Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИОННОГО ПРАВОВОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИОННОГО ПРАВОВОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / "ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ МАССИВЫ" / БАЗА ЗНАНИЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грипич Сергей Анатольевич

В статье проводится анализ развития процесса информатизации в российском праве с выделением особенностей, актуальных проблем и перспектив. Особое внимание уделено информационному праву как особой отрасли права. Выделены подходы ученых и исследователей к вопросам внедрения цифровых технологий в правовую сферу. Отмечена роль цифровизации в сфере правового мониторинга, и ее способность подвергать право трансформациям в соответствии с новыми реалиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE FORMATION OF THE DIGITALIZATION LEGAL CYCLE IN RUSSIAN LAW

This paper analyzes the development of the informatization process in Russian law, highlighting the features, actual problems and prospects. Particular attention is paid to the information law as being a special branch of law. The approaches of scientists and researchers to the introduction of digital technologies in the legal sphere are highlighted. The role of digitalization in the field of legal monitoring is noted, and, in general, its ability to subject the law to transformation in accordance with new realities.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИОННОГО ПРАВОВОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ»

УДК 340.1 ББК 67

Грипич Сергей Анатольевич Gripich Sergey Anatolyevich

адвокат, руководитель отдела уголовной практики ассоциации коллегии адвокатов г. Москвы «Грифон» кандидат юридических наук.

Lawyer, Head of the Crimimal Practice Department of the Lawyers Association «Grifon», Moscow, PhD in Law. E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИОННОГО ПРАВОВОГО ЦИКЛА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Prospects for the formation of the digitalization legal cycle in Russian Law

В статье проводится анализ развития процесса информатизации в российском праве с выделением особенностей, актуальных проблем и перспектив. Особое внимание уделено информационному праву как особой отрасли права. Выделены подходы ученых и исследователей к вопросам внедрения цифровых технологий в правовую сферу. Отмечена роль циф-ровизации в сфере правового мониторинга, и ее способность подвергать право трансформациям в соответствии с новыми реалиями.

Ключевые слова: цифровые технологии, правовое регулирование, цифровизация, государственное управление, «циклические правовые массивы», база знаний, цифровая экономика.

Эксперты отмечают в качестве одного из ключевых направлений вопросы правового регулирования общественных отношений в информационной сфере [1]. Подобные отношения формируются в сфере общественно-производственных процессов и обеспечения процесса информатизации законодательной системы государства. Большинство общественно-производственных отношений имеют информационную составляющую, что обуславливает комплексность данного направления.

Наряду с этим, выявление информационных взаимодействий, которые являются как способом реализации задач, так и результатом конкретной деятельности, представляется затруднительным. Правовое регулирование общественных взаимодействий в информационной сфере составляет предмет отдельной отрасли права - информационного права. В рамках данной отрасли стоит выделить работы таких специалистов, как Б.Н. Топорнин, Ю.М. Батурин, И.Л. Бачило, А.Б. Венгеров, В.А. Копылов и др. Наблюдается потребность в обобщении, систе-

This paper analyzes the development of the informatization process in Russian law, highlighting the features, actual problems and prospects. Particular attention is paid to the information law as being a special branch of law. The approaches of scientists and researchers to the introduction of digital technologies in the legal sphere are highlighted. The role of digita-lization in the field of legal monitoring is noted, and, in general, its ability to subject the law to transformation in accordance with new realities.

Keywords: digital technologies, legal regulation, digitalization, public administration, «cyclical legal arrays», knowledge base, digital economy.

матизации и развитии исследований в данном направлении.

Отрасль информационного права начала возникать в конце ХХ века в период нарастающего значения информации в эпоху постиндустриального общества, сопровождавшегося информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ), а также появления первых массовых компьютеров, способных быстро обрабатывать информацию. Возникновение в данных условиях различных общественных отношений с использованием информационных технологий обусловило введение правового регулирования для обеспечения их безопасности и надежности, а также обеспечения должного контроля со стороны государства.

В начале нового тысячелетия лидеры стран «Большой восьмерки» приняли Окинавскую Хартию глобального информационного общества» (г. Окинава, Япония, 22.07.2000), в которой они единогласно признают появление нового типа общества - информационного, а также определяют направления действий по обеспечению координации между собой в вопросах

внедрения и последующего пользования ИКТ в различных сферах. Особое внимание главы государств здесь уделили организационно-правовому обеспечению (далее - ОПО).

На сегодняшний день в данной сфере наиболее значимыми проблемами являются: наличие конфликта общественных и частных интересов, правовое регулирование СМИ, а также информационная безопасность. Возрастает актуальность проблемы регулирования правоотношений в сфере компьютерной информации и электронного документооборота.

В 2006 создана российская государственная автоматизированная система (ГАС) «Правосудие» [2]. Она представляет собой информационно-правовую систему единого информационного пространства на всей территории России с информационно-аналитической поддержкой правоприменительной практики страны. Ключевой основой данной системы является баланс информационных потребностей граждан, общества и государства, т.е. компромисс между свободой обмена информации и его ограничениями в целях поддержания безопасности.

Созданы также правительственные сетевые инфраструктуры в России [3], в рамках которой каждое ведомство и орган власти располагает Интернет-сайты, на которых размещена информация об их государственной деятельности.

Тем не менее, остается актуальной необходимость исследования юридических предпосылок и особенностей правоотношений в сфере информатизации. Внимания требуют аспекты теоретико-информационного характера и информационного права в целом, а также правовые аспекты информологии (основы информатизации) правоохранительной системы страны.

Данные исследования обусловлены необходимостью определения как предмета информационного права, так и его места в системе права. Наряду с этим, важно объективно оценить современное состояние развития информационно-правового знания и его влияние на системоло-гию соответствующих правоотношений и законодательства как в России, так и за рубежом.

Т.Я. Хабриева и Н.Н. Черногор подвергают сомнению устойчивость права к изменениям, связанным с цифровизацией и приводит пример Национальной программы «Цифровая экономика». Анализ, проведенный учеными, наряду с другими специалистами выявил, что

право начинает играть преимущественно роль средства вместо предмета цифровизации. Это связано с традиционным набором инструментов, указанных в Программе, присущих для предшествовавшей цифровизации эпохи: принятие нормативно-правовых актов, правовых понятий, институтов, технических регламентов и пр. Из новых инструментов в Программе выделены лишь цифровое закрепление определенных юридических фактов и оценка нормативно-правовых актов с технологической точки зрения. Таким образом в ней не содержится должного внимания вопросам «оцифровки» права [4].

Вместе с тем цифровые технологии позволяют проводить регулярный правовой мониторинг [5-8] и, в целом, трансформируют нормативно-правовую структуру государства, оказывая влияние на управленческие функции и их эффективность, предоставляют возможности либо препятствия тем или иным изменениям социальной реальности [9]. Активно идет процесс формирования нормативно-правового массива, который представляет собой устойчивую основу информатизации российского общества и развития информационных технологий [10-13]. Д.Е. Петрова в своих работах освещает вопросы генезиса подобных процессов и роль формирующейся нормативно-правовой основы процессов цифровизации в общей системе права [14].

Исследование развития как российского, так и зарубежного права позволяет выявить так называемые «циклические правовые массивы», которые характеризуются сквозным внедрением в систему права, без привычных моделей обособленного оформления в виде самостоятельной отрасли права. В результате происходит переход права к вопросам удовлетворения социальных потребностей, формирующих правовые нормы, которые, в свою очередь становятся базой для создания «циклических соединений в праве». В то же время укрепление таких мер, как противодействие коррупции и финансовый контроль станет примером формирования новой отрасли права.

Научное сообщество заявляет о необходимости ревизии традиционных теоретических положений, характеризующих правовую систему [15]. Процессы «цифровизации» ограничивают возможности государств регулировать общественные отношения самостоятельно, что заставляет

задуматься о вопросах роста актуальности международного права в сфере цифровизации.

Ранее упомянутая Программа развития цифровой экономики предполагает принятие множества национальных правовых стандартов, однако генезис цифровизации правовой среды в соотношении с другими правовыми явлениями остается не выясненным. Так, уже разработаны антикоррупционные стандарты [16], стандартов правосудия [17] и др. Остается расширение данной практики далее в направлении общей теории права.

Стоит отметить, что в рамках виртуального пространства распространено явление «актуальной версии» нормативно-правового акта, которая отсутствует в традиционных правовых системах реального мира и представляет собой прообраз цифровой модели, которая возникнет в ближайшем будущем. Суть данного явления состоит в том, что оно основывается на базе данных, в то время как ее последующий цифровой формат предполагает более широкую информацию, характеризующейся систематизированностью и адаптированно-стью для автоматизированного использования. Более того, цифровая модель призвана быть способной самостоятельно осуществлять интерпретацию правовых положений, создавать правовые решения для упрощения и повышения эффективности процесса управления и др.

Применение практики юридической техники электронного документа также является примером включения цифровых технологий в правовую систему. Так, в рамках ранее указанной Программы предусмотрено использование трудовых договоров в цифровой форме, основывающихся на соответствующих юридико-техническим правилах. Это также позволит обеспечить принятие нормативно-правовых актов более высокого качества, чем с применением традиционных методов их составления, т.к. цифровые технологии способны проводить сбор и анализ более широкого набора данных и информации за значительно более короткое время, что естественно сказывается на качестве. В качестве методов в данном вопросе применяют ранее упомянутый правовой мониторинг, юридическое моделирование и прогнозирование, проектирование юридических документов и нормативно-правовых норм, их экспертную оценку, анализ регули-

рующего воздействия и пр. Таким образом, помимо обеспечения более качественного продукта нормотворческой деятельности, это позволит значительно снизить нагрузку на правотворческие органы и существенно ограничить издержки.

Выделяют следующие проблемы цифровизации в сфере правовых отношений:

- разграничение и определение виртуального и реального в праве, совершенствование методологии, дополнение новыми технологиями;

- определение особенностей влияния цифровых технологий на правовую сферу;

- исследование генезиса «циклических правовых массивов» и его влияния на право и правоприменительную практику, для оценки допустимых границ трансформации универсальных правовых инструментов в рамках цифро-визации;

- прогнозирование роли государства в регулировании цифровизации, дополнение в системы социальных норм новыми нормативно-правовыми элементами;

- формирование стратегии и юридического инструментария управления трансформациями в сфере права под влиянием цифровизации;

- создание новых проактивных концепций в правовые регулирования общественных отношений в сфере цифровизации;

- формирование методов правового регулирования с использованием цифровых технологий и др.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что многочисленными исследованиями российских специалистов в сфере права установлено появление принципиально новой отрасли - информационного права. Данная отрасль призвана регулировать отношения в информационной сфере общественно-производственной деятельности. Основными проблемами в сфере информационного права среди прочих являются разрешение конфликтов между государственными и частными интересами, обеспечения информационной безопасности, проблема «легитимизации» электронного документоооборота и т.п. Нерешенным также остается вопрос уточнения и определения предмета информационного права. Постепенно формируется и расширяется нормативный массив, образующий правовую основу информатизации российского общества. Выявлено также проведение процесса циклизации правовых

положений, затрагивающего все элементы системы права и направленного на решение социальных задач. Примером тому является законодательство по противодействию коррупции. В настоящее время наблюдается формирование цифровизационного цикла, охватывающего все, без исключения, циклы права. Его формирование сопровождается реализацией 1У-й кибернетической революции, начавшейся еще в середине 1950х годов и которая продолжится, по-видимому, до середины XXI века.

Основу цифровизационного цикла в России должно составлять административное законодательство, которое будет обеспечивать консолидацию усилий по повышению эффективности государственного управления и, как следствие, повышения качества жизни граждан России. В то же время в качестве основы цифрови-зационной составляющей административного законодательства должны стать: Федеральные законы об информации, о статистическом учете, о стратегическом планировании, о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти, о науке, научно-технической и инновационной политике, о Российской академии наук, Об образовании, а также законодательные акты, касающиеся устойчивого развития России.

Таким образом, цифровизация как глобальный процесс наиболее ярко характеризует текущую стадию глобального развития. Она, как и все глобальные социоприродные процессы, несет в себе как возможности, так и проблемы, которые могут приводить к крупным со-циоприродным катаклизмам и даже катастрофам. Внедрение цифровых технологий в государственное управление является неизбежным и естественно обусловленным процессом, регулирование которого возможно по трем основным сценариям:

1) нормативно-правовое закрепление сложившихся или складывающихся естественным образом отношений;

2) закрепление успешных действующих моделей применения цифровых технологий в российском законодательстве, с небольшим опережением тактического характера;

3) формирование системы нормативно-правового регулирования, опережающе действующего на развитие и внедрение цифровых технологий в государственном управлении.

Все три подхода позволят обеспечить приоритетное использование цифровых технологий в стратегическом планировании как важнейшей сфере государственной деятельности.

Литература

1. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере. М., 2016. .

2. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие судебной системы России (20022006 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805.

3. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

4. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Государство и право в современном мире: проблемы теории и истории. Журнал российского права. 2018. № 1.

5. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10.

6. Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и ор-

Bibliography

1. Lovtsov D.A. Systemology of legal regulation of information relations in the infosphere. Moscow, 2016.

2. Federal target program (FTP) «Development of the judicial system of Russia (20022006)», approved by RF Government Decree of 20 November 2001, № 805.

3. Federal target program (FTP) «Electronic Russia (2002-2010)», approved by RF Government Decree of 28 January 2002, № 65.

4. Khabrieva T.Ya., Chernogor N.N. Law in the digital reality // State and Law in the Modern World: problems of theory and history. Journal of Russian Law. 2018. № 1.

5. Tikhomirov Yu.A. Organization and conduct of legal monitoring // Pravo i ekonomika. 2006. № 10.

6. Gorokhov D.B., Spektor E.I., Glazkova M.E. Legal monitoring: Concept and organization // Journal of Russian Law. 2007. № 5.

7. Gorokhov D.B., Glazkova M.E. Organiza-

ганизация // Журнал российского права. 2007. № 5.

7. Горохов Д.Б., Глазкова М.Е. Организация правового мониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2008. № 4.

8. Тихомиров Ю.А, Горохов Д.Б. Правовой мониторинг: научно-практическое пособие. М., 2009.

9. Власова Н.В., Грачева С.А., Мещерякова М.А. Правовое пространство и человек: монография. М., 2012.

10. Окинавская Хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22 июля 2000 г.) // Дипломатический вестник. 2000. № 8.

11. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г.

12. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

13. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе.

14. Петров Д.Е. Система права // Отрасли законодательства и отрасли права Российской Федерации: общетеоретический, межотраслевой, отраслевой и историко-правовой аспекты. М., 2017.

15. Радько Т.Н., Головина А.А. Современная системно-правовая теория: новый этап развития или методологический кризис // Государство и право. 2017. № 2.

16. Хабриева Т.Я. Коррупция: природа, проявления, противодействие. М., 2012.

17. Глазкова М.Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: монография. М., 2012.

tion of legal monitoring in the system of federal executive authorities // Journal of Russian Law. 2008. № 4.

8. Tikhomirov Yu.A., Gorokhov D.B. Legal monitoring: a scientific and practical guide. Moscow, 2009.

9. Vlasova N.V., Gracheva S.A., Meshchery-akova M.A. Legal space and man: monograph. Moscow, 2012.

10. The Okinawa Charter for the Global Information Society (adopted on fr. Okinawa July 22, 2000) // Diplomatic Bulletin. 2000. № 8.

11. Treaty on the Eurasian Economic Union. Astana, May 29, 2014.

12. Federal Law № 149-FZ of July 27, 2006 «On Information, Information Technologies and Information Protection».

13. Federal Law No. 161-FZ of June 27, 2011 «On the National Payment System».

14. Petrov D.E. System of law // Branches of legislation and branches of law of the Russian Federation: general theoretical, intersectoral, branch and historical and legal aspects. Moscow, 2017.

15. Radko T.N., Golovina A.A. Modern system-legal theory: a new stage of development or methodological crisis. 2017. № 2.

16. Khabrieva T.Ya. Corruption: nature, manifestations, counteraction. Moscow, 2012.

17. Glazkova M.E. Application of European standards of administration of justice in the Russian arbitration process: monograph. Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.