Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПЕСОЧНИЦЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Питиримова Анна Олеговна

В данной статье рассматривается вопрос о значении экспериментальных правовых режимов. Выделяются некоторые проблемы применения регуляторных песочниц в нормативно-правовом регулировании. А также делается вывод о необходимости развития данного института в современном мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Питиримова Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the question of the significance of experimental legal regimes. Some problems of the use of regulatory sandboxes in regulatory regulation are highlighted. And also the conclusion is made about the need for the development of this institution in the modern world

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 34

Питиримова Анна Олеговна Уральский государственный юридический университет

имени В.Ф. Яковлева Институт юстиции Россия, Екатеринбург a.o.pitirimova@mail .ru Pitirimova Anna Ural State Law University named after V. F. Yakovleva Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о значении экспериментальных правовых режимов. Выделяются некоторые проблемы применения регуляторных песочниц в нормативно-правовом регулировании. А также делается вывод о необходимости развития данного института в современном мире.

Ключевые слова: экспериментальные правовые режимы, регуляторные песочницы, правовое регулирование, технологии, эксперименты.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: this article examines the question of the significance of experimental legal regimes. Some problems of the use of regulatory sandboxes in regulatory

régulation are highlighted. And also the conclusion is made about the need for the development of this institution in the modem world.

Key words: experimental legal regimes, regulatory sandboxes, legal regulation, technologies, experiments.

В 2021 году в силу вступил Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который направлен на создание в Российской Федерации регулятивных песочниц. Экспериментальные правовые режимы предназначены для инноваторов в цифровой сфере и вводятся на ограниченный срок в отдельных сферах и, возможно, на определённой территории.

Механизм регуляторных песочниц активно применяется во многих зарубежных странах. Первая регуляторная песочница была создана в Великобритании в 2016 году. Позже они были успешно внедрены в США, Австралии, Сингапуре, ОАЭ, Китае (Гонконг), Малайзии, Таиланде, Индонезии, Бахрейне, Швейцарии и Канаде [1]. Изначально экспериментальные правовые режимы устанавливались в области цифровых инноваций в финансовой сфере. Однако позже эксперименты стали проводиться и в других сферах: транспорт, медицина.

Внедрение «регуляторных песочниц» в государственное управление в сфере цифровизации и цифровой трансформации влияет на качество развития информационных технологий в государстве, что отражается в соответствующих международных рейтингах развития информационного общества, электронного правительства и ИКТ [2]. Анализируя рейтинги, можно сделать вывод, что в число лидеров, как правило, входят страны, в которых созданы регуляторные песочницы.

Более низкие позиции России в указанных рейтингах связаны в том числе с качеством правового регулирования и государственного управления как в

целом, так и в сфере цифровых технологий.

538

Закон об экспериментальных правовых режимах направлен на создание специальных регуляторных песочниц, в которых действие законодательства РФ будет ограничено для проведения испытаний по практическому применению цифровых инноваций, проверке их полезности в условиях отказа от ограничений, установленных действующими законами без риска их нарушения. Отличительной чертой регуляторных песочниц от иных правовых режимов является использование правового эксперимента [3].

Такое специальное регулирование предполагает неприменение некоторых нормативных правовых актов или их отдельных норм общего - действующего на момент установления экспериментального режима - регулирования, которыми установлены, в частности, обязательные требования по лицензированию, аккредитации, сертификации, обязательному подтверждению соответствия, получению допусков и разрешений, направлению и получению юридически значимых сообщений, способам проведения идентификации сторон правоотношений в сфере цифровых инноваций.

Однако неприменение определенных законодательных требований в период действия экспериментального режима, конечно, не означает, что разработка и применение новых технологий будут происходить в условиях полного беззакония. При введении специального регулирования должно быть, во-первых, обеспечено его соответствие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам с участием РФ и федеральным конституционным законам, а во-вторых, минимизировано отступления от общего регулирования.

Закон содержит восемь основных направлений, по которым можно будет протестировать цифровые инновации в условиях «песочниц». Это медицина, транспорт, сельское хозяйство, финансовый рынок, продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом, строительство, предоставление государственных и муниципальных услуг и промышленное производство [4].

Аналогичный экспериментальный правовой режим уже действует не в какой-то определённой сфере, а в определенном регионе - городе Москва. С июля 2020 года действует Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных».

Закон предусматривает создание реестра добровольных участников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые при осуществлении своей деятельности обязаны сообщать своим контрагентам об участии в таком эксперименте.

Институт регуляторных песочниц необходим для модернизации и развития общества. На основании этого можно выделить несколько перспектив развития экспериментальных правовых режимов.

Посредством данного института реализуется механизм прямой демократии. У субъектов инновационной деятельности есть возможность непосредственно участвовать в законотворчестве, предлагать, пробовать новые правовые нормы. По итогам мониторинга экспериментального правового режима и оценки эффективности и результативности его реализации уполномоченный орган может принять решение о допустимости придания специальному регулированию свойства общего регулирования, а также в случае внесения изменений в специальное регулирование. Данное положение отражает достаточно высокий уровень развития правового государства.

Успешное применение регулятивных песочниц помогает актуализировать нормативно-правовые акты в соответствии со стремительно развивающимися общественными отношениями в сфере применения информационных технологий.

Обеспечивается возможность быстрого внедрения информационных технологий в основные направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.

Однако развитие любого из основных направлений экспериментальных режимов предполагает ограничение (в ряде случаев существенное) применения действующего законодательства, в частности, о здравоохранении, о связи, о защите персональных данных, контрольно-кассовом обслуживании, авиационное, транспортное законодательство и т.д. Поэтому при применении таких режимов могут возникнуть определенные трудности.

В рамках экспериментального правового режима персональные данные могут фактически свободно использоваться субъектами особого режима регулирования [6]. То есть возникает недостаточная урегулированность вопроса защиты персональных данных. Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" выделяет в качестве принципов защиту интересов граждан, обеспечение безопасности государства и населения, но в этих целях может ограничивать любые права и свободы граждан.

В п. 3 ст. 19 этого же закона было сформулировано положение, что вступление по сути дела любого лица в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках реализации экспериментального правового режима после информирования, предусмотренного частью 2 этой статьи, «означает согласие данного лица на применение к таким правоотношениям специального регулирования и признание данного лица участником экспериментального правового режима».

Как показывает практика, подобное информирование может быть проведено весьма формально, либо же человек может быть поставлен в такие условия, когда он будет вынужден согласиться с тем, что он проинформирован.

Следует отметить, что законодательства о регуляторных песочницах Великобритании, Австралии, Сингапура содержат условия не просто об информировании, а о необходимости предварительного согласия клиентов или контрагентов о взаимодействии с субъектом, в отношении деятельности которого введен экспериментальный правовой режим [5, с. 38]. Очевидно, что даже подобное положение не устраняет полностью все риски, однако представляется более обоснованным.

Следующей проблемой можно выделить угрозу экономике Российской Федерации. Как было показано выше, субъекты экспериментального правового режима фактически освобождаются от части действующих правовых норм. П. 1 ст. 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" устанавливается перечень нормативно-правовых актов, которыми урегулированы отношения, связанные с установлением и реализацией экспериментального правового режима. Все же остальные участники экономической жизни, даже занимающиеся тем же самым видом деятельности, будут продолжать действовать в рамках прежнего законодательства. Подобное положение идет в противоречие с п. 1. ст. 8 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что метод экспериментального законодательства становится все более эффективным, так как его способность генерировать информацию, рациональность и согласованность делает экспериментальные нормативные установления очень ценным инструментом в нынешние времена [7, с. 145-187]. Экспериментальные правовые режимы необходимы для развития всех сфер жизни общества. Однако требуется детальная регламентации нормативно-

правовой базы регуляторных песочниц.

542

Список литературы:

1. Что такое «регуляторные песочницы» и как они помогут бизнесу. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://duma.gov.ru/news/49285/ (дата обращения: 20.04.2022)

2. «Россия в IT рейтингах» [Электронный ресурс] // URL: https: //www.tadviser.ru/index.php/Статья:Россия_в_ИТ-рейтингах (дата обращения: 20.04.2022)

3. Макаров, В. О. Перспективы внедрения и проблемы теории института "регулятивных песочниц" (экспериментальных правовых режимов) в Российской Федерации / В. О. Макаров // Право и политика. - 2021. - № 9. - С. 143-153.

4. Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/.

5. Громова Е. А. К вопросу об экспериментальных правовых режимах создания цифровых инноваций (регуляторных песочниц) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2019. Т. 19, № 3, с. 38).

6. Архипов Е. Юридические эксперименты в ИТ. Как кастомизировать закон под себя / [Электронный ресурс] // URL: https://habr.com/en/company/croc/blog/515904/ (дата обращения: 20.04.2022).

7. Doménech Pascual G. Los experimentos jurídicos. Revista de. Administración Pública. 2004. № 164. P. 145-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.