ECONOMICS
Methodical approach to project management of public-private partnership Kosyakova I.1, Artamonova O.2 (Russian Federation) Методический подход к управлению проектами государственно-частного партнерства Косякова И. В.1, Артамонова О. М.2 (Российская Федерация)
1 Косякова Инесса Вячеславовна /Kosyakova Inessa — доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой, кафедра национальной и мировой экономики, Самарский государственный технический университет; 2Артамонова Ольга Михайловна / Artamonova Olga — кандидат технических наук, доцент,
кафедра основ конструирования и технологии радиотехнических систем, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: в статье показана необходимость взаимодействия государства и бизнеса с помощью механизма государственно-частного партнерства. Представлена система документооборота, состоящая из четырех групп. Выделены последовательные этапы управления проектами государственно-частного партнерства.
Abstract: the article contains the need for interaction between government and business through the mechanism of public-private partnership. Submitted document management system, consisting of the four groups. Obtained successive stages of the project management ofpublic-private partnership.
Ключевые слова: государственная политика, бизнес, управление проектами, государственно -частное партнерство, документооборот.
Keywords: government policy, business, project management, public-private partnership, workflow.
Известно, что в настоящее время одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации является формирование механизма перехода отечественной экономики на инновационный путь развития. Стратегия реализации государственной политики представлена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Для выполнения поставленной задачи необходимо взаимодействие бизнеса и органов государственной власти. Такое взаимодействие возможно в условиях применения государственно -частного партнерства (ГЧП). Особый эффект данного взаимодействия может быть достигнут при реализации научно-технических проектов [1].
Для осуществления ГЧП необходима следующая система, отражающая ряд взаимосвязанных документов (рис. 1).
Концепция(либо раздел в Стратегии развития)
Законодательные акты и нормативные документы
описывает цели, масштаб и принципы реализации политики развития в сфере ГЧП, а также может включать в себя основные процедуры и правила, в соответствии с которыми она будет реалнзовываться
правовая база, которая делает возможным реализацию развитие сферы ГЧП в регионе и описывает правила ее реализации
Долгосрочные целевые программы развития инфраструктуры
Методические материалы
программа действии по достижению поставленных целен, сбалансированная по ресурсам и направленная на комплексное развитие инфраструктуры
• инструкции, рекомендации и иные
документы, которые могут быть использованы для предварительного описания процедур ГЧП, или быть созданы впоследствии как дополнение к программному заявлению и законодательным актам, описывая лучшие имеющиеся практики
Рис. 1. Система документооборота при управлении проектами ГЧП
В общем виде весь документооборот можно разделить на четыре принципиальные группы.
Первая группа отражает общую Концепцию развития. В ней отражаются цели и общие принципы реализации политики ГЧП.
Вторую группу можно определить как перечень законодательных актов, а также необходимые нормативные документы. В эту группу входят документы, отсутствие которых ставит под сомнение возможность реализации ГЧП на данной территории [2, 3].
Третья группа предполагает долгосрочные программы развития. Они являются основой для составления краткосрочных планов и формулирования базовых задач, которые могут применяться в ГЧП.
Четвертая группа отражает перечень документов, которые позволяют осуществлять выбор наилучших проектов для применения ГЧП.
Внедрение информационно-аналитической системы в процесс управления проектами ГЧП предполагает разработку единой методической основы формирования, отбора, оценки и мониторинга проектов [4].
Учитывая, что управление проектами ГЧП представляет собой сложный процесс, подвергающийся непрерывному изменению, необходимо отметить, что система документооборота может подвергаться изменению и дополнению. Однако при любом варианте набора необходимых программ и методических материалов процесс управления содержит насколько определенных этапов: формирование проекта, отбор проектов, подготовка и защита проекта. Рассмотрим методические основы осуществления этих этапов с учетом реализации в дальнейшем этих методических основ в рамках организации информационно-аналитической системы.
Последовательность этапов управления проектами ГЧП представлена на рисунке 2. Одним из важнейших факторов для максимально точного выбора наилучшего проекта является изначальное определение конечной цели проекта.
Рис. 2. Методические основы управления проектом ГЧП
Методический подход к управлению проектами ГЧП.
Формирование проекта - это первый этап управления проектом ГЧП. На этом этапе определяется будущий портфель проектов, который должен отражать выбранные основные стратегии развития субъекта управления.
На этом этапе необходимо учитывать, что базовый проект содержит некое число простых проектов, каждый из которых занимает нишу в соответствии с программой развития субъекта управления (государство, регион, муниципалитет). В дальнейшем необходимо путем конкурсных мероприятий и мероприятий отбора сформировать базовый проект субъекта управления ГЧП. Тут необходимо провести оценку стоимости каждого конкурсного предложения и общую стоимость всех работ. На основании полученной информации необходимо провести расчет бюджетной и коммерческой эффективности по каждому из проектов и общий показатель. На основании полученных результатов можно осуществить предварительную оценку практической реализации предложений [4, 5].
Для проведения отбора проектов в первую очередь следует провести конкурсные мероприятия, направленные на выявление наиболее интересных предложений. Здесь одним из важных факторов является оценка проекта с позиции его исполнения в перспективе с использованием информационно-аналитической системы. С этой целью следует осуществить мониторинг проекта на разных временных этапах в будущем и рассчитать эффективность бюджетных расходов на каждом временном лаге. Это позволит провести защиту проекта перед государственными организациями, участвующими в программе ГЧП [6, 7].
Ключевой индикатор эффективности проекта может рассматриваться как усредненный показатель, выбранный и рассчитанный на основе экспертных заключений или на основе выбранных стратегических приоритетов, выраженных в конкретных показателях (например, в цифровых показателях).
Предложенный методический подход, учитывающий внедрение информационно-аналитической системы в процесс управления проектами ГЧП, позволит наиболее эффективно осуществлять выбор проектов для их дальнейшей реализации в рамках применения ГЧП.
Литература
1. Косякова И. В. Экономика национального и мирового природопользования: учеб. пособие / И. В. Косякова; М.: «Перо», 2012. С. 125.
2. Косякова И. В., Ларионов И. В. Совершенствование механизма государственной политики в экономической сфере: методические основы формирования информационно-аналитической системы отбора, оценки и мониторинга научно-технических проектов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2013. № 4 (10). С. 17-22.
3. Косякова И. В., Ларионов И. В. Формирование модулей информационно-аналитической системы как ключевого элемента в управлении организации для отбора, формирования, реализации и мониторинга научно-технических проектов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2013. № 1 (7). С. 67-73.
4. Косякова И. В., Ларионов И. В. Создание информационно-аналитической системы в управлении организации для отбора, формирования, реализации и мониторинга научно-технических проектов // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 7 (98). С. 57-62.
5. Косякова И. В., Шуравина Е. Н. Современные тенденции в области принципов управления предприятием // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1. С. 37-42.
6. Евстратов А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 35-40.
7. Косякова И. В., Шуравина Е. Н. Современные тенденции в области принципов управления предприятием // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1. С. 37-42.
Problems of management of innovative leasing services Zaynalov D.1, Latipova Sh.2, Ortikov D.3 (Republk of Uzbekistan) Проблемы управления инновационными лизинговыми услугами Зайналов Дж. Р.1, Латипова Ш. М.2, Ортиков Д. C.3 (Республика Узбекистан)
'Зайналов Джахонгир Расулович /Zaynalov Djahongir - доктор экономических наук, профессор;
2Латипова ШахнозаМахмудовна /Latipova Shahnoza - ассистент;
3Ортиков Дилмурод Собирович / Ortikov Dilmurod - студент, кафедра финансовых и страховых услуг, факультет банковско-финансовых услуг, Самаркандский институт экономики и сервиса, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Abstract: this article is devoted to questions of development the infrastructure of leasing innovative services market, formations of the effective market innovative environment which is a place of interaction of the leasing subjects. Аннотация: данная статья посвящена вопросам развития инфраструктуры рынка лизинговых инновационных услуг, формирования эффективной рыночной инновационной среды, являющейся местом взаимодействия субъектов лизинговых отношений.
Keywords: leasing services, innovative leasing, lessor, lessee.
Ключевые слова: лизинговые услуги, инновационный лизинг, лизингодатель, лизингополучатель.
The market of innovative leasing products, based on international experience, developing national adaptation of the Republic of Uzbekistan. With it, form favorable prospects for integration of transition economies into the global economic system in a constructive, business and partnership basis.
Management of innovative leasing services (products) can create unlimited opportunities for professional growth and application of its business opportunities for mature specialists-entrepreneurs in the field of innovation management leasing, development of modern information technology.
Formation and practical implementation of the foundations of the national economy in the field of innovative leasing services should be realized through the mechanisms and elements of the state policy in the field of innovative services in the broadest sense of the word.
Due to the limited financial resources and claim market economy need to provide for the implementation of special innovative leasing services and procedures relating to management development worker: spine lessor and lessee. However, in the policy of development of innovative leasing services should be reflected in their activities in various forms of innovative leasing services.
Thus, the leasing market of innovative products is the system of economic management relations arising between the lessee and supplier of innovative leasing objects leased assets of the sellers about purchase and sale of innovative leasing products. All of this requires an analysis of how the factors contributing to the development of management of leasing company (lessor) and the activity of lessee in the application of new ways of services, where a priority is an innovative leasing.
It should be noted that in the economic literature, the term «innovative leasing» is different with a few basic ways to attract the financial resources that could provide innovative activity [1] software [4, p. 21-28] and the participation of leasing companies in the transaction [2, p. 17-27].
Objects in the market are leasing products, including innovation. Innovative leasing service is type of activity, which resulted in the lessor acquires and transmits the temporary possession and use of the lessee innovative equipment, machinery, equipment and others. for use in the business; for the provision of the service and the extraction of its economic benefits lessee pays lease payments to the lessor. Leasing is an innovative product-concretised presentation of innovative leasing services as an object of sale and purchase in the leasing market of