ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
УДК 338.001.36 JEL G20
Матвеевский Сергей Сергеевич
канд. техн. наук, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва e-mail: ssmatveevskii@fa.ru
Matveevskii Sergey
Candidate of Technical Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow e-mail: ssmatveevskii@fa.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2018-5-147-154
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БАНКАМИ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ И ВНЕШЭКОНОМБАНКА РОССИИ
Аннотация. Определены актуальные направления деятельности банков развития. Финсовые технологии (далее — финтех) активно используют в области производства и продажи финансовых услуг. Анализ материалов Азиатского банка развития, посвященных вопросам применения цифровой экономики, позволил выделить важные для банков развития возможности финтеха: идентификация и биометрия, быстрые платежи, аналитика больших данных, технология блокчейн. Финтех позволит банкам развития изменить механизм планирования и реализации проектов, повысить эффективность создания «цепочек» стоимости. Представлены проекты Внешэкономбанка России, связанные с финтехом, в частности, использование технологии блокчейн при государственных закупках. В настоящее время Внешэкономбанк успешно осваивает финтех и имеет хорошие перспективы по его использованию на практике.
Ключевые слова: банк развития, финансовые услуги, финтех, технология блокчейн, цифровая экономика, бизнес-модель.
PROSPECTS OF USING FINANCIAL TECHNOLOGIES BY BANKS OF DEVELOPMENT AS AN EXAMPLE OF ASIAN DEVELOPMENT BANK AND VNESHECONOMBANK OF RUSSIA
Abstract. The actual directions of development banks ' activity are determined. Financial technologies are actively used in the production and sale offinancial services. Analysis of the materials of the Asian Development Bank, dedicated to the issues of using the digital economy, made it possible to identify the opportunities for the development banks of the fintech: identification and biometrics, rapid payments, large data analytics, blocking technology. Fintech will allow development banks to change the mechanism for planning and implementing projects, to increase the effectiveness of creating "chains" of value. Vnesheconombank's projects related to fintech, in particular, the use of blocking technology in public procurement, are presented. At present, Vnesheconombank is successfully mastering Fintech and has good prospects for its use in practice. Keywords: development bank, financial services, fintech, blockage technology, digital economy, business model.
Мировой банк определяет банк развития (далее - БР) как «банк или финансовое учреждение с не менее чем 30 процентами государственного капитала, которому был предоставлен явный юридический мандат для достижения социально-экономических целей в регионе, секторе или конкретном сегменте рынка» [17]. Банки развития являются институтами, которые имеют возможность финансировать проекты в тех случаях, когда коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании. Кроме этого, БР могут оценивать перспективы будущего экономического развития региона или государства [16].
Используемые БР технологии позволяют проводить мониторинг проектов, их техническую поддержку, выбор наилучшего масштаба и местоположения проекта, обеспечение его софинансирования [14]. При определенных условиях, БР могут участвовать в антициклическом денежно-кредитном регулировании, обеспечивая определенный уровень инвестиций. Банки развития создают новые рынки и участвуют в реализации стратегических планов развития государства [19].
© Матвеевский С.С., 2018
Финансирование национальных БР за счет государственных бюджетов приводит к тому, что инвестиционные риски переходят от частного сектора к государству, и поэтому налогоплательщики могут платить за возникающие проблемы при реализации проектов БР [20].
С 2000 г. по 2015 г. объемы финансирование всеми многосторонними банками развития (МБР) мира увеличились с 50 до 127 млрд долл. США в год в виде грантов, льготных и неконцессионных займов, инструментов управления рисками, гарантий и инвестиций в акционерный капитал. Многосторонние банки развития обеспечивают мультипликацию финансов, привлекая дополнительное финансирование, в том числе, за счет выпуска облигаций: 1 долл. США, вложенный МБР в финансирование проектов, влечет за собой дополнительные инвестиции в объеме от 2 до 5 долл. США. По данным международных финансовых организаций, это позволяет говорить об объеме т. н. «дополнительных» инвестиций от 40 до 100 млрд долл. США ежегодно [10].
К наиболее крупным МБР относят: Азиатский банк развития (далее - АБР); Африканский банк развития (АфБР); Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР); Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Межамериканский банк развития (МАБР), Группа Всемирного банка [18].
Анализ деятельности МБР, выполненный ЮНКТАД в декабре 2016 г., позволяет сделать следующие выводы [20].
1. Развивающиеся страны создают, как правило, региональные двусторонние и многосторонние БР для финансирования проектов, в которых заинтересованы акционеры МБР (например, БР Латинской Америки (CAF), БР Центральной Америки (CABEI), Новый БР БРИКС (NDB) и Азиатский инвестиционный банк (AIIB). Эти МБР предлагают государствам альтернативное финансирование большого объема, на более привлекательных условиях, содействуют «притоку» дополнительных денежных ресурсов, в частности, транснациональных корпораций [2].
2. Страны-заемщики предпочитают именно кредиты МБР, несмотря на их более высокую стоимость.
3. Бюджетные доходы стран-участниц МБР сокращаются, поэтому финасирование со стороны МБР успешно компенсирует возникающий дефицит ресурсов.
4. Некоторые МБР (в частности, Азиатский банк развития (АБР), Мировой банк) разработали новые способы использование дебиторской задолженности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
5. МБР обеспечивают распространение и использование экспертных и новых знаний и технологий.
В мае 2017 г. БР всего мира провели очередную конференцию, на которой обсуждались две основные темы: как использовать частный капитал и как создавать новые рынки [10]. На конференции было подчеркнуто, что для поддержки финансирования малых и средних предприятий (МСП) БР чаще должны использовать частичные кредитные гарантии, на рынках с ограниченной конкуренцией следует стремиться создавать экосистемы специализированных кредиторов микро-, малых и средних предприятий. Для создания новых рынков БР создают факторинговые компании. Например, для финансирования инфраструктуры Колумбия создала новое учреждение - Financiera de Desarrollo Nacional (FDN). Эта организация будет управлять развитием рынка и обеспечит предоставление ликвидности для снижения риска, который традиционные рыночные игроки не хотят принимать на себя.
Материалы конференции позволяют сформулировать следующие рекомендации для БР.
1. Отдавать предпочтение тем проектам, которые могут обеспечить поддержку общему развитию региона (страны). К таким проектам можно отнести: строительство дорог и систем водоснабжения в отдаленных районах, инвестиции в экологически чистую энергетику, помощь муниципалитетам в разработке и финансировании критических проектов урбанизации, финансирование рискованных проектов в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2. Чаще использовать прямое кредитование или прямые инвестиции в акционерный капитал.
3. Развивать и реформировать кредитный анализ в соответствии с новейшими финансовыми технологиями (цифровизация). В частности, Kreditanstalt fur Wiederaufbau, демонстрирует хорошие результаты в этом направлении, стремясь обеспечить устойчивость экспорта и экономического развития, автоматизации и обмена данными в производстве [7].
4. Проводить кредитование крупных инвестиционных проектов совместно с частными банками, при этом доля БР должна быть менее 50 % общего финансирования проекта.
5. Искать инновационные способы привлечения частного капитала, в том числе через разработку схем кредитных гарантий, повышения кредитоспособности заемщиков с использованием современных инструментов рынка капитала.
6. Обеспечивать поддержку развития экосистем факторинговых, лизинговых и финансовых компаний путем предоставления стабильных источников финансирования с использованием кредитных линий или упрощения доступа к рынкам капитала.
7. Стимулировать частный сектор брать на себя большую ответственность при реализации проектов, поддерживать долгосрочное финансирование проектов в области инфраструктуры.
8. Решать проблемы координации между государством и частным сектором для повышения социальной отдачи инвестиционных проектов в тех случаях, когда социальные доходы превышают частные доходы, а частные доходы недостаточны для стимулирования инвестиций (например, поддержка экспортного контроля качества и общих лабораторных исследований качества пищевых продуктов, которые позволили производителям Боливии захватить 90% рынка бразильских орехов ЕС в 2010-2015 гг.).
9. Акутальность финансовых технологий (цифровизации) определяется следующими данными 2016 г. [5]:
- 90 % всего объема мировой информации было создано за последние 2 года;
- в 2015 г. 51 % вычислительных операций было обработано с использованием облачных сервисов;
- к 2020 г. 6,1 млрд. людей в мире будут иметь смартфоны.
Обсуждая вопросы использования финтеха БР, следует отметить, что индустрия финансовых технологий (fintech, финтех) в настоящее время процветает во всем мире и только в 2016 г. получила инвестиции в размере 17,4 млрд долларов США [10].
Согласно индексу fintech adoption, в 2016 г. треть потребителей во всем мире использует два или более видов финтех-услуг, причем 84 % клиентов говорят, что они знают о финтехе (на 22 % больше, по сравнению с предыдущим годом) [15]. Финтех-компании используют технологии, которые находят применение, как в виде платежных сервисов, так и для таких более сложных программных приложений, как искусственный интеллект и большие данные. К финтеху относится и криптовалюта: децентрализованная цифровая валюта, которая использует шифрование - процесс преобразования данных в код - для создания единиц валюты и проверки транзакций независимо от центрального банка или правительства. Биткойн и эфир - наиболее распространенные примеры цифровых валют. Есть и другие формы виртуальных денег, таких как Litecoin, Ripple и Dash [5].
С финтехом также связывают регулирующую технологию (regtech): технологию, которая помогает фирмам, работающим в отрасли финансовых услуг, соответствовать правилам регуляторов.
В ноябре 2016 г. АБР организовал и провел международную конференцию «Financial inclusion in digital economy» [13]. Конференция была посвящена тому, как цифровая экономика может способствовать финансовой интеграции и обеспечению устойчивого экономического развития, также обсуждались возможности МБР по поддержке развития цифровых финансовых технологий с помощью консультаций и предоставления финансирования для проектов, связанных с финтехом.
На конференции были рассмотрены следующие проблемы:
- клиенто-ориентированный подход к финансовой интеграции;
- цифровые бизнес-модели доступа к финансовым услугам;
- надзор и регулирование цифровых финансовых услуг;
- значение и объемы инвестиций, связанные с переходом к цифровым финансам.
По итогам конференции 2016 г. выделены следующие особенности финтеха, важные для деятельности БР [13]:
1. Идентификация и биометрия. Биометрическая идентификация использует отпечаток пальца, диафрагму глаза, фотографию лица, чтобы идентифицировать человека, как открывающего финансовый счет, так и получающего финансовые услуги.
2. Инфраструктура быстрых платежей. Финтех предоставляет возможность ускорить и упростить платежи. Это приводит к соращению затрат и снижению барьеров для использования финансовых операций.
3. Цифровые платежи от правительства к человеку (G2P). Финтех предоставляет возможность осуществлять прямые платежи от правительства физическим лицам (субсидии и т. п.).
4. Новые бизнес-модели. Финтех создает условия для использования новых бизнес-моделей и сотрудничества (например, телекоммуникационных компаний и банков).
5. Модели, ориентированные на клиента. Использование средств телекоммуникации для контактов с клиентами, предоставления им индивидуальных финанесовых услуг.
6. Финансирование «толпы». Финтех предоставляет возможность обеспечить доступ к финансовым услугам (кредитованию) малому и среднему бизнесу, индивидуальным предпринимателям.
7. Аналитика больших данных. Финтех позволяет анализировать большие объемы информации («большие данные»). Это позволяет снизить затраты, обеспечить подготовку индивидуальных финансовых предложений для физических лиц.
8. Цифровая валюта. Расширение использования электронных денег предоставляет возможность обеспечить доступ к финансовым услугам большого количества людей, ранее не имевших таких возможностей.
9. Технология Blockchain (блокчейн). Использование технологии распределенного реестра данных предоставляет возможность осуществлять финансовую интеграцию, способствует расширению и надежности идентификационной информации, совместимости инфраструктуры мобильных платежей, финансирования торговли, облегчает идентификацию права собственности на землю, повышает надежность владения движимыми активами.
10. Электронная коммерция. Основные компании, использующие т. н. электронную коммерцию, в партнерстве с банками, создают условия для производства и продажи финансовых услуг в новых условиях.
11. Regtech (регулирующая технология). Использование технологических решений для предоставления возможности регуляторам оперативного контроля за исполнением нормативных требований. Целесообразно использовать т.н. нормативные «песочницы» для тестирования новых идей.
12. Особая банковская услуга. Цифровые финансовые решения, используемые финтех-компаниями при обслуживании малоимущих клиентов, могут быть использованы классическими банковскими учреждениями.
13. Проверка клиента. Важной проблемой при использовании финтеха является соблюдение нормативных требований при предоставлении клиентам финансовых услуг. В тех странах, где используют пропорциональные, основанные на оценке риска многоуровневые подходы к предоставлению финансовых услуг, становится возможным, в частности, открывать небольшие счета без соблюдения требований, которые используют при открытии счетов для крупных предприятий. Это приводит к быстрому развитию финансового обслуживания.
14. Партнерства. Партнерские отношения между традиционными банками, финтехкомпаниямии, операторами мобильной связи создают хорошую базу для привлечения большого числа новых клиентов.
Таким образом, материалы конференции позволяют сделать вывод о том, что цифровая экономика предоставляет возможность усиливать клиентоориентированность производства, увеличивать объемы продаж финансовых услуг, использовать новые бизнес-модели. Любые т. н. «цифровые следы», которые «оставляет» клиент при различных финансовых и иных операциях помогают улучшить его финансовое обслуживание. Цифровые технологии и большие данные теперь позволяют поставщикам финансовых услуг более эффективно обслуживать потребителей, которым ранее были недоступны финансовые услуги (в частности, финтех предоставил доступ к финансовым услугам более чем 50 миллионам жителей Индии, 22 миллионам человек в Бангладеш, которые имеют низкие доходы [4]).
Стратегия АБР предусматривает развитие финансовой инфраструктуры, включая альтернативную поставку экосистем с использованием цифровых платформ, поощрение и расширение доступа к банковским и финансовым услугам (включая денежные переводы), страхованию [4]. По мнению специалистов АБР, цифровые финансовые услуги могут способствовать доступу малообеспеченных домашних хозяйств к финансовым услугам, включая микрофинансирование и микрострахование. Как следствие можно ожидать роста финансовой грамотности и доступа к финансовым услугам МСП (включая доступные кредиты), ускорение интеграции МСП мировые рынки и глобальные цепочки добавленной стоимости.
В ноябре 2017 г. состоялась вторая международная конференция «Financial inclusion in digital economy» [4]. Как и конференция 2016 г., данная конференция была посвящена обсуждению прикладных возможностей финтеха, его влияния на финансовые системы государств, логистическую инфраструктуру, платежные системы, финансовые услуги, облачные вычисления, сбор и обработку данных.
В частности, на конференции были рассмотрены следующие вопросы:
- новые разработки финтеха и их влияние на цели устойчивого развития;
- влияние перехода к безналичной цифровой экономике на городское развитие и занятость;
- цифровое финансирование и перспективы развития торговли;
- инновации в финтехе, которые влияют на доступ к финансам, включая сельскохозяйственные производственно-сбытовые цепочки;
- влияние цифрового финансирования на новые разработки в области страхования;
- текущие проблемы регулирующих органов, связанные с необходимостью поиска баланса интересов рыночных игроков и государства; совершенствование пруденциального надзора, проблема управления новыми рисками, использование регуляторных «песочниц», создание условий для международного признания и одобрения финтеха (регтеха);
- нормативная, политическая и физическая инфраструктуры для интегрированной финансовой экосистемы;
- возможности ускорения финансового «включения» с помощью цифровых систем идентификации;
- проблемы кибербезопасности для операций финтеха;
- конфиденциальность данных, финансовое образование и защита потребителей;
- роль правительств и МБР при использовании fintech для устойчивого развития инфраструктуры;
- страновые и региональные приоритеты для поддержки расширения использования цифровых финансовых услуг и электронных платежей;
- экспериментальные проекты с использованием цифровых финансовых технологий;
- использование МБР финтеха для привлечения частных инвестиций в развивающиеся страны.
На конференции обсуждался процесс создания «цепочек» добавленной стоимости для бизнеса (В2В), особенно для малых и средних предприятий (МСП), ориентированных на экспорт, перспективы использования таких технологий, как блокчейн (распределенный реестр данных), интеллектуальные контракты для развития торговли и системы поставок.
Анализ материалов конференции позволяет сделать вывод о том, что для БР важны вопросы финансирования «цепочек» создания стоимости сельскохозяйственной продукции с использованием финтеха, повышения производительности сельского хозяйства для обеспечения глобальной продовольственной безопасности [4]. Важными проблемами являются преодоление восприятия кредиторами новых рисков в связи с использованием финтеха, улучшение поддержки фермеров при существовании местных ограничений на производство, возможность поощрения использования более устойчивых методов ведения сельского хозяйства, обеспечения безопасности пищевых продуктов, совершенствование управления сельским хозяйством после сбора урожая. Особенно это важно для стран Африки, что определяет необходимость международного сотрудничества [1].
Участники конференции продолжили обсуждение аналитики больших данных, биометрической идентификации, психометрического тестирования. Сделан вывод о том, что данные технологии помогут защитить предприятия, жизнь, здоровье и приобретенное имущество миллионов людей от воздействия различного рода финансовых потрясений, в том числе, путем предоставления доступ к базовым услугам страхования.
Материалы конференции, данные АБР позволяют сделать вывод о том, что Азия в настоящее время лидирует в мире по интеграции решений в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), направленной в городской среде на повышение безопасности, улучшение транспортных систем, доступа к чистой воде, энергетическим услугам [4].
Можно утверждать, что финтех создает благоприятные условия для построения т. н. «умного» города. Следствием этого будут повышение качества жизни, основанное на росте эффективности и разнообразия услуг, более полном удовлетворении потребностей жителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что финтех, в частности, идентификация потребителей финасовых услуг, быстрые платежи, технология блокчейн, могут повысить эффективность деятельности БР, ускорить реализация их проектов, сократить потери. Электронная коммерция, использование новых бизнес-моделей, расширение партнерств позволят БР быстрее развивать новые рынки, стимулировать экономический рост.
В России в настоящее время действует несколько институтов развития, крупнейшим из которых является Внешэкономбанк (далее - ВЭБ) [8]. Деятельность ВЭБа регулируется законом № 82-ФЗ «О банке развития» от 04.06.2007 г. В настоящее время действует Группа ВЭБ, она объединяет дочерние общества ВЭБа, деятельность которых определяется упомянутым законом.
В 2015 г. и 2016 г. ВЭБ получил убытки от основной деятельности. Существенное негативное влияние на финансовые результаты ВЭБа оказывают т. н. «плохие активы», не приносящие текущего дохода.
Специалисты ВЭБа разработали новую бизнес-модель банка, стратегию развития до 2021 г. [8]. Анализ деятельности зарубежных БР позволил специалистам ВЭБа выделить ряд основных условий, определяющих успешность их деятельности: использование ограниченного количества направлений деятельности, выбор возвратных проектов с максимальным эффектом развития, использование механизма компенсации по заведомо невозвратным проектам.
Новая стратегия развития ВЭБа предполагает участие в развитии цифровой экономики и индустрии 4.0 в России, использование технологии блокчейн и нейротехнологий, поддержку проектов Национальной технологической инициативы [3].
Специалисты банка считают, что в результате быстрого развития и взаимопроникновения био-, нано-, когнитивных и информационных технологий и картографирования мозга появляется возможность прорыва во многих отраслях экономики [8].
В рамках Петербургского международного экономического Форума 01.06.2017 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией ФинТех (далее — АФТ) и ВЭБом [5; 6]. Соглашение связано с участием ВЭБа в проектах АФТ при развитии и внедрении технологии распределенных реестров. Внешэкономбанк и АФТ рассматривают возможность взаимодействия по внедрению технологии блокчейн в обработку информации государственными органами.
Внешэкономбанк и АО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) осенью 2017 г. запустили совместный проект, основанный на технологии блокчейн [9]. Планируется, что ВЭБ будет использовать данную технологию в инвестиционном процессе, при мониторинге проектов, в закупках, а также при заключении электронных договоров, их исполнении и отслеживании цепочек поставок и субподрядчиков. Широкое использование технологии ожидается в 2019-2020 гг. По подсчетам ВЭБа, совокупный эффект от экономии и повышения качества работы с активами, появления новых сервисных бизнес-возможностей, большей прозрачности для участников и эффективности расходования средств оценивается миллиардами рублей. По мнению руководства АО «ЕЭТП», «использование технологии обеспечит реальную прозрачность всех цепочек поставок и позволит вывести взаимодействие между контрагентами на уровень смарт-контракта. Развитая инфраструктура и технологическая экспертиза позволят масштабировать результаты на другие ИТ-системы, которые лягут в основу цифровой экономики страны». Ожидается, что проект позволит обеспечить техническое решение задач по полному электронному сопровождению исполнения контрактов в рамках государственных и корпоративных закупок.
В августе 2017 г. стало известно о планах ВЭБа и Ethereum foundation по открытию Центра компетенций по исследованию технологии блокчейн [11]. Центр компетенций блокчейн и цифровой трансформации «Блокчейн коммуна», созданный ВЭБом, 25.01.2018 г. стал резидентом Crypto Valley — крупнейшего мирового центра развития блокчейн-технологий, и участником независимой ассоциации Crypto Valley [12].Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время и ВЭБ успешно развивает и осваивает финтех.
Библиографический список
1. Сапунцов, А. Л. Роль международного сотрудничества в повышении инвестиционной привлекательности Африки // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - C. 34-39.
2. Сапунцов, А.Л. Экономические приоритеты транснациональных корпораций развивающихся стран в Африке. - М.: Институт Африки РАН, 2015. - 304 с.
3. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asi.ru/ (дата обращения: 22.01.2018).
4. Азиатский банк развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adb.org/ (дата обращения: 25.01.2018).
5. Информационный портал РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rbc.ru/ (дата обращения: 22.02.2018).
6. Официальный сайт Ассоциация ФинТех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fintechru.org/ (дата обращения: 28.01.2018).
7. Официальный сайт Банка развития Германии (Kreditanstalt fur Wiederaufbau) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kfw.de/ (дата обращения: 02.02.2018).
8. Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).
9. Официальный сайт Единой электронной торговой площадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. roseltorg.ru/ (дата обращения: 20.02.2018).
10. Официальный сайт Мирового банка (World Bank) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 15.02.2018).
11. Официальный сайт Crypto Valley Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cryptovalley.swiss/ (дата обращения: 26.02.2018).
12. Официальный сайт Ethereum foundation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ethereum.org/ (дата обращения: 02.03.2018).
13. Financial inclusion in didgital economy. Asian development bank. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.adb. org/ (дата обращения: 22.01.2018).
14. De Luna-Martinez, J. and Vicente, C.L. (2012). Global Survey of Development Banks, Policy and Research Series 5969. Washington, DC: World Bank. № 1, 41 p.
15. EY FinTech Adoption Index 2017. The rapid emergence of FinTech [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ey.com/ (дата обращения: 26.02.2018).
16. Gutierrez, E., Rudolf, H. P., Homa, T., & Beneit, E. B. (2011, July). Development Banks: Role and Mechanisms to Increase Their Efficiency. Policy Research Working Paper (5729). 35 p.
17. Multilateral development banks. Inter-agency task force onfinancing for development. Issue brief series. World Bank Group. August 2016. 8 p.
18. Multilateral development banks. A short guide. Compiled by R. Faure, A. Prizzon, A. Rogerson. Overseas Development Institute. London. December 2015. - 30 p.
19. Rethinking the Role of National development Banks. Financing for Development Office, Department of Economic and Social Affairs, New York. United Nations. 2005. - 41 p.
20. The role of development banks in growth and sustainable development in the South. Economic Cooperation and Integration among Developing Countries. UNCTAD. December 2016. - 48 p.
References
1. Sapuntsov A. L. Rol mezhdunarodnogo sotrudnichestva v povyshenii investitsionnoy privlekatelnosti Afriki [The role of international cooperation in enhancing the investment attractiveness of Africa] // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [ The Russian Foreign Economic Bulletin], 2015, I. 6, pp. 34-39.
2. Sapuntsov A. L. Ekonomicheskiye prioritety transnatsionalnykh korporatsiy razvivayushchikhsya stran v Afrike [Economic priorities of transnational corporations of developing countries in Africa]. M.: Institut Afriki RAN [Institute of Africa RAS], 2015, 304 p.
3. Ofitsialnyy sayt Agentstva strategicheskikh initsiativ [The official website of the Agency for Strategic Initiatives]. Available at: http://www.asi.ru/ (accessed 22.01.2018).
4. Aziatskij bank razvitiya [Asian development bank]. Available at: http://www.adb.org/ (accessed 25.01.2018).
5. Informatsionnoye portal RBK [Informationportal of RBC]. Available at: http:// www.rbc.ru/ (accessed 22.02.2018).
6. Ofitsialnyy sayt Assotsiatsiya FinTekh [Official site of FinTech Association]. Available at: http://www.fintechru.org/ (accessed 28.01.2018).
7. Ofitsialnyy sayt Banka razvitiya Germanii [Official website of the German Development Bank] (Kreditanstalt fur Wiederaufbau). Available at: http://www.kfw.de/ (accessed 02.02.2018).
8. Ofitsialnyy sayt Gosudarstvennoy korporatsii «Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatelnosti (VEB)» [Official website of the State Corporation «Bank for Development and Foreign Economic Affairs (VEB)»]. Available at: http://www.veb.ru/ (accessed 10.02.2018).
9. Ofitsialnyy sayt Edinoy elektronnoy torgovoy ploshchadki [The official site of the Single electronic trading platform]. Available at: http://www.roseltorg.ru/ (accessed 20.02.2018).
10. Oficiafnyj sajt Mirovogo banka [Official website of the World Bank] (World Bank). Available at: http://www.worldbank.org/ (accessed 15.02.2018).
11. Ofitsialnyy sayt Crypto Valley Association [Official website of the Crypto Valley Association] Available at: http://www. cryptovalley.swiss/ (accessed 26.02.2018).
BecmuuK yuueepcumema № 5, 2018
12. Ofitsialnyy sayt Ethereum foundation [Official website of the Ethereum foundation]. Available at: http://www.ethereum.org/ (accessed 02.03.2018).
13. Financial inclusion in didgital economy. Asian development bank. Available at: http://www.adb.org/ (accessed 22.01.2018).
14. De Luna-Martinez, J. and Vicente, C.L. (2012). Global Survey of Development Banks, Policy and Research Series 5969. Washington, DC: World Bank. I. 1, 41 p.
15. EY FinTech Adoption Index 2017. The rapid emergence of FinTech.
16. Gutierrez, E., Rudolf, H. P., Homa, T., & Beneit, E. B. (2011, July). Development Banks: Role and Mechanisms to Increase Their Efficiency. Policy Research Working Paper (5729). 35 p.
17. Multilateral development banks. Inter-agency task force onfinancing for development. Issue brief series. World Bank Group. August 2016. 8 p.
18. Multilateral development banks. A short guide. Compiled by R. Faure, A. Prizzon, A. Rogerson. Overseas Development Institute. London. December 2015. 30 p.
19. Rethinking the Role of National development Banks. Financing for Development Office, Department of Economic and Social Affairs, New York. United Nations . 2005. 41 p.
20. The role of development banks in growth and sustainable development in the South. Economic Cooperation and Integration among Developing Countries. UNCTAD. December 2016. 48 p.