Научная статья на тему 'Перспективы лабораторной оценки риска обострения и прогрессирования рассеянного склероза'

Перспективы лабораторной оценки риска обострения и прогрессирования рассеянного склероза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бюллетень сибирской медицины
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ / СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ / MULTIPLE SCLEROSIS / CEREBROSPINAL FLUID

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Смагина Инна Вадимовна, Ельчанинова С. А., Поповцева А. В., Игнатова Ю. Н., Гридина А. О.

В исследовании с участием больных рассеянным склерозом (РС) с ремиттирующим типом течения установлено, что уровень матриксной металлопротеиназы-2 в ликворе выше 30 нг/мл в период обострения и (или) ремиссии увеличивает риск повторного обострения в течение 2 лет в 2,8 раза. Высокий уровень молекулы адгезии (sPECAM) в ликворе ассоциируется с быстрым прогрессированием РС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Смагина Инна Вадимовна, Ельчанинова С. А., Поповцева А. В., Игнатова Ю. Н., Гридина А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of laboratory risk evaluation of multiple sclerosis relapse and progressing

The Relapsing-Remitting Multiple Sclerosis (MS) patients research has revealed that the matrix metalloproteinase-2 level in cerebrospinal fluid which is higher then 30 ng/ml during the relapse and/or remission period increases repeated relapse risk during 2 years term by 2.8 times. The rapid MS progressing is associated with the high level of adhesion molecule (sPECAM) in cerebrospinal fluid.

Текст научной работы на тему «Перспективы лабораторной оценки риска обострения и прогрессирования рассеянного склероза»

Перспективы лабораторной оценки риска обострения и прогрессирования рассеянного склероза

1 2 2 1 Смагина И.В. , Ельчанинова С.А. , Поповцева А.В. , Игнатова Ю.Н. ,

Гридина А.О.1, Федянин А.С.1

Prospects of laboratory risk evaluation of multiple sclerosis relapse and progressing

Smagina I.V., Yelchaninova S.A., Popovtseva A.V., Ignatova Yu.N., Gridina A.O., Fedyanin A.S.

1 ГУЗ «Краевая клиническая больница», г. Барнаул

2 Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул

© Смагина И.В., Ельчанинова С.А., Поповцева А.В. и др.

В исследовании с участием больных рассеянным склерозом (РС) с ремиттирующим типом течения установлено, что уровень матриксной металлопротеиназы-2 в ликворе выше 30 нг/мл в период обострения и (или) ремиссии увеличивает риск повторного обострения в течение 2 лет в 2,8 раза. Высокий уровень молекулы адгезии (sPECAM) в ликворе ассоциируется с быстрым прогрессированием РС.

Ключевые слова: рассеянный склероз, спинномозговая жидкость.

The Relapsing-Remitting Multiple Sclerosis (MS) patients research has revealed that the matrix metalloproteinase-2 level in cerebrospinal fluid which is higher then 30 ng/ml during the relapse and/or remission period increases repeated relapse risk during 2 years term by 2.8 times. The rapid MS progressing is associated with the high level of adhesion molecule (sPECAM) in cerebrospi-nal fluid.

Key words: multiple sclerosis, cerebrospinal fluid.

УДК 616.832-004.2-039.36-071

Введение

Рассеянный склероз (РС) — хроническое прогрессирующее аутоиммунное заболевание, характеризующееся многоочаговой воспалительной демиелинизацией центральной нервной системы (ЦНС) [1, 5]. Прогнозирование обострений и прогрессирования этого заболевания является одним из факторов, влияющих на тактику фармакотерапии, а следовательно, и эффективность лечения РС. В настоящее время перспективным методом не только диагностики, но и мониторинга РС признана магнитно-резонансная томография [6]. Лабораторные тесты, ассоциированные с аутоиммунными процессами в ЦНС (олигоклональная гипергамма-глобулинархия и др.), информативны на этапе диагностики РС, однако имеют низкое прогностическое значение как предикторы прогрессирования этого заболевания [7]. В то же время, исходя из опыта лабо-

раторного мониторинга многих других хронических заболеваний, можно полагать, что лабораторные показатели, отражающие основные патогенетические звенья РС — воспаление, демиелинизацию и дегенерацию в ЦНС, могли бы стать не только динамичными критериями эффективности лечения РС, но и достаточно точными прогностическими биомаркерами.

Цель исследования — оценить взаимосвязь лабораторных показателей воспаления, демиелинизации, глиоза, повреждения гематоэнцефалического барьера (ГЭБ) в спинномозговой жидкости (СМЖ) с частотой обострения и скоростью прогрессирования РС.

Материал и методы

Участниками исследования были 95 больных РС, установленным по критериям MacDonald [13]. Магнитно-резонансную томографию головного мозга проводили на высокопольном магнитном томографе Magne-

tom Impact (Siemens, Германия) с напряженностью магнитного поля 1,0 Тл с использованием стандартных Т1- и Т2-изображений, а также с применением режима TIRM. Для внутривенного контрастирования использовали препарат «Омнискан» (Nycomed, Норвегия) или «Гадовист» (Bayer Shering Pharma, Германия) в дозе от 0,1 до 0,3 ммоль/кг массы тела. Для оценки тяжести клинического состояния и степени инвалидиза-ции использовали расширенную шкалу инвалидизации (Expanded Disability Status Scale (EDSS)) [10]. Скорость прогрессировали^ РС рассчитывали по отношению количества баллов ED S S на момент обследования к длительности болезни в годах [3].

Больные были обследованы амбулаторно или в первые дни госпитализации в неврологическое отделение краевой клинической больницы г. Барнаула.

Критериями исключения были предшествующие включению в исследование прием препаратов интерферона, глатирамера ацетата, облучение всего организма или лимфоидной ткани, лечение стволовыми клетками; аутоиммунные заболевания соединительной ткани; эпилепсия; психические расстройства, включая депрессию.

Оценку взаимосвязи лабораторных показателей с частотой обострения и скоростью прогрессирования РС проводили на основе данных, полученных с участием двух разных групп больных, характеристика которых приведена при изложении результатов исследования.

В супернатанте СМЖ, забранной при люмбальной пункции, методом твердофазного иммуноферментно-го анализа определяли биохимические показатели воспаления: высокочувствительный С-реактивный белок по протоколам и с использованием тест-системы фирмы DRG International Inc. (США), интер-лейкин-^ (ИЛ-ф) и фактор некроза опухоли альфа (ФНО-а) с использованием тест-систем фирмы Biosource Europe S.A. (Бельгия). Для определения показателя демиелинизации — основного белка миелина и показателя глиоза — белка S100 использовали тест-системы CanAg Diagnostics (США). О повреждении ГЭБ судили по уровням молекул адгезии — тромбо-цитарно-эндотелиальной молекулы адгезии типа 1 PECAM-1, CD31, молекулы адгезии сосудистого эндотелия типа 1 VCAM-1, а также матриксной метал-лопротеиназы-2 (ММР-2), которые измеряли с использованием тест-систем Bender MedSystems (США) и Diaclone R&D Systems Inc. (Швейцария) соответст-

венно. Оценку цитоза и дифференциальный подсчет лейкоцитов проводили при стандартном клиническом анализе СМЖ [4].

Статистический анализ выполнен с использованием программы Statistica 6.0, receiver operating characteristic analysis (ROC-анализ) — с применением программы MedCalc. Распределение анализируемых переменных соответствовало нормальному по критерию Шапиро—Уилки. Сравнения выборочных средних проводили по критерию Ньюмена—Кейлса (при парных сравнениях) и по /-критерию Стьюдента для независимых выборок. Корреляции оценивали по критерию Спирмена, значимость значений относительного риска по критерию Уилкоксона. Результаты представлены в виде выборочного среднего М с указанием стандартного квадратичного отклонения ст и 99%-го доверительного интервала. Для всех использованных статистических критериев принят критический уровень значимости р < 0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ взаимосвязи лабораторных показателей с частотой обострения проводили на основании результатов 2-летнего проспективного наблюдения 38 больных РС (12 мужчин, 26 женщин; средний возраст (35,6 ± 7,3 года) с продолжительностью болезни в среднем 2,8 года (от 1 года до 10 лет). Включение в исследование проводили в период обострения РС. На момент включения в исследование все больные имели ремиттирующий тип течения РС, степень инвалидиза-ции по шкале EDSS в среднем 4,5 балла (от 3,5 до 7,0 балла). В период исследования больные не получали лекарственных препаратов, изменяющих течение РС (ПИТРС). Лабораторное исследование и клинический осмотр пациентов проводили в стадии обострения до начала терапии, в стадии ремиссии в отсутствие фармакотерапии на протяжении предшествующих 6 мес. Дополнительно клинический осмотр больных проводили через 1 и 2 года после включения в исследование, внепланово при обострении.

Обострение в течение 2 лет наблюдали у 10 (26,3%) человек. Длительность ремиссии после предшествующего обострения составила в среднем 7,6 мес (от 6 до 15 мес). У 2 (5,2%) пациентов произошел переход РС во вторично прогредиентное течение.

При обострении РС по сравнению с периодом ремиссии в СМЖ выявлен повышенный уровень основно-

го белка миелина ((4,8 ± 1,9) против (1,4 ± 0,8) нг/мл; р = 0,029) с тенденцией однонаправленных изменений белка S100 (р = 0,12). Это согласуется с данными других исследователей [11, 12] и, вероятно, отражает большую выраженность процесса демиелинизации в ЦНС в сравнении с процессом повреждения клеток глии. Ранее сообщалось о возрастании в СМЖ этой группы больных при обострении РС адгезивных молекул sPECAM-1 и sVCAM-1 [2]. Повышенный уровень этих растворимых форм мембранных компонентов эндотелия сочетался с более высокой по сравнению с периодом ремиссии концентрацией ФНО-а и значимо не измененным уровнем ИЛ-1р.

Обострение не сопровождалось повышением концентрации С-реактивного белка в СМЖ, а также концентрации фермента, разрушающего коллаген матрикса соединительной ткани кровеносных сосудов, — ММР-2.

Результаты клинического анализа ликвора были характерными для РС [4]. Плеоцитоз в период обострения был слабым ((11,2 ± 1,7) млн клеток/л) и отсутствовал в период ремиссии ((1,7 ± 0,2) млн клеток/л). При обострении доля лимфоцитов составляла от 58 до 100%, концентрация белка имела широкое межиндивидуальное варьирование и не отличалась от такового в период ремиссии ((356 ± 187) и (352 ± 131) мг/л соответственно).

При оценке взаимосвязей исследованных лабораторных показателей с данными клинических наблюдений выявлена положительная корреляция между количеством обострений за 2 года c уровнем ФНО-а (г = 0,58; р = 0,031) и уровнем MMP-2 (г = 0,84; р = 0,022). Уровень ММР-2 в отличие от уровня ФНО-а не изменялся в период ремиссии по сравнению с периодом обострения, поэтому может рассматриваться как кандидат в прогностические маркеры обострения РС. Уровень ММР-2 выше и равный медиане (30 нг/мл) значимо увеличивает риск обострения РС в течение 2 лет после предшествующего обострения (рис. 1). Уровень ФНО-а, так же как и другие исследованные лабораторные показатели СМЖ, реагирующие на обострение РС повышением уровня, вероятно, может служить маркером активности процесса.

Взаимосвязи между исследованными лабораторными показателями и скоростью инвалидизации оценивали с использованием результатов одномоментного исследования с участием 56 больных РС (17 мужчин, 39 женщин; средний возраст (36,8 ± 6,4) года) с

ремиттирующим типом течения в стадии ремиссии. Средняя продолжительность болезни 7,7 года (от 2 до 25 лет), степень инвалидизации по шкале EDSS составила в среднем 4,0 балла (от 2,5 до 5,0 балла).

ММР-2 > .ад а г/мл ММР-2 < 30 иг/мл Рис. 1. Относительный риск обострения рассеянного склероза в течение 2 лет после предшествующего обострения в зависимости от уровня ММР-2 в спинномозговой жидкости

Выявлена положительная корреляция между концентрацией растворимой фракции молекулы адгезии sPECAM и скоростью прогрессирования, которую оценивали ретроспективно (рис. 2). Это подтверждает сложившееся мнение о роли эндотелиальных адгезивных молекул в патогенезе РС [8, 9].

Рис. 2. Корреляция между уровнем растворимой тромбоцитарно-эндотелиальной молекулы адгезии типа 1 sPECAM в спинномозговой жидкости и скоростью прогрессирования рассеянного склероза

Применение принятого в доказательной медицине RОС-анализа позволило установить, что при уровне sPECAM, большем медианы (1,5 нг/мл), чувствительность его как предиктора высокой скорости прогрес-

сирования РС составляет 89%, специфичность — 71%, положительная прогностическая значимость — 50% (рис. 3). Таким образом, при концентрации бРЕСАМ в СМЖ в период ремиссии более 1,5 нг/мл вероятность быстрого прогрессирования РС (более 0,75 балла по шкале ЕБ88 за 1 год болезни) составляет 50%.

t14

20

0 20 40 60 Я0 100 % Специфичность

Рис. 3. ЯОС-кривая для концентрации тромбоцитарно-эндотелиальной молекулы адгезии типа 1 йРЕСАМ в спинномозговой жидкости больных рассеянным склерозом как показатель скорости прогресси-рования заболевания

Заключение

Концентрации бРЕСАМ-1 (СБ31) и ММР-2 в лик-воре больных с ремиттирующим типом течения РС могут рассматриваться как кандидаты в лабораторные прогностические маркеры прогрессирования и обострения заболевания соответственно. Представляется перспективным исследование клинической информативности сочетания этих биохимических показателей с данными магнитно-резонансной томографии головного мозга.

Литература

1. Ельчанинова С.А., Смагина И.В., Сидоренко В.А. и др. Молекулы адгезии и провоспалительные цитокины в спинномозговой жидкости больных рассеянным склерозом // Бюл. сиб. медицины. 2009. Т. 8, № 1 (2). С. 23—26.

2. Гусев Е.И., Завалишин И.А., Бойко А.Н. Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания. М.: Миклош, 2004. 540 с.

3.Малкова Н.А., ИерусалимскийА.П. Рассеянный склероз. Новосибирск: НГМУ, 2006. 198 с.

4. Миронова И.И., Романова Л.А., Долгов В.В. Общеклинические исследования: моча, кал, ликвор, эякулят. М.; Тверь: Триада, 2005. 206 c.

5. Рассеянный склероз. Диагностика, лечение, специалисты / под ред. И.Д. Столярова, А.Н. Бойко. М.: ЭЛБИ-СПб., 2008. 320 с.

6. Тотолян Н.А. Бетаферон в лечении рассеянного склероза: стандарт доказательств эффективности // Журн. неврологии и психиатрии. 2005. № 7. С. 63—66.

7. Freedman M.S., Thompson E.J., Deisenhammer F. et al. Recommended Standard of Cerebrospinal Fluid Analysis in the Diagnosis of Multiple Sclerosis // Arch. Neurol. 2005. V. 62. P. 268—375.

8. Kalinowska A., Losy J. PECAM-1, a key player in neuroinflammation // Eur. J. Neurology. 2006. V. 13, № 12. P. 1284—1290.

9. Kuenz B., Lotterotti A. Plasma levels of soluble adhesion molecules sPECAM-1, sP-selectin and sE-selectin are associated with relapsing-remitting disease course of multiple sclerosis // J. Neuroimmunol. 2005. V. 167, № 1—2. P. 143—149.

10. Kurtzke J.F. Rating neurologic impairment in multiple sclerosis: an expanded disability status scale (EDSS) // Neurology. 1983. V. 33, № 12. P. 1444—1452.

11. LimE.T., PetzoldA., Leary S.M. et al. Serum S100B in primary progressive multiple sclerosis patients treated with in-terferon-beta-1a // J. Negative Results in BioMedicine. 2004. V. 3. P. 4—8.

12. Martin R., Bielekova B., Hohifeld R. et al. Biomarkers in Multiple sclerosis // Dis. Markers. 2006. V. 22. P. 183—185.

13. Polman C.H., Reingold S.C., Edan C. et al. Diagnostic criteria for multiple sclerosis: 2005 revisions to the 'McDonald' // Ann. Neurol. 2005. V. 56, № 6. P. 840—864.

Поступила в редакцию 06.04.2010 г. Утверждена к печати 13.05.2010 г.

Сведения об авторах

И.В. Смагина — канд. мед. наук, доцент, врач-невролог отделения неврологии ГУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул). С.А. Ельчанинова — д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой биохимии и клинической лабораторной диагностики АГМУ (г. Барнаул). А.В. Поповцева — ассистент кафедры биохимии и клинической лабораторной диагностики АГМУ (г. Барнаул). Ю.Н. Игнатова — врач-невролог отделения неврологии ГУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул). А. О. Гридина — врач-невролог отделения неврологии ГУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул).

А. С. Федянин — зав. отделением неврологии ГУЗ «Краевая клиническая больница», главный невролог управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (г. Барнаул).

Для корреспонденции

Смагина Инна Вадимовна, тел. 8-903-990-5099, тел./факс (3852) 68-96-77, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.