Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАЛЯЛЬ-ТУРОВ В КРЫМУ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАЛЯЛЬ-ТУРОВ В КРЫМУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛЯЛЬ-ТУРЫ / КРЫМ / ТУРПРОДУКУТ / ИНКАМИНГОВЫЕ ТУРОПЕРАТОРЫ / ПРОЕКТ ТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалина Наталия Владимировна, Одарюк Елена Владимировна, Поспелова София Валентиновна, Каширина Екатерина Сергеевна, Лукьяненко Екатерина Алексеевна

В статье основное внимание обращено на одном из вариантов этнического туризма (халяль-туры), который является частью общего туристского потока Крыма и г. Севастополя. Внимание к этническому туризму обусловлено тем, что данное направление может диверсифицировать в общий туристский поток, приходящийся в основном на летний период. В пиковый сезон Крым и г Севастополь перегружен и не имеет возможности обеспечить более качественное обслуживание большего количества туристов. Развитие этнического туризма может помочь в перераспределении туристского потока в Крыму и г Севастополе, более равномерном освоении его территорий. Анализ рынка халяль-туров по Крыму показывает недостаточное количество предложений, так как разработкой и формированием данного предложения крымские и в целом российские туроператоры занялись сравнительно недавно. Повышению уровня диверсификации крымского турпродукта должно способствовать развитие направления халяль-туров у инкаминговых турораторов. Анализируя программу единственного сертифицированного халяль-тура по Крыму, нами выявлено несколько проблемных аспектов, которые необходимо учесть при формировании халяль-туров по крымскому региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES FOR ORGANIZING HALAL TOURS IN CRIMEA

The article focuses on ethnic tourism (halal tours), which is part of the general tourist flow of Crimea and Sevastopol. Ethnic tourism can diversify general tourist flow, the largest in summer period. therefor it is of particular interest. During the peak season, Crimea and Sevastopol are overloaded and cannot provide better service to a larger number of tourists. Ethnic tourism can be used as management tool for the tourist flow in the Crimea and Sevastopol, promoting the development of its territories. Analysis of the halal tours market in Crimea shows an insufficient number of offers, since the development and formation of this offer by the Crimean and Russian tour operators in general have started relatively recently. An increase in the level of diversification of the Crimean tourist product should be facilitated by the development of halal tours among incaming travel agents. Analyzing the program of the only certified halal tour in Crimea, we identified several problematic aspects that should be considered in creating and organizing halal tours in the Crimean region.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАЛЯЛЬ-ТУРОВ В КРЫМУ»

УДК 379.851

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-115-123

ШАБАЛИНА Наталия Владимировна

Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: natshab@yandex.ru

ОДАРЮК Елена Владимировна

Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) Генеральный директор ООО «АриаднА-Крым»; e-mail: krimtravel@yandex.ru

ПОСПЕЛОВА София Валентиновна

Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) кандидат философских наук, доцент; e-mail: sofia_valentin@mail.ru

КАШИРИНА Екатерина Сергеевна

Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: e_katerina.05@mail.ru ЛУКЬЯНЕНКО Екатерина Алексеевна

Севастопольский государственный университет (Севастополь, Респ. Крым, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: ekaterina.lyk@gmail.com

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАЛЯЛЬ-ТУРОВ В КРЫМУ

В статье основное внимание обращено на одном из вариантов этнического туризма (ха-ляль-туры), который является частью общего туристского потока Крыма и г. Севастополя. Внимание к этническому туризму обусловлено тем, что данное направление может диверсифицировать в общий туристский поток, приходящийся в основном на летний период. В пиковый сезон Крым и г Севастополь перегружен и не имеет возможности обеспечить более качественное обслуживание большего количества туристов. Развитие этнического туризма может помочь в перераспределении туристского потока в Крыму и г Севастополе, более равномерном освоении его территорий. Анализ рынка халяль-туров по Крыму показывает недостаточное количество предложений, так как разработкой и формированием данного предложения крымские и в целом российские туроператоры занялись сравнительно недавно. Повышению уровня диверсификации крымского турпродукта должно способствовать развитие направления халяль-туров у инкаминговых турорато-ров. Анализируя программу единственного сертифицированного халяль-тура по Крыму, нами выявлено несколько проблемных аспектов, которые необходимо учесть при формировании халяль-туров по крымскому региону.

Ключевые слова: халяль-туры, Крым, турпродукут, инкаминговые туроператоры, про-ект тура

Для цитирования: Шабалина Н.В., Одарюк Е В., Поспелова С В., Каширина Е С., Лукьяненко Е А. Перспективы организации халяль-туров в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №4. С. 115-123. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-115-123.

Дата поступления в редакцию: 4 октября 2021 г. Дата утверждения в печать: 3 декабря 2021 г.

УДК 379.851

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-115-123

Natalia V. SHABALINA

Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: natshab@yandex.ru

Elena V. ODARYUK

Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia) General Director of AriadnA-Crimea LLC; e-mail: krimtravel@yandex.ru

Sofia V. POSPELOVA

Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia) PhD in Philosophy, Assistant Professor; e-mail: sofia_valentin@mail.ru

Ekaterina S. KASHIRINA

Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: e_katerina.05@mail.ru

Ekaterina A. LUKYANENKO

Sevastopol State University (Sevastopol, Rep. of Crimea, Russia)

PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: ekaterina.lyk@gmail.com

PERSPECTIVES FOR ORGANIZING HALAL TOURS IN CRIMEA

Abstract. The article focuses on ethnic tourism (halal tours), which is part of the general tourist flow of Crimea and Sevastopol. Ethnic tourism can diversify general tourist flow, the largest in summer period. therefor it is of particular interest. During the peak season, Crimea and Sevastopol are overloaded and cannot provide better service to a larger number of tourists. Ethnic tourism can be used as management tool for the tourist flow in the Crimea and Sevastopol, promoting the development of its territories. Analysis of the halal tours market in Crimea shows an insufficient number of offers, since the development and formation of this offer by the Crimean and Russian tour operators in general have started relatively recently. An increase in the level of diversification of the Crimean tourist product should be facilitated by the development of halal tours among incaming travel agents. Analyzing the program of the only certified halal tour in Crimea, we identified several problematic aspects that should be considered in creating and organizing halal tours in the Crimean region.

Keywords: Halal tours, Crimea, tourist products, incaming tour operators, tour project

Citation: Shabalina, N. V., Odaryuk, E. V., Pospelova, S. V., Kashirina, E. S., & Lukyanenko, E. A. (2021). Perspectives for organizing halal tours in Crimea. Service and Tourism: Current Challenges, 15(4), 115123. doi: 10.24412/1995-0411-2021-4-115-123. (In Russ.). Article History Disclosure statement

Received 4 October 2021 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 3 December 2021 the author(s).

_ © 2021 the Author(s)

(ccj ® © This work is licensed underthe Creative Commons Attribution 4.0 International

¿¿¿^H^^^H (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

В настоящий момент термин «халяль-туризм» полностью не определен. Исторически данное направление сформировалось в религиозном туризме и относится к особому виду туристской отрасли, направленной на удовлетворение привычек и потребностей путешествующих мусульман.

В системе классификации халяль-туризм представляет собой отельное направление, где основной целью туриста является не объект посещения или достопримечательность, а желание соблюсти строго определенные условия путешествия в соответствии с нормами Ислама. Таким образом можно прогнозировать, что халяль туризм будет развиваться в основном в сегменте купально-пляжной рекреации, отдыха на СПА-курортах и других пассивных направлениях в туризме.

Главным фактором определения туризма или турпродукта в категорию халяль является система разрешений и допущений в соответствии с нормами Ислама, охватывающая практически все сферы жизнедеятельности человека.

Халяль - дословно означает «дозволенное или разрешённое», в широком смысле соответствие чего-либо нормам Ислама, дозволенность для потребителей. Сферы применения «Халяль» в туристской деятельности:

• продукты питания;

• сфера услуг: услуги должны соответствовать разрешённым видам деятельности и всем установленным ограничениям и правилам;

• финансовая сфера: запрет на ссудный процент, запрет на рискованные вложения, запрет на финансирование и вложение каких-либо средств в деятельность, которая запрещена Шариатом (наркотики, алкоголь).

На основании проведенных исследований рынка халяль-туров по Крыму выявлено недостаточное количество предложений. Разработкой и формированием данного предложения крымские и в целом российские туроператоры занялись сравнительно недавно. Инициаторами первых туров, а именно организацией хаджа в Мекку, достаточно специфического продукта религиозного туризма, были в Крыму и в других регионах России не туристские предпри-

ятия-туроператоры, а общественные организации конфессиональной исламской принадлежности. И в большинстве случаев при поддержке международных организаций. В Крыму, в частности, первые паломнические поездки в Саудовскую Аравию были организованы при содействии общественной организации «Духовное управление мусульман Крыма» (далее ДУМК), в партнерстве с международными организациями Турции (Духовное управление мусульман Турции) и Саудовской Аравии. Так, в 1999 г. один из первых организованных хаджей для крымских татар, переживших тяжелый период депортации и репрессий был реализован по личному приглашению Короля Саудовской Аравии при содействии ДУМК. Туристские организации выступают агрегаторами услуг, исполнителями конкретных сервисных задач, но главными организаторами остаются общественные религиозные организации и созданные под их патронатом структуры. Эта особенность трансформировалась в современную тенденцию. На сегодняшний день как показывает анализ мирового опыта, лимитирующим фактором в предложении организации хаджа остается ограниченная квота, распределяемая по странам Саудовской Аравией, как обладателя на своей территории главной мусульманской святыней. Впервые с 2014 г. для мусульман Крыма резко увеличилась квота, и если до 2017 г. не более 100 чел. могли отправиться в паломничество к Мекке и Медине, то в 2017 г. - 370 чел. осуществили паломнический тур, в 2020 г. квота была увеличена до 1000 чел. Агрегатором предложений, по сути, и функциональным задачам информационного центра для мусульман Крыма, изъявивших желание совершить хадж, остается в ОО «Духовное управление мусульман Крыма»1. В специализированном отделе которого аккумулируется предложение от различных коммерческих структур.

С 2016 г., когда стандарты халяль-ту-ризма стали все более широко внедряться на территории Российской Федерации, туроператоры Крыма вышли с предложением крымских туров на внутренний и международный рынок.

1 ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» (принят 29.11.2012). URL: http://docs.cntd.ru

Содержание исследования

В 2017 г. муфтият Крыма полностью взял на себя организацию хаджа крымских мусульман. С этой целью был создан туроператор «АВН туризм». Как подчеркнули в ДУМК, решение принято для улучшения качества обслуживания паломников. Данный туроператор остается единственным в данном сегменте выездного предложения. Вторым направлением, как в сегменте спроса, так и предложения, остается организация умры.

Главной проблемой как для крымских мусульман, так и всех исповедующих ислам россиян, остается проблема высокой стоимости хаджа и умры, с соблюдением всех стандартов халяль. Так, в среднем хадж обойдется мусульманину из Крыма в 22003600 USD, что на сегодняшний день составит от 150 до 260 тыс. руб. Дифференцирована цена на тур по уровню комфорта и сервиса. Типовые предложения класса обслуживания в турах: стандарт, комфорт, люкс или премиум, для последней категории цена может достигать более 300 тыс. руб.

По нашему мнению, повышению уровня диверсификации крымского тур-продукта должно способствовать развитие направления халяль-туров у инкаминговых турораторов. Исходя из описанной выше проблематики, у туроператоров крымского региона предложения практически отсутствуют. Единственным прецедентом стал факт вручения муфтиятом Крыма сертификата «Элял» («Халяль») туристской фирме «АриаднА-Крым» (г. Севастополь). Туристическая фирма занимается организацией туров «Дворцы и минареты Крыма». В тур включены экскурсии по знаменитым дворцам Крыма и памятникам исламской культуры.

Сертификат качества «Элял» Генеральному директору туристической фирмы Елене Одарюк вручил лично Муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев. По словам Генерального директора турфирмы Елены Одарюк, «идея работать в данном направлении возникла еще в 2017 г. благодаря «Национально-культурному обществу казанских татар и башкир» в Севастополе, а также после посещения Международной выставки «Ха-лял-Экспо» в Казани. Она также отметила, что данный сертификат интересен с точки

зрения развития религиозного туризма в Крыму на международном уровне».

Сертификат «Элял» - документ, который свидетельствует, что отмеченные «этим знаком услуги соответствует всем исламским канонам. Производитель, получивший сертификат, обязуется предоставлять услуги в соответствии со стандартами «Элял», утвержденными ЦРО ДУМК». Полномочия проводить инспекцию и выдавать сертификат «Элял» на территории Республики Крым имеет только Духовное управление мусульман РК и г. Севастополь. Срок действия сертификата «Элял» составляет один год, по истечению срока производится повторная инспекция с выдачей заключения о возможности продления сертификата на следующий год.

Анализируя программу единственного сертифицированного халяль-тура по Крыму, нами выявлено несколько проблемных аспектов, которые необходимо учесть при формировании халяль-туров по крымскому региону.

Прежде всего размещение и питание должно соответствовать требованиям стандарта халяль [3, 4, 8], и, следовательно, необходимо конкретизировать отели и объекты питания заблаговременно. С юридической точки зрения, в данном аспекте публичная оферта туроператора имеет первостепенное значение. Питание должно быть включено в тур, либо туроператор обязан дать рекомендации по халяль заведениям общепита по маршруту тура.

По мнению экспертов, сложности будут составлять посещения храмов других конфессий, поэтому множество объектов посещения в туре (монастыри, церкви) становятся полемичным вопросом [8, с. 176].

Главным регламентирующим маршрут и программу халяль-тура фактором выступает время намазов. Для исполнения ритуала необходимо заранее учитывать время и место совершения намаза и планировать программу с учетом 5 молитв.

По нашему мнению, выбор Севастополя основным городом базирования туристов в халяль-туре нецелесообразен по многим причинам. В первую очередь - спецификой историко-культурных объектов. На территории Севастополя находятся

центры паломничества христиан, нахождение на территории Херсонеса Таврического (культового места предполагаемого крещения князя Владимира) делает Севастополь важнейшим сакральным центром для православного мира. Мусульманские святыни представлены единичными малоизвестными объектами в плохой сохранности и нуждаются в реставрационных раюотах. В халяль-туре организационные сложности возникнут и с питанием и размещением в отелях города. Анализ предложения в отельном секторе позволяет утверждать, что на сегодняшний день только один объект имеет шансы получить сертификат «Элял», это санаторий Форос, в одноименном поселке на территории Севастопольского горсовета, принадлежащий правительству Республики Татарстан.

Объект размещения, имеющий сертификат от ДУМК и претендующий на его продление, только один. Для туриста в ха-ляль-программах представленные крымские отели абсолютно не соответствуют требованиям по нескольким критериям, особенно критичная ситуация с раздельными для женщин и мужчин пляжами, бассейнами и СПА-зонами. Приобрести специальные купальные костюмы для женщин (буркини) не предоставляется возможным. Туроператоры при формировании халяль-тура сталкиваются с проблемой наличия алкоголя в непосредственной близости от отелей или его реализацией на их территории. Отели небольшого формата не могут предоставить отдельные молельные комнаты, а мечети могут находиться в нескольких километрах от отеля.

Мониторинг интернет-ресурсов выявил только 4 отеля, которые неизменно присутствуют и лидируют во всех рейтингах как отели с настоящей халяль-кухней [9]. Это такие объекты размещения как отель Джеваль в Евпатории, санаторий Форос, пансионат Хелал в пос. Поповка Сакско-го района, миниотель Салям в пгт Черноморское. Несмотря на изложенную выше проблему, организовать питание туристов блюдами национальной крымской кухни, особенно крымско-татарской, возможно повсеместно по территории полуострова. Весьма рейтинговые заведения крымской

тематики не имеют сертификатов Элал, но при системной работе возможно их получение в будущем.

В Крыму отмечаются всего лишь 12 предприятий, имеющих халяль-сертификат на свою продукцию или услуги от ДУМК. Среди них две туристские компании - туроператоры, один отель, а остальные - производители продуктов питания [8, с. 180].

Исходя из вышеизложенного, в концепции халяль-тура «Хош кельдинъиз Къы-рымгъа» базовыми городами программы выбраны Евпатория, Бахчисарай и Ялта. Наиболее ответственные моменты, которые необходимо учитывать в процессе разработки тура это встреча и проводы туристов. По этой причине нами была выбрана Евпатория, как город для старта программы. Определяющим фактором выбора Евпатории для старта программы, является успешный опыт организации культурно-познавательных туров, религиозных и паломнических туров на базе культурно-этнографического комплекса «Джеваль».

«Квартал гостеприимства» как структурный элемент комплекса выступает визитной карточкой не только туристского бренда Евпатории, но и важным туристским ресурсом в этнографическом, гастрономическом и событийном туризме Крыма.

Этно-музей «Одун-Базар-Къпусы» с интерактивным аудиовизуальным макетом средневекового Гезлева с 2009 г. стал точкой притяжения всего брендового маршрута по Евпатории «Малый Иерусалим».

Комплексные, глубоко историчные и компетентно представленные объекты культурного наследия Евпатории, в том числе и памятники мусульманской культуры, древние мечети, Текие дервишей, памятники самобытной культуры народов Крыма, позволят в первые дни тура создать максимальную заинтересованность программой путешествия по Крыму [1, с. 28].

Продолжение маршрута тура в Бахчисарай обусловлено наибольшей популярностью у туристов различных целевых групп древнейшей историей города, его неразрывной связью с историей правящей династией Гераев в Крымском ханстве, уникальными памятниками исламского периода в Крыму. «В прошедшем 2019 году Ханский дворец и «пещерные

города». посетили более полумиллиона человек», - сообщил гендиректор Бахчисарайского историко-археологического музея-заповедника Вадим Мартынюк [2, с. 37-41].

Мониторинг спроса в сфере религиозного, культурно-этнографического туризма показывает, что наибольшей популярностью пользуются достопримечательности Южного берега Крыма. Программа разработанного нами тура, будет конкурентоспособна с учетом включения в нее самых рейтинговых объектов ЮБК и Крыма в целом, таких как дворцы-музеи и парки (Ливадийский, Алупкинский), Балаклава с морскими экскурсиями на яхте и другие. Но главной особенностью формирования тура будет четкое следования правилам и стандартам организации халяль туризма. Максимально приближены к стандартам мирового уровня халяль-туров этно-гостиница Джеваль, Ба-хытгуль в Евпатории и вилла Эдем в Симеизе, выбранные для размещения туристов, а также все объекты питания по маршруту.

Новым трендом, способствующим организации туров с учетом халяль-стандар-тов является привлечение к обслуживанию кейтеринговых компаний. Интерактивным элементом, повышающим спрос на данный турпродукт, по нашему мнению, будут кулинарные мастер-классы и участие в постановочном обрядовом туре крымских татар.

Наиболее приемлемое определение халяль туризма как вида туризма, направленного на удовлетворение туристских потребностей мусульман, предоставляющего

возможность отдыха и путешествий в соответствии с нормами Ислама. По нашему мнению, понятие халяль в современном туризме выходит за рамки сугубо религиозного туризма исламского толка и в зависимости от основных целей туриста может дифференцироваться по трём направлениям:

- традиционные паломнические туры (хадж и умра);

- культурно-познавательные туры на основе стандартов халяль

- гостиничные услуги по стандарту халяль

Предлагаемая классификация подтверждается мониторингом сайтов по бронированию халяль услуг. Гостиничные халяль услуги наиболее многообразны, но чаще выделяются следующие категории:

• курорты для пляжного отдыха с бассейнами и СПА;

• отели в городах;

• санатории для оздоровительного отдыха со СПА-услугами;

• виллы и частные дома для отдыха.

Как показывает анализ мирового опыта формирования и продвижения халяль-ту-ров, программы разрабатываются с учетом индивидуального подхода к туристам, группы формируются количеством не более 1020 чел. Основная целевая группа - это семейные пары и родители с детьми. По этой причине в последующей калькуляции тура приводится расчет в среднем на 15 чел., участников программы, 8 дней / 7 ночей, экскурсионный автобусный тур, категории обслуживания «стандарт» и «комфорт».

Таблица 1 - Экскурсионный халяль-тур «Хош кельдинъиз Къырымгъа»

Table 1 - Excursion halal tour "Khosh keldiniz Kyrymga"

День тура Программа дня

1 день Встреча гостей в Симферополе. Селям Алейкум!-Традиционное приветствие и отправление в гостеприимный Гезлев - современную Евпаторию. Размещение в этно-отеле «Джеваль» (Ь^е!-jeval.com), и после чашечки ароматного кофе отправление на пешеходную экскурсию «Малый Иерусалим». Прогулка по средневековым улочкам Евпатории - настоящего музея под открытым небом. Экстерьерный осмотр храмов различных религиозных конфессий, посещение древней мечети 16 века Джума-Джами с учетом времени намаза. Обед в ресторане Джеваль. Пешеходная прогулка по набережной Евпатории. Возвращение в отель

2 день Завтрак. Праздничный театрализованный обрядовый тур Нишан («Сватовство») или кулинарный мастер-класс по приготовлению блюд крымско-татарской кухни. Экскурсия в музей «Текие дервишей» - древнюю обитель крутящихся дервишей, и интерактивного музея древних городских ворот «Одун-базар-Къапусы». Экскурсия в Текие дервишей Обед. Прогулка по набережной, знакомство с кварталом гостеприимства Джеваль, возвращение в отель, ужин в ресторане Джеваль

День тура Программа дня

3 день Завтрак, выезд из отеля. Переезд в Бахчисарай- средневековую столицу Крымского ханства. Посещение ханского дворца-резиденции правящей династии крымских ханов Гераев. Обед в кафе отеля Бахытгуль. Экскурсия в пещерный город Чуфут-Кале с осмотром грозных фортификационных сооружений, мавзолея храброй правительницы города Джаныке-Хагум, и осадного колодца XII в. Тик-Кую Алтын-Мердвен. Путевой осмотр Свято-Успенского монастыря, и остановкой у целебного источника. Размещение в отеле Бахытгуль. (bahitgul.com). Возможность совершения намаза в мечетях Бахчисарая. Ужин в кафе отеля Бахытгуль с возможностью организации мастер-класса по приготовлению крымских чебуреков

4 день Завтрак. Экскурсия в Балаклаву - легендарное рыбье гнездо «Балыкьюве», один самых колоритных городков крымского берега, где тесно переплелись истории и судьбы многих народов Крыма. Морская прогулка экскурсия по балаклавской бухте с выходом в открытое море. Обед на яхте блюдами халяль (кейтеринговое обслуживание). Возвращение в отель, ужин в кафе отеля

5 день Завтрак. Выезд из отеля. Экскурсия по живописной долине пещерных городов Крыма. Экскурсионная остановка у подножия горы Мангуп у старинного крымско-татарского селения Салачик, знакомство с историей средневекового княжества Феодоро. Кофе-пауза в кафе с видом на Мангупское озеро. Переезд в Байдарскую долину, подъем на перевал Байдарские ворота, переезд в Симеиз. Размещение и обед на вилле Эдем (villa-edem.com). Вечерняя экскурсия по Симеизу и Кацивели. Ужин на вилле

6 день Завтрак. Авто-экскурсия по одной из самых живописных дорог Крыма в Алупку и Ялту. Посещение Алупкинского Дворца-музея графа Воронцова, с осмотром парка-шедевра дворцово-парковой архитектуры 19 века. Переезд в Мисхор. Подъем на канатной дороге на гору Ай-Петри, прогулка по живописному горному плато с обедом (кейтеринговое халяль-обслуживание) в этническом ресторане блюдами национальной горной татарской кухни. Переезд в Ялту, свободное время для прогулки на Ялтинской набережной. Возвращение в отель

7 день Завтрак, выезд из отеля. Экскурсия к знаменитому замку «Ласточкино гнездо». Переезд в Ливадию, экскурсия по Ливадийскому дворцу-музею. Южная резиденция последнего российского императора Николая II. Экспозиции музея в личных комнатах царской семьи знакомятся с пребыванием на Южном берегу Крыма трех поколений Романовых. Экспонаты парадных залов повествуют о Ялтинской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании. Обед в ресторане «Селям Алейкум». Возвращение в Симеиз, отдых и ужин на вилле

8 день Завтрак, выезд из отеля. Трансфер в Симферополь, встреча в Духовном управлении мусульман Крыма и намаз в древнейшей мечети на территории полуострова Кебир-Джами. По завершению трансфер в аэропорт. До новых встреч на крымской земле - Сагъ Олунуз!

Таблица 2 - Проектная калькуляция халяль-тура по категории «стандарт»

Table 2 - Design calculation of the halal tour for the "standard" category

Статья расходов Расчет Сумма, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размещение с завтраками 17 чел. х 1500 руб. х 7 сут. 238 000

Питание - обеды комплекс 17 чел. х 8 дн. 800 руб. 108 800

Транспорт 8 туродней (не более 8 ч./день, и не более 300 км) х 50 000 руб. 120 000

Экскурсионное сопровождение (гид) 7 дн. х 5000 руб. 35 000

Итого прямые затраты: 501 800

На 1 туриста При кол-ве плательщиков 15 чел. 33 453

Накладные расходы (min 3%) 15 054

Прибыль (min 20%) 10 700

Налоги (НДС) - 20% 128 500

Агентское вознаграждение (min 10%) 77 000

Итого на группу 847 800

Итого на 1 туриста 56 500

Выводы

Халяль-отрасль отличается высокой динамикой роста доходов и оборотов обслуживания. Россия, имеющая в своей политико-географической конфигурации мусульманские регионы, располагает огромным потенциалом развития этих направлений в религиозном туризме. На российском рынке халяль туризм, в стадии зарождения. Рынок халяль-туров в России характеризуется следующими тенденциями; возрастающий спрос; быстрое расширение рынка; отсутствие сильной конкуренции; широкие возможности развития. Наблюдается тенденция увеличения количества женщин и молодежи в халяль-турах.

Развитие халяль-туризма и формирование туров связано с существенными проблемами. Во-первых: медленные темпы внедрения стандартов обслуживания халяль в отельный бизнес и производство продукции. Соответствуют требованиям туристов-мусульман пока только отели и рестораны столицы Татарстана. Во-вторых: слабая информированность о преимуществах стандарта предоставления гостиничных и туристских услуг «Ха-ляль». Среди неразрешенных проблем также несоответствие сервисов аэропортов, инфраструктуры городов. Отсутствие или неудовлетворительное состояние мечетей.

Главной проблемой, как для крымских мусульман, так и всех исповедующих ислам россиян остается проблема высокой стоимости халяль-туров, особенно хаджа и умры. Цена зависит от категории обслуживания и составляет от 150 до 260тысяч рублей. Туристские организации выступают агрегато-рами услуг, исполнителями конкретных сервисных задач, но главными инициаторами и распределителями квоты на хадж остаются общественные религиозные организации.

По нашему мнению, повышению уровня диверсификации крымского тур-продукта должно способствовать развитие направления халяль-туров у инкаминговых туроператоров. Исходя из описанной выше проблематики, у туроператоров крымского региона предложения практически отсутствуют. Единственным прецедентом стал факт вручения муфтиятом Крыма сертификата «Элял» («Халяль») туристской фирме «АриаднА-Крым» (г. Севастополь).

Единственный сертифицированный тур данного туроператора имеет ряд недостатков. Такие как нецелесообразность выбора г. Севастополя как основного в размещении туристов, посещение храмов других религиозных конфессий, не определены объекты питания и размещения. С учетом выявленных недостатков разработана программа ха-ляль-тура по Крыму «Хош кельдинъиз Къы-рымгъа» («Добро пожаловать в Крым»).

Список источников

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: Учеб. пособ. М.: Сов. спорт, 2008. 206 с.

2. Брандт И.Г. Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии // Православное паломничество: традиции и современность: Сб. мат. II общецерков. конф., 28-29.11.2005. М.: Паломн. центр Моск. патриархата, 2009. С. 37-41.

3. Галяутдинова Л.И. Гостиничный халяль в России: стандарты и тенденции развития // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: IV межвуз. науч.-практ. конф. мол. уч., асп., маг. и студ. Казань: Поволжская гос. акад. физич. культуры, спорта и туризма, 2016. С. 449-451.

4. Гусенова Д.А., Алиханова З.-Б.Т. Духовность, туризм и паломничество в исламе // Исламоведение. 2014. №1.

5. Дейан А. Изучение рынка. СПб.: Изд. дом «Нева экономикс», 2011. С.28-33.

6. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: Учеб. М.: КНОРУС, 2010. 87 с.

7. Ёхина М.А. Организация обслуживания в гостиницах: Учеб. М.: Академия, 2015. 236 с.

8. Мальцева В.М., Тырина Т.Г. Программы персонализации в индустрии гостеприимства: гостиницы по шариату // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: Мат. IV Всерос. науч.-практ. конф. М.: РГСУ, 2016. С. 27-33.

9. Салим Р.С., Христов Т.Т., Борисова А.А. Некоторые особенности внедрения услуг в гостиничном бизнесе, ориентированных на представителей различных конфессий // Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства и туризма: Сб. ст. Уфа: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 176-180.

10. Шарафиева Э., Баутиста Э.Х., Биктимиров Н.М. Оценка развития халяль-туризма в современном мире // Молодежь. Туризм. Образование: Сб. науч. ст. Казань, 29.10.2016. Казань: Казанский (Приволжский) фед. ун-т, 2016. С. 45-47.

References

1. Babkin, A. V. (2008). Special'nye vidy turizma [Special kinds of tourism]: A textbook. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

2. Brandt, I. G. (2009). Palomnichestvo, religioznyj turizm s tochki zreniya turindustrii [Pilgrimage, religious tourism in terms of tourism]. Pravoslavnoe palomnichestvo: tradicii i sovremennost' [Orthodox pilgrimage: tradition and modernity]: Proceedings of the II pan-Orthodox church conference, 2005, Nov., 28-29. Moscow: Pilgrimage center of Moscow Patriarchate. (In Russ.).

3. Galyautdinova, L. I. (2016). Gostinichnyj halyal' v Rossii: standarty i tendencii razvitiya [Hotel halal in Russia: standards and trends of development]. Aktua'nye problemy teorii i praktiki fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism]: IV interuniversity scientific-practical conference of young scientists, graduate, masters and students. Special kinds of tourism. Kazan: Volga State Acad. Physical Culture, Sports and Tourism. (In Russ.).

4. Gusenova, D. A., & Alikhanova, Z.-B. T. (2014). Duhovnost', turizm i palomnichestvo v islame [Spirituality, Tourism and Pilgrimage in Islam]. Islamovedenie [Islamology], 1. (In Russ.).

5. Dejan, A. (2011). Izuchenie rynka [The study of the market]. St. Petersburg: Publ. house Neva Evonomics, 28-33. (In Russ.).

6. Eryomin, V. N. (2010). Marketing: osnovy i marketing informacii [Marketing: Basics and Information Marketing]: A textbook. Moscow: KNORUS. (In Russ.).

7. Yokhina, M. A. (2015). Organizaciya obsluzhivaniya v gostinicah [Organization of service in hotels]: A textbook. Moscow: Akademiya. (In Russ.).

8. Maltseva, V. M., & Tyrina, T. G. (2016). Programmy personalizacii v industrii gostepriimstva: gostinicy po shariatu [Programs of personalization in the hospitality industry: Shariah hotels]. In: Aktual'nye problemy nauki: ot teorii k praktike [Actual problems of science: from theory to practice]: Materials IV all Russians scientific-practical conference. Moscow: RGSU. (In Russ.).

9. Salim, R. S., Hristov, T. T., & Borisova, A. A. (2017). Nekotorye osobennosti vnedreniya uslug v gostinichnom biznese, orientirovannyh na predstavitelej razlichnyh konfessij [Some features of the implementation of services in the hospitality business, focused on members of different faiths]. In.: Problemy iperspektivy industrii gostepriimstva i turizma [Problems and prospects of the hospitality industry and tourism]: Coll. of articles. Ufa: G. V. Plekhanov REU Publ. (In Russ.).

10. Sharafieva, E., Bautista, E. H., & Biktimirov, N. M. (2016). Ocenka razvitiya halyal'-turizma v sovremennom mire [Assessing the development of halal tourism in the modern world]. Molodezh' Turizm. Obrazovanie [The youth. Tourism. Education]: Coll. of scientific art. Kazan, Oct. 29, 45-47. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.