Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕГРАМ БОТА И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕГРАМ БОТА И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чат-боты в обучении / телеграм бот / Telegram обучение / курсы / интернет-мемы в обучении / электронное обучение / цифровизация обучения / языковое образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ослякова Ирина Вячеславовна

Статья посвящена проведению пилотного исследования перспектив применения телеграм бота на основе выдачи пользовательского контента (интернет-мемов) в целях языкового образования. Проводится комплексный анализ современной литературы, посвященной перспективам применения чат-ботов в языковом образовании. Делается предположение о том, что что если информация будет дополнена пользовательским контентом, то у человека будет формироваться более полное восприятие языка. Это строится на образном запоминании информации, вовлечении, а также построении ассоциаций. Осуществляется разработка простейшего бота, позволяющего распознавать картинки (интернет-мемы) с платформы Reddit для выдачи их студентам для изучения новых слов. Представленный в рамках пилотного исследования простейший бот является малым сервисом, который не требует скачивания, и доступен на всех платформах будучи интегрированным внутри мессенджера. Исходя из опыта тестовой апробации бота и результатов теоретического анализа, делается вывод о высоких перспективах апробации чат-бота на базе мессенджера телеграм с применением пользовательского контента (интернет-мемов). Перспективы применения телеграм бота в описанном нами случае обуславливаются ассоциативной запоминаемостью материала, возможностями использования бота для обучения правилам грамматики, произношения, а также быстрой выдачей разного контента. Предполагается, что все это, выступая инструментом поддержки реальной образовательной практики в системе языкового образования, может стать ключевым способом на пути к улучшению показателей и результатов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ослякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕГРАМ БОТА И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА»

ОСЛЯКОВА Ирина Вячеславовна,

кандидат психологических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА - Российский технологический университет»,

г. Москва, e-mail: oslyakova@mirea.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕГРАМ БОТА И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА

Аннотация. Статья посвящена проведению пилотного исследования перспектив применения телеграм бота на основе выдачи пользовательского контента (интернет-мемов) в целях языкового образования. Проводится комплексный анализ современной литературы, посвященной перспективам применения чат-ботов в языковом образовании. Делается предположение о том, что что если информация будет дополнена пользовательским контентом, то у человека будет формироваться более полное восприятие языка. Это строится на образном запоминании информации, вовлечении, а также построении ассоциаций. Осуществляется разработка простейшего бота, позволяющего распознавать картинки (интернет-мемы) с платформы Reddit для выдачи их студентам для изучения новых слов. Представленный в рамках пилотного исследования простейший бот является малым сервисом, который не требует скачивания, и доступен на всех платформах будучи интегрированным внутри мессенджера. Исходя из опыта тестовой апробации бота и результатов теоретического анализа, делается вывод о высоких перспективах апробации чат-бота на базе мессенджера телеграм с применением пользовательского контента (интернет-ме-мов). Перспективы применения телеграм бота в описанном нами случае обуславливаются ассоциативной запоминаемостью материала, возможностями использования бота для обучения правилам грамматики, произношения, а также быстрой выдачей разного контента. Предполагается, что все это, выступая инструментом поддержки реальной образовательной практики в системе языкового образования, может стать ключевым способом на пути к улучшению показателей и результатов образования.

Ключевые слова: чат-боты в обучении, телеграм бот, Telegram обучение, курсы, ин-тернет-мемы в обучении, электронное обучение, цифровизация обучения, языковое образование.

OSLIAKOVA Irina Viacheslavovna,

Ph.D. in Psychology associate Professor, Mirea - Russian Technological University,

Moscow

PROSPECTS FOR TEACHING LANGUAGES USING TELEGRAM

BOT AND USER CONTENT

Annotation. The article is devoted to a pilot study of the prospects for using a telegram bot based on the issuance of user content (Internet memes) for the purposes of language education. A comprehensive analysis of modern literature on the prospects for the use of chatbots in language education is carried out. It is assumed that if the information is supplemented with user content, then a person will form a more complete perception of the language. This is based on figurative memorization of information, involvement, as well as building associations. A simple bot is being developed that allows you to recognize pictures (Internet memes) from the Reddit platform for issuing them to students to learn new words. The simplest bot presented as part of the pilot study is a small service that does not require downloading and is available on all platforms, being integrated inside the messenger. Based on the experience of test approbation of the bot and the results of theoretical analysis,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-334-341 NIION: 2018-0076-7/23-547 MOSURED: 77/27-023-2023-7-547

it is concluded that there are high prospects for approbation of a chat bot based on the telegram messenger using user content (Internet memes). The prospects for using the telegram bot in the case described by us are determined by the associative memorability of the material, the possibility of using the bot to teach the rules of grammar, pronunciation, as well as the quick delivery of various content. It is assumed that all this, acting as a tool to support real educational practice in the system of language education, can become a key way towards improving the indicators and results of education.

Key words: chatbots in education, telegram bot, Telegram education, courses, Internet memes in education, e-learning, digitalization of education, language education.

Введение. На современном этапе в условиях цифровизации образования особенную ценность приобретают исследования, ориентированные на поддержание процессов трансформации образовательной практики за счет внедрения современных технологий и цифровых средств в практику обучения. Технологии становятся тем инструментом, опираясь на который значительным образом перестраивается привычная организация процессов обучения, с перспективой достижения качественно новых результатов образования. Применение ботов на базе мессенджера Telegram (далее - телеграм ботов) в этой системе становится одним из множества практических подходов к организации процессов цифровизации образования, имеющих реальную ценность и широчайшие перспективы. Цифровые инструменты и сервисы рассматриваются сегодня в качестве блага, позитивно влияющего на состояние образовательных процессов, находят свое применение в обучении языкам. Тем не менее, несмотря на высокое значение и потенциальные возможности, использование телеграм ботов для целей языкового образования остается малоизученным, что актуализирует вопросы проведения пилотного исследования в рамках данного направления.

Актуальность исследования перспектив обучения языкам с применением телеграм бота и пользовательского контента определена и тем, что телеграм бот предоставляет обширный инструментарий и может поддерживать, при должном уровне настройки, коммуникативную составляющую в обучении. Функциональность, доступность и распространенность мессенджера делают возможным разработку сложных решений - телеграм ботов, которые будут реализовывать образовательные функции и позволят эффективно изучать иностранный язык или покроют отдельные функции преподавателя, создав условия оптимизации образовательной практики. В вопросе обучения весомая роль отводится применению пользовательского контента (представленного в юмористической и сопряженной с ней тематикой), что также является отражением перестройки традиционных подходов к обучению в сторону инновационных.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Цель исследования - описать перспективы обучения языкам с применением телеграм бота и пользовательского контента.

Изложение основного материала статьи. Применение чат-ботов в современном образовании является одним из восходящих трендов электронного обучения, постепенно проникающих в реальную практику как в частных случаях, так и по отдельным направлениям или образовательным организациям. Использование современных технологий для целей обучения является неоспоримым преимуществом, которое в то же время требует аккумулирования инновационного потенциала образовательной среды и адаптации образовательного контента под реалии конкретного инструментария, дабы обеспечить эффективность усвоения учебного материала.

К.В. Кириу, Е.Е. Попова и Ю.Г. Маковецкая раскрывают ряд актуальных технологий электронного и дистанционного обучения, позволяющих создать условия сопровождения обучающихся при отсутствии реального контакта с преподавателем. Авторы придерживаются позиции о том, что чат-боты являются самой перспективной технологией в реалиях дистанционного образования, поскольку за ней раскрываются особенные перспективы персонализации, выдачи рекомендаций, внедрения дополнительных функций, автономности, масштабируемости и др. [5]. Раскрытые перспективы в целом могут быть отнесены к большей части актуальных цифровых технологий и подходов к организации образования, в связи с чем требуется определение характерных преимуществ от использования телеграм ботов в языковом обучении.

Согласимся с мнением А.П. Авраменко, который рассматривает чат-ботов в системе языкового образования в качестве перспективных помощников в вопросах изучения иностранного языка, поддержания языковой практики, реализации нестандартных (инновационных) подходов к обучению. Под чат-ботами А.П. Авраменко в своем исследовании также понимает и виртуальных помощников, раскрывая такие принципы их функционирования, как [1]:

Интерактивный характер построения взаимодействия между обучающимся и чат-ботом.

Наличие быстрой (мгновенной) обратной связи между пользователем и программой.

Ориентация на коммуникативность, как основополагающий принцип языкового образования и обогащения знаний обучающегося.

Учет индивидуальных особенностей, персональных характеристик, знаний обучающегося, использование автоматизированных функций для распознавания уровня владения языком.

Опираясь на исследование автора, можно подчеркнуть, что чат-боты способны реализовы-вать различные функции обучения языкам, от проверки орфографии до поддержания разговоров и предоставления обучающего контента. Во многом, функции зависят от конкретного решения - чат-бота, его программного кода и предполагаемых функций.

А.В. Ельцов и Л.Ф. Ельцова рассматривают также и другие дидактические принципы обучения в условиях цифровизации образования. По мнению авторов не менее значительными являются такие принципы, как: ориентация на процессы формирования профессиональных компетенций, как ключевого результата образовательной подготовки; научно-ориентированность, предполагающая включение в чат-ботов сугубо научно достоверных и подтвержденных данных (данные для обучения, информация, дополнительные ресурсы и др.); ступенчатое построение содержания образовательной практики с упором на последовательность, постепенность, оптимальность и вариативность, с выделением дополнительных возможностей расширения кругозора обучающегося; обеспечение доступности содержания, равного доступа к программным и аппаратным средствам, учебному материалу; визуализация учебного материала и представление в вариативном ключе, для одновременного влияния на зрительные и слуховые центры восприятия; системность и систематичность, с перспективой непрерывного обучения; объективность настраиваемой системы обучения под потребности профессиональной деятельности. Описанные принципы отражают актуальную действительность в среде высшего, среднего и дополнительного профессионального образования [4]. Данные принципы во многом дают более расширенную характеристику условий, при которых должны быть реализованы подходы в языковом образовании, построенные на применении чат-ботов.

С.О. Шереметьева и соавторы в контексте функциональности чат-ботов в системе языкового образования определяют ведущее значение информационного обогащения их аппаратной части, в целях покрытия потребностей в организа-

ции коммуникаций и создания условий адаптирования чат-бота под конкретного пользователя [8].

В другом исследовании А.В. Авраменко, посвящённом вопросам формирования грамматической компетенции обучающихся в процессе самоподготовки и самообразования при применении технологий чат-бота, определяется, что чат-бот позволяет реализовывать несколько различных сценариев образовательной подготовки. В качестве основополагающего сценария автор рассматривает применение чат-ботов в виде дополнительного инструмента обучения, самоподготовки и сопровождения. Автор предлагает использовать чат-ботов в обучении иностранным языкам для целей повторения материала, проверки знаний, осуществления самоконтроля и планирования индивидуальных занятий по определенным темам, что позволяет задавать индивидуальный маршрут в обучении [2]. Иными словами, чат-бот становится перспективным дополнением традиционного образования, определяя перевод некоторых задач в аппаратное представление.

П.В. Сысоев и Е.М. Филатов, раскрывая преимущества и проблемы применения чат-ботов в обучении иностранному языку, выделяет такие преимущества, как увеличение мотивации, развитие речевых умений, доступность вне зависимости от локации, снижение уровня тревожности. В качестве рисков (спорных вопросов) авторы исследования выделяют: неготовность перехода от работы с преподавателем к работе с машиной, не универсальный характер и невозможность подготовки на высшие уровни владения языком, шаблонность и некоторая ограниченность [7]. Анализируя описанные преимущества, заметим, что многие из них относимы и к другим современным цифровым технологиям в обучении, а также к электронному обучению в принципе. Выделенные недостатки в большинстве своем являются отражением неразработанности программных решений и отсутствия достоверного опыта массовой апробации. Все это указывает на необходимость исследования перспектив применения чат-ботов с ориентацией на конкретные решения и их функциональность.

Применение чат-ботов для целей языкового образования или обучения в принципе рассмотрено в достаточно малом количестве научных статей. Так, например, в работе Р.Р Гатулина и Д.А. Колупаевой применение телеграм ботов и мессенджера с его программными возможностями в принципе рассматривается с позиции таких преимуществ, как: ускорение коммуникации, вовлечение в учебный процесс в том числе во внеучебное время, удобство структурирования и хранения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

материалов (безграничное хранение в облачном доступе), удобство мониторинга успеваемости за счет фиксации результатов в чатах, доступность приложения и бесплатный функционал, стимулирование открытого взаимодействия, возможности по накоплению обратной связи и др. [3]. Тем не менее, авторы фокусируются, скорее, на преимуществах мессенджера в принципе, хотя каждое из рассмотренных преимуществ в полной мере может быть применено к чат-боту в телеграм.

М.А. Шумилина и А.В. Коробко фокусируются на особенностях разработки телеграм бота для целей обучения. Авторы раскрывают эффективность и простоту реализации таких функций чат-бота, как: управление контентом, структурирование контента, обработка входящих запросов, распределение ролей среди пользователей и преподавателей, поиск курсов, организация тестирования в режиме реального времени, рассылка, сопровождение, обратная связь и др. [9]. Исследование авторов подтверждает высокие перспективы и относительную простоту программирования чат-бота в телеграм с возможностью его последующей донастройки и применения в целях языкового образования.

Уточним, что телеграм бот является программой, которая автоматически выполняет определенные задачи в мессенджере Telegram. Бот может предлагать пользователю различные функции, отвечать на команды, обрабатывать сообщения и предоставлять информацию или услуги. Телеграм-боты работают на платформе Telegram с использованием Telegram Bot API. Они могут быть созданы с помощью различных языков программирования и фреймворков. Например, теле-грам бот может быть создан при использовании Python и библиотеки python-telegram-bot или языка Node.js с библиотекой node-telegram-bot-api. Телеграм-боты могут быть полезными инструментами в образовании, предоставляя студентам, учителям и другим участникам образовательного процесса различные функции и возможности. Можно выделить ряд направлений применения телеграм ботов в образовательной сфере:

1. Уведомления и рассылки: боты могут отправлять уведомления о расписании занятий, домашних заданиях, предстоящих событиях и другой важной информации студентам. Они также могут предоставлять рассылки с актуальными новостями и обновлениями.

2. Поддержка обучения: боты могут предлагать студентам учебные материалы, помогать с

изучением определенных тем, предоставлять ответы на вопросы или задания для самостоятельного выполнения. Они могут быть полезными помощниками в подготовке к экзаменам или выполнении домашних заданий.

3. Викторины и тесты: боты могут предлагать викторины и тесты для проверки знаний студентов. Они могут автоматически оценивать результаты и предоставлять обратную связь. Такие викторины могут быть интерактивными и стимулировать учеников к изучению и повышению своих знаний.

4. Интерактивные уроки: боты могут предоставлять интерактивные уроки с использованием текстовых, графических, аудио или видео материалов. Они могут задавать вопросы, предлагать задания и обеспечивать обратную связь по ходу урока.

5. Обратная связь и консультации: боты могут предоставлять возможность студентам задавать вопросы, получать консультации и обратную связь от преподавателей или других экспертов. Они могут помочь ученикам в решении проблем и обеспечить поддержку в учебном процессе.

6. Организация совместной работы: боты могут помочь студентам и учителям совместно работать над проектами, делиться материалами, обмениваться идеями и координировать совместные усилия.

Учитывая ранее представленные перспективы и раскрытые возможности, можно подчеркнуть возможную высокую роль телеграм ботов в образовании будущего, что частично подтверждается текущими трендами популяризации их применения. В целях выявления особенностей применения телеграм бота в языковом образовании, нами было проведено пилотное исследование на студентах первого курса МИРЭА в количестве 200 человек. Выборка студентов распределилась таким образом, что 60% и 40% студентов изучают в настоящий момент английский и французский языки соответственно. Гипотезой настоящего исследования выступило предположение о том, что традиционные формы обучения хуже воспринимаются современным поколением, потому что фокус внимания обучающихся сложно удерживать дольше, чем 15-30 минут. На рисунке 1 нами сгруппированы данные по соответствующему вопросу анкеты:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Рисунок 1 - Удержание внимания студентами при традиционном обучении.

Обращаясь к данным, представленным на рисунке 1, заметим, что большая часть испытуемых в общей выборке (91,7%) не способна удерживать внимание дольше 40 минут. Только 8,3% испытуемых способны удерживать высокую концентрацию внимания при обучении в течение более 1 часа. В связи с этим важно, чтобы информация поступала постепенно, но быстро, в привычном молодому поколению формате. Существует предположение о том, что если информация будет дополнена пользовательским контентом, то у человека будет формироваться более полное восприятие языка. Это строится на образном запоминании информации, вовлечении, а также построении ассоциаций. Например, А.С. Мартынова считает, что интернет-мемы (как вид пользовательского контента) определенным образом влияет на результаты запоминания технической лексики среди студентов [6].

Телеграмм является быстро растущей платформой с аудиторией 400+ млн по всему миру и

порядка 4 млн пользователей в среднем от 16 до 45 лет в России. На данный момент школы по изучению языка (например, skyEng) все чаще используют контент вроде фильмов, музыки или диалоги из собеседований и т.п. для того, чтобы эффективнее обучать языку.

В целях первичной апробации инструментария телеграм бота в языковом образовании, нами была написана соответствующая программа. Программа позволяет в автоматическом режиме скачивать и переводить пользовательский юмор-контент с сайта Reddit, для того чтобы ученик мог изучать лексику живого языка и то, как общаются носители языка в сети интернет.

В рамках программы (телеграм бота) пользовательское взаимодействие (рисунок 2-3) мы решили упростить настолько насколько это возможно, оставив пользователю единственную кнопку - следующий, тем самым интерфейс становится интуитивно понятным.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

langpics

What can this bot do?

Send /start to start the not. It will let you know some french world's and mems

Рисунок 2 - Пример взаимодействия с телеграм ботом (стартовая страница).

Обращаясь к рисунку 2, заметим, что чтобы «старт» в чат с ботом. Далее откроется диалого-начать работу, необходимо ввести команду вое окно (рисунок 3):

What can this bot do?

Send /start to start the not. it will let you know some french world's and mems

Aleksandr

/start

^^ Добро пожаловать в lang pics bot здесь мы учим французкии через шутки

СЛ едущий

Рисунок 3 - Пример взаимодействия с телеграм ботом (начало работы).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

На рисунке 3 видно, как работает пользовательский интерфейс в телеграм боте. С точки зрения внутренней технической реализации «за ботом» располагается сервер. Он основан на Google Cloud Vision api и позволяет распознавать текст с картинки. С помощью NLP api распознается, на каком языке написан данный текст, после этого в боте отправляется ссылка на картинку, распознанный и переведенный текст. В данный момент не существует подобных решений, но существуют приложения, которые каждый день предлагают пользователю отобранные людьми картинки с человеческим переводом.

Представленный в рамках пилотного исследования простейший бот является малым сервисом, который не требует скачивания, и доступен на всех платформах будучи интегрированным внутри мессенджера. Это является неоспоримым преимуществом. Для поиска картинок бот обращается на агрегатор контента Reddit.com, с него выбираются лучшие посты за неделю, затем они обрабатываются с помощью Google Cloud Vision и Cloud nlp, а также Google translate для перевода текста. В перспективе возможен переход с сервисов Google к другим аппаратным решениям.

Так, система автоматической отправки мемов пользователю, а также включенный в нее алгоритм для оценки уровня знаний пользователя, определяет перспективы оценки количества используемых новых слов для пользователя. Более того, это позволяет создать полезные методические материалы по временам, чтобы пользователю было проще воспринимать то, что используется в тексте. Имеется значительный потенциал использования оценки мемов по количеству новых слов и количеству правил новой грамматики. В перспективе в программу может быть включена систематизация знаний пользователя, которая будет динамически изменяться после тестирования по пройденным темам, тем самым адаптируясь к каждому пользователю индивидуально. Такое решение может быть использовано в рамках вуза, как вспомогательное решение к учебнику по изучению иностранного языка. Важно выделить факт того, что в боте довольно легко интегрировать другие языки для изучения, особенно на примитивном уровне, что представлен в рамках тестовой разработки настоящего пилотного исследования.

Выводы. Таким образом, настоящее исследование раскрывает обширные перспективы и возможности масштабирования проведенного пилотного исследования в области применения телеграм бота для целей языкового образования. Можно наблюдать высокие перспективы апробации чат-бота на базе мессенджера телеграм с применением пользовательского контента (интер-

нет-мемов) для целей сопровождения образовательной практики. Дальнейшие перспективы исследования связаны как с включением в инструментарий бота новых языков, масштабированием функций и улучшением аппаратной части, так и с апробацией текущей разработки для полномасштабной оценки её эффективности. Перспективы применения телеграм бота в описанном нами случае обуславливаются ассоциативной запоминаемостью материала, возможностями использования бота для обучения правилам грамматики, произношения, а также быстрой выдачей разного контента. Предполагается, что все это, выступая инструментом поддержки реальной образовательной практики в системе языкового образования, может стать ключевым способом на пути к улучшению показателей и результатов образования.

Список л итературы:

[1]. Авраменко, А.П. Лингводидактический потенциал чат-ботов и виртуальных помощников как средств распознавания речи технологиями искусственного интеллекта / А.П. Авраменко // МНКО. - 2022. - №3 (94). - С. 9-12.

[2]. Авраменко, А.П. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении / А.П. Авраменко, А.С. Ахмедова, Е.Р. Буланова // Вестник ТГУ. - 2023. - №2. - С. 386-394.

[3]. Гатулин, Р.Р. Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе / РР. Гатулин, Д.А. Колу-паева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №11-12 (15-16). - С. 31-33.

[4]. Ельцов, А.В. О реализации некоторых дидактических принципов обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза / А.В. Ельцов, Л.Ф. Ельцова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -

2021. - №3 (34). - С. 249-257.

[5]. Киуру, К.В. Новые технологии дистанционного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования / К.В. Киуру, Е.Е. Попова, Ю.Г. Маковецкая // Проблемы современного педагогического образования. -

2022. - №75-3. - С. 196-199.

[6]. Мартынова, А.С. Применение интер-нет-мемов в процессе обучения технической лексике для студентов агроинженерного направления / А.С. Мартынова // МНИЖ. - 2021. - №6-4 (108). - С. 114-118.

[7]. Сысоев, П.В. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы / П.В. Сысоев, Е.М. Филатов // Вестник ТГУ. - 2023. - №1. - С. 66-72.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

[8]. Шереметьева, С.О. К вопросу о разработке информационно-насыщенных чат-ботов в гуманитарной сфере коммуникации / С.О. Шереметьева, О.И. Бабина, А.Ю. Зиновьева, Е.Д. Неру-чева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. -2022. - №4. - С. 65-71.

[9]. Шумилина, М.А. Разработка чат-бота на языке программирования python в мессенджере «telegram» / М.А. Шумилина, А.В. Коробко // Научные известия. - 2022. - №28. - С. 47-54.

Spisok literatury:

[1]. Avramenko, A.P. Lingvodidakticheskij potencial chat-botov i virtual'nyh pomoshchnikov kak sredstv raspoznavaniya rechi tekhnologiyami iskusst-vennogo intellekta / A.P. Avramenko // MNKO. - 2022.

- №3 (94). - S. 9-12.

[2]. Avramenko, A.P. Tekhnologiya chat-botov kak sredstva formirovaniya inoyazychnoj grammat-icheskoj kompetencii pri samostoyatel'nom obuchenii / A.P. Avramenko, A.S. Ahmedova, E.R. Bulanova // Vestnik TGU. - 2023. - №2. - S. 386-394.

[3]. Gatulin, R.R. Ispol'zovanie messendzhera Telegram dlya realizacii tekhnologii elektronnogo obucheniya v vuze / R.R. Gatulin, D.A. Kolupaeva // Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik. - 2017.

- №11-12 (15-16). - S. 31-33.

[4]. El'cov, A.V. O realizacii nekotoryh didaktich-eskih principov obucheniya v elektronnoj informa-

cionno-obrazovatel'noj srede vuza / A.V. El'cov, L.F. El'cova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdor-ov'e, adaptaciya, razvitie. - 2021. - №3 (34). - S. 249-257.

[5]. Kiuru, K.V. Novye tekhnologii distancion-nogo obucheniya v sisteme vysshego i dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovaniya / K.V. Kiuru, E.E. Popova, YU.G. Makoveckaya // Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2022. - №75-3. - S. 196-199.

[6]. Martynova, A.S. Primenenie internet-memov v processe obucheniya tekhnicheskoj leksike dlya studentov agroinzhenernogo napravleniya / A.S. Martynova // MNIZH. - 2021. - №6-4 (108). - S. 114-118.

[7]. Sysoev, P.V. CHat-boty v obuchenii inost-rannomu yazyku: preimushchestva i spornye voprosy / P.V. Sysoev, E.M. Filatov // Vestnik TGU. - 2023. -№1. - S. 66-72.

[8]. Sheremet'eva, S.O. K voprosu o razrabotke informacionno-nasyshchennyh chat-botov v gumani-tarnoj sfere kommunikacii / S.O. SHeremet'eva, O.I. Babina, A.YU. Zinov'eva, E.D. Nerucheva // Vestnik YUUrGU. Seriya: Lingvistika. - 2022. - №4. - S. 65-71.

[9]. Shumilina, M.A. Razrabotka chat-bota na yazyke programmirovaniya python v messendzhere "telegram" / M.A. SHumilina, A.V. Korobko // Nauch-nye izvestiya. - 2022. - №28. - S. 47-54.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.