Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЕСТР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аносов А.В.

Рассматриваются положительные и отрицательные аспекты использования технологии блокчейн в системе государственной регистрации транспортных средств. Предложена теоретическая модель реализации данной концепции на практике с учетом организационных, нормативных, технических и ресурсных возможностей. Сделан вывод об отсутствии в настоящее время условий для внедрения указанной технологии и о необходимости поэтапной проработки вопроса ее использования в будущем с учетом выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF STATE REGISTRATION OF VEHICLES

The article discusses the positive and negative aspects of using the Blockchain technology in the system of state registration of vehicles. Proposed a theoretical model for the implementation of this concept, taking into account the organizational, regulatory, technical and resource capabilities of its implementation in practice. It was concluded that there are currently no conditions for its implementation and the need for a phased study of the issue of its use in the future, taking into account the identified problems.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

- Безопасность дорожного движения -

Научная статья © Аносов А.В., 2022

NIION: 2021-0084-1/22-038 УДК 342.9 MOSURED: 77/27-026-2022-1-237

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Александр Викторович Аносов

Академия управления МВД России pdnrme@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются положительные и отрицательные аспекты использования технологии блокчейн в системе государственной регистрации транспортных средств. Предложена теоретическая модель реализации данной концепции на практике с учетом организационных, нормативных, технических и ресурсных возможностей. Сделан вывод об отсутствии в настоящее время условий для внедрения указанной технологии и о необходимости поэтапной проработки вопроса ее использования в будущем с учетом выявленных проблем.

Ключевые слова: блокчейн, распределенный реестр, государственная регистрация транспортных средств, безопасность дорожного движения, современные технологии, безопасность информационных систем

Для цитирования: Аносов А.В. Перспективы использования технологии блокчейн в системе государственной регистрации транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 4-7.

PROSPECTS FOR THE USE OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF STATE REGISTRATION OF VEHICLES

Alexander V. Anosov

Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia pdnrme@yandex.ru

Abstract. The article discusses the positive and negative aspects of using the Blockchain technology in the system of state registration of vehicles. Proposed a theoretical model for the implementation of this concept, taking into account the organizational, regulatory, technical and resource capabilities of its implementation in practice. It was concluded that there are currently no conditions for its implementation and the need for a phased study of the issue of its use in the future, taking into account the identified problems.

Keywords: blockchain, distributed ledger, state registration of vehicles, traffic safety, modern technologies, information security systems For ritation: Anosov A.V. Prospects for the use of blockchain technology in the system of state registration of vehicles // Road safety. 2022. № 1. P. 4-7.

Проблемы, связанные с предупреждением хищения транспортных средств (далее также ТС), остаются актуальными на протяжении длительного времени. Несмотря на снижение общего числа краж автотранспорта, наблюдающееся в последние годы, каждое из таких преступлений, кроме серьезного материального ущерба для потерпевших, создает предпосылки для совершения иных противоправных деяний, связанных с использованием похищенного автотранспорта, представляющих угрозу для обеспечения безопасности дорожного движения, антитеррористической защищенности и формирующих теневой рынок купли-продажи транспортных средств и запасных частей к ним.

Одним из действенных способов предупреждения данного вида преступлений является эффективная система регистрации и контроля передвижения автотранспорта, использующая современные информационно-телекоммуникационные технологии. При этом необходимым условием ее использования является соблюдение требований устойчивого функционирования и защищенности информационной системы от внешних посягательств. Неслучайно в обновленной в 2021 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отдельным пунктом обозначена задача формирования «безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности информационной инфраструктуры Российской Федерации и устойчивости ее функционирования» [2].

Современные информационные ресурсы, средства телекоммуникации, цифровизация процессов оказания различного вида услуг прочно вошли в жизнь. Как справедливо отмечает Т.В. Пинкевич, использование информационных ресурсов, эффективная организация информационных процессов могут существенно увеличить рентабельность многих видов продуктивной деятельности, способствовать разрешению политических, военно-политических, социально-экономических, культурно-просветительских и социальных проблем [4].

Одной из наиболее перспективных систем, предназначенных для совершенствования процесса учета и регистрации информации, является технология (платформа) блокчейн. В настоящее время призывы к активному ее использованию в различных сферах, связанных с обработкой больших массивов информации, прекратились, однако данная платформа представляет несомненный интерес, с одной стороны, как фактор автономизации процесса регистрации, учета и хранения информации, с другой - как возможность ограничить влияние личностного фактора в ходе регистрационных процедур и таким образом снизить коррупционные риски. Продолжается активное обсуждение данной передовой технологии и в научной среде, предлагаются конкретные формы ее возможного использования, в том числе в системе оказания государственных услуг [3, 6, 7].

Прежде чем оценить целесообразность использования платформы блокчейн в системе регистрации

транспортных средств, целесообразно обозначить принципы ее использования и преимущества внедрения в практическую деятельность.

Функционирование технологии блокчейн неразрывно связано с таким понятием, как логическая транзакция. Это логическая единица формирования базы данных, целостная по своей структуре и обладающая признаком завершенности. При этом множество транзакций может осуществляться по различным параллельным каналам передачи информации, каждая из них должна быть подтверждена конечной системой - только в этом случае запись является истинной, включается в базу данных и становится частью истории транзакций.

Основной принцип работы технологии блокчейн - однократность регистрации транзакции в распределенной системе. Данный принцип, во-первых, подразумевает неизменность вносимой в систему блокчейн информации: каждая последующая операция выполняется в новые блоки (отсюда и название самой платформы), защищенные от возможного видоизменения путем генерации хэш-кода, уникального для каждого блока. Хэш-код позволяет в любой момент идентифицировать данный блок, однако возможность восстановить содержимое блока отсутствует, поскольку оно защищено с использованием методов криптографии. Сгенерированный таким образом хэш-код включается в блокчейн с обязательным добавлением метки времени, подтверждающей истинность произведенных транзакций, и служит связующим звеном между отдельным блоками в цепочке блокчейна. Таким образом, внести какие-либо изменения в уже произведенную и подтвержденную запись в базе данных невозможно, но в любой момент времени можно проследить всю цепочку транзакций.

Во-вторых, благодаря системе распределенных реестров обеспечивается устойчивое функционирование всей системы в автономном режиме. Каждый сетевой узел, кроме возможности самостоятельно формировать цепочку транзакций, получает данные от других параллельно работающих узлов (вычислительных устройств) и содержит полную копию всего реестра. Таким образом, отсутствует необходимость в едином центре управления, система подтверждения каждой транзакции основана на алгоритме достижения консенсуса между всеми независимыми узлами, без которого невозможно произвести новую запись. Эта особенность технологии блокчейн позволяет использовать базы данных без централизованных систем хранения, устраняет необходимость их резервного копирования, минимизирует возможность умышленного или случайного искажения внесенных в реестр данных.

Но основе перечисленных факторов смоделируем один из вариантов системы государственной регистрации транспортных средств с применением платформы блокчейн и отметим ее преимущества и недостатки.

На базе каждого из региональных подразделений государственной регистрации транспортных средств (в настоящее время - МРЭО ГИБДД) создаются независимые сетевые узлы, с помощью которых осуществляется ввод регистрационной информации, они же являются элементами распределенного реестра блокчейна. Таким образом, каждый из сетевых узлов хранит весь блокчейн и участвует в системе подтверждения корректности вновь поступившей информации. Внесение регистрационных данных осуществляет сотрудник регистрационного подраз-

деления, который после заполнения установленной формы кодирует ее методом криптографии с помощью личного ключа (электронной цифровой подписи) и отправляет в систему. Теоретически возможен вариант, когда лицо, имеющее электронную цифровую подпись, само может поставить ТС на учет без участия регистратора, однако данная конструкция порождает дополнительные проблемы наличия у всех действующих и потенциальных владельцев транспортных средств электронной цифровой подписи, а также контроля корректности вводимых данных, что значительно усложняет рассматриваемую модель.

В случае внесения некорректных данных, попытки отзыва или дублирования единицы уже введенной информации система блокчейн ее не примет, и транзакция будет отвергнута. Поскольку сама система транзакций является прозрачной, необходимо организовать дистанционное подключение к ней граждан, чтобы любой из них, по условиям предлагаемой модели, мог проверить наличие государственной регистрации транспортного средства, установить его предыдущих владельцев, иные данные, входящие в регистрационную запись, но не имел возможности каким-либо образом внести свои коррективы.

Благодаря условной простоте системы проверки регистрационных данных, сформированных с использованием платформы блокчейн, теоретически возможна организация автоматического контроля передвижения автотранспорта и выявления фактов использования поддельных номеров или отсутствия регистрации путем сравнения данных, поступающих от средств видеофиксации на дорогах, с данными государственного реестра.

К преимуществам внедрения платформы блокчейн в систему государственной регистрации транспортных средств можно отнести следующие факторы:

обеспечение открытости и транспарентности системы государственного учета;

автоматизация всего процесса и минимизация личностного участия в процессе обработки информации, а значит, низкая стоимость содержания и администрирования системы;

простота процедуры внесения данных, не требующая специальной квалификации оператора;

устойчивость и защищенность всей системы благодаря распределенному реестру и криптографическим технологиям;

возможность ее дальнейшего развития и интеграции с поисковыми и контрольными системами получения информации в сфере безопасности дорожного движения.

Однако при подробном анализе представленной модели становится очевидным ряд проблем с ее применением на практике.

Основная проблема, препятствующая активному внедрению данной платформы в систему государственных учетов, заключается в оценке соотношения ее преимуществ и необходимых материальных затрат. Несмотря на то, что несколько 1Т-компаний в России и за рубежом предлагают свои услуги в области разработки блокчейн-проектов под конкретные задачи, стоимость и трудоемкость перевода действующей базы на новую платформу может оказаться нерациональной по сравнению с предоставляемыми преимуществами. Добавим, что заявленная высокая скорость обработки информации на платформе блок-чейн может быть обеспечена при условии использования высокопроизводительных вычислительных ресурсов, поскольку применение криптографиче-_ 5

Безопасность до]

ских методов шифрования и дешифрования информации относится к трудоемким процессам. Высока вероятность, что в регистрационных подразделениях при введении новой системы потребуется обновление компьютерной техники, в том числе серверов или сетевых хранилищ, а также переход на сети с более высокой пропускной способностью.

Другая проблема вызвана необходимостью соблюдения требований неразглашения персональных данных. Одним из аргументов в пользу внедрения платформы блокчейн в систему государственных учетов является повышение прозрачности административных процедур и обеспечение прямого доступа граждан к регистрационным данным. В то же время согласно ст. 11 Федерального закона от 03.08.20l8 № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к регистрационным данным ТС, вносимым в базу, относятся фамилия, имя, отчество и место жительства владельца, т.е. персональные данные, подлежащие оглашению только с разрешения данного лица [1]. Третья проблема вызвана необходимостью кардинальной переработки нормативной правовой базы, относящейся к государственной регистрации транспортных средств, с учетом устранения противоречий с иными нормативными правовыми актами.

Одним из базовых преимуществ систем, построенных на блокчейн-технологиях, является неизменность сведений, внесенных в распределенный реестр, - новая транзакция не может изменять предыдущую, а лишь продолжает цепочку блокчейна. Но ведение любой базы данных, особенно с использованием множества сетевых узлов, сопряжено с появлением технических ошибок в записях, вызванных как объективными факторами (сбой программного обеспечения, проблемы связи и пр.), так и субъективными (ошибка оператора или самого лица при подаче сведений). Возникает дилемма: при усложнении процедуры корректировки предыдущих записей теряются все основные преимущества рассматриваемой платформы по сравнению с действующей, а при упрощении системы корректировки повышаются коррупционные риски, связанные с умышленным внесением недостоверных сведений. Кроме того, платформа блокчейн эффективна при отсутствии условий для совершения так называемой «Атаки 51%», т.е. потенциальной невозможности контроля более чем над 50% ресурсов распределенного реестра, который в данном случае находится в пределах одного ведомства, что автоматически снижает независимость и степень защищенности всей системы.

Таким образом, анализ положительных и отрицательных аспектов внедрения платформы блок-чейн в систему государственной регистрации, в том числе транспортных средств, приводит к неоднозначным выводам. Отчасти можно согласиться с мнением Д.В. Липницкого, полагающего, что благодаря спекулянтам и энтузиастам эта технология так вошла в моду, что ее, как почтовую марку, пытаются приклеить на любой новый проект, даже там, где это неуместно [5]. В настоящее время целесообразность применения блокчейн-технологий к системе оказания государственных услуг вызывает большие сомнения. В то же время нельзя недооценивать перспективы развития современных информационно-коммуникационных технологий в плане повышения эффективности деятельности, экономии

)жного движения -

сил, средств и ресурсов, обеспечения безопасности функционирования систем и снижения коррупционных рисков. Поэтому целесообразно начать с концептуальной и доктринальной проработки проблемы: прежде всего сформировать общую концепцию использования технологии блокчейн, обосновать ее принципы, этапы развития и внедрения, ожидаемый результат на основе научных исследований и анализа различных моделей использования в практической деятельности. Важным элементом разработки концепции является расчет необходимых затрат и объективный анализ их соотношения с предполагаемой положительной отдачей, подготовка соответствующей нормативной правовой базы, оценка степени готовности участников системы к переходу на новые технологии, исследование зарубежного опыта внедрения технологии блокчейн в систему оказания государственных услуг (Швеция, Нидерланды, Эстония и др.). После всесторонней оценки государственных интересов, технических и ресурсных возможностей, востребованности данных инноваций со стороны гражданского общества, возможно разработать, апробировать и внедрить конкретную модель построения системы государственной регистрации автотранспорта на платформе блокчейн.

Список источников:

1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 283-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. № 32 (Часть I). Ст. 5076.

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (Часть II). Ст. 5351.

3. Басова И.А. Возможности технологии блокчейн для совершенствования системы регистрации недвижимости в России // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. № 12. С. 290-297.

4. Ищук Я.Г., Пинкевич Т.В., Смольянинов Е.С. Цифровая криминология: учебное пособие. М.: Академия управления МВД России. 2021. С. 112.

5. Липницкий Д.В. Возможности и вызовы для блокчейн в новой индустриализации // Экономика промышленности. 2019. № 1(85). С. 82-100.

6. Татаринцева Е.А. Внедрение технологий блокчейн в индустрию транспорта и грузоперевозок // Управление в России: проблемы и перспективы. 2018. № 3. С. 9-15.

7. Чуприна А.Д., Грошева Е.К. Возможности применения блокчейн-технологии в современных реалиях // Коммуникационные технологии: социально-экономические и информационные аспекты: материалы Всероссийской (23 ежегодной) молодежной научно-практической конференции. 2020. С. 166-168.

References:

1. Federal Law № 283-FZ of 03.08.2018 (as from 30.12.2021) «On State Registration of Vehicles in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Legislative Assembly of the Russian Federation. 06.08.2018. № 32 (Part I). Art. 5076.

2. Decree of the President of the Russian Federation № 400 of 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Legislative Assembly of the Russian Federation. 05.07.2021. № 27 (Part II). Art. 5351.

3. Basova I.A. Possibilities of blockchain technology to improve the real estate registration system in Russia // News of the Tula State University. Technical science. 2020. № 12. P. 290-297.

4. Ishchuk Ya.G., Pinkevich T.V., Smolyaninov E.S. Digital criminology: a tutorial. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. P. 112.

5. Lipnitsky D.V. Opportunities and challenges for blockchain in the new industrialization // Economics of Industry. 2019. № 1(85). P. 82-100.

6. Tatarintseva E.A. Implementation of blockchain technologies in the transport and cargo transportation industry // Management in Russia: problems and prospects. 2018. № 3. P. 9-15.

7. Chuprina A.D., Grosheva E.K. Possibilities of using blockchain technology in modern realities // Communication technologies: socioeconomic and informational aspects: materials of the All-Russian (23rd annual) youth scientific-practical conference. 2020. P. 166-168.

Информация об авторе

А.В. Аносов - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовной политики Академии управления МВД России Контакты: ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, Москва, Россия, 125130

Information about the author

A.V. Anosov - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, associate professor of the department anti-crime policy of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: ul. Zoi i Alexandra Kosmodem'yanskih, d. 8, Moscow, Russia, 125130

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 17.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.