Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / маркетплейс / электронная коммерция / региональные маркетплейсы / региональное развитие / Ростовская область / digital transformation / marketplace / e-commerce / regional marketplaces / regional development / Rostov region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кристина Андреевна Петрушина, Александр Владимирович Ефимов, Михаил Михайлович Куликов

Целью исследования является выявление перспективы использования российских маркетплейсов отечественными предприятиями в Ростовской области. Методологическую базу исследования составляют статистические данные российских рейтингов маркетплейсов по регионам, научные статьи и публикации, теоретические труды и элементы сравнительного анализа. Рассмотрение, изучение и использование данных материалов позволит определить влияние использования отечественных маркетплейсов на региональном уровне и в дальнейшем спрогнозировать их перспективы. Результаты исследования. Результатом исследования является выявление сильных и слабых сторон региональных маркетплейсов по Ростовской области. Определили, что региональные маркетплейсы положительно влияют на социально-экономическую систему региона и на региональную экономику в целом. Перспективой исследования является рассмотрение и выявление влияния использования региональных маркетплейсов на предприятия Ростовской области, а также определить степень положительного эффекта от маркетплейсов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кристина Андреевна Петрушина, Александр Владимирович Ефимов, Михаил Михайлович Куликов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF RUSSIAN MARKETPLACES BY DOMESTIC ENTERPRISES AT THE REGIONAL LEVEL IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The aim of the study is to identify the prospects for the use of marketplaces by domestic enterprises in the Rostov region. The methodological basis of the study the research includes statistical data on Russian marketplace rankings by region, scientific articles and publications, theoretical papers and elements of comparative analysis. Consideration, study and use of these materials will make it possible to determine the impact of using domestic marketplaces at the regional level and to predict their prospects in the future. The results of the study. The result of the study is to identify the strengths and weaknesses of regional marketplaces in the Rostov region. It was determined that regional marketplaces have a positive effect on the socio-economic system of the region and on the regional economy as a whole.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Научная статья УДК 339.13 ББК 65.291.3 П 31

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-1-295-23-30

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

(Рецензирована)

Кристина Андреевна Петрушина1 Александр Владимирович Ефимов2 Михаил Михайлович Куликов3

1,2,3Южно-Российский государственный политехнический университет

(НПИ) имени М.И. Платова, Новочеркасск, Россия

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Целью исследования является выявление перспективы использования российских маркетплейсов отечественными предприятиями в Ростовской области.

Методологическую базу исследования составляют статистические данные российских рейтингов маркетплейсов по регионам, научные статьи и публикации, теоретические труды и элементы сравнительного анализа. Рассмотрение, изучение и использование данных материалов позволит определить влияние использования отечественных маркетплейсов на региональном уровне и в дальнейшем спрогнозировать их перспективы.

Результаты исследования. Результатом исследования является выявление сильных и слабых сторон региональных маркетплейсов по Ростовской области. Определили, что региональные маркетплейсы положительно влияют на социально-экономическую систему региона и на региональную экономику в целом.

Перспективой исследования является рассмотрение и выявление влияния использования региональных маркетплейсов на предприятия Ростовской области, а также определить степень положительного эффекта от маркетплейсов в целом.

Ключевые слова: цифровая трансформация, маркетплейс, электронная коммерция, региональные маркетплейсы, региональное развитие, Ростовская область.

Для цитирования: Петрушина К.А., Ефимов А.В., Куликов М.М. Перспективы использования российских маркетплейсов отечественными предприятиями на региональном уровне в условиях цифровой трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2022. Вып. 1 (295). С. 23-30. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-1-295-23-30

Original Research Paper

PROSPECTS FOR THE USE OF RUSSIAN MARKETPLACES BY DOMESTIC ENTERPRISES AT THE REGIONAL LEVEL IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Kristina A. Petrushina1

Alexander V. Efimov 2

Mikhail M. Kulikov3

12 3Platov South Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk,

Russia

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Abstract. The aim of the study is to identify the prospects for the use of marketplaces by domestic enterprises in the Rostov region.

The methodological basis of the study the research includes statistical data on Russian marketplace rankings by region, scientific articles and publications, theoretical papers and elements of comparative analysis. Consideration, study and use of these materials will make it possible to determine the impact of using domestic marketplaces at the regional level and to predict their prospects in the future.

The results of the study. The result of the study is to identify the strengths and weaknesses of regional marketplaces in the Rostov region. It was determined that regional marketplaces have a positive effect on the socio-economic system of the region and on the regional economy as a whole.

Keywords: digital transformation, marketplace, e-commerce, regional marketplaces, regional development, Rostov region.

For citation: Petrushina K.A., Efimov A.V., Kulikov M.M. Prospects for the use of Russian marketplaces by domestic enterprises at the regional level in the context of digital transformation // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2022. No. 1 (295). Pp. 123-30 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-1-295-23-30

Введение. Прогрессирующее время, меняющее конвенциональное восприятие образа жизни человечества, можно охарактеризовать одним словом - современность. Это мир, где научно-технический прогресс осуществил революцию, сломав классическое мировоззрение людей. Сегодня можно удостовериться в том, что общество пребывает на тонкой грани реальности, в то время как его окружает безграничное множество технологических разработок.

Каждый год удивляет мощью быстро развивающихся предприятий, которые усердно адаптируются под новые стандарты и реалии. Экономический кризис, политические

конфликты, социальные распри: все эти аспекты влияют на модель поведения не только общества, но и фирм. Как правило, все эти трудности влекут за собой последствия, которые выражаются в принятие значимых решений, например, таких как -цифровая трансформация. За последнее время у политиков и ученых данная направленность является одной из самых популярных и обсуждаемых. Динамичный рост производительности: главное преимущество цифровой трансформации.

Так, например, кризис пандемии Covid-19 в значительной степени повлиял на экономику стран, оставив существенный след в мировой истории. Крупным предприятиям,

а также представителям МСП, в вынужденной мере пришлось перевести режим на удаленную работу. Вследствие этого компании провели комплекс мероприятий по осуществлению цифровой трансформации для повышения их IT-мощности, в том числе изменив методы организации работы. Такого рода конъюнктура считается надлежащей и благоприятной, для того, чтобы предприятия оказались оцифрованными и смогли достигнуть высокой цифровой зрелости, продвигая бизнес вперед.

В свою очередь, цифровая зрелость играет важную роль, говоря о гибкости и быстрорастущих изменениях рынка. Корпорации с низким показателем цифровой зрелости считаются достаточно уязвимыми к внешним стремительным изменениям. Фирма, которая считается цифровой зрелой, может функционировать более стратегически и быстрее перед лицом радикальных преобразований.

Сегодня, чтобы оставаться в лидером на рынке, принципиально важно руководствоваться всеми тенденциями развития IT-трендов. Маркетплейс - новый, масштабный, лидирующий тренд электронной коммерции.

Актуальность темы, в настоящее время, обуславливается тем, что маркетплейсы - решение в формировании масштабных комплексных программ по продвижению и развитию крупных торговых электронных площадок.

Методологическая и эмпирическая база исследования. Фундаментом работы стали материалы и публикации в сборниках академических трудов по вопросам электронной коммерции. Проанализирован потенциал применения маркетплей-сов для быстрого продвижения местного бизнеса в регионе, увеличения темпов регионального развития.

Методологической базой исследования является соединение академических и фактических

материалов, способствующие комплексно изучить вопрос.

Эмпирическую базу исследования составили данные аналитического агентства Data Insight.

Основная часть. Электронные торговые площадки за последние несколько лет подорвали конкуренцию и инновации во многих областях жизни общества: розничная торговля, развлечения, гостиничный бизнес, транспорт, игры, музыка и т.д. В списке крупнейших корпораций по рыночной капитализации, платформенные компании, на сегодняшний день, главенствуют, являясь для других «крупными индустриальными игроками». Корреляция цифровых платформ увеличилась в разы больше в разнообразных сферах.

В данной статье мы разберем, что же представляет собой маркет-плейс? Почему так необходимо запускать и развивать региональные маркетплейсы?

В настоящее время отечественный бизнес активно выходит на российские маркетплейсы, так как они улучшают работу бизнеса, дают возможность без особых усилий продвинуть бренд компании и повысить объем продаж. Крупные предприятия, имеющие свои раскрученные интернет-магазины, также придерживаются сложившейся тенденции. Обоснованием является тот факт, что маркетплейс для бизнеса - это в первую очередь лояльность многомиллионной аудитории [1]. По статистике, каждый третий человек в стране заходит на электронную площадку с целью «просто посмотреть», тем самым увеличивая посещаемость, спрос и перспективность данного маркетплейса, что становится не таким доступным для любого интернет-магазина, так как ассортимент товара на маркетплейсах обширный и разнообразный. Значимость маркетплейса заключается в том, что продавец выбирает выгодный инструментарий продаж, а покупатель получает возможность

приобрести все требуемые товары в одном месте не затрачивая время.

Существенным различием мар-кетплейса от интернет-магазина является бизнес процесс. Интернет-магазин - это платформа, создаваемая под определенного продавца. В свою очередь, маркетплейс, учитывает интересы множества продавцов, это отличительное качество оказывает влияние почти на все внутренние процессы.

На рис. 1 показана модель бизнес процесса двух площадок.

Сейчас в лидирующие позиции рынка России входят 5 популярных и быстроразвивающихся площадок, такие как: Wildberries; Ozon; Яндекс.Маркет; СберМегаМаркет; AliExpress Россия. В 2022 году доля рынка маркетплейсов в России

от общего числа онлайн-продаж с 39,7% выросла до 47,9% [2]. По прогнозам Data Insight, в 2024 году процент рынка маркетплейсов составит уже 54%, после чего темпы могут замедлиться [2].

Если рассматривать маркетплейс для запуска бизнеса, то это наиболее выгодная позиция для начинающего предпринимателя. Требуемые затраты при запуске, учитывая комиссии на продажи, которые они взымают, будут намного меньше, чем при открытии своего офлайн и онлайн магазина. Положительный эффект будет тогда, когда продавец определиться и займет наиболее успешную нишу товаров на правильной для себя площадке, изучив при этом все тонкости условий и тарифа маркетплейса.

Интернет-магазин

интернет-магазина.

витрина интернет-магазина

Рис. 1. Модель бизнес процесса интернет-магазина и маркетплейса

Взымаемая комиссия на электронных площадках постоянно меняется, в зависимости от категории товара. Так, например:

1. СберМегаМаркет - от 3% до 20%;

2. Wildberries - от 1% до 15%;

3. Ozon - от 4% до 15%;

4. AliExpress Россия - нет комиссии на первые 100 товаров, далее 5% - 8%;

5. Яндекс.Маркет - 2%.

Так же многие площадки взы-мают дополнительные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и доставку.

Рассмотрим некоторые факты о маркетплейсах:

♦ Лидер SEO оптимизации -Ozon. (Как можно заметить, в сравнении с конкурентами, частое упоминание электронной площадки Ozon в соц. сетях придает бренду узнаваемость и получение большого прямого трафика.)

♦ Лидер отзыва - Яндекс. Маркет и СберМегаМаркет. (Положительные отзывы в соц. сетях наблюдаются о Яндекс.Маркете, негативные - о СберМегаМаркете.)

♦ Лидер мобильного приложения - Wildberries. (С мобильного приложения чаще всего посещают Wildberries, а с desktop заходят в основном на Ozon и AliExpress Россия.)

2022 год для нашей страны стал переломным из-за февральских политических событий, которые в кардинальной мере принесли сложности экономике России, в том числе и маркетплейсам. Заморозка активов, санкции, разрыв логистических цепочек: все это заставило их перестроить финансовые модели бизнеса. Многие площадки отменили систему лояльности для продавцов и бонусные программы для потребителей. Кадровые проблемы так же настигли бизнес, ведь операционные процессы, поддерживаемые IT-специалистами, важны для восприимчивой онлайн-торговли, а массовая эмиграция данных кадров усугубило положение. Следовательно, необходимые и масштабные проекты для электронных торговых площадок были приостановлены для воплощения и развития.

Так в режиме новой реальности некоторые компании потерпели поражение, а кто-то смог приумножить свои доходы. Лидерами по продажам стали:

1. Wildberries - на период с 1.01.2022 г. до 1.09.2022 г. оборот вырос на 95% год к году до 1,1 трлн руб. рост продаж составил 76%. Общее число заказов составило 954,7 млн, на 83%>, чем за 2021 г. В 3 квартале 2022 г. оборот приумножился на 95% до 420,2 млрд руб., что стало новым рекордом для компании [3].

2. Ozon - на период с 1.01.2022 г. до 1.09.2022 г. оборот Ozon вырос на 98% год к году до 536,2 млрд руб. Согласно ее данным, в III кв. этот показатель составил 188,1 млрд руб. (+74% год к году), из которых 147,1 млрд руб. - оборот маркетплейса (+104%). Валовая прибыль выросла до 36,6 млрд руб., что в 2,4 больше, чем было в аналогичный период 2021 г. [3].

Электронные торговые площадки стали популярны и распространились повсеместно на территории нашей страны. Так, например, для развития бизнеса на маркетплейсах в Ростове-на-Дону, обеспечены все благоприятные условия [4]. Ozon и Яндекс.Маркет - два российских маркетплейса, чьи склады сейчас размещены в логопарке, находящийся в Аксае [4]. Также в регионе у Яндекса расположено 8 пунктов приема заказов и свой транзитный склад, куда можно поставлять товары, что в значительной степени больше, чем в других крупных городах России, такие как: Казань, Нижний Новгород и Краснодар.

Согласно статистики, Ростовская область является лидером по продаже в категории «детская одежда» на Wildberries. Так опыт ростовских предпринимателей компании HoHloon - производитель детской одежды, показывает, что благодаря переходу бизнеса на электронные площадки, оборот компании увеличился почти в 4 раза, что составляет - 130 млн.р в год. С помощью маркетплейса оптимизировалось производство, что привело к росту маржинальности с 27% до 36%. К сожалению, для Ростовской области ближайший склад данной площадки оборудован в Краснодаре. Поэтому в

городах области открыты пункты приема товаров, что упрощает работу ростовских предпринимателей. В результате, Ростовская область по объемам продаж на Wildberries входит в топ-5 регионов, увеличившие свой оборот в 2022 году.

На территории страны главенствуют крупные маркетплейсы, которые динамично расширяются за рубежом. Но, к сожалению, региональные площадки заняли менее активную позицию, что мешает местным представителям МСП развивать международные логистические связи для своего продукта. Поэтому сейчас остро встает вопрос о создании и расширении в регионах таких площадок. Региональный маркетплейс станет спасением для местного производства и приведет компании малого и среднего бизнеса к новому масштабному уровню.

Региональный маркетплейс -это вид электронных площадок, помогающая объединить продавцов и покупателей одного города или региона. Обычно, они запускаются

благотворительными, некоммерческими, правительственными организациями [5]. Преследуемая цель таких площадок: выход на новые рынки; развитие региональной экономики, помощь в развитие фермерам.

В Ростовской области, насчитывается 7.867 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств с общей площадью земельных участков 2,571 млн га, средняя площадь земель одного КФХ - 326,8 га. [6] Согласно статье 3 федерального закона эти хозяйства отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям [6]. Следовательно, при создании регионального маркетплейса сельскохозяйственной промышленности по Ростовской области, можно помочь увеличить объем продаж маленьким фермам.

Для выявления отрицательного или положительного эффекта воздействия на ситуацию в переходе бизнеса на региональные маркет-плейсы в Ростовской области, рассмотрим все события в табл. 1, представленной матриц SWOT.

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа по региональным маркетплейсам Ростовской области

(разработана авторами)

Сильные стороны Слабые стороны

— быстрый старт; — отсутствие абонентской платы, бесплатная регистрация, нулевая комиссия первое время, при благотворительном проекте; — удобная система аналитики; — наличие собственных складов; — высокое развитие транспортных линий; — высокая скорость доставки товаров; — развитие маркетплейса в сегменте В2В; — поддержка администрации в реализации инвестиционных проектов; — поддержка региональной экономики. — зависимость от источников финансирования; — комиссия и дополнительные расходы (до 50%) если не благотворительный проект; — зависимость компаний от правил марткетплейса; — участие в акциях и сезонных скидках, принятые маркетплейсом.

Возможности Угрозы

— увеличение как покупателей, так и продавцов; — увеличение объема продаж и рентабельности; — помощь местным фермерам и ремесленникам; — рост спроса местных товаров; — выход на международный рынок; — улучшение маркетинговых стратегий; — ускорение темпов роста цифровой экономики России. — рост конкуренции на рынке электронной коммерции; — убыток при возврате товара; — потеря продавца, при запуске слабого проекта, без собственных средств НКО

Проанализировав стороны регионального маркетплейса можно выявить следующие направления его развития:

- воспользоватьсягосподдержкой;

- организация складских помещений для быстрой доставки;

- управление тактическим и стратегическим планированием;

- развитие рекламной и маркетинговой компании;

- привлечение местных продавцов и производителей для модели работы быстрой доставки.

Выводы по результатам исследования. Проанализировав рынок электронной коммерции,

можно сделать вывод, что сегодня маркетплейс, в условиях цифровой трансформации экономики - это выгодная бизнес модель для предприятий. Данные площадки позволят вовлечь инициативных людей для построения бизнеса с минимальными вложениями, что даст возможность наиболее эффективно и грамотно раскрутить свой бренд. Перспективность такой бизнес модели определяется: грамотным развитием маркетинговой стратегии, развитостью логистической системы, удобством пользования предпринимателям и покупателям.

Примечания:

1. Курганова Н.Ю. Формирование и развитие современных маркетплейсов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 274-279. DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.49.442. (дата обращения 23.01.2022).

2. Рынок маркетплейсов в России 2022 // LEMON. URL: https://lemon.online/ (дата обращения 09.03.2022).

3. Аналитическое агентство Data Insight. URL: https://datainsight.ru/ (дата обращения 09.01.2022).

4. Неворотов О. На Дону есть все для успешного бизнеса на маркетплейсах // РБК. URL: https://rostov.plus.rbc.ru/ (дата обращения 15.01.2022).

5. Трубецков П. (CS-Cart): «Региональные маркетплейсы стали спасательным кругом для мелких производителей в новых реалиях» // Журнал об электронной коммерции E-PEPPER AERO. URL: https://e-pepper.ru/ (дата обращения 15.01.2022).

6. Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https:// www.donland.ru/ (дата обращения 15.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Kurganova N.Yu. Formation and development of modern marketplaces // Business. Education. Right. 2019. No. 4 (49). Pp. 274-279. DOI: 10.25683/ V0LBI.2019.49.442. (date accessed: 23.01.2022).

2. Marketplace market in Russia 2022 // LEMON. URL: https://lemon.online/ (date accessed: 09.03.2022).

3. Analytical agency Data Insight. URL: https://datainsight.ru/ (date accessed: 09.01.2022).

4. Nevorotov O. On the Don there is everything for a successful business on marketplaces // RBC. URL: https://rostov.plus.rbc.ru/ (date accessed: 15.01.2022).

5. Trubetskov P. (CS-Cart): "Regional marketplaces have become a lifeline for small producers in the new realities" // E-PEPPER AERO e-commerce magazine. URL: https://e-pepper.ru/ (date accessed: 15.01.2022).

6. Official portal of the Government of the Rostov region. URL: https://www. donland.ru/ (date accessed: 15.01.2022).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 24.03.2022. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 14.03.2022; accepted for publication 24.03.2022.

© К.А. Петрушина, А.В. Ефимов, М.М. Куликов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.