Научная статья на тему 'Перспективы формирования туристского кластера в Республике Крым'

Перспективы формирования туристского кластера в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
162
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТУРИЗМ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / СУБСИДИИ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / TOURISM / INVESTMENTS / INFRASTRUCTURE / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Венгеровский Е. Л., Дахненко С. С.

В статье рассмотрена актуальная проблема развития вошедшей в состав России в 2014 г. Ре спублики Крым. Авторы поддерживают идею создания в регионе особой экономической зоны, так как цели ее создания в Республике Крым соответствуют приоритетам комплексного территориального развития, пре дусмотренного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пе риод до 2020 г. Проанализированы особенности формирования и развития особой экономической зоны в Респу блике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contemporary matter regarding the Republic of Crimea joining the Russian Federation has been observed in the article. The authors support the concept of Special Economic Zone creation in the Crimean Region, because goal of creating special economic zones in the Republic of Crimea with the priorities integrated territorial development as envisioned in the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. The particularities of Special Economic Zone creation and development in the Crimean Region have also been analyzed.

Текст научной работы на тему «Перспективы формирования туристского кластера в Республике Крым»

УДК 34.096

Перспективы формирования туристского кластера в Республике Крым

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема развития вошедшей в состав России в 2014 г. Республики Крым. Авторы поддерживают идею создания в регионе особой экономической зоны, так как цели ее создания в Республике Крым соответствуют приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Проанализированы особенности формирования и развития особой экономической зоны в Республике Крым.

Ключевые слова: особая экономическая зона; туризм; инвестиции; инфраструктура; субсидии.

Abstract. The contemporary matter regarding the Republic of Crimea joining the Russian Federation has been observed in the article. The authors support the concept of Special Economic Zone creation in the Crimean Region, because goal of creating special economic zones in the Republic of Crimea with the priorities integrated territorial development as envisioned in the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. The particularities of Special Economic Zone creation and development in the Crimean Region have also been analyzed.

Keywords: special economic zones; tourism; investments; infrastructure; subsidies.

Венгеровский Е.Л.,

студент юридического факультета Финансового университета Н eLv-2312@maiL.ru

Дахненко С.С.,

доцент кафедры «Предпринимательское право» Финансового университета 4Г ШШ Н sLobodad@rambLer.ru

В современных условиях функционирования механизмов рыночной экономики особые экономические зоны представляют собой территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, предназначенные для обеспечения развития различных отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, а также осуществления иных социально значимых видов деятельности [1, с. 46].

Исходя из доктринальных понятий целями создания особых экономических зон являются:

• привлечение передовых по отношению к национальному уровню технологий;

• активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;

• поступление валютных активов и, таким образом, увеличение валютных запасов;

• насыщение внутреннего потребительского рынка;

• повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

• создание современной рыночной инфраструктуры;

• ускоренное развитие депрессивных районов;

• приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах» цели создания таких зон следующие: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур; разработка технологий и коммерциализации их результатов; производство новых видов продукции [2].

Обобщение положений норм названного закона позволяет выявить некоторые сущностные характеристики дефиниции «особая экономическая зона». Особые экономические зоны являются частью государственной и таможенной территории Российской Федерации, границы которых определяются Прави-

тельством РФ. Данные территории характеризуются особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, сущность которого составляют правовые льготы и преференции,что создает благоприятные условия для удовлетворения интересов субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующей особой экономической зоны. Данные правовые льготы различны по своей отраслевой принадлежности и могут быть условно классифицированы на таможенные, налоговые, финансовые, земельные, административные и другие.

Создание особых экономических зон целесообразно не только на территориях с развитой инфраструктурой, но и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовать важные долгосрочные общегосударственные программы или привлекать инвестиции для развития региона. В этой связи можно выделять особые экономические зоны, создаваемые в экономически благоприятных районах и особые экономические зоны, создаваемые в пределах зон территориального развития.

В свете последних геополитических событий 2014 г., в результате которых Республика Крым вошла в состав Российской Федерации, возникла идея создания новой особой экономической зоны, которая по сути объединяет оба названных подхода.

«Наша цель - сделать полуостров привлекательным для инвесторов, чтобы он мог генерировать достаточные доходы для собственного развития. Мы приняли решение о создании здесь особой экономической зоны»,- сказал Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев.

10 июня 2014 года Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проект Федерального закона № 503797-6 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части создания игорной зоны на территории Республики Крым), внесенный Президентом Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается создание на территории Республики Крым игорной зоны,границы которой будут определяться органами исполнительной власти Республики Крым.

На наш взгляд, создание игорной зоны в Республике Крым не приведет к должному экономическому эффекту. Определение основных направлений

государственной политики в целях решения задач повышения экономической эффективности, формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в Республике Крым может быть научно обоснованно лишь с учетом географических и территориальных факторов. Основными среди них являются: территория, географическое положение, протяженность границ, наличие путей сообщения, положение территории по отношению к морю, условия для судоходства, климат, особенности почв, недр, численность, плотность, социальный состав и другие характеристики населения.

Решающее значение для выбора наиболее эффективной модели региональной экономики Республики Крым, позволяющей максимально использовать существующий потенциал, имеют следующие факторы.

Северная граница Республики Крым совпадает с бывшей административной границей Автономной Республики Крым. Полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. Географическое положение отражается на особенностях ландшафтов, растительного и животного мира, наличии видов эндемиков, встречающихся только в Крыму.

Портами Черного моря являются Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и Керчь. В Керчи находится паромная переправа через Керченский пролив, связывающая Крым с Россией.

Протяженность береговой линии составляет свыше 1 тыс. километров.

Климат полуострова отличается в различных его частях: в северной части он умеренно-континентальный, на южном берегу - с чертами субтропического. Летом в степной части Крыма дневная температура воздуха достигает +35...+ 37 °С в тени, ночью до +23...+25 °С. Черное море летом прогревается до +25 °С, Азовское море - до +27...+28 °С.

Для Крыма характерны небольшое количество осадков в течение года, большое количество солнечных дней, наличие бризов на побережье.

Все это позволяет говорить о наличии естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, что является важнейшим критерием ее создания в соответствии с одноименными критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 [3].

Цели создания особой экономической зоны в Республике Крым соответствуют приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренного

в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 20132020 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р [4].

Туристические ресурсы Республики Крым, вне всякого сомнения, обладают мощным потенциалом для полноценного и качественного отдыха граждан. Сегодня Республика Крым имеет в своем активе известные исторические и архитектурные памятники, парки и заповедники. Вместе с тем недостаточное внимание к отрасли со стороны руководства Украины, несовершенство межуровневых бюджетных отношений, дефицит финансовых средств и инвестиций стали причиной неразвитости туристической и транспортной инфраструктуры, недостаточности гостиничных средств размещения с современным уровнем комфорта, медицинской оснащенности объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, современных транспортных средств для осуществления экскурсионного обслуживания.

«По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI в. прогнозируются наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн человек в год, что составит 2,9% мирового потока туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн человек - 1,9% мирового потока туристов). Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего туризма,которые многократно превосходят въездной и выездной обороты» [5].

Представляется, что произошедшие геополитические изменения, связанные с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации, без сомнения окажут положительное влияние на развитие сферы туризма. Создание особой экономической зоны в Республике Крым обеспечит увеличение количества рабочих мест, рост реальных доходов населения, приток инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, рост объемов дополнительных доходов, поступающих в бюджет нового субъекта Российской Федерации. Уже сейчас обсуждаются инвестиционные проекты, включая их финансово-экономические показатели по созданию тематического парка приключений «Диноленд», реконструкции участка международной автомобильной дороги государственного значения М-17 Херсон-Джанкой-Феодосия-Керчь и др.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской

Федерации» решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем в литературе неоднократно подчеркивалось, что постановления правительства РФ о создании конкретных особых экономических зон не обладают необходимой конкретикой, информацией и содержательностью. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 3.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» содержится, как и во многих других подобных постановлениях, всего 4 пункта [6]. В них определен процесс создания особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа на соответствующей территории; процесс осуществления любых видов деятельности, за исключением видов деятельности, запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; установлены максимальные размеры арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны в размере 2% их кадастровой стоимости в год.

Следует отметить, что в постановлении Правительства не определены конкретные правовые льготы для резидентов, гарантии защиты их прав, не перечислены объекты инфраструктуры, подпадающие под специальный правовой режим. Собственно, это проблема всех постановлений аналогичного типа. Принимая во внимание, что особая экономическая зона в Республике Крым должна быть создана по подобию особой экономической зоны в Калининградской области, и преследуя цели унификации нормативных правовых актов и обеспечения эффективного правового механизма функционирования особой экономической зоны,придания конкретности и четкости полномочиям как федеральных, так и региональных властей, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Крым требует принятия федерального закона. Концепция этого федерального закона состоит не только в определении конкретных направлений специализации особой экономической зоны (оздоровительный, пляжный, деловой туризм), охватывающей всю территорию Республики, а также объема и источников государственного финансирования, перечня объектов необходимой к созданию инфраструктуры, налоговых и таможенных льгот для резидентов конкретной особой экономической зоны, особенностей правового режима недвижимого имущества, расположенного на ее территории.

Создание особой экономической зоны турист-ско-рекреационного типа в Республике Крым соответствует идее реализации региональной кластерной политики, основанной на территориально-географическом сближении объектов туристской инфраструктуры, партнерстве резидентов, занятых в гостиничном, экскурсионном, сопровождающем, медицинском обслуживании, обеспечении общественным питанием и т.п.

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакци-онных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции [7].

Формирование туристского кластера в Республике Крым обоснованно благодаря тому, что основная часть населения, значительное число организаций и индивидуальных предпринимателей заняты в туристической отрасли, способны к взаимодействию в развитии туристского продукта в соответствующих географических границах, что и позволит обеспечить функционирование конкурентоспособного туристского комплекса.

Обеспечение формирования благоприятных условий развития туристского кластера в Республике Крым должно включать:

• осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство современных гостиниц, организаций общественного питания, обновление лечебной базы;

• предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;

• снижение и устранение административных барьеров.

Правовую основу реализации названных мер, в свою очередь, и составляют нормы Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Вместе с тем необходимо отметить, что исполнение обязанности федеральных органов государственной власти по осуществлению финансирования создания инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры в объемы и сроки, предусмотренные соглашением о создании особой экономической зоны, осложнено в условиях ограниченности бюджетных средств. «Решения должны приниматься с учетом необходимости уско-

ренного социально-экономического развития новой территории, с учетом необходимости поддержания экономики, социальной сферы в переходный период и последующие периоды. Но и с учетом финансовых возможностей федерального бюджета»,- отметил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий Крым.

Необходимость существенных инвестиций из-за неразвитой транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры полуострова требует привлечения к участию в финансировании строительства и развития инфраструктурных объектов будущей турист-ско-рекреационной зоны частных инвесторов.

Мерами стимулирования частных инвесторов могли бы стать распределение доходов от эксплуатации созданной в процессе софинансирования инфраструктуры; предоставление бюджетных инвестиций, а также бюджетных субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов в размере, не превышающем ставку рефинансирования ЦБ РФ по кредитам коммерческим банкам, полученным на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры; предоставление долгосрочных государственных гарантий кредитору для выдачи заемных средств инвестору на строительство объектов внешней и внутренней инфраструктуры и др.

Литература

1. Веселкова Е. Е. Правовые аспекты функционирования особых экономических зон в инфраструктуре инновационной деятельности // Законодательство и экономика. 2012. № 5. С. 46-50.

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» // Российская газета. 2005. 27 июля; 2013. 26 июля.

3. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 (ред. от 27.03.2013) «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны», ст. 2423 // СЗ РФ. 2012. № 19.

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», ст. 105// СЗ РФ. 2013. № 2.

5. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2567-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», ст. 105// СЗ РФ. 2013. № 2.

6. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа», ст. 890// СЗ РФ. 2007. № 7.

7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.