Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 44-57 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 4. Р. 44-57
Научная статья УДК 005.336
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/044-057
Перспективы модернизации приграничной инфраструктуры
Хабаровского края
Сергиенко Михаил Сергеевич
Тихоокеанский государственный университет Хабаровск. Россия
Аннотация. В статье отмечается высокая динамика последних лет на экспортно-импортные перевозки через пункты пропуска через государственную границу в Хабаровском крае. Дана характеристика этих транспортных коридоров, в том числе их отраслевой специализации и ритмичности работы в различное время года. Приводятся результаты социологического опроса участников экспортно-импортных операций по проблемам развития инфраструктуры пункта пропуска Покровка; обосновано предложение по строительству грузопассажирского пункта пропуска на о. Большой Уссурийский, по результатам которого темп прироста экспорта края составит до 42,4 %. На основе проведенных исследований и полученных результатов сделан прогноз развития экспорта Хабаровского края через существующие пункты пропуска в КНР до 2025 г.
Ключевые слова: Хабаровский край, приграничная инфраструктура, модернизация, экспорт, динамика, анализ, прогноз.
Для цитирования: Сергиенко М.С. Перспективы модернизации приграничной инфраструктуры Хабаровского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 44—57. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/-10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/044-057
Original article
Prospects for modernization of the border infrastructure of the Khabarovsk Territory
Mikhail S. Sergienko
Pacific National University Khabarovsk. Russia
Abstract. The article notes the high dynamics of recent years for export-import transportation through checkpoints across the state border in the Khabarovsk Territory. The characteristic of these transport corridors is given, including their industry specialization and the rhythm of operating mode at various times of the year. The results of a sociological survey conducted among the participants in export-import operations on the problems of infrastructure development at the Pokrovka checkpoint are presented; the proposal for the construction of a cargo and passenger checkpoint on Bolshoi Ussuriysky Island was reasoned out, according to which the region's export rate will amount to 42.4%. Based on the research carried out and the results obtained, a forecast was made for the development of exports of the Khabarovsk Territory through the existing checkpoints in the PRC until 2025.
Keywords: export, export prognosis, Khabarovskyi Kray, border checkpoint, Bolshoy Ussuriysky Island, "turn to the East", modernization, cross-border infrastructure.
For citation: Sergienko M.S. Prospects for modernization of the border infrastructure of the Khabarovsk Territory // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 4. P. 44-57. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/044-057
© Сергиенко М.С., 2023 44
Введение
Последние годы стали переломными для российской экономики. Если в 2014 г. «поворот на Восток» основывался на постепенной диверсификации торгового и экономического сотрудничества России с ориентацией на восточно-азиатские страны с целью постепенного сокращения зависимости от США и Европейского союза, то в 2022-2023 гг. усложнение взаимоотношений с недружественными странами привело к резкому росту спроса на потенциал внешнеторгового транзита Дальнего Востока. В новых геополитических условиях государству и бизнесу пришлось опережающими темпами решать общую задачу по переориентации транспортно-логистических потоков. В результате буквально в течение 3-4 месяцев участники внешней торговли и транспортно-логистические компании вынужденно переориентировали привычные логистические цепочки с Атлантического вектора на Тихоокеанский. Активное участие в этом процессе принимает Хабаровский край как форпост России на Тихоокеанском побережье [1].
С марта 2022 до ноября 2023 г. рост спроса на негабаритные перевозки из Китая оценивается в 30 %. При этом при ввозе негабаритных грузов через Дальний Восток наблюдается дефицит транспорта и оборудования. Проблему также создает отсутствие развитой портовой инфраструктуры [2]. Грузооборот на ДВЖД за два месяца 2023 г. составил 39,6 млрд тарифных тонно-километров, что на 2,6 % больше, чем за аналогичный период годом ранее. Грузооборот на ЗабЖД за два месяца составил 51,5 млрд тарифных тонно-километров, что на 10,2 % больше, чем за аналогичный период 2022 г. У ОАО «РЖД» сохраняются сложности с вывозом контейнеров по Дальневосточной железной дороге [3].
Вследствие «поворота на Восток» растет нагрузка не только на железную дорогу, но и на пропускную способность таможенных переходов на границе с Китайской Народной Республикой (КНР). В связи с регулярными многочасовыми и даже многодневными очередями на пунктах пропуска, расположенных на территории Приморского [4, 5] и Забайкальского краев [6, 7], трансграничные коридоры, проходящие через территорию Хабаровского края, обретают все большую востребованность.
Цель исследования - оценить перспективы развития экспорта Хабаровского края за счет создания новой или модернизации действующей инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу с КНР.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние приграничной инфраструктуры Хабаровского края;
- сделать прогнозную оценку динамики экспорта Хабаровского края в случае реализации мероприятий по созданию новых или модернизации действующих пунктов пропуска на территории края.
Основная часть
Всего на территории Хабаровского края расположено 9 пунктов пропуска через государственную границу, из которых функционирует 8, за исключением пункта пропуска Большой Уссурийский [8]. 5 пунктов пропуска относятся к морским (МПП Охотск, МПП Николаевск-на-Амуре, МПП Де-Кастри, МПП
45
Ванино, МПП Советская Гавань), 1 - воздушный (ВПП Хабаровск), 1 - речной (РПП Хабаровск), 1 - смешанный (СмПП Покровка).
При этом пункты пропуска, расположенные в удаленных районах, имеют специализацию, обусловленную объективными обстоятельствами (сфера деятельности хозяйствующих субъектов, на которые приходится основной грузопоток):
- МПП Охотск - рыбная продукция;
- МПП Николаевск-на-Амуре - лесоматериалы, рыбная продукция;
- МПП Де-Кастри - нефть и нефтепродукты, лесоматериалы;
- МПП Ванино - уголь, нефтепродукты, рыба, сборные грузы, лесоматериалы;
- МПП Советская Гавань - лесоматериалы.
ВПП Хабаровск в силу высокой стоимости воздушных перевозок не сможет удовлетворить возрастающую потребность участников внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, перспективой для модернизации инфраструктуры обладают СмПП Покровка, РПП Хабаровск, МПП Ванино. Создание нового пункта пропуска возможно на острове Большой Уссурийский.
Морской порт Ванино - крупнейший транспортный узел региона, перерабатывающий свыше 70 % объема грузов всех морских портов края. По итогам 2021 г. грузооборот порта Ванино вырос на 5,5 % и составил 35,3 млн т, а по итогам 2022 г. грузооборот вырос на 6,4 % и составил 37,6 млн т. Большей частью это экспортный уголь, основные потребители которого - Китай, Республика Корея и Япония.
С учетом сложившейся мировой конъюнктуры начиная с сентября 2021 г. порт возобновил активный прием и обработку контейнерных грузов. Так, по данным министерства транспорта и дорожного хозяйства края, за 4 месяца 2021 г. в порту обработано 6 контейнерных судов из Китая объемом 2,1 тыс. 40-футовых контейнеров. За 2022 г. обработано 15 судов. Текущая перерабатывающая способность терминала составляет порядка 25 тыс. 40-футовых контейнеров в год.
ОАО «Хабаровский речной торговый порт» - крупнейший речной порт в крае, работающий на прием и отправку генеральных грузов, в том числе в рамках осуществления транзитных (река-море) контейнерных перевозок.
Порт оснащен мощной перегрузочной техникой, позволяющей перегружать грузы весом до 40 т. Технические возможности порта позволяют перерабатывать генеральные грузы объемом до 4 млн т в год.
Развитая транспортная инфраструктура региона и удобное географическое положение позволяют доставлять в порт грузы железнодорожным, автомобильным транспортом для дальнейшей перегрузки и отправки до пунктов назначения. Судами класса «река-море» имеется возможность доставки грузов до портов Дальнего Востока, а также стран АТР, речными судами - по рекам Амур, Сунгари до портов КНР, расположенных в северной части Китая.
В целях развития контейнерных перевозок ОАО «Хабаровский речной торговый порт» приобрело специализированный контейнерный погрузчик (ричста-кер), грузоподъемностью 40 т и обустроило склад временного хранения для перевалки контейнеров емкостью до 400 контейнеров.
46
Несмотря на имеющиеся перспективы по строительству нового контейнерного терминала в п. Ванино [9] и положительную, по данным министерства транспорта и дорожного хозяйства края, динамику грузооборота через речной порт Хабаровск, ключевым фактором, влияющим на загрузку данных пунктов пропуска, является сезонность: в зимнее время активность прекращается и перевозчики вынуждены использовать иные маршруты.
Смешанный пункт пропуска Покровка расположен в Бикинском муниципальном районе Хабаровского края, в 250 км от г. Хабаровска. Трансграничный коридор Покровка - Жаохэ обеспечивает сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян в сравнении с иными маршрутами (расстояние до пункта пропуска Пограничный в Приморском крае - 690 км, расстояние до пункта пропуска Кани-Курган в Амурской области - 691 км).
На ритмичную работу пункта пропуска Покровка влияют:
- период межсезонья (2 месяца: апрель, ноябрь);
- пропускная способность паромной переправы (2 парома);
- прекращение работы свободной таможенной зоны в г. Жаохэ в период СОУГО-19;
- прекращение пассажирского сообщения через пункт пропуска.
Проектная пропускная способность пункта пропуска Покровка составляет
25 грузовых транспортных средств и 12 пассажирских автобусов в сутки. Востребованность в использовании пункта пропуска растет. С 11 января 2023 г. средний машинопоток составляет 10 транспортных средств в день (в 2022 г. -2 ТС). В 2022 г. через СмПП Покровка перевезено 21,4 тыс. т грузов (экспорт -19,8 тыс. т, импорт - 1,6 тыс. т). Основные позиции экспорта - минеральные руды и концентраты вольфрамовые. Основные статьи импорта - продукция машиностроения, одежда, запчасти. В период с 11 января по 30 сентября 2023 г. через пункт пропуска перевезено 16,4 тыс. т грузов [10].
Автором исследования и его коллегами в марте 2023 г. проведен опрос участников внешнеэкономической деятельности Хабаровского края на предмет заинтересованности в использовании пункта пропуска Покровка как альтернативы иным трансграничным коридорам, а также организовано выездное совещание 14 марта 2023 г. с участием администрации пункта пропуска. В опросе и совещании приняли участие 13 компаний (6 экспортеров, 4 импортера, 2 транспортные компании, 1 туристический оператор).
По результатам проведенной работы 8 компаний (2 импортера, 5 экспортеров, 1 туристический оператор) подтвердили готовность перестроить свои логистические маршруты в пользу пункта пропуска Покровка в случае устранения существующих барьеров.
Непосредственно проработаны перспективы увеличения трафика пункта пропуска за счет переориентации с других маршрутов:
- импорт фенолформальдегидной смолы (II класс опасности по классификации Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов) и экспорт каменной ваты объемом 1000 т ежемесячно;
- импорт коксующегося угля объемом 500 т ежемесячно;
47
- импорт фруктов и овощей объемом 500 т ежемесячно;
- экспорт сжиженных углеводородов объемом 50 т ежемесячно;
- обмен туристическими группами - 12 автобусов ежедневно.
Кроме того, с сокращением времени межсезонного простоя пункта пропуска, увеличится число компаний-перевозчиков, использующих маршрут Покровка - Жаохэ. Малый и средний бизнес, который сейчас вынужден переплачивать за доставку экспортных грузов через пункты пропуска Амурской области и Приморского края, получит возможность выходить на рынок Китая с меньшими затратами на логистику, т.е. повысит конкурентоспособность своей продукции.
Вместе с тем наращивание грузопотоков возможно только после реализации совместно выработанных предложений по увеличению пропускной способности пункта пропуска и обеспечению его ритмичного функционирования, в частности:
- аттестации инфраструктуры пункта пропуска Жаохэ для перевозки опасных грузов II класса;
- возобновления работы свободной таможенной зоны в г. Жаохэ;
- круглогодичного (за исключением ледохода и ледостава) функционирования понтонного моста через р. Уссури;
- удвоения числа паромов;
- сокращения времени простоя инфраструктуры (до 2 недель в апреле и 2 недель в ноябре) за счет достижения дополнительных договоренностей с китайской стороной;
- строительства стационарного моста через р. Уссури.
Таким образом, реализация мероприятий по модернизации инфраструктуры пункта пропуска Покровка положительно скажется на транзитной составляющей внешнеэкономического потенциала Хабаровского края и экспорте туристических услуг. Вместе с тем, поскольку экспортные перевозки через пункт пропуска Покровка в основном будут переориентированы с других маршрутов, объем нового экспорта товаров будет незначительным.
Разделение о. Большой Уссурийский в результате подписания в октябре 2004 г. дополнительного соглашения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации «О российско-китайской государственной границе на ее Восточной части» на российскую и китайскую части сформировало единственный сухопутный участок границы (протяженностью 9,96 км) между Хабаровским краем, Еврейской автономной областью, Амурской областью и китайской провинцией Хэйлунцзян.
Уникальный трансграничный статус острова предоставил колоссальные возможности прилегающим к нему территориям КНР и РФ для активизации сотрудничества и формирования зоны, которая может стать точкой взаимодополняющего роста приграничных экономик.
Имея значительный потенциал для наращивания торгово-экономических и туристических связей с Китаем, Хабаровский край его в существенной мере не использует. Серьезным сдерживающим фактором этого является отсутствие стабильного сухопутного круглогодичного транспортного сообщения с КНР. Для увеличения пропускной способности и обеспечения качественного обслужива-
48
ния внешнеторговых и туристических потоков остро стоит вопрос совершенствования трансграничной инфраструктуры региона, в том числе установления и открытия нового пункта пропуска.
В настоящий момент в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе» от 27 января 1994 г. пункт пропуска Большой Уссурийский имеет статус пассажирского [11].
Создание грузопассажирского пункта пропуска на территории острова окажет стимулирующее воздействие на развитие экономики в целом и отдельных производств в частности, в том числе экспортно-ориентированных, расположенных на территории Хабаровского края, позволит оптимизировать транспортно-логистические затраты компаний и будет способствовать загрузке Транссибирской магистрали в обратном направлении.
Губернатором Хабаровского края в 2021 г. направлены обращения Президенту Российской Федерации и в 2020 г. министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики с предложениями о развитии о. Большой Уссурийский и строительстве грузопассажирского пункта пропуска.
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Хабаровского края поручено до 15 марта 2024 г. рассмотреть вопрос о строительстве в 2025-2026 гг. автомобильного пункта пропуска Большой Уссурийский через государственную границу Российской Федерации в Хабаровском крае [12].
Для определения целесообразности строительства автомобильного грузопассажирского пункта пропуска на о. Большой Уссурийский министерством экономического развития края, в том числе при участии автора исследования, проведена оценка перспективного грузопотока через пункт пропуска. Для расчета прогнозных значений использована информация от участников внешнеэкономической деятельности Хабаровского края.
Основной грузовой поток формируется из экспортных поставок предприятий. Компании-экспортеры имеют налаженные связи с партнерами из Китайской Народной Республики и в настоящее время осуществляют поставки через железнодорожные и автомобильные пункты пропуска в соседних с Хабаровским краем регионах. Однако данные логистические маршруты связаны с повышенными транспортными затратами, увеличенным временем доставки грузов, что приводит к снижению конкурентоспособности продукции региональных производителей на рынке страны экспорта.
По оценкам предприятий-экспортеров Хабаровского края топливно-энергетической отрасли (производители нефтепродуктов, каменного угля), пищевой и перерабатывающей промышленности, производителей строительных материалов и лесоперерабатывающей продукции, наличие альтернативного логистического маршрута и грузопассажирского постоянного автомобильного пункта пропуска в непосредственной близости к г. Хабаровску приведет к снижению стоимости доставки на 20-30 %, а также сокращению сроков доставки грузов. Это придаст дополнительный импульс развитию автотранспортных грузовых перевозок, позволит задействовать транзитный потенциал Хабаровского
49
края при доставке грузов с о. Сахалин в КНР, сформировать условия для наращивания объемов экспорта транспортных услуг на базе планируемого на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» крупного транспортно-логистического комплекса «Сухой порт» с возможностью предоставления услуг по организации международных контейнерных интермодальных и мультимодальных перевозок. Эффективной реализации проекта способствует введение в эксплуатацию автодороги «Обход г. Хабаровска».
Выгодное географическое положение о. Большой Уссурийский, близость к г. Хабаровску нового автомобильного грузопассажирского пункта пропуска на острове, автодорога «Обход г. Хабаровска», «Сухой порт» в комплексе с планами китайской стороны по развитию аналогичной инфраструктуры в уезде Фую-ань позволят сформировать новый международный опорный транспортный узел, отвечающий национальным целям развития Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации.
Земельный участок, выделенный под строительство пункта пропуска, находится в 6 км на северо-запад от моста через протоку Амурская (рис. 1).
Рис. 1. Схема расположения пункта пропуска Большой Уссурийский
Создаваемый пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации на о. Большой Уссурийский должен быть классифицирован следующим образом:
- по виду международного сообщения - автомобильный;
- по характеру международного сообщения - грузопассажирский;
- по режиму работы - постоянный;
- в зависимости от наличия ограничений по гражданству лиц и государственной принадлежности транспортных средств, пересекающих границу РФ, -многосторонний.
50
На основе анализа, проведенного органами исполнительной власти края, ожидается, что объем грузов, перевозимых через пункт пропуска Большой Уссурийский, к 2025 г. оценивается в объеме порядка 700 тыс. т, с увеличением к 2030 г. почти в 2 раза - до 1300 тыс. т (табл. 1).
Таблица 1
Прогнозная оценка грузопотоков через пункт пропуска Большой Уссурийский в разрезе сегментов грузопотока, тыс. т
Год Экспортные грузовые поставки Импортные грузовые поставки Итого
из Хабаровского края других дальневосточных субъектов РФ в Хабаровский край других дальневосточных субъектов РФ
2025 435 0 215 50 700
2030 665 210 292 133 1 300
Примечание: сост. автором по [13].
Номенклатура экспортных грузов предприятий Хабаровского края: древесина и изделия из нее, продукция АПК (зерновые, продовольственные товары, фрукты и овощи), рыба и морепродукты, уголь и нефтепродукты, продукция химической промышленности, фармацевтическая продукция, строительные материалы, оборудование и бытовая техника, продукция легкой промышленности (одежда, обувь), косметическая продукция. Более подробная информация представлена в табл. 2.
Таблица 2
Номенклатура грузов, тыс. т
Сегмент грузопотока 2025 г. 2030 г.
Соя 250 300
Продукция лесопереработки 124 190
Топливно-энергетические товары 81 124
Мороженая рыба 65 100
Стройматериалы 52 80
Стальные заготовки 34 52
Прочие 79 120
Примечание: сост. автором по [13].
Грузопотоки в экспортном направлении будут представлены грузами в контейнерах и закрытых фурах. Основную массу экспорта через пункт пропуска Большой Уссурийский обеспечат: продукция лесопереработки, топливно-энергетические товары (нефтепродукты), продукция сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, мороженая рыба.
51
Таким образом, учитывая запрос бизнес-сообщества Хабаровского края, заинтересованность китайской стороны в создании грузопассажирского пункта пропуска Большой Уссурийский, можно сделать вывод о необходимости в кратчайшие сроки активизировать работу по организации пункта пропуска.
Снятие физических ограничений по пропускной способности таможенно-пограничной и железнодорожной инфраструктуры, выстраивание более удобных и экономичных транспортно-логистических схем доставки продукции в КНР в итоге приведет к снижению удельных издержек на транспортировку товара.
В случае установления грузопассажирского АПП следует ожидать снижения (замедления темпов роста) переменных издержек бизнеса и розничных цен на продукцию вследствие облегчения доступа к зарубежному производителю (сокращение плеча доставки и торговых наценок посредников в соседних регионах, сокращение величины монопольной ренты на местных отраслевых рынках за счет усиления конкуренции).
Улучшение экономических условий поддержания товарных балансов на потребительском рынке края и снабжения необходимым импортным сырьем и комплектующими хозяйствующих субъектов внесет заметный вклад в улучшение социально-экономической ситуации в Хабаровского крае, имеющем одну из самых дорогих потребительских корзин в стране.
Следующей итерацией развития острова после строительства международного пункта пропуска может стать реализация проекта в области международного образования, науки и комплексной региональной логистики. Ядром развития сотрудничества в этой сфере является создание Российско-Китайского университета приграничного сотрудничества с участием Тихоокеанского государственного университета и других вузов РФ и КНР [15].
Оценка влияния мероприятий по модернизации приграничной инфраструктуры Хабаровского края на экспорт региона
Исходными данными для анализа служат объемы экспорта Хабаровского края за период с 2009 по 2022 г. Поскольку в таможенной статистике объем экспорта отражается в долларах США, для пересчета использован средневзвешенный курс рубля к доллару за год, рассчитанный как среднее арифметическое еженедельного курса указанных валют за отчетный год (табл. 3).
Таблица 3
Данные для анализа
№ п/п Год Экспорт товаров Хабаровского края, млрд руб. (в текущих ценах) Средневзвешенный курс доллара
1 2009 30,7 31,77
2 2010 37,1 30,38
3 2011 48,6 29,39
4 2012 47,6 31,07
5 2013 48,0 31,91
52
Окончание табл. 3
№ п/п Год Экспорт товаров Хабаровского края, млрд руб. (в текущих ценах) Средневзвешенный курс доллара
6 2014 55,4 38,6
7 2015 70,2 61,32
8 2016 103,3 66,83
9 2017 124,7 58,3
10 2018 161,9 62,93
11 2019 120,8 64,62
12 2020 130,6 72,3
13 2021 186,9 73,67
14 2022 189,4 68,35
Примечание: сост. автором по [15, 16].
Для построения линии тренда применен метод скользящей средней. Графическое изображение динамики экспорта Хабаровского края за период с 2009 по 2022 г. представлено на рис. 2. Для оценки наличия закономерности в изменении объема экспорта на имеющуюся кривую динамики наложены две линии тренда.
200
-50 -I
Рис. 2. Линия тренда экспорта Хабаровского края, млрд руб.
В соответствии с рис. 2 наиболее близким к единице значением коэффициента достоверности аппроксимации является линейный тренд (R2 = 0,9479). R2 степенного тренда равен 0,9196. С применением пакета MS Excel получены уравнения: y = 12,732x - 13,742 (линейный тренд) и y = 9,5 401x1,0608 (степенной тренд). Примем переменную х, соответствующую 2009 г. экспорта (см.
53
табл. 3), за 1 и далее с шагом 1. Тогда 2023 г. будет соответствовать 15, 2024 - 16, 2025 - 17.
Подставив указанные выше значения х в уравнения, получим базовый (линейный тренд) и консервативный (степенной) сценарии прогноза экспорта края (табл. 4).
Таблица 4
Прогноз экспорта края, млрд руб.
Год Экспорт Хабаровского края (базовый сценарий) Экспорт Хабаровского края (консервативный сценарий)
2023 178,4 168,7
2024 191,4 180,7
2025 204,4 192,7
Примечание: сост. автором.
По результатам сравнения данных табл. 2 и данных таможни о фактическом перемещении грузов через пункты пропуска Дальневосточного федерального округа сделано предположение о том, что все товары, транспортируемые через пункт пропуска Большой Уссурийский, кроме строительных материалов (например, каменная вата) и сои, будут перераспределены с других направлений и, таким образом, не могут учитываться в качестве дополнительного прироста объема экспорта, обусловленного наличием нового логистического маршрута.
Для расчета стоимости экспорта каменной ваты и сои использованы средние экспортные цены по данным статистики ДВТУ за 2021 г. (табл. 5).
Таблица 5
Объемы экспорта края, обусловленные строительством пункта пропуска на о. Большой Уссурийский, млрд руб.
Год Экспорт сои Экспорт каменной ваты
2025 85,2 1,4
Примечание: сост. автором по [17].
В дополнение к прогнозному объему экспорта края, полученному при помощи линии тренда, добавим 86,6 млрд руб. за счет увеличения объемов экспорта через пункт пропуск Большой Уссурийский. Тогда, с учетом перспектив модернизации приграничной инфраструктуры края, объем экспорта края в 2025 г. оценивается в 291 млрд руб. (базовый сценарий) или 279,3 млрд руб. (консервативный сценарий) (рис. 3).
54
350
0 -
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Оптимистичный прогноз В случае модеринзацниприграннчнонинфраструктуры
Рис. 3. Прогноз экспорта Хабаровского края, млрд руб.
Строительство пункта пропуска на о. Большой Уссурийский приведет к увеличению объему экспорта края на 42,4 % по сравнению с базовым сценарием прогноза, не учитывающим мероприятия по модернизации приграничной инфраструктуры.
Заключение
Наиболее эффективные подходы к наращиванию объема экспорта Хабаровского края за счет создания новой или модернизации действующей инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу заключаются в следующем:
- модернизации инфраструктуры смешанного пункта пропуска Покровка, что приведет к перераспределению грузопотоков из соседних регионов (Приморский край и Амурская область) в Хабаровский край и положительно скажется на наращивании объемов транзитных и экспортно-импортных грузоперевозок, на туризме и, как следствие, на росте ВРП края;
- строительстве грузопассажирского пункта пропуска на о. Большой Уссурийский, по результатам которого темп прироста экспорта края составит до 42,4 %.
Список источников
1. Хабаровский край - «транспортный ключ» России к Азиатско-Тихоокеанскому региону // Еженедельный информационно-аналитический бюллетень Восток России.
URL: https://www.eastrussia.ru/material/khabarovskiy-kray-transportnyy-klyuch-rossii-k-
aziatsko-tikhookeanskomu-regionu
55
2. Еженедельный информационно-аналитический бюллетень Восток России. 2022, 21-
27.02. № 456. С. 5, 6.
3. Еженедельный информационно-аналитический бюллетень Восток России. 2022, 28.02-
06.03. № 457. С. 5.
4. На МАПП Суйфэньхэ 19 марта образовалась очередь из грузовиков по причине технического сбоя // Информационный портал BIANG. URL: https://biang.ru/ru/econo-mics/na-mapp-sujfenxe-19-marta-obrazovalas-ochered-iz-gruzovikov-po-prichine-texni-cheskogo-sboya.html
5. Власти Приморья рассчитывают на продление работы пункта пропуска Пограничный - Суйфэньхэ // Новости Владивостока. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/-2023/03/06/215691/
6. Данилов С.В. Погранпереходы с Китаем: большой досмотр // Логирус. URL: https://logirus.ru/articles/analythics/pogranperekhody_s_kitaem-_bolshoy_dosmotr.html
7. Скрипучие калитки российско-китайской границы // Восток России. URL: https://www.eastrussia.ru/material/skripuchie-kalitki-rossiysko-kitayskoy-granitsy/
8. По данным официального сайта ФГКУ Росгранстрой. URL: https://www.rosgranstroy.ru/checkpoints
9. В Ванино строят контейнерный терминал // Морские новости. URL: https://seanews.ru/2022/08/25/ru-v-vanino-strojat-kontejnernyj-terminal
10. В Хабаровском крае в два раза увеличился грузооборот через пункт пропуска Покровка // ИА ТАСС. Новости экономики. URL: https://tass.ru/ekonomika/17375813
11. По данным официального сайта ФГКУ Росгранстрой. URL: https://www.rosgranstroy.ru/checkpoints/34
12. Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития дальневосточных городов. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/72690
13. По данным министерства экономического развития Хабаровского края.
14. О приграничной территории развития международного образования, науки и комплексной региональной логистики / Го Шухун, С.Н. Иванченко, А.Е. Зубарев, В.Ф. Коуров // Вестник ТОГУ. 2019. № 1 (52). С. 55-60.
15. По данным официального сайта Дальневосточного таможенного управления. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/
16. По данным официального сайта Банка России. URL: https://www.cbr.ru/
References
1. Khabarovskyi Kray - "transport key" of Russia to the Asia-Pacific Region. Weekly informational-analytics bulletin East Russia. URL: https://www.eastrussia.ru/material/khabarovskiy-kray-transportnyy-klyuch-rossii-k-aziatsko-tikhookeanskomu-regionu
2. Weekly informational-analytics bulletin East Russia. 2022, 21-27.02. № 456. P. 5, 6.
3. Weekly informational-analytics bulletin East Russia. 2022, 28.02-06.03. № 457. P. 5.
4. A queue of trucks formed at the Suifenhe international checkpoint on March, 19 due to a technical failure. Информационный портал BIANG. URL: https://biang.ru/ru/economics/na-mapp-sujfenxe-19-marta-obrazovalas-ochered-iz-gruzovikov-po-prichine-texnicheskogo-sboya.html
5. Primorye authorities hope for extending the operation of the Pogranichny - Suifenhe checkpoint. VkadivostokNews. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2023/03/06/215691/
6. Danilov S.V. Checkpoints with China: big search. Logirus. URL: https://logirus.ru/articles/analythics/pogranperekhody_s_kitaem-_bolshoy_dosmotr.html
56
7. The creaky wickets on the Russian-Chinese border. East Russia. URL: https://www.eastrussia.ru/material/skripuchie-kalitki-rossiysko-kitayskoy-granitsy/
8. According to the official website of Rosgranstroy. URL: https://www.rosgranstroy.ru/checkpoints
9. The construction of container terminal in Vanino goes on. Seanews. URL: https://seanews.ru/2022/08/25/ru-v-vanino-strojat-kontejnernyj-terminal
10. The turnover through Pokrovka checkpoint doubled in Khabarovskyi. IA TASS. Economics news. URL: https://tass.ru/ekonomika/17375813
11. According to the official website of Rosgranstroy. URL: https://www.rosgranstroy.ru/checkpoints/34
12. Task-list of the President of the Russian Federation by results of the meeting on the theme of the far-eastern cities development questions. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/72690
13. According to the Ministry of Economic Development of the Khabarovskyi Kray.
14. About the cross-border territory of international education, science and complex regional logistics / Go Shukhun, S.N. Ivanchenko, A£. Zubarev, V.F. Kourov. PNU bulletin. 2019; 1 (52): 55-60.
15. According to the official website of the Far-Eastern customs department. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/
16. According to the official website of the Bank of Russia. URL: https://www.cbr.ru/
Информация об авторе:
Сергиенко Михаил Сергеевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, m.sergienko@Khabexport.com, https://orcid.org/0009-
0002-2941-8139
DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-4/044-057
Дата поступления: 27.11.2023
Одобрена после рецензирования: 29.11.2023
Принята к публикации: 30.11.2023