Научная статья на тему 'Реализация субсидий на приобретение жилья государственными гражданскими служащими Российской Федерации: региональный опыт применения'

Реализация субсидий на приобретение жилья государственными гражданскими служащими Российской Федерации: региональный опыт применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЖИЛЬЕ / SUBSIDY / STATE CIVIL SERVANTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / HOUSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архипенкова Ирина Вадимовна

Раскрывается сущность субсидии на жилье как одной из важных социальных гарантий, стимулирующей работу государственных служащих. Исследуются механизмы реализации предоставления государственным гражданским служащим Российской Федерации субсидии на жилье. Анализируются особенности и проблемы предоставления субсидии на жилье на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Архипенкова Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Implementation of Subsidies on Housing for Civil Servants of the Russian Federation: Regional Experience of Application

The essence of subsidies on housing is revealed as one of the important social guarantees stimulating the work of civil servants. Mechanisms of implementation of the provision of subsidies on housing for public civil servants of the Russian Federation are researched. Peculiarities and problems of providing subsidies on housing at the federal and regional levels are analyzed.

Текст научной работы на тему «Реализация субсидий на приобретение жилья государственными гражданскими служащими Российской Федерации: региональный опыт применения»

I.V. Arkhipenkova The Implementation of Subsidies on Housing for Civil Servants of the Russian Federation: Regional Experience of Application

The essence of subsidies on housing is revealed as one of the important social guarantees stimulating the work of civil servants. Mechanisms of implementation of the provision of subsidies on housing for public civil servants of the Russian Federation are researched. Peculiarities and problems of providing subsidies on housing at the federal and regional levels are analyzed.

Key words and word-combinations: subsidy, state civil servants of the Russian Federation, housing.

Раскрывается сущность субсидии на жилье как одной из важных социальных гарантий, стимулирующей работу государственных служащих. Исследуются механизмы реализации предоставления государственным гражданским служащим Российской Федерации субсидии на жилье. Анализируются особенности и проблемы предоставления субсидии на жилье на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова и словосочетания: субсидия, государственные гражданские служащие Российской Федерации, жилье.

DOI 10.22394/1682-2358-2017-1-85-90

УДК 364.04 ББК 60.99

И.В. Архипенкова

РЕАЛИЗАЦИЯ СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

В

настоящее время одной из важных проблем государственной службы в Российской Федерации остается социальная защищенность государственных гражданских служащих как важнейшая составляющая качества жизни. Она понимается как достаточная обеспеченность материальными, социальными и культурными благами, а также всеми видами довольствия, в том числе жильем. Механизмами социальной защиты являются социальные гарантии на государственной службе.

Социальные гарантии — это комплекс финансовых, организационных, социальных и стимулирующих мероприятий государства, направленных на обеспечение государственным служащим условий для эффективного исполнения своих обязанностей и закрепление на государственной службе в течение всего периода ее прохождения [1, с. 57]. По мнению В.В. Лазарева, для наиболее эффективного выполнения обязанностей, в которых заинтересовано общество и государство, устанавливаются меры поощрения, чтобы стимулировать их осуществление путем обещания за данные

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1

85

постоянные социально полезные действия соответствующих благ, ценностей [2, с. 24]. К числу основных социальных гарантий М.Д. Неупокоев относит право на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь [3, с. 20].

Среди социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, остается недостаточно исследованной гарантия на приобретение жилья, которая часто реализуется посредством единовременной субсидии на жилье для государственных служащих. В общем виде субсидия выступает в качестве пособия в денежной либо натуральной форме, предоставляется за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам [4] . Она, как правило, безвозмездна, имеет целевой характер и выдается на определенных условиях под конкретную задачу, которая связана с системой государственной поддержки.

Приобрести собственное жилье в современных условиях сложно, однако государство старается поддержать граждан, предлагая различные социальные программы [5] и дотации. Одним из способов поддержки является единовременная субсидия на приобретения жилья (далее — субсидия на жилье) для государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — государственные служащие), которые не имеют достаточных средств, чтобы приобрести собственное жилье. Субсидия на жилье для государственных служащих предоставляется только при наличии стажа государственной службы не менее трех лет, а также при ряде других условий.

Впервые упоминание о субсидии на жилье для государственных служащих в качестве дополнительной социальной гарантии было прописано в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6]. Согласно п. 4 ст. 53 этого закона, государственные служащие имеют право получить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, определяемых постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» [7] и нормативным правовым актом субъекта РФ.

Каждый субъект РФ, а также отдельно взятый государственный орган вправе устанавливать свои правила для государственных гражданских служащих при получении единовременной субсидии на жилье, базирующиеся на прописанных в Постановлении № 63. Часто процедура получения субсидии усложняется: например, в Республике Адыгея указом президента данной Республики разработано Положение, согласно которому субсидию может получить служащий, имеющий стаж гражданской службы не менее 7 лет [8, п. 1]. В Республике Алтай стаж служащего должен быть не менее 10 лет [9, п. 1], а в Тверской области — не менее 5 лет [10, п. 1]. Таким образом, не все государственные гражданские служащие обладают равным правом на получение субсидии.

36 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1

Субъекты РФ вправе уточнять условия предоставления жилищных субсидий. В Кабардино-Балкарской Республике, например, их перечень значительно сужен по сравнению с другими субъектами РФ: государственный гражданский служащий, чтобы получить субсидию, должен состоять на учете на улучшение жилищных условий в администрации муниципального образования Кабардино-Балкарской Республики по месту постоянной регистрации; проживать в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживать в общежитии; проживать в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе двух семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения [11, п. 8].

При наличии условий, прописанных в Постановлении № 63, по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа — в случае наделения его такими полномочиями) предоставляется единовременная субсидия на приобретение жилья, которая оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты. На получения субсидии в упрощенном порядке имеют право государственные служащие, замещающие должности категорий «руководитель» или «помощник (советник)» высшей группы должностей ввиду их профессиональных особенностей.

Отдельные государственные служащие имеют приоритет в приобретении субсидии, и именно их кандидатуры рассматриваются в первую очередь. Это те, в чьих семьях воспитывается трое или более детей до 18 лет, либо несовершеннолетний ребенок-инвалид, который получил травму до 18 лет, либо дети до 23 лет, получающие образование по очной форме обучения, а также те, чьи семьи имеют статус многодетных.

Государственному служащему необходимо находиться на учете для получения жилищной субсидии в государственном органе, где он проходит службу. Для постановки на учет необходимо представить ряд документов, в том числе заявление на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления государственным служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы. Также к этому заявлению, например, в Республике Саха (Якутия), необходимо прикрепить упрощенный перечень документов [12, п. 6] .

Если в семье государственного служащего, которая планирует получить единовременную субсидию на приобретение жилья, на государственной службе состоят несколько членов, то на учет может встать только один член семьи. В случае, если этот член семьи уволится с гражданской службы, либо скончается, либо будет признан судом без вести пропавшим, вместо него на учет имеет право встать другой член семьи, который проходит государственную граждданскую службу.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 87

Государственный служащий, состоящий на учете для получения единовременной выплаты, при переходе на гражданскую службу в другой федеральный государственный орган подлежит включению в список государственных служащих, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, со времени постановки его на учет по предыдущему месту прохождения гражданской службы. Данный порядок определяет Министерство труда и социальной защиты РФ.

Размер субсидии на приобретение жилища для государственных служащих зависит от нормативов общей площади квартиры и средней рыночной стоимости квадратного метра жилой площади. Норматив общей площади жилого помещения для расчета субсидии устанавливается в следующем размере [7, п. 22]:

1) 33 кв. метра общей площади жилья — на одного человека;

2) 42 кв. метра общей площади жилья — на семью из двух человек;

3) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек.

Размер единовременной выплаты государственному служащему может превысить норматив на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей. Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 сентября 2016 г. № 633/пр [13], в Москве стоимость 1 кв. метра составила 90 400 руб. и оказалась самой высокой в стране, самая низкая зафиксирована в Республике Калмыкия — 25 200 рублей.

При расчете размера единовременной субсидии в Астраханской области применяется поправочный коэффициент с учетом стажа гражданской службы Российской Федерации в следующих размерах: от 5 до 7 лет стажа — 1; от 7 до 9 лет — 1,05; от 9 до 11 лет — 1,1; от 11 до 15 лет — 1,2; от 15 до 20 лет — 1,25; 20 лет стажа и более — коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5 [14, ст. 23]. Данный показатель зависит от начального стажа службы, при котором можно получить субсидию на жилье.

Субсидия на приобретение жилья для государственных служащих рассчитывается с учетом количества членов семьи, а также поправочного коэффициента, который зависит от стажа службы. Кроме того, для каждого субъекта РФ существует поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, который утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты РФ. В 2016 г. самые высокие и низкие показатели по России, которые утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2015 г. № 1183н [15], зафиксированы в Москве (2,36) и Чеченской республике (1,00).

В связи с изложенным размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой государственному служащему, определяется по формуле [7, приложение 3]:

88 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1

Р = О х С х Кп х Кс,

где О — общая площадь жилого помещения государственного служащего;

С — размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья;

Кп — поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации государственным служащим;

Кс — поправочный коэффициент размера предоставляемой субсидии с учетом стажа государственной гражданской службы Российской Федерации.

После завершения процедуры получения единовременной субсидии на приобретение жилья и ее одобрения денежные средства перечисляются государственным органом на банковский счет государственного служащего [7, п. 29]. Единовременная выплата может быть использована для приобретения или строительства жилого помещения (части жилого помещения). Денежные средства, которые выделяются на улучшение жилищных условий государственным служащим Российской Федерации, не облагаются налогом [16, ст. 217 п. 36].

Для подтверждения рационального использования единовременной субсидии на приобретения жилья после получения денежных средств и в течение одного месяца с даты государственной регистрации права собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение государственный служащий обязан представить в государственный орган выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого помещения. [7, п. 30].

Итак, постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. №2 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» впервые закрепило право на финансовую поддержку при приобретении жилья государственными служащими, тем самым обеспечив развитие и совершенствование данной социальной гарантии. Проанализировав опыт отдельных субъектов РФ в части обеспечения жильем государственных гражданских служащих, можно сделать вывод, что для каждого субъекта РФ характерны особенности предоставления субсидии на жилье государственным гражданским служащим, которые закреплены законодательно. Данные особенности либо упрощают процедуру получения жилищной субсидии, либо усложняют.

В настоящее время множество правовых норм имеет рамочный характер. Законодательство Российской Федерации в области предоставления жилищной субсидии гражданским служащим значительно отличается от законодательства субъектов РФ. Многообразие региональных подходов к предоставлению субсидии на жилье гражданским служащим в органах государственной власти субъектов РФ не является недостатком современного правового регулирования. Региональный опыт требуется использовать для дальнейшей оптимизации мер в области предоставления жилья гражданским служащим.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 89

Библиографический список

1. Панин И.Н., Вагина Л.В. Социальная защита кадров в процессе реформирования государственной службы // Труд и социальные отношения. 2003. № 2.

2. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.

3. Неупокоев М.Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

4. Экономический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/14250

5. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 17 дек. 2010 г. № 1050 (в ред. от 30 дек. 2016 г.) // СЗ РФ. 2011 г. № 5. Ст. 739; 2017. № 2, ч. 2. Ст 390.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 дек. 2016 г.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/.

7. О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения: постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 (в ред. от 24 нояб. 2016 г.). URL: http://base.garant.ru/12164950/

8. О порядке и условиях предоставления государственным гражданским служащим Республики Адыгея единовременной субсидии на приобретение жилой площади: Указ президента Республики Адыгея от 11 нояб. 2009 г. № 129 (с изм. от 16 авг. 2010 г.). URL: http://docs.cntd. ru/document/459700742

9. О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Алтай единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения: постановление Правительства Республики Алтай от 28 сент. 2010 г. № 212 (с изм. от 29 дек. 2014 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/473312977

10. О предоставлении государственным гражданским служащим Тверской области единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилья: закон Тверской области от 20 нояб. 2006 г. №110-30 (в ред. от 7 дек. 2011 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/936004483

11. О порядке предоставления государственным гражданским служащим Кабардино-Балкарской Республики единовременной субсидии на приобретение жилой площади за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики: постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 авг. 2008 г. №187-ПП (в ред. от 23 нояб. 2011 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/907000906

12. О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Саха (Якутия) социальной выплаты (единовременной субсидии) на приобретение жилого помещения: постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 апр. 2011 г. № 145 (в ред. от 3 июня 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/473501731

13. О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2016 года: приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 сент. 2016 г. № 633/пр // Российская газета. 2016. № 221, 30 сент.

14. О предоставлении жилых помещений в Астраханской области: Закон Астраханской области от 10 окт. 2006 г. № 75/2006-О3 (с изм. от 1 марта 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/ document/802076637

15. Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 год: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 дек. 2015 г. № 1183н // Российская газета. 2016. № 27, 10 февр.

16. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2016 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.