Научная статья на тему 'Перспективы функционирования конституционной системы Алжира'

Перспективы функционирования конституционной системы Алжира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституция / конституционная система / Хирак / массовое мирное движение / политический класс / constitution / constitutional system / Hirak / mass peaceful movement / political class

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фёдор Георгиевич Мышко, Мунсиф Бенбрахим

В статье анализируются перспективы функционирования конституционной системы Алжира, которые, по мнению авторов, состоят в смене поколений всего политического класса, что сможет изменить соотношение сил и вывести страну из тупика, парализующего различные секторы. Поэтому Хирак (массовое мирное движение) полезен для страны, поскольку он создал новую динамику, которая вносит глубокие изменения в политическую систему Алжира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the functioning of the Algerian constitutional system

The article analyzes the prospects for the functioning of the constitutional system of Algeria, which, according to the author, consist in a generational change of the entire political class, which will be able to change the balance of forces and bring the country out of the impasse that paralyzes various sectors. Therefore, the Hirak (mass peace movement) is useful for the country, as it has created a new dynamic that is making profound changes to the Algerian political system.

Текст научной работы на тему «Перспективы функционирования конституционной системы Алжира»

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 92 — 96.

State service and personnel. 2024;(1):92 —96.

Научная статья УДК 342.41

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-92-96 NIION: 2012-0061-01/24-017

EDN: https://elibrary.ru/QJJSWX MOSURED: 77/27-008-2024-01-217

Перспективы функционирования конституционной системы Алжира

Фёдор Георгиевич Мышко1, Мунсиф Бенбрахим2

1 2 Государственный университет управления, Москва, Россия

1 fg_musko@guu.ru

2 mounsif_algerie@live.fr

Аннотация. В статье анализируются перспективы функционирования конституционной системы Алжира, которые, по мнению авторов, состоят в смене поколений всего политического класса, что сможет изменить соотношение сил и вывести страну из тупика, парализующего различные секторы. Поэтому Хирак (массовое мирное движение) полезен для страны, поскольку он создал новую динамику, которая вносит глубокие изменения в политическую систему Алжира.

Ключевые слова: конституция, конституционная система, Хирак, массовое мирное движение, политический класс.

Для цитирования: Мышко Ф.Г., Мунсиф Бенбрахим. Перспективы функционирования конституционной системы Алжира // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 92—96. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-92-96 EDN: https://elibrary.ru/QJJSWX

Original article

Prospects for the functioning of the Algerian constitutional system

Fedor G. Myshko1, Mounsif Benbrahim2

1 2 State University of Management, Moscow, Russia,

1 fg_musko@guu.ru

2 mounsif_algerie@live.fr

Abstract. The article analyzes the prospects for the functioning of the constitutional system of Algeria, which, according to the author, consist in a generational change of the entire political class, which will be able to change the balance of forces and bring the country out of the impasse that paralyzes various sectors. Therefore, the Hirak (mass peace movement) is useful for the country, as it has created a new dynamic that is making profound changes to the Algerian political system.

Keywords: constitution, constitutional system, Hirak, mass peaceful movement, political class.

For citation: Myshko F.G., Mounsif Benbrahim. Prospects for the functioning of the Algerian constitutional system // State service and personnel. 2024;(1):92—96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-92-96 EDN: https:// elibrary.ru/QJJSWX

Алжир является крупной страной в Северной Африке с богатыми природными ресурсами, в том числе нефтью и газом. От стабильности политической и конституционной системы зависит экономическое развитие страны и благосостояние ее граждан. Исследование перспектив функционирования конституционной системы поможет понять, каковы шансы Алжира на стабильное развитие и успех в регионе.

© Мышко Ф.Г., Мунсиф Бенбрахим. М., 2024.

Региональная нестабильность, которую может усугубить ливийский конфликт, и война за влияние, которую ведут державы в Африке, представляют собой серьезную проблему для Алжира с тяжелыми последствиями в плане безопасности, экономики и геостратегии. Таким образом, урегулирование политического кризиса становится необходимым для укрепления стабильности в стране, чтобы она могла противостоять всем этим вызовам. Этот кризис также препятствует стремлению Алжира играть роль незаменимого регио-

№ 1/2024

нального игрока. Следовательно, демократический переход — это не только вопрос прав человека и свободы, но и требование безопасности и геостратегии.

После того как к власти пришел Абдельмаджид Теббун, несомненно, появилась относительная стабильность, что позволило военному институту лучше обеспечивать национальную и региональную безопасность, а стране вернуться на международную арену после нескольких лет зат-менья, особенно при последних двух сроках Бу-тефлики. Но кризис еще далек от разрешения, что может стать серьезным препятствием в среднесрочной и долгосрочной перспективе, особенно с учетом того, что народные протесты продолжаются. Этот кризис может дипломатически ослабить страну и воспрепятствовать притоку местных и иностранных инвестиций, необходимых для создания богатства и занятости, а также для того, чтобы вывести страну из зависимости от нефтяной ренты.

И хотя новая Конституция, в частности, ограничила определенные злоупотребления исполнительной власти, институциональных реформ недостаточно, чтобы изменить ситуацию или искоренить бедствия, поражающие политическую систему Алжира. Ибо политическая неподвижность, коррупция и покровительство часто являются результатом неформальной практики и культуры управления, укоренившихся в различных институтах алжирского государства [2].

Массовое участие активистов Хирака в выборах позволит протестному движению избрать своих собственных представителей, демократическую и конституционную легитимность которых никто не сможет оспорить. Важно также подчеркнуть, что подсчет голосов на муниципальных выборах будет проводиться на местном уровне, что должно позволить избежать любых попыток фальсификаций со стороны той или иной фракции, отражающих клановую логику наверху. Кроме того, выборы нескольких сотен новых мэров и депутатов, сформированных в результате нынешней мобилизации, должны предложить им правовую и финансовую поддержку, позволяющую им создавать новые политические структуры или укреплять существующие оппозиционные партии.

Власть также могла бы воспользоваться этим промежуточным сроком, чтобы удовлетворить требования гражданского общества, не ставя под сомнение его легитимность. Кроме того, выносить вопрос о пересмотре конституции на голосование нынешнего парламента, в котором доминируют одни и те же политические партии (FLN, RND, MSP, MPA и т.д.),

И наконец, перед лицом нынешних и будущих вызовов, возникающих в результате геопо-

литических потрясений в Африке и регионе Ближнего Востока и Южной Африки, только страны, обладающие реальной политической стабильностью, могут противостоять. Положительный отклик на требования Хирака посредством демократических преобразований и либеральной политики позволил бы государству воспользоваться импульсом и энтузиазмом, вызванными нынешней мобилизацией, для придания нового импульса стране как в политическом, так и в экономическом и социальном плане. Восхищение, вызванное алжирским Хираком на международном уровне, было бы даже дипломатическим преимуществом для Алжира.

Но «революция» вряд ли приведет к осуществлению демократических преобразований и уважению прав человека в Алжире. Действительно, отчет показывает, что для успешного и устойчивого демократического перехода движение Хирак может только выиграть от разработки долгосрочной стратегии и что оно должно стремиться к трансформации режима, а не требовать немедленных радикальных изменений [3].

Кроме того, Хирак должен «радикализировать» свою политическую программу, превратиться в политического деятеля, выступающего за реформы, и принять участие в выборах. Цель субъектов гражданского общества — добиться постепенной, мирной и согласованной деконструкции авторитарного алжирского режима; создать в долгосрочной перспективе атмосферу доверия, которая дает военным гарантии в сохранении их интересов и привилегий. С такой точки зрения в отчете делается вывод о том, что демократизация Алжира может быть осуществлена только с согласия военных. Однако, если этот переходный период будет представлен как «революция», «новая независимость», это только усилит опасения и без того очень многочисленных вооруженных сил.

Продемократические активисты действительно выиграют от принятия стратегии, направленной на то, чтобы убедить военных согласиться на структурные реформы. Сегодня в Алжире субъекты национального гражданского общества исключены из политических институтов. Одна из просьб, высказанных этими субъектами, заключается в том, чтобы международное сообщество поддержало их в борьбе за их интеграцию в основные государственные институты Алжира и преобразование их внутренней структуры. Хирак выражает глубокое чувство гнева и раздражения, которое до сих пор удавалось направить субъектам гражданского общества. На самом деле это важный ресурс в переговорах с военными, но теперь субъекты гражданского общества должны убрать Хирака с улиц (и его радикальные лозун-

№ 1/2024

ги: «пусть они все уйдут», «убийственная сила»; они контрпродуктивны, поскольку еще больше ужесточают позицию правительства), из армии и вовлечь его в процесс трансформации режима.

Усилия по институционализации, предпринятые Алжиром, не всегда получали должный прием и внимание, которых они заслуживают, потому что они были омрачены политическим климатом, возникшим в результате вторжения исламистского течения, и желанием интерпретировать их в свете только конфронтации, сначала политической, а затем вооруженной, между властью и исламистскими группами. Конституции 1989 г. и 1996 г. в целом анализировались большинством наблюдателей как непригодные или непригодные для решения проблем, стоящих перед алжирским обществом; в этих поспешных и иногда злонамеренных анализах упускаются уроки опыта, которые свидетельствуют о том, что политическое «разблокирование» Алжира — это путь к независимости.

Поэтому представляется необходимым вкратце напомнить основные этапы этого процесса разблокирования, в ходе которого Алжир претерпел парадоксальную эволюцию, превратившись из стабильной, но неинституционализированной системы в нестабильную, но сильно институционализированную.

С 1965 г. по 1989 г. преобладала однопартийная система, опирающаяся на вооруженные силы, что привело к путанице в распределении полномочий, воплощенной в главе государства, который одновременно совмещал функции лидера партии и министра национальной обороны; в этот период институциональный аспект игнорировался, и страна оставалась в тени. более того, Алжир прожил около десяти лет без конституции, поскольку государственный переворот 1965 г., в результате которого первая конституция 1963 г. была отменена, претендовал на то, чтобы «революционная законность» восторжествовала над «конституционной законностью».

Затем режим, возникший в результате этого государственного переворота, предложил вернуться к законному процессу государственного строительства, начав с самого низа, т.е. коммун (1967), затем департаментов или вилайетов (1969) и государственных предприятий (1971), прежде чем достичь вершины. принятием конституции 1976 г. Очевидно, произошла постепенная институционализация, и, действительно, было принято большое количество текстов и кодексов для структурирования всех местных, или национальных, институтов. Однако однопартийная система и роль вооруженных сил, вовлеченных в повседневное управление государством, исказили процесс институционализации, лишив его де-

мократического значения и придав ему большую стабильность; не может существовать действительного процесса институционализации, если только государство не будет создано.

Народ на законных основаниях признает себя там посредством свободных выборов, которые, по определению, являются отрицанием однопартийности и превосходства вооруженных сил. Кроме того, с первой серьезной народной бури (октябрь 1988 г.) установленная система дала трещину и разлетелась на части; это был щелчок политического разблокирования, который частично воплотился в конституции 1989 г. и ознаменовал начало десятилетия, богатого драматическими событиями, а также неустанными усилиями по перестройке политического поля.

Конституция 1989 г., как и конституция 1963 г., на самом деле не дали возможности действовать так, чтобы можно было точно оценить ее вклад в переход от однопартийной системы к плюралистической системе; она быстро столкнется с чередой случайностей, которые в итоге перевесят ее:

во-первых, это реализация Национальным собранием, сформированным из бывшей партии (однопартийной), которое пытается уменьшить, отклонить или предотвратить демократический потенциал;

во-вторых, затем следует конфронтация с исламистским вызовом и организация первых плюралистических парламентских выборов, ход которых в итоге блокируется приостановкой второго тура, который ознаменовал собой освящение триумфа FIS;

в-третьих, нестабильность повлияет на руководство государства; в то время как в Алжире за три десятилетия было всего три президента, менее чем через десять лет он столкнется с трудной сменой пяти должностных лиц на высшем уровне государств и десяти правительств.

Конституция 1989 г., несмотря на свою короткую жизнь и недостатки, несомненно, стала решающим этапом в переходе Алжира к демократическому правлению; она пересмотрена и заменена конституцией 1996 г., которая представляет собой шаг назад и шаг вперед по сравнению с процессом демократизации, который она инициировала. Есть шаг назад, поскольку новая конституция демонстрирует чрезмерное недоверие к всеобщему избирательному праву и Национальному народному собранию. путем учреждения рядом с ним второй палаты, Совета нации, основными особенностями которой являются следующие:

с одной стороны, в его состав входят, помимо двух третей членов, назначаемых всеобщим косвенным голосованием местными выборными

№ 1/2024

должностными лицами, треть лиц, назначаемых президентом республики;

с другой стороны, он принимает решение большинством в три четверти голосов, что, таким образом, дает право вето третьей президентской партии;

и наконец, в случае разногласий между Народным собранием и Советом нации последнее слово не принадлежит Собранию, поскольку отказ последнего блокирует законодательный текст.

Несмотря на явное стремление ослабить законодательную власть и установить над ней контроль, конституция 1996 г., однако, достигла в других областях юридических успехов, которые тем более удивительны, что они были приняты в период, когда насилие достигло своего апогея — это начало массовых убийств. и когда власти вместо этого подвергаются давлению событий и искушению ограничить права и гарантии граждан. В этом плане ситуация развивалась удивительным образом, не имеющим аналогов в арабском мире. Об этой эволюции стоит упомянуть, поскольку с юридической и символической точек зрения она представляет собой важный шаг и необходимую, хотя и недостаточную основу, на трудном пути демократизации политической системы и установления правового государства.

Конституция 1996 г., которая дополняет конституцию 1989 г. по этому вопросу, содержит главу из примерно 30 статей, гарантирующих гражданину большинство прав и свобод. Конечно, предыдущие конституции также содержали положения того же типа, и поэтому можно задаться вопросом, в чем будут улучшения или изменения. Фундаментальное различие заключается в том, что конституции 1963 г. и 1976 г. содержали гнусную оговорку, которая сводила на нет права и свободы, которые они предусматривали, подчиняя их уважению единой партии и ее идеологическим основам; короче говоря, одной рукой забирали то, что давали другой.

Кроме того, с легализацией многопартийной системы, принятием правил игры политических протестов и оппозиции и свободой прессы открывается путь к тому, чтобы официальное провозглашение прав человека не было простым лозунгом, а, напротив, служило ориентиром и гарантией, точкой опоры для передачи этих прав под защиту гражданского общества; последнее пережило настоящий ренессанс, наиболее заметным проявлением которого является множество ассоциаций, вкладывающих средства во все сферы и оказывающих решающую помощь в ускорении разрыва с прежней системой.

Вместе с тем новый основополагающий текст подтверждает функции Конституционного совета, усиливает роль судьи, в частности админист-

ративного судьи, отвечающего за надзор за законностью действий исполнительной власти; создается Государственный совет, наделяющий его конституционным статусом, даже несмотря на то, что властям приходится иметь дело с конституционными процедурами.

Фактически Алжир хочет дать институциональные гарантии доброй воли в своем стремлении к верховенству закона, открывая все возможные внутренние средства правовой защиты для тех, кто хотел бы подать жалобу, и чтобы средства правовой защиты не приняли международную форму, наносящую ущерб имиджу страны.

Таким образом, на институциональном уровне конституция и подзаконные акты, по-видимому, обеспечивают прочную основу, позволяющую судье исполнять свои обязанности, а недавние проекты, исходящие от Национальной комиссии по реформе судебной системы, еще больше подчеркивают это направление.

Добавим, что Алжир — одна из немногих арабских стран, подписавших большинство универсальных или региональных международных договоров о защите прав человека, в том числе те, которые предполагают подчинение контролю. Например, республика не только присоединилась к Пакту Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах 1966 г., но и приняла Факультативный протокол, разрешающий привлекать государство к ответственности. перед Международным комитетом по правам человека за любое нарушение права, закрепленного в Пакте; она также признала, что Алжир не является государством-членом. Республика также ратифицировала Конвенцию 1984 г. о пытках, которая также предусматривает обязательство представлять доклады Комитету против пыток и возможное предъявление ему иска любой жертвой пыток; она ратифицировала Африканскую хартию прав человека и народов с установленной в ней процедурой надзора. Немаловажно, что государство, которое сталкивается с той или иной формой гражданской войны и в отношении которого существуют серьезные подозрения в грубом нарушении основных прав, согласилось подчиниться оценке внешних инстанций.

Таким образом, перспективы функционирования конституционной системы Алжира состоят в смене поколений всего политического класса, что сможет изменить соотношение сил и вывести страну из тупика, парализующего различные секторы. Поэтому Хирак (массовое мирное движение) полезен для страны, поскольку он создал новую динамику, которая вносит глубокие изменения в политическую систему Алжира.

Если движение не смогло оказать достаточно сильного давления, чтобы добиться радикальных

№ 1/2024

изменений путем создания Учредительного собрания, как того требуют некоторые коллективы, то, несомненно, его требования рано или поздно будут постепенно навязаны. Стоит подчеркнуть важность парламентских и местных выборов: они будут иметь решающее значение как для будущего, так и для эффективности движения.

Список источников

1. Конституция Алжирской республики (принята всенародным голосованием 28.11.1996; с изм., одобренными в ходе голосования 01.11.2020 // https://worldconstituti.ons.ru/?p=53 (Дата обращения: 15.12.2023)

2. International IDEA (2014), What Is a Constitution? Principles and Concepts, International Institute for Democracy and Electoral Assistance // https://constitutionnet.org/sites/default/files/ what_is_a_constitution_0.pdf (Дата обращения:

17.12.2023)

3. OECD (2020), Innovative Citizen Participation and New Democratic Institutions: Catching the

Deliberative Wave, OECD Publishing, Paris // https://dx.doi.org/10.1787/339306da-en. (Дата обращения: 17.12.2023)

References

1. The Constitution of the Algerian Republic (adopted by popular vote on November 28, 1996; with amendments approved during the voting on November 01, 2020 // https://worldconstitu-tions.ru/?p=53 (Accessed: 15.12.2023)

2. International IDEA (2014), What Is a Constitution? Principles and Concepts, International Institute for Democracy and Electoral Assistance // https://constitutionnet.org/sites/default/files/ what_is_a_constitution_0.pdf (Accessed: 17.12.2023)

3. OECD (2020), Innovative Citizen Participation and New Democratic Institutions: Catching the Deliberative Wave, OECD Publishing, Paris // https://dx.doi.org/10.1787/339306da-en. (Accessed: 17.12.2023)

Информация об авторах

Мышко Ф.Г. — доктор юридических наук, доцент, И.О. директора Института государственного управления и права Государственного университета управления Мунсиф Бенбрахим — аспирант кафедры частного право

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Myshko F.G. — Doctor of Law, Associate Professor, Acting Director of the Institute of Public Administration and Law of the State University of Management

Mounsif Benbrahim — graduate student of the department of private law

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 02.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication

14.02.2024.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.