Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ / ИННОВАЦИИ / ФАКТОРЫ-ДРАЙВЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янкина Ирина Александровна, Гладкович Оксана Анатольевна

В статье проведено сравнение состояния лесного сектора России с другими странами. Обозначена необходимость перехода к развитию методологии планирования и внедрения «зеленых» инноваций для наращивания темпов и объемов ВВП. Выявлены ключевые факторы-драйверы, влияющие на эффективность работы инновационной системы лесного сектора, необходимые для дальнейшей разработки бизнес-технологических моделей предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE FOREST SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article compares the state of the forest sector in Russia with other countries. The need for a transition to the development of a methodology for planning and implementing “green” innovations to increase the pace and volume of GDP is indicated. The key factors-drivers influencing the efficiency of the innovation system of the forestry sector, necessary for the further development of business-technological models of enterprises in the forestry sector, have been identified.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_2_110 УДК 338.1

Янкина Ирина Александровна,

доктор экономических наук, профессор, Институт экономики, государственного управления и финансов, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Гладкович Оксана Анатольевна,

аспирант, Институт экономики, государственного управления и финансов, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье проведено сравнение состояния лесного сектора России с другими странами. Обозначена необходимость перехода к развитию методологии планирования и внедрения «зеленых» инноваций для наращивания темпов и объемов ВВП. Выявлены ключевые факторы-драйверы, влияющие на эффективность работы инновационной системы лесного сектора, необходимые для дальнейшей разработки бизнес-технологических моделей предприятий.

Ключевые слова: лесной сектор экономики России; инновации; факторы-драйверы.

UDC 338.1

Yankina Irina Alexandrovna,

Doctor of Economics, Professor, Institute of Economics, Public Administration and Finance, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Gladkovich Oksana Anatolyevna,

postgraduate student, Institute of Economics, Public Administration and Finance, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

PROSPECTS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE FOREST SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article compares the state of the forest sector in Russia with other countries. The need for a transition to the development of a methodology for planning and implementing "green" innovations to increase the pace and volume of GDP is indicated. The key factors-drivers influencing the efficiency of the innovation system of the forestry sector, necessary for the further development of business-technological models of enterprises in the forestry sector, have been identified.

Keywords: forestry sector of the Russian economy; innovation; driver factors.

Актуальность исследования современного состояния и перспектив развития лесного сектора экономики Российской Федерации как важнейшего в индустриальной экономике обусловлена научным поиском и усовершенствованием методологии оценки и внедрения «зеленых» инноваций для наращивания

темпов и объемов ВВП. На текущий момент увеличилась потребность комплексного исследования вопросов инновационного развития лесного комплекса [1] с точки зрения как финансовой возможности, так и технологической осуществимости оцифровывания бизнес-моделей в лесном секторе, которые

минимизируют отходы, выбросы, улучшают условия жизни и труда людей и в то же время позволяют достичь высокого международного уровня эффективных финансовых отношений. Влияние финансовых санкций в ответ на специальную военную операцию в Украине и последствия COVID-19 обусловили коренную перестройку инновационной модели развития лесного сектора в России. С этим связано ряд проблем.

Во-первых, проблемы удержания и даже улучшения мировых позиций российского лесного сектора в условиях действия финансовых санкций выдвигают научную по-

требность в создании принципиально новой системы управления инновациями в лесном секторе с опорой на его самодостаточность и значительный вклад в формирование ВВП [2].

Во-вторых, в связи с ухудшением структуры лесной продукции, поставляемой на экспорт, в пользу низкопередельной (рис. 1) и снижением ее доли в ВВП с 1,5 % до 0,7 % в 2020 г. (табл. 1) усиливается необходимость разработки теоретических и методологических положений в области оценки влияния инноваций в лесном секторе, включая финансовые, на развитие экономики России.

Рисунок 1 - Доля российской лесной продукции в мировом экспорте и ключевые страны-импортеры [5]

Таблица 1 - Экспорт отдельных видов продукции лесного сектора России и Китая в 2010 и 2017 гг., в млн м3/млн дол. [6]

Лесная продукция Россия ^ Китай Китай ^ США Темп роста, %

2010 г 2017 г 2010 г 2017 г Россия Китай

Деловой круглый лес хвойный 13,2/1304 9,5/885 2,5/418 5,4/816 72/68 216/195

Пиломатериалы 4,3/595 11,5/1834 0,7/104 0,6/90 267/308 85/86

В-третьих, достигнутые в 2020 г. международные позиции Российской Федерации по формированию политики устойчивого управления лесами (SFM), по данным

Межправительственной группы экспертов по лесам свидетельствуют о важно-

сти и необходимости дальнейшего ускоренного инновационного развития этой зе-

леной сферы индустриальной экономики [5].

Под этим понимается национальная программа лесов с природоохранными мероприятиями, устойчивым лесопользованием, согласованием местных и глобальных потребностей.

В настоящее время лесной сектор России находится на пути фундаментальной трансформации в связи с необходимостью его модернизации под воздействием объективных внешних факторов и новых условий финансово-экономического хозяйствования, к которым мы относим:

- стремительное развитие цифровых технологий;

- ориентацию на ESG (environmental, social, corporate governance) - стандарты для бизнеса;

- внедрение инновационных разработок на всех стадиях технологических процессов бизнеса и в финансовой сфере.

К тому же подключается ряд проблем специфического внутриотраслевого характера: экстенсивное лесопользование (низкий уровень освоения расчетной лесосеки; истощение сырьевой базы на территориях лесозаготовки), устаревшие технологии ле-сопереработки, низкая степень переработки сырья, непрозрачность рынка лесоматериалов, нехватка квалифицированных кадров.

Цель настоящего исследования - выявление ключевых факторов, влияющих на эффективность работы инновационной системы лесного сектора в России, для дальнейшего обоснования разработки и включения финансовых цифровых инноваций в бизнес-технологические модели предприятий лесного сектора, которые, в конечном итоге, обеспечат процесс формирования финансовых источников, их распределения и финансового контроля за реализацией инноваций, принципов ESG, а значит, снижением непроизводительных расходов на лесопользование, охрану окружающей среды.

Широкое освещение методологических вопросов активизации [3] и комплексности инновационного развития индустриальной экономики позволило определить критерии выбора приемлемых для современного состояния лесного сектора России подходов к выявлению ключевых факторов, влияющих на эффективность работы его инновационной системы.

Каждый из исследователей в ходе развития методологии инноваций индустриальной экономики опирается на краеугольный и все-объединяющий элемент - знания. Именно знания, которые творчески перерабатываются через инновационные проекты, трансформируются в технологию, продукцию, посредством определенных факторов способны сделать прорыв для лесного комплекса.

В ходе исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность работы инновационной системы лесного сектора в России (рис. 2).

Рисунок 2 - Ключевые факторы-драйверы, влияющие на эффективность работы инновационной системы лесного сектора в России

Следует выделить наиболее существенные работы в этом направлении среди зарубежных и российских исследователей, такие как труды Й. Шумпетера [10], С. Глазьева [7], О. Каленова [8], С. Кукушкина [9].

Интегрирование каждого из драйверов в отраслевую инновационную систему способствует, на наш взгляд, финансово и институционально сформировать для каждого предприятия лесного сектора, будь то малое или холдинг, свою бизнес-технологическую модель, чтобы обеспечить соответствующими финансовыми инструментами процесс формирования финансовых источников, их распределения и финансового контроля за реализацией инноваций, принципов ESG, а значит, снижением непроизводительных расходов на лесопользование.

Дальнейшее развитие лесного сектора опирается на лесосырьевую базу и иннова-

ционное лесоустройство как один из ключевых факторов-драйверов инноваций. Поэтому необходимо отметить, что по масштабам лесосырьевой базы Россия занимает первое в мире место - на ее территории расположена четверть мировых лесных ресурсов. Потенциал российского лесопромышленного комплекса значителен.

Тем не менее, согласно данным Faostat [4; 6], Россия занимает традиционное пятое место в мире по итогам 2020 г. по объемам заготовки древесины, ее обошли лесозаготовители США (429,7 млн м3 - 11 % от мировой заготовки), Индия (351,8 млн мз - 9 %), Китай (341,7 млн мз - 8,7 %), Бразилия (266,3 млн мз - 6,8 %), а у России соответствующий показатель составляет 217 млн мз, или 5,5 % от мировой заготовки, в том числе 2 % деловой древесины.

Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 312-р [1], стартовые условия для инновационного лесоустройства откорректированы в части распоряжения ресурсами (финансовыми, трудовыми, интеллектуальными и др.) в пользу лесного хозяйства как составляющего лесной сектор страны при общем вкладе всех подотраслей в наращивание доли вклада в валовый внутренний продукт с 0,6 до 1 % к 2030 г. и при росте занятости с 500 тыс. до 820 тыс. человек. Как эти запланированные показатели будут достигнуты -не указано, но целевой сценарий стратегии предполагает «рост поглощающей способности управляемых экосистем с текущих 535 млн т эквивалента углекислого газа до 1200 млн т эквивалента углекислого газа в лесном хозяйстве».

Лесовосстановление и лесоразведение станут драйвером для восполнения сырьевой базы и соблюдения принципов ESG, а значит, подключаются финансовые организации и государство со своими инициативами, нормами, правилами и инструментами мотивации для раскрутки маховика «знаний». Тем более что стратегией предполагается ежегодно направлять на это направление из разных источников финансирования не менее 110 млрд руб., или 0,1 % ВВП.

Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке государства и с опо-

рой на обновленный Лесной кодекс вовлечь в экономический оборот новые лесные участки, повысить инновационную активность бизнеса, создать цифровые рабочие места [2]. В частности, на лесоустройство из федерального бюджета в 2022 г. выделено 2,5 млрд руб., в 2023 г. - 3,9 млрд, в 2024 г. -4,8 млрд. Но использование этих бюджетных средств не всегда возможно из-за частичного раскрытия механизма распределения и финансового контроля за ними. Например, с 1 марта 2023 г. лесоустройство могут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Но сама лесоустроительная инструкция еще в процессе написания, к тому же затягивается передача полномочий на федеральный уровень в Рос-лесинфорг, куда и начнут поступать бюджетные средства.

Как лесоустройство в таком институциональном порядке изменит ситуацию с эффективным лесопользованием? Как известно, ели, сосны и дуб массово зарастают малоценными мелколиственными породами и гибнут, на их месте формируются молодня -ки естественного происхождения с низкими хозяйственными свойствами. Все это создает предпосылки для дальнейшего истощения востребованных ценных пород для высокопередельной лесной продукции в доступной для хозяйствующей организации зоне лесопользования, роста цен на древесное сырье и снижения инвестиционной привлекательности лесозаготовительной деятельности.

Именно поэтому освоение того или иного лесного участка должно быть представлено предприятием в форме бизнес-плана с лесоустроительными работами. Тем более потеря качества лесного участка из-за незапланированной эксплуатации, отсутствия лесоустроительных работ приводит к серьезным последствиям для водораздела связанных функций лесов и отодвигает нашу страну от мировых принципов устойчивого развития ESG.

Но для законного получения прав на лесной участок предприятию требуются провести, обратившись в Рослесинфорг, работы по таксации по рыночным расценкам. Мероприятия по лесоустройству арендованного лесного участка будут проводиться в сроки, определенные планом проведения лесоу-

стройства в течение 10 лет. По результатам выполнения работ лесоустроительная документация будет включена в состав сведений Государственного лесного реестра в электронном виде (ч. 10 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) в редакции закона № 304-Ф3).

Интегрирование лесоустройства как драйвера в отраслевую инновационную систему и, соответственно, в любую из бизнес-моделей лесного предприятия, на наш взгляд, оценивается через показатели:

- размер компенсации затрат предприятий-арендаторов на неотделимые улучшения арендованных лесных участков пропорционально масштабу инновационных вложений;

- площадь искусственного лесовосстанов-ления (общая площадь и процент от сплошных, проходных рубок);

- площадь ухода за лесными культурами (общая площадь и процент от сплошных рубок);

- площадь осветлений и прочисток площадным, равномерным способом.

По первому показателю инновационные вложения определяются не только учтенной Роспатентом интеллектуальной собственностью, но и знаниями, апробированными через бизнес-инкубаторы в научно-образовательном секторе.

Так, рассматривается широкое применение интеллектуальных геоинформационных разработок, многие из которых могут быть использованы для решения актуальных проблем лесопользователей. Анализ геоданных и данных дистанционного зондирования Земли с помощью космических снимков и алгоритмов искусственных нейронных сетей позволяет оценить инвестиционную привлекательность лесного участка, изменения после лесоустройства в породе, ярус-ности, густоте. Кроме космических данных предлагаются аэрофотосъемки и лазерное сканирование для определения живого надпочвенного покрова, сегментирования насаждений, определения запасов и товарной структуры на лесном участке. Таким образом, технологически точно любой арендатор знает объемы дальнейшего лесоустройства, субсидий государства и выстраивает собственную бизнес-модель взаимодействия с финансовыми организациями на детальных показателях.

Инновационная интерактивная 4D-модель лесного участка помогает более точно, без рисков и потер составить проект его освоения и лесоустройства. При этом нейросе-тевой сервис, важный сервис мониторинга состояния лесных участков, постоянно обучается, используя данные из собственной и внешней data-base.

Государство как один из важных факторов-драйверов инновационной системы определяет источники и темпы развития инновационной инфраструктуры. Законодательными и нормативными актами регулируются взаимоотношения, включая финансовые, между субъектами инновационной системы лесного сектора. В частности, государство может установить преимущественное право (без процедуры проведения аукциона или конкурса) продления договора аренды участка лесного фонда для предприятия-арендатора, ведущего инновационное лесоустройство.

Промышленность выделена в качестве ключевого драйвера, реализующего, трансформирующего знания в технологии, приборы, оборудование для лесного сектора. Специализированные журналы, такие как «Леспром» (https://lesprominform.ru), информируют заинтересованных участников инновационной системы лесного сектора в предлагаемых и оцененных на рынке станках и технике.

Например, мобильный измельчитель производительностью 200 м3 насыпной щепы в час, который уже начал работать на арендованных лесных участках, позволяет сразу избавляться от остатков веток, не дожидаясь окончания пожароопасного сезона для их сожжения. К тому же биомасса (щепа) используется для производства MDF, в качестве топлива для энергоцентра арендатора для отопления зданий предприятий, а также социальных объектов (школ, детских садов). Тем самым решается задача по наращиванию высоких переделов, а также соблюдаются принципы ESG.

Таким образом, нами представлены ключевые факторы-драйверы инновационного развития лесного сектора на основе оценки его состояния и выявления проблем развития. Дальнейший этап настоящих исследований связан с обоснованием разработки и включением финансовых цифровых инноваций в бизнес-технологические модели пред-

приятий лесного сектора, чтобы облегчить процесс формирования финансовых источников, их распределения и финансового контроля. Трансмиссионный механизм активизации всех драйверов инновационной системы, который необходимо разработать в ходе дальнейших исследований, позволить во временном и стоимостном выражении представить этапы переориентации лесного сектора с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Список литературы

1. Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации Российская Федерация : федеральный закон от 05.08.2000 № 304-Ф3 : редакция от 02.07.2021 : с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 сентября 2021 Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата : методологические руководящие указания в отношении деятельности, связанной с сокращением выбросов в результате обезлесения и деградации лесов, и роли сохранения лесов, устойчивого управления лесным хозяйством и увеличения накоплений углерода в лесах в развивающихся странах. URL: https://unfccc.int/resource/ docs/2009/cop15/rus/11a01r.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

4. United nations climate change Annual Report 2020. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/ UNFCCC_Annual_Report_2020.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

5. Trading Economics. URL: https://tradingeconomics. com/china/indicators (дата обращения 08.12.2021).

6. Global Forest Resources Assessment (FRA) 2020 Russian Federation - Report. URL: https://www.fao.org/3Z cb0053en/cb0053en.pdf (дата обращения 08.102.2022).

7. Глазьев С. Ю. Ноономика как стержень формирования нового технологического и мирохозяйственного укладов // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 16-32.

8. Каленов О. Е Инновационная экосистема как основа развития высокотехнологичной промышленности // Вестник РЭУ им. Г В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 5 (113). С. 126-133.

9. Кукушкин С. Н. Бизнес-модель организации в

экономике знаний // Вестник Российского экономического университета имени Г В. Плеханова. URL: https://vest.rea.ru/jour/article/view/600 (дата обращения 08.102.2022).

10. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия / пер. с англ.; предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. М. : Экономика, 1995. 540 с.

References

1. Strategiya razvitiya lesnogo kompleksa do 2030 goda. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy' «Konsultant Plyus».

2.O vnesenii izmenenij v Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii Rossijskaya Federaciya : federal'ny'j zakon ot 05.08.2000 № 304-FZ : redakciya ot 02.07.2021 : s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupivshimi v silu s 1 sentyabrya 2021 Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy' «Konsultant Plyus».

3.Ramochnaya konvenciya Organizacii Ob"edinenny'x Nacij ob izmenenii klimata : metodologicheskie rukovodyashhie ukazaniya v otnoshenii deyatel'nosti, svyazannoj s sokrashheniem vybrosov v rezul'tate obezleseniya i degradacii lesov, i roli soxraneniya lesov, ustojchivogo upravleniya lesnym xozyajstvom i uvelicheniya nakoplenij ugleroda v lesax v razvivayushhixsya stranax. URL: https://unfccc.int/resource/docs/2009/cop15/ rus/11a01r.pdf (data obrashheniya: 08.01.2022).

4. United nations climate change Annual Report 2020. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/ UNFCCC_Annual_Report_2020.pdf (data obrashheniya: 08.01.2022).

5. Trading Economics. URL: https://tradingeconomics. com/china/indicators (data obrashheniya 08.12.2021).

6. Global Forest Resources Assessment (FRA) 2020 Russian Federation - Report. URL: https://www.fao.org/3Z cb0053en/cb0053en.pdf (data obrashheniya 08.102.2022).

7. Glaz'ev S. Yu. Noonomika kak sterzhen' formirovaniya novogo texnologicheskogo i miroxozyajstvennogo ukladov. E'konomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2020. № 2 (64). S. 16-32.

8.Kalenov O. E Innovacionnaya e'kosistema kak osnova razvitiya vy'sokotexnologichnoj promy'shlennosti. Vestnik RE'U im. G. V. Plexanova. 2020. T. 17. № 5 (113). S. 126-133.

9.Kukushkin S. N. Biznes-model' organizacii v e'konomike znanij. Vestnik Rossijskogo e'konomicheskogo universiteta imeni G. V. Plexanova. URL: https://vest.rea. ru/jour/article/view/600 (data obrashheniya 08.102.2022).

10. Shumpeter J. A. Teoriya e'konomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, socializm, demokratiya /per. s angl.; predisl. i obshh. red. V. S. Avtonomova. M. : E'konomika, 1995. 540 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.