УДК 947.084
Е. А. БУР ДИН
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (ЗАО «АВИАСТАР-СП»)
Обосновываются актуальность, востребованность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна и методологические подходы исследования ведущего промышленного предприятия авиационного кластера Ульяновской области -ЗАО «Авиастар-СП», выдвигаются цель и задачи его изучения, а также кратко анализируются степень изученность проблемы и её источниковая база.
Ключевые слова: авиационный кластер, ЗАО «Авиастар-СП», самолётостроение, Ульяновский авиационный промышленный комплекс.
В начале XXI в. Россия вновь стоит перед необходимостью модернизации, в первую очередь, хозяйственной сферы, обусловленной существенным технологическим отставанием от передовых стран мира. Значительно устарел и нуждается в реформировании авиационный комплекс страны - важный компонент любой современной экономики. Поскольку его главной составной частью является самолётостроение, то в последнее время всё настойчивее предпринимаются попытки модернизации реализованных в советское время авиационных проектов в целях увеличения производства самолётов и их усовершенствования, в том числе на территории Поволжья. Кроме того, разрабатываются новые проекты, предусматривающие создание новых авиастроительных предприятий. Так, в 2006 г. в России была принята «Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года», определившая продуктовую политику отрасли на среднесрочную перспективу и наметившая направления её структурных преобразований. Однако до сих пор отсутствует комплексная аналитическая и научно обоснованная оценка основных аспектов данного процесса - экономического, технического, социального и других. Между тем учёт возможных рисков поможет избежать ошибок, допущенных ранее.
Показательно, что в СССР авиационная промышленность традиционно рассматривалась как фактор национальной безопасности, важный источник национального дохода, средство поддержания имиджа развитой в научном и технологическом отношении страны. И сейчас проблемы и
©Бурдин Е. А., 2013
успехи отрасли приобретают национальный масштаб, привлекают повышенное внимание органов государственного управления, средств массовой информации и общественности.
История развития авиационной промышленности на территории Ульяновской области, особенно управленческий, производственный и социальный опыт в данной сфере, является сейчас весьма актуальным и востребованным. Данный факт подтверждает визит Президента РФ В. В. Путина 4 октября 2012 г. на ЗАО «Авиастар-СП», в ходе которого был подписан крупнейший в новейшей российской истории контракт на 39 транспортных самолётов Ил-76МД-90А, производимых в Ульяновске. На важность развития авиационного кластера Ульяновской области неоднократно обращал внимание и губернатор Ульяновской области С. И. Морозов. Таким образом, актуальность исследования данной темы обусловлена: во-первых, необходимостью осмысления исторического опыта и уроков сооружения и эксплуатации ЗАО «Авиастар-СП»; во-вторых, возможностью разработки практических рекомендаций в целях оптимизации выработки рационального механизма принятия важных социально-экономических решений на территории Поволжья, а также прогнозирования эволюции авиационной индустрии региона и России в целом.
Теоретическая и практическая значимость
проблемы определяется её новизной и заключается в том, что будет воссоздана история Ульяновского авиационного промышленного комплекса (ЗАО «Авиастар-СП»), тем самым внесём существенный вклад в приращение научного знания по социально-экономической истории российских регионов. Самолётостроительство в Среднем Поволжье будет представлено как
единый исторический процесс, оказавший серьёзное влияние на многие сферы жизни региона.
Большой интерес имеет практическая значимость исследования. В конечном итоге в нём будет проанализирован и осмыслен исторический опыт строительства и эксплуатации ЗАО «Авиастар-СП», его последствия для социально-экономической сферы Поволжья и всей страны. На основе сделанных выводов станет возможной выработка научно-практических рекомендаций, внедрение которых позволит наметить пути перехода к устойчивому развитию корпорации за счёт увеличения эффективности механизма решения сложных современных экономических, тех н ол о г и ч ее к и х и о р га и и за ци о н н ы х задач. Кроме того, реализация данного проекта представляет методологическое значение для изучения проблем хозяйственного освоения территорий. Полученные выводы можно будет применять в сравнительных социально-экономических исследованиях российских регионов.
В качестве основной цели выдвигается комплексное исследование основных причин, тенденций, закономерностей, региональных особенностей и последствий создания и функционирования авиационной промышленности в 1970-2000-е гг. на примере Ульяновского авиационного промышленного комплекса (ЗАО «Авиастар-СП»).
В рамках данной стратегической задачи мы ставим перед собой следующие тактические задачи:
1. Определить и позиционировать место предприятия в экономике отрасли, страны и мира на протяжении всего изучаемог о периода.
2. Выяснить основные факторы сооружения Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК).
3. Рассмотреть проектно-изыскательские исследования в районе будущего предприятия, их качество и результаты.
4. Доказать наличие положительного технологического и организационного опыта УАПК в прошлом и, следовательно, потенциальные возможности корпорации в будущем.
5. Исследовать кризисы, которые переживало предприятие, и методы, которыми оно смогло преодолеть их.
6. Проанализировать позитивный и негативный опыт социальной и кадровой политики.
7. Проследить влияние УАПК на социально-экономическое развитие региона.
Научная новизна состоит в том, что в исследовании будет впервые решена крупная научная проблема исторической реконструкции государственной политики в сфере авиационной про-
мышленности на территории Среднего Поволжья в 1970-2000-е гг. (на примере Ульяновского авиационного промышленного комплекса (ЗАО «Авиастар-СП»), имеющая важное экономическое и социальное значение для Поволжского региона и страны в целом. Совокупность анализируемых мероприятий (проектирование, сооружение и эксплуатация) даст возможность представить самолётостроение в данном регионе как единый исторический процесс.
Работа будет отличаться научной новизной не только в определении объекта и задач исследования, но и в привлечённом материале и сделанных на его основе выводах. Впервые будут выдвинуты и решены некоторые, ранее не изучавшиеся вопросы отечественной истории: проанализировано зарождение и развитие планов советских властных структур в сфере самолётостроения на Средней Волге, а также их научно-техническое обоснование; выявлены основные причины и факторы сооружения Ульяновского авиационного промышленного комплекса; выделены этапы и ведущие направления самолётостроения в регионе, дана их характеристика; определены динамика и влияние проектно-изыскательских исследований на сооружение п редприятия; расс мотрен процесс организа ци и строительства и эксплуатации УАПК, его достижения, издержки и главные факторы; определены основные тенденции социальной и кадровой политики руководства предприятия; показаны последствия создания УАПК для социально-экономического развития региона.
В результате проведённого исследования будут исправлены неточности и фактические ошибки, утвердившиеся в исторической науке в ходе изучения данной проблемы. В научный оборот будет введено обширное количество ранее недоступных или неизвестных источников и статистических выкладок.
Предлагаемые методы и подходы. Модер-низационный подход будет способствовать не только выявлению причин, ведущих тенденций и содержания государственной политики в сфере самолётостроения, а также разграничению в них декларативного и реального. При изучении региональных аспектов данной проблемы избранные территориальные рамки Среднего Поволжья являются наиболее оптимальными для решения поставленных задач, так как представляют собой относительно единое социально-экономическое и культурное пространство, связанное крупной водной артерией.
Цивилизационны й подход предоставит возможность проследить социокультурный аспект изучаемой проблемы, который выразился в
миграции значительных групп людей и притоке рабочей силы на строительство Ульяновского авиационного промышленного комплекса.
Методологический аппарат системно-синергетического подхода поможет изучить и проанализировать советскую и российскую экономику и самолётостроение не только в стабильные, но и в критические моменты их развития. Он обусловит выход на новый уровень исторического познания, так как совокупность рассматриваемых социально-экономических решений и мероприятий даст возможность представить создание и функционирование авиационной индустрии в Среднем Поволжье как единый исторический процесс.
В качестве базовых планируется использовать принципы историзма и междисциплинарности. Историзм позволит: 1) проанализировать источники и историографию не только с позиции их накопления и систематизации, но и с точки зрения интерпретации и оценки; 2) рассмотреть возникновение и развитие процесса самолётостроения на Средней Волге на протяжении 1970 - 2000-х гг. в соответствии с конкретно-исторической ситуацией, с учётом причинно-следственных связей.
Междисциплинарный принцип будет играть решающую роль в освещении проблем, непосредственно не связанных с исторической направленностью данной работы, например, техническими особенностями проектирования и строительства УАПК, а также последствиями его функционирования.
Из общенаучных методов будут применяться преимущественно системный (метод системного анализа), исторический и логический методы. Первый метод позволит раскрыть закономерности функционирования системы самолётостроения, сложившейся в 1970 - 1980-е гг. в СССР. Использование исторического и лог ического методов поможет проводить как синхронное исследование различных объектов, например, производственной деятельности авиационного комплекса, так и изучение других его компонентов в динамике, что будет способствовать выявлению тенденций их развития и факторов деятельности.
Использование различных по форме и содержанию источников обусловливает применение специальных методов исторического исследования: Г) историко-генетического; 2) историке-сравнительного; 3) проблемно-хронологического. С помощью историко-генетического метода удастся проследить процесс зарождения, становления и развития советской государственной политики в сфере авиационной промышленности Среднего Поволжья, исследовать обоснование
данного проекта, выявить динамику и специфику изучаемого процесса. Историко-сравнительный метод будет способствовать установлению закономерностей, тенденций и отличительных черт самолётостроения в регионе. При помощи проблемно-хронологического метода из единой темы будут выделены конкретные вопросы.
Кроме того, в работе планируется активно употреблять методы других наук (смежные): 1) количественные (метод группировки статистических данных и факторного анализа); 2) ис-торико-правовой; 3) интервьюирования. Метод группировки статистических данных в большой степени будет1 содействовать созданию мощной доказательной базы сделанных выводов и положений, глубокому проникновению в суть изучаемых явлений, повышению точности исследования. Метод факторного анализа поможет установить главные факторы производственной деятельности Ульяновского авиационного промышленного комплекса. Историко-правовой метод позволит определить и охарактеризовать законодательную базу сооружения УАПК.
Предполагается, что наиболее эффективным в контексте проводимого исследования будет ин-тегративный подход к изучению процесса реализации государственной политики в сфере самолётостроения на территории Среднего Поволжья в 1970-2000-е гг. В результате применения и синтеза всех указанных подходов, принципов и методов познания станет возможным обеспечение научности и достоверности в исследовании заявленной проблематики.
Изучение историографии государственной политики в сфере авиационной промышленности на территории России и Поволжья позволило выделить два периода, показывающих различную степень интереса к заявленной проблематике и главные направления исследований: 1) 1940-1980-е гг.; 2) 1990-2000-е гг. Общей тенденцией было нарастание количества и качества работ. На протяжении первого периода издавались немногочисленные груды, содержавшие преимущественно характеристику технических аспектов со ветско го сам ол ётострое н и я. В работах этого периода не было критического анализа, а круг используемых источников являлся весьма ограниченным. Кроме того, объективному освещению заявленной темы препятствовал историко-партийный подход. Публикации этого времени носили обзорный характер и отражали в основном не историю авиационной промышленности, а историю авиационной техники.
Тем не менее, в данный период постепенно шёл количественный и качественный рост исследований по изучаемой проблеме, особенно начиная с 1960-х гг. Среди них преобладали труды представителей технических и экономических наук. Несмотря на существенное расширение к концу периода тематики работ, история отечественной авиапромышленности затрагивалась в них в основном с позиции конечных итогов её деятельности.
Во второй период наблюдался резкий скачок количества и качества трудов по проблеме самолётостроения как на федеральном, так и на региональном уровне. Положительное влияние на её постижение оказало внедрение в практику исторических исследований различных методологических подходов. Гораздо более доступными стали документальные источники, в том числе статистические сведения. Почти все исторические публикации рассматривали проблемы развития авиационной промышленности СССР и Поволжья в хронологическом отрезке от 1920-х до 1940-х гг., в результате чего из поля зрения историков в значительной степени выпал период 1950-2000-х гг. Никаким образом не заполнили данный пробел и западные исследователи.
Следует заметить, что отечественных научных работ исторического плана, затрагивающих хотя бы отдельные аспекты государственной политики в сфере авиационной промышленности на территории Среднего Поволжья в 1970 -2000-е гг., а тем более зарубежных, до сих пор нет. Вместе с тем имеющаяся литература свидетельствует о том, что накоплен значительный материал, позволяющий частично выполнить задачи исследования.
Для решения поставленных задач планируется использовать обширный массив разноплановых источников. В соответствии с современными представлениями в источниковедении и спецификой предмета изучения корпус неопубликованных и опубликованных источников можно разделить на шесть групп (по содержанию, назначению и значимости): 1) нормативно-правовые акты; 2) делопроизводственные доку-
менты; 3) научно-техническая документация; 4) справочные и статистические сведения; 5) периодическая печать; 6) мемуарная литература и устные воспоминания.
Основная часть указанных источников содержится в фондах следующих архивохранилищ: ведомственный архив ЗАО «Авиастар-СП», Государственный архив Российской Федерации (г. Москва, Ф. 1596. Министерство авиационной промышленности СССР. 1975-1991 гг.) и Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (Ф. 8. Ульяновский областной комитет КПСС. 1974-1990 гг.). Периодическая печать представлена преимущественно публикациями в заводской газете «Старт» (1979-2010 гг.), а также статьями в региональных газетах «Ульяновская правда», «Симбирский курьер» и других. Весьма значительный корпус источников представляют устные воспоминания ветеранов УАПК. Всего планируется провести историческое интервьюирование не менее 50 человек (уже проведён предварительный опрос 15 человек).
В целом имеющиеся источники дают возможность провести комплексное исследование поставленной проблемы.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о гом, что профессиональное историческое исследование корпоративной истории ЗАО «Авиастар-СП» поможет не только выявить и проанализировать основные причины, тенденции, закономерности и последствия создания и функционирования данного предприятия, но и наметить пути перехода к устойчивому развитию авиационного кластера Ульяновской области.
Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук доцент кафедры музееведения исторического факультета УлГПУ им, И. Н. Ульянова.