Научная статья на тему 'Перспективы нового референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе'

Перспективы нового референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
893
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / GREAT BRITAIN / UNITED KINGDOM / EUROPEAN ECONOMIC COMMUNITY / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова Анна Евгеньевна

Анализируется ситуация, в которой проходил референдум 1975 г. о членстве Великобритании в Европейском экономическом сообществе, и ситуация, которая сложилась к 2011-2013 гг., когда Д. Кэмерон стал призывать британцев пересмотреть положение страны в Европейском союзе. Отмечается, что одной из причин обращения к референдуму стало то, что как в середине 1970-х гг., так и в 2011-2013 гг. британская экономика находилась в кризисе, истоки которого лидеры правительства объясняли кризисом Еврозоны, а не внутренними проблемами Великобритании. Показано, что с точки зрения политической ситуации в указанные периоды британские политики своими популистскими призывами к референдуму пытались оказать давление на лидеров ЕЭС и ЕС, а также получить поддержку недовольных британских избирателей и избежать раскола внутри своих партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of new referendum on British membership in the EU

The article analyses the events accompanied British referendum on Europe in 1975 and today’s situation, when in 2011-2013 D. Cameron called for a new referendum on the European Union (EU) membership. D. Cameron has promised an "in-out" vote by the end of 2017 if the Conservatives win the next election. It is mentioned in the article that in the middle of 1970 th. years, as well as in 2011-2013 British economy was in crisis. Leaders of the British government explained crises in economy as result of the Eurozone crisis, but not because of internal problems of the UK. If to speak about a political situation, during the specified period, the British politicians use their populist methods to put pressure upon leaders of the European Economic Community (EEC) and EU, because they wanted to change British role in the EEC and later in the EU. Besides, British leaders tried to receive support of the British dissatisfied voters. Wilson's main aim was to hold his feuding cabinets together. Because of that, he managed to organized and performed so well planned campaign, so that 67% of British voters said “yes” and country keep its membership in the EEC. As for D. Cameron, he had four main aims. Firstly, D. Cameron tried to avoid a threat from the United Kingdom Independence party (UKIP), opposing EU and immigrations. Its leader Nigel Faradzh showed himself as a defender of the British sovereignty from EU encroachments. In his opinion, the European Union more and more reminds the Soviet Union, turning into the “ESSR”. Secondly, D. Cameron intended to neutralize so-called “backbenchers”Eurosceptics from his own party. The Prime minister has come under pressure from many backbench Tory MPs to hold a vote and has promised to do so after a thorough renegotiation of the country's relationship with Brussels. D. Cameron described the referendum pledge as a "cause of unity" within the Conservative Party. Thirdly, he hoped to leave such a difficult decision on the European question to the next parliament. Fourthly, the prime minister has tried to blame the Eurozone in the economic crisis, which took place in the UK instead of explaining it as a result, of the painful measures on the strict economy, taken by his government. If D. Cameron does his best and organizes so well propaganda campaign as it was made 1975, he will get a huge support of British voters. Taking all these facts into consideration author makes the conclusion that even if the referendum on Europe have place it will be devoted to relegations of British relationship with Brussels.

Текст научной работы на тему «Перспективы нового референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе»

Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 6 (32)

УДК 94:339.9:327(410)

А.Е. Морозова

ПЕРСПЕКТИВЫ НОВОГО РЕФЕРЕНДУМА О ЧЛЕНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Анализируется ситуация, в которой проходил референдум 1975 г. о членстве Великобритании в Европейском экономическом сообществе, и ситуация, которая сложилась к 2011-2013 гг., когда Д. Кэмерон стал призывать британцев пересмотреть положение страны в Европейском союзе. Отмечается, что одной из причин обращения к референдуму стало то, что как в середине 1970-х гг., так и в 2011-2013 гг. британская экономика находилась в кризисе, истоки которого лидеры правительства объясняли кризисом Еврозоны, а не внутренними проблемами Великобритании. Показано, что с точки зрения политической ситуации в указанные периоды британские политики своими популистскими призывами к референдуму пытались оказать давление на лидеров ЕЭС и ЕС, а также получить поддержку недовольных британских избирателей и избежать раскола внутри своих партий.

Ключевые слова: Великобритания; Европейское экономическое сообщество; Европейский союз.

Согласно договору о Европейском союзе (ст. 50), «Любое государство-участник может решить выйти из союза в соответствии с его конституционными требованиями» [1. Т. 2 С. 45-176]. Однако еще ни одно государство не воспользовалось упомянутым правом и не покинуло Евросоюз. Ни одно государство - член ЕС даже не ставило на национальный референдум вопрос о членстве в ЕС, хотя в 1975 г. правительство Г. Вильсона провело референдум о членстве Великобритании в Европейском экономическом сообществе, которое было предшественником Европейского союза.

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон пытался провести вопрос о референдуме по поводу членства в Европейском союзе через парламент в октябре 2011 г., но потерпел неудачу. Тогда 483 депутата проголосовали против и лишь 111 поддержали премьер-министра [2]. Однако Д. Кэмерон продолжает настаивать на проведении референдума и обещает организовать его, если партия консерваторов победит на следующих парламентских выборах в 2017 г. По словам Д. Кэмерона, призыв к нации дать консервативному правительству мандат на переговоры о пересмотре условий членства страны в ЕС будет включен в предвыборную программу тори. Именно вопрос о членстве в ЕС на новых принципах Д. Кэмерон намерен вынести на общенациональный референдум. Британская исследовательская организация - Институт экономических проблем (Institute of Economic Affairs) даже объявил конкурс (приз в размере € 100 тыс.) на лучший план выхода Соединенного Королевства из Евросоюза. Однако эксперты уверены, что получить приз будет не просто [3].

Сравним ситуацию, в которой проходил британский референдум о членстве в ЕЭС в 1970-х гг., с сегодняшней ситуацией, когда в Великобритании опять вернулись к вопросу о членстве, но уже в ЕС. Как известно, Великобритания трижды подавала заявку о членстве в ЕЭС, но первые две не получили одобрения президента Франции Ш. де Голля, который являлся лидером Сообщества и активно выступал против принятия Великобритании в члены ЕЭС. И только

после того, как Ш. де Голль ушел в отставку, третья заявка была одобрена президентом Ж. Помпиду. Переговоры по третьей заявке начались в июне 1970 г., а 22 января 1972 г. был подписан договор о вступлении Великобритании в ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии, который вступил в силу 1 января 1973 г. [4. С. 288].

Каковы же были причины пересмотра требований условий членства в ЕЭС со стороны Великобритании? Одной из таких причин стало то, что в середине 1970-х гг. британская экономика находилась в кризисе. В 1970-е гг. уровень инфляции в Великобритании составлял 13% (например, в ФРГ - чуть более 5%), безработица составляла 4% (в ФРГ - 2%) [5], государственный долг равнялся 43,6% от ВВП, дефицит госбюджета - 4,1% [6].

В сегодняшней ситуации многие сравнивают Д. Кэмерона с Г. Вильсоном. 23 января 1973 г. британский премьер Г. Вильсон выступил в парламенте с речью, в которой заявил о том, что правительство считает необходимым пересмотреть условия участия страны в ЕЭС и предлагает провести референдум по этой проблеме. Г. Вильсон предложил «7 пунктов», которые были выдвинуты кабинетом министров. Эти пункты входили в программу партии 1973 г. и в оба её предвыборных манифеста 1974 г. В случае неудовлетворения их требований лейбористы угрожали выходом Британии из Сообщества. Вот эти 7 условий:

1. «Коренное изменение общей сельскохозяйственной политики таким образом, чтобы она перестала угрожать мировой торговле продовольствием и чтобы производители более дешевых продуктов сохранили доступ на британский продовольственный рынок».

2. «Введение новых и более справедливых методов финансирования бюджета Общего рынка так, чтобы вклад Соединённого Королевства был более справедливым в отношении того, что страна как член Сообщества платит и что они получают из бюджета».

3. «Отказ от любого международного соглашения, которое вынудило бы Соединённое Королевство согласиться на увеличение числа безработных ради поддержания финансового паритета, как, например, в связи с

предложениями о создании Европейского экономического и валютного союза».

4. «Сохранение за парламентом тех полномочий контроля за экономикой, которые необходимы для проведения эффективной региональной, промышленной и налоговой политики».

5. «Достижение такого соглашения о движении капиталов, которое защищало бы британский платёжный баланс и политику полной занятости».

6. «Введение более надёжной защиты экономических интересов стран Содружества, включая обеспечение их доступа на британские рынки, а также принятие Сообществом такой политики в области внешней торговли и помощи, которая приносила бы выгоду не только ассоциированным заморским территориям».

7. «Никакой гармонизации налога на добавленную стоимость, которая приведет к введению в Соединённом Королевстве налогов на товары первой необходимости» [7].

Иными словами, все требования лейбористов сводились к основным четырём проблемам: изменению Общей сельскохозяйственной политики, пересмотру методов финансирования ЕЭС в сторону уменьшения британского взноса, улучшению торгово-экономических отношений стран-членов ЕЭС со странами, в него не входящими (в первую очередь со странами Содружества наций), сохранению за Британией её государственного суверенитета.

Победив на выборах в октябре 1974 г., Г. Вильсон обратился к ЕЭС с предложением о пересмотре условий членства Британии в Сообществе, и 11 марта 1975 г. в Дублине Европейский совет обсудил этот вопрос. Выступая в парламенте, Г. Вильсон заявил: «...мы добились пересмотра вопроса об участии Великобритании в бюджете ЕЭС. Кабинет должен сопоставить то, что было достигнуто, с тем, что мы обещали в предвыборных манифестах Лейбористской партии в феврале и октябре 1974 г. Я надеюсь объявить решение правительства парламенту до пасхальных каникул. ...Мы будем с вами тесно сотрудничать, чтобы подготовить Билль о референдуме - свободном волеизъявлении британских граждан, как можно быстрей» [8]. 26 марта 1975 г. был публикован Билль о референдуме, а 31 марта 1975 г. вышла Белая книга, в которой были приведены новые условия членства Великобритании в ЕЭС. 9 апреля 1975 г. Палата общин провела голосование, в ходе которого 396 членов парламента высказались за то, чтобы остаться в «Общем рынке» на новых условиях, а 170 - высказались против. 5 июня 1975 г. был проведен референдум, во время которого ставился вопрос: «Считаете ли Вы, что Великобритания должна остаться в Европейском сообществе («Общем рынке»)?» В ходе референдума при 65%-ной явке избирателей 67% британцев высказались «за» [9] и страна осталась в ЕЭС. Если говорить об обычных британских избирателях, то здесь нет и не было единства во мнениях. Считается, что одной из причин положительного

ответа на вопрос о членстве в ЕЭС в 1975 г. были правильно проведенные пропагандистские компании [10].

Если сравнить ситуацию 1975 г. с ситуацией 2011— 2014 гг., то в 2013 г. страна опять оказалась в одном из самых жесточайших кризисов со времен 1930-х гг. В

2010 г. ВВП Великобритании вырос на 1,8%, в 2011 г. -всего на 0,9%. В конце 2011 г. подъем вновь сменился рецессией, когда в течение трех кварталов (четвертый

2011 г., первый и второй 2012 г.) наблюдалось сокращение темпов роста экономики. Такой повторный спад отмечался в стране впервые с 1975 г. В третьем квартале 2012 г. рост ВВП на 1% был обеспечен действием временных факторов: празднованием юбилея королевы Елизаветы II и проведением Олимпийских игр. В четвертом квартале 2012 г. снова наблюдалось падение ВВП на 0,3%. И хотя в первом квартале 2013 г. рост ВВП составил 0,3%, в 2014 г. он все еще примерно на 2,6% ниже предкризисного пика, зафиксированного в январе 2008 г. По прогнозам независимого Управления по бюджетной ответственности Великобритании, к 2016-2017 гг. объем производства будет все еще на 18% меньше, чем если бы экономика развивалась теми же темпами, что в 1997-2007 гг. В результате, по расчетам британского Института фискальных исследований, в 2015 г. уровень жизни британцев (ВВП на душу населения, измеряемый в неизменных ценах) будет ниже, чем в 2002 г. [11].

Великобритания активно проводит жесткую финансовую политику, стараясь снизить дефицит государственного бюджета и государственного долга путём сокращения расходов государства. Предусматривается, что к 2016-2017 гг. дефицит бюджета уменьшится на 81% в результате сокращения расходов и только на 19% - за счет увеличения доходов [11]. По прогнозам Управления по бюджетной ответственности, до 2017 г. под сокращение попадут 710 тыс. госслужащих. Бюджеты министерств и ведомств будет урезаны на 19%. Зарплата большинства государственных служащих будет заморожена на два года. Не случайно Лондон так активно выступает против увеличения расходных статей бюджета ЕС. Согласно результатам исследования рынка труда в Великобритании, проведенного в 2012 г. Британским конгрессом тред-юнионов (Trades Union Congress (TUC)), за последние 12 лет уровень безработицы среди молодежи вырос на 874%. В 2011 г. рост числа безработных составил 264%. В 2012 г. общий уровень безработицы в Великобритании вырос на 50%, и в мае 2012 г. увеличение числа безработных составило 8,1 тыс. человек [12].

Е. Хесин считает: «Одним из последствий ухудшения экономической ситуации в Великобритании и в мире в целом стало изменение структуры внешнеэкономических связей этой страны в пользу крупных развивающихся государств. Значительное падение деловой активности в странах ЕС и особенно долговой кризис в еврозоне вызвали снижение темпов роста товарооборота Великобритании с партнерами по ЕС, а также способ-

ствовали эволюции их отношений. Осуществляемые в последнее время руководством Евросоюза меры по укреплению наднационального механизма объединения и углубление интеграции в бюджетно-финансовой сфере вызывают отторжение у Лондона, который не без основания опасается, что эти меры могут подорвать валютно-кредитную независимость Великобритании и позиции Сити как ведущего мирового финансового центра. Отсюда - действия британского правительства, направленные на предотвращение передачи полномочий национального парламента, правительства, Банка Англии центральным структурам сообщества» [11]. Учитывая новый всплеск негативного отношения к ЕС среди британцев, консерваторы приняли решение провести до конца 2017 г. референдум по вопросу о членстве Великобритании в ЕС на новых принципах в случае их победы на следующих парламентских выборах. Нужно сказать, что даже сейчас Великобритания участвует в ЕС с многочисленными оговорками. Например, она оставила за собой право сохранять паспортный контроль на своих внешних границах и проводить самостоятельную визовую политику, хотя формально присоединилась к Шен-генскому соглашению.

Г. Вильсона обвиняли в том, что он использует ситуацию, чтобы остаться у власти, другие говорили, что он использует ход с референдумом для преодоления раскола в своей партии. Конечно, попытки пересмотреть политику по отношению к ЕЭС предпринимались Великобританией неоднократно, особенно в тот период, когда та или иная партия находилась в оппозиции. Но после последнего мирового экономического кризиса они стали наиболее актуальны. Поэтому не удивительно, что через 38 лет уже другой британский премьер консерватор, Д. Кэмерон выступил с подобным предложением, правда речь шла теперь о Евросоюзе. М. Маттейс полагает: «Что же касается январского выступления 2013 г. Д. Кэмерона, то с помощью него он надеялся добиться четырех краткосрочных целей.

Во-первых, Д. Кэмерон жаждал ликвидации нарастающей на правом фланге консерваторов угрозы в лице Партии независимости Соединенного Королевства (иК1Р), выступающей против ЕС и иммиграции. Ее лидер-популист Найджел Фарадж позиционирует себя выразителем здравого смысла британцев и защитником британского суверенитета от посягательств ЕС. Главная цель Н. Фараджа - сохранить суверенитет своей страны, от которого он, как и М. Тэтчер, не намерен отказываться ради федеральной Европы с единым банковским, фискальным, политическим и экономическим союзом. На его взгляд, Европейский союз и без того все больше напоминает Советский союз, превращаясь в "ЕССР"».

Во-вторых, Д. Кэмерон намеревался нейтрализовать все более неугомонных "заднескамеечников" из собственной партии, явных евроскептиков. Многие из них также выступают за выход Британии из Евросоюза.

В-третьих, он надеялся отложить в долгий ящик решение по проигрышному европейскому вопросу,

чтобы переложить это бремя на плечи парламента следующего созыва.

В-четвертых, премьер попытался возложить ответственность за экономические тяготы своей страны на кризис еврозоны, а не на болезненные меры по строжайшей экономии, введенные его же правительством.

Однако, судя по всему, Д. Кэмерон просчитался на всех четырех фронтах. Партия независимости на майских местных выборах немыслимо превзошла все ожидаемые от нее результаты, в целом набрав едва ли не четверть голосов» [13].

Сегодня еще в период работы нынешнего парламента евроскептики из рядов консервативной партии продолжают настаивать на проведении референдума. Они вновь подчеркивают, что не намерены уступать по европейскому вопросу и не доверяют в этом премьер-министру.

Последняя инициатива с прицелом на сецессию исходила от депутатов тори, образующих фракцию «Фреш старт» («Начать заново»), которые разработали сценарий изменения статуса Британии в ЕС. Давление на главу правительства со стороны подобных лоббистских групп евроскептиков все нарастает. Андреа Лидсом, которая считается одним из идеологов «Фреш старт», уверена: «События в Европе показывают, что порядки в Евросоюзе изменятся, и притом существенно. В ближайшие годы для Соединенного Королевства открываются возможности вернуть себе полномочия, отданные в свое время Брюсселю». Действовать нужно решительно, - призывает Андреа Лидсом, - «не взирая на чувство остальных». Традиционные аргументы о том, что выход дорого обойдется для Британии, которая продает половину своих товаров и услуг в страны континентальной Европы, теряют свою убедительность. Джо Джонсон, брат Бориса Джонсона, мэра Лондона и весьма вероятного преемника Д. Камерона на посту лидера тори, заявляет: «Евросоюз без Великобритании уже рассматривается как реальная перспектива» [14]. «В один прекрасный день люди ворвутся в здание Европарламента и перевешают вас, жалких лживых чиновников! Правда восторжествует!», - выкрикивает депутат Европарламента Годфри Блум, член Партии независимости Соединенного Королевства, одной из ведущих евроскептических политических сил Европы [15].

По данным британской социологической службы СотЯеБ, на следующих выборах в Европарламент в мае 2014 г. Партия независимости Соединенного Королевства наберет 27% - на 4% больше правящей ныне в Британии Консервативной партии во главе с премьер-министром Великобритании Д. Кэмероном. Лидер Партии независимости Соединенного Королевства Н. Фарадж предлагает срочно провести референдум о выходе Великобритании из ЕС, покинуть его и строить жизнь самостоятельно, подобно Норвегии и Швейцарии, не входящим в Евросоюз. Общественное мнение касательно выхода из ЕС разделилось, причем на дан-

ный момент ни одна из сторон не имеет перевеса: 39% против 39% [14].

Тем не менее, если референдум состоится, скорее всего, это будет референдум о новых условиях членства. Поэтому как альтернатива выходу Великобритании из ЕС активно обсуждался и обсуждается вопрос о пересмотре членства в ЕЭС, а затем в ЕС и в британском парламенте. Однако, как и в 1975 г., многие члены парламента склоняются просто к пересмотру условий договора о вступлении и проведению референдума. Так, например, М. Тэтчер, выступая в палате Общин, говорила: «Я, прежде всего, рассматриваю вариант о том, чтобы Великобритания была членом Сообщества, а не вопрос о том, оставаться ли ей в ЕЭС или другие альтернативы» [16]. Другие члены палаты считали Европейскую ассоциацию свободной торговли более подходящим вариантом, так как в ней не было таких обязательств, как в Сообществе.

Как и в 1970-х гг., представители бизнеса выступают в поддержку членства в ЕС. По результатам опроса Уоивоу, проведенного 1-8 февраля 2013 г. среди лидеров общественного мнения - влиятельных британцев из политической сферы, бизнеса, СМИ, науки, гражданского общества, госсектора, 79% опрошенных высказались за членство Великобритании в ЕС «на новых условиях» и только 12% - за выход из Союза [17]. Согласно опросу, проведенному британской промышленной палатой в ноябре-декабре 2013 г., 56% опрошенных представителей сферы бизнеса считают, что Британия должна остаться в ЕС, хотя если некоторые полномочия возвратят Вестминстеру, то экономика страны от этого только выиграет. Большинство британских фирм (62%) выступают в поддержку членства в ЕС, так как выход из организации может негативно сказаться на экономических перспективах страны [6].

Проводившиеся в Великобритании опросы общественного мнения еще в докризисный 2007 г. выявили рекордно низкую степень доверия национальному правительству и парламенту. О своем недоверии правительству заявили 59% опрошенных, национальному парламенту - 50%. На этом фоне 36% опрошенных британцев, склонных доверять Евросоюзу в целом, стали «хорошей новостью» для Брюсселя.

Тем не менее умонастроения британцев оказались гораздо более критичными, чем умонастроения граждан других государств ЕС. Так, средний уровень доверия для ЕС соответствовал 57%. В 2008-2012 гг. негативные тенденции усилились.

Сегодня однозначного мнения о том, будет ли проведен референдум о членстве в ЕС в Великобритании, нет. Нет и единого мнения о последствиях данного шага. Некоторые эксперты считают, что выход из ЕС станет катастрофой не только для Соединенного Королевства, но и для остальной Европы и США. И если Лондон действительно решится покинуть ЕС, этот поступок будет основан вовсе не на рациональных политических мотивах или трезвом экономическом расчете. Британский евроскептицизм, по сути, сводится к неприятию Брюсселя - места прописки ряда европейских институтов и формальной столицы ЕС - отчасти из-за крайне слабо информированного консервативного меньшинства, мертвой хваткой вцепившегося в отжившую концепцию национального суверенитета [13].

Представить выход Британии из ЕС на практике трудно. Скорее всего, сценарий выхода просто нужен как флаг современным сторонникам «блестящей изоляции». Такого мнения придерживается управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов. «Подобного рода проекты носят больше политический и пропагандистский характер, чем характер реальных предложений. Однако среди широких кругов граждан Великобритании эта идея популярна, вероятно, что данной идеей воспользуются политики для поднятия собственного рейтинга», - предполагает С. Хестанов [18].

Таким образом, при сравнении состояния экономики в стране во время референдума 1975 г. и в 20112013 гг., когда Д. Кэмерон стал вновь предлагать провести аналогичный референдум, можно отметить наличие аналогичных экономических причин, которые британские премьер-министры объясняют кризисом Евро-зоны, а не внутренними проблемами Великобритании. При анализе политической ситуации 1970-х и 20112013 гг. можно сделать вывод о том, что британские политики прибегали к использованию популистских методов не только для оказания давления на лидеров ЕЭС и ЕС, но и одновременно пытались таким способом получить поддержку в стране со стороны недовольных избирателей, избежать раскола в рядах своих партий. Если Д. Кэмерон сможет организовать и провести пропагандистскую кампанию подобно той, которую провели лейбористы в 1974-1975 гг., возможно, мы станем свидетелями нового референдума. Однако, если новый референдум будет проведен, он будет, как и первый, посвящен скорее пересмотру условий членства Великобритании в ЕС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Договор о Европейском союзе // Единый Европейский акт. Договор о Европейском союзе. Малая библиотека Европейского союза на рус-

ском языке. Документы Европейского союза / под ред. Ю.А. Борко. М., 1994.

2. YoungG. EU referendum: Rebels lose vote in Commons. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-15425256?print=true, free (дата обращения:: 29.08.2014).

3. Booth P. Why we've launched a prize to find a blueprint for Britain outside the EU. URL: http://www.iea.org.uk/blog/why-weve-launched-a-prize-to-

find-a-blueprint-for-britain-outside-the-eu, free (дата обращения: 29.08.2014).

4. Britain and European Integration 1945-1998: A Documentary History / еd. ву Gowland D. and Turner A. London and New York : Routledge, 2000.

5. History of Inflation in UK. URL: http://www.economicshelp.org/blog/2647/economics/history-of-inflation-in-uk, free (дата обращения: 29.08.2014).

6. The history of Britain's national debt. URL: http://www.debtbombshell.com/history-of-national-debt.htm, free (дата обращения: 29.08.2014).

7. WilsonH. Let us work together - Labour's way out of the crisis. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab74feb.htm, free

8. HC (Hansard). Debates. Vol. 888. Cc 509-22. 12 March 1975.

9. Regulation of referendums. Standard Note: SN/PC/05142. Last updated: 20 October 2011. Author: Oonagh Gay. Section. Parliament and Constitution

Centre. URL: www.parliament.uk/.../lib/.../snpc-05142.pdf, free (дата обращения: 29.08.2014).

10. Rollings N. British industry and European integration 1961-1973: from first application to final membership // Business and economic history. Winter 1998. Vol. 27, № 2.

11. Хесин E. Экономика Великобритании: угроза рецессии сохраняется. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2360#top, free (дата обращения:

29.08.2014).

12. Уровень безработицы в Великобритании среди молодежи вырос на 900% за 12 лет. URL: http://www.rhr.ru/index/news,29267,0.html, free (дата обращения: 29.08.2014).

13. Маттейс М. Опасная игра Дэвида Кэмерона: выход из ЕС как безрассудное кокетство. URL: http://2000.net.ua/2000/forum/evropa/93476,

free (дата обращения: 29.08.2014).

14. Великобритания: кризис не рассасывается. URL: http://www.alleuropa.ru/velikobritaniya-krizis-ne-rassasivaetsya, free (дата обращения: 29.08.2014).

15. Троица, что норовит уничтожить Евросоюз. URL: http://www.geopolitics.ru/2014/01/troica-chto-norovit-unichtozhit-evrosoyuz, free (дата обращения: 29.08.2014).

16. Smith J. The 1975 referendum // Journal of European integration history. 1999. Vol. 5, № 1.

17. Громогласова Е. Британия в поисках нового видения Европы. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1918#top, free (дата обращения: 29.08.2014).

18. Представить выход Британии из ЕС на практике трудно. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2235611, free (дата обращения: 29.08.2014).

Morozova Аппа E. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] THE PROSPECTS OF NEW REFERENDUM ON BRITISH MEMBERSHIP IN THE EU. Keywords: Great Britain; the United Kingdom; the European Economic Community; the European Union.

The article analyses the events accompanied British referendum on Europe in 1975 and today's situation, when in 2011-2013 D. Cameron called for a new referendum on the European Union (EU) membership. D. Cameron has promised an "in-out" vote by the end of 2017 if the Conservatives win the next election. It is mentioned in the article that in the middle of 1970 th. years, as well as in 2011-2013 British economy was in crisis. Leaders of the British government explained crises in economy as result of the Eurozone crisis, but not because of internal problems of the UK. If to speak about a political situation, during the specified period, the British politicians use their populist methods to put pressure upon leaders of the European Economic Community (EEC) and EU, because they wanted to change British role in the EEC and later in the EU. Besides, British leaders tried to receive support of the British dissatisfied voters. Wilson's main aim was to hold his feuding cabinets together. Because of that, he managed to organized and performed so well planned campaign, so that 67% of British voters said "yes" and country keep its membership in the EEC. As for D. Cameron, he had four main aims. Firstly, D. Cameron tried to avoid a threat from the United Kingdom Independence party (UKIP), opposing EU and immigrations. Its leader - Nigel Faradzh showed himself as a defender of the British sovereignty from EU encroachments. In his opinion, the European Union more and more reminds the Soviet Union, turning into the "ESSR". Secondly, D. Cameron intended to neutralize so-called "backbenchers"- Eurosceptics from his own party. The Prime minister has come under pressure from many backbench Tory MPs to hold a vote and has promised to do so after a thorough renegotiation of the country's relationship with Brussels. D. Cameron described the referendum pledge as a "cause of unity" within the Conservative Party. Thirdly, he hoped to leave such a difficult decision on the European question to the next parliament. Fourthly, the prime minister has tried to blame the Eurozone in the economic crisis, which took place in the UK instead of explaining it as a result, of the painful measures on the strict economy, taken by his government. If D. Cameron does his best and organizes so well propaganda campaign as it was made 1975, he will get a huge support of British voters. Taking all these facts into consideration author makes the conclusion that even if the referendum on Europe have place it will be devoted to relegations of British relationship with Brussels.

REFERENCES

1. Borko Yu.A. Edinyy Evropeyskiy akt. Dogovor o Evropeyskom soyuze [Common European Act. The treaty on the European Union]. Moscow, 1994.

2. Young G. EU referendum: Rebels lose vote in Commons. Available at: http://www.bbc.com/news/uk-politics-15425256?print=true. (Accessed: 29th

August 2014).

3. Booth P. Why we've launched a prize to find a blueprint for Britain outside the EU. Available at: http://www.iea.org.uk/blog/why-weve-launched-a-

prize-to-find-a-blueprint-for-britain-outside-the-eu. (Accessed: 29th August 2014).

4. Gowland D., Turner A.(eds.) Britain and European Integration 1945-1998: A Documentary History. London and New York: Routledge, 2000.

5. History of Inflation in UK. Available at: http://www.economicshelp.org/blog/2647/economics/history-of-inflation-in-uk. (Accessed: 29th August 2014).

6. The history of Britain's national debt. Available at: http://www.debtbombshell.com/history-of-national-debt.htm. (Accessed: 29th August 2014).

7. Wilson H. Let us work together - Labour's way out of the crisis. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab74feb.htm.

8. HC (Hansard). Debates. Vol. 888. Cc 509-22. 12 March 1975.

9. Oonagh Gay. Regulation of referendums. Standard Note: SN/PC/05142. Last updated: 20 October 2011. Section. Parliament and Constitution Centre.

Available at: www.parliament.uk/.../lib/.../snpc-05142.pdf. (Accessed: 29th August 2014).

10. Rollings N. British industry and European integration 1961-1973: from first application to final membership. Business and economic history, 1998, vol.27, no. 2.

11. Khesin E. Ekonomika Velikobritanii: ugroza retsessii sokhranyaetsya [UK economy: the threat of recession persists]. Available: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2360#top. (Accessed: 29th August 2014).

12. Uroven' bezrabotitsy v Velikobritanii sredi molodezhi vyros na 900% za 12 let [The unemployment rate among young people in the UK has increased by 900% in 12 years.]. Available at: http://www.rhr.ru/index/news,29267,0.html. (Accessed: 29th August 2014).

13. Matteys M. Opasnaya igra Devida Kemerona: vykhod iz ES kak bezrassudnoe koketstvo [David Cameron's dangerous game. leaving the EU as a reckless flirtation]. Available at: http://2000.net.ua/2000/forum/evropa/93476. (Accessed: 29th August 2014).

14. Velikobritaniya: krizis ne rassasyvaetsya [United Kingdom: the crisis is not resolved]. Available at: http://www.alleuropa.ru/velikobritaniya-krizis-ne-rassasivaetsya. (Accessed: 29th August 2014).

15. Troitsa, chto norovit unichtozhit' Evrosoyuz [The three that try to destroy the European Union.]. Available at: http://www.geopolitics.ru/2014/01/troica-chto-norovit-unichtozhit-evrosoyuz. (Accessed: 29th August 2014).

16. Smith J. The 1975 referendum. Journal of European integration history, 1999, vol. 5, no. 1.

17. Gromoglasova E. Britaniya v poiskakh novogo videniya Evropy [Britain in search of a new vision of Europe]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1918#top. (Accessed: 29th August 2014).

18. Predstavit' vykhod Britanii iz ES na praktike trudno [It is difficult to imagine that Great Britain leaves the EU]. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2235611. (Accessed: 29th August 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.