Научная статья на тему 'Перспективы опережающего социально-экономического развития моногородов Сибири'

Перспективы опережающего социально-экономического развития моногородов Сибири Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
458
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОДА СИБИРИ / ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА В РЕЖИМ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / SINGLE-PROFILE CITIES OF SIBERIA / PECULIARITIES OF THEIR APPEARANCE AND EVOLUTION / THE PERSPECTIVES OF THEIR DEVELOPMENT AS THE TERRITORIES OF FORWARD-LOOKING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казанцев Юрий Ильич

Автор актуализирует проблему моногородов Сибири и перспективы создания в регионе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSPECTIVES OF FORWARD-LOOKING SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF SINGLE-PROFILE CITIES IN SIBERIA

The author of the paper outlines the problem of single-profile cities in Siberia and the perspectives of the establishment of the territories of forward-looking development in the Siberian region.

Текст научной работы на тему «Перспективы опережающего социально-экономического развития моногородов Сибири»

УДК 3(082)(470/5)

ПЕРСПЕКТИВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ СИБИРИ

Юрий Ильич Казанцев

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113, зав. кафедрой истории и философии, доктор исторических наук, профессор, тел. (3832)66-42-82

Автор актуализирует проблему моногородов Сибири и перспективы создания в регионе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Ключевые слова: моногорода Сибири, особенности их появления и эволюции, перспективы перехода в режим территорий опережающего социально-экономического развития.

THE PERSPECTIVES OF FORWARD-LOOKING SOCIAL AND ECONOMICAL DEVELOPMENT OF SINGLE-PROFILE CITIES IN SIBERIA

Yuri I. Kazantsev

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 630008, Russia, Novosibirsk, 113 Leningradskaya, Department Chairman of the National History Chair, Doctor of historical sciences, Professor, tel. (383)266-42-82

The author of the paper outlines the problem of single-profile cities in Siberia and the perspectives of the establishment of the territories of forward-looking development in the Siberian region.

Key words: single-profile cities of Siberia, peculiarities of their appearance and evolution, the perspectives of their development as the territories of forward-looking social and economical development.

29 декабря 2014 г. президент В. Путин подписал Федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) считается часть территории субъекта Российской Федерации, на которой устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Территории опережающего социально-экономического развития создаются по решению Правительства РФ сроком на семьдесят лет в местах с наиболее сложным социально-экономическим положением, а по истечению трех лет со дня вступления в силу закона - на территориях остальных субъектов Российской Федерации. Особое внимание в законе было уделено моногородам, где ТОСЭР можно создавать с января 2016 г. [1].

Проблема моногородов является наследием советского прошлого планового хозяйства, когда в одном месте концентрировались финансовые ресурсы для

решения назревших проблем. Моногорода оказались подключены к капельнице градообразующего предприятия или нескольких предприятий, объединенных цепочкой производства. Классическим примером может быть город, который с 1964 г. носит имя Тольятти, возникший на месте строительства автоВАЗа. В 2015 г. здесь проживало свыше 719 тыс. чел., а градообразующим предприятием являлся завод по производству малолитражных автомобилей, где было занято 100 тыс. чел. Сокращение автомобильного рынка в условиях кризиса наполовину, обострило проблему занятости населения, развития города, его инфраструктуры. Кризис обострил проблему моногородов в целом, а таковых насчитывается в стране не менее 350 и в них проживает порядка 16 млн. чел. В 17 российских моногородах ситуация оценивается как критическая. Проблемы и поиск выхода из исторически сложившейся ситуации в моногородах основательно изучаются [2].

Распространение режима опережающего развития на территорию моногородов Сибири сопровождается рядом трудностей. Это объясняется сложностью задачи. Обеспечить в современных условиях диверсификацию экономики города, снизить экономическую зависимость от градообразующего предприятия, создать новые рабочие места в других отраслях производства дело не простое и дорогостоящее. Встает другой вопрос - какие поселения следует относить к моногородам? В субъектах РФ разработаны законы, регулирующие жизнедеятельность моногородов. Типичным можно считать закон Кемеровской области, принятый 23 июля 2013 г. «О моногородах». Основными критериями отнесения к моногородам стали три показателя: наличие одного или нескольких однопрофильных предприятий, на которых занято не менее 25% численности работающего населения города; удельный вес отгруженной продукции этого предприятия составляет 50 и более процентов от общего объема товаров и услуг предприятий города; доля налогов предприятия составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет города [3].

Всего в Сибири, по оценкам менеджеров, расположено 18 моногородов, в которых открываются возможности создания территорий опережающего развития (ТОСЭР). У каждого из моногородов региона своя судьба и особенности исторического развития. Так поселок Юрга был основан еще в 1906 г. во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. В предвоенные годы здесь планировалось создать завод дублер Сталинградского завода «Баррикады». В 1943 г. началось возведение корпусов машиностроительного завода, который и станет градообразующим предприятием будущего моногорода Юрга Кемеровской области. Юргинский машиностроительный завод специализировался на производстве военного, горно-шахтного, грузоподъемного и транспортного оборудования. Доля системообразующего предприятия в общем объеме производства города превысила 52% [4].В годы рыночных реформ спрос на отечественную технику сокращался, горно-шахтное оборудование и другая продукция машиностроительного завода перестала пользоваться былым спросом. Нараставшие экономические проблемы на заводе сопровождались закрытием нерентабельных производств, сокращением рабочих мест, все это незамедли-

тельно отразилось на положении моногорода. Завод являлся не только градообразующим, но и социально ориентированным предприятием. Силами завода были построены Дворец культуры «Победа», спортивный комплекс «Олимп», завод содержал женскую волейбольную команду «Юрмаш», оказывал помощь ветеранам войны, поддерживал молодежные инициативы, проводил общегородские культурно-массовые и спортивные мероприятия. Однако плановое, устойчивое и надежное развитие моногородов осталось в прошлом. Как показал мировой опыт, в современных условиях постоянно меняющейся конъюнктуры, жизни моногородов угрожают большие опасности. Яркий пример тому американский город автомобилестроения Детройт, который именуют сегодня «мертвым» городом или городом призраком. В Детройте оказалось заброшено более половины всех зданий, уровень безработицы превысил 20%, более 80% населения города составляют афроамериканцы, оставшиеся жить в городе получают нищенские зарплаты, выросла уличная преступность, жилые дома и недвижимость оцениваются в смешные деньги. Таких городов призраков в мире немало, в том числе в США, Китае, и России. Одни города люди покидают из-за того, что там нельзя жить, (техногенные, экологические, военные катастрофы), другие - потому, что в этих городах невозможно оставаться и выживать экономически.

Созданием территорий опережающего социально-экономического развития в сибирских моногородах планируется отыскать точки экономического роста в регионе. В августе 2015 г. в Томске прошло совещание по территориям опережающего развития в моногородах и закрытых территориальных образованиях Сибири. Отмечалось, что началась подготовка заявок на создание ТОСЭР в моногородах с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. Работу по созданию ТОСЭР в четырех закрытых административно - территориальных образованиях (ЗАТО) округа взяла на себя компания «Росатом». В планы госкорпорации были включены развитие ЗАТО «Железногорск» и «Зеленогорск» в Красноярском крае, ЗАТО «Северск» в Томской области и город Краснокаменск в Забайкальском крае. Другая госкорпорация «Роскосмос» также не осталась в стороне. Так, в частности, в Железногорске совместно с «Роскосмосом» предполагается реализовать проект по формированию инновационного кластера. Перед региональной властью полномочный представитель президента Н. Ро-гожкин поставил задачу - привлечь инвесторов на территорию опережающего развития [5].Однако если учесть, что создание ТОСЭР преследовала цель привлечения крупных инвестиций и главным образом частных инвесторов, то первый опыт убеждает в том, что на реализацию проекта были мобилизованы в основном силы государственного сектора.

Опыт подготовки заявки на ЗАТО «Северск» показывал, что поступить на рассмотрение правительства страны северская заявка может самой первой. Сибиряки оказывались в роли лидеров движения. Проявили решительность крупные госкорпорации, так «Росатом» выразил готовность поддержать десять проектов с участием предприятий Томской области. Все они ориентированы на химические технологии, которым нужен высочайший уровень безопасности. В

свою очередь государство гарантировало значительное снижение налогового бремени для резидентов ТОСЭР. Так после одобрения заявки, представленной регионом, государство согласилось установить особый налоговый режим. Центр уже одобрил предложение о снижении федеральной части налога на прибыль на 2%. Региональную часть налогов для Северска обещали свести к нулю. В Фонд соцстраха резиденты будут платить почти вдвое меньше. Отчисления в систему ОМС практически отменяются. В рамках ТОСЭР промышленники освобождаются от налога на имущество и пользуются пониженной ставкой земельного налога [6].Одним словом, инвестиции в развитие моногородов, частично должны компенсироваться снижением налогового бремени.

Не всем из моногородов в современной модели российской экономики приходится плохо, а некоторые из них - например, Новый Уренгой, Салехард, Когалым, Нефтеюганск и другие города нефтяников в Западной Сибири - процветают. В отличие от моногородов в других странах, инфраструктура и сфера обслуживания за пределами главного предприятия здесь непозволительно слабо развиты, так что дополнительные рабочие места здесь большая редкость. К этому следует добавить, что и природные ресурсы, от которых зависят некоторые из таких городов, также иссякают. Если не осуществлять диверсификацию производства, не уходить от моноиндустрии, то через 20-30 лет этим моногородам угрожает исчезновение, считает директор по связям с государственными органами «РУСАЛ» О. Вайтман [7].

При изучении проблемы складывается мнение, что выделение территорий опережающего социально-экономического развития создает условия для бурного развития азиатской части России, формирования в Сибири и на Дальнем Востоке мощных современных производственных кластеров. Решение правительства о создании ТОСЭР оценивалось как разворот на восток и создание здесь нового современного экономического центра. Сама программа задумывалась не как вынужденная поддержка слабых районов, а как стремление умело использовать конкурентные преимущества огромных территорий страны за Уралом. В условиях нарастающего кризиса пришлось существенно сократить выделение денежных средств на развития ТОСЭР. Аналитики приводят следующие данные: «...более чем вдвое - с 89 до 42 млрд. рублей - были сокращены государственные расходы на организацию ТОРов. В 2015-2017 гг. их планируется создать 5-6, хотя изначально планировалось 14» [8].

Первоначально предпологалось, что ТОСЭР вначале появятся на Дальнем Востоке и в Сибири. Однако интерес к Сибири поутих и 30 сентября 2015 г. министерство экономического развития РФ рапортовало В.В.Путину, что оно получило 16 заявок из восьми субъектов Федерации, было отобрано 4 города. Это - Усолье-Сибирское, город Гуково Ростовской области, моногород Юрга Кемеровской области и город Набережные Челны Татарстана. Эти города получали статус моногородов на 10 лет с возможностью последующего продления этого статуса еще на 5 лет [9].

Создание ТОСЭР в Сибири и на Дальнем Востоке обусловлено рядом преимуществ: во - первых, в современных условиях продолжается смещение цен-

тра экономического развития из Европы в Азию, успехи китайской экономики веское тому подтверждение. Высокие темпы экономического роста сопредельного государства, создают благоприятный климат для развития Сибири и Дальнего Востока; во - вторых, в азиатской части России сложилась достаточно благоприятная международная конъюнктура, где ни одна из соседних стран (Китай, Казахстан, Монголия), не присоединилось к режиму международных экономических санкций против России; в- третьих, Сибирь с ее природными возможностями и запасами сырья представляет огромный интерес для отечественных и иностранных инвесторов, но для этого регион следует превратить в территорию удобную для развития инициативы и предпринимательства, избавив край от чиновничьего произвола и коррупции. И речь не идет о создании особых условий Федеральным центром для Сибири, а об активной инвестиционной политике государства, направленной на поддержку экономического роста и опережающих темпов социально-экономического развития огромных и перспективных территорий страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ.

2. Михайлов В. Город - остров в океане нефти / В. Михайлов // Эксперт-Сибирь. -2011. - N 4/6. - С. 26-30; Иванова О. П. Моногород Юрга Кемеровской области: инвестиционная привлекательность проектов диверсификации экономики / О. П. Иванова, И. С. Антонова // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2011. - N 6. - С. 158-170; Васиян Р. И. О проблемах развития монопрофильных городов России / Р. И. Васиян // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2011. - N 8. - С. 132-135 и др.

3. http://www.sibinfo.su/kuz/officiality/3397.html

4. http://monogorod.kemobl.ru/URGA/01.asp

5. http://1line.info/ekonomika-i-biznes/item/47919-tor

6. http://www.tvtomsk.ru/vesti/vlast/9924-itogi-soveschaniya-o-razvitii-ekonomiki-sibirskih-zato-podvodyat-v-tomsk

7. http://www.gazeta.ru/growth/2014/05/14_a_6033049.shtml

8. Караганов С. http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Povorot-na-Vostok-itogi-i-zadachi-

17283

9. http://tass.ru/ekonomika/2304616

© Ю. И. Казанцев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.