Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИНЯТИЯ ЦИФРОВОГО КОДЕКСА'

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИНЯТИЯ ЦИФРОВОГО КОДЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровой кодекс / цифровой гражданин / цифровая правовая культура / правовой статус цифрового гражданина / digitalization / digital code / digital citizen / digital legal culture / legal status of a digital citizen

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — П С. Сивоконева, В Д. Гаврилова

На протяжении продолжительного периода времени дискуссии о необходимости кодификации законодательства в сфере информации то набирали обороты, то утихали. Сейчас, когда объем информационных и цифровых технологий растет с прогрессирующими показателями, снова возникает необходимость всестороннего обсуждения вопроса о возможности принятии цифрового кодекса. В настоящей статье приводятся мнения ученых и практиков по рассматриваемому вопросу, анализируются существующие проблемы. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что принятие цифрового кодекса имеет как перспективы, так и риски. Однозначно ответить на вопрос о необходимости принятия цифрового кодекса станет возможно только в процессе совершенствования действующего законодательства в сфере информации и цифровых технологий. Актуальность исследования непосредственно связана с цифровым гражданством и правовой культурой цифровых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — П С. Сивоконева, В Д. Гаврилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND RISKS OF ADOPTING A DIGITAL CODE

Over a long period of time, discussions about the need to codify legislation in the field of information have been gaining momentum and then dying down. Now, when the volume of information and digital technologies is growing at progressive rates, there is again a need for a comprehensive discussion of the possibility of adopting a digital code. This article presents the opinions of scientists and practitioners on the issue under consideration, and analyzes existing problems. In the course of the study, the authors come to the conclusion that the adoption of a digital code has both prospects and risks. A clear answer to the question of the need to adopt a digital code will only be possible in the process of improving the current legislation in the field of information and digital technologies. The relevance of the study is directly related to digital citizenship and the legal culture of digital citizens.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИНЯТИЯ ЦИФРОВОГО КОДЕКСА»

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИНЯТИЯ ЦИФРОВОГО КОДЕКСА

П.С. Сивоконева, мл. науч. сотр.

В.Д. Гаврилова, студент

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-196-199

Аннотация. На протяжении продолжительного периода времени дискуссии о необходимости кодификации законодательства в сфере информации то набирали обороты, то утихали. Сейчас, когда объем информационных и цифровых технологий растет с прогрессирующими показателями, снова возникает необходимость всестороннего обсуждения вопроса о возможности принятии цифрового кодекса. В настоящей статье приводятся мнения ученых и практиков по рассматриваемому вопросу, анализируются существующие проблемы. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что принятие цифрового кодекса имеет как перспективы, так и риски. Однозначно ответить на вопрос о необходимости принятия цифрового кодекса станет возможно только в процессе совершенствования действующего законодательства в сфере информации и цифровых технологий. Актуальность исследования непосредственно связана с цифровым гражданством и правовой культурой цифровых граждан.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой кодекс, цифровой гражданин, цифровая правовая культура, правовой статус цифрового гражданина.

Суть предлагаемой кодификации состоит в идеи объединить в одном законе нормы права, связанные с информационными и цифровыми технологиями, которые в настоящее время находятся в разрозненном состоянии. Из действующих в этой области федеральных законов и подзаконных актов предлагается, по одной версии изъять часть положений для их консолидации, а по другой версии переработать в тексте кодекса [1].

В научных и экспертных сообществах отсутствует единое мнение относительно необходимости принятия цифрового кодекса.

Одни считают, что введение специализированного цифрового кодекса необходимо. Наумов В.Б. отмечает, что законодательство, регулирующее оборот информации, неупорядоченно, обширно и с низким качеством. Так, например, федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», являющийся одним из ключевых в сфере ИКТ, подвергался изменению за прошедшие годы более 60 раз. Это делает структуру закона громоздкой и сложной в реализации [2]. В качестве решения Наумов

предлагает разработать продуманный кодекс, а не принимать отдельные законы. Рукавишникова И.В. считает, что необходимость принятия цифрового кодекса связана с тем, что существующее законодательство имеет свою историю длинною в двадцать лет, множество правок и некоторые противоречия [3].

Другие эксперты полагают, что введение цифрового кодекса является преждевременной и сложной задачей. Суханов Е.А. согласился, что ряд норм нуждаются в совершенствовании. При этом профессор отметил, что работа по кодификации большого объема нормативно-правовых актов требует много усилий и по этой причине ряд кодексов так и не были приняты (хозяйственный, энергетический) [4]. Еще одна сложность, с которой предстоит столкнуться, по мнению ученого, это определение места Цифрового кодекса в законодательстве. Вотяков С.Е., чья практическая деятельность связана с цифровизацией, считает, что регулирование внедрения и развития новых технологий мешает научно-техническому прогрессу, поскольку законы нужны именно сфере применения и не обязательна их кодифи-

кация [2]. С мнением эксперта сложно согласиться, поскольку он рассуждает именно со стороны своего опыта, не вникая в юридические тонкости.

Аргументом против кодификации является то, что она только усложнит правоприменение, поскольку отношения, связанные с информационными и цифровыми технологиями, имеют межотраслевой характер [1].

Сложность состоит и в том, что информационные правоотношения, которые должны стать центральным предметом регулирования цифрового кодекса, присутствуют во многих и различных законодательных актах (транспортное, экологическое и др.). В таком случае остается неясным соотношение цифрового кодекса с иным законодательством и его место в этой системе.

Совет при Президенте РФ в своем решении от 2023 года отмечал, что кодекс предполагает стабильность закрепленных им обобщающих правил, которую невозможно обеспечить в условиях бурного развития цифровых технологий [5]. Также Совет отмечал, что для кодифицированных актов характерно наличие в них общих норм и принципов, которые позволяют юридически объединить весь нормативный материал. Ввиду того, что цифровой кодекс, как предполагается, будет регулировать разнообразные отношения, то достичь в этом акте обобщений высокого уровня не удастся. Решением проблемы архаичности и внутренней противоречивости законодательства об информации и ИКТ видится Советом в систематизации действующих законодательных актов в указанной сфере, принятии необходимых законов и оценке существующих институтов и норм Конституции, отраслевому законодательству.

Сторонники и противники разработки цифрового кодекса сходятся во мнении, что в сфере информационных и телекоммуникационных технологий необходимо приведение законодательства в соответствие. Действующая нормативно-правовая база представлена разрозненным законодательством. В связи с чем необходимо обеспечить соответствие нормативно-

правового регулирования темпам развития отрасли связи и устранить административные барьеры.

В данном вопросе существуют и другие проблемные аспекты.

Остается неопределенным предмет регулирования кодекса. Минцифры предлагают разработать цифровой кодекс для обеспечения комплексного регулирования развития и использования информационных технологий и инфраструктуры связи. Специалисты отмечают, что цифровой кодекс будет содержать систематизированное регулирование электронной коммерции, защиты потребителей в онлайн среде, защиты персональных данных, облачных технологий и искусственного интеллекта [1]. Рукавишникова И.В. по итогам круглого стола в Совете Федерации рассказала, что цифровой кодекс будет включать в себя вопросы связи, информации и защиты персональный данных [3]. При этом эксперт отметила, что этими частями кодекс не ограничится, поскольку есть правоотношения, лежащие на границе нескольких разделов. Казанцев Е.А. отмечает, что кодекс должен повысить уровень цифровой безопасности граждан, защитить личные данные и решить более узкие вопросы в сфере цифровых технологий [2]. По-нашему мнению главная сложность состоит в большом объеме правоотношений, которые должен регулировать кодекс: от регулирования информации, направленной на несовершеннолетних в игровой индустрии до искусственного интеллекта. С таким предметом крайне сложно систематизировать законодательство, оставляя его при это логичным и понятным. Профессор Вайпан В.А. считает, что несмотря на неоднородность предметов регулирования, однородными являются отношения, требующие регулирования.

Интерес представляет также полемика относительно названия кодекса. На прошедшем в июне ПМЮФ работала секция, посвященная цифровому кодексу. Участники высказали сомнения относительно правильности названия «цифровой», аргументируя тем, что главная задача кодекса состоит в регулировании информации. Несмотря на то, что некоторые эксперты (Ру-

кавишникова) считают более целесообразным название «информационный кодекс», ни у кого не вызывает сомнений назначение кодекса - обеспечение безопасности граждан, государства и бизнеса при создании и использовании новых технологий. Вайпан В.А. подчеркивает, что кодекс должен иметь название информационный (цифровой), содержать понятие «информации» как объекта права и регулировать отношения, связанные с цифровизаци-ей [6]. Об информации как об объекте права высказывался также Кучеров И.И. с сожалением о том, что цивилисты отказываются включать в ГК РФ информацию как объект права, которая безусловно им является. В таком случае включение понятия «информация» решит проблему определения сущности информации.

Необходимость совершенствования правового регулирования информационной среды обусловлена также и правовой культурой человека в цифровой среде. Активное взаимодействие людей посредством цифрового контента вовлекает в этот процесс государство. Право в таком случае должно четко определять права и обязанности всех субъектов в цифровой среде, регулировать их взаимодействие и

Сфера информационно-

коммуникационных технологий развивается непрерывно и быстро, ставя сложные вопросы перед регулирующими органами. На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Законодательство в области информационных и цифровых технологий нуждается в актуализации. Основной задачей должна быть переработка его внутреннего содержания и приведения в единую логически цельную и согласованную систему. Кроме того, необходимо устранить правовую неопределенность в технологических сферах и создать максимально прозрачную и понятную правовую среду для обеспечения их устойчивого развития. В процессе совершенствования законодательства станет ясно, возможно ли его кодифицировать или будет достаточным существование разрозненного, но эффективного законодательства. Регулируя новые технологии, законодательство должно быть адаптивным. Безусловно, это масштабная работа, требующая времени и компетентности специалистов. Необходимо учесть интересы всех субъектов: граждан, государственных органов, коммерческих структур, разработчиков цифровых технологий.

устанавливать ответственность.

Библиографический список

1. Эксперты поддержали идею разработать Цифровой кодекс. Что это такое и зачем он нужен? (2023 г.) // Российская газета (электронное издание). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2023/10/09/eksperty-podderzhali-ideiu-razrabotat-cifrovoj-kodeks-chto-eto-takoe-i-zachem-on-nuzhen.html (дата обращения: 27.08.2024).

2. Цифровой кодекс: как будет выглядеть новая концепция регулирования ИКТ // СБЕР Про. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sber.pro/digital/publication/tsifrovoi-kodeks-kak-budet-viglyadet-novaya-kontseptsiya-regulirovaшya-ikt/?ysclid=m0i5hmse8w721656301 (дата обращения: 20.08.2024).

3. В Совфеде рассказали, как будет выглядеть Цифровой кодекс России (май 2024 г.) // Парламентская газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/v-sovfede-rasskazali-kak-budet-vyglyadet-cifrovoy-kodeks-rossii.html (дата обращения: 30.08.2024).

4. Концепция Цифрового кодекса видится неопределенной (декабрь 2023 г.) // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/230579/2023-12-07/2023-w49/1008/koncepciya-cifrovogo-kodeksa-viditsya-neopredelennoy (дата обращения: 27.08.2024).

5. Решение о возможности разработки Цифрового кодекса Российской Федерации (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 01.12.2023 № 235-1/2023)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2024).

6. Цифровой кодекс должен сформировать понятие «информации» - эксперт (июль 2024) // Российское агентство правовой и судебной информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rapsinews.ru/digital_law_news/20240627/310043840.html?ysclid=m0qmwl2zxs2620047 08 (дата обращения: 02.09.2024).

PROSPECTS AND RISKS OF ADOPTING A DIGITAL CODE

P.S. Sivokoneva, Junior Researcher V.D. Gavrilova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. Over a long period of time, discussions about the need to codify legislation in the field of information have been gaining momentum and then dying down. Now, when the volume of information and digital technologies is growing at progressive rates, there is again a need for a comprehensive discussion of the possibility of adopting a digital code. This article presents the opinions of scientists and practitioners on the issue under consideration, and analyzes existing problems. In the course of the study, the authors come to the conclusion that the adoption of a digital code has both prospects and risks. A clear answer to the question of the need to adopt a digital code will only be possible in the process of improving the current legislation in the field of information and digital technologies. The relevance of the study is directly related to digital citizenship and the legal culture of digital citizens.

Keywords: digitalization, digital code, digital citizen, digital legal culture, legal status of a digital citizen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.