Научная статья на тему 'Перспективы организации этнокультурной деятельности в С. Тараданово Крапивинского района Кемеровской области: к постановке проблемы'

Перспективы организации этнокультурной деятельности в С. Тараданово Крапивинского района Кемеровской области: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новиков Д. В., Цуканова О. А., Рызбаева А. А.

Авторами на основании собственного полевого исследования сделана попытка раскрыть возможно-сти развития этнокультурной деятельности в с. Тараданово. Определяется потенциал функционирую-щих здесь культурно-досуговых учреждений. На примере немецкой части населения рассматривается современное бытование этнокультурных маркеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Новиков Д. В., Цуканова О. А., Рызбаева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы организации этнокультурной деятельности в С. Тараданово Крапивинского района Кемеровской области: к постановке проблемы»

- продолжение сравнительного анализа народной хореографии тюркских народов: алтайцев, тувинцев, хакасов и т.д.

- развитие теоретическое междисциплинарое изучение народной хореографии тюркских народов Южной Сибири, в том числе и Горного Алтая. Приведенные данные свидетельствуют о том, что танец в традиционной культуре неотделим от мифа и ритуала, его эстетическая функция не выражена, как выражена, в свою очередь, «обережная», то есть возможны многоуровневые и структурные искусствоведческие и культурологические исследования.

Список литературы

1. Вербицкий, В. И. Алтайские инородцы / В. И. Вербицкий. - Москва, 1893.

2. Горохов, А. М. Краткое этнографическое описание бийских и алтайских калмыков / А. М. Горохов // Журнал Министерства внутренних дел. - 1890. - № 11.

3. Анохин, А. В. Народная музыка тюрков и монголов / А. В. Анохин. - Горно-Алтайск, 2005.

4. Жорницкая, М. Я. Традиционная хореография тюркских народов Южной Сибири как историко-

этнографический источник / М. Я. Жорницкая // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и

современность : тр. междунар. конф. (Казань, 9-13 июня 1992 г.). - Москва : Инсан, 1997. - Т. 2. - С. 209-210.

УДК 394(571.17)

Д. В. Новиков, О. А. Цуканова, А. А. Рызбаева Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В С. ТАРАДАНОВО КРАПИВИНСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторами на основании собственного полевого исследования сделана попытка раскрыть возможности развития этнокультурной деятельности в с. Тараданово. Определяется потенциал функционирующих здесь культурно-досуговых учреждений. На примере немецкой части населения рассматривается современное бытование этнокультурных маркеров.

Ключевые слова: этнокультурная деятельность, социальная инфраструктура, творческая интеллигенция, этнокультурные маркеры.

D.V. Novikov, O.A. Tsukanova, A.A. Ryzbaeva Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

THE PERSPECTIVES OF THE ETHNOCULTURAL ACTIVITIES ORGANIZATION IN THE VILLAGE OF TARADANOVO OF THE KRAPIVINSKY DISTRICT, KEMEROVO REGION: THE PROBLEM STATEMENT

The authors, on the basis of their own field research, made an attempt to uncover the opportunities for the development of ethnocultural activities in the village of Taradanovo. The potential of the cultural and leisure institutions functioning here is determined. The modern existence of ethnocultural markers is considered on the example of the German part of the population.

Keywords: ethno-cultural activities, social infrastructure, creative intellectuals, ethnic and cultural markers.

Летом 2016 г. кафедрой теории и истории народной художественной культуры Кемеровского государственного института культуры проводилась фольклорно-этнографическая практика студентов в указанном населенном пункте. Одной из целей являлось исследование комплекса условий, определяющих возможности развития здесь этнокультурной сферы. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

- дать общую характеристику с. Тараданово (время возникновения, численность населения, этнический состав, преобладающие возрастные группы);

- рассмотреть состояние социальной инфраструктуры села;

- раскрыть потенциал местной интеллигенции в организации этнокультурной деятельности;

- рассмотреть вопросы бытования этнокультурных маркеров (на примере немецкой части населения).

Сбор эмпирической информации осуществлялся нами посредством методов опроса, интервьюирования, бесед. При этом, опыт исследований в среде сельских национальных анклавов, проживающих

на территории Кемеровской области, показывает, что необходимым условием развития здесь этнокультурной деятельности является наличие местной творческой интеллигенции, имеющей соответствующую внутреннюю мотивацию.

Приведем краткую историческую справку, опираясь на результаты бесед с респондентами. Село появилось в 1725 г. (в 2001 г. отмечалось его 275-летие). Название восходит к фамилии основателей, староверов Тарадановых. Население формировалось из таких этнических компонентов, как русские (старообрядцы и чалдоны), татары, украинцы, поляки, мордва, немцы. В 1932 г. здесь были образованы колхозы «Красная нива», «Красные орлы», «Имени Куйбышева». В 1934 г. появилась машинно-тракторная станция. В 1950 г. возник колхоз «Имени Мичурина» (за счет слияния прежних), на базе которого появился совхоз «Тарадановский» (1960 г.). С 1975 г. функционирует общеобразовательная школа. По воспоминаниям, в состав села вошли близлежащие деревни (Красное знамя, Ким, Еловка, Марьяновка, Ракши, Чумашкино). Подъем инфраструктуры приходится на рубеж 1980-х - 1990-х гг. (до распада Советского Союза). Сюда, в частности, относятся обновление зданий культурно-досуговых и образовательных учреждений, появление ряда новых объектов [1].

По сведениям сотрудников местной Администрации, село включает сегодня населенные пункты Тараданово (319 дворов), и Долгополово (47 дворов). Всего 11 улиц. На момент обследования здесь проживали 916 человек (в основном среднего возраста). Это русские, татары, немцы, чуваши, мордва, шорцы, удмурты. В ходе бесед местные жители неоднократно подчеркивали тенденцию к «старению» села. Так, на момент обследования очередной выпуск местной школы составил лишь 8 человек [1].

Перейдем, в соответствии с поставленными задачами к характеристике социальной инфраструктуры села. На наш взгляд, ее состояние (в частности, функционирование культурно-досуговых учреждений) во многом позволит оценить возможности воспроизводства здесь этнокультурной сферы. По наблюдениям, данная инфраструктура представлена школой, школьным домом (с квартирами для проживания приезжих педагогов), отдельными зданиями библиотеки, Дома культуры, Жилищно-коммунального хозяйства, Администрации Тарадановского сельского поселения, амбулатории и детского сада. Здесь функционирует целый ряд магазинов, торговый центр. По воспоминаниям, еще в конце 1980-х гг. в сельских населенных пунктах Крапивинского района функционировала сеть культурно-досуговых учреждений, практически исчезнувшая в течение последующего десятилетия. Объекты инфраструктуры, наряду с индивидуальным предпринимательством (основанным на производстве и реализации сельскохозяйственной продукции) и крестьянским хозяйством (ООО «Золотая нива» и ООО «Селянин»), обуславливают наличие ряда рабочих мест для жителей с. Тараданово [1].

При сельской школе функционирует музей, созданный по инициативе педагогов и основанный, главным образом на местных краеведческих материалах. Сюда относятся этнографические коллекции, собранные учениками в с. Тараданово. Это предметы быта, личного обихода русского населения, хозяйственные приспособления, утварь, образцы традиционной одежды (мужской и женской), изделия художественного творчества. В целом все относится к XVIII - началу XX вв. Некоторые экспонаты отражают быт российских немцев начала XX в. (плетеный стул, швейная машина, сепаратор). Отдельные стенды посвящены землякам-участникам Великой Отечественной войны, монетам разных эпох и стран. Здесь же хранятся материалы по истории самого музея и школы (фото, результаты выполненных учащимися поисковых работ). Рассматриваемые экспозиции (помимо фондов) занимают лишь часть учебного класса истории. Вместе с тем они являются сегодня, по нашим наблюдениям, единственной формой сохранения и трансляции (в воспитательно-образовательном процессе) этнокультурного наследия в с. Тараданово [1].

Представленная в местной библиотеке краеведческая литература, тематические альбомы (составленные сотрудниками учреждения, при поддержке местной Администрации) посвящены различным аспектам истории села (возникновение, административная принадлежность, значение названия «Тарада-ново», колхозное строительство). По словам заведующего библиотекой, одним из направлений работы с населением являются культурно-досуговые мероприятия в рамках клубов и детского литературного театра [1].

Сельский клуб располагается сегодня в здании 1964 г. постройки. По нашим наблюдениям, этнокультурный компонент в его работе также практически не прослеживается. Исключением условно можно считать вокальную группу «Сударушки» (возрастной состав от 30 до 40 лет), использующую традиционные русские мотивы. По словам участников, источником служит научная литература, а также собственные воспоминания о песнях родителей. Следует отметить достаточно активную работу клуба в культурно-досуговой сфере и общественной жизни села. Это деятельность вокальных и танцевальных групп (в том числе, их участие в районных мероприятиях), кружков, различные формы детской и молодежной активности (в частности, конкурсы и познавательные мероприятия). Сюда же относятся проведение общегосударственных праздников (совместно со школой и библиотекой), сотрудничество с музыкальной школой г. Зеленогорска. При этом, на момент обследования постоянный штат клуба насчитывал лишь 4 сотрудника (включая технический персонал). В ходе бесед ими упоминались и такие проблемы

деятельности учреждения, как отсутствие мотивации к его посещению у взрослого населения с. Тараданово, а также финансовой поддержки со стороны местной Администрации (вместе с тем, последняя регулярно выделяет транспорт для выезда на районные мероприятия) [1].

Сжатые сроки проведенного исследования позволили нам рассмотреть бытование этнокультурных маркеров лишь на примере немецкой части населения с. Тараданово (посредством произвольного выбора). Приведем результаты наших бесед с респондентами. Информанты из числа немцев подчеркивали, что являются потомками депортированных с территории Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Так, достаточно подробно нам передали рассказ о переселении одной из семей. Детали касались существования Немецкой республики в Саратовской области предвоенных лет, особенностей воспитания детей (основанного на уважении, без телесных наказаний), обстоятельств высылки. Сюда же относятся условия, в которых оказались переселенцы, и проблемы их дальнейшей адаптации (например, проживание, первое время после поселения в неотапливаемой конюшне, потеря близких родственников, питание за счет сбора картофеля, оставшегося после уборки урожая) [1].

Также отмечалась эмиграция основной массы представителей немецкого населения в Германию (начиная с 1996 г.). При этом, на момент опроса чистокровных немцев в селе уже не проживало (по оценкам иноэтничных информантов). Ими же по-разному оценивалась и степень сохранности национальных традиций в данной среде. Следует отметить, что часть наших респондентов из числа немцев (средней возрастной группы) подчеркивали фрагментарность своих знаний в данной сфере. Основной причиной они считают ориентацию старшего поколения на культурное нивелирование в русской среде. Однако, по воспоминаниям, в первые послевоенные десятилетия внутрисемейное общение велось на немецком языке. Несмотря на это, приоритетом младшего поколения (на момент опроса, являвшегося уже средним) был русский) [1].

Из традиционных блюд нам назвали пирог «тынокупа», а также «клаутенг клейс» из квашеной капусты и дрожжевого теста. Упомянули приготовление творога, сыра (затруднившись выделить здесь специфические национальные черты). По словам респондентов, национальной вышивкой, изготовлением кружевного постельного белья занимались представители старшего поколения (умершие к моменту опроса). Сегодня отдельными немецкими семьями практикуется традиционное вязание. Исконные ремесла (к примеру, изготовление утвари, обработка кож, дерева и других материалов), навыки (способы заготовки продуктов впрок) были отнесены нашими респондентами к прошлому. Как и бытование некоторых музыкальных инструментов (в частности, цымбала) [1]. Из национальных праздников нам перечислили Рождество («Вайнахте»), Пасху, Новый Год. Информация о них представлена фрагментарными воспоминаниями из детства, представителей средней возрастной группы. Так, Рождество было принято справлять с 24 на 25 декабря. Перед этим делали уборку, ставили в домах елки. Посещали родственников с благопожеланиями. Праздничные блюда готовили женщины. Мужчины отвечали за хозяйство. В качестве исконных форм религии нам назвали католичество и лютеранство (указав на свою приверженность сегодня православию). При этом, в ходе бесед респонденты демонстрировали экземпляры католической Библии (изданной на немецком языке в 1910 г.). Пояснили, что до настоящего времени они передаются от матери к дочери. Лишь двое информантов (женщины 1959 и 1977 гг. р.) смогли по памяти воспроизвести фрагменты песен на немецком языке, а также единственную поговорку (касающуюся жадности, с переводом на русский) [1].

У респондентов средней и старшей возрастных групп сохранились отрывочные воспоминания о немецком национальном свадебном обряде. Так, накануне все родственники готовили праздничный стол (пироги, кофе). Проводились и параллели с русским обрядом (сватовство, выкуп невесты). Из традиционных элементов нам также назвали «приглашение» молодых на свадьбу, снятие матерью невесты с ее головы венка («кранс»), хоровод вокруг сидевших на стуле молодых (при этом, их 4-х кратно поднимали вверх, исполняя песню об уходе девушки в новую семью). Со слов респондентов, это наблюдалось еще около 1970-1980-х гг. Символический смысл указанных действий информантами не был раскрыт. Фрагментарно сохранились и воспоминания об элементах свадебного обряда, бытовавших еще в Немецкой республике. Так, бракосочетанию предшествовало троекратное заучивание молодыми определенных молитв, по заданию пастора [1].

Лишь один информант описал нам, по памяти похоронный обряд, проводившийся в 1986 г. К национальным особенностям (еще бытовавшим тогда в среде немцев, проживавших в с. Тараданово) отнесено обыкновение «не тревожить» покойного после 12 часов ночи, исполнение молитв на родном языке на протяжении ночи (после прощания), перенос умершего к месту захоронения в закрытом гробу [1].

Таким образом, возможности развития этнокультурной деятельности в с. Тараданово обусловлены функционированием здесь ряда культурно-досуговых учреждений, полиэтничным составом населения, в разных формах сохраняющего фрагменты традиционности (как мы попытались проиллюстрировать на примере немцев). Следует отметить и достаточно активную творческую, а также краеведческую работу местной интеллигенции. Ее координация, на наш взгляд, позволит сохранить и транслировать, в дальнейшем, объекты локального этнокультурного наследия. Так, результаты поисковой деятельности

педагогов и учащихся могут быть реализованы уже в мероприятиях, проводимых сельским Домом культуры, библиотекой.

Список литературы

1. Новиков, Д. В. Полевой дневник экспедиционных работ / Д. В. Новиков. - 2013. - 97 с.

Список информантов

1. Бренева Ольга Леонидовна, 1959 г. р., учитель истории сельской школы, жительница с. Тараданово (уроженка Читинской области);

2. Варнава Нина Сергеевна, 1983 г. р., руководитель работы кружков Сельского Дома культуры, жительница с. Тараданово (уроженка г. Новокузнецка);

3. Велякина Татьяна Ивановна, 1974 г. р., завуч по воспитательной работе сельской школы, учитель технологии, ИЗО, жительница с. Тараданово;

4. Гладышева Тамара Николаевна, 1962 г. р., заведующая МБУК «Крапивинская центральная библиотека», филиал № 21 (Тарадановская сельская библиотека), жительница с. Тараданово;

5. Горбачева (Фладунг) Мария Ивановна, 1959 г. р., пенсионер, жительница с. Тараданово;

6. Горшков Сергей Владимирович, 1971 г. р., сторож сельской школы, житель с. Тараданово;

7. Горшкова Татьяна Павловна, 1977 г. р., сторож сельской школы, жительница с. Тараданово;

8. Енина Кристина Андреевна, 1990 г. р., сотрудник сельского Детского сада, жительница г. Юрги (уроженка с. Тараданово);

9. Косенова Лидия Ивановна, 1969 г. р., учитель начальных классов сельской школы, жительница с. Тараданово;

10. Крылова Надежда Анатольевна, 1979 г. р., преподаватель КузГТУ, жительница г. Кемерово (уроженка с. Тараданово);

11. Лесная Татьяна Анатольевна, 1959 г. р., учитель английского языка сельской школы, жительница с. Тараданово (уроженка Киргизской Республики);

12. Маркосян Оксана Александровна, 1973 г. р., заместитель Главы Тарадановского сельского поселения, жительница с. Тараданово (уроженка д. Инюшка Беловского района Кемеровской области);

13. Новикова Кристина Евгеньевна, 1992 г. р., главный специалист Администрации с. Тараданово, жительница с. Тараданово (уроженка г. Ленинска-Кузнецкого);

14. Ощепков Владимир Викторович, 1965 г. р., руководитель музыкального отделения Сельского Дома культуры, житель с. Тараданово;

15. Переверзева Татьяна Леонидовна, 1959 г. р., директор сельской школы, учитель русского языка и литературы, жительница с. Тараданово (уроженка г. Кемерово);

16. Петрикеева Елена Александровна, 1977 г. р., учитель русского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе сельской школы, жительница с. Тараданово;

17. Прокудина Анна Валерьевна, 1987 г. р., музыкальный художественный руководитель Сельского Дома культуры, жительница с. Тараданово;

18. Шерин Александр Леонидович, 1960 г. р., сторож сельской школы, житель с. Тараданово;

19. Шнайдер Анна Ивановна, 1956 г. р., пенсионер, жительница с. Тараданово;

20. Шульжик Галина Валерьевна, 1972 г. р., специалист по работе с молодежью Сельского Дома культуры, жительница с. Тараданово.

УДК 304.2(=1.571.1/.5-81)

Н. Д. Ултургашева, И. Г. Турамуратова Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия;

А. Г. Алексеева, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации,

Санкт-Петербург, Россия

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

СИБИРИ

В статье рассматриваются современные проблемы развития национально-региональной системы этнокультурного образования коренных и малочисленных народов Сибири, связанные с этнокультурным образованием в России. Этнокультурное образование заключается в открытии новых структурных подразделений на базе имеющихся центров с целью сохранения и трансляции традиций народной художественной культуры в современное культурно-образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.