Перспективы интеграции
разведывательных и заградительных свойств в едином робототехническом комплексе военного назначения
Полковник A.A. ПРИТОЛЮК, кандидат военных наук
Подполковник A.A. КУРИЛОВ, доктор военных наук
Полковник A.A. ФРАНСКЕВИЧ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассматривается возможный облик разведывательно-заградительного робо-тотехнического комплекса военного назначения инженерных войск.
The paper looks at a likely aspect of the reconnaissance and covering military robotic unit for engineer troops.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Сетецентрическая война, робототех-нические комплексы военного назначения.
Network-centric warfare, military robotic units.
В НАСТОЯЩЕЕ время идет интенсивная работа по оснащению войск вооружением, связанным с нанотехнологиями, гиперскоростями, синтезом высокоэнергетических веществ, новыми защитными материалами, современными информационными технологиями. В данной связи значительно возрастает ценность интегрированных систем разведки, управления, навигации и информационного обеспечения боевых действий войск.
Наряду с совершенствованием вертикальных связей управления широко используются сетевые системы управления войсками и оружием.
Благодаря наличию на борту военной техники боевых информационно-управляющих систем , единых баз данных, специализированного программного обеспечения существенно сокращается время на подготовку к боевым действиям.
В современных оперативно-стратегических концепциях НАТО большое значение отводится ведению се-тецентрической войны.
Сетецентрическая война — это концепция ведения войны, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки войск (сил) за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства по-
ражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операции достоверной и полной информации об обстановке в реальном масштабе времени1.
Для того чтобы инженерные войска отвечали современным требованиям, необходимы средства минирования и содержания заграждений, позволяющие устанавливать мины точно по времени, месту и объекту воздействия. Это обусловлено следующими факторами:
• современные мины статичны, они ожидают цель в местах установки и несмотря на наличие электронных датчиков (сейсмических, оптических, акустических и т. д.) не способны передавать информацию об обнаруженной цели, ее характеристиках (мины устанавливаются задолго до начала боя, что существенно упрощает процесс их обнаружения противником);
• минные поля исключены из информационного поля автоматической системы управления войсками (АСУВ) (информация об установленных минных полях поступает командованию с задержкой и является неполной, трудно обрабатываемой машинными средствами);
• стоящие на вооружении инженерных войск средства устройства минно-взрывных заграждений (МВЗ) допускают установку минных полей при подготовке обороны только на своей территории вне зоны действительного огня противника и малоэффективны в его тылу, устанавливаются мины в достаточно высоком темпе и сразу теряют связь со средствами их установки.
Проблема управления состоянием инженерных боеприпасов решается с применением проводных комплектов управляемого минирования УМП-2, УМПН-68 и комплексов радиоуправления ПД530М. Линии радиоуправления ПД420М разработаны и приняты на вооружение более три-
В современных оперативно-стратегических концепциях НАТО большое значение
отводится ведению сетецентрической войны,
предусматривающей увеличение боевой мощи за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей системы управления и поражения.
дцати лет назад. Однако установка проводных линий управления требует значительных трудозатрат и времени. Кроме того, проводные линии серьезно уязвимы и поэтому применение их лишено перспектив. Современные средства управления МВЗ по радиоканалу не обеспечивают должной дальности и помехозащищенности. Также необходимо отметить, что высокая цена существующих комплектов управления МВЗ не позволяет сделать их сегмент по-настоящему массовым в инженерных войсках.
Переход к применению перспективных инженерных боеприпасов, имеющих в своем составе электронные процессоры (основу машинного интеллекта), регистраторы физических полей (концевые датчики цели), а также системы внутренней связи позволяют применять их в качестве сигнально-информационных приборов разведки и целеуказания. А внедрение в инженерные боеприпасы систем управления и взаимного оповещения о противнике, а также включения высокоинтеллектуальных мин в состав разведывательно-информационных сетей АСУВ позволит перейти к качественно новым свойствам системы инженерных заграждений.
В настоящее время в российской армии, как и в большинстве армий
мира, осуществляется внедрение в состав и структуру войск робото-технических комплексов военного назначения (РТКВН)2.
Создаваемые РТК ВН предназначены для решения задач боевого (оперативного), технического и тылового обеспечения действий войск в условиях, когда применение экипажных, обитаемых и пилотируемых средств невозможно, нецелесообразно или сопряжено с большими потерями личного состава3. Решение подобных задач РТК ВН обеспечивается за счет автоматизации управления, внедрения технологий искусственного интеллекта и достижения на этой основе принципиально новых тактико-технических характеристик, недоступных пилотируемым (экипажным) средствам, минимизации возможных потерь личного состава и связанных с этим ограничений по
формам и способам применения традиционных сил.
Перечень основных задач РТК ВН, как правило, включает:
• разведывательные — получение необходимой информации с целью доведения ее до органов управления и войск (сил, средств) в масштабе времени, близком к реальному;
• ударные (огневые) — огневое поражение наземных, надводных, подводных, воздушных и космических объектов противника (объектов воздействия);
• специальные — дистанционное минирование и разминирование, управление состоянием МВЗ;
• транспортные — доставка и эвакуация средств, боеприпасов и людей в районы, в том числе и опасные.
Типовой состав РТК ВН приведен на структурно-функциональной схеме (рис. 1).
Рис. 1. Структурно-функциональная схема РТК ВН
Испоянитеяьная подсистема
(транспортный модуль, модуль целевой нагрузки, энергетический модуль) предназначена для фактической отработки управляющих воздействий, формируемых либо вычислительно-управляющей под-
системой, либо человеком-оператором.
Информационная подсистема
(сенсоры, измерительные системы, датчики, средства навигации и др.) осуществляет восприятие и преобразование информации о состоянии
внешней среды, автоматизируемого процесса и самого РТК ВН.
Вычислительно-управляющая подсистема (вычислители, алгоритмы, программы (СПО) и др.) предназначена для выработки и передачи управляющих воздействий на элементы исполнительной подсистемы на основе целевой установки и сведений о состоянии процесса и внешней среды, а также организации при необходимости «общения» РТК с оператором через подсистему связи.
Подсистема связи (средства связи, человеко-машинные интерфейсы, каналы приема и передачи информации и др.) является связующим элементом между оператором и РТК.
Робототехническое средство устройства и содержания МВЗ должно обладать важнейшей функцией — иметь систему технического зрения (СТЗ). В подавляющем большинстве случаев СТЗ передает телевизионные (тепловизионные) изображения среды функционирования (в лучшем случае — предварительно обработанные для улучшения качества изображения или стереоизображения). Однако во многих случаях телевизионной и даже стереотелевизионной информации оказывается недостаточно для эффективного анализа и оценки окружающей обстановки4. Кроме того, для эффективного управления средством в особо сложных условиях функционирования необходим осмотр рабочей зоны с различных позиций, возможность определения ее сложной геометрии вплоть до различных сечений, а также взаимного пространственного расположения как самого себя на местности, так и рабочего оборудования5 для установки боеприпасов.
Это вызывает потребность создания новых форм и технических средств информационного обеспечения, предоставляющих процессору основного средства или его оператору не только
телевизионную и телеметрическую информацию о местоположении и статусе средства в текущий момент времени, но и подробные данные о геометрических параметрах окружающей среды с наложением на них результатов обнаружения целевых объектов и распознавания источника опасности6. Такая информация должна предоставляться процессору средства (оператору) в форме, обеспечивающей трехмерное моделирование рабочей зоны с возможностью оперативного расчета и планирования действий в условиях недетерминированной обстановки.
Навигационная подсистема должна обеспечивать ориентацию и определение местоположения как самого средства РТК ВН, так и его составных частей, комплекта боеприпасов и сиг-нально-информационных датчиков, а также привязку текущих моделей внешней среды к цифровой карте местности (базам данных) с точностью, необходимой для автономного движения и устройства заграждений в условиях индустриально-городских сред, пересеченной местности и сети дорог.
Вспомогательные средства разведки, связи и коммуникации на основе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) необходимы для расширения зоны боевого применения комплекса, установки сигнально-информацион-ных датчиков в зоне его непосредственного контроля, организации потоков сведений от основного средства к датчикам и обратно, а также для противодействия средствам РЭБ противника.
Объединяя и суммируя вышеприведенные данные можно предположить, что развитие средств установки и содержания инженерных заграждений должно быть интегрировано в единой системе различных устройств, способных решать задачи на общих основах общевойскового боя совместно с другими участника-
ми системы огневого поражения по принципу: «обнаружение — опознание — целеуказание — поражение» в максимально короткие сроки.
На наш взгляд, разведывателъ-но-заградительный робототехниче-ский комплекс военного назначения инженерных войск (РЗ-РТК ВН ИВ) должен применяться в целях:
• внесения разведывательных данных о противнике, получаемых от сигнально-информационных датчиков инженерных боеприпасов (мин)
На разведывательно-заградительный робототехнический комплекс инженерных войск может быть возложен перечень следующих задач:
• получение по средствам коммуникации АСУВ тактического звена (ТЗ) и из собственной базы данных и анализ исходной информации о противнике, своей задаче и местности в районе предполагаемых действий;
• формирование замысла выполнения задачи по устройству МВЗ на основе первичных данных;
• постоянное обновление информации на основе данных разведки
в единую разведывательно-информационную сеть АСУВ тактического звена;
• применения инженерных заграждений в единой системе огневого поражения противника строго по месту, времени и типам поражаемых объектов (рис. 2.);
• изменения состояния мин-но-взрывных заграждений от активного до пассивного с возможной их полной ликвидацией в местах действия своих войск.
в масштабе времени, близком к реальному;
• выполнение в выбранных районах задач по устройству МВЗ (минирование) скрытно или с проведением демонстрационных действий;
• контроль сопредельного пространства через сигнально-информацион-ные датчики инженерных боеприпасов (мин) и общей разведывательно-сигнализационной системы АСУВ ТЗ;
• содержание МВЗ — контроль состояния, перевод из безопасного состояния в боевое и обратно, восстановление утраченных инженерных боеприпасов (мин);
Рис. 2. Применение разведывательно-заградительного комплекса в единой системе огневого поражения противника
Навигационная подсистема должна обеспечивать ориентацию и определение местоположения как
самого средства РТК ВН, так и его составных частей, комплекта боеприпасов и сигнально-информационных датчиков, а также привязку текущих моделей
внешней среды к цифровой карте местности с точностью, необходимой для автономного движения и устройства заграждений в условиях индустриально-городских сред, пересеченной местности и сети дорог.
• наращивание заграждений на направлениях (маршрутах) движения, рубежах развертывания войск противника по месту, времени и возможным типам поражаемых объектов (дистанционное минирование местности средствами инженерных войск, артиллерии и авиации);
• управление состоянием МВЗ при маневре своих войск через прикрываемые заграждениями районы, вплоть до полной их самоликвидации;
• поддержание посредством АСУВ тактического звена, устойчивого управления и взаимного информирования между силами и средствами, включенными в системы инженерных заграждений и огневого поражения.
Исходя из рассмотренных задач в предполагаемый состав разведывательно-заградительного комплекса следует включить:
• передвижной пункт управления и телеконтроля — 1 шт.;
• дополнительный пункт управления и телеконтроля — до 3 шт.;
• робототехническое средство устройства МВЗ — до 3 шт.;
• средство наращивания МВЗ — инженерная система дистанционного минирования (ИСДМ) — до 3 шт.;
• комплект средств разведки и ретрансляции сигналов на основе БПЛА среднего класса — до 3 шт.;
• комплект инженерных боеприпасов (мин) с широкой зоной контроля и поражения — до 150 шт.;
• комплект сигнально-информа-ционных датчиков (приборов) физических полей — до 450 шт.
Наличие такого количества сиг-нально-информационных датчиков в полосе обеспечения и перед передовыми позициями дополнительно обеспечит устойчивость разведывательной сигнально-информационной сети. Таким образом, МВЗ, устроенные на основе перспективного РЗ-РТК ВН ИВ, смогут выполнять не только заградительную функцию, но и включаться в разведывательно-сигнализационную сеть при построении систем обороны.
По мнению авторов, данный комплекс должен входить в состав исб мсбр (тбр, мед, тд) в качестве роты ро-бототехнических комплексов устройства и содержания заграждений (рота РТК УЗ), ее возможная организационно-штатная структура представлена в таблице 1.
Таблица 1
Организационно-штатная структура роты робототехнических комплексов устройства и содержания заграждений (рота РТК УЗ)
Наименование Кол-во Техника Кол-во РТК
Взвод РТК устройства заграждений 1 РТК УЗ 3
Взвод дистанционного устройства заграждений 1 ИСДМ 3
Продолжение таблицы 1
Наименование Кол-во Техника Кол-во РТК
Отделение РТК разведки 1 Средний БПЛА 3
Курганец (КАМАЗ) 3
Взвод технического мастерская
обслуживания и 1 по ремонту
инженерного
ремонта вооружения
(МРИВ) 1
РТК УЗ 3
ИСДМ 3
За роту БПЛА 3
Курганец (КАМАЗ) 3
МРИВ 1
Объединяя и суммируя вышеприведенные данные можно предположить, что развитие средств установки и содержания инженерных заграждений
должно быть интегрировано в единой системе различных устройств, способных решать задачи на общих основах общевойскового боя совместно с другими участниками системы огневого поражения по принципу: «обнаружение—опознание—целеуказание—поражение» в максимально
короткие сроки.
Таким образом, применение данного комплекса позволит сократить время на устройство минно-взрыв-ных заграждений за счет меньшего расхода инженерных боеприпасов (мин с широкой зоной поражения),
уменьшит количество сил, выделяемых на их содержание, а также снизит риск для жизни военнослужащих, выполняющих боевую задачу по устройству и содержанию заграждений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кондратьев А.А. «Сетецентриче-ские» концепции ведущих зарубежных стран // Армейский сборник. 2013. № 3.
2 Лапшов B.C. Технологии виртуальной реальности для боя в городе с применением наземных мобильных робототех-нических комплексов // Известия ЮФУ Технические науки. 2013. № 3 (140).
3 Машков К.Ю.у Рубцов В.И.У Федорен-ков А.П. Логика развития и обоснования тактико-технических характеристик наземных мобильных робототехнических средств обеспечения боевых действий
Сухопутных войск // Вестник МГТУ Серия «Машиностроение». 2013.
4 Лапшов B.C., Носков В.П., Рубцов И.В., Рудианов Н.А.у Рябов A.B., Хрущев B.C. Боевые и обеспечивающие роботы в условиях урбанизированной территории // Известия ЮФУ Технические науки. 2011. №3(116).
5 Там же.
6 Лапшов B.C. Технологии виртуальной реальности для боя в городе с применением наземных мобильных робототехнических комплексов // Известия ЮФУ Технические науки. 2013. № 3 (140).