Как известно, общероссийский резерв управленческих кадров создается на трех уровнях: муниципаль-

ном, региональном и федеральном. Наиболее перспективные профессионалы-управленцы вошли в так называемую «президентскую сотню». Как эта работа проводится в субъектах Российской Федерации, расскажет начальник департамента по вопросам координации государственной службы Управления Владимир Иванович- Жирнов.

- Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года, в субъектах Российской Федерации эта работа также завершена. Во всех субъектах Федерации образованы и действуют комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. В 68 регионах приняты программы (планы мероприятий) по формированию резерва. В результате в ус т а н о в л е н н ы й срок (до 1 марта 2009 г.) во всех регионах сформированы списки резерва управленческих кадров, в которые включено 27,5 тысячи человек.

Региональные резервы управленческих кадров сформированы на основе конкурсного отбора, рекомендаций государственных органов и органов местного самоуправления, предложений экспертов. Наиболее активно работа по обеспечению формирования региональных резервов управленческих кадров проводилась аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Немаловажную роль в этом процессе сыграли совещательные органы по вопросам государственной службы.

Около 20 процентов от общего числа лиц, включенных в региональные резервы управленческих кадров, составляют руководители в возрасте до 35 лет. Значительная часть резервов сформирована на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации и их заместителей (7,1 тысячи человек), руководителей коммерческих и некоммерческих организаций (7,8 тысячи человек).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации приступили к назначению на руководящие должности лиц, включенных в резервы управленческих кадров. За первые два месяца текущего года из резервов назначены 134 человека, в том числе на должности: заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - 26 человек; руководителя, заместителя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - 94 человека.

Дальнейшая работа по формированию и использованию резервов управленческих кадров субъектов Российской Федерации будет продолжена по следующим направлениям:

■ организация эффективного использования региональных резервов управленческих кадров;

■ решение вопросов взаимосвязи федерального, окружных, региональных и муниципальных резервов

управленческих кадров;

50

ВОПРОС - ОТВЕТ

■ обеспечение публичного характера формирования и использования резервов управленческих кадров;

■ анализ, обобщение и распространение опыта формирования и использования резервов управленческих кадров в субъектах Российской Федерации;

■ поиск оптимальных форм обучения лиц, включенных в резервы, в условиях финансового кризиса.

- В конце января этого года принято Постановление Правительства Российской Федерации о предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. У наших читателей возникают вопросы по содержанию Правил, которые утверждены этим постановлением. Прокомментируйте, пожалуйста, основные положения.

- Разработка названного Вами постановления осуществлялась в соответствии со статьей 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающей дополнительные государственные гарантии на государственной гражданской службе. Его принятие имеет большое значение для федеральных гражданских служащих, поскольку оно призвано реализовать их право на приобретение жилой площади. Содержание этого документа прокомментирует главный советник департамента по вопросам координации государственной службы Управления Олег Юрьевич Акимов.

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила). Правилами устанавливаются порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата), включая порядок постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (далее - учет), определение размера, а также порядок ее использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил единовременная выплата может предоставляться один раз за весь период государственной гражданской службы федеральному государственному гражданскому служащем у, имеющему стаж гражданской службы не менее 1 года, принятому на учет в государственном органе.

Согласно пункту 2 для приобретения права на получение единовременной выплаты необходимо, чтобы общая площадь жилого помещения на одного члена семьи гражданского служащего составляла менее 15 кв. метров.

Из этого правила сделано исключение для гражданских служащих, замещающих должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» высшей группы должностей. С учетом особенностей их профессиональной служебной деятельности, повышения мотивации эффективного исполнения должностных

обязанностей по решению руководителя федерального государственного органа допускается предоставление единовременной выплаты без учета условий, указанных в пункте 2 Правил.

Принятие гражданского служащего на учет осуществляется на основании его заявления, которое представляется на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа для рассмотрения вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат (далее - комиссия) по месту прохождения гражданской службы.

К заявлению прилагаются следующие документы: выписка из домовой книги; копии финансового лицевого счета, свидетельства о браке, свидетельств о рождении детей, трудовой книжки, документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, документа, подтверждающего право на дополнительную площадь.

Решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее 2-х месяцев со дня подачи заявления. Указанное решение оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.

Гражданский служащий, совершивший действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий. К таковым действиям Правила относят: обмен жилыми площадями; невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); выделение доли собственниками жилых помещений; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности гражданского служащего и совместно с ним проживающих членов его семьи.

Расчет единовременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом на основании норматива общей площади жилого помещения, размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемого Минрегионом России ежеквартально, и поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения гражданской службы гражданским служащим, определяемого Минздравсоцразвития России ежегодно. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты установлен в следующем размере:

33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека;

42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек;

18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

Кроме того, при расчете единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент в зависимости от стажа гражданской службы (полных лет службы) от 1,05 до 1,5.

Единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему в безналичном порядке и может быть использована в счет:

а) оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения;

б) оплаты паевого взноса жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива;

в) оплаты работ по индивидуальному жилищному строительству;

г) погашения долга и (или) уплаты процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам), в том числе по кредитам или займам, обязательство по которым возникло у гражданского служащего до возникновения права на получение единовременной выплаты.

Следует отметить, что Правила смогут применяться на практике после того, как Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации будут утверждены: 1) порядок формирования и работы комиссий; 2) порядок формирования и ведения базы данных гражданских служащих, состоящих на учете и снятых с соответствующего учета; 3) методика определения поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, применяемого при расчете размера единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Минздравсоцразвития России, кроме того, должно определить порядок включения гражданского служащего в список лиц, состоящих на учете, при переходе в другой федеральный государственный орган.

В настоящее время проводится работа по подготовке указанных правовых актов.

- Анастасия Степановна, читателя интересует вопрос следующего характера. Согласно закону истечение срока действия срочного служебного контракта является основанием для его прекращения и увольнения с гражданской службы. Что необходимо предпринять гражданскому служащему, если он желает продолжить службу?

- Вопросы, так или иначе связанные с заключением срочных служебных контрактов на государственной гражданской службе, уже не раз освещались в журнале. Вместе с тем в такой интерпретации вопрос звучит впервые. На него отвечает начальник департамента по вопросам реформирования и развития государственной службы Управления, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук Валерий Степанович Епанешников.

- Согласно статье 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Ф е-деральный закон) срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы. В последующем решение о заключении нового срочного служебного контракта с гражданским служащим принимается представителем нанимателя исходя из служебной целесообразности, эффективности исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и других условий.

При этом если новый срочный служебный контракт не заключается, замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы в данном государственном органе или поступление на гражданскую службу в другой государственный орган осуществляется по результатам конкурса, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4 статьи 22 Федерального закона.

Разработан типовой план по противодействию коррупции в области предоставления массовых государственных услуг

Для решения задачи снижения административных барьеров и возникающих в связи с этим денежных и временных издержек для малого бизнеса и граждан существуют административные регламенты. С 2006 года их утверждено свыше 350. Они регулируют почти две трети наиболее востребованных госуслуг - в области регистрации прав недвижимости земли, организации занятости населения, туризме, миграционной сфере.

При этом в регионах регламентирована лишь небольшая часть государственных полномочий. А деятельность чиновников на местном уровне - в упра-

вах и сельсоветах практически не регламентирована.

Особую проблему представляют «единые окна» предоставления бесплатных государственных и муниципальных услуг потребителям в многофункциональных центрах (МФЦ). Уже второй год создание в регионах таких центров финансируется из федерального бюджета. Однако, истратив деньги, разные ведомства функционируют в прежнем рутинном режиме. Теперь для исправления государство будет сертифицировать деятельность многофункциональных центров.

МФЦ как один из элементов рефор-

мы административной системы дополняется интернет-порталами государственных услуг и колл-центрами для оперативного информирования о социальных мерах поддержки.

Для контроля качества оказания государственных услуг введена новая форма - их «контрольные закупки». Они осуществляются анонимно, при этом анализируется их качество, начиная от быстроты обслуживания, степени вежливости чиновников и заканчивая комфортностью помещений, в которых идет прием граждан, возможностью последних пользоваться Интернетом, копировальной техникой. Уже составлена карта качества госуслуг.

По материалам прессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.