Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В ЕАЭС: ОЦЕНКИ И МНЕНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В ЕАЭС: ОЦЕНКИ И МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN ECONOMIC UNION / EAEU / NATIONAL FINANCIAL MARKETS / DEVELOPMENT OF FINANCIAL MARKETS / HARMONIZATION / FINANCIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносова Л.А., Кабир Л.С.

Исследование направлено на изучение опыта финансовой интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).Цель. Систематизировать мнения экспертов и специалистов по проблеме интеграции финансовых рынков в ЕАЭС.Задачи. Определить направления научных исследований, в рамках которых разрабатывается проблематика финансовой интеграции в ЕАЭС; изучить аспекты рассмотрения финансовой интеграции в ЕАЭС, специфику соответствующих проблем и область формулируемых предложений; выявить направления современной дискуссии в отношении проблем интеграции в ЕАЭС.Методология. Авторами посредством применения общенаучных методов проанализированы экспертные мнения о финансовой интеграции в ЕАЭ С, выделены ее проблемные зоны развития, характерные для современного этапа; обращено внимание на формирующийся новый подход к осмыслению роли и задач интеграции в ЕАЭС в настоящее время, а также ее перспективы. Результаты. Выделено пять направлений, в рамках которых современными исследователями активно изучаются проблемы интеграции финансовых рынков в ЕАЭС. Направления структурируются по следующим тематическим блокам: формирование единого финансового рынка, банковский сектор как специфичный сегмент финансового рынка, валютно-финансовая интеграция, финансовое регулирование, построение единого платежного пространства. Особенность исследований в рамках перечисленных направлений заключается в том, что акцентируется внимание на необходимости создания наднационального органа регулирования (мегарегулятора). При этом практическая сторона вопроса не демонстрирует достаточной проработки.Выводы. Проблема финансовой интеграции имеет множество аспектов рассмотрения и разную глубину изучения, что создает основу для формирования объективных оценок складывающейся в ЕАЭС ситуации. Некоторые итоги развития финансового сектора в ЕАЭС демонстрируют наличие существенных проблем и отсутствие финансовой интегрированности. Отсутствуют успехи в интеграции, что стимулирует дискуссии и научный поиск решения проблемы в части обновления модели финансовой интеграции в ЕАЭС и уточнения вектора ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Integration of Financial Markets in the EAEU: Assessment and Opinions

The presented study examines the experience of financial integration in the Eurasian Economic Union (EAEU).Aim. The study aims to systematize the opinions of experts and specialists on the integration of financial markets in the EAEU.Tasks. The authors determine the directions of research addressing the problems of financial integration in the EAEU; examine various aspects of consideration of financial integration in the EAEU, specific features of the related issues, and the area of the formulated proposals; identify trends in the modern discussion of integration problems in the EAEU.Methods. The authors use general scientific methods to analyze expert opinions on financial integration in the EAEU and to identify problem areas in its development typical of the modern stage, drawing attention to the newly forming approach to understanding the current role, objectives, and prospects of integration in the EAEU.Results. This study identifies five areas of modern research into the problems of integration of financial markets in the EAEU. These areas can be divided into the following thematic units: formation of a single financial market, the banking sector as a specific segment of the financial market, monetary and financial integration, financial regulation, creation of a single payment space. The specific feature of research in these areas is its focus on the need to create a supranational regulatory body (megaregulator) and relative disregard for the practical aspects of this issue.Conclusions. The problem of financial integration has many aspects of consideration and different depth of exploration, which lays a foundation for the objective assessment of the situation in the EAEU. Some outcomes of financial sector development in the EAEU show that there are significant problems and lack of financial integration. Little progress has been made in the integration, which facilitates discussion and scientific inquiry into the problem of updating the model of financial integration in the EAEU and specifying the vector of its development.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В ЕАЭС: ОЦЕНКИ И МНЕНИЯ»



перспективы интеграции финансовых рынков в ЕАэс: оценки и мнения

Аносова Людмила Александровна

начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН, доктор экономических наук, профессор, почетный профессор СПбУТУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32а, e-mail: anosova@vmail.ras.ru

Кабир Людмила Сергеевна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, доктор экономических наук, профессор, профессор РАН 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2

Исследование направлено на изучение опыта финансовой интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Цель. Систематизировать мнения экспертов и специалистов по проблеме интеграции финансовых рынков в ЕАЭС.

Задачи. Определить направления научных исследований, в рамках которых разрабатывается проблематика финансовой интеграции в ЕАЭС; изучить аспекты рассмотрения финансовой интеграции в ЕАЭС, специфику соответствующих проблем и область формулируемых предложений; выявить направления современной дискуссии в отношении проблем интеграции в ЕАЭС. Методология. Авторами посредством применения общенаучных методов проанализированы экспертные мнения о финансовой интеграции в ЕАЭС, выделены ее проблемные зоны развития, характерные для современного этапа; обращено внимание на формирующийся новый подход к осмыслению роли и задач интеграции в ЕАЭС в настоящее время, а также ее перспективы. Результаты. Выделено пять направлений, в рамках которых современными исследователями активно изучаются проблемы интеграции финансовых рынков в ЕАЭС. Направления структурируются по следующим тематическим блокам: формирование единого финансового рынка, банковский сектор как специфичный сегмент финансового рынка, валютно-финансовая интеграция, финансовое регулирование, построение единого платежного пространства. Особенность исследований в рамках перечисленных направлений заключается в том, что акцентируется внимание на необходимости создания наднационального органа регулирования (мегарегулятора). При этом практическая сторона вопроса не демонстрирует достаточной проработки.

Выводы. Проблема финансовой интеграции имеет множество аспектов рассмотрения и разную глубину изучения, что создает основу для формирования объективных оценок складывающейся в ЕАЭС ситуации. Некоторые итоги развития финансового сектора в ЕАЭС демонстрируют наличие существенных проблем и отсутствие финансовой интегрированности. Отсутствуют успехи в интеграции, что стимулирует дискуссии и научный поиск решения проблемы в части обновления модели финансовой интеграции в ЕАЭС и уточнения вектора ее развития.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, национальные финансовые рынки, развитие финансовых рынков, гармонизация, финансовая интеграция.

Для цитирования: Аносова Л. А., Кабир Л. С. Перспективы интеграции финансовых рынков в ЕАЭС: оценки и мнения // Экономика и управление. 2019. № 8 (166). С. 4-14. DOI: 10.35854/19981627-2019-8-4-14.

prospects for the intégration of financial markets

in thé eaeu: assessment and opinions

Lyudmila A. Anosova

Social Sciences Division of the Russian Academy of Science (Moscow) Leninskiy Ave 32/A, Moscow, Russian Federation, 119991, e-mail: anosova@vmail.ras.ru

Lyudmila S. Kabir

Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation (Moscow) Nastas'inskiy Lane 3, Bld. 2, Moscow, Russian Federation, 127006

The presented study examines the experience of financial integration in the Eurasian Economic Union (EAEU).

DOI: 10.35854/1998-1627-2019-8-4-14

УДК 338

Aim. The study aims to systematize the opinions of experts and specialists on the integration of financial markets in the EAEU.

Tasks. The authors determine the directions of research addressing the problems of financial integration in the EAEU; examine various aspects of consideration of financial integration in the EAEU, specific features of the related issues, and the area of the formulated proposals; identify trends in the modern discussion of integration problems in the EAEU.

Methods. The authors use general scientific methods to analyze expert opinions on financial integration in the EAEU and to identify problem areas in its development typical of the modern stage, drawing attention to the newly forming approach to understanding the current role, objectives, and prospects of integration in the EAEU.

Results. This study identifies five areas of modern research into the problems of integration of financial markets in the EAEU. These areas can be divided into the following thematic units: formation of a single financial market, the banking sector as a specific segment of the financial market, monetary and financial integration, financial regulation, creation of a single payment space. The specific feature of research in these areas is its focus on the need to create a supranational regulatory body (megaregulator) and relative disregard for the practical aspects of this issue.

Conclusions. The problem of financial integration has many aspects of consideration and different depth of exploration, which lays a foundation for the objective assessment of the situation in the EAEU. Some outcomes of financial sector development in the EAEU show that there are significant problems and lack of financial integration. Little progress has been made in the integration, which facilitates discussion and scientific inquiry into the problem of updating the model of financial integration in the EAEU and specifying the vector of its development.

Keywords: Eurasian Economic Union, EAEU, national financial markets, development of financial markets, harmonization, financial integration.

For citation: Anosova L. A., Kabir L. S. Perspektivy integratsii finansovykh rynkov v EAES: otsenki i mneniya [Prospects for the integration of financial markets in the EAEU: assessment and opinions]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 8 (166), pp. 4-10 (in Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2019-8-4-14.

о

:X>

<

Введение

С принятием Договора о Евразийском экономическом союзе [1] изучение различных аспектов интеграции национальных финансовых рынков стран ЕАЭС стало приобретать комплексный и системный характер, поскольку практическая востребованность результатов таких исследований стала очевидной. В центре внимания многих современных исследований находится проблема интеграции национальных финансовых рынков стран ЕАЭС, рассматриваемая через призму задач развития финансовых рынков, достижения наибольшей согласованности в их регулировании, поиска эффективных алгоритмов гармонизации национальных законодательств.

В статье представлен анализ российских исследований, выполненных в 2015-2019 гг., цель которого — систематизация мнений экспертов по рассматриваемой проблеме, чья сфера жизненных интересов находится в одной из стран ЕАЭС. В ходе анализа проводилось сравнение научных исследований в аспекте описываемого опыта интеграции финансовых рынков и получаемых результатов, нацеленных на усиление обоснования целесообразности финансовой интеграции, а также разработку предложений, способствующих ее успешной реализации. Данный материал не является

исчерпывающим, поскольку не охватывает всего многообразия существующих исследований об интеграции финансовых рынков стран ЕАЭС. Несмотря на это, проведенный анализ, по мнению авторов, достаточно информативен и позволяет составить представление о сути наблюдаемых процессов и направлениях их развития.

Направления научных исследований

Изучая мнение различных ученых об интеграции финансовых рынков в ЕАЭС, в первую очередь стоит обратить внимание на исследования, осуществляемые при поддержке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)1, в которых с целью разработки стратегии развития финансовых рынков стран ЕАЭС изучается опыт различных интеграционных образований для его возможного применения к ситуации, складывающейся в ЕАЭС. Систематизируя международный опыт, исследователи выделяют условия успешной финансовой интеграции в ЕАЭС — применение гибких механизмов интеграции в аспекте каждого из секторов финансового рынка, не предполагающих их слияние, а позволяющих достичь интеграции через гармонизацию (т. е. взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия

1 Исследования при поддержке ЕЭК начали реализовываться с 2012 г. В настоящее время сформирована разноплановая база научных разработок [2].

ся о

О О

>

ш

О

о <

Аспекты рассмотрения

1. Создание и развитие финансового рынка объединенной группы стран.

2. Потенциальные возможности стран ЕАЭС по включению национальных финансовых рынков в интеграционный процесс.

3. Адаптация банковских систем стран ЕАЭС к функционированию в условиях единого финансового рынка.

4. Специфические тенденции развития банковских систем стран ЕАЭС, сдерживающие процесс сближения их денежно-кредитных политик.

5. Создание единой валютно-финансовой системы в ЕАЭС.

6. Вынесение вопросов финансового регулирования

на наднациональный уровень.

7. Формирование единого платежного пространства в ЕАЭС

Акцентируемые проблемы

1. Процесс гармонизации финансовых рынков в ЕАЭС.

2. Формирование единого финансового рынка ЕАЭС.

3. Неоднородность банковских систем, не позволяющая достичь высокого уровня интеграции банковских секторов.

4. Согласование и координация денежно-кредитной политики центральных банков стран ЕАЭС.

5. Вытеснение доллара из структуры взаимных расчетов стран ЕАЭС.

6. Использование механизмов наднационального мегарегули-рования в интересах группы государств.

7. Повышение эффективности системы расчетов и платежей, обеспечение свободного перемещения капитала между странами

Область формулируемых предложений

1. Концепция, инструменты и этапы гармонизации национальных законодательств в области регулирования финансовых рынков.

2. Мероприятия по унификации национальных законодательств и достижению сопоставимости макроэкономических индикаторов.

3. Направления совершенствования банковской деятельности в странах ЕАЭС и развития сбалансированности банковских услуг.

4. Выравнивание режимов регулирования банковских секторов стран ЕАЭС.

5. Преодоление трудностей создания новой расчетной системы.

6. Формирование новой институциональной среды, включающей наднациональные институты регулирования финансовых рынков.

7. Совершенствование регулирования в платежной сфере стран ЕАЭС

и политики регуляторов в данной сфере

Рис. 1. Интеграция финансовых рынков в ЕАЭС: аспекты рассмотрения, акцентируемые проблемы

и область формулируемых предложений

Источник: составлено авторами.

экономических процессов, отношений) [3] законодательства по регулированию рынков капитала и применение современных технологий.

Исследования, самостоятельно инициируемые учеными, формируют широкий спектр аспектов рассмотрения, отраженных на рисунке 1, демонстрируют индивидуальную специфику в выделении проблем и раскрывают широкую область формулируемых предложений. Во-первых, следует охарактеризовать публикации, центральной проблемой в которых обозначено формирование единого финансового рынка ЕАЭС. Актуальность данной проблемы объясняется наличием существенного дефицита взаимных инвестиций в ЕАЭС и их слабой правовой защитой, что оказывает негативное влияние на перемещение инвестиционных ресурсов между странами. Решение проблемы может быть разным, на наш взгляд. В одном случае в центре внимания ученых находится проблема гармонизации законодательства, призванная обеспечить «рост инвестированного капитала при взаимодействии участников финансового рынка на территории ЕАЭС» [4, с. 14], и ее решение предлагается через разработку «дорожной карты» гармонизации законодательства, регулирующего финансовые рынки ЕАЭС [4, с. 17-20].

В другом случае [5; 6] внимание исследователей концентрируется на потенциальных

возможностях стран — участниц ЕАЭС по интеграции национальных финансовых рынков, определяемых на базе анализа институциональных основ функционирования и ключевых показателей развития. Это делается для того, чтобы выделить факторы, оказывающие существенное влияние. Оценка факторов и их проекция на реально протекающие процессы приводит к формулировке предложений в отношении направлений, на которых рекомендуется сконцентрировать внимание для достижения цели формирования и развития единого финансового рынка в ЕАЭС. В качестве подобных направлений представлены «мероприятия по унификации национальных законодательств и ... достижению сопоставимости макроэкономических индикаторов, способствующих росту устойчивости Евразийского экономического союза» [6, с. 6]. К сожалению, суть мероприятий и их последовательность в исследованиях не уточняется.

В третьем случае предлагается обратить внимание на опыт стран Европейского союза (ЕС), в частности, реализующийся с 2015 г. План действий по созданию Союза рынков капитала, задачей которого определено построение «механизма постоянного привлечения инвестиций в экономику стран» [7, с. 6], что признается также необходимым и для ЕАЭС. В целях достижения этой задачи предлагает-

ся следующее: 1) увеличить капитализацию банков и добиться гармонизации банковского законодательства; 2) координировать развитие фондовых рынков стран ЕАЭС; 3) совершенствовать инфраструктуру финансового рынка.

Ряд авторов к решению проблемы подходят комплексно и изучение концептуальных подходов к построению интегрированного рынка в ЕАЭС дополняют практическими предложениями, направленными на ее решение. Предложения представляют в форме создания банковского и налогового союза, регионального центра мониторинга развития национальных финансовых рынков, учреждения общего бюджета ЕАЭС [8].

Кроме того, это работы, изучающие вовлеченность в интеграционный процесс банковского сектора как отдельного сегмента финансового рынка [9-14]. Для таких исследований характерна концентрация на текущих проблемах развития банковских секторов стран ЕАЭС, преодоление которых возможно посредством «активизации усилий по созданию единого банковского рынка с помощью единого мегарегулятора, а также по формированию единой правовой базы деятельности институтов финансового рынка» [9, с. 112]. В центре обсуждения — вопросы консолидации банковского сектора и активизации мер, направленных на равномерное развитие всех сегментов финансового рынка.

Еще одним аспектом вовлеченности банковского сектора в интеграционный процесс выступает проблема согласованности и скоор-динированности денежно-кредитных политик, реализуемых центральными банками стран ЕАЭС, решение которой, как и объединение банковских секторов стран ЕАЭС, представлено в формате создания «единого финансового регулятора» [10, с. 79; 11]. В исследованиях приведены факты, подтверждающие, по мнению авторов, существующую «неявную» согласованность деятельности центральных банков стран ЕАЭС, что служит аргументом целесообразности создания единого финансового регулятора.

Следует также выделить исследования, подробно изучающие проблему гармонизации банковского законодательства и регулирования банковской деятельности в ЕАЭС [15-17]. Для данного направления характерны предложения в области формирования единого правового поля в ЕАЭС. При этом идея создания наднационального банковского регулятора не выдвигается на первое по значимости место. Некоторыми исследователями данный шаг признается преждевременным и возможным «только после введения и адаптации в реальных условиях мер по гармонизации банковского законодательства в пределах каждой страны» [15, с. 39].

Различают также группу исследований, рас- ^ крывающих вопросы валютно-финансовой ин- | теграции стран ЕАЭС. В этих исследованиях ° по-разному представлена роль сотрудничества ° в валютной сфере. В частности, от практи- ® ческого рассмотрения проблемы (в контексте ^ вытеснения доллара США из внешнеторго- ^ вых расчетов и развития торговых отноше- ^ ний, в связи с чем актуализируются задачи ^ создания общей платежной системы ЕАЭС и з «наднационального института надзора и на- ^ блюдения за общей для ЕАЭС платежной си- ° стемой» [18, с. 197]; обсуждается проблема с использования российского рубля как общего з платежного средства [19]) до общетеоретиче- ^ ского рассмотрения проблемы введения единой ^ валюты [20] и формирования валютного союза £ в ЕАЭС [21]. В последнем случае анализируются теоретические концепции и модели монетарной стабильности, природа возникновения валютных союзов и валютных зон, проблемы координации национальных валютных политик и введения единой валюты.

Еще одно направление составляют исследования, где обсуждается возможность валют-но-финансовой интеграции в ЕАЭС на основе финансовой системы России [22]. Механизм подобной интеграции представлен в формате «валютно-финансового центра ЕАЭС, формирующего международный контур внешнеэкономического влияния» [22, с. 7], а формулируемые предложения носят характер общих рекомендаций. При этом на первое по значимости место выносится задача адекватной оценки складывающихся «международных предпосылок» и «организационного структурирования областей международного финансового сотрудничества ... в рамках России и ЕАЭС в целом» [22], а также разработка «"дорожной карты" формирования денежно-кредитных и валютных механизмов обеспечения финансовой стабильности» [22].

Вопросы финансового регулирования в пространстве ЕАЭС также признаются самостоятельным направлением исследований. В этот спектр входит обсуждение мер по гармонизации правил и методов регулирования финансовых рынков, перспектив создания единого финансового регулятора, регулирование секторов финансового рынка, инфраструктурные и институциональные аспекты развития интегрированных финансовых рынков ЕАЭС. Исследователи и эксперты по-разному подходят к поиску ответов на поставленные вопросы. В одном случае решение ищут через экспертизу сделанной работы и планов на будущее, что позволяет формировать «новые требования к участникам системы, когда речь идет об общем пространстве» [23, с. 138]. В другом — внимание концентрируется на фено-

^ мене глобализации и особенностях мирового 1 развития, что приводит к возрастанию «роли 8 регулирования, в частности наднационального 8 мегарегулирования финансовых рынков раз-^ личных международных объединений» [24, ° с. 459].

^ К данной тематической группе следует отне-^ сти и исследования, акцентирующие внимание ° на проблемах регулирования ряда секторов > финансового рынка (страхования, рынка цен-о ных бумаг), в целях их интеграции. Некоторые 5 авторы не ставят целью разработать единые ^ предложения по развитию этих секторов для о всех стран ЕАЭС, ограничиваясь формулировок кой направлений, в рамках которых, по их

< мнению, должны осуществляться гармониза-£ ция правил работы на рынке и совершенство-

< вание государственного регулирования [25; 26]. В то же время существуют исследования, чьи авторы достаточно подробно описывают последовательность задач по преобразованию институтов фондового рынка с целью их сближения, достижения гармонизации правил работы и ключевые требования к финансовым посредникам, организаторам торгов, учетным системам, саморегулируемым организациям, участникам фондового рынка [27].

Самостоятельную тематическую группу образуют исследования, анализирующие условия функционирования платежных систем стран ЕАЭС и перспективы формирования единого платежного пространства (далее — ЕПП). Рассматривая финансовую интеграцию как один из способов решения проблемы выравнивания уровней экономического развития стран — членов ЕАЭС, авторы исследований по-разному акцентируют внимание на целях и задачах построения интегрированного платежного пространства. В одних случаях построение ЕПП рассматривается в контексте обеспечения экономической интеграции «не только в ЕАЭС, но и с международными платежными системами» [28, с. 104]. При этом «неотъемлемым элементом единой платежной системы и итогом ее внедрения должно стать создание общей валюты» [28]. В других — создание ЕПП в ЕАЭС трактуется как важное условие для «свободного передвижения капитала и гармонизации, а затем объединения финансовых рынков стран ЕАЭС» [7, с. 6]. Отмечается, что данная мера должна усилить позиции валют стран ЕАЭС и способствовать укреплению их международных позиций. В иных случаях в работах исследователи характеризуют современные финансовые инновации в качестве возможности для осуществления быстрой и эффективной интеграции платежных систем стран ЕАЭС [29]. В некоторых исследованиях освещается проблема формирования платежного рынка ЕАЭС. Оценивая ситуацию в кон-

тексте динамики развития платежных систем стран ЕАЭС, объема и количества трансграничных переводов, организации и регулирования ЕПП на территории ЕАЭС, авторы таких работ формулируют предложение о необходимости адаптации банков к формированию ЕПП [30].

Таким образом, проблема финансовой интеграции в ЕАЭС имеет множество граней рассмотрения. Наряду с изучением финансовой интеграции в ЕАЭС в целом исследования проводятся и в ввиду определенных финансовых секторов. Множественность подходов и разную глубину исследований следует расценивать как важный этап по мере познания сути происходящих в области финансовой интеграции в ЕАЭС процессов. По своей сути исследования раскрывают позицию авторов в отношении того, что должны представлять собой инструменты и институты, способные своевременно и эффективно формировать новую интегрированную среду финансовых рынков в ЕАЭС.

На пути к интеграции: некоторые итоги развития финансовых рынков стран ЕАЭС

Проведенный анализ показал широту поиска и глубину проблем интеграции финансовых рынков стран ЕАЭС. По сути, все исследования направлены на преодоление негативного воздействия одного из важнейших факторов, сдерживающих интеграцию финансовых рынков в ЕАЭС — наличия существенных различий в их развитии. С момента принятия Договора о Евразийском экономическом союзе (2015—2018) немало реализовано действий и мер, поставлено и решено задач, что нашло отражение и в количественных показателях, характеризующих финансовые системы стран ЕАЭС и их развитие. Интерес представляет ряд параметров, характеризующих финансовую открытость и устойчивость стран ЕАЭС, как видно из таблицы 1, что соответствует общей логике интеграции.

Одним из важных факторов, влияющим на ситуацию, целесообразно считать подход стран к либерализации валютного курса и валютной политики. Согласно отчетам Международного валютного фонда (МВФ) за 2011-2018 гг. [31], максимально либерализованной признается валютная политика России. Для других стран ЕАЭС наблюдается последовательная либерализация их политики. Вследствие реализации соответствующей политики они в настоящее время занимают среднее положение между странами, для которых характерна политика фиксированного курса и плавающего курса. Данный факт находит отражение в таком показателе, как волатильность национальной валюты. В исследуемом периоде существова-

Таблица 1

Показатели финансовой открытости и устойчивости стран ЕАЭС в 2015-2018 гг.

(средние значения за период)

Волатильность курса национальной валюты (к СДР), % Среднегодовой темп прироста ВВП (2010, млн долл. США), % Инфляция, % Процентная ставка по заимствованиям, % Темп прироста международных резервов

Армения 1,44 4,03 1,55 15,54 9,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белоруссия 4,67 -0,23 12,30 12,71 7,42

Казахстан 8,56 2,61 8,79 н/д -0,04

Киргизия 3,87 4,10 4,36 21,87 0,96

Россия 6,29 0,44 8,43 11,94 3,42

о о

CD

Источник: International Financial Statistics (IFS). URL: http://data.imf.org/; World Bank Group. URL: https:// data.worldbank.org/indicator.

ния страны очевидны значительные колебания курса национальной валюты по отношению к СДР. Вместе с тем сохраняется существенная разница в значениях колебаний — от 1,44 % в Армении до 6,29 % в России и 8,56 % в Казахстане.

В рамках характеризуемого периода значительны колебания среднегодовых темпов прироста ВВП между странами. Отрицательные темпы роста ВВП наблюдаются у Республики Беларусь, низкие (менее 1 %) — у России. Другие страны ЕАЭС продемонстрировали темп прироста ВВП в среднем от 2 % до 4 %. Страны существенно различаются по уровням инфляции, значение которой колеблется в достаточно широком диапазоне: от 1,55 % в Армении до 12,3 % в Республике Беларусь. В Казахстане и России среднегодовые значения этого показателя превысили 8 %, а в Киргизии 4 %. На фоне низких темпов прироста ВВП, значительных колебаний валютного курса и высокой инфляции процентная ставка по заимствованиям у большинства стран — членов ЕАЭС находилась в 2015-2018 гг. в интервале от 12 % до 15 %. В Киргизии этот показатель в рассматриваемом периоде достигал в среднем значения 21,87 %. Данная ситуация указывает на переживаемые сложности в развитии национального финансового рынка и банковского сектора, поскольку высокие процентные ставки требуют высокой рентабельности от предпринимателей и осложняют проведение центральными банками денежно-кредитной политики. Для сглаживания дисбалансов, вызываемых притоками и оттоками иностранных инвестиций, страны используют политику резервирования. Наиболее высокие темпы прироста международных резервов характерны для Армении (9,36 % в среднем в указанный период), в Киргизии темп прироста резервов имел наименьшее значение по группе рассматриваемых стран (0,96 %). В Казахстане в этот период наблюдалось снижение международных резервов.

Итак, охарактеризованный период жизни интеграционного сообщества (2015-2018) не способствовал сближению в уровнях разви-

тия стран ЕАЭС, а напротив, демонстрировал сложную ситуацию в развитии их финансовых секторов. С учетом этих фактов обоснована необходимость повышенного внимания к проблеме развития интеграции финансовых рынков в ЕАЭС, а также к дискуссиям о моделях интеграции в ЕАЭС и подходах к ее реализации.

Дискуссионные вопросы финансовой интеграции в ЕАЭС

Осмысление перспектив Евразийской интеграции находится в спектре современных научных исследований практически с начала реализации этого амбициозного проекта. Можно выделить несколько направлений, в рамках которых реализуются исследования. Во-первых, изучение финансовой интеграции в ЕАЭС в сравнении с опытом ЕС [32, с. 79-169]. Авторы подобных исследований тщательно пытаются найти общие черты у двух интеграционных процессов и формулируют предложения по преодолению проблем, наблюдаемых сегодня в ЕАЭС, апеллируя к прошлому опыту ЕС. Согласно развиваемой в этих исследованиях концепции, опыт ЕС демонстрирует процесс постепенного развития интеграции. Поэтому в ЕАЭС следует придерживаться этого опыта и пытаться пройти аналогичные стадии в своем развитии.

Во-вторых, это исследования, где очевидна попытка авторов по-новому взглянуть на теорию региональной интеграции в свете интеграционного опыта ЕАЭС [33], а также осмыслить «весь комплекс разнообразных и разноуровневых целей интеграции на постсоветском пространстве» [34, с. 62]. В контексте этих исследований обоснованы направления, согласно которым должна развиваться методология стратегии интеграции в ЕАЭС. Ими признаются: 1) критическое осмысление интеграционных мер, считавшихся ранее обязательными, а также расчет их современных выгод и издержек; 2) максимальная адаптация стратегии и практики интеграции к условиям экономики стран с формирующимися рынка-

^ ми; 3) учет специфики исходных условий ев-

1 разийской интеграции [33, с. 55—59].

Рассматривая эффекты, образующиеся на

8 различных стадиях экономической интегра-

^ ции, ученые приходят к ряду выводов:

° 1) сегодня снижается значение роли внешнетор-

^ говых эффектов, характерных для началь-

^ ных стадий интеграции во второй половине

° ХХ в.; в современных условиях когда речь

> идет о глобализации мирового хозяйства

ш

о и более глубоком уровне интеграционного 5 взаимодействия, все большее значение при-^ обретают такие динамические эффекты, как о эффект масштаба или эффект инвестиций; о- 2) позитивные эффекты для интегрирующихся

< государств, относящихся к странам с фор-£ мирующимися рынками, могут оказаться

< более выраженными, чем для государств, относящихся к странам с развитой рыночной экономикой;

3) реализовать региональную финансовую интеграцию в условиях глобализации невозможно без учета глобальной финансовой интеграции;

4) в странах с формирующимися рынками финансовая интеграция направлена не на создание единого рынка финансовых услуг, а на развитие национальных и региональных финансовых рынков, что представляется крайне важным ввиду их сегментации и недостаточной развитости;

5) формируя и развивая интеграционный проект в ЕАЭС необходимо осознавать специфику опыта ЕС и ограниченность его повторения в формате ЕАЭС; целесообразно, по нашему мнению, учитывать интеграционный опыт, имеющийся в других регионах мира, где ключевыми игроками являются развивающиеся страны.

Следовательно, учитывая вышеизложенное, предлагается критически оценивать имеющийся мировой интеграционный опыт (не только опыт ЕС) и внимательнее подходить к региональным специфическим особенностям ЕАЭС. В 2019 г. предложения о том, чтобы по-новому взглянуть на теорию экономической интеграции и на место ЕАЭС в интеграционном процессе, начинают звучать в более жестких формулировках. Так, в одном из недавних исследований на данную тему речь идет о насущной «необходимости модернизировать стратегию развития ЕАЭС» [35, с. 30]. Анализируя сложившуюся практику интеграции в ЕАЭС и существующие проблемы, исследователь дает ряд оценок «перспектив ЕАЭС как интеграционного образования в меняющейся глобальной экономике» [35, с. 30].

Во-первых, конкретизируются внутренние вызовы ЕАЭС, в качестве которых указываются низкий уровень торговой интегрированно-

сти, несформированность секторальных общих рынков в структуроопределяющих областях экономики, снижение заинтересованности (под влиянием западных санкций) к созданию общего финансового рынка, несогласованность действий в сфере валютного регулирования. Во-вторых, наблюдается снижение интеграционного потенциала России в ЕАЭС, ослабление ее позиций «как основного драйвера интеграционных процессов в ЕАЭС» [35, с. 38], что приводит к усилению экономической конкуренции между странами. В-третьих, происходит усиление критической оценки сложившейся модели сотрудничества в ЕАЭС как со стороны официальных лиц, так и со стороны экспертов, особенно в аспекте стратегии следования опыту ЕС [35, с. 41—42]. В связи с этим обращается внимание на то обстоятельство, что следование канонам ЕС (выстраивание наднациональных структур) вряд ли является логичным в современных условиях. Целесообразным признается «не разрушая имеющиеся институты, сконцентрировать внимание на формировании гибкого экономического партнерства современного типа, обеспечивающего создание реального общего рынка» [35, с. 42].

Несмотря на критику, которой подвергается процесс интеграции в ЕАЭС, отмечается, что существуют фундаментальные предпосылки в целях сохранения жизнеспособности ЕАЭС. Для этого необходимо проведение корректировки стратегии сотрудничества и обсуждение альтернативных вариантов развития во избежание наметившихся отрицательных тенденций.

Заключение

По итогам анализа российских исследований, посвященных проблеме интеграции национальных финансовых рынков стран ЕАЭС, сделаем следующие выводы.

Во-первых, в части описываемого опыта интеграции финансовых рынков целесообразно отметить, что подробная характеристика опыта интеграции (ЕАЭС и других интеграционных образований) присуща пока небольшому числу масштабных научных исследований, выполняемых по заказу ЕЭК или федеральных органов исполнительной власти. В статьях исследователи зачастую анализируют, как правило, тот или иной сегмент финансового рынка, дают оценку текущей ситуации в связи с интеграционным опытом ЕС и гораздо реже пытаются установить взаимосвязи между различными сегментами финансового рынка или обращаются к опыту других объединений. Данный факт не является недостатком исследований, а указывает на стремление оперативно поделиться идеями, чтобы инициировать научную дискуссию по интересующей проблеме. Пре-

имущественное обращение к опыту ЕС можно объяснить как наибольшей известностью этого интеграционного образования, так и сформировавшимся клише, что именно данный опыт стоит признавать в качестве успешного, а также существенно меньшей изученностью российскими исследователями опыта других интеграционных образований.

Во-вторых, в части получаемых результатов следует признать, к сожалению, что большая часть исследований не усиливает обоснование целесообразности финансовой интеграции в ЕАЭС ввиду того, что акцентирует внимание на анализе текущей ситуации (краткосрочный период), который не демонстрирует тенденций к сближению финансовых рынков стран. Формулируемые исследователями предложения находятся под сильным влиянием идеи выстраивания жестких наднациональных структур, характерных для ЕС, что не соответствует современной фазе развития интеграции в ЕАЭС и проблемам, с которыми столкнулись страны — члены ЕАЭС на современном этапе. Необходимо иметь в виду, что идея построения жесткой структуры наднационального регулирования сегодня не находит поддержки среди первых лиц ряда государств ЕАЭС. Между тем формирование гибких механизмов сотрудничества представляется целесообразным и соответствующим текущей ситуации.

В-третьих, в части формулируемой про- ^ блематики можно заключить, что в большей | части исследований сделан акцент на текущих ° итогах интеграции в ЕАЭС, допускается по- ° пытка экстраполировать ситуацию в будущее, ® получая в итоге спорные результаты в отно- ^ шении положительной оценки перспектив ^ финансовой интеграции. Одновременно в ис- ^ следованиях предпринята попытка усилить ^ аргументацию идей интеграции, заложен- з ных в Договоре о Евразийском экономиче- ^ ском союзе, принятом в мае 2014 г. без уче- ° та существенных изменений, происходящих с в окружающей среде. Вместе с тем системное з и комплексное рассмотрение проблемы фи- ^ нансовой интеграции в ЕАЭС, попытка учета ^ фундаментальных воздействующих факторов £ и формулировки адекватного подхода к решению проблемы присущ ограниченному числу исследований.

Таким образом, необходима интенсификация научной дискуссии по проблемам финансовой интеграции в ЕАЭС. Вовлечение широкого круга специалистов и отрыв от клишированных мнений и стандартных установок позволит сформировать актуальную базу научных исследований, позволяющую выработать прогрессивные решения и определить эффективные направления интеграции национальных финансовых рынков в ЕАЭС.

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе: принят 29 мая 2014 г. (в ред. от 15.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 12.05.2019).

2. ЕЭК. Результаты научно-исследовательских работ. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/NIR/Lists/List/AllItems.aspx (дата обращения: 12.05.2019).

3. Гармонизация [Электронный ресурс] // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_eco-nomicJaw/2463/ГАРМОНИЗАЦИЯ (дата обращения: 12.05.2019).

4. Платонов С. Р., Губанов Р. С. Финансовые рынки Евразийского экономического союза: гармонизация национальных законодательств // Финансовый журнал. 2015. № 4 (26). С. 13-21.

5. Блохина Т. К., Блохин К. В. Формирование единого финансового рынка ЕАЭС как основа развития интеграционного процесса // Вопросы инновационной экономики. 2017. Т. 7, № 4. С. 299-306. DOI: 10.18334/vinec.7.4.38550.

6. Блохина Т. К., Савенкова Е. В., Басов Я. И. Потенциал развития единого финансового рынка Евразийского экономического союза // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10, № 4. URL: https://esj.today/PDF/28ECVN418.pdf (дата обращения: 12.05.2019).

7. Платонова И. Н. Проблемы формирования условий для регионального инвестирования государств — членов Евразийского экономического союза // Региональная интеграция в глобальной экономике: матер. междунар. науч.-практ. конф. М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 6-16.

8. Звонова Е. А., Пищик В. Я. Оценка факторов обеспечения экономического роста и достижения финансовой стабильности в государствах — членах Евразийского экономического союза // Финансы и кредит. 2016. № 18 (690). С. 2-18.

9. Стародубцева Е. Б., Маркова О. М. Реформирование банковских систем стран ЕАЭС в преддверии создания единого финансового рынка // Мир новой экономики. 2017. № 4. С. 108-113.

10. Голодова Ж. Г., Ранчинская Ю. С., Горохова Е. Ю. Анализ предпосылок согласования аспектов денежно-кредитной политики в странах ЕАЭС // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12, № 7 (340). С. 78-89.

11. Звонар В. К. Создание единого регулятора с целью регулирования банковской деятельности в странах ЕАЭС // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7, № 7А. С. 180-187.

12. Меликсетян А. М. Интеграция банковских систем в рамках Евразийского экономического союза // Труд и социальные отношения. 2016. № 1. С. 132-141.

13. Пищик В. Я. Формирование союза рынков капитала в зоне евро: проекция на ЕАЭС с участием России // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9, № 2. С. 60-66.

о

14. Сергеева Н. В. Перспективы рынка банковских услуг ЕАЭС // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9, № 4. С. 96-102.

15. Котляров М. А., Рыкова И. Н. Гармонизация банковского законодательства и регулирования о банковской сферы стран ЕАЭС // Финансовый журнал. 2016. № 1 (29). С. 33-40.

16. Маргарян А. К. На пути к интеграции банковских рынков стран ЕАЭС // Финансы, деньги, инвестиции. 2019. № 2 (70). С. 16-19.

17. Ярыгина И. З. Перспективы сотрудничества межгосударственных объединений ЕАЭС и БРИКС в финансовой сфере // Банковские услуги. 2018. № 9. С. 2-8.

18. Родыгина Н. Ю., Шапор М. А. Предпосылки создания единой валютно-финансовой системы стран ЕАЭС в условиях современного геополитического кризиса как важнейший аспект обеспечения экономической безопасности исследуемой интеграционной группировки // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования. 2016. № 22. С. 194-201.

19. Маркусенко М. В. Финансовые механизмы интеграционного взаимодействия стран Евразийского экономического союза // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. Вып. 3-4 (23). С. 115-119.

20. Козловский В. В., Чаплыгин В. Г. Общетеоретические аспекты валютно-финансовой интеграции в условиях VI информационного уклада мегаэкономики и формирования региональных валютных зон // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2015. № 13. С. 2-8.

21. Кузнецов В. С. Валютный союз — будущее ЕАЭС // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 2 (41). С. 250-258.

22. Борталевич С. И., Логинов Е. Л., Лукин В. К., Петров Д. В. Подходы к созданию на базе финансовой системы России валютно-финансового центра ЕАЭС, формирующего международный контур внешнеэкономического влияния // Естественно-гуманитарные исследования. 2016. № 3 (13). С. 4-15.

23. Дубинин С. К., Дорошенко М. Е., Пахалов А. М. Обзор итогов I международной конференции «Финансовое регулирование на пространстве ЕАЭС: проблемы и перспективы» // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 6. С. 133-141.

24. Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции: коллективная монография / под ред. С. А. Дятлова, Д. Ю. Ми-ропольского, Т. А. Селищевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2017. 709 с.

25. Сплетухов Ю. А. Регулирование страховой деятельности в странах ЕАЭС: сходство и различия // Финансовый журнал. 2015. № 3 (25). С. 83-90.

26. Бадаян А. А., Багдасарян А. М. Проблемы развития и интеграции рынка ценных бумаг в странах ЕАЭС // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12, № 4. С. 91-108.

27. Швайгерт Д. В. Институциональное развитие интеграции инфраструктурных организаций фондовых рынков СНГ и ЕАЭС // Human Progress. 2015. Т. 1, № 4. С. 60-79.

28. Пилюк Н. В., Кухаренко Л. В. О единой платежной системе в Евразийском экономическом союзе // Actualscience. 2015. Т. 1, № 3 (3). С. 104-107.

29. Понаморенко В. Е. Об основаниях и перспективах формирования единого цифрового платежного пространства ЕАЭС // Юридическая наука. 2017. № 6. С. 24-29.

30. Обаева А., Бальчинова В. Евразийский экономический союз: перспективы сотрудничества в платежной сфере // Международные банковские операции. 2018. № 2 (68). С. 6-11.

31. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions URL: https://www.imf. org/en/Publications/Annual-Report-on-Exchange-Arrangements-and-Exchange-Restrictions (дата обращения: 25.05.2019).

32. Тенденции и перспективы развития Евразийского экономического союза в контексте опыта европейской интеграции и глобальных вызовов: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансовый университет, 2016. 256 с.

33. Буторина О. В., Захаров А. В. О научной основе Евразийского экономического союза // Евразийская экономическая интеграция. 2015. № 2 (27). С. 52-68.

34. Головнин М. Ю., Захаров А. В., Ушкалова Д. И. Экономическая интеграция: уроки для постсоветского пространства // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 4. С. 61-69.

35. Хейфец Б. А. Евразийский экономический союз — время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций. 2019. Т. 12, № 2. С. 29-50. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-2-29-50.

References

1. Treaty on the Eurasian Economic Union. Adopted May 29, 2014 (as amended on March 15, 2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/. Accessed 12.05.2019. (in Russ.).

2. EEC. The results of research work. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/NIR/ Lists/List/AllItems.aspx. Accessed 12.05.2019. (in Russ.).

3. Harmonization. Akademik. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/2463/ ГАРМОНИЗАЦИЯ. Accessed 12.05.2019. (in Russ.).

4. Platonov S. R., Gubanov R. S. Finansovye rynki Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: garmo-nizatsiya natsional'nykh zakonodatel'stv [Financial markets of the Eurasian Economic Union: Harmonization of national legislations]. Finansovyy zhurnal, 2015, no. 4 (26), pp. 13-21.

5

6

7

8

9

10.

11.

12.

13.

14.

15

16

17

18

19

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21

22

Blokhina T. K., Blokhin K. V. Formirovanie edinogo finansovogo rynka EAES kak osnova raz-vitiya integratsionnogo protsessa [Formation of the financial market of the EAEU as the basis for the development of the integration process]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki, 2017, vol. 7, no. 4, pp. 299-306. DOI: 10.18334/vinec.7.4.38550.

Blokhina T. K., Savenkova E. V., Basov Ya. I. Potentsial razvitiya edinogo finansovogo rynka Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Potential of development of the single financial market of the Eurasian Economic Union]. Vestnik Evraziyskoy nauki, 2018, vol. 10, no. 4, p. 21. Available at: https://esj.today/PDF/28ECVN418.pdf. Accessed 12.05.2019.

Platonova I. N. Problemy formirovaniya usloviy dlya regional'nogo investirovaniya gosudarstv-chlenov Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Problems of creating conditions for regional investment of the member states of the Eurasian Economic Union]. In: Regional'naya integratsiya v global'noy ekonomike. Mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Regional integration in the global economy. Proc. Int. sci.-pract. conf.]. Moscow: MGIMO University, 2016, pp. 6-16. Zvonova E. A., Pishchik V. Ya. Otsenka faktorov obespecheniya ekonomicheskogo rosta i dostiz-heniya finansovoy stabil'nosti v gosudarstvakh-chlenakh Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Assessment of factors securing economic growth and financial stability in the EEU member States]. Finansy i kredit, 2016, no. 18 (690), pp. 2-18.

Starodubtseva E. B., Markova O. M. Reformirovanie bankovskikh sistem stran EAES v pred-dverii sozdaniya edinogo finansovogo rynka [Reform of the banking systems of the countries of the EEU on the eve of creating a single financial market]. Mir novoy ekonomiki, 2017, no. 4, pp. 108-113.

Golodova Zh. G., Ranchinskaya Yu. S., Gorokhova E. Yu. Analiz predposylok soglasovaniya aspek-tov denezhno-kreditnoy politiki v stranakh EAES [Aspects of monetary policy in the EEU countries: An analysis of the prerequisites for harmonization]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopas-nost', 2016. Vol. 12, no. 7 (340), pp. 78-89.

Zvonar V. K. Sozdanie edinogo regulyatora s tsel'yu regulirovaniya bankovskoy deyatel'nosti v stranakh EAES [Creation of a single regulator to regulate banking activities in the EAEU countries]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra, 2017, vol. 7, no. 7A, pp. 180-187. Meliksetyan A. M. Integratsiya bankovskikh sistem v ramkakh Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Integration of banking systems within the framework of the Eurasian Economic Union]. Trud i sotsial'nye otnosheniya, 2016, no. 1, pp. 132-141.

Pishchik V. Ya. Formirovanie soyuza rynkov kapitala v zone evro: proektsiya na EAES s uchastiem Rossii [Formation of a union of capital markets in the euro zone: Projection on the EAEU with the participation of Russia]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2016, vol. 9, no. 2, pp. 60-66. Sergeeva N. V. Perspektivy rynka bankovskikh uslug EAES [The outlook of the EAEU banking services market]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2016, vol. 9, no. 4, pp. 96-102. Kotlyarov M. A., Rykova I. N. Garmonizatsiya bankovskogo zakonodatel'stva i regulirovaniya bankovskoy sfery stran EAES [The harmonization of banking legislation and regulation in the EAEU countries]. Finansovyy zhurnal, 2016, no. 1 (29), pp. 33-40.

Margaryan A. K. Na puti k integratsii bankovskikh rynkov stran EAES [On the way to integration of the banking markets of the EAEU countries]. Finansy, den'gi, investitsii, 2019, no. 2 (70), pp. 16-19.

Yarygina I. Z. Perspektivy sotrudnichestva mezhgosudarstvennykh ob"edineniy EAES i BRIKS v finansovoy sfere [Prospects for cooperation between the EAEU and BRICS interstate associations in the financial sector]. Bankovskie uslugi, 2018, no. 9, pp. 2-8.

Rodygina N. Yu., Shapor M. A. Predposylki sozdaniya edinoy valyutno-finansovoy sistemy stran EAES v usloviyakh sovremennogo geopoliticheskogo krizisa kak vazhneyshiy aspekt obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti issleduemoy integratsionnoy gruppirovki [Prerequisites for the creation of a unified monetary and financial system of the EAEU countries in the current geopolitical crisis as an important aspect of ensuring the economic security of the integration group under study]. Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobatsiya rezul'tatov issledovaniya, 2016, no. 22, pp. 194-201.

Markusenko M. V. Finansovye mekhanizmy integratsionnogo vzaimodeystviya stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Financial mechanisms of integration interaction of the countries of the Eurasian Economic Union]. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire, 2017, no. 3-4 (23), pp. 115-119.

Kozlovskiy V. V., Chaplygin V. G. Obshcheteoreticheskie aspekty valyutno-finansovoy integratsii v usloviyakh VI informatsionnogo uklada megaekonomiki i formirovaniya regional'nykh valyutnykh zon [General theoretical aspects of monetary and financial integration in the context of the VI information structure of the megaeconomy and the formation of regional currency zones]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2015, no. 13, pp. 2-8.

Kuznetsov V. S. Valyutnyy soyuz - budushchee EAES [Monetary Union is the future of EAEU]. Vestnik MGIMO Universiteta, 2015, no. 2 (41), pp. 250-258.

Bortalevich S. I., Loginov E. L., Lukin V. K., Petrov D. V. Podkhody k sozdaniyu na baze finansovoy sistemy Rossii valyutno-finansovogo tsentra EAES, formiruyushchego mezhdunarodnyy kontur vneshneekonomicheskogo vliyaniya [Approaches to the creation on the basis of the financial system of Russia of the EAEU monetary and financial center, which forms the international contour of foreign economic influence]. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya, 2016, no. 3 (13), pp. 4-15.

o

23. Dubinin S. K., Doroshenko M. E., Pakhalov A. M. Obzor itogov I mezhdunarodnoy konferentsii "Finansovoe regulirovanie na prostranstve EAES: problemy i perspektivy" [Overview of the First International Conference "The Eurasian Economic Union Financial Regulation: Challenges and

o Prospects"]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika, 2016, no. 6, pp. 133-141.

24. Dyatlov S. A., Miropol'skiy D. Yu., Selishcheva T. A., eds. Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy i instituty evraziyskoy integratsii v usloviyakh usileniya global'noy giperkonkurentsii [The state and the market: Mechanisms and institutions of Eurasian integration in the face of increasing global hyper-competition]. St. Petersburg: SPb. State University of Economics. 2017. 709 p.

25. Spletukhov Yu. A. Regulirovanie strakhovoy deyatel'nosti v stranakh EAES: skhodstvo i razlich-iya [Regulation of insurance in the countries of the Eurasian Economic Union: Similarity and differences]. Finansovyy zhurnal, 2015, no. 3 (25), pp. 83-90.

26. Badayan A. A., Bagdasaryan A. M. Problemy razvitiya i integratsii rynka tsennykh bumag v stranakh EAES [Problems of development and integration of the securities market in the EAEU countries]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika, 2017, vol. 12, no. 4, pp. 91-108.

27. Shvaygert D. V. Institutsional'noe razvitie integratsii infrastrukturnykh organizatsiy fondovykh rynkov SNG i EAES [Institutional development of integration of infrastructure organizations of the CIS and EAEU stock markets]. Human Progress, 2015, vol. 1, no. 4, pp. 60-79.

28. Pilyuk N. V., Kukharenko L. V. O edinoy platezhnoy sisteme v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [On the unified payment system in the Eurasian Economic Union]. Actualscience, 2015, vol. 1, no. 3 (3), pp. 104-107.

29. Ponamorenko V. E. Ob osnovaniyakh i perspektivakh formirovaniya edinogo tsifrovogo platezh-nogo prostranstva EAES [On the grounds and prospects of the formation of a single digital payment space of the EAEU]. Yuridicheskaya nauka, 2017, no. 6, pp. 24-29.

30. Obaeva A., Bal'chinova V. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz: perspektivy sotrudnichestva v platezhnoy sfere [Eurasian Economic Union: Prospects for cooperation in the payment sector]. Mezh-dunarodnye bankovskie operatsii, 2018, no. 2 (68), pp. 6-11.

31. Annual report on exchange arrangements and exchange restrictions. Available at: https://www. imf.org/en/Publications/Annual-Report-on-Exchange-Arrangements-and-Exchange-Restrictions. Accessed 25.05.2019.

32. Krasavina L. N., ed. Tendentsii i perspektivy razvitiya Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v kontekste opyta evropeyskoy integratsii i global'nykh vyzovov. Sb. st. po mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Trends and prospects for the development of the Eurasian Economic Union in the context of European integration experience and global challenges. Proc. Int. sci.-pract. conf.]. Moscow: Financial University, 2016. 256 p.

33. Butorina O. V., Zakharov A. V. O nauchnoy osnove Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [On the scientific basis of the Eurasian Economic Union]. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya, 2015, no. 2 (27), pp. 52-68.

34. Golovnin M. Yu., Zakharov A. V., Ushkalova D. I. Ekonomicheskaya integratsiya: uroki dlya post-sovetskogo prostranstva [Economic integration: Lessons for the post-Soviet space]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 4, pp. 61-69.

35. Kheyfets B. A. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz - vremya dlya modernizatsii [Eurasian Economic Union - Time for modernization]. Kontury global'nykh transformatsiy:politika, ekonomika, pravo, 2019, vol. 12, no. 2, pp. 29-50. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-2-29-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.