Научная статья на тему 'ТЕЛЕГРАМ-БОТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДЗАКАЗОВ В СЕТИ КОФЕЕН'

ТЕЛЕГРАМ-БОТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДЗАКАЗОВ В СЕТИ КОФЕЕН Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
283
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕССЕНДЖЕР / ТЕЛЕГРАМ-БОТ / БОТ / TELEGRAM / КОФЕ / КОФЕЙНЯ / ЗАКАЗ / ПРЕДЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пушкарева Д. П.

В статье приводится описание работы телеграм-бота для оформления заказов в сети кофеен различных позиций меню с помощью мессенджера Telegram. Бот включает в себя выбор филиала, время посещения, ознакомление с меню и формирование предзаказа. Телеграм-бот значительно упрощает процесс оформления заказов в кофейне, позволяя пользователям совершать заказы и получать информацию о статусе заказа прямо через мессенджер Telegram. Это удобно для клиентов и помогает кофейне эффективно обрабатывать заказы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEGRAM BOT FOR ORGANIZING PRE-ORDERS IN COFFEE SHOPS

The article describes the work of a telegram bot for placing orders in a chain of coffee shops of various menu items using the Telegram messenger. The bot includes the selection of a branch, the time of the visit, familiarization with the menu and the formation of a pre-order. The telegram bot greatly simplifies the process of placing orders in a coffee shop, allowing users to place orders and receive information about the status of the order directly through the Telegram messenger. This is convenient for customers and helps the coffee shop to process orders efficiently.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕГРАМ-БОТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДЗАКАЗОВ В СЕТИ КОФЕЕН»

ТЕЛЕГРАМ-БОТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДЗАКАЗОВ В СЕТИ КОФЕЕН Д.П. Пушкарева, студент

Научный руководитель: Л.В. Макуха, старший преподаватель Сибирский федеральный университет (Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-3-139-146

Аннотация. В статье приводится описание работы телеграм-бота для оформления заказов в сети кофеен различных позиций меню с помощью мессенджера Telegram. Бот включает в себя выбор филиала, время посещения, ознакомление с меню и формирование предзаказа. Телеграм-бот значительно упрощает процесс оформления заказов в кофейне, позволяя пользователям совершать заказы и получать информацию о статусе заказа прямо через мессенджер Telegram. Это удобно для клиентов и помогает кофейне эффективно обрабатывать заказы.

Ключевые слова: мессенджер, телеграм-бот, бот, Telegram, кофе, кофейня, заказ, предзаказ.

Самый важный ресурс сейчас - это время. Каждая минута обычного человеческого дня имеет свой вес и кажется, что всякий раз, когда хочется перекусить, слишком много времени теряется в очереди, особенно в популярных заведениях или в часы пик. И чтобы не тратить такой драгоценный ресурс можно и стоит использовать свое время рационально, пользуясь современными нововведениями в сфере общепита.

У большинства людей сейчас имеется современный смартфон, и почти у каждого есть различные мессенджеры, такие как: WhatsApp, VK, Viber, в том числе Telegram [1]. Например, мессенджер Telegram имеет большой спектр возможностей: общение с другими пользователями, развлекательный контент, рабочее пространство, с помощью которого можно организовать работу бота-предзаказов.

Преимущества использования телеграм-бота для предварительного заказа еды очевидны. Во-первых, можно оформить заказ в любое удобное время и из любого места, где есть подключение к Интернету. Теперь больше не нужно тратить время на поездку или ожидание в очереди, просто следует выбрать блюда, указать предпочтения и отправить заказ через бота.

Во-вторых, телеграм-боты обеспечивают удобство и скорость обработки заказов. Выбирая блюда заранее, пользователь из-

бегает ненужного ожидания заказа, заказ будет готов к его приезду, и он сможет забрать его без лишних задержек.

Кроме того, телеграм-боты могут предлагать дополнительные функции, такие как уведомления о специальных предложениях или рекламных акциях, меню и часах работы заведения. Это поможет конечному потребителю быть в курсе последних обновлений и выбрать оптимальное время для посещения заведения.

Таким образом, использование теле-грам-ботов для предварительного заказа еды - эффективный способ управлять своим временем и экономить его ресурсы [2].

Для того, чтобы оформить предзаказ, понадобится всего пара минут и смартфон, который всегда находится под рукой у пользователя, вместо более длительного ожидания очереди и приготовления своего заказа [3].

В процессе реализации телеграм-бота были поставлены и решены такие задачи, как проведение анализа предметной области и существующих аналогов, осуществление выбор средств разработки для сервиса, выполнение моделирование и программной реализации разрабатываемого телеграм-бота.

Для понимания работы телеграм-бота следует ознакомиться с диаграммой прецедентов, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Диаграмма прецедентов

В системе предусмотрено три роли пользователя:

- Незарегистрированный пользователь может пройти только процедуру регистрации, после чего он становится зарегистрированным пользователем, а его данные заносятся в соответствующую таблицу пользователь базы данных;

- Зарегистрированный пользователь имеет функцию оформить заказ, которая включает в себя выбор филиала, просмотр меню, выбор позиций и выбор времени посещения. Полученные данные записываются в таблицу заказов базы данных. Также пользователь может удалить свою учетную запись;

- Сотрудник уже работает над статусом предзаказа, который отправил пользователь. Он может принять предзаказ, подтвердить его приготовление и отклонить заказ.

Стоит ознакомиться подробнее с базой данных, которая представлена на рисунке 2. Данная БД содержит в себе две таблицы: заказы и пользователи.

Таблица пользователей содержит в себе информацию и о зарегистрированных пользователях, такие как: ID пользователя, его имя, номер телефона и имя пользователя в мессенджере Telegram. ID пользователя является его уникальным идентификатором. Имя пользователя используется для удобства обращения к гостю. Номер телефона и имя пользователя в Telegram нужны для связи с гостем для того, чтобы уточнить некоторые моменты, которые не были указаны в предзаказе.

Таблица заказов содержит больше информации. ID заказа является ID пользователя. Так как предусмотрено, что данный бот может использоваться в сети кофеен, то в БД также записывается филиал, который гость выбрал при оформлении заказа. Данные предзаказа, которые пользователь отправляет через бота, также хранятся в соответствующей записи, как и выбор времени посещения кофейни. В БД предусмотрена запись о статусе заказа и времени его совершения, для обратного отсчета выполнения заказа.

r

users orders

id INTEGER >— —I- id INTEGER

name VARCHAR filial VARCHAR

phone_number VARCHAR order_text VARCHAR

telegramlD VARCHAR orderjime VARCHAR

order_status INTEGER

sending_time TIMESTAMP

Л

Рис. 2. База данных

Процесс создания, заполнения и поиска данных полностью осуществлен с помощью кода, который представлен на рисунках 3-4.

data cursor.execute("select count(*) from sqlite_master where type="table" and name='users'") fo row in data:

if row[6] == 6:

cursor.execute{'CREATE TABLE users(id INTEGER, name VARCHAR, phone_number VARCHAR, telegramlD VARCHAR)') database.commit()

def add_user(ffiess<3<7e):

cursor.execute("SELECT id FROM users HERE id ?",(message.chat.id,)) user = cursor.fetchone() if rot user:

cursor.execute{"lNSERT INTO users VALUES(?,?,?,?)",(message.chat.id,"name","phonenumber","telegramlD",)) database.commit()

else:

return False

def drop_user_reg(user_id):

cursor.execute("DELETE FROM users WHERE id=?",(user_id,)) database.commit()

def add_user_name(message):

cursor.execute("UPDATE users SET name ? WHERE id-?"j(message.textjmessage.chat.id)} database.commit()

def add_user_telegramID(/?ressage):

cursor.execute("UPDATE users SET telegramlD ? WHERE id-?",(message.text,message.chat.id)) database.commit()

def add_user_numb(messoge):

cursor.execute("UPDATE users SET phone_number ? WHERE id ?",(message.text,message.chat.id)) database.commit()

def getusername(userid):

cursor.execute("SELECT name FROM users WHERE id=?",(user_id,)) user_name cursor.fetchorieQ [0] return user_name def get_user_numb(user_id):

cursor.execute("SELECT phone_number FROM users WHERE id=?",(user_id,)) user_numb cursor.fetchorieQ [0] return user_numb def getusertglD(userirf):

cursor.execute("SELECT telegramlD FROM users WHERE id=?"J(user_id,)) user_tgID = cursor.fetchore{)[0] return user_tgID

Рис. 3. Таблица пользователей в БД

data = cursor, execute ("select count(*) from sqlitemaster where type='table" and name=' orders'")

for row in data: if row[e] == 6:

cursor.execute("CREATE TABLE orders(id INTEGER, filial VARCHAR, order_text VARCHAR, order_time VARCHAR, order_status INTEGER, sending_time timestamp)') database.commit()

def create_order(i№sst7je):

cursor.execute("SELECT id FROM orders WHERE id=?",(message.chat.id,)) order = cursor.fetchone() if not order:

cursor.execute("IN5ERT INTO orders VALUE5(?,?,?,?j ?,?)",(message.chat.id, "filial","order text","order_time","order_status","serding_timen)) database.commit()

else:

return False

def choise_filial(message.,/iCial):

cursor.execute("UPDATE orders SET filial=? WHERE id=?",(filial,message.chat.id)) database.commit()

def add_order(message, order):

cursor, execute ("UPDATE orders SE ordertext-? WERE id-?", (order, mess age. chat. id)) database.commit()

def add_time(message, time):

cursor.execute("UPDATE orders SE order_time=? WERE id=?"J(time,message.chat.id)) database.commit()

def 5tatus_order(mes5age,statLis):

cursor.execute("UPDATE orders SET order_status=? WHERE id=?"J(status,message.chat.id)) database.commit(}

def sending_tme(message, sending_time):

cursor.execute("UPDATE orders SET sending_time=? WHERE id^?",(sending^timeJiiiessage.chat.id)) database.commit()

def get_filial(user_ic/}:

cursor.execute("SELECT filial FROM orders WHERE id=?M,(user_id,)) order_filial = cursor.fetchone()[&] order_filial

def get_order_text(user_id):

cursor.execute("SELECT order_text FROM orders WHERE id ?",(user_id,)) order_text = cursor.fetchone()[&] order_text

def get_time(user_id):

cursor.execute("SELECT order_time FROM orders WHERE id=?",(user_idj)) orderjtime cursor.fetchone()[0] order_time

Рис. 4. Таблица заказов в БД

При регистрации пользователя создается запись в таблице, если она еще не существуют, либо «привязывается» к уже существующей. ГО пользователя является уникальным значением и не меняется даже при повторной регистрации, именно поэтому все заказы хранят это значение для истории обращений в БД.

Процедура регистрации достаточно проста. Пользователь прописывает коман-

ду /start, после чего бот требует ввести некоторые данные. Если же у пользователя уже есть учетная запись, то бот выводит его данные для проверки, а после предлагает оформить предзаказ, использую команду /order, либо же удалить свою учетную запись с помощью команды /restart. Данный функционал бота представлен на рисунке 5.

Л (г .

*1Лв V |/ 21.И

Привет, Я бот для оформле Для продолжения нужно

Введите ваш номер телефона:

Регистрация успешно завершена!

Для оформления заказа воспользуйтесь

командой

Ваш номер

Для удаления своей учетной записи воспользуйтесь командой Для оформления заказа воспользуйтесь командой

Ваша запись о пользователи удалена! Для регистрации воспользуйтесь командой

Рис. 5. Учетная запись пользователя

Для оформления заказа необходимо прописать команду /order и выбрать необходимый филиал, который предложит бот. Сразу после появится навигационное меню, в котором представлено меню выбранного филиала, кнопка возврата и кнопка

оформления заказа. Так как в боте предусмотрено, что позиции в меню каждого из филиалов могут отличаться, соответственно, за каждым филиалом закреплено свое индивидуально меню, что продемонстрировано на рисунке 6.

Дпя оформлен» шаи аыберите один из фин.. Вы можете ознакомиться с меню, нажав на кнопку Ш Показать меню, лредста&леиую ниже. Если хотите выбрать другой филила, нажмите кнопку Вернуться назад. Если вы готовы сделать заказ, то нажмите кнопку ^Оформить заказ.

■ Показать меню Вернуться назад

Дпи оформлеюа мчи выберите один И1 фил.. Вы можете ознакомиться с меню, нажав на кнопку В Показать меню, пред ставленую ниже. Если хотите выбрать другой филила. нажмите кнопку Вернуться назад. Если вы готовы сделать заказ, то нажмите кнопку |Оформить заказ.

■ Показать меню Вернуться назад

Для оформления заказа выберите один из филиалов, представленных ниже:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вы можете ознакомиться с меню ниже

е ознакомиться с меню ниже

Вы можете ознакомиться с меню, нажав на кнопку ■ Показать меню, представленую ниже. Если хотите выбрать другой филила, нажмите кнопку Вернуться назад Если вы готовы сделать заказ, то нажмите кнопку |Оформить заказ.

Рис. 6. Оформление заказа, навигационное меню

Следующим шагом является этап оформления заказа. После того, как пользователь ознакомился с меню и выбрал необходимые нужные позиции, происходит информирование бота о конечном выборе пользователя. При нажатии на кнопку «Оформить заказ», бот отправляет сообщение с правилами оформления заказа, а именно, что одна позиция вводится одним текстовым сообщением, для начала ввода позиций следует нажать на кнопку «Добавить позицию», а лишь после отправлять сообщение. Для добавления еще одной позиции нужно нажать соответствующую

кнопку. После ввода всех позиций, осуществляется переход к следующему этапу при нажатии кнопки «Продолжить». Стоит отметить, что в боте предусмотрены ограничения: при нажатии на кнопку «Продолжить» без ввода хотя бы одной позиции, бот сообщит об этом и вернет пользователя обратно к навигационному меню, которое упоминалось ранее. Также, если пользователем вводится более чем 20 позиций, то бот выведет соответствующее сообщение - Превышен лимит позиций. Работа бота и демонстрация функций представлены на рисунках 7-8.

СоНееПте

ОДНИМ сообщением, если в заказе несколько позиций, отправьте их РАЗНЫМИ сообщениями. Количество позиций в одном предзаказ«

-20!

После отправки предзаказа нажмите кнопку продолжить.

Вы нажали кнопку 'Продолжить' Вы не записали ни одной позиции

Вы можете ознакомиться с меню, нажав

на кнопку | Показать меню,

пред ставленую ниже.

Если хотите выбрать другой филила.

нажмите кнопку Вернуться назад.

Если вы готовы сделать заказ, то

нажмите кнопку |Оформить заказ.

I Показать м

Вернуться назад

| Оформить заказ

Добавить позицию Продолжить

СоНееПте

Позиция добавлена. Если хотите добавить еще одну позицию, нажмите кнопку 'Добавить позицию*. Если хотите перейти к следующему шагу, нажмите 'Продолжить'.

Добавить позицию

Добааит» позицию

Введите сообщение для добавления в массив:

I Круассан

Вы превысили количество позиций в предзакаэе.

Я Привет Ну

ЙЦУКЕНГШЩЗХ ФЫВАПРОЛДЖЭ ДяЧСМИТЬБЮФ

123 © Пробел Ввод

»9»

// 21:1« 4ЯЙ1 \\

CoffeeTime

Позиция добавлена. Если хотите добавить еще одну позицию, нажмите кнопку Добавить позицию'. Если хотите перейти к следующему шагу, нажмите 'Продолжить'

Продолжить

Продолжить

Вы нажали кнопку 'Продолжить'

I Даша Пушсареаа ; Продолжить Ваш заказ: Капучино Латте

I

Выберите время посещения кофейни:

Уже тут Буду через 5 минут

Буду через 10 минут Буду через 20 минут Вернуться назад

© Сообщение ©

Рис. 7. Оформление заказа, формирование позиции

@dp.message_handler(stoteSomeState.ADD_P05ITI0N, content_types types.ContentТуpes.TEXT) async def process_position(message: types.Messageл state: FSMContext): global messages mes sagetext mes sage.text

if len(messages) >= 20:

await message.neply("Вы превысили количество позиций в предзаказе.")

else:

messages.append(message_text)

await message.reply("Позиция добавлена. Если хотите добавить еще одну позицию^ нажмите кнопку "Добавить позицию', await state.finish{)

async def history(message: types.Message, state: FSMContext): chat_id = message.chat.id

if messages :

await message.reply("Ваш заказ:", rep¿y raorfeup=types.ReplyKeyboardRemove()) await bot.send_message(chat_id, '\n'.join(messages)) json_data json.dumps(messages) addorder(message, json_data) await timeorder(message) else:

await bot.send_message(chat_id, 'Вы не записали ни одной позиции') await NV(message)

Рис. 8. Функции ограничении количества позиции

В завершающей части оформления предзаказа бот предложит выбрать время посещения кофейни после заполнения всех позиций пользователем. Это будет последний этап для формирования предзаказа. После бот выведет сообщения со всеми введенными данными, такими как филиал, выбранные позиции и время, через которое пользователь прибудет в кофейню. Если же что-то окажется неверным или пользователь передумал, либо решил выбрать что-то другое, то возможно вернуться к оформлению заказа, нажав на соответствующую кнопку, которая перенаправит к навигационному меню. Если же все указано корректно, то пользователь подтверждает свой заказ и ожидает его приготовление, о котором его должен оповестить

бот. В боте предусмотрено 5 состояний заказа:

0 - это черновик, когда пользователь только формирует свой предзаказ;

1 - пользователь отправил свой предза-каз;

2 - предзаказ принят в работу;

3 - предзаказ готов;

-1 - предзаказ приготовить не удалось.

После пользователю придет сообщение о том, что его заказ готов и его можно забрать, но возможно и такое, что по некоторым причинам заказ приготовить не удастся и гость останется без своего заказа. Последний этап оформления заказа и состояния заказа продемонстрированы на рисунке 9.

// 21:1»

.•I LTE О \

CoffeeTime

Загрум«...

I Продолжить

Вы нажали кнопку 'Продолжить'

, Продолжить

Ваш заказ:

Капучимо Латте

| Продолжить

Выберите время посещения кофейми:

Уже тут Буду через 5 минут

Буду через 10 минут Буду через 20 минут

Вернуться назад Вы выбрали "Буду через 5 минут"

| Выберите врем а посещения кофейми:

Вы выбрали Филиал 3. Ваш заказ Капучимо Латте.

Вы будете через 5 минут. Все верно?

Все верно, отправи...

Вернуться назад

VV

ff 14:08

I < назад

.•I LTE G .

Ваш заказ отправили бариста, скоро его примут в работу

Ваш заказ принят в работу!

Ваш заказ готов!

К сожалению, заказ приготовить не удалось. и о*

VV

)

Рис. 9. Оформление заказа, состояния заказа

Создание телеграм-бота для оформления предзаказов в сети кофеен осуществлялось с использованием языка Python, фреймворка aiogram и БД SQLite представляет интересный пример применения технологий для упрощения процесса заказа и повышения удобства обслуживания клиентов.

Основным инструментом, используемым для создания бота, является язык программирования Python. Python является одним из самых популярных языков для разработки ботов и приложений благодаря своей простоте, гибкости и широкому выбору библиотек [4].

Фреймворк aiogram, выбранный для разработки бота, предоставляет удобные инструменты для работы с Telegram API и обеспечивает простоту создания и поддержки функционала бота [5]. Благодаря этому фреймворку возможно легко настроить обработку команд и сообщений от

пользователей, а также реализовать механизм предзаказа.

Использование базы данных SQLite для хранения данных представляется разумным выбором для решения этой задачи. SQLite - это легкое и простое в использовании реляционное хранилище данных, для работы которого не требуется отдельный сервер. Таким образом, SQLite позволяет сохранять информацию о предзаказах без необходимости установки и настройки дополнительных компонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате разработки этого Telegram-бота клиенты сети кофеен теперь могут легко размещать предзаказы через мессен-джер Telegram, что значительно упрощает процесс оформления заказа и экономит время пользователей. Благодаря использованию Python, фреймворка aiogram и базы данных SQLite разработка бота была относительно простой и эффективной.

Библиографический список

1. Популярные мессенджеры: список российских и мировых сервисов. Обзор 2021. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/u/234439-crm-group/298130-populyarnye-messendzhery-spisok-rossiyskih-i-mirovyh-servisov-obzor-2021.

2. Боты для заказа и доставки еды. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.botobot.ru/blog/ru/boty-dlia-zakaza-i-dostavki-edy/.

3. Статистика Telegram в 2022 году | 100+ фактов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inclient.ru/telegram-stats/.

4. Как Python стал самым популярным языком программирования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tproger.ru/articles/pochemu-python-takoj-populjarnyj/.

5. Знакомство с aiogram - Пишем Telegram-ботов с aiogram 3.x (Р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mastergroosha.github.io/aiogram-3-guide/quickstart/.

6. SQLite — самая простая база данных, которая работает везде // Журнал «Код» программирование без снобизма. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thecode.media/sqlite/.

TELEGRAM BOT FOR ORGANIZING PRE-ORDERS IN COFFEE SHOPS

D.P. Pushkareva, Student Supervisor: L.V. Makukha, Senior Lecturer Siberian Federal University (Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The article describes the work of a telegram bot for placing orders in a chain of coffee shops of various menu items using the Telegram messenger. The bot includes the selection of a branch, the time of the visit, familiarization with the menu and the formation of a pre-order. The telegram bot greatly simplifies the process of placing orders in a coffee shop, allowing users to place orders and receive information about the status of the order directly through the Telegram messenger. This is convenient for customers and helps the coffee shop to process orders efficiently.

Keywords: messenger, telegram bot, bot, Telegram, coffee, coffee shop, order, pre-order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.