Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ПО ЮЖНОЙ ГРУППЕ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ПО ЮЖНОЙ ГРУППЕ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Швалов Павел Григорьевич

Формирование системы общественного транспорта является одним из важных факторов регионального развития в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Необходимость повышения экономической эффективности перевозок, с одной стороны, сопряженная с потребностью увеличения социальной дистанции между пассажирами влечет за собой необходимость использования пассажирских транспортных средств большей вместимости. Целью исследования является определение перспективных направлений развития железнодорожного пассажирского сообщения в Енисейской Сибири. Результатом исследования является обоснование потребности в дальнейшем развитии данного вида транспорта в качестве фактора социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DIRECTION OF DEVELOPMENT INTRA-REGIONAL PASSENGER RAILWAY COMMUNICATION IN THE SOUTHERN GROUP OF DISTRICTS OF THE KRASNOYARSK TERRITORYAND THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The formation of a public transport system is one of the important factors of regional development in the Siberian Federal District and the Far Eastern Federal District. The low level of population mobility in the face of uncertainty about the expansion of restrictions has a negative impact on the level of socio-economic development of regions, which, in turn, leads to a decrease in the aggregate demand for goods and services of various categories. In conditions of unfavorable epidemiological conditions, entailing risks of reducing the sustainability and profitability of transport enterprises, stabilization of the transport complex of the region becomes the crucial task of municipal and regional authorities. The need to increase the economic efficiency of transportation, on the one hand, in addition to the need to increase the social distance between passengers, entails the need to use passenger vehicles of larger capacity to reduce the risk of insured events, as well as to increase the regional transport complex sustainability. Currently, railway transport in the regions of the Siberian Federal District and the Far Eastern Federal District is characterized by both an insufficient density of the railway transport infrastructure and an insufficient volume of traffic on existing directions. The route network of intraregional trains in the Krasnoyarsk Territory does not cover a significant proportion of large settlements, which forces residents to use road transport, thereby creating an excessive load on the regional road transport network, as well as increasing the risks arising from transportation. The aim of the study is to identify promising directions for the development of passenger traffic by rail in Yenisei Siberia. The research used methods of analysis and benchmarking in the paradigm of the systems approach. The result of the study is the substantiation of the need for the further development of this type of transport as a factor in the socio-economic development of the region, which, in turn, leads to an increase in theeconomic efficiency of enterprises and organizations and the identification of 4 priority areas of development.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ПО ЮЖНОЙ ГРУППЕ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ»

IV Международная научно-практическая конференция «Предпринимательство и инновации на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона-2021»

Перспективы направления развития внутрирегионального пассажирского железнодорожного сообщения по южной группе районов Красноярского края и Республики Хакасия

Павел Швалов

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 09.11.2021 Принята к опубликованию: 26.11.2021

УДК 332.1 JEL R49

Ключевые слова:

пассажирское железнодорожное сообщение, перспективы развития железнодорожного сообщения, Красноярский край, Республика Хакасия

Keywords:

passenger railway communication, prospects for the development of railway communication, Krasnoyarsk Territory, Republi c of Khakassia

Аннотация

Формирование системы общественного транспорта является одним из важных факторов регионального развития в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Необходимость повышения экономической эффективности перевозок, с одной стороны, сопряженная с потребностью увеличения социальной дистанции между пассажирами влечет за собой необходимость использования пассажирских транспортных средств большей вместимости. Целью исследования является определение перспективных направлений развития железнодорожного пассажирского сообщения в Енисейской Сибири. Результатом исследования является обоснование потребности в дальнейшем развитии данного вида транспорта в качестве фактора социально-экономического развития региона.

Prospects for the Direction of Development Intra-Regional Passenger Railway Communication in the Southern Group of Districts of the Krasnoyarsk Territory and the Republic of Khakassia

Pavel Shvalov А bstract

The formation of a public transport system is one of the important factors of regional development in the Siberian Federal District and the Far Eastern Federal District. The low level of population mobility in the face of uncertainty about the expansion of restrictions has a negative impact on the level of socio-economic development of regions, which, in turn, leads to a decrease in the aggregate demand for goods and services of various categories. In conditions of unfavorable epidemiological conditions, entailing risks of reducing the sustainability and profitability of transport enterprises, stabilization of the transport complex of the region becomes the crucial task of municipal and regional authorities. The need to increase the economic efficiency of transportation, on the one hand, in addition to the need to increase the social distance between passengers, entails the need to use passenger vehicles of larger capacity to reduce the risk of insured events, as well as to increase the regional transport complex sustainability.

DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2021-4/51-58

Currently, railway transport in the regions of the Siberian Federal District and the Far Eastern Federal District is characterized by both an insufficient density of the railway transport infrastructure and an insufficient volume of traffic on existing directions. The route network of intraregional trains in the Krasnoyarsk Territory does not cover a significant proportion of large settlements, which forces residents to use road transport, thereby creating an excessive load on the regional road transport network, as well as increasing the risks arising from transportation. The aim of the study is to identify promising directions for the development ofpassenger traffic by rail in Yenisei Siberia. The research used methods of analysis and benchmarking in the paradigm of the systems approach.

The result of the study is the substantiation of the need for the further development of this type of transport as a factor in the socio-economic development of the region, which, in turn, leads to an increase in the economic efficiency of enterprises and organizations and the identification of 4 priority areas of development.

Текущие условия неблагоприятной эпидемиологической обстановки характеризуются необходимостью сочетания двух противопоставляемых факторов развития устойчивой системы общественного транспорта: необходимости повышения экономической эффективности перевозок с одной стороны, а также увеличения социальной дистанции между пассажирами с другой стороны [1-3]. Следовательно, возникает потребность в замещении автомобильного транспорта железнодорожным при организации пассажироперевозок. В особенности это становится оправданным при организации внутрирегионального сообщения, в условиях которого доступность воздушного транспорта для потребителей является невозможной без осуществления прямого субсидирования [1-3, 11]. Это является характерным и для наиболее населенных районов Красноярского края (западная, восточная и южная группы районов), расположенных на расстоянии менее 700 км от краевого центра.

На наш взгляд, особое внимание должно быть уделено развитию дневного железнодорожного пассажирского сообщения для осуществления перевозок во внутрирегиональном сообщении. Данный вид пассажироперевозок характеризуется более стабильным, устойчивым пассажиропотоком, чем межрегиональные перевозки, что обретает особое значение в условиях нынешнего снижения перевозок по причине эпидемии COVID-19. По состоянию на 2021 г. маршрутная сеть внутрирегиональных поездов в Красноярском крае не охватывает значительную долю крупных населенных пунктов, покрывая лишь восточную группу районов [4]. Это вынуждает жителей западной и южной группы районов использовать автомобильный транспорт в безальтернативной форме, тем самым создавая избыточную нагрузку на дорожно-транспортную сеть региона, а также повышая риски, возникающие при транспортировке. Тем самым, оправданной становится организация дневных внутрирегиональных пассажироперевозок железнодорожным транспортом в рамках существующей инфраструктуры. При этом следует также учесть фактор Республики Хакасии, до 1991 г. входившей в состав Красноярского края и обладающей устойчивыми транспортными связями с г. Красноярском в рамках макрорегиона «Енисейская Сибирь».

Помимо традиционных пригородных перевозок, в Российской Федерации получила развитие новая группа поездов - «Дневные поезда» с продолжительностью маршрутов более 200 км, используемые для межрегиональных пассажиро-перевозок в светлое время суток. В настоящее время, большая часть данных поездов обслуживает крупные населенные пункты Центрального Федерального округа (далее - ЦФО). В масштабах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (далее - СФО и ДФО), к данной категории относятся лишь маршруты 101/102 Хабаровск - Владивосток - Хабаровск и 147/148 Кемерово - Новосибирск - Кемерово [1].

Рассмотрим текущее положение в области внутрирегиональных железнодорожных пассажироперевозок по населенным пунктам южной группы районов Красноярского края и Республики Хакасии. Обеспеченность городских образований (далее - ГО) Красноярского края железнодорожным транспортом по южной группе районов и Республики Хакасии приведена в табл. 1 [1-4]. По статистике в 26 из 50 ГО Красноярского края пассажирские перевозки осуществляются, охватывая 48,90% от численности городского населения. Однако круглогодичного ежедневного сообщения с краевым центром посредством дневных поездов имеют лишь 7 из них. Как показывает практика, железнодорожный транспорт способен успешно конкурировать с автомобильным лишь при наличии ежедневного круглогодичного сообщения. Например, из 31 городского поселения Новосибирской области [2] пассажирские перевозки осуществляются в 22 из них (75,65% от численности городского населения вне г. Новосибирска), в том числе 16 населенных пунктов (59,73% от численности городского населения) обеспечены ежедневным пригородным сообщением с областным центром. [2, 5].

Таблица 1

Обеспеченность ГО железнодорожным транспортом_

Муниципальное образование Населенный пункт Население, чел. Расст-е от Красноярска по железной дороге, км. Расст-е от Красноярска по автодороге, км. 1 2 Пассажирск. сообщение

3 4 5 6 7

Минусинск, ГО Зелёный Бор 2909 543 440 + + + + + - -

Минусинск 67 912 543 440 + + + + + - -

Курагинский район Артёмовск 1562 385 300 + + + + + - -

Большая Ирба 4032 457 340 + +

Кошурниково 3028 385 300 + + + + + - -

Краснокаменск 4064 404 310 + +

Курагино 13 095 458 380 + + + + + - -

Шушенский район Шушенское 16 998 нет 490

Абаза, ГО Абаза 14 990 753 595 + + - - + - -

Абакан, ГО Абакан 187 239 561 410 + + + + - - -

Саяногорск, ГО Саяногорск 45 951 724 492 + - - - + - -

Майна 4737 - 500

Черемушки 8081 - 521

Сорск, ГО Сорск 11 215 529 405 + + + - - - -

Черногорск, ГО Черногорск 75 419 587 393 + +

Пригорск 2342 - 378

Аскизский поссовет, ГО Аскиз 4355 683 505 + + + - + - -

Бискамжинский поссовет, ГО Бискамжа 1000 766 593 + + + - + - -

Вершино-Тёй-ский поссовет, ГО Вершина Тёи 3184 790 589 + + - - - -

Усть-Абакан-ский поссовет, ГО Усть-Абакан 15 396 - 391

Примечание: 1 - наличие железных дорог / путей; 2 - наличие железных дорог общего пользования; 3 - дальне сообщение; 4 - дальнее сообщение в том числе в Красноярске; 5 - пригородное сообщение; 6 - пригородное сообщение в том числе в Красноярске; 7 - пригородное сообщение в том числе ежедневное

Источник: составлено автором по данным [1-4]

С населенными пунктами южной группы районов Красноярского края и г. Абакан дневное пассажирское сообщение отсутствует с 2010 г. Прочие населенные пункты Республики Хакасии лишены всякого пассажирского сообщения с г. Красноярском с 2013 г., результатом чего стал отток пассажиров с железнодорожного на автомобильный/автобусный транспорт. По состоянию на 2021 г., дальнее и внутрирегиональное железнодорожное пассажирское сообщение по южной группе районов Красноярского края и Республике Хакасии представлено поездами дальнего следования: «Красноярск - Саянская - Абакан» (в ходу ежедневно), «Абакан - Барнаул - Москва» и «Абакан - Новосибирск - Москва» (в ходу через день каждый). Пригородное пассажирское сообщение присутствует лишь на участках «Междуреченск - Бискамжа - Абакан - Кошурниково» и «Ас-киз - Абаза» [1, 4].

Оценим перспективы развития в данных районах дневного пассажирского сообщения (табл. 2).

Таблица 2

Населенные пункты южной группы районов Красноярского края и Республики Хакасии_

№ Населенные пункты с численностью населения более 1000 жителей Станция/ остановочный пункт Расстояние от Красноярска, км. Население, чел.

маршрут «Красноярск - Саянская — Абакан»

1 Саянский ст. Саянская 187 3 997

2 Кошурниково (с уч. пгт Краснока-менск и г. Артемовск) ст. Кошурниково 385 8 654

3 Кордово (Кизир) ст. Кизир 436 1 042

4 Ирба (с уч. пгт Большая Ирба, с. Курское) ст. Ирба 466 4 285

5 Курагино ст. Курагино 458 13 095

6 Минусинск (с уч. пгт Зеленый Бор) ст. Минусинск 543 70 821

7 Абакан ст. Абакан 561 187 239

маршрут «Красноярск—Ачинск—Абакан»

8 Копьево ст. Копьево 379 4 036

9 Июс ст. Июс 416 1 201

10 Целинное о.п. 250 км. 434 1 432

11 Шира ст. Шира 445 9 448

12 Туим ст. Туим 460 4 211

13 Сорск ст. Ербинская 529 11 215

14 Усть-Бюр ст. Усть-Бирь 547 1 939

15 Чарков (с уч. с. Уйбат) ст. Уйбат 563 1 198

16 Абакан ст. Абакан 644 187 239

маршрут «Ташеба — Черногорск»

17 Черногорск ст. Черногорские копи 649 75 419

маршрут «Красноярск - Саянская — Аскиз - Абаза»

18 Доможаков ст. Кирба 600 1 089

19 с. Аскиз о.п. Раздольная 654 7 267

20 пгт Аскиз ст. Аскиз 659 4 355

21 Бельтирское ст. Бельтыры 673 4 695

22 Абаза ст. Абаза 729 14 990

маршрут «Красноярск - Саянская — Аскиз - Бискамжа - Вершина Тёи »

23 Бирикчуль ст. Биркчул 705 2 519

24 Бискамжа ст. Бискамжа 742 1 000

25 Вершина Тёи ст. Тея 766 3 184

маршрут «Красноярск - Саянская — Саяногорск» (ведомственная ЖД)

26 Кирба ст. Сорокаозерки 667 1 343

27 Саяногорск ст. Означенное 695 45 951

Источник: составлено автором по данным [2, 3]

Для оценки потенциального пассажиропотока учтем дополнительный пассажиропоток, возникающий при создании дневных поездов. В качестве объекта для сравнения используем маршрут дневного поезда «Москва - Воронеж», где в 2019 г., годовой пассажиропоток данного маршрута составлял приблизительно 1,33 млн чел (0,76 поездок в год на душу населения). [6, 7], несмотря на наличие на данном направлении как традиционных ПДС, так и пригородных перевозок. Кроме того, необходимо учитывать среднегодовой удельный пассажиропотока традиционных поездов дальнего следования по направления, где оно в настоящее время отсутствует (0,69 поездки на душу населения в год) [8]. Наконец, следует учесть, что по ряду направлений в настоящее время отсутствует пригородное сообщение. До наступления эпидемии COVID-19 год поездами АО «Краспригород» было перевезено 6,73 млн пасс/ год [9] (3,63 поездкам в год на душу населения). Оценка потенциального пассажиропотока по рассматриваемым направлениям приведена в табл. 3.

Маршрут «Красноярск - Саянская - Абакан». Восстановление дневного пассажирского сообщения в форме ускоренного электропоезда повышенной комфортности. Ожидаемый среднесуточный пассажиропоток маршрута составит 606 человек, что соответствует 5-6 условным вагонам при ежедневном сообщении.

Маршруты «Красноярск - Ачинск - Абакан/Черногорск/Абаза». Организация движения ПДС по направлению «Красноярск - Ачинск - Шира - Черно-горск», включая движение вагонов беспересадочного движения «Красноярск -Ачинск - Шира - Аскиз - Абаза». Ожидаемый среднесуточный пассажиропоток по направлению составит 158-234 и 29-38 чел. соответственно. Организация регулярного пригородного сообщения по маршруту «Абакан - Копьево - Ужур» с ожидаемым пассажиропотоком 348 пасс/сут.

Маршрут «Красноярск - Саянская - Бискамжа - Вершина Тёи». Продление существующего пригородного поезда «Междуреченск - Бискамжа» до ст. Тея с организацией кросс-платформенной пересадки на существующий пригородный поезд «Абакан - Аскиз - Бискамжа». Ожидаемый рост среднесуточного пассажиропотока составит 32-39 чел.

Маршрут «Красноярск - Саянская - Саяногорск». Реконструкция ведомственной железнодорожной линии «Камышта - Саяногорск» со строительством съезда со стороны ст. Уйтак и пассажирской станции в г. Саяногорск. Продление существующего ПДС «Красноярск - Саянская - Абакан» до г. Саяногорск. Организация движения вагонов беспересадочного движения по направлению «Саяно-горск - Аскиз - Москва». Минимальный прирост пассажиропотока составит 90104 пасс/сут. без учета потенциального возникновения туристического пассажиропотока из гг Красноярск, Новокузнецк.

Таблица 3

Оценка потенциального пассажиропотока по южной группе районов _Красноярского края и Республике Хакасия_

№ Населенные пункты с численностью населения более 1000 жителей Население, чел. 1 2 3 4

1.1 | 1.2. 2.1 | 2.2 3.1 | 3.2 4.1 | 4.2

маршрут «Красноярск - Саянская — Абакан»

1 Саянская 3997 3038 9 - - - - 3038 9

2 Кошурниково (с учетом Краснокаменска и Артемовска) 8654 6577 19 - - - - 6577 19

3 Кордово (Кизир) 1042 792 3 - - - - 792 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Ирба (с учетом Большой Ирбы, Курского) 4285 3257 9 - - - - 3257 9

5 Курагино 13 095 9952 28 - - - - 9952 28

6 Минусинск (с учетом пгт Зеленый Бор) 70 821 53 824 148 - - - - 53 824 148

7 Абакан 187 239 142 302 390 - - - - 142 302 390

маршрут «Красноярск — Ачинск — Абакан»

8 Копьево 4036 3067 9 - - 14 651 41 17 718 50

9 Июс 1201 913 3 - - 4360 12 5273 15

10 Целинное 1432 1088 3 - - 5198 15 6286 18

11 Шира 9448 7180 20 - - 34 296 94 41 476 114

12 Туим 4211 3200 9 - - 15 286 42 18 486 51

13 Сорск 11 215 8523 24 - - 40 710 112 49 233 136

14 Усть-Бюр 1939 1474 5 - - 7039 20 8513 25

15 Чарков (с учетом Уйбата) 1198 910 3 - - 4349 12 5259 15

16 Абакан 187 239 142 302 390 - - - - 142 302 390

маршрут «Красноярск — Ачинск — Черногорск»

17 | Черногорск | 75 419 | 57318 | 158 | 52 039 | 143 | - | - | 109 357 | 301

маршрут «Красноярск - Саянская — Абаза»

18 Доможаков 1089 828 3 - - - - 828 3

19 с. Аскиз 7267 5523 16 - - - - 5523 16

20 пгт Аскиз 4355 3310 10 - - - - 3310 10

21 Бельтирское 4695 3568 10 3240 9 - - 6808 19

22 Абаза 14 990 11 392 32 10 343 29 - - 21 735 61

маршрут «Красноярск - Саянская - Бискамжа - Вершина Тёи»

23 Бирикчуль 2519 1914 6 - - - - 1914 6

24 Бискамжа 1000 760 3 - - - - 760 3

25 Вершина Тёи 3184 2420 7 2197 7 11 558 32 16 175 46

маршрут «Красноярск - Саянская — Саяногорск»

26 Кирба 1343 1021 3 927 3 4875 14 6823 20

27 Саяногорск 45 951 34 923 96 31 706 87 - - 66 629 183

Примечания: 1 - ожидаемый пассажиропоток дневных поездов; 1.1 - пассажиров / год; 1.2 - пассажиров / сутки. 2 - ожидаемый дополнительный пассажиропоток ПДС; 2.1 -пассажиров / год; 2.2 - пассажиров / сутки. 3 - ожидаемый дополнительный пригородный пассажиропоток; 3.1 - пассажиров / год; 3.2 - пассажиров / сутки. 4 - итого; 4.1 - пассажиров / год; 4.2 - пассажиров / сутки.

*г. Черногорск и г. Саяногорск не учитываются в расчете дополнительного пригородного пассажиропотока в связи с избыточным пробегом пригодных поездов в сравнении с автомобильным транспортом по наиболее пассажироемким направлениям Источник: составлено автором по данным [2, 3]

Результатом реализации данного проекта помимо снижения рисков пасса-жироперевозок в условиях неблагоприятных природно-климатических условий и увеличения социальной дистанции при перевозке будет являться снижение углеродного следа в масштабе макрорегиона «Енисейская Сибирь». Развитие логистической инфраструктуры традиционно выступает в качестве драйвера регионального развития [10, 11]. Кроме того, улучшение социальной и экологической обстановки способно оказать позитивное влияние как на миграционную, так и на инвестиционную привлекательность территорий [11]. Дополнительным позитивным эффектом будут обладать рост производительности труда за счет снижения

потерь рабочего времени по причине заболеваний и увеличение совокупного спроса в рассматриваемых районах. Что, в свою очередь, ведет к росту налоговых поступлений. Таким образом, развитие пассажирского железнодорожного сообщения соответствует интересам всех как муниципальных органов власти, так и делового сообщества и жителей регионов.

Список источников / References

1. Федеральная пассажирская компания URL: https://fpc.ru/ (Дата обращения: 15.03.2021 г.) [Federalnaya passazhirskaya kompaniya [Federal Passengers Company]

2. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/CcG8qBhP/mun_obr2020.rar. Федеральная служба государственной статистики, 2021 г. [Chislennost naseleniya Rossijskoj Federacii po municipalnym obrazovaniyam na 1 yanvarya 2020 goda. Federal'naya sluzhba gosudar-stvennoj statistiki, 2021 g. [Population of the Russian Federation by municipalities as of January 1, 2020. Federal State Statistics Service, 2021]

3. Подробные схемы Транссиба. URL: https://transsib.ru/way-legend.htm. Сайт transsib.ru (Дата обращения: 15.03.2021 г.) [Podrobnye skhemy Transsiba [Detailed schemes of Transsib]

4. АО «Краспригород». URL: https://www.kraspg.ru/ (Дата обращения: 15.03.2021 г.) [AO Krasprigirod [Krasprigorod JSC]

5. АО «Экспресс-пригород» URL: http://express-prigorod.ru/main/ (Дата обращения: 15.03.2021 г.) [AO Express-Prigorod [Express-Prigorod JSC]

6. Пассажиропоток в "Дневных экспрессах" между Москвой, Брянском, Белгородом, Ярославлем и Воронежем в январе - апреле увеличился на 10,7%. URL: https://mzd-1.rzd.ru/ru/3742/page/104069?id=116655. (Дата обращения: 26.03.2021 г.) ОАО «РЖД». (Дата обращения: 26.03.2021 г.) [Passazhiropotok v "Dnevnyh ekspressah" mezhdu Mos-kvoj, Bryanskom, Belgorodom, YAroslavlem i Voronezhem v yanvare - aprele uvelichilsya na 10,7%. OAO RZhD [Passenger traffic in "Day Express" between Moscow, Bryansk, Belgorod, Yaroslavl, and Voronezh in January-April increased by 10.7%. Russian Railways]

7. Дневные поезда. URL: https://www.rzd.ru/ru/9320. ОАО «РЖД». (Дата обращения: 26.03.2021 г.) [Dnevnye poezda. OAO RZhD [Day Trains. Russian Railways]

8. Пассажиропоток поездов ФПК в 2019 г. вырос на 4% - до 101,5 млн. Об этом сообщает "Рамблер". URL: https://news.rambler.ru/moscow_city/43572566/?utm_content=news_media&utm_medium =read_more&utm_source=copylink (Дата обращения: 15.03.2021 г.) [Passazhiropotok poezdov FPK v 2019 g. vyros na 4% - do 101,5 mln Ob etom soobshchaet "Rambler" [Passenger traffic of FPC trains in 2019 increased by 4% - up to 101.5 million It is reported by Rambler]

9. Годовой отчет акционерного общества «Краспригород» отчетный период 2019 год. Утвержден: Годовым общим собранием акционеров АО "Краспригород" 05 августа 2020 года [Godovoj otchet akcionernogo obshchestva «Krasprigorod» otchetnyj period 2019 god. Utverzhden: Godovym obshchim sobraniem akcionerov AO "Krasprigorod" 05 avgusta 2020 goda [Annual report of the joint-stock company "Krasprigorod" reporting period 2019. Approved by: by the Annual General Meeting of Shareholders of Krasprigorod JSC on August 05, 2020]

10. Лукиных В.Ф., Швалов П.Г. Модель развития логистической инфраструктуры городской агломерации в Красноярском крае // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № S. С. 190-208. [Lukinyh V.F., SHvalov P.G. Model' razvitiya logisticheskoj infrastruktury gorodskoj aglomeracii v Kras-noyarskom krae // ZHurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015. T. 8. № S. S. 190-208. [Lukinykh V.F., Shvalov P.G. A model for the development of the logistics infrastructure of an urban agglomeration in the Krasnoyarsk Territory //

Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities. 2015. T. 8. No. S. S. 190208.]

11. Швалов П.Г. Анализ развития транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском федеральном округе // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2016. № 13. С. 7-11. [SHvalov P.G. Analiz razvitiya transportno-logisticheskoj infrastruktury v Sibirskom federal'nom okruge // Infrastrukturnye otrasli ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya. 2016. № 13. S. 7-11. [Shvalov P.G. Analysis of the development of transport and logistics infrastructure in the Siberian Federal District // Infrastructure industries of the economy: problems and development prospects. 2016. No. 13. S. 7-11.]

Сведения об авторе / About author

Швалов Павел Григорьевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Логистика и маркетинг в АПК». 660049 Россия, г. Красноярск, проспект Мира 90. E-mail: shvalov@yandex.ru Pavel G. Shvalov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Logistics and Marketing in the Agro-Industrial Complex". 90, Prospect Mira, Krasnoyarsk, Russia 660049. E-mail: shvalov@yandex.ru

© Швалов П.Г. © Shvalov P.G.

Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.