Научная статья на тему 'Деятельность строительных организаций по сооружению УАПК в 1975-1979 гг'

Деятельность строительных организаций по сооружению УАПК в 1975-1979 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВУЛЬЯНОВСКСТРОЙ / ДИМИТРОВГРАДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА / СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурдин Евгений Анатольевич

Рассматривается начальный период строительства Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК), одной из главных проблем которого было привлечение большого количества материально-технических ресурсов. К сооружению авиакомплекса привлекались крупные строительные организации, имевшие структуру трестов. Несмотря на важное оборонное значение возводившихся объектов, производственные планы часто не выполнялись, что приводило к существенному затягиванию сроков их введения в эксплуатацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность строительных организаций по сооружению УАПК в 1975-1979 гг»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 947.084 Е. А. БУРДИН

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СООРУЖЕНИЮ УАПК В 1975-1979 ГГ.

Рассматривается начальный период строительства Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК), одной из главных проблем которого было привлечение большого количества материально-технических ресурсов. К сооружению авиакомплекса привлекались крупные строительные организации, имевшие структуру трестов. Несмотря на важное оборонное значение возводившихся объектов, производственные планы часто не выполнялись, что приводило к существенному затягиванию сроков их введения в эксплуатацию.

Ключевые слова: Главульяновскстрой, Димитровградское управление строительства, строительная площадка, Ульяновский авиационный промышленный комплекс.

В результате изучения различных вариантов строительных площадок для возведения крупного авиационного промышленного комплекса весной 1975 г. руководство страны окончательно выбрало Ульяновский вариант, и в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1975 г. № 299-102 в левобережной части города началось грандиозное строительство [4, л. 9-10]. В составе авиакомплекса планировалось построить самолётостроительный, агрегатный и приборный заводы в районе г. Ульяновска (Заволжский район) и двига-телестроительный завод в районе г. Уфы. Постановление определяло круг общесоюзных министерств (всего 7), на которые возлагалось сооружение УАПК: Министерство строительства СССР, Министерство среднего машиностроения, Министерство энергетики и электрификации СССР, Министерство транспортного строительства, Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерство связи СССР и Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР. Также устанавливался срок начала подготовительных работ - 1975 г.

Заволжская площадка Ульяновска, по мне-

© Бурдин Е. А., 2013

нию Г. В. Анциферова, наиболее полно отвечала заявленным технико-экономическим условиям, так как хорошие климатические условия могли привлечь на строительство рабочих и инженерно-технических сотрудников, город располагался в густонаселённом центре Поволжья, в непосредственной близости от транспортных и энергетических магистралей, обладая при этом достаточно мощной строительной базой [1, с. 8-9]. Однако выявленные архивные документы позволили установить, что несмотря на ровный рельеф будущей строительной площадки, она не была полностью свободной, как считалось ранее. Помимо сельскохозяйственных земель Чердак-линского района часть данной территории занимали полигон и склады машиностроительного завода имени Володарского. Поэтому руководству УАПК и патронного завода было предписано завершить перенос вышеуказанных объектов в первом полугодии 1977 г. [3, л. 172].

В течение первоначального периода строительства УАПК главными проблемами были привлечение необходимых для возведения гигантского по размерам комплекса материально-технических и людских ресурсов. В рамках данной статьи мы покажем некоторые аспекты решения первой проблемы.

На данный момент первым документом, свидетельствующим о развёртывании сооружения

авиационного комплекса в Ульяновске, является письмо секретаря обкома КПСС А.А. Скочилова министру авиационной промышленности СССР П.В. Дементьеву от 22 октября 1975 г. В нём отмечается, что на территории будущего завода выполняются инженерно-строительные изыскания, закончено проектирование подъездных путей и разгрузочной площадки, реконструкция действующих предприятий строительной индустрии Главульяновскстроя, начато возведение трёх пролётов цеха металлоконструкций управления «Волгостальконструкция» [6, л. 16]. На 22.10.1975 г. из 2,2 млн рублей, выделенных на развитие строительной базы в 1975 г., было освоено 1,6 млн рублей, или 73%. Кроме того, в системе Главульяновскстроя создали трест №2 для производства строительно-монтажных работ на новой площадке. Вместе с тем А.А. Скочилов отмечал, что разворот работ по сооружению УАПК ведётся медленно, а многие вопросы решаются несвоевременно. Например, не было обеспечено финансирование проектных работ Ульяновскгражданпроектом на сумму 150 тыс. рублей, а также реконструкции и расширения строительной базы Главульяновскстроя в размере 2,2 млн рублей [6, л. 17]. Более того, начатые проектирование и сооружение комплекса велись в долг, т. е. незаконно, что обусловило большие финансовые трудности. Неутверждённая схема размещения строительной базы на генеральном плане застройки тормозила начало проектирования её объектов.

Показательно, что в октябре 1975 г. обком КПСС и облисполком выдвинули дальновидное предложение о строительстве не только производственных, но и жилищно-коммунальных и культурно-бытовых объектов, необходимых для сооружения и эксплуатации вводимых в действие производственных мощностей [6, л. 20]. Кроме того, они просили вышестоящие органы власти обратить особое внимание на развитие энергетической базы, необходимость использования природного газа, развитие железнодорожного узла Ульяновск-Центральный, расширение магистральных и подъездных путей, транспортных развязок, возведение водозаборных, очист-

ных и канализационных сооружений, создание современного города.

Задание на строительство объектов первой очереди УАПК, которое в 1975 г. укладывалось в рамки 1976-1980 гг., включало в себя главный корпус самолётостроительного производства, корпус механо-обрабатывающих цехов и подготовки производства, корпус литейно-кузнечных цехов, аэродромный цех, взлётно-посадочную полосу (3 км), рулёжную дорожку, магистрали и соединения РД, наладочно-испытательные площадки и места стоянок, заводоуправление с вычислительным центром, автотранспортную базу и базу материально-технического снабжения общей площадью1030 тыс. кв. м [6, л. 22]. Также в первую очередь должны были войти объекты энергетики (водоснабжение, водозабор, канализация, ТЭЦ, ЛЭП, подстанция и т. д.), транспорта (железнодорожный узел, подъездные железные дороги, расширение автомагистрали, аэропорт Ульяновск-Димитровград, автомобильная дорога с путепроводом, гаражи и т. д.), предприятия общественного питания, бытового обслуживания, сооружения для специального контингента строительных организаций (лагеря ИТК по 1,5 тыс. человек), городок ВСО (военно-строительных отрядов), сооружение по обезвреживанию и захоронению вредных отходов производства и тепличный комбинат. Впечатляет и перечень выделяемых строительству авиакомплекса в 1976 - 1980 гг. машин и оборудования: 1434 грузовых автомобилей для Главульяновск-строя, 618 штук автомобильного транспорта для Димитровградского управления строительства (ДУС) (и тысячи наименований оборудования), 14 легковых машин, 22 автобуса, 82 бульдозера и множество другой техники тресту «Куйбы-шевдорстрой», 150 грузовых и 4 легковых автомобилей, 12 автобусов, 15 экскаваторов, 20 бульдозеров, компрессорная станция и другое оборудование для ТЭЦ-2, 100 автобусов и 447 грузовых машин и другой техники для Ульяновского транспортного управления [6, л. 51-57].

Параллельно с начавшимися подготовительными строительными работами проводились проектно-изыскательские и конструкторские

исследования по сооружению производственных и жилых объектов УАПК, в которых участвовали специализированные организации следующих ведомств: Минавиапрома (9 научно-исследовательских и проектных институтов), Госстроя (5 проектных учреждений), Госграж-данстроя (3 института), Минздрава (1 институт), Минэнерго (4 проектных учреждения), Мингаз-прома (2 проектных организации), Минтранс-троя (3 проектных организации), Минмонтаж-спецстроя (8 учреждений) и т. д., а всего 35 ведомств и 84 организации [6, л. 41-42, 58-61]. Геодезические изыскания по первой очереди охватывали 58 кв. км промплощадки и 7 кв. км жилого района, промкомзоны стройбазы и ТЭЦ, а инженерно-геологические изыскания - 40 кв. км [6, л. 62]. Все проектные материалы должны были быть готовы в 1975-1980 гг., в зависимости от намеченных сроков пуска того или иного объекта. Для оснащения проектно-конструкторских и других организаций Министерства авиационной промышленности, Министерства строительства и Казанского треста инженерно-строительных изысканий Госстроя РСФСР в 1976-1977 гг. подлежало закупить и поставить 5140 единиц оборудования, в т. ч. 209 советского (4,1%), 4900 - из социалистических стран (95,3%) (Болгария, ГДР, Польша и ЧССР), 31 - из капиталистических стран (0,6%) (Великобритания, Италия, США, ФРГ и Япония). Их общая стоимость составляла более 4325,67 тыс. рублей, в т. ч. советского оборудования - 2304,47 тыс. рублей (53,3%), социалистических стран - 1963,2 тыс. рублей (45,4%), капиталистических стран - 58 тыс. рублей (1,3%) [6, л. 70-74].

Как видно из приведённых данных, отечественного оборудования не хватало, поэтому в значительных масштабах приходилось закупать импортное. Так, Министерству внешней торговли было поручено приобрести и поставить в 1976 - 1977 гг. машины и механизмы для Гла-вульяновскстроя из ГДР, США, ФРГ, Франции, Швеции в количестве 78 единиц (в основном бульдозеры, экскаваторы, скреперы и портальные краны) [6, л. 79]. Изначально планировалось, что большая часть технологического обо-

рудования будет закупаться за границей (в США, ФРГ, Италии и через третьи страны) примерно на 1 млрд рублей [5, л. 19]. Интересно, что первоначально стоимость первой очереди определялась в 2,5-3,5 млрд рублей, но в конечном итоге она составила около 5 млрд рублей.

Для быстрого решения вопросов, связанных с проектированием и строительством авиакомплекса, 13.04.1976 г. был образован областной оперативный штаб по контролю за сооружением УАПК, в который входили высшие руководители обкома, облисполкома, горкома, райкома и ведущих подрядчиков - Главульяновскстроя и Димитровградского управления строительства, всего 16 человек [7, л. 112]. Заседания штаба проходили каждую пятницу в 17 часов.

Ход сооружения УАПК прослеживается с 1976 г. В этом году план по освоению капитальных вложений был выполнен генеральными подрядными организациями (Главульяновскст-рой, ДУС и Уфимдорстрой) на 87%, строительно-монтажных работ - на 101,4% [8, л. 3]. Производилась подготовка территории (срезка растительного слоя, снятие, укладка и транспортировка плодородного слоя, строительство базисного склада и контрольно-испытательной станции), возводились объекты промбазы Главулья-новскстроя (бетонорастворный завод, полигон железобетонных изделий, база механизации, котельная и т. д.), топливное хозяйство районной котельной, внеплощадочные и внутриплощадоч-ные сети газоснабжения, водозаборные сооружения, внеплощадочная канализация, автодороги, временные здания и многое другое. Следует отметить, что в 1976 г. главные усилия строителей были направлены на возведение баз строй-индустрии и подготовку территории для сооружения комплекса, в т. ч. перенос складов, прокладку автомобильных дорог, а также строительство энергетических объектов и внеплоща-дочных сетей и сооружений. Однако удалось сделать далеко не всё. Низкие темпы работ, несвоевременное материально-техническое снабжение и дефицит рабочей силы и механизмов не позволили выполнить план по бетонорас-творному заводу (89%), главной насосной станции (75,5%), напорному коллектору (70,8%),

самотёчному коллектору (24%) и блоку ёмкостных сооружений [8, л. 10].

В следующем, в 1977 г., произошло существенное наращивание темпов строительства УАПК, которое продолжалось на всём протяжении рассматриваемого периода. Так, объём выполненных строительно-монтажных работ увеличился с 9,8 до 57,4 млн рублей, т. е. почти в 6 раз. План по освоению капитальных вложений в целом по комплексу за 1977 г. реализовали на 96,1%, а строительно-монтажных работ - на 95,4%, причём отставание наблюдалось преимущественно по жилищным и культурно-бытовым объектам [9, л. 9]. К 1 января 1978 г. сдали в эксплуатацию базисные склады, бетоно-растворный завод с инженерными сетями и котельной, 3 распределительных устройства главной понизительной подстанции (ГПП) и водозабор стройбаз, ЛЭП-110 от подстанции «Восточная» до ГПП стройбазы и главную насосную станцию. Однако не были завершены следующие пусковые объекты: водозаборные и очистные сооружения, напорный канализационный коллектор, производственная база Волгосталь-конструкции, первая очередь городка для военных строителей и инвентарный бетонный узел ДУСа. Невыполнение плана их ввода в действие объяснялось недостаточной численностью рабочих, неудовлетворительным обеспечением стройматериалами и конструкциями, слабой организацией производства и несоблюдением технологической последовательности работ [9, л. 10].

Несмотря на большое оборонное значение сооружавшегося авиакомплекса и первоочередное выделение ресурсов, строительство испытывало немалые трудности. Например, достигнутые темпы производства строительно-монтажных работ на пусковых объектах 1979 г. оставались низкими: в среднем по 9 объектам за 11 месяцев этого года план был выполнен на 75,6% [10, л. 88-89]. В целом за 11 месяцев 1979 г. план освоения капитальных вложений составил 95,7%, а строительно-монтажных работ - 95,8%. Архивные документы показывают, что все генподрядные тресты постоянно срывали

плановые задания и графики работ, в т. ч. на пусковых объектах. Наибольшее отставание произошло в строительстве очистных сооружений с биологической очисткой, станции обезже-лезивания водозаборных сооружений, пожарного депо и административно-хозяйственной части главного корпуса. План строительно-монтажных работ на пусковых объектах не исполнялся в результате того, что подрядные организации, как и раньше, не концентрировали на них в необходимом количестве строительную технику, материальные и людские ресурсы [10, л. 89-90].

Важным дополнением к информации, извлечённой из архивных документов, являются собранные нами воспоминания ветеранов УАПК. Так, А. А. Бурдин рассказывал: «Дирекция строящегося предприятия (УАПК) была образована в 1975 г., во второй половине года. Директором назначили Аполлона Сергеевича Сысцова. Параллельно организовали строительную дирекцию, генеральные подрядчики создавали проектную документацию, в том числе чертежи, и строительную базу. К ним относились такие городские строительные организации Ульяновска, как Трест-1, Трест-2, Промстрой (все в Главульяновскстрое), а также подразделения ДУСа (п/я А-3842). Сооружался бетонный завод, котельная для него была пущена в 1976 г. Кроме того, к возведению УАПК привлекали механизированные колонны (Уфим-дорстрой), которые убирали с места будущего комплекса верхний слой земли (чернозём). ТЭЦ строила вроде организация «Энергострой». Началось строительство аэродрома «Восточный» (лёт-но-испытательный комплекс - ЛИК). Заказчиком и финансистом было Министерство обороны СССР, исполнителем - Министерство авиационной промышленности СССР и КБ Антонова (г. Киев). По проекту главный корпус надо было возвести за 18 месяцев, а реально построили через 10 лет (это так называемая «первая очередь» - до сих пор действует только она, и то не до конца).

Прежде всего, начиная с 1976 г., создавалась мощная строительная база, включавшая домостроительный комбинат (ДСК) и бетонораствор-ный завод (БРЗ). Тогда же стартовало возведение ТЭЦ, которым занималась иногородняя органи-

зация. К 1981 г. заработал первый котёл. Одновременно приступили к строительству водозабора (вдоль Юрманской дороги), состоявшего из станции очистки воды, скважин и насосных станций. Начали копать канализацию и строить очистные сооружения, а также ставить опоры ЛЭП, прокладывать кабели, сети. Кроме того, Строймеханиза-ция (трест) производила подготовку территории будущего завода - бульдозеры, скреперы, краны и экскаваторы ровняли площадку, убирали землю на несколько метров. Кстати, проектирование комплекса шло параллельно со строительством -практически вплоть до 1990 г. Этим занимался Гипроавиапром (преимущественно по объектам Главульяновскстроя), а по объектам ДУСа -Промстройпроект (то же московский институт).

На строительство первой очереди - Главного корпуса и некоторых других объектов - затратили 5 млрд рублей. На вторую очередь (агрегатный, приборостроительный и моторный заводы и аэродинамический институт) выделялось также 5 млрд рублей, но её так и реализовали. По замыслу проектировщиков все комплектующие должны были производиться в одном месте, наверное, такой подход являлся не совсем оправданным.

Начальный этап сооружения УАПК проходил в 1975-1980 гг. Собственно строительство началось весной-летом 1976 г., до этого шло проектирование. Возводились ДСК, БРЗ, базы Нефтехиммон-тажа, Сантехмонтажа и других подрядчиков, а также базы строительных организаций, частично построили дороги» [2, с. 1-2].

А. Г. Катышев вспоминал: «Первыми подразделениями УАПК были: 1) Управление оборудования в составе 10 отделов; 2) автотранспортный цех; 3) цех нестандартизированного оборудования, на месте изготавливавший нужные детали; 4) Управление материально-технического снабжения (деревянные изделия, вёдра и т. д.). Генеральными подрядчиками УАПК являлись Главулья-новскстрой и Димитровградское управление строительства [12, с. 1].

П. П. Герасимчук отмечал: «В 1977 г. в связи с производственной необходимостью и нехваткой сотрудников меня перевели на должность заместителя начальника строительного производства.

Здесь я узнал все вновь возводившиеся промышленные объекты (корпуса и т. д.), был в курсе хода строительства. Мои обязанности заключались в перераспределении строительно-монтажных работ по отделам Управления капитального строительства (ПромУКСа, который размещался в бараке на ул. Мелекесской). Объём дел был огромным, но я сумел правильно организовать трудовые процессы, хотя всё это для меня являлось новым и сложным. Приходилось постоянно отчитываться по выполненным строительным работам как по заказчику (ПромУКС), так и исполнителями. Кроме того, я решал вопросы с генподрядными и субподрядными строительными организациями в части принятия объёмов строительства на каждый месяц. К первым относились Главульяновскстрой (в его составе Трест-1, Трест-2, Трест «Спецстроймеха-низация», тресты «Спецстрой» и «Промстрой»), Димитровградское управление строительства и трест «Уфимдорстрой» [11, с. 1].

А. П. Поляков приехал в Ульяновск весной 1979 г.: «Первые впечатления о комплексе - везде работала техника, расчищали площадку. Никто из строителей не имел цельного представления о том, какие здания, когда и где будут располагаться (и точно не знали, для чего возводят). Об этом знал только главный инженер по строительству Б. Д. Радюк. Реального положения дел не знал никто. Это гигантская стройка! В этот период главными людьми были строители» [13, с. 1].

Таким образом, ещё в начале возведения УАПК была принята комплексная концепция, в соответствии с которой наряду с промышленными объектами должны были строиться жилищные и культурно-бытовые сооружения. Выбор Заволжской площадки Ульяновска для строительства крупнейшего в СССР авиакомплекса обусловил прорыв в развитии промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры города и области. Как и на других советских стройках, сооружение объектов УАПК шло параллельно с проектно-изыскательскими и конструкторскими работами. Размах строительства и необходимость внедрения большого количества передовых производственных технологий обусловили потребность в широкомасштабной за-

купке оборудования, значительную часть которого составляли импортные образцы. Генеральными подрядчиками сооружения УАПК были тресты «Главульяновскстрой» и «Уфимдорстрой», а также Димитровградское управление строительства. Производственные планы часто не выполнялись, что приводило к затягиванию сроков строительства и его удорожанию. Особенно это касалось объектов жилищного и культурно-бытового назначения. Главными причинами срыва планов являлись слабая организация производства, несвоевременное материально-техническое снабжение, дефицит рабочей силы, стройматериалов и механизмов, несоблюдение технологической последовательности работ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Анциферов, Г. В. Строители на просторах Симбирско-Ульяновского края. Книга 4: уникальные стройки области (НИИАР, УАПК, УЦМ, мост) / Г. В. Анциферов. - Ульяновск: [б.и.], 2011. - 366 с.

2. Бурдин, А. А. Воспоминания / А. А. Бурдин; записал Е. А. Бурдин 19 марта 2011 г. в с. Никольское (Спасский р-н Респ. Татарстан). - 3 с.

3. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). 8. Оп. 62. Д. 49.

4. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 62. Д. 56.

5. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 62. Д. 59.

6. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 62. Д. 62 а.

7. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 64. Д. 9.

8. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 67. Д. 132.

9. ГАНИ УО.Ф. 8. Оп. 67. Д. 133.

10. ГАНИ УО. Ф. 8. Оп. 71. Д. 143.

11 . Герасимчук, П. П. Воспоминания / П. П. Катышев; записал Е. А. Бурдин 3 ноября 2012 г. в г. Ульяновске. - 2 с.

12. Катышев, А. Г. Воспоминания / А. Г. Катышев; записал Е. А. Бурдин 16 сентября 2012 г. в г. Ульяновске. - 2 с.

13. Поляков, А. П. Воспоминания / А. П. Поляков; записал Е. А. Бурдин 14 февраля 2013 г. в г. Ульяновске. - 3 с.

Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук, доцент кафедры «Музееведение» исторического факультета УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.