Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
маркерный сорт нефти / фьючерс на поставку / договоры на поставку физических партий нефти / стандартизация / доходная часть бюджета / marker grade of oil / supply futures / contracts on the supply of physical oil parcels / standardization / budget income

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Н.В.

В условиях масштабных экономических санкций против Российской Федерации ФАС РФ и АО «СПбМТСБ» проводят мероприятия по формированию базовых условий, необходимых для создания российских ценовых индикаторов на маркерные экспортные сорта российской нефти. В статье обсуждается, каким критериям будет отвечать новый маркерный сорт на базе российской экспортной нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF CORE CHANGES IN PRICING STRATEGY ON RUSSIAN OIL. CONSEQUENCES FOR BUDGET INCOME

In terms of scalable economic sanctions against the Russian Federation Federal Antimonopoly Service and SPIMEX carry out actions aimed at formation of basic clauses, necessary for creation of Russian pricing indicators on marker export oil grades. Discussion to what criterions must correspond new marker grade on the base of Russian export oil is carried out in the article.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ. ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА»

2) to reduce this resistance to a possible minimum:

- to explain the workers necessity and reasons of urgent transformations, generating feeling of personal responsibility for successful implementation of innovations;

- to use training and educational programs as «introduction to business»;

- to use certain nervousness in collective as an opportunity for the leader «to break the situation», and to reduce tension;

- to create constructive conflict situations intentionally indicating impossibility to achieve the purpose using old methods and procedures;

3) to establish the status quo of the new state:

- actions for integration and reduction of conflict which join the organization, reduce level of tension in the relations between workers and structural divisions, coordinate conformity of new interests with the new order [4].

Thus, to decrease the risk level while strategic approach introduction to human resources management at

the enterprises, it is necessary to research system of strategic human resources management systematically in the part of the appropriate correcting measures directed to adaptation of personnel to objective strategic changes in activity of the enterprise for strengthening of its competitive position.

References

1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. - М.: Гардарика, 1999. - 528 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 2005. - 296 с.

3. Kím Л.С. Стратепчний тдхщ до управлшня персоналом тдприемства / Л.С. Kím // Науковi пращ МАУП. - № 1 (24). - 2010. - С. 155 - 162.

4. Поповиченко И.В. Анализ подходов к оценке эффективности управления персоналом / И.В. Поповиченко, Н.Н. Шапа // Економiчний проспр. Збiрник наукових праць. - Дншропет-ровськ: ПДАБА, 2007. - № 2. - С. 153 - 156.

Сердюкова Н.В.

преподаватель РАНХ и ГС при Президенте РФ (Институт бизнеса и делового администрирования), кандидат экономических наук

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

PERSPECTIVES OF CORE CHANGES IN PRICING STRATEGY ON RUSSIAN OIL.

CONSEQUENCES FOR BUDGET INCOME

Serdyukova N. V., Lecturer at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Institute of Business and Business Administration), PhD

АННОТАЦИЯ

В условиях масштабных экономических санкций против Российской Федерации ФАС РФ и АО «СПбМТСБ» проводят мероприятия по формированию базовых условий, необходимых для создания российских ценовых индикаторов на маркерные экспортные сорта российской нефти1. В статье обсуждается, каким критериям будет отвечать новый маркерный сорт на базе российской экспортной нефти.

ABSTRACT

In terms of scalable economic sanctions against the Russian Federation Federal Antimonopoly Service and SPIMEX carry out actions aimed at formation of basic clauses, necessary for creation of Russian pricing indicators on marker export oil grades2. Discussion to what criterions must correspond new marker grade on the base of Russian export oil is carried out in the article.

Ключевые слова: маркерный сорт нефти, фьючерс на поставку, договоры на поставку физических партий нефти, стандартизация, доходная часть бюджета.

Keywords: marker grade of oil, supply futures, contracts on the supply of physical oil parcels, standardization, budget income.

В настоящее время происходит кардинальный пересмотр стратегии ценообразования на российскую нефть. Это вызвано и ухудшением экономических условий в связи с масштабными экономическими санкциями против Российской Федерации, и давно назревшей необходимостью, которая позволит нашей стране - лидеру по добыче и производству нефти в мире3 -формировать цену на нефть в Российской Федерации.

В рамках статьи предпринята попытка подробно разобраться в вопросах ценообразования на нефть: действующем подходе к ценообразованию, перспективах формирования российского маркерного сорта нефти и его преимуществах, влиянии изменений в области ценообразования на доходы государственного бюджета и деятельность компаний -игроков нефтяного рынка.

1 http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31189.html

2 http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31189.html

3 По итогам 2015 г. Россия заняла 2 место в мире, после Саудовской Аравии http://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/ASB2016.pdf

В мире добывается большое количество различных сортов нефти. В целях удобства торговли выделяются маркерные сорта, определяющие баланс спроса и предложения для конкретного региона. В общем виде, методика ценообразования на остальные сорта нефти формируется через определение дифференциалов к маркерным сортам.

Цена на маркерный сорт является индикатором уровня мировой цены на нефть. Для рынка Европы таким маркером является нефть сортов: Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk (BFOE) за счет высокой ликвидности рынка этих сортов и большого числа сделок, проводимых независимыми участниками этого рынка. Информационно-ценовое агентство Platts McGraw Hill (США) рассчитывает котировку Brent (Dated), включая в ее расчет информацию по данным сортам нефти.

Котировки Brent задают уровень «мировой» цены и в мировую практику вошел метод определения цен на другие сорта нефти через дифференциалы на эти сорта к цене Brent4. Таким образом, остальные сорта нефти, предлагаемые на рынке Европы, где Brent является маркером, продаются с дифференциалом (скидкой/премией) к Brent. Т.е. любые переговоры относительно цены нефти того или иного сорта сводятся к согласованию дифференциала (скидки/премии) к Brent и сам вопрос определения рыночной цены сводится к определению рыночного дифференциала (скидки/премии) на конкретный сорт нефти по отношению к Brent.

Величина дифференциала к Brent обуславливается следующими факторами:

• Качественные показатели конкретного сорта нефти (плотность, содержание серы и др.), выход нефтепродуктов и динамика цены корзины нефтепродуктов, получаемой из данной нефти;

• Географическое местоположение пункта поставки (удаленность от мест потребления этой нефти / нефтепродуктов, затраты и сложность при доставке к местам потребления);

• Потребность рынка в нефти того или иного сорта, что может быть выражено через соотношение спроса и предложения;

• Уровень скидок, предлагаемых другими участниками рынка на данный сорт нефти;

• Состояние фрахтового рынка (для морских поставок);

Уровень цен на конкурирующие сорта нефти.

В настоящее время при реализации российской нефти на экспорт производители и трейдеры применяют формульное ценообразование с привязкой к цене нефти сорта «Brent». В идеальных условиях на разницу между ценой российской нефти (например, наиболее распространенного сорта Urals) и Brent могут оказывать влияние только два фактора: разница в качестве и логистика.

В условиях масштабных экономических санкций против Российской Федерации регулирующие

4 «Brent» является одним из основных маркерных

сортов нефти, определяющим цены на 2/3 всего

торгового оборота нефти в мире.

органы (Федеральная антимонопольная служба, далее - ФАС РФ) выделяют и другие недостатки подобной схемы ценообразования:

• Оценка Brent (и, впоследствии, Urals) осуществляется иностранными ценовыми агентствами;

• Оценку стремятся основывать на данных о сделках с физическими партиями нефти. При этом количество таких сделок значительно ниже объемов фьючерсного рынка Brent;

• Таким образом, часто возникает необходимость использования данных о фьючерсных сделках, т.е. о намерениях сторон;

• Методологические проблемы оценки, связанные с достоверностью и прозрачностью данных о сделках, используемых для формирования оценки.

Необходимо отметить неизменно важную роль доходов нефтегазовой отрасли в составе доходной части федерального бюджета Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы бюджета за последние 3 года составляли: в 2013 г. - 6,53 трлн. руб. (50%); в 2014 г. -7,43 трлн. руб (51%); в 2015 г. - 5,86 трлн. руб.

Конечно, снижение нефтегазовых поступлений отчасти балансируется повышением роли ненефтегазовых доходов. Однако, возможность опоры на такие источники доходов в долгосрочной перспективе ограничена недостаточным развитием недобывающих отраслей промышленности.

В условиях финансового кризиса проведение оценки экспортной нефти российскими ценовыми агентствами приведет к увеличению цены российской нефти и, соответственно, к росту доходов федерального бюджета.

В связи с вышеизложенным ФАС РФ и АО «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» в настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по формированию базовых условий, необходимых для создания российских ценовых индикаторов на маркерные экспортные сорта российской нефти5.

Эта работа бесспорно имеет потенциал в связи со следующими объективными причинами:

• Объем поставок нефти Urals/ESPO на международные рынки вдвое превышает объем поставок нефти: BFOE, Oman и Dubai, вместе взятых.6

• Стабильные объемы добычи российской нефти;

• Обширная география экспорта: экспортные потоки идут через порты в Балтийском и Средиземном море (Urals), с Дальнего Востока (ESPO);

• Развитый рынок. Наличие достаточного количества производителей и потребителей, а также условий для обеспечения соблюдения требований прозрачности ценообразования. Торги, проводимые на российской биржевой площадке - АО

5 http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31189.html

6 По данным Platts.

«СПбМТСБ», соответствуют правилам антимонопольного законодательства и законодательства об организованных торгах, а обязательства по регистрации сделок являются обязательными в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 623 от 23.07.2013 г. и п. 6 ст. 14.24 КоАП РФ.7

• Создание нового маркерного сорта на базе российской экспортной нефти своевременно отвечает стратегическим интересам Российской Федерации.

Каким же критериям отвечает новый маркерный сорт на базе российской экспортной нефти?! На государственном уровне очевидна направленность на: определение цены российской нефти без привязки к другим экспортным сортам, стандартизацию условий договоров реализации нефти, что должно способствовать обеспечению условий прозрачности и конкурентности при формировании цены.

Поскольку договоры на поставку физических партий нефти плохо поддаются стандартизации и, теоретически, могут служить объектом манипуляции и некорректной интерпретации, для оценки нового российского маркерного сорта нефти будут использоваться фьючерсные контракты, исполняемые за счет поставки.

Преимущества фьючерсов объясняются тем, что фьючерсные контракты стандартизированы, биржевая торговля фьючерсами строго регламентирована. Фьючерсный контракт, исполняемый за счет поставки, обеспечивает прочную связь между фьючерсным и физическим рынками.

Кроме того, фьючерсный рынок имеет множество участников и включает не только производителей, переработчиков, трейдеров, но и разных инвесторов (например, пенсионные и страховые фонды). Разнообразие участников и разнонаправ-ленность их интересов выступают фактором, стабилизирующим рынок, и ограничивают возможности манипулирования.

Для формирования цены российской нефти выбран сорт Urals, поскольку нефть, поставляемая из балтийских портов, - наиболее подходящий вариант для использования в качестве базы оценки поставок по двум другим основным маршрутам: через порт Козьмино и через Черное море.

Нефть, поставляемая через порты Балтийского моря, может конкурировать с поставками североморской нефти на Дальний Восток, куда направляются поставки нефти ESPO из порта Козьмино, и в Средиземноморье, куда поставляется нефть Urals из портов Черного моря.

7 За нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нор-

мативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 249-ФЗ) КоАП РФ санкционирует

Фьючерсный контракт дает возможности для фиксации цены в будущем. Поэтому, с одной стороны, при благоприятных условиях рынка, продажа фьючерса на поставку может стать для производителя способом контроля ценового рынка и управления бюджетом компании.

Например, российское нефтегазодобывающее общество в октябре продало фьючерс с поставкой в ноябре по фиксированной цене, произвело отгрузку в октябре и получило оплату по цене сентября.

Таким образом, общий финансовый итог сделки будет зависеть от цены нефти на момент поставки.

Основным преимуществом рассмотренных инициатив является отход от ценообразования на экспортную нефть в привязке к котировкам, рассчитываемым зарубежными информационно-ценовыми агентствами, и создание российского маркерного сорта нефти, что позволит увеличить падающие на фоне снижения цен на нефть нефтегазовые доходы бюджета.

Также необходимо добавить, что создание российского маркерного сорта нефти существенно повлияет на методологию определения рыночного уровня цен на нефть.

В настоящее время в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 105.6 НК РФ при проведении налоговой проверки сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган использует данные информационно-ценовых агентств. При переходе к оценке экспорта нефти на основании российского маркера потребуется закрепление такой оценки экспорта в безальтернативном порядке в НК РФ.

Такие меры также послужат увеличению доходов бюджета при несоответствии экспортных цен компаний максимальному или минимальному8 значениям интервалов рыночных цен.

^исок литературы

1. А.Н. Голомолзин, статья «Проблемы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и пути их решения», 15.05.2015 http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-

press 40699.html;

2. Сафонова Т.Ю., «Классификация и характеристики маркерных сортов российской нефти», http://www.naans-media.ru/klassifikatsiya-i-kharakteristiki-markernvkh-sortov-rossivskov-nefti.php;

3. Статья «В Минэнерго обсудили вопросы формирования маркерных сортов российской нефти» 04.06.2014,

http://www.taneco.ru/ru/news/industrv/?ID=1629

юридических лиц наложением административного штрафа в размере от 300 до 500 тысяч рублей. 8 В контролируемых сделках применение налоговым органом для целей налогообложения минимального значения интервала рыночных цен производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

4. А.В. Рогов, статья «Зависимость доходов 5. http://www.opec.org/opec_web/static_files_p

бюджета России от экспорта нефтегазового сек- roject/media/downloads/publications/ASB2016.pdf тора» // Молодой ученый. - 2014. - №№20. - с. 383-386.

Стеценко В.А.,

кандидат економ1чних наук, доцент кафедри маркетингу Нащонального утверситету харчових

технологш Якименко А. О., Блажкун I. В.

маггстранти кафедри маркетингу Нацгонального утверситету харчових технологш БРЕНД: ВИГОДИ ДЛЯ СПОЖИВАЧА

BRAND: ADVANTAGES FOR CONSUMER

Stetcenko V. Candidate of Sciences, docent the Department of marketing National University of Food Technologies)

Yakimenko A.

Blazhkun I. (undergraduate the Department of marketing National University of Food Technologies)

АНОТАЦ1Я

На основi систематизацп mдходiв до трактування поняття «бренд», подано оптимальне i актуальне визначення. Дослщжено взаемозв'язок бренду 3i спорщненими категорiями. Подано характеристику еле-менпв брендингу, яш впливають на споживача. Вперше автором було розроблено та обгрунтовано шкалу формування та дешсталяцп вигод бренду для споживача.

ABSTRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Based on the systematization approaches to the interpretation of the concept of «brand», optimal and actual definition was presented. The interconnection brand with related categories was researched. The description of the branding elements that affect consumer was posted. The scale formation and uninstalling the advantages of the brand to the consumer were developed and justified the first time by author.

Ключовi слова: бренд, брендинг, поведшка споживача, споживча лояльнють, споживчi вигоди.

Keywords: brand, branding, behavior of consumer, consumer loyalty, consumer advantages.

Основний текст статть В сучасних умовах жорстко! конкуренци тдприемствам стае недостат-ньо лише виготовляти яшсний товар чи пропо-нувати унiкальнi послуги. Основним завданням створення позитивного бренду стае забезпечення для споживачiв таких комфортних умов, за яких придбання брендового товару стане приемним та бажаним. Такi умови вимагають глибокого розу-мiння поняття бренду, яке еволюцюнуе, трансфор-муеться та ускладнюеться. Дослiдженнями впливу бренду проводили зарубiжнi та вiтчизнянi науковцi, але на нашу думку, недостатньо придшено уваги саме впливу бренду на покупця (споживача).

Дослiдження поняття бренду, його науково! сутностi та концепцш, впливу на поведiнку споживача присвячеш працi зарубiжних i впчизняних учених, серед яких необхiдно зазначити Д. Аакера [1], Дж. Хофмейра [2], Ф.Ф. Райхельда, Т. Томаса

[14], Бутчер А. Стефана [5] та шших. Теоретичш та практичш пiдходи до процесу формування лояль-ностi й окремi аспекти управлшня ними на тдпри-емствах розглянуп такими вiтчизняними вченими, як Бояршинов А.А. [4], 1ванюк I. [8], Семенова М.1.

[15], Петриченко П.А. [12] тощо.

Брендинг являеться одшею iз найважливiших складових маркетингу, а також штегруеться в про-цеа створення й просування товарiв для формування довгостроково! конкурентно! переваги тдп-риемства. За допомогою маркетингових i реклам-них технологiй бренд-менеджери борються не

просто за споживача, а за його емоци, за прихиль-нiсть до товару, за його лояльнють, саме це впливае на поведшку споживачiв.

Поведiнка споживача - це процес формування ринкового попиту покупцiв, що здiйснюють вибiр благ з урахуванням юнуючих щн. Модель поведь нки споживача являе собою загальш принципи вза-емоди на ринку, що включають в себе, насамперед максимiзацiю загально! корисносп, закон спадно! гранично! корисностi та бюджетне обмеження.

На поведiнку споживачiв, на думку Прокопенко О. В. впливае ввдразу в сукупносп декiлька фа-кторiв:

1. Вплив комплексу маркетингу - маркетин-гова товарна полиика, цiнова полiтика, збутова полггака, збутова полiтика, комунiкацiйна поль тика.

2. Соцiокультурнi фактори - референтш групи, сiм'я, соцiальна роль i статус, культура i субкультура.

3. Фактори ситуацшного впливу - змши в ма-кросередовищi, змiни обставин у покупця, атмосфера в магазиш, ди iнших покупцiв.

4. Особистюш фактори - вiк, стать, амейний статус, етап життевого циклу ам'!, професiя, освiта, рiвень доходiв, тип особистостi, стиль життя.

5. Психолопчш фактори - мотивацiя, сприй-няття, засвоення, переконання, ставлення [13].

Загалом фактори, як! впливають на кушвельну поведiнку покупця, можна подшити на дв! групи:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.