Научная статья на тему 'Перспективы государственно-частного партнерства в инновационной сфере'

Перспективы государственно-частного партнерства в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
50
30
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Косякова Инесса Вячеславовна, Чебыкина Марина Владимировна, Шаталова Татьяна Николаевна

В статье говорится о том, что Россия выходит на новый путь своего развития. По мнению авторов, это возможно только с применением государственно-частного партнерства. Приводится историческая справка государственно-частного партнерства. Рассматриваются перспективные возможности взаимодействия государства и бизнеса в условиях перехода из входных параметров совместных «выгод» в перспективный «результат» от анализируемого взаимодействия. Предлагается схема перспективного государственно-частного партнерства. Ее особенностью является учет специфики именно инновационного партнерства, как на уровне отдельных организаций в рамках ее функционирования внутри страны, так и на международном уровне.

Текст научной работы на тему «Перспективы государственно-частного партнерства в инновационной сфере»

УДК 330.341

Косякова Инесса Вячеславовна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой национальной и мировой экономики Самарского государственного технического университета iv-kos@mail.ru

Чебыкина Марина Владимировна

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой коммерции и маркетинга Самарского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова chebyckina@gmail.com

Шаталова Татьяна Николаевна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и менеджмента Самарского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова prof.shatalova@gmail.com

Inessa V. Kosyakova

Doctor of Economics, professor managing department of national and world economy of the Samara state technical university iv-kos@mail.ru

Marina V. Chebykina

Doctor of Economics, associate professor, department chair of commerce and marketingof the Samara branch of Plekhanov Russian Academy of Economics chebyckina@gmail.com

Tatyana N. Shatalova

Doctor of Economics, professor managing department of world economy and management of the Samara branch of Plekhanov Russian Academy of Economics

prof.shatalova@gmail.com

Перспективы

государственно-частного партнерства

в инновационной сфере

Public-private

partnership prospects in the innovative sphere

Аннотация. В статье говорится о том, что Россия выходит на новый путь своего развития. По мнению авторов, это возможно только с применением государственно-частного партнерства. Приводится историческая справка государственно-частного партнерства. Рассматриваются перспективные возможности взаимодействия государства и бизнеса в условиях перехода из входных параметров совместных «выгод» в перспективный «результат» от анализируемого взаимодействия. Предлагается схема перспективного государственно-частного партнерства. Ее особенностью является учет специфики именно инновационного партнерства, как на уровне отдельных организаций в рамках ее функционирования внутри страны, так и на международном уровне.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бизнес, государство, инновации, инновационное развитие.

Annotation. The article says that Russia is entering a new path of its development. This is only possible with the use of public-private partnership. Provides historical background of public-private partnership. Discusses prospects of cooperation between the state and business in the transition from the input parameters of the joint "benefits" in perspective result from the analyzed interactions. A scheme promising public-private partnership. Its feature is the emphasis on innovation partnerships as at the level of individual organizations within the framework of its functioning within the country and internationally.

Keywords: public-private partnership, business, state, innovations, innovative development.

К числу основных условий развития РФ в быстро изменяющемся мире относятся эффективное накопление и продуктивное использование человеческого капитала, а также научно-технического потенциала развития.

Сегодня можно говорить о том, что Россия выходит на новый путь своего развития. Это связано с необходимостью создания нового механизма постоянного обновления действующего состояния

,

инновационной экономики и обеспечивать высокий уровень жизни граждан страны. Такая ситуация возможна именно с помощью применения государственно-частного партнерства (^1П), то есть соединения государства и бизнеса в рамках осу-

ществления совместных инновационных проектов. Такое объединение уже известно на международ.

увидеть неизменный рост поддержки государствами разных стран сектора бизнеса.

Вход в систему взаимодействия Г-Б

Объединение ресурсов в условиях инновационного взаимодействия Г-Б

Создание объединенной ресурсной базы, состоящей из инновационных элементов

Развитие и укрепление инновационной инфраструктуры Г-Б

Организация и проведение масштабных и крупномасштабных инновационных проектов Г-

Организация и проведение инновационных проектов Г-Б на международном уровне

Л /-

Процесс взаимодействия Г-Б

организация взаимовыгодного финансирования инновационных проектов

Выход из системы взаимодействия Г-Б

организация подготовки

кадров для научно-инновационной сферы с участием бизнеса

*

Крупные или масштабные нововведения

Потдержка государством сектора бизнеса с помощью активной информационной системы

\ /

Существенное увеличение воспроизводства национального инновационного потенциала

\

К

п/

Реализация негосударственным сектором наукоемкой продукции

Сохранение и приумножение национального инновационного поля

Л

Государственная потдержка бизнеса в реализации международных инновационных проектах

Возможность получения полного необходимого доступа к современным достижениям науки и техники

Трансграничный перенос национального инновационного потенциала на международном уровне

Рисунок 1 - Схема перспективного государственно-частного партнерства в области инноваций

Модель развития ГЧП впервые появилась в определяющем основные цели и задачи развития страны программном документе под названием «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» от 30 марта 2002 г. В 2008 г. во Внешэкономбанке был создан Центр ГЧП - национальный центр компетенции по ГЧП. В ноябре 2012 г. на официальном сайте Минэкономразвития РФ был опубликован проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-»,

Правительством РФ 13 марта 2013 г. [1, с. 15].

,

развития институтов ГЧП уже сегодня велик и

будет возрастать в связи с необходимостью повышения уровня развития ГЧП по мере приближения к экономике развитых стран. Этот факт можно отметить как одну из тенденций в области

государственной политики по формированию и -

России. В современных условиях сфера под, -

, -

вания к формированию государственно-частного партнерства как к источнику возможных изменений, вызванных внешними причинами. Также , -

пликативный эффект наукоемких производств, что обеспечивает высокую эффективность института ГЧП. По оценкам экспертов, к 2015 г. нано технологии будут использоваться при изготовлении различных видов продукции на сумму 3 . . , -

тие нано технологий в недалеком будущем будет способствовать ускоренному развитию таких отраслей, как транспорт, информационные технологии, медицина и т.д. Именно данный факт способствует активному внедрению программ, связанных с развитием нано технологий в зарубежных странах и в России [2, с. 141]. Рассмотрим перспективные возможности взаимодействия государства (Г) и бизнеса (Б) с помощью схемы перехода из входных параметров совместных «выгод» в перспективный «результат» от анализируемого взаимодействия. Особенностью данной схемы является учет специфики именно инновационного партнерства, как на уровне отдельных организаций в рамках ее

функционирования внутри страны, так и на меж.

Г и Б отражает ожидаемые действия с обоих сторон [3, с. 40]. Объединение технических, интеллектуальных и прочих ресурсов, как со стороны бизнеса, так и со стороны государства, должно проходить на основе организации взаимовыгодного финансирования инновационных проектов. Это должно привести к созданию крупных и масштабных нововведений на уровне страны. Создание объединенной ресурсной базы, состоящей из инновационных элементов, предполагает участие бизнеса в подготовке кадров, способных разработать и оценить инновационные проекты, а, следовательно, расширить инновационный потенциал страты.

Литература:

1. Ш1_: http://economy.gov.ru/minec/main Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

2. Косякова ИВ. Информационно-аналитическая система как ключевой элемент в управлении организации для отбора, формирования, реализации и

- / И. В. Косякова, И. В. Ларионов // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 140-144.

3. . . -сти принципов управления бизнесом / И. В. Косякова, Е.Н. Шуравина // Вестник Самарского государственного университета. 2013. За № 1 (102). С. 37-42.

4. . . -плексом России / И.В. Косякова, Е.Н. Шуравина // Российское предпринимательство: Всерос. науч-практ журнал по экономике. № 18 (216). М. : Креативная экономика, 2012. С. 118-126.

5. Косякова ИВ. концепция интегрированного

- / И.В. Косякова, И.В. Ларионов // вклад молодой науки в национальную экономику России.// Матер Междунар. Науч-практ. конф. 43 Самара : СамГТУ, 2011. С. 122-129.

Развитие и укрепление инновационной инфраструктуры взаимодействия государства и бизнес-структур невозможны без процесса поддержки государством сектора бизнеса с помощью активной информационной и коммуникационной систем, что, в свою очередь, позволит сохранить и приумножить национальное инновационное поле для участия на нем российских и зарубежных партнеров [4, с. 121]. Организация и проведение

масштабных и крупномасштабных инновацион-

,

представители бизнеса на основе выбранных приоритетов государственного развития, через систему государственных заказов продукции у негосударственного сектора позволит получение полного и равномерно необходимого доступа к

[5,

с. 124]. Это даст возможность оказания поддержки государством тех инновационных проектов, предлагаемых представителями бизнеса, которые могут выйти на международный уровень. Это позволит осуществить трансграничный перенос российского инновационного потенциала в рамках национальных интересов России. Как видно из представленной схемы, перспективное взаимодействие будет способствовать решению актуальных научно - технологических и социально -экономических проблем общенационального характера и станет основой для создания общенациональной инновационной культуры.

Literature:

1. URL: http://economy.gov.ru/minec/main Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation

2. Kosyakova I.V. Information and analytical system as a key element in management of the organization for selection, formation, realization and monitoring of scientific and technical projects / I.V. Kosyakova, I.V. Larionov // the Bulletin of the Samara state university. 2013. № 1 (102). P. 140-144.

3. Kosyakova I.V. Current trends in the field of the principles of business management / I.V. Kosyakova, E.N. Shuravin // the Bulletin of the Samara state university. 2013. №1 (102). P. 37-42.

4. Kosyakova I.V. Management of a transport complex of Russia / I.V. Kosyakova, E.N. Shuravina // Russian business: nauch-prakt the magazine on economy. № 18 (216). M. : kreativny economy, 2012. P. 118-126.

5. Kosyakova I.V. Concept of integrated management of scientific and technical projects / I.V. Kosyakova, I.V. Larionov // Contribution of young science to national economy of Russia: Mater Mezhdunar. Nauch-prakt. kohc[). Ch3 Samara : 2011. P. 122-129.