ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ УЗБЕКИСТАНА Ивонина Н.В.1, Илхомова Г.З.2
1Ивонина Наталья Викторовна - главный специалист Отдел стратегического развития и анализа информации, 2Илхомова Гульноза Зайнитдин кизи - ведущий специалист, Научно-исследовательский институт развития туризма, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена исследованию перспектив междисциплинарного образования в сфере туризма Узбекистана. Авторы анализируют актуальные тенденции развития туристической отрасли, выявляют потребность в высококвалифицированных кадрах с комплексными знаниями и навыками. В статье рассматриваются преимущества междисциплинарного подхода, такие как повышение качества подготовки кадров, развитие новых туристических направлений, интеграция в глобальное образовательное пространство.
Ключевые слова: междисциплинарное образование, туризм, Узбекистан, образовательные программы, инновации, рынок труда, экотуризм, агротуризм, событийный туризм, цифровые технологии, международное сотрудничество.
PROSPECTS OF INTERDISCIPLINARY EDUCATION IN THE TOURISM SECTOR
OF UZBEKISTAN Ivonina N.V.1, Ilkhomova G.Z.2
1Ivonina Natalya Viktorovna - chief specialist DEPARTMENT OF STRATEGIC DEVELOPMENT AND INFORMATION ANALYSIS, 2Ilkhomova Gulnoza Zainitdin kizi - leading specialist, INSTITUTE FOR TOURISM DEVELOPMENT, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the study of the prospects of interdisciplinary education in the tourism sector of Uzbekistan. The authors analyze current trends in the development of the tourism industry, identify the need for highly qualified personnel with comprehensive knowledge and skills. The article discusses the advantages of an interdisciplinary approach, such as improving the quality of personnel training, developing new tourism destinations, and integrating into the global educational space.
Keywords: interdisciplinary education, tourism, Uzbekistan, educational programs, innovations, labor market, ecotourism, agrotourism, event tourism, digital technologies, international cooperation.
Введение
Туристическая отрасль Узбекистана стремительно развивается, превращаясь в ключевой сектор экономики. По данным Государственного комитета по развитию туризма, ежегодный поток туристов увеличивается и в 2023 году составил 6,6 млн. человек [1], особенно положительная динамика видна после упрощения визового режима для граждан более чем 90 стран в 2019 году [2]. Наблюдается рост интереса не только к культурному и историческому туризму, но и к новым направлениям: эко - и агротуризму, гастрономическим турам и активным видам туризма [3]. Этот рост обусловлен несколькими факторами:
• Богатое историческое наследие: Самарканд, Бухара, Хива и другие исторические города привлекают туристов со всего мира.
• Разнообразные природные достопримечательности: Горы Чимгана, плато Устюрт, национальные парки создают условия для развития экотуризма.
• Государственная поддержка: упрощение визового режима, инвестиции в инфраструктуру [4], развитие новых туристических направлений.
• Развитая медицинская инфраструктура: Современные клиники, оснащенные передовым оборудованием, высококвалифицированные специалисты в различных областях медицины (кардиология, стоматология, офтальмология, онкология и др.) [5].
Однако, для реализации потенциала отрасли необходимы квалифицированные кадры, способные работать в условиях современных трендов и отвечать уровню международных стандартов [6]. Обновление стандартов профессий в сфере туризма и гостеприимства [7] подтверждает потребность рынка в новых специалистах, отвечающих актуальным требованиям туристической отрасли. Например, таких как:
• Менеджер/Турагент/Туроператор по эко- и агротуризму
• Специалист по организации мероприятий (Event-специалист/менеджер)
• Менеджер кейтеринга и сервиса
• Инструктор-проводник по активным видам туризма
• Специалист по маркетингу туризма
• Специалист по логистике туризма
Однако, чтобы эффективно развивать эти направления, специалистам требуются комплексные знания и навыки, объединяющие экологию, агротехнологии, экономику, проектное управление, маркетинг и IT. В современном мире даже узкоспециализированные профессии требуют определенной междисциплинарности [8]. Например, "Турагент по эко- и агротуризму" должен обладать не только знаниями в области туризма, но и понимать основы экологии, сельского хозяйства, маркетинга [9]. Можно продолжить этот ряд:
• Событийный туризм, охватывающий фестивали, гастрономические мероприятия, культурные проекты требует профессионалов в сфере управления проектами, маркетинга, PR, логистики.
• Туристическая логистика - оптимизация транспортных маршрутов, развитие туристических хабов - задачи для специалистов, сочетающих знания в области логистики, инженерии и управления.
• IT в туризме - разработка мобильных приложений, внедрение технологий виртуальной реальности - перспективы для специалистов, объединяющих IT-навыки с знаниями в сфере туризма и маркетинга.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечения баланса между узкой специализацией и широтой знаний, необходимой для адаптации к изменяющимся условиям рынка [10].
В данной статье мы попытались определить ключевые направления интеграции междисциплинарного образования в учебные планы и проанализировать возможности адаптации образовательных программ к потребностям региональных рынков труда.
Методология исследования
В исследовании используются методы анализа текущих образовательных программ Узбекистана, сравнительного анализа опыта зарубежных стран, а также кейс-исследования успешных инициатив в рамках туристической сферы.
Таким образом, работа направлена на формирование рекомендаций по внедрению междисциплинарного образования, которое станет важным шагом в подготовке профессионалов для удовлетворения растущих потребностей туристической отрасли страны.
Результаты
Как было отмечено ранее, современная туристическая отрасль Узбекистана требует квалифицированных специалистов, способных удовлетворить спрос на инновационные направления, такие как эко- и агротуризм, событийный туризм, и улучшение туристической логистики. Однако традиционные образовательные программы зачастую ограничиваются базовыми знаниями о туризме, не охватывая такие важные аспекты, как экологическое управление, агротехнологии, проектный менеджмент и использование цифровых технологий.
Чтобы подготовить конкурентоспособные кадры, необходимо ввести в учебные планы дисциплины (таблица 1), которые отражают междисциплинарный характер отрасли.
Таблица 1. Перспективные междисциплинарные дисциплины для образовательных программ в сфере туризма.
Дисциплина Содержание Пример практической реализации
Основы эко- и агротуризма Принципы устойчивого туризма (экология, социальная ответственность). Виды эко- и агротуристических услуг (размещение, питание, экскурсии). Организация эко-ферм и агроусадеб (агротехнологии, экологические стандарты). Маркетинг эко- и агротуризма (продвижение, ценообразование). Правовые аспекты эко- и агротуризма. Разработка маршрутов по фермерским хозяйствам Самаркандской и Бухарской областей; Проведение экоэкскурсий в горных районах
Логистика в туризме Транспортные системы в туризме (виды транспорта, маршруты). Планирование и организация перевозок. Управление туристическими потоками (логистика, инфраструктура). Информационные системы в логистике туризма. Безопасность в туризме. Организация трансферов между популярными туристическими локациями, включая Шелковый путь (Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива)
Управление Типы событийных мероприятий (фестивали, Обучение на базе крупных
проектами для событийного туризма конференции). Разработка концепции и программы мероприятия. Управление ресурсами проекта (бюджет, время, персонал). Маркетинг и PR в событийном туризме. Оценка эффективности проекта. фестивалей (гастрономические, музыкальные в Самарканде, Хиве)
Введение в цифровые технологии в туризме Онлайн-платформы бронирования и продажи туристических услуг. Мобильные приложения для туристов. Социальные медиа в туризме. Виртуальная и дополненная реальность в туризме. Big Data и аналитика в туризме. Разработка приложений с интерактивными маршрутами или виртуальными экскурсиями по историческим памятникам Узбекистана
Культурное наследие и его интерпретация Объекты культурного наследия Узбекистана. Методы изучения и интерпретации культурного наследия. Разработка экскурсионных программ. Гид-переводчик как специалист в области культурного наследия. Музейное дело и охрана памятников. Подготовка гидов, специализирующихся на уникальных маршрутах Шелкового пути
Важнейшей составляющей внедрения новых дисциплин является акцент на практическом обучении:
1. Стажировки на базе туристических объектов. Например, учащиеся могут проходить практику на фермерских хозяйствах, в национальных парках и крупных гостиничных комплексах.
2. Летние школы и интенсивные курсы. Можно организовать полевые курсы, где учащиеся изучают реальную работу туристических маршрутов, взаимодействуют с туристами и местными жителями.
3. Проектные лаборатории. Учащиеся могут разрабатывать собственные проекты, такие как создание новых туристических продуктов (эко-маршрутов, событийных мероприятий) с дальнейшей их презентацией представителям индустрии.
4. Партнерства с индустрией туризма. Привлечение экспертов и работодателей к преподаванию специализированных дисциплин и оценке ученических проектов.
От внедрения новых дисциплин следует ожидать повышения квалификации выпускников и их готовности к требованиям рынка, увеличения числа специалистов в узкоспециализированных областях, таких как эко- и агротуризм, событийный туризм, стимулирования развития туристической отрасли, особенно в региональных и сельских районах.
Таким образом, внедрение новых дисциплин в образовательные программы не только отвечает требованиям современной туристической отрасли, но и способствует интеграции образовательных учреждений Узбекистана в глобальное образовательное пространство.
Образовательные программы должны учитывать особенности каждого региона страны, обеспечивая подготовку специалистов, способных работать в условиях локальных потребностей и ресурсов. Использование гибких образовательных программ позволяет настроить обучение в зависимости от регионального спроса на определенные виды туризма, будь то агротуризм в сельской местности, событийный туризм в культурных центрах или активный туризм в горных районах. Кроме того, гибкие образовательные программы позволяют тонко подстраиваться под специфику каждого региона, раскрывая неочевидные сферы туризма. Для примера мы приводим таблицу 2, в которой рассмотрены три региона с разной спецификой -Самаркандская область (обладает богатым историческим и культурным наследием, развитым сельским хозяйством и природными ресурсами), Ташкент (столица с развитой инфраструктурой, современными технологиями и многонациональной кухней) и Чимган (горный район с традиционным акцентом на активный и экологический туризм). Рассмотрим индивидуальные особенности данных регионов в разрезе каждого вида туризма.
Таблица 2. Специфика туристических услуг в различных регионах Узбекистана.
Вид туризма Самаркандская область Ташкент Чимган
Агротуризм Посещение ферм с дегустацией; Мастер-классы по приготовлению блюд; Проживание в сельских домах Посещение теплиц, сити-ферм, страусиной фермы; Участие в сборе урожая; Проживание/Пикники на природе в пригородных зонах Пикники на природе; Рыбалка; Сбор грибов и ягод
Экотуризм Эко-тропы в горах; Наблюдение за птицами; Конные прогулки Эко-парки; Ботанический сад; Зоопарк Горные походы; Лыжные трассы; Восхождение на вершины
Исторический туризм Экскурсии по историческим городам; Посещение музеев и мавзолеев; Участие в реконструкциях Экскурсии по старому городу; Посещение мечетей и медресе; Выставки современного искусства Посещение древних крепостей; Экскурсии в пещеры; Археологические раскопки
Событийный туризм Фестивали народных ремесел; Праздники урожая; Выставки Международные фестивали; Концерты; Театральные постановки Фестивали бардовской песни; Спортивные соревнования; Ярмарки
Гастрономический туризм Дегустация вин; Гастрономические ярмарки; Мастер-классы по приготовлению плова Рестораны национальной кухни; Дегустация уличной еды; Кулинарные курсы Дегустация горного меда; Кулинарные мастер-классы; Ужины у костра
Активный туризм Велотуры; Скалолазание; Рафтинг Прогулки по паркам; Катание на лодках; Посещение аквапарка Парапланеризм; Горные велосипеды; Канатная дорога
Обеспечению гибкости образовательных программ способствуют следующие инструменты:
1. Модульный подход в обучении. Учебные программы формируются из вариативных модулей, что позволяет адаптировать их к специфике конкретного региона и вида туризма.
2. Практическое обучение на базе региональных объектов. Стажировки в местных туристических компаниях, отелях, фермерских хозяйствах, заповедниках позволяют учащимся приобрести практический опыт работы в реальных условиях.
3. Партнерство с международными организациями. Сотрудничество с международными организациями, такими как ЮНВТО, позволяет внедрять в образовательные программы передовой опыт, повышать качество обучения и обеспечивать признание квалификации выпускников на международном уровне.
Обсуждение
Результаты исследования показывают, что междисциплинарный подход в образовании в сфере туризма Узбекистана обладает значительным потенциалом для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные задачи современной туристической индустрии.
Важно отметить, что предложенные междисциплинарные дисциплины (эко- и агротуризм, логистика, управление проектами, цифровые технологии, культурное наследие) отражают специфику туристической отрасли Узбекистана, ориентированной на развитие таких направлений, как культурно -исторический туризм, экотуризм, агротуризм и событийный туризм.
Полученные данные согласуются с исследованиями зарубежных авторов, которые также отмечают важность междисциплинарного подхода для подготовки специалистов в сфере туризма [11, 12]. Однако необходимо учитывать специфику Узбекистана, такую как богатое культурно-историческое наследие, разнообразие природных ландшафтов и активное развитие новых туристических направлений.
Внедрение междисциплинарного подхода требует пересмотра существующих образовательных программ и разработки новых методик обучения. Особое внимание следует уделить практической подготовке, организации стажировок в туристических компаниях, участию в реальных проектах.
Ограничением данного исследования является отсутствие количественной оценки эффективности междисциплинарного подхода. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку критериев оценки и измерение влияния междисциплинарного образования на качество подготовки специалистов и развитие туристической отрасли.
Заключение
Проведенное исследование подтверждает актуальность и необходимость внедрения междисциплинарного подхода в образование в сфере туризма Узбекистана.
Основные выводы:
• Междисциплинарное образование способствует формированию у учащихся широкого кругозора, развитию аналитических и творческих способностей, а также практических навыков, необходимых для успешной работы в туристической индустрии.
• Развитие эко- и агротуризма, событийного и гастрономического туризма требует от специалистов знаний в различных областях, таких как экология, агротехнологии, маркетинг, 1Т, культурология.
Рекомендации. Необходимо:
• Разработать государственную программу поддержки междисциплинарного образования в сфере туризма.
• Создать сеть ресурсных центров для преподавателей и учащихся.
• Организовать международный обмен опытом в области междисциплинарного образования в туризме.
Направления дальнейших исследований:
• Изучение опыта внедрения междисциплинарных подходов в образование в сфере туризма в других странах.
• Разработка методик оценки компетенций выпускников междисциплинарных программ и их востребованности на рынке труда.
Внедрение междисциплинарного подхода в образование в сфере туризма Узбекистана — это стратегическая задача, решение которой позволит подготовить высококвалифицированные кадры и обеспечить устойчивое развитие туристической отрасли.
Список литературы /References
1. Статистика. Количество иностранных туристов, посетивших в 2023 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма. — Ташкент, 2024. — URL: https://uzbektourism.uz/ru/research/statistics (дата обращения: 26.11.2024).
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.01.2019 г. № УП-5611 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан" // Национальная база данных законодательной информации Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/4143186 (дата обращения: 26.11.2024).
3. Azizova N.T., Ilkhomova G.Z. FEATURES OF TOURISM DEVELOPMENT IN CENTRAL ASIAN COUNTRIES //Экономика и социум. - 2022. - №. 12-1 (103). - С. 51-54.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.07.2023 г. № ПП-238 "О мерах по дальнейшему ускорению реформ и эффективной организации системы государственного управления в сфере туризма" // Национальная база данных законодательной информации Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/6549290 (дата обращения: 26.11.2024).
5. Ilkhomova G.Z. Medical tourism development trends in the world and Uzbekistan // Проблемы современной науки и образования. - 2021. - №. 4 (1б1). - С. 56-б0.
6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.07.2024 г. № ПП-269 "О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров в сфере туризма" // Национальная база данных законодательной информации Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/7031187 (дата обращения: 26.11.2024).
7. Сфера профессиональной деятельности «Туризм и гостеприимство» [Электронный ресурс] // Реестр профессиональных стандартов: сайт. — Ташкент: Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. — URL: https://profstandart.mehnat.uz/ru/proíStandart?name=%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0 %BC+%D0%B8+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B8 %D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&category_id=1&set_filter=%D0%98%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения: 26.11.2024).
8. Беликова Л.Ф. Профессиональное ремесленное образование: проблемы социально-профессиональной адаптации выпускников //Основные проблемы общественных наук. - 2015. - С. 43-4б.
9. Carreira V.A., do Amaral P.B. Ecotourism and interdisciplinary skills //Handbook of teaching and learning in tourism. - Edward Elgar Publishing, 2017. - С. 416-42б.
10. Кореневский А.В., Узнародов И.М. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность // Высшее образование в России. - 2010. - №. 11. - С. 113-118.
11. Иванова А.П. Использование междисциплинарного подхода при подготовке экскурсоводов //Pedagogical Scientific Journal. - 2023. - Т. 6. - №. 6. - С. 107.
12. Afifi G.M.H., Atef T., Al Busaidi Y. Interdisciplinary higher education in tourism: The case of SQU, Oman //Anatolia. - 2019. - Т. 30. - №. 1. - С. б-17.