Научная статья на тему 'Перспективы Интернета вещей как инструмента цифровой экономики'

Перспективы Интернета вещей как инструмента цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТРЕНД / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / INTERNET OF THINGS / DIGITALIZATION / INDUSTRIAL PRODUCTION / TREND / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник П.Д.,

В статье рассмотрены перспективы развития Интернета вещей в условиях глобальной цифровизации мировой экономики. Отражен опыт ведущих мировых компаний в сфере промышленного производства. Проведен анализ новых технологических трендов и их влияния на развитие мировой экономики. В качестве интегратора отраслевых IT-решений по направлению цифровизации мировой экономики выступают крупные инновационные компании. Они отвечают за взаимодействие внутри отраслей и координируют инновации и передовые технологии для эффективного управления городским хозяйством, повышения качества жизни граждан, создания комфортной и безопасной городской среды. Внедрение Интернета вещей будет способствовать стратегическому развитию городов, снижению нагрузки на окружающую среду, росту конкурентоспособности бизнеса и региона в целом, включая инновации, выход на глобальные рынки, повышение производительности труда, а также снижению издержек. Реализация масштабных проектов, включающих в себя Интернет вещей, имеет перспективы в развитии масштабной научно-технической базы, в создании высококвалифицированных команд разработчиков по всему миру, а также в адаптации решений под программные и аппаратные потребности заказчиков. В статье обоснована необходимость разработки ИТстратегий, тесно связанных как с целями бизнеса в целом, так и с экономикой стран, а также использования инновационных технологий для оцифровки бизнес-процессов в компаниях, оптимизируя архитектуру управления, инфраструктуру предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE INTERNET OF THINGS AS A TOOL OF THE DIGITAL ECONOMY

The article concerns the outlooks for the development of the Internet of Things in the context of the global digitalization in the world economy. The experience of leading global companies in the field of industrial production is reflected. The analysis of new technological trends and their impact on the development of the global economy is provided. Large innovative companies act as an integrator in industry of IT solutions on the area of digitalization of the global economy. They are responsible for interaction within industries and coordinate innovation and advanced technologies for effective urban management, improving the quality of life of citizens, creating a comfortable and safe urban environment. The introduction of the Internet of Things will contribute to the strategic development of cities, reduce the negative burden on the environment, increase the competitiveness of business and the region as a whole, including innovation, access to global markets, increase of productivity, and reduce of costs. The implementation of large-scale projects that include the Internet of Things has prospects for the development of a large-scale scientific and technical base, the creation of highly qualified development teams around the world, as well as the adaptation of solutions for software and hardware needs of customers. The article substantiates the need to develop IT strategies that are closely related both to business goals in general and to the economies of countries, as well as the use of innovative technologies to digitize business processes in companies, optimizing the management architecture and infrastructure of enterprises.

Текст научной работы на тему «Перспективы Интернета вещей как инструмента цифровой экономики»

УДК: 33.012.23

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

П.Д. Колесник, студент бакалавриата Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

E-mail: colesnik.polina@yandex.ru научный руководитель - Звягинцева Е.П., к.п.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

Аннотация: В статье рассмотрены перспективы развития Интернета вещей в условиях глобальной цифровизации мировой экономики. Отражен опыт ведущих мировых компаний в сфере промышленного производства. Проведен анализ новых технологических трендов и их влияния на развитие мировой экономики. В качестве интегратора отраслевых IT-решений по направлению цифровизации мировой экономики выступают крупные инновационные компании. Они отвечают за взаимодействие внутри отраслей и координируют инновации и передовые технологии для эффективного управления городским хозяйством, повышения качества жизни граждан, создания комфортной и безопасной городской среды. Внедрение Интернета вещей будет способствовать стратегическому развитию городов, снижению нагрузки на окружающую среду, росту конкурентоспособности бизнеса и региона в целом, включая инновации, выход на глобальные рынки, повышение производительности труда, а также снижению издержек. Реализация масштабных проектов, включающих в себя Интернет вещей, имеет перспективы в развитии масштабной научно-технической базы, в создании высококвалифицированных команд разработчиков по всему миру, а также в адаптации решений под программные и аппаратные потребности заказчиков. В статье обоснована необходимость разработки ИТ-стратегий, тесно связанных как с целями бизнеса в целом, так и с экономикой стран, а также использования инновационных технологий для оцифровки бизнес-процессов в компаниях, оптимизируя архитектуру управления, инфраструктуру предприятий.

Ключевые слова: Интернет вещей, цифровизация, промышленное производство, тренд, бизнес-процесс.

PROSPECTS OF THE INTERNET OF THINGS AS A TOOL OF THE

DIGITAL ECONOMY

P.D. Kolesnik, undergraduate student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: colesnik.polina@yandex.ru Scientific adviser - Zvyagintceva E.P., Ph.D., Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

Abstract: The article concerns the outlooks for the development of the Internet of Things in the context of the global digitalization in the world economy. The experience of leading global companies in the field of industrial production is reflected. The analysis of new technological trends and their impact on the development of the global economy is provided. Large innovative companies act as an integrator in industry of IT solutions on the area of digitalization of the global economy. They are responsible for interaction within industries and coordinate innovation and advanced technologies for effective urban management, improving the quality of life of citizens, creating a comfortable and safe urban environment. The introduction of the Internet of Things will contribute to the strategic development of cities, reduce the negative burden on the environment, increase the competitiveness of business and the region as a whole, including innovation, access to global markets, increase of productivity, and reduce of costs. The implementation of large-scale projects that include the Internet of Things has prospects for the development of a large-scale scientific and technical base, the creation of highly qualified development teams around the world, as well as the adaptation of solutions for software and hardware needs of customers. The article substantiates the need to develop IT strategies that are closely related both to business goals in general and to the economies of countries, as well as the use of innovative technologies to digitize business processes in companies, optimizing the management architecture and infrastructure of enterprises.

Keywords: Internet of Things, digitalization, industrial production, trend, business process.

Цифровизация мировой экономики коренным образом меняет все сферы общественной жизни, социально-экономические отношения, способы и возможности ведения бизнеса. Стоит отметить, что наиболее заметно это проявляется в высокотехнологичных отраслях, например, ИТ, телекоммуникации, в сфере финансов, промышленности и т.д. Все более очевидным становится факт, что в будущем процессы цифровой трансформации станут

повсеместными, поскольку она способствует размыванию границ между рынками информационных технологий и

телекоммуникаций, открывает возможности для

развития телекоммуникационных компаний в корпоративном сегменте. Такой вид

информационного и экономического отношения, как Вusiness-to-business (B2B) приведет к дальнейшему увеличению скорости совершения торговых операций с одновременным сокращение издержек на их осуществление [1, С. 1538]. Высокие темпы роста выручки и наличие клиентской базы, ориентированной на дифференцированные услуги, делают корпоративный сегмент перспективным направлением экономической деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Динамика выручки на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий, млрд. долларов

США [12].

С помощью теоретических методов исследования (классификации, обобщения, сравнительного анализа доступных в открытых источниках данных), можно сделать вывод о направлениях и перспективах развития Интернета вещей, его роли в будущих экономических процессах.

По данным компании Deloitte, такие крупные телекоммуникационные корпорации, как AT&T, Vodafone и Telstra, интегрированные на рынок информационных технологий, отмечают, что около 30% выручки приходится на B2B-клиентов. Современные технологические тренды, такие как Интернет вещей, анализ Big Data, дополненная реальность, когнитивные и геоинформационные технологии и т.п. очень быстро стали реальностью, с которой необходимо считаться. Некоторые эксперты (например, международная консалтинговая компания Arthur D. Little) считают цифровую

трансформацию бизнеса основой для корпоративной стратегии на ближайшие годы [12]. Аналогичного мнения придерживаются и другие аналитики глобальных компаний, исследующих мировой ИТ-рынок, такие как Gartner, Accenture, IBM, Deloitte и др.

По данным консалтинговых компаний, использование цифровых технологий может в 2020г. добавить 1,36 трлн. долларов к ВВП ведущих мировых экономик, а также способствовать росту глобальных затрат на технологии цифровой трансформации на 16,8%. Таким образом, успешность развития большинства современных компаний в значительной степени будет зависеть от эффективности освоения цифровых

инструментов ведения бизнеса, способности компаний трансформировать и адаптировать собственную стратегию, продукты и деловые

процессы к новым экономическим и технологическим условиям [11, С. 652].

Одним из наиболее любопытных проявлений цифровизации экономики является появление так называемого Интернета вещей (IoT). Интернет вещей в широком смысле является объединением физических объектов,

оснащенных датчиками, исполнительными механизмами и средствами для подключения к Интернету.

В настоящее время Интернет вещей демонстрирует стадию быстрого роста. Количество Интернет вещей за последние пять лет увеличилось в три раза [5, С. 3090]. Как следствие, организации ожидают, что Интернет вещей станет важным источником дохода. По оценкам компании Cisco [2, С. 15], глобальный рынок Интернета вещей в следующем десятилетии получит прибыль в размере 14 триллионов долларов, а эксперты Gartner прогнозируют, что общая глобальная экономическая добавленная стоимость для рынка Интернета вещей в 2020 году составит 1,9 триллиона долларов [13].

Представители Economist Intelligence Unit заявляют, что наибольшим стимулом для развития бизнеса именно с использованием Интернета вещей, вероятно, станет потенциальная финансовая отдача [4, С. 675]. Чтобы Интернет вещей был полностью принят бизнесом, ключевым моментом должен стать финансовый результат. При этом, наряду с новыми возможностями для роста выручки и других финансовых показателей (чье скорое появление прогнозируют специалисты), возникает вопрос о том, как изменятся существующие бизнес-модели.

Трансформация бизнес-моделей, а также основных бизнес-процессов в компаниях, которые внедряют технологии Интернет вещей, представляет собой изменение подхода компании к ведению бизнеса в целом. Отражается это в описании ценности, которую компания предлагает одному или нескольким сегментам клиентов, а также сети ее партнеров для создания и сбыта создаваемой ценности с целью получения прибыльных и устойчивых доходов [8, С. 109]. Бизнес-модели следует разделять на определенные сегменты клиентов, специальные ценностные предложения, каналы сбыта и распространения информации, отношения с клиентами. Безусловно, нельзя оставить без внимания потоки доходов и структуру затрат, основные ресурсы, значимые виды деятельности, а также ключевые партнерские отношения.

IoT сочетает в себе физические и цифровые миры, сложные общепринятые понятия организационной ответственности. Традиционно ИТ-организация была отдельной и отличной от операционной организации, на которую возложено управление физической средой. Например, в розничном магазине функции ИТ управляли точкой продажи, кассовыми расчетами. В мире IoT ИТ внедряются уже и в физические активы, и в инвентаризацию, они непосредственно влияют на бизнес-показатели, по которым операции совершаются значительно быстрее и эффективнее. Более того, компании не только нуждаются в доступе к знаниям о том, как работают системы IoT (о персонале или через отношения партнера / поставщика), но они также нуждаются в способности Интернет вещей к принятию решений, основанных на релевантных данных, а также в способности адаптировать организации к новым процессам и бизнес-моделям.

Для поставщиков технологий IoT выбор бизнес-модели является сложным процессом. Это объясняется несоответствием комплекса обслуживающих структур и объектов современным требованиям, сокращением числа рабочих мест и снижением

предпринимательской активности, а также необходимостью в открытости и эффективности управления бизнесом. Как и на других рынках технологий, таких как персональных компьютеров и самого Интернета, может быть три этапа формирования конкурентного преимущества. Во-первых, поставщики технологического оборудования предоставляют строительные блоки инфраструктуры, устанавливают микропроцессоры или операционную систему на персональных компьютерах. Во-вторых, компании создают широкомасштабные приложения, такие как онлайн-поиск в Интернете. На третьем этапе компании создают смежные предприятия, такие как электронная коммерция в Интернете. На нынешнем этапе развития отрасли IoT сложность данных систем заключается, во-первых, в ограниченных возможностях многих клиентов, которым недоступна их реализация, а во-вторых, в необходимости интероперабельности и настройки, предоставляющей возможности для аппаратного обеспечения, программного обеспечения и поставщиков услуг (инсталляторов, системных интеграторов и т. д.) с целью обеспечения «сквозных» решений IoT для удовлетворения конкретных потребностей. Для поставщиков технологии IoT являются основой конкуренции. Можно предположить,

что в скором времени будут внедряться отличительные технологии, особые базы данных, программные платформы, что приведет к способности предоставлять более полные решения, учитывая потребности потребителей, которые ожидают разделения стоимости услуг между игроками, в результате увеличения доли поставщиков программного обеспечения и аналитики [13].

Следует отметить, что Интернет вещей имеет значительный потенциал, способный кардинально изменить способ взаимодействия с окружающим миром. Возможность

контролировать объекты и управлять ими в электронном виде позволяет совершенствовать принятие решений, основанных на различных базах данных, в новые сферы человеческой деятельности, т.е. помогает оптимизировать работу систем и процессов, сэкономить время для людей и предприятий, а также улучшить качество жизни. От машинного обучения на заводе, отслеживания хода кораблей в море компании смогут получать значительно большую отдачу от своих физических активов, улучшить производительность оборудования, продлевать его срок службы, перепроектировать по мере надобности, увеличивая количество портативных устройств. Интернет вещей имеет потенциал для значительного улучшения результатов в области медицины и оказания помощи больным, особенно в лечении хронических заболеваний (например, диабета), которые наносят огромный человеческий и экономический ущерб. В2В-приложения 1оТ имеют больший экономический потенциал, чем В2С-приложения, хотя потребительское использование технологии 1оТ привлекло повышенное внимание благодаря медиа-освещению внедряемых фитнес-мониторов и домашней автоматизации [7, С. 1]. На ряду с тем, что эти приложения обладают огромным потенциалом для создания ценности, анализ показывает, что существует еще большая потенциальная ценность использования 1оТ в бизнес-приложениях. Во многих случаях в приложениях для предприятий (добыча полезных ископаемых, нефти и газа, строительство), нет прямого воздействия на потребителей. Именно поэтому можно создать большую ценность, когда потребительские системы 1оТ, такие как связанные потребительские продукты медицинского назначения, а также технологического и образовательного, будут инвертированы в системы В2В [9, С. 1].

Пользователи технологий IoT будут получать значительную часть потенциальной ценности с течением времени. В конечном счете можно предположить, что клиенты (например, заводские владельцы, использующие машины с технологией IoT, операторы транспортных флотов и иные потребители) будут иметь свыше 90% возможностей, которые генерируют приложения IoT. Заказчики и клиенты предпочтут приобретать более эффективный механизм, который разработан с использованием данных IoT, избавляясь от устаревших продуктов. Из возможностей, создаваемых Интернетом вещей, которые доступны для поставщиков технологий, наибольшая доля, скорее всего, перейдет в программное обеспечение и меньшая - на аппаратное обеспечение.

Технология IoT может снизить затраты на товары и услуги. Одним из наиболее важных источников ценности будет увеличение удобства потребителей и экономия времени. Во время путешествия потребители будут иметь возможность пользоваться автоматически управляемыми дорогами, которые будут контролировать технологии IoT, а также использовать автомобили с самообслуживанием, получая информацию в режиме реального времени [11, С. 650]. Предполагается существование самолетов, которые

приземляются и вылетают по определенному автоматическому графику. Потребители смогут разгрузить домашнюю работу специальными встроенными приборами, экономить деньги на оплате энергии и улучшать свое здоровье.

IoT предлагает значительные преимущества для потребителей, но также связан с определенными рисками. Например,

конфиденциальность будет расти только по мере распространения приложений IoT [12]. Потребители должны быть осведомлены о сборе персональных данных и о том, как эта информация используется. Когда потребители подписываются на получение услуги, они должны четко понимать, какие данные они предоставляют и каких выбирают поставщиков для обеспечения прозрачности и использования конфиденциальной информации. В мировой практике существуют примеры применения подобных технологий. В китайской компании Loncin Motor Co с целью повышения гибкости производства была введена система управления конвейером для изготовления мотоциклов, работающая в реальном времени [6, С. 88]. Система производила сбор данных о перемещении сырья и материалов, о состоянии

работы оборудования и отдельных механизмов, о действиях персонала и этапах незавершённого производства. Собранная информация аккумулировалась в одном месте так, чтобы система или человек могли оперативно вносить изменения в производственный процесс: приостанавливать, увеличивать или уменьшать скорость движения конвейера и т.д.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что крупные европейские города сосредоточивают большое количество инноваций и экспериментов с помощью технологии 1оТ посредством так называемых интеллектуальных городских инициатив. Поскольку города являются двигателями глобального экономического роста, ожидается, что в 600 крупнейших городах мира до 2025 года именно технологии 1оТ составят 65% глобального роста ВВП. В частности, можно рассмотреть процесс, как города способны извлечь выгоду из Интернета вещей в четырех областях: транспорт, общественная безопасность и здоровье, управление ресурсами и сфера услуг. Транспортировка - самое большое приложение, оно включает в себя системы на основе 1оТ для управления транспортным потоком и автономными транспортными средствами (самоходные автомобили) [10, С. 617]. Интернет вещей является большим экономическим потенциалом в использовании 1оТ, который может исходить от корректировки коммутирующих графиков на основе фактических данных отслеживания систем общественного транспорта (автобусов и поездов). Более того, использование интеллектуальных счетчиков 1оТ для уменьшения потери электроэнергии в распределительных устройствах и датчики для обнаружения утечек воды могут быть усовершенствованы, что составит прирост 69 миллиардов долларов в год в глобальном масштабе. В целом можно предположить, что в крупных городах к 2025 году экономический эффект от внедрения 1оТ может составить от 930 млрд. долл. США до 1,6 триллиона долларов в год.

Очевидно при этом, что новые технологии способны в значительной мере повлиять на изменение производства. Трансоформации могут подвергнутся как конкретные бизнес-модели или отдельные бизнес-процессы компаний, так и целые предприятия. В дополнение к своему потенциалу огромного экономического воздействия, Интернет вещей затрагивает целый ряд организаций и отдельных лиц. Мы можем наблюдать за важными последствиями использования данной технологии всеми

занитересованными сторонами (потребителями, компаниями-пользователями IoT, поставщиками технологий, политиками и государствами). В частности, рост IoT имеет последствия и для индустрии технологий благодаря созданию новых возможностей для действующих лиц и новых возможностей для увеличения числа игроков на мировом рынке [3, С. 535].

Принятие систем на основе IoT может изменить экономики многих отраслей. Компании должны будут решить, когда и как инвестировать в Интернет вещей, и им необходимо будет иметь достаточные знания, чтобы осуществлять эффективное инвестирование. Безусловно, корпоративные пользователи смогу иметь знания для обозначения функций, чтобы обеспечить полный потенциал новых технологий. У команий, которые раньше остальных начнут внедрять IoT, появится возможность создать конкурентное преимущество за счет снижения операционных расходов, возможности привлечения новых клиентов и увеличения активов. Важно и то, что впоследствии они смогут получать эти выгоды при более низком уровне стоимость.

Поскольку приложения IoT расширяются, а также увеличиваются инвестиции в IoT, можно сделать вывод о том, что данная технология станет базисом для удержания

конкурентоспособности. В конечном счете, этого можно будет добиться через клиентов компаний, которые работают с IoT системами. Именно они будут обеспечивать наибольшую ценность в виде более низких цен, более высокого качества, а также лучшего функционирования и высокого уровня обслуживания. Компании, которые будут использовать IoT в новых способах разработки инновационных бизнес-моделей или в процессах монетизации уникальных данных IoT, вероятно, будут иметь более устойчивые выгоды. Предполагается, что использование Интернета вещей позволит более эффективно управлять производственным циклом и использовать производственные мощности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Bi Z., Da Xu L., Wang C. Internet of things for enterprise systems of modern manufacturing //IEEE Transactions on industrial informatics. -2014. - Т. 10. - №. 2. - С. 1537-1546.

[2]. Bort J. Cisco's John Chambers Has Found a New $14 Trillion Market //Retrieved. - 2013. - Т. 12. - С. 15.

[3]. Chesbrough H., Rosenbloom R. S. The role of the business model in capturing value from

innovation: evidence from Xerox Corporation's technology spin-off companies //Industrial and corporate change. - 2002. - T. 11. - №. 3. - C. 529-555.

[4]. Dijkman R. M. et al. Business models for the Internet of Things //International Journal of Information Management. - 2015. - T. 35. - №. 6. - C. 672-678.

[5]. Hsu L. F. E-Commerce Model Based on the Internet of Things //Advanced Science Letters. -2016. - T. 22. - №. 10. - C. 3089-3091.

[6]. Liu W. N. et al. RFID-enabled real-time production management system for Loncin motorcycle assembly line //International Journal of Computer Integrated Manufacturing. - 2012. -T. 25. - №. 1. - C. 86-99.

[7]. Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. L. Clarifying business models: Origins, present, and future of the concept //Communications of the association for Information Systems. - 2005. - T. 16. - №. 1. - C. 1.

[8]. Saygin C., Tamma S. RFID-enabled shared resource management for aerospace maintenance operations: a dynamic resource allocation model //International Journal of Computer Integrated Manufacturing. - 2012. - T. 25. - №. 1. - C. 100111.

[9]. Tao F. et al. CCIoT-CMfg: cloud computing and internet of things-based cloud manufacturing

service system //IEEE Transactions on Industrial Informatics. - 2014. - Т. 10. - №. 2. - С. 14351442.

[10]. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation. - Boston : Harvard Business Review Press, 2014. Zhong R. Y. et al. Intelligent manufacturing in the context of industry 4.0: a review //Engineering. - 2017. - Т. 3. - №. 5. - С. 616-630.

[11]. Zhong R. Y. et al. RFID-enabled real-time advanced planning and scheduling shell for production decision making //International Journal of Computer Integrated Manufacturing. -2013. - Т. 26. - №. 7. - С. 649-662.

[12]. MacGillivray C. et al. IDC future scape: Worldwide internet of things 2017 predictions //IDC Web Conference. - URL: http : //www.idc .com/events/futurescapes (дата обращения: 02.10.2018).

[13]. The internet of things: mapping the value beyond the hype// McKinsey. - URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/the-internet-of-things-the-value-of-digitizing-the-physical-world (дата обращения: 05.10.2018).

V V

«Хроноэкономика» № 1 (14). Январь 2019 www.hronoeconomics.ru

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.