DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11302
Е.А. Оксанич - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
E.N. Oksanich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University;
А.О. Жидкова - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.O. Zhidkova - undergraduate, Kuban state agrarian University.
ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ PROSPECTS FOR MODERNIZING TAX PLANNING IN THE RUSSIAN ECONOMY
Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает налоговая система Российской Федерации, перспективы улучшений с учетом экономических особенностей, влияние и взаимосвязи налогового планирования и системы налогообложения в Российской экономике, а также способы решения проблем налогового планирования в условиях развития экономики и изменениях общественного мышления, связанного с изменениями культуры ведения бизнеса предпринимателями.
Под налоговым планированием понимают оптимальную легальную минимизацию налогообложения для обоснованного уменьшения расходов налогоплательщиков, связанных с уплатой налогов, сборов и пеней, с учетом интересов развития экономики государства, роста поступлений налогов в бюджеты всех уровней за счет оптимизации и правильно построенной системы взаимодействия между налогоплательщиком и государством.
Налоговая оптимизация может быть достаточно эффективной, нацеленной на развитие бизнеса и государства в целом, развивающимся с учетом особенностей экономического развития в данный момент времени, а может строиться основываясь на нелегальных схемах уклонения от уплаты налогов, неэффективного выбор системы налогообложения предприятия и приводящее как правило к ликвидации или банкротству предприятия, а также к уголовной и налоговой ответственности.
Abstract. The subject of this article is the tax system of the Russian Federation, the prospects for improvements taking into account economic characteristics, the impact and relationship of tax planning and the tax system in the Russian economy, as well as ways to solve tax planning problems in the context of economic development and changes in social thinking associated with cultural changes. doing business by entrepreneurs.
Tax planning is understood as the optimal legal minimization of taxation for a reasonable reduction in the costs of taxpayers associated with the payment of taxes, fees and penalties, taking into account the interests of the development of the state economy, the growth of tax revenues to the budgets of all levels through optimization and a well-built system of interaction between the taxpayer and the state.
Tax optimization can be quite effective, aimed at the development of business and the state as a whole, developing taking into account the specifics of economic development at a given time, or it can be based on illegal tax evasion schemes, ineffective choice of the taxation system of an enterprise and leading, as a rule, to liquidation or bankruptcy of the company, as well as criminal and tax liability.
Ключевые слова: налоговое планирование, налогообложение, налоговая оптимизация, модернизация, налоги.
Keywords: tax planning, taxation, tax optimization, modernization, taxes.
Совершенствование той или иной сферы экономики предполагает сокращение издержек и получение максимальной пользы. Модернизация налогового планирования должна затрагивать налогообложение предпринимательской деятельности таким образом, чтобы стимулировать внедрение инноваций, сокращение затрат и рост прибыли компании для дальнейшего перераспределения налоговых доходов с учетом структурной перестройки российской экономики.
Одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на модернизацию налогового планирования - это изменение структуры налоговых поступлений, основанной на налоговом потенциале регионов и разделение налоговой системы на -макро и -микро уровни.
Налоговое планирование и налоговая оптимизация согласно ФНС РФ классифицируется на законную и незаконную, границы обоснованной и необоснованной налоговой выгоды обозначены в ст. 54.1 НК РФ.
Продуманное налоговое планирование с учетом особенностей современных проблем требует принятия мер, способствующих мотивации предпринимателей, и обеспечивающих соответствующие потребностям государства налоговые поступления в бюджеты всех уровней - важные аспекты в том числе для преодоления мирового экономического кризиса. Это связано с тем, что налоговая система в Российской Федерации имеет фискальную направленность и не учитывает стимулирования экономического развития. Самые распространенные виды налоговой оптимизации приведены на рисунке 1.
Виды оптимизации налогообложения
По видам налогов
По категориям налогоплательщиков
В зависимости от принадлежности к той или иной сфере финансово-хозяйственной деятельности
Рисунок 1 - Виды оптимизаций налогообложения
Для пользователей под налоговым планированием понимается использование определенных способов снижения обязательств денежного характера, среди них выделяют прежде всего - выбор системы налогообложения для предприятия, порядка учета, применение льгот и освобождений от налогообложения. Рассмотрим более подробно наиболее распространенные способы оптимизации налогообложения по видам налогов.
1) Выбор режима налогообложения. Выбрать выгодный для определенного предприятия режим налогообложения - право налогоплательщика, закрепленное налоговым кодексом. Данный метод оптимизации является наиболее ключевым для любой организации и ИП, так как при создании организации с момента постановки в налоговом органе в автоматизированном режиме применяется общая система налогообложения, предусматривающая высокую налоговую нагрузку на организацию. Упрощенная система налогообложения и патентная система налогообложения относятся к специальным режимам налогообложения, при применении которых организации могут уменьшить налоговую нагрузку, заменив уплату НДС, налога н прибыль и налога н имущество организаций одним платежом. Согласно налоговому кодексу Российской Федерации, не все налогоплательщики в праве применять специальные налоговые режимы, их выбирают исходя из установленных о ограничений и при соблюдении определенных условий. В качестве модернизаций налогового планирования в области выбора налогового режима важно отметить актуальную тенденцию ориентира законодательства на малый бизнес и физических лиц, так с 01.01.2021 г. отменили ЕНВД, ввели патент и налог на самозанятых. Для организаций среднего и крупного сектора на сегодняшний день имеется только один специальный режим - упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями при соблюдении следующих ограничений: отсутствие филиалов, среднесписочная численность сотрудников не превышает 100 человек, а также имеют место быть ограничения остаточной стоимости имущества и доходов от платной деятельности. В п.1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении данного налогового режима выступают доходы, либо разница между доходами и расходами. Ставки установлены соответственно - 6 % для налогообложения доходов и 15 % для суммы разницы между доходами и расходами. Выбрать, как именно организация будет уплачивать налог, - это один из видов законной оптимизации налоговой нагрузки.
2) Резервы снижения налоговой нагрузки. Большой удельный вес налогов составляют страховые взносы НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций и налог на землю. Источниками налоговой оптимизации каждого из этих налогов могут выступать льготы, установленные Федеральным законодательством, установленные НК РФ, а также законодательством субъектов РФ, устанавливаемые нормативно-правовой документацией местной и региональной власти. Страховые взносы можно оптимизировать только путем грамотного управления структурой фонда оплаты труда, за счет расширения выплат в рамках социального пакета.
Необлагаемые виды деятельности. Согласно налогового кодекса некоторые организации имеют право применять нулевую ставку налога на прибыль в течение неопределенного срока. Для того, чтобы применить данную оптимизацию, организации должны осуществлять либо медицинскую деятельность и (или) образовательную деятельность (ст. 284.5 НК РФ), либо социальное обслуживание граждан (ст. 284.1 НК РФ). С недавних пор согласно закона №210-ФЗ нулевой ставкой налога на прибыль с 01.01.2020 г. могут воспользоваться такие учреждения как театры, музеи, библиотеки, в которых учредителем выступают субъекты РФ или муниципальные образования. От налога на добавленную стоимость организации также могут применить освобождение (ст. 149 НК РФ), в случае если они осуществляют один из видов работ и услуг, закрепленных в данной статье. Данные о видах работ и услуг приведены на рисунке 2.
медицинские услуги;
услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
услуги по присмотру и уходу за детьми;
образовательные услуги;
услуги по социальному обслуживанию детей и инвалидов;
услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
работы по сохранению объекта культурного наследия;
услуги организаций в сфере культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы и т.п.);
реализация входных билетов и абонементов организациями физкультуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные
мероприятия;
выполнение НИОКР за счет средств бюджета;
услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;
работы по тушению лесных пожаров.
Рисунок 2 - Виды работ и услуг, к которым применяется ст. 149 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного, важно отметить, что государственная политика направлена на поддержку таких сфер бизнеса, которые оказывают социально-значимую деятельность в сфере просвещения и медицины, способствующие развитию общественно-культурной среды и благосостояния государства. Налогоплательщики вправе выбрать для себя такое направление бизнеса, которое будет освобождено от уплаты налога на прибыль и НДС, для сокращения расходов на налоги и развитие бизнеса.
Налоговым кодексом предусмотрена ст. 54.1, в которой содержатся сведения о границах налоговой оптимизации, предусмотренных текущим законодательством. В том числе, запрещено уменьшать размер налогов за счет искажения отчетности, а именно о совершенных сделках, целью действия которых является уклонение от уплаты налогов. Доначисления налогов на основании данной статьи основываются на доказательной базе по таким схемам, как искусственное дробление бизнеса за счет применения специальных налоговых режимов и ведение финансово-хозяйственной деятельности с фирмами- «однодневками» с целью незаконного уменьшения НДС к уплате за счет увеличения расходной части налоговой декларации по НДС.
Каждый из приведенных способов налогового планирования потенциально экономичен для организации при тщательном администрировании. Связано это с тем, что льготы, например, носят заявительный характер, и не применяются в автоматизированном режиме в системе ФНС.
Для модернизации налогового планирования в российской экономике необходимо придерживаться принципов налогового планирования - правил, лежащих в основе его разработки.
Правила, описанные в ст. 3 НК РФ предлагается дополнить несколькими дополнительными принципами, которые способствуют раскрытию сути налогового планирования, представленные на рисунке 3.
Налоговое планирование для организаций - это прежде всего увеличение дохода после уплаты всех налогов. Неграмотно проведенная оптимизация может привести к финансовым потерям, заключающимся в увеличении штрафов и доначислении налогов. Налоговое планирование, проведенное в организации с учетом всех принципов, должно быть так же выгодным для организации в будущем с точки зрения затрат на совершение крупных сделок и вложений в инвестиционные проекты.
В системе ФНС в настоящее время также происходит реструктуризация и оптимизация налоговых органов, связанная с изменениями в системе взаимодействия с налогоплательщиками - переход на двухуровневую систему управления, направленные на повышение эффективности налогового администрирования при снижении затрат государственного управления, в связи с внедрением современных цифровых технологий, автоматизации и модернизации. Для организаций в рамках модернизации налогового планирования это имеет положительное влияние в рамках экономии времени на предоставление отчетности и документов, а также упрощение взаимодействия с налоговыми органами.
Принцип подвижности
Принцип разумности
Принцип индвидуальности
Принципы Принцип удобства и простоты
налогового планирования Принцип законности
Принцип эффективности и результативности
Принцип оптимальности
Принцип конфидениальности
Принцип комплексного расчет экономии и потерь
Рисунок 4 - Принципы налогообложения в налоговом планировании
Налоговая оптимизация - это обоснованное действие налогоплательщика с целью правомерного уменьшения налогов, естественный процесс для бизнеса и правильный для ведения здоровой конкуренции и выполнения главной предпринимательской функции - извлечение прибили, однако это уместно только в том случае, если не нарушаются права других налогоплательщиков, государства и законодательства о налогах и сборах в целом.
Источники:
1. Адаменко А.А. Применение упрощенной системы налогообложения субъектами малого и среднего бизнеса / А.А. Адаменко, В.Д. Петров // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 14-20.
2. Гарбуз Н.Ю. Экономическая безопасность в налоговой сфере / Н.Ю. Гарбуз, В.В. Башкатов // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. - 2014. - С. 238-242.
3. Павленко Ю.Н. Гармонизация целей государственной налоговой политики и социальной политики (на примере косвенного налогообложения) / Ю.Н. Павленко, М.М. Левкевич // Сибирская финансовая школа. - 2015. - №3. - С. 41-43 - Режим доступа: joumal_sfs_safbd_2015-3.41-43.pdf.
4. Павленко Ю.Н. Налоговый мониторинг и институт предварительного налогового разъяснения в системе налогового администрирования / А.Е. Малышко, Ю.Н. Павленко // Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ. В 4-х томах. Составите: А. Я. Барчукова, Я. К. Тосунов; под редакцией А. И. Трубили-на, ответственный редактор А. Г. Кощаев. - 2016. - С. 38-41.
5. Сигидов Ю.И. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская. - Краснодар, 2018. - 101 с.
6. Старовойтова Е. В. Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам в сельскохозяйственной организации / Е. В. Старовойтова, Т. Е. Хорольская // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: Материалы II международной научной конференции молодых ученых и преподавателей, г. Краснодар, 18 апреля 2014 г. КубГАУ. - Краснодар, 2014. - С. 231-238.
References:
1. Adamenko A.A. Application of the simplified taxation system by small and medium-sized businesses / A.A. Adamen-ko, V.D. Petrov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 4 (33). - S. 14-20.
2. Garbuz N.Yu. Economic security in the tax sphere / N.Yu. Garbuz, V.V. Bashkatov // Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support. - 2014 .-- S. 238-242.
3. Pavlenko Yu.N. Harmonization of the goals of state tax policy and social policy (on the example of indirect taxation) / Yu.N. Pavlenko, M.M. Levkevich // Siberian financial school. - 2015. - No. 3. - P. 41-43 - Access mode: jour-nal_sfs_safbd_2015-3.41 -43.pdf.
4. Pavlenko Yu.N. Tax monitoring and the institution of preliminary tax clarification in the tax administration system / A.E. Malyshko, Yu.N. Pavlenko // Bulletin of scientific and technical creativity of youth of the Kuban State Agrarian University. In 4 volumes. Compose: A. Ya. Barchukova, Ya. K. Tosunov; under the editorship of A.I. Trubilin, executive editor A.G. Koschaev. - 2016. - S. 38-41.
5. Sigidov Yu.I. Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: a tutorial / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar, 2018 .- 101 p.
6. Starovoitova E. V. Accounting and audit of settlements with the budget for taxes and fees in an agricultural organization / E. V. Starovoitova, T. E. Khorolskaya // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: Materials of the II international scientific conference of young scientists and teachers, Krasnodar, April 18, 2014 KubSAU. - Krasnodar, 2014. - S. 231-238.