УДК 37.032 Науч. спец.: 13.00.01
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИБЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассмотрен вопрос о либеральном образовании как о среде формирования и развития гражданской идентичности в высшей школе. Обобщены принципы либерального образования, обоснован вектор развития: либеральное образование как образовательный подход — идентификация — самоактуализация — совершенствование общества. Автор приводит результаты теоретического анализа широкого корпуса научно-педагогической литературы по теме, что обусловливает актуальность поднимаемого вопроса.
Ключевые слова: либеральное образование, гражданская идентичность, самоактуализация.
Н. С. Авдонина N. S. Avdonina
THE PERSPECTIVES OF LIBERAL EDUCATION IN THE FORMATION OF A CIVIL IDENTITY
The article considers the issue of liberal education as a possible context for the formation and development of a civil identity in the higher education. It consolidates the principles of liberal education, and substantiates the direction of the development: liberal education as an educational approach — identification — self-actualization — the betterment of the society. The author gives the results of the theoretical analysis of a wide range of specialized pedagogical literature on the subject, which makes the raised question more important.
Keywords: liberal education, civil identity, self-actualization.
Значимость и необходимость развития гражданской идентичности представляются актуальными задачами на современном этапе. В Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. к негативным факторам развития национальных и межнациональных отношений относится в том числе «недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества» [1]. Отдельно перечислены цели, основные принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики Российской Федерации. В числе отглагольных существительных встречаются такие, как «упрочение», «гармонизация», «адаптация», «совершенствование» и др., что говорит о нацеленности на положительный результат. К задачам государственной национальной политики в сфере образования и патриотического и гражданского воспитания относится формирование «у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России» [1]. Отмечены также средства осуществления обозначенной цели, среди которых, на наш взгляд, выделяется одно, а именно: «совершенствование системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям» [1]. Мы отмечаем именно этот пункт, поскольку он представляется исключительно емким и дающим простор для педагогического творчества.
Одно из определений гражданской идентичности звучит так: «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый
смысл» [2]. Л. М. Дробижева предлагает такое определение: «отождествление себя с гражданами страны, ее государственно-территориальным пространством, представления о государстве, обществе, стране, "образ мы", чувство общности, солидарности, ответственности за ситуацию в государстве» [3, с. 8]. Гражданская идентичность вмещает в себя разные виды идентичностей: профессиональную, социальную, культурную, поколенческую и др.
Для осознания себя гражданином конкретной страны важно иметь ставшие собственными установками принципы, правила и нормы жизни в конкретном государстве, вести себя в соответствии с моделью поведения гражданина конкретной страны, принимать культуру своей нации и др. Исследователи выделяют ряд факторов, способствующих формированию гражданской идентичности, как то: общее историческое прошлое (общая историческая память), общий язык, общая культура, общее политико-экономическое настоящее и пр. С расширением глобализационных процессов человеку становится сложнее пройти идентификацию как гражданину конкретного государства. Современный человек менее привязан к своей культуре, у него или нее больше возможностей образовательных и профессиональных, что приводит к подвижности идентификации.
Как и любая другая идентичность, гражданская имеет ряд компонентов. Авторы выделяют различные структурные компоненты [3; 4; 5; 6], но сходятся на трех основных: мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Так, например, знание правовых основ, норм и ценностей жизни в конкретном государстве проецируется на поведение, которое при уважительном отношении к этим правилам будет добродетельным либо наоборот.
Задача формирования гражданской идентичности заложена в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [7]. В школах проводятся классные часы, внеурочные занятия с целью привить ученикам любовь и уважение к своему государству, дать знания о жизни в нем. В университете одна из основных задач —
развитие профессиональной идентичности, которая является частью гражданской идентичности. Перед высшей школой стоят специальные вопросы и задачи: как будет человек работать в своей стране? Какие у него или нее профессиональные цели и ценностные ориентации? Для чего он или она работает? Это просто цель обеспечить себя и свою семью или в трудовой деятельности воплощается менее утилитарный смысл? Таким смыслом в профессиональной деятельности может стать саморазвитие и самоактуализация, развитие профессии, что будет способствовать развитию общества в целом. По мнению Ю. П. Поваренкова, идентичность развивается по четырем ориентирам: 1) потребности и интересы личности; 2) образ «Я-идеальное»;
3) осознание себя и своих возможностей и потребностей;
4) самосовершенствование [8]. В этом же контексте приведем фрагмент выступления президента России В. В. Путина на XI Съезде Российского союза ректоров 26 апреля 2018 г.: «...вузы, университеты призваны стать центрами развития технологий и кадров, настоящими интеллектуальными локомотивами для отраслей экономики и наших регионов. Вокруг высших учебных заведений должны формироваться сообщества людей, увлеченных идеями технологического прорыва» [9, с. 5]. Идеи развития, прорыва, самосовершенствования всегда обусловлены уровнем того или иного вида идентичности. Заметим, что гражданская идентичность не должна быть самоцелью ни для педагога, ни для обучающихся. Гражданская идентичность индивидов — это предпосылка и побуждение к самореализации и саморазвитию общества, в котором индивиды живут и работают.
Говоря об идентичности, мы так или иначе приходим к вопросу о «Реальном Я» и «Идеальном Я». Саморазвитие и самоактуализация с учетом баланса этих «Я» возможны только в свободной среде, которая задается контекстом либерального образования. Сколько-нибудь стройной и комплексной теории либерального образования нет, различные авторы поднимают в основном вопросы о принципах преподавания [10; 11; 12; 13]. Проанализировав источники, мы выделили основополагающие принципы либерального образования: принципы междисциплинарности и интегра-тивного учебного плана; обратной связи; личностно-ориен-тированного образования; сотрудничества обучающихся и преподавателей как в стенах университета, так и за его пределами; критического мышления; ориентации на овладение не только практическими, но и универсальными умениями; адаптации к необходимости непрерывного обучения в течение всей жизни; свободы выбора и др.
Ректор Денверского университета Ребекка Чопп выделяет три ключевых принципа либерального образования: критическое мышление, ориентированность обучения на моральные и гражданские нормы, применение полученных знаний для совершенствования мира вокруг [14].
Либеральное образование, или модель свободных искусств и наук, сформировалась из тривиума (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Одним из теоретиков и практиков либерального образования был английский теолог и педагог XIX в. Джон Генри Ньюмен. С его точки зрения, либеральное образование — это «процесс обучения, в котором интеллект, вместо принесения в жертву какой-то слу-
чайной или особенной цели, некоему ремеслу или профессии, либо учению или науке, культивируется ради самого себя, ради восприятия предмета в самом себе и для собственной высшей культуры» [15, с. 138]. Развивая мысль, нужно сказать, что целью либерального образования является саморазвитие индивида, интеллектуальное, эмоциональное и культурное его развитие. Такое всестороннее развитие возможно только в условиях свободной обучающей и воспитывающей атмосферы. Ньюмен противопоставлял слова «свобода» и «свободный» антонимам «рабство» и «рабский». В данном случае свободный понимается как лишенный всякой предписанности, заданности и назидательности. Это знание достигается и постигается в атмосфере свободы и ради самого себя.
Ассоциация американских колледжей и университетов определяет образовательную модель свободных искусств и наук как «подход к обучению, который учит студентов справляться с трудностями, разнообразием и изменениями, происходящими в мире, расширяет кругозор студентов о мире (что включает как естественное, так и гуманитарное знание) и позволяет углубленно изучать специфическую область интересов» [14, с. 2].
В основе либерального образования лежит личностно-ориентированный подход, который позволяет сфокусировать образовательный процесс на личности студента. При выстраивании свободной развивающей образовательной среды обучающийся имеет возможность строить себя как профессионал, приобретая собственный профессиональный опыт и участвуя в профессиональном общении. Принятие (или отрицание) возможно только в случае свободного осознанного и самостоятельного выбора. Студент ориентируется на собственную сферу мотивов («я хочу» или «мне это нужно»), а не на воздействующую извне силу («тебе нужно» или «ты должен»).
Полагаем, что развить гражданскую идентичность с обязательным условием терпимости и чувства уважения к себе и Другому можно только в демократической, или свободной, образовательной среде. Именно поэтому считаем возможным говорить о либеральном образовании как подходе к развитию гражданской идентичности. В нашем понимании свобода как фактор либерального образования способствует самоактуализации индивида. Самоактуализация, по А. Маслоу, — это «полноценное развитие человека» [16, с. 10].
Все лучшие педагогические идеологии признавали за человеком право на его или ее свободу, самостоятельность и независимость. Приведем слова К. Д. Ушинского: «По самой природе своей человек, как существо со свободною волею, имеет право на такую самостоятельную жизнь, на такое исключительное преследование своих интересов и носит в себе требование и средства самоудовлетворения, как мы назовем чувство, руководящее человеком в этой частной сфере его действий. И никто не может отказать человеку в этом праве самоудовлетворения — в нераздельности, исключительности, свободе его личности, — никто, ибо отрицающий это право сам бы уничтожил всякую силу своего отрицания» [17, с. 54]. Свободная воля, как полагает Ушинский, есть основа всей деятельности человека, и что немаловажно, только если мы признаем за другим право на его или ее свободу, мы можем ждать ответственных поступ-
ков, можем ожидать от человека осознания им собственных действий. Только человека со свободной волей Ушинский признает за самостоятельное лицо и личность.
Ушинский отмечает связь между развитием человека и развитием общества. «Человек развивается только в истории, только в истории сознает свое развитие — и нет истории без общества» [17, с. 64]. Выражением развития общественной жизни становится сама общественная жизнь, в которой созданы условия для развития личности. Развитие — это принцип общества, заключает Ушинский. Являясь членом общества, человеку должна быть гарантирована реализация трех условий: 1) удовлетворение материальных потребностей; 2) удовлетворение инстинкта общественности; 3) удовлетворение высшей потребности индивида — развития [17, с. 65].
На формирование и развитие личности оказывают влияние факторы макро- и микросреды. К макросреде можно отнести культуру обитания, дальнее социальное окружение, школу, университет, систему СПО, город, государство и мир в целом. К микросреде относятся семья, трудовой и дружеский коллективы. В векторе взаимодействия двух сред происходит процесс идентификации личности по различным параметрам. Идентичность есть «результат идентификации, сочетающий упорядочивание, определение, схематизацию, моделирование процессов для понимания ситуаций с различением, т. е. с выбором места для себя» [18, с. 48]. Для процесса идентификации необходимо наличие Другого, с которым человек может себя сравнить и/или кому может себя противопоставить. Этот Другой может принадлежать той же либо отличной культуре. С одной стороны, человек в результате идентификации понимает самого себя как представителя этноса, конкретной нации, культуры и общества; с другой, через нахождение общих и отличных характеристик отождествляет себя с другими и так же познает свою самость.
В конце XX в. философы стали говорить о кризисе идентичности [19], что связано с процессом глобализации, пересмотром границ не только государственных, но и профессиональных, социальных, культурных и др. На рубеже XX-XXI вв. можно было наблюдать переосмысление многих, казалось бы незыблемых, традиционных ценностей и норм, по которым человек мог определить себя и свое место в обществе [20]. «Кто Я?» — этот вопрос могут задать себе специалисты, получившие диплом об образовании, но вынужденные переучиваться, поскольку, пока они учились, приобретенные знания и умения устарели или профессии такой больше не существует. Тот же вопрос могут задать себе представители коренных малочисленных народностей, вынужденные бороться за сохранение собственной культурной идентичности. «Кто Я?» — из категории вечных экзистенциальных вопросов, ответ на который дает человеку уверенность, силу и осознание своей принадлежности к общечеловеческой истории и своего места в этой истории.
Обобщая, можно сказать, что идентичность — это результат принятия индивидом семейных, поколенчес-ких, социальных и национальных ценностей и ценностных ориентаций. Эти ценности и ценностные ориентации принимаются человеком не только в семье, но и в процессе социализации, самыми важными этапами которой являются получение общего, специального профессионального
и/или высшего образования. Для успешной идентификации в образовательном процессе необходимо четко ответить на четыре вопроса:
1. Зафиксирована ли цель в формировании и развитии идентичности, в том числе гражданской?
2. Посредством чего, какого содержания происходит формирование и развитие идентичности?
3. Как происходит этот процесс?
4. Кто именно формирует и развивает идентичность?
Ответы на перечисленные вопросы определяются принятой в обществе парадигмой образования, применяемыми педагогическими технологиями, формами, методами и средствами образовательной деятельности, и одно из важнейших условий — готовность педагога к реализации либерального образования.
Мы полагаем, что либеральное образование, как особый образовательный подход, наиболее подходит для задач развития разного рода идентичностей, в том числе гражданской, поскольку в концепции этого подхода заложены особая идея, идеология и принципы, способствующие самоактуализации человека, что в конечном итоге приводит к развитию общества в целом. Как отмечает Н. М. Борытко, свобода является «показателем жизненной (в том числе профессиональной) позиции, развития и постоянного самосовершенствования человека» [21, с. 74].
Перечислим перспективы либерального образования в контексте развития чувства гражданской идентичности:
1) человек свободный в своей самоактуализации будет движущей силой развития конкретного общества, которому принадлежит, а значит, и всего человеческого общества;
2) в то же время свобода не предполагает обособленности, как и индивидуальность не равна индивидуализму. Человек, самоактуализирующийся в своей деятельности, образует целое с другими людьми. Это — одна из актуальных на сегодня компетенций: умение работать в команде;
3) все стремления человека должны быть его или ее личным свободным волеизъявлением. Принуждение будет встречать либо объективный протест, либо уход во внутреннюю эмиграцию;
4) ответственность. Понятие «свобода» всегда будет стоять в синонимичном ряду с понятием «ответственность». Только внутренне свободный человек, осознающий ценность собственной свободы и свободы другого, будет ощущать ответственность за собственные мысли и поступки.
Виктор Ферралл, почетный президент реализующего модель либерального образования колледжа в Белойте, полагает, что «обществу нужны хорошо и широко образованные граждане. Чем больше граждан получили либеральное образование, тем сильнее будет общество. Чем более граждане либерально образованы, тем сильнее они будут в своей личной и профессиональной жизни и, конечно, гражданской жизни» [22, с. 16].
1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base. garant.ru/70284810/beecca4e6c5c58ebf8a3cae56f4ca432/ #friends (дата обращения: 30.08.2018).
2. Социология: Энциклопедия. Минск : Интерпресссер-вис, Книжный дом, 2003. URL: https://sociology_encyclopedy. academic.ru (дата обращения: 30.08.2018).
3. Дробижева Л. М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. 2017. № 1. С. 7-31.
4. Безгина Н. В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1. С. 241-249.
5. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 250-254.
6. Кожанов И. В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. URL: https://naukovedenie. ru/PDF/180PVN515.pdf (дата обращения: 28.08.2018).
7. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56619643/ (дата обращения: 28.08.2018).
8. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социо-кинетика. 2014. № 3. С. 9-16.
9. Выступление президента России В. В. Путина на XI Съезде Российского союза ректоров // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 5-10.
10. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.
11. Bonvillian G. The liberal arts college adapting to change: the survival of small schools. New York : Garland Publishing, 1996. 272 p.
12. Bothwell E. Liberal arts colleges 'best for teaching satisfaction' // Times Higher Education. 2016. 22 Sep. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/liberal-arts-colleges-best-for-teaching-satisfaction#survey-answer (дата обращения: 28.08.2018).
13. Tubbs N. Philosophy and Modern Liberal Arts Education. Freedom is to Learn. London : Palgrave Macmillan. 2014. 204 p.
14. Jung I. Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age. Singapore: Springer, 2016. 206 p.
15. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Минск : БГУ, 2006. 208 с.
16. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. К. : Вак-пер, 1997. 327 с.
17. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М. : Издательство Академии педагогических наук, 1948. Т. 1. 740 с.
18. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : Изд-во СевероКавказского научного центра высшей школы. 1999. 200 с.
19. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В. С. Степина. М. : Мысль. 2001. URL: https://iphlib.ru/ greenstone3/library/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 28.08.2018).
20. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты : коллективная монография / К. В. Патырбаева [и др.]; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь : Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. 250 с.
21. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. Волгоград : Перемена, 2001. 181 с.
22. Ferrall V. E. Liberal arts at the brink. Cambridge, Harvard University Press, 2011. 304 p.
© Авдонина Н. С., 2019
УДК 37.013 Науч. спец.: 13.00.01
НАУЧНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье дана характеристика научно-содержательного уровня социального воспитания, что позволило описать основные его структурные компоненты: сущность, структуру, состав, связи, функции, свойства, этапы, принципы, особенности и специфику.
Ключевые слова: социальное воспитание, социализация, социальный институт, социальность, социальное развитие.
3. A. AHcrnmuHa Z. A. Aksyutina
SCIENTIFIC AND SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF SOCIAL EDUCATION
The article characterizes the scientific and substantive levels of social education in order to describe its main structural components: essence, configuration, composition, relations, functions, properties, stages, principles, peculiarities and specificity.
Keywords: social education, socialization, social institution, sociality, social development.
В анализе научно-содержательного уровня методологии социального воспитания будем опираться на мнение И. А. Липс-кого о том, что он включает вскрытие сущности, структуры, соста-
ва, связей, функций, свойств, этапов (стадий), принципов, особенностей и специфики объекта исследования [1]. В заданном порядке и будем проводить анализ социального воспитания.