Научная статья на тему 'Перспективы и сценарии имплементации зарубежного опыта инновационно-технологической модернизации водохозяйственного комплекса в отечественную практику'

Перспективы и сценарии имплементации зарубежного опыта инновационно-технологической модернизации водохозяйственного комплекса в отечественную практику Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
162
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОГОСПОДАРСЬКИЙ КОМПЛЕКС / іМПЛЕМЕНТАЦії ПОЛОЖЕНЬ / ДИРЕКТИВИ ПО ВОДі / РАМКОВА ДИРЕКТИВА / ЕКОЛОГіЧНА БЕЗПЕКА / ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ / ДИРЕКТИВЫ ПО ВОДЕ / РАМОЧНАЯ ДИРЕКТИВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / WATER MANAGEMENT COMPLEX / IMPLEMENTATION OF REGULATIONS / WATER DIRECTIVES / FRAMEWORK DIRECTIVE / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Колтунович А. С.

У публікації розглянуто шляхи досягнення нормативних показників ЄС у водогосподарському комплексі України. Проаналізовано Директиви Європейського Союзу по воді, а також розглянуто механізми щодо реалізації їх окремих положень у промисловості, агропромисловому комплексі, водопровідно-каналізаційному господарстві та інших сектора економіки країни. Розглянуто суть сталого водокористування як нового альтернативного методу збереження і відновлення водних ресурсів. Досліджено та проаналізовано стан водного сектора України, а також забезпечення населення водними ресурсами. Описано теоретичні та практичні методи імплементації водних директив у вітчизняну практику.В публикации рассмотрены пути достижения нормативных показателей ЕС в водохозяйственном комплексе Украины. Проанализированы Директивы Европейского Союза по воде, а также рассмотрены механизмы по реализации их отдельных положений в промышленности, агропромышленном комплексе, водопроводно-канализационном хозяйстве и других сектора экономики страны. Рассмотрена суть устойчивого водопользования как нового альтернативного метода сохранения и возобновления водных ресурсов. Исследовано и проанализировано состояние водного сектора Украины, а также обеспечение населения водными ресурсами. Описаны теоретические и практические методы имплементации водных директив в отечественную практику.The publication considers ways to achieve EU normative indicators in Ukraine's water management sector. Water Directives of the European Union have been analyzed, as well as mechanisms for implementing their individual provisions in industry, agro-industrial complex, water supply and sewerage sector and other sectors of the country's economy. The essence of sustainable water use as a new alternative method for the conservation and renewal of water resources is considered. The state of Ukraine's water sector, as well as providing the population with water resources, has been studied and analyzed. Theoretical and practical methods of implementing water directives into domestic practice are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и сценарии имплементации зарубежного опыта инновационно-технологической модернизации водохозяйственного комплекса в отечественную практику»

Agentoriented Approach. Економ1чний вСник Донбасу. 2015. №4 (42). С. 117 - 121.

12. 1ванов С. В., Рогоза М. 6., Перебийшс В. I. Концепщя сощально! держави як теоретична база ро-звитку сшьських територiй. Економгчний всник Дон-басу. 2016. №1 (43). С. 51 - 55.

13. Укра!на в цифрах - 2016: статистичний 36ip-ник // Державна служба статистики Укра!ни. Ки!в, 2017. 240 с.

14. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами: науч.-практ. издание. Москва: СИНТЕГ — ГЕО, 1997. 188 с.

15. Верес Ю. О. Розподш обмежених ресуретв в умовах невизначеность Вкник Нац. ун-ту «Льв1вська полтехнжа». 2010. № 686. С. 143-149.

16. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. Москва: Мир, 1978. 432 с.

17. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII - ХХ вв.). Москва: Энциклопедия российских деревень, 1995. 574 с.

18. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пособие. Москва: ОАО «НПО Издательство «Экономика», 2000. 475 с.

19. Дейнеко Л. В. Розвиток харчово! промислово-ст Укра!ни в умовах ринкових трансформацш: теорiя i практика / за ред. П. П. Борщевського. Ки!в: Знання, 1999. 331 с.

20. Котков В. П. Спшьш пщприемства в системi штегрованого молокопродуктового виробництва. Еко-номка АПК. 1998. № 12. С. 12-14.

21. Березiвський П. С. Економiчна ефекгившсть скотарства та шляхи П пщвищення. Львiв: Украшсью технологи, 1998. 156 с.

22. Саблук П. Т., Лукшов I. I., Юрчишин В. В. Сучасна аграрна политика Укра!ни: проблеми станов-лення. Ки!в: 1нститут аграрно! економiки УААН, 1996. 663 с.

23. Дворкин Б. З. Моделирование интеграционных процессов в АПК // Производственный рынок России: кооперация и сотрудничество: материалы Междунар. форума (г. Москва, 9-10 октября 2000 г.). Москва: ФНПУ «Росинформагротех», 2000. С. 107 - 110.

А. С. Колтунович

канд. экон. наук г. Киев

ПЕРСПЕКТИВЫ И СЦЕНАРИИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ

Постановка проблемы. Подписав Соглашение об ассоциации руководство Украины взяло на себя обязательства перейти на технические регламенты и стандарты Европейского Союза в краткосрочной перспективе. В частности, Украине необходимо имплементи-ровать Директивы Европейского Союза в части водопользования и охраны окружающей среды.

Подавляющее большинство водохозяйственных и водоохранных объектов перечисленных составляющих водохозяйственного комплекса отличается высоким уровнем физического износа, а также является морально устаревшим. Проблемы технологической деградации наиболее остро ощущаются в промышленно развитых регионах Украины, в частности в Приднепровском экономическом районе [1]. Требуется реконструкция, техническое перевооружение этих объектов уже на новой технологической основе. Учитывая это, актуальной проблемой экономики и управления национальным хозяйством является разработка механизмов инновационно-технологической модернизации водохозяйственного комплекса Украины на основе использования положительного зарубежного опыта и современных форм инвестиционного обеспечения структурной перестройки водохозяйственной и водоохранной инфраструктуры.

Анализ последних исследований и публикаций. Собственное видение развития водопользования в Украине на основе постоянства осветили С. Дорогун-

цов, М. Хвесик, И. Головинский, П. Пастушенко, И. Загоровская, К. Ковальчук-Шамрыло, Н. Ковшун, В. Мандзик, А. Митрофанова, А. Опаловый, К. Рыжова, М. Степчин, Ю. Чередниченко, О. Яроцкая, В. Голян, А. Писаренко, Б. Данилишин, И. Кирпач, А. Яцык, В. Пидлиснюк, М. Борисик и др.

Основные результаты исследования. Сближение с Директивой по Питьевой Воде может принести наибольшие выгоды для охраны здоровья населения и привлечь надлежащее внимание к качеству воды, предназначенной для потребления населением. Данная Директива скорее всего принесет также и выгоды многим секторам экономики, таким как экспорт продукции пищевой промышленности и туризм.

Неконтролируемый сброс неочищенных сточных вод во многих сопредельных странах-партнерах является основной проблемой и важным источником загрязнения воды; немедленные действия по очистке сточных вод по мнению экологических организаций имеют решающее значение. Используя Директиву по Очистке Городских Сточных Вод в качестве модели могло бы помочь сопредельным странам-партнерам контролировать сбросы и обеспечивать достаточную очистку сточных вод, таким образом улучшая качество воды и уменьшая угрозу для здоровья. В маловодных регионах очистка сточных вод может в какой-то мере решить проблему недостатка пресной воды, например,

52

В1СНИК ЕКОНОМИНО1 НАУКИ УКРА1НИ ф

если очищенные сточные воды использовать для ирригации или в промышленности [2].

Законодательство, аналогичное Директиве по Качеству Воды для Купания (для Пляжных Зон), могло бы улучшить состояние пресных водоемов и морских прибрежных вод. Сближение с данной Директивой может оказаться особенно привлекательным для стран, где уже внедрена базовая система контроля за загрязнением. Улучшение качества воды для купания может уменьшить проблемы здоровья и ускорить выздоровление местного населения, вместе с тем делая регион более привлекательным для туризма.

Директива по Нитратам Сельскохозяйственного Происхождения крайне значима для контроля загрязнения воды сельскохозяйственными сливами. В странах с интенсивным сельским хозяйством, оказывающим значительную нагрузку на водные ресурсы, сближение с Директивой по Нитратам Сельскохозяйственного Происхождения может внести значительный вклад в улучшение качества воды и сохранение экосистем.

Рамочная Директива по Воде (РДВ) представляет собой весьма комплексную часть законодательства, которая зачастую приводит к невозможности полного сближения. Однако принятие даже отдельных элементов Директивы способно принести значительные выгоды. Управление водными ресурсами на уровне бассейнов рек более эффективно по сравнению с управлением водными ресурсами в соответствии с административными границами, так как такое управление учитывает все факторы, способные повлиять на ресурс, и координирует действия граничащих государств. Такое управление помогает также избежать ситуаций, когда действия, предпринятые в одной части реки противоречат действиям, предпринятым в другой ее части [3].

Ценообразование и возмещение затрат, еще один центральный принцип РДВ, может стать способом мобилизации средств и улучшения финансовой базы услуг и инфраструктуры в этой сфере, что в настоящее время является ключевой проблемой во многих сопредельных странах-партнерах. В то же время, ценообразование способно положительно влиять на поведение потребителя и создать стимулы для более рационального водопользования.

Сближение с РДВ увеличило бы и участие общества в сопредельных странах-партнерах, и таким образом стимулировало бы возникновение реальной хозяйственной ответственности у всех участников процесса принятия решения. Общественное участие помогает обеспечить поддержку со стороны участников мерам, предпринимаемым для разрешения проблем с водой, найти наиболее эффективные решения, основанные на местном знании и опыте, и решить потенциальные конфликты интересов до того, как принимаются решения.

Путем внедрения надлежащих планов по управлению водными ресурсами и сопутствующих программ мер, РДВ может также стать важным инструментом в борьбе с засухой и маловодием, этими двумя наиболее актуальными проблемами в странах Средиземноморья. В странах, где под угрозой находятся грунтовые воды, положения РДВ и Директива по Грунтовым Водам («Дочерняя Директива») могут стать очень полезными для достижения эффективной охраны как количества, так и качества грунтовых вод.

Для сопредельных стран-партнеров, имеющих прибрежные воды, Морская Директива также может служить моделью. Копирование ее подхода (сначала оценивать влияние, затем определять экологические цели и внедрять меры, основанные на оценке влияния на региональном уровне) могло бы также стать эффективным способом разрешить экологические проблемы, существующие в прибрежных водах многих сопредельных стран-партнеров. Каспийское, Черное, Балтийское и Средиземное моря в настоящее время страдают от целого ряда экологических проблем, таких как загрязнение, речные стоки, чрезмерная рыбная ловля, негативное влияние на здоровье человека, экосистемы, прибрежные ландшафты, и секторы экономики (например, рыбная промышленность, туризм) [4, 5]. Необходима выработка региональных и совместных подходов, особенно если учитывать тот факт, что эти моря делят между собой несколько стран, и решение проблем лишь тогда может быть успешным, когда оно основано на согласованных действиях.

Вода и ее загрязнение в ЕС стали одной из первоочередных проблем. Уже в 1973 г. Европейским Советом были приняты первые законодательные акты в этой области [6]. С тех пор водное законодательство ЕС играет ведущую и инновационную роль в разработке национальных водных политик во многих странах-членах ЕС. В европейском законодательстве по воде наблюдалось два важных периода. Первый имел место в 1975-1980 гг., и в результате на свет появился целый ряд Директив и Решений, которые либо предъявляли особые требования к качеству специфических видов вод (например, Директивы по Поверхностным Водам, Рыбопромысловым Водам, Моллюскопромыс-ловым Водам, Водам по Качеству Воды для Купания и Питьевой Воде), либо устанавливали предельно допустимые величины сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (например, Директива по Опасным Веществам и старая Директива по Грунтовым Водам). В подходе Целевых Показателей Качества Воды (ЦПКВ/WQO) определены минимальные требования к качеству воды с целью ограничить кумулятивное влияние сбросов как из точечных, так и из неточечных (диффузных) источников загрязнения.

В подходе Предельно Допустимых Величин Сбросов (ПДВС/ELV) акцентируется внимание на максимально дозволенном количестве загрязняющих веществ, которое может сбрасываться в водные объекты из конкретного источника. Данный подход рассматривает конечный продукт процесса (очистка сточных вод, промышленных сливов) или то, какое количество загрязнителей может сбрасываться в воду.

Концепция Наилучших Существующих Технологий (НСТ/BAT) разработана в качестве основного элемента для установления ПДВС, особенно для крупных, наиболее загрязняющих отраслей промышленности. НСТ отмечает наиболее эффективные и продвинутые технологии, имеющиеся в настоящее время и достаточно развитые для внедрения в экономически и технически жизнеспособных условиях. Эта концепция используется для определения, насколько практичными являются индивидуальные технологии по отношению к предотвращению или сокращению сбросов загрязнителей и могут ли они служить основой для определения ПДВС.

Во втором важном периоде в европейском водном законодательстве между 1980 и 1991 гг. были введены дополнительные Директивы, включая Директиву по Нитратам Сельскохозяйственного Происхождения, Директиву по Очистке Городских Сточных Вод, Директиву по Интегрированному Контролю и Предотвращению Загрязнения (ИКПЗ/1РРС), а также целый ряд Дочерних Директив, в том числе Директиву по Опасным Веществам. Эти директивы второго периода в основном следовали подходу ПДВС, применяемому к контролю над загрязнением у источников, как точечных, так и неточечных (диффузных).

Однако, поэтапная эволюция законодательства, основанного на попытках разрешения частных проблем, привела к сложности водных директив с различными и часто несогласующимися методологиями, определениями и целями. Более того, водные директивы на деле часто оказывались менее эффективными в плане экологических результатов, чем ожидалось [7]. В ЕС сформировалась необходимость в новом, более скоординированном водном законодательстве, и тогда была начата грандиозная переработка водной политики, конечным результатом которой стала Рамочная Директива по Воде (РДВ^ББ) 2000/60/ЕС. Данный документ устанавливает рамки для охраны всех водных объектов и основан на комбинированном подходе между ЦПКВ и ПДВС.

Нынешняя водная политика Евросоюза определяет следующие институциональные принципы:

- высокий уровень охраны с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах Сообщества (ЕС);

- принцип предосторожности;

- предупредительные мероприятия;

- очистка от загрязнений у источника;

- принцип «Загрязнитель Платит»;

- интеграция политики в области охраны окружающей среды с другими политиками Сообщества (ЕС) — например, сельскохозяйственной, транспортной, энергетической;

- содействие устойчивому развитию.

Все эти принципы отражены в РДВ [8]. Помещение этих принципов в центр водной политики имеет важные последствия для дальнейшего развития и внедрения, так как они поддерживают следующие цели и элементы политики:

- развитие интегрированной политики для долгосрочного устойчивого водопользования, и ее применение в соответствии с принципом субсидиарности;

- распространение водоохраны на все типы вод, включая поверхностные, прибрежные и грунтовые воды;

- достижение «хорошего статуса» (подробно см. раздел 4.5) для всех вод к определенному сроку, и сохранение данного статуса там, где он уже достигнут;

- управление водными ресурсами на основе речных бассейнов, с соответствующей координацией для районов трансграничных речных бассейнов;

- установление цен на пользование водой, с учетом принципа возмещения затрат и принципа «Загрязнитель платит»;

- стимулирование участия граждан;

- совершенствование законодательства.

Европейское водное законодательство формируется из концептуального или рамочного законодательства, в частности Рамочной Директивы по Воде (РДВ)

(2000/60/EC), законодательства, ориентированного на установление нормативов качества воды:

- Директива по Качеству Воды для Купания (для Пляжных Зон) (76/160/EEC, подлежит отмене с введением новой Директивы по Качеству Воды для Купания (для Пляжных Зон) 2006/7/ЕС, самое позднее к 2014 г.);

- Директива по Питьевой Воде (98/83/EC);

- Директива по Отводу Питьевых Вод от Поверхностных (75/440/EEC; интегрирована в РДВ, подлежит повторению в рамках РДВ 2000/60/EC с 22.12.07);

- Директива по Качеству Воды для Рыболовства в Пресноводных Водоемах (78/659/EEC); интегрирована в РДВ, подлежит повторению в рамках РДВ 2000/60/EC с 22.12.13);

- Директива по Качеству Воды для Промысла Моллюсков (79/923/EEC; интегрирована в РДВ, подлежит повторению в рамках РДВ 2000/60/EC с 22.12.13).

Законодательство, ориентированное на контроль за сбросами предусматривает следующие нормативно-правовые документы, а именно:

- Директива по Очистке Городских Сточных Вод (91/271/EEC) и соответственное Решение по ней 93/481/EEC;

- Директива по Нитратам Сельскохозяйственного Происхождения (91/676/EEC);

- Директива по Грунтовым Водам (80/68/EEC; интегрирована в РДВ, подлежит повторению в рамках РДВ 2000/60/EC с 22.12.13; после 2013 г. Охранный режим будет продолжен в рамках РДВ и новой Дочерней Директивы по Грунтовым Водам (2006/118/EC), принятой 12/12/2006);

- Директива по Опасным Веществам (76/464/EEC; интегрирована в РДВ, подлежит повторению в рамках РДВ 2000/60/EC с 22.12.13; предложение по новой Директиве, устанавливающее лимиты для 41 вещества было принято 17/07/2006 (C0M(2006)397 final));

- Дочерняя Директива к Директиве по Опасным Веществам (подлежит отмене с введением Директивы, предложенной 17/07/2006);

- Директива по Интегрированному Контролю и Предотвращению Загрязнения (96/61/EC) [8].

Контроль за сбросами из неточечных (диффузных) источников, а также мониторинг и отчетность осуществляется и регулируется путем имплементации норм и положений следующих документов:

- Директива по Средствам Защиты Растений (91/414/EC);

- Маркетинг и Использование Опасных Веществ и Препаратов (76/769/EEC);

- Биоциды (98/8/EC);

- Директива по Измерениям Поверхностных (Питьевых) Вод (79/869/EEC; подлежит отмене с введением РДВ 2000/60/EC от 22.12.07);

- Общеустановленные Процедуры по Информационному Обмену (Постановление 77/795/EEC) [8].

К примеру, Основными инструментами управления качеством питьевой воды (Директива по питьевой воде) являются установление стандартов и определение требований к тщательному мониторингу. Директива по Питьевой Воде устанавливает стандарты для ряда микробиологических и химических параметров, научно обоснованных директивами ВОЗ. Страны-члены в праве включать дополнительные параметры

54

В1СНИК ЕКОНОМИНО1 НАУКИ УКРА1НИ

или использовать более высокие стандарты, но не ниже тех, что установлены Директивой. Страны -члены должны осуществлять мониторинг качества питьевой воды и предпринимать меры, чтобы обеспечить ее соответствие минимальным стандартам качества. Стандарты качества должны соблюдать в точке потребления, то есть в водопроводных кранах.

Согласно Директиве по Качеству Воды для Купания (для Пляжных Зон), страны-члены обязаны обозначить морские прибрежные и внутренние воды для купания и осуществлять мониторинг качества воды в течение пляжного сезона. Под воды для купания (для пляжных зон) подпадают такие, где купание официально разрешено компетентным органом (общественным органом, ответственным за определенный водоем), а также воды, где купание является привычной практикой со значительным количеством купающихся. Качество воды должно проверяться каждые две недели в течение пляжного сезона, а также за две недели до его начала.

Целью Директивы по очистке городских стоков является защита окружающей среды от неблагоприятного влияния таких загрязняющих стоков. Страны-члены должны обеспечить сбор и очистку городских сточных вод до их слива в соответствии со специфическими стандартами и сроками. В части целей очистки, вторичная (т.е. биологическая) очистка является общим правилом, с дополнительным извлечением нутриентов в так называемых чувствительных зонах (третичная очистка); причем для некоторых морских прибрежных зон первичная очистка может оказаться достаточной.

Директива устанавливает цели и предельные величины, которые должны быть достигнуты в результате очистки. Более того, подробно описаны процедуры мониторинга и оценки. В случае если очистные системы являются слишком дорогостоящими, могут применяться альтернативные системы для достижения такого же уровня защиты окружающей среды. К тому же, Директива регулирует сброс осадка сточных вод. С 1998 г. любой сброс осадка сточных вод в морские или другие поверхностные воды запрещен.

В отношении промышленных сточных вод, сбросы в коллекторные системы и сами очистные сооружения подлежат предварительному регулированию и авторизации, причем сбросы должны подвергаться определенной предварительной обработке. Данное положение предполагает, что конечный осадок может быть безопасно сброшен приемлемым способом с точки зрения охраны окружающей среды.

Директива по Нитратам Сельскохозяйственного Происхождения имеет своей целью снижение негативного влияния удобрений на источники питьевой воды и экосистемы путем ограничения использования неорганических и органических (навоз) удобрений в сельскохозяйственных районах.

С этой целью страны-члены должны определить воды, подверженные загрязнению нитратами из сельскохозяйственных источников, а также воды, которые могут подвергаться такому загрязнению. Такие воды и все известные зоны, дренирующие в них, должны быть обозначены как «уязвимые зоны». Для этих зон страны-члены должны разработать и внедрить программы действий по уменьшению загрязнения. Альтернативно программы действий могут быть внедрены в национальных масштабах, в этом случае уязвимые

зоны могут не обозначаться. Программы действий в рамках Директивы по Нитратам Сельскохозяйственного Происхождения должны включать в себя ограничения на использование навозных и химических удобрений. Для участков вне уязвимых зон снижение загрязнения необходимо поддерживать при помощи кодексов здоровой сельскохозяйственной практики (добровольных). Это означает, что страны-члены обязаны следить за концентрацией нитратов в грунтовых и поверхностных водах, а также за эвтрофикацией поверхностных вод.

Продолжающееся снижение доступа населения к качественной воде во многих регионах мира и ограниченность водных ресурсов обусловливают необходимость выработки новых подходов к их использованию [9, 10]. Прежде всего, для улучшения доступа к безопасной питьевой воде и надлежащим системам канализации, перехода к водо- и энергосберегающим моделям производства и потребления следует обеспечить адекватное финансирование.

Выводы и рекомендации. В рамках имплемента-ции водных директив ЕС с целью решения проблем продовольственной и энергетической безопасности требуется пересмотреть структуру инвестиций - увеличить долю вложений в объекты ирригации и гидроэнергетики. Осуществление адаптационных мер в связи с изменением климата (регулирование речного стока, охрана качества вод и так далее) также потребует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. В этой связи существенно возрастает роль международных институтов развития и доноров в формировании и реализации программ улучшения водоснабжения и санитарии.

Снижение рисков инвестпроектов, связанных с использованием и охраной водных ресурсов, зависит во многом от предпроектного изучения состояния и обоснования перспектив развития водного сектора. Целесообразно регулярное обобщение мировой практики управления водными ресурсами и ее инновационного развития, проведение форсайт-исследований, полезных для разработки методологий инвестиционного обеспечения водного сектора. Проекты, способные оказать воздействие на окружающую природную среду, подлежат экологической экспертизе и процедурам уведомления в соответствии с международными нормами. Учитывая возможные социально-экономические риски, вызываемые изменениями состояния природной среды и режима природопользования с трансграничным эффектом, такая экологическая оценка является важнейшим компонентом проектного цикла.

Список использованных источников

1. Ляшенко В.1. Сценарп ринково! орiентацii зо-внiшньоекономiчноl дiяльностi Придншровського економiчного району в сучасних умовах. Економгчний екник Донбасу. 2017. № 2 (48). С. 75-89.

2. Буркинський Б.В. Проблеми удосконалення системи управлшня природокористуванням. Ринкое1 трансформаци у сферг природокористуеання: теор1я, ме-тодологш, практика: магерiали М1жнар. наук.-практ. конф. (22-23 вересня 2011 року). Луцьк: РВВ Луцького нацюнального техшчного ушверситету, 2011. 204 с. (С. 26-29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.