Научная статья на тему 'Перспективы международных стандартов учета в Российской бюджетной сфере'

Перспективы международных стандартов учета в Российской бюджетной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕ СТВЕННОГО СЕКТОРА (МСФО ОС) / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / INTERNATIONAL PUBLIC SECTOR ACCOUNTING STANDARDS (IPSAS) / STATE INSTITUTIONS / FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берча М. А.

В статье представлен анализ различий в международном и российском учете основных средств сектора государственного управления. Рассматривается возможность применения международных стандартов в практике российского бюджетного учета основных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the difference between fixed assets accounting in governmental sector in Russia and internationally. It considers the possibility of applying international standards to the Russian practice of budgetary accounting in the field of fixed assets.

Текст научной работы на тему «Перспективы международных стандартов учета в Российской бюджетной сфере»

финансы

УДК 339.972

Перспективы международных стандартов учета в российской бюджетной сфере

Аннотация. В статье представлен анализ различий в международном и российском учете основных средств сектора государственного управления. Рассматривается возможность применения международных стандартов в практике российского бюджетного учета основных средств.

Ключевые слова: государственные учреждения; международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС); основные средства.

Abstract.The article analyzes the difference between fixed assets accounting in governmental sector in Russia and internationally. It considers the possibility of applying international standards to the Russian practice of budgetary accounting in the field of fixed assets.

Keywords: state institutions; International Public Sector Accounting Standards (IPSAS); fixed assets.

Берча М.А.,

аспирантка кафедры «Бухгалтерский учет в финансово-кредитных и некоммерческих организациях» Финансового университета Н Bercha.M@rambLer.ru

В Российской Федерации завершается масштабное реформирование бюджетной системы. Основная цель проводимых реформ - повышение эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет экономии средств, выделяемых на обеспечение деятельности государственных учреждений. В современных условиях государство стремится создать новый правовой и финансовый механизм для эффективного удовлетворения меняющихся потребностей общества и модернизации страны. При этом финансовые ресурсы, выделяемые государством, должны служит в первую очередь интересам граждан и всего общества в целом.

Для реализации стратегических направлений государственной деятельности за последнее десятилетие проведены масштабные изменения в законодательстве страны в целом, и в сфере бюджетного учета в частности. При этом изменения, происходящие в нормативном регулировании бюджетного учета в последние годы, затрагивают в первую очередь учет основных средств.

Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, одним из элементов которой

является Федеральный закон о бухгалтерском учете [1]. В нем выделено четыре уровня нормативного регулирования (рис. 1):

1. Федеральные стандарты;

2. Отраслевые стандарты;

3. Рекомендации в области бухгалтерского учета;

4. Стандарты экономического субъекта.

Таким образом, федеральные стандарты являются основополагающими в нормативном законодательстве страны.

Инициатива Правительства Российской Федерации по разработке и внедрению стандартов была обозначена еще в плане мероприятий к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 (стандарты должны были утвердить в 2005 г.) [2]. Но только в 2013 г. разработка стандартов, в частности в области основных средств, подошла к завершающему этапу.

Стандарты прописывают порядок отражения моментов хозяйственной жизни, определяют особенности формирования учетных процедур, которые зависят от вида деятельности бюджетного учреждения, его структуры, специфики и потребностей в применении определенного инструментария управления бюджетными рисками, ответственного финансового менеджмента, бюджетного анализа и т.п.

Например, в США стандарты финансовой отчетности для сектора государственного управления устанавливаются Комитетом по бухгалтерскому учету и аудиту государственного сектора (Public Sector Accountingand Auditing Board - PSAAB).

Европейские стандарты - МСФО ОС (International Public Sector Accounting Standards - IPSAS) формулирует Совет по международным стандартам финансовой

Перспективы международных стандартов учета в российской бюджетной сфере

отчетности общественного сектора (International Public Sector Accounting Standards Board, ранее - Комитет по общественному сектору) Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC).

Российские федеральные стандарты бухгалтерского учета разработаны Министерством финансов Российской Федерации преимущественно на основании международных стандартов бухгалтерского учета общественного сектора.

При сближении российских и международных стандартов государство прежде всего ставит своей целью обеспечить универсальность и прозрачность бюджетной отчетности, что в конечном итоге приведет к более эффективному использованию бюджетных средств.

При разработке стандартов в области учета основных средств [3] возникает ряд проблем, связанных с существованием отличий, касающихся принципов и подходов к ведению учета в России и за рубежом.

Так, например, понятие «справедливая стоимость», которое широко используется в МСФО ОС, в российском бюджетном учете практически не применяется. Также и оценка по текущей рыночной стоимости применяется только для активов, полученных по договорам дарения и не относящихся к государственному сектору.

Полезной для российского бюджетного учета могла бы стать возможность выбора способов и методов учета, использования профессионального суждения при оценке активов и обязательств, доходов и расходов, включения дополнительных статей в установленные формы отчетности и, наоборот, возможность исключения несущественных для субъекта статей.

Существуют и другие отличия в требованиях к ведению учета основных средств и подготовке отчетности.

1. Разная классификация активов и обязательств.

2. Отсутствие отдельной категории таких объектов активов, как:

• инвестиционная недвижимость;

• активы наследия;

• резервы;

• условные обязательства;

• условные активы.

Кроме того, в России не учитывается и не отражается в отчетности обесценение активов.

В сложившейся ситуации Министерством финансов Российской Федерации был взят курс на максимально мягкий переход к международным стандартам. Федеральные стандарты для государственного сектора будут разработаны, как и положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) коммерческого сектора, обособленным пакетом документов. Каждый стандарт создается исходя прежде всего только из целевого соответствия МСФО ОС в части принципов учета, набора отчетных форм, а также применимых правил учета и отчетности. Данный подход по-

Федеральные стандарты

Отраслевые стандарты

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Стандарты экономического субъекта

1-й

уровень

2-й

уровень

3-й

уровень

4-й

уровень

Рис. 1. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

зволяет добиться поставленных государством целей уже в среднесрочной перспективе без радикальных изменений в существующей системе бюджетного учета.

Согласно поставленным задачам внедряться в российскую практику бюджетного учета будут только те международные стандарты, применение которых является актуальным и принесет существенные выгоды и преимущества пользователям отчетности. Кроме того, возможно объединение некоторых стандартов с целью упрощения.

Результатом построения данной системы станет независимая организация принципов и правил бухгалтерского учета и бюджетного планирования, а сопоставимость их данных будет обеспечиваться сверкой и комментариями в отношении расхождений в отчетности каждого вида. Данный метод позволит оценить разницу в подходах бюджетного и учетного процессов [4].

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что структура нормативного регулирования бухгалтерского учета, сложившаяся на данный момент, представляет собой оптимальную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам. Сближение международных и российских стандартов бухгалтерского учета имеет большое значение для достижения поставленных целей.

литература

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах»).

3. Проект Федерального стандарта «Основные средства».

4. Табалина С.А., Радуцкий А.Г. Развитие бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления//Бюджетный учет, май 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.