Научная статья на тему 'Перспективы формирования общего финансового рынка ЕАЭС (на примере Республики Армения)'

Перспективы формирования общего финансового рынка ЕАЭС (на примере Республики Армения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика ЕАЭС / социально-экономическое развитие / промышленная кооперация / финансовый рынок / денежно-кредитная политика / the Eurasian economy / social and economic development / industry cooperation / financial market / monetary policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донченко Анна Валерьевна

В данной статье анализируется проблематика интеграционных процессов в сфере формирования общего рынка ЕАЭС. Отмечается, что взаимная торговля государств-членов ЕАЭС исторически характеризуется высоким уровнем использования национальных валют, в то время как вес доллара США в общей структуре платежей поступательно снижается на протяжении последних десяти лет. Нами системно представлены проблемы и пути формирования общего финансового рынка ЕАЭС, предложены подходы для максимального использования интеграционного потенциала Союза в данной сфере. Сформулирована гипотеза о том, что для решения задач финансового рынка необходимо минимизировать проблему дефицита инвестиций, максимально использовать интеграционный потенциал Союза для развития взаимовыгодной торговли, укрепления экономических связей и успешного экономического развития государствчленов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Донченко Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perspectives of the formation of the common financial market of the EAEU (on the example of the Republic of Armenia)

The article analyzes the problems of integration processes in the field of formation of the common market of the EAEU. Noted that mutual trade of the EAEU member states has historically been characterized by a high level of use of national currencies, while the weight of the US dollar in the overall structure of payments has been steadily decreasing over the past ten years. Also systematically presents the problems and ways of forming a common financial market of the EAEU, and proposes approaches for maximizing the use of the integration potential of the Union in this area. Author formulated a hypothesis, that in order to solve the problems of the financial market, it is necessary to minimize the problem of investment deficit, to make maximum use of the integration potential of the Union for the development of mutually beneficial trade, strengthening economic ties and successful economic development of the EAEU member states

Текст научной работы на тему «Перспективы формирования общего финансового рынка ЕАЭС (на примере Республики Армения)»

Б01 10.24412/1829-0450-2024-1-46-59 УДК 33

Поступила: 27.02.2024г. Сдана на рецензию: 27.02.2024г. Подписана к печати: 27.03.2024г.

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ)

А.В. Донченко

Торговое представительство Российской Федерации в Республике Армения

erevan@minprom.gov. ги ОЯСЮ: 0009-0006-5815-9024

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется проблематика интеграционных процессов в сфере формирования общего рынка ЕАЭС. Отмечается, что взаимная торговля государств-членов ЕАЭС исторически характеризуется высоким уровнем использования национальных валют, в то время как вес доллара США в общей структуре платежей поступательно снижается на протяжении последних десяти лет. Нами системно представлены проблемы и пути формирования общего финансового рынка ЕАЭС, предложены подходы для максимального использования интеграционного потенциала Союза в данной сфере. Сформулирована гипотеза о том, что для решения задач финансового рынка необходимо минимизировать проблему дефицита инвестиций, максимально использовать интеграционный потенциал Союза для развития взаимовыгодной торговли, укрепления экономических связей и успешного экономического развития государств-членов ЕАЭС.

Ключевые слова: экономика ЕАЭС, социально-экономическое развитие, промышленная кооперация, финансовый рынок, денежно-кредитная политика.

Введение

После показательного роста взаимной торговли и экономической активности в первые годы функционирования единой таможенной территории продолжилась тенденция снижения совокупной доли государств-членов ЕАЭС в мировой и евразийской экономике. Принятие основных направлений экономического развития до 2030 года не сказалось на имеющихся тенденциях в силу положения ЕАЭС в мировом разделении труда и продолжения экономического курса в рамках экспортно-сырьевой модели (инерционный сценарий) [1].

Экспортируя в основном сырьевые товары, государства-члены Союза оплачивают интеллектуальную ренту, содержащуюся в импортных высокотех-

нологических товарах, финансируя таким образом научно-технический прогресс в других странах. Положительное сальдо торгового баланса ЕАЭС не трансформируется в инвестиции вследствие крупномасштабной утечки капитала. В этом неэквивалентном внешнеэкономическом обмене ЕАЭС теряет более 100 млрд.$ США в год, которые могли бы использоваться для инвестиций в развитие экономики [2].

В опубликованном Евразийской экономической комиссией аналитическом докладе «Об основных социально-экономических показателях ЕАЭС за январь-декабрь 2023 года» следует, что, несмотря на санкции против России и Белоруссии, все экономики Союза в прошлом году продолжили устойчивый рост (Рис. 1) [3].

Рисунок 1. Показатели ВВП государств-членов ЕАЭС в 2023г. ВВП ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ ЕАЭС (2023)

□ ка о ■

-3,94 г г +3,6% г/г

ДИНАМИКА ВВП ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС (2020-2023)

ЫЛАГУСЬ ИД1АЯСТЛМ КЫРГЫЗСТАН ГОССИЯ

Источник: Европейская экономическая комиссия [4].

Совокупный валовый внутренний продукт ЕАЭС, по итогам 2023 года, увеличился почти на 4%. Положительную динамику этого показателя демонстрировали все без исключения страны ЕАЭС, хотя экономики тех из них, которые под санкции не попали, росли заметно быстрее. Так, ВВП Армении за 2023 год вырос на 8,7%, тогда как России - на 3,6%. Вместе с тем, в случае с Россией необходимо учитывать, что ее ВВП в стоимостном выражении составил 87,8% совокупного объема экономик Союза, и его рост происходил на основе гораздо более высокой базы [5].

Одним из главных факторов экономического роста ЕАЭС в 2023 году стала промышленность, объем производства которой увеличился на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Причем рост

промышленного производства в 2023 году наблюдался во всех без исключения странах ЕАЭС. В Казахстане темпы его увеличения составили 7,0%, в Белоруссии - 4,3%, в Армении - 0,5%, в Киргизии - 0,4% (Рис. 2) [6].

Рисунок 2. Промышленное производство ЕАЭС.

Источник: Европейская экономическая комиссия [7].

Показатель экономической активности Республики Армения в 2023 году увеличился на 9,4% по сравнению с предшествующим годом. Рост за отчетный период зарегистрирован во всех сферах экономики, за исключением производства сельскохозяйственной продукции.

Оборот внутренней торговли достиг 13,6 млрд. $ США (рост на 25,7% г/г), объем сферы услуг (без учета торговли) - 7,5 млрд. $ США (+10,3% г/г), объем производства промышленной продукции - 6,9 млрд. $ США (+4,1% г/г), объем производства сельскохозяйственной продукции - 2,3 млрд. $ США (спад на 0,3% г/г), объем строительства - 1,5 млрд. $ США (+14,8% г/г). Объем производства электроэнергии составил 8 845,1 млн. кВтч.

Объем внешнеторгового оборота в Республике Армения за отчетный период составил 20 723 112,1 тыс. $ США, что на 46% выше показателя предшествующего года. При этом, в декабре 2023 года данный показатель составил 2 827,0 млн. $ США, увеличившись по сравнению с декабрем 2022 года на 72%, по сравнению с ноябрем того же года - на 17,7%.

Внешнеторговый оборот со странами СНГ за отчетный период составил 7 770 826,0 тыс. $ США, увеличившись на 41,4% г/г. Наиболее крупным внеш-

неторговым партнером Республики Армения продолжает оставаться Российская Федерация. Объем товарооборота за отчетный период - 7 306 023,9 тыс. $ США (рост на 43,4% г/г) [8].

По итогам 2023 года, объем инвестиций в экономику Республики Армения составил 1,4 млрд. $. Согласно последним данным Статистического комитета Республики Армения, приток иностранных инвестиций в республику за период январь-сентябрь 2023 года составил 269 млн. $ США против 232 млн. $ США за аналогичный период предшествующего года. Приток прямых иностранных инвестиций в отчетный период составил 349 млн. $ США против 260 млн. $ США. Наиболее высокий показатель инвестиций зарегистрирован со стороны Объединенных Арабских Эмиратов - 259 млн. $ США, прямых инвестиций - 251 млн. $ США. Что касается Российской Федерации, за период январь-сентябрь 2023 года чистый приток инвестиций в Республику Армения составил 129 млн. $ США против 155 млн. $ США по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года (Рис. 3).

Рисунок 3. Инвестиции в Армению в 2023г.

Источник: Статистический комитет РА, Федеральная служба государственной статистики РФ [9], [10].

В стратегическом периоде до 2026 года прогнозируется ускорение темпов восстановления экономического роста и инвестиций в Армении до докризисных уровней 2015-2019 годов.

Задачи формирования общего финансового рынка ЕАЭС

Методологическим основанием статьи является комплексное представление проблем формирования общего рынка ЕАЭС и возможных путей их решения [11], [12], [13], [14].

Фактором поддержки восстановления промышленного производства будет выступать улучшение конъюнктуры внешних рынков поставок пищевых продуктов и продукции добывающих отраслей. В среднесрочной перспективе формируется платформа для качественного изменения динамики экономического роста в Армении - развитие туризма и цифровых технологий будут выступать катализатором роста за счет повышения производительности [15], [16].

Особую роль приобретает задача по усилению эффекта на рост экономического потенциала, укрепление энергетической и продовольственной безопасности, цифровой трансформации экономики. Позитивное влияние на развитие интеграционных процессов в ЕАЭС и расширение взаимной торговли между государствами-членами Союза может оказать дальнейшее устранение торговых барьеров и формирование общего финансового рынка к 2025 году [17]. Для придания нового импульса экономической интеграции ЕАЭС основные усилия должны быть направлены на либерализацию движения услуг и капитала внутри Союза, а также на запуск трансграничных интеграционных проектов системного характера.

Банкам стран ЕАЭС необходимо нарастить несуверенное финансирование инвестиционных проектов в целях содействия решению задач национальной повестки развития, использовать механизмы снижения стоимости кредитных ресурсов, диверсификации продуктов и разделения проектных рисков для повышения эффективности управления инвестиционным портфелем в Армении. Для увеличения мультипликативного эффекта инвестиций необходимо будет также найти возможности партнерства с национальными институтами развития и многосторонними банками развития в проектной работе [18].

Сегодня существуют не так много примеров имплементации элементов общей финансовой политики в рамках интеграционных объединений. Таким образом, в долгосрочной перспективе необходима поэтапная гармонизация законодательства и регулирования финансового сектора (банковского дела, страхования и фондового рынка) государств-членов Союза.

Кроме того, наблюдаются различия в моделях финансовых рынков в государствах-членах Союза, которые обусловлены различиями в регулировании деятельности национальных банков и других кредитных организаций, а также в подходах к определению и регулированию финансовых институтов на рынке ценных бумаг [17], [19], [20]. Одним из вызовов является необходимость преодоления зависимости финансовой деятельности государств-членов ЕАЭС от международных платежно-расчетных систем путем создания внутренней надежной и эффективно функционирующей инфраструктуры для

передачи платежной информации внутри Союза. В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2015г. стороны взяли на себя обязательство сформировать общий финансовый рынок в банковской и страховой сферах, на рынке ценных бумаг [21].

В целом, интеграция в валютной сфере выступает важнейшей тенденцией современного экономического развития мировой экономики [22]. Глобализация в условиях либерализации трансграничных потоков капитала характеризуется усилением взаимных колебаний курсов национальных валют, и имеет одним из следствий - развитие глобальных валютных и финансовых кризисов. Это предопределяет углубление сотрудничества стран и их групп в валютной сфере с целью повышения устойчивости национальных финансовых систем и обеспечения стабильности валютных курсов.

Валютная интеграция - неотъемлемый составной элемент интеграционных процессов, развивающихся в ЕАЭС. Стоит отметить, что на текущий момент нормативно-правовые основы функционирования ЕАЭС не содержат положений о введении в Союзе единой валюты или формировании валютного союза [23].

В то же время в ЕАЭС проводится валютная политика, основные векторы деятельности которой направлены на сближение подходов в формировании и проведении валютной политики, поступательное увеличение доли расчетов в национальных валютах при взаимной торговле, формирование интегрированного валютного рынка государств-членов ЕАЭС, обеспечение свободного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов в пределах таможенной территории Союза, обеспечение взаимной конвертируемости валют государств-членов ЕАЭС [24].

Анализ динамики структуры платежей за экспорт и импорт товаров и услуг в торговле государств-членов ЕАЭС со всеми странами мира показывает, что доллар США до сих пор остается ключевой валютой при реализации расчетов. В то же время необходимо отметить, что вес доллара США в общей структуре платежей при расчетах по международным договорам государств-членов ЕАЭС поступательно снижался на протяжении последних десяти лет.

Так, если в 2013 году порядка 60% поступлений за экспорт и импорт государств-членов ЕАЭС приходилось на платежи в долларах США, то уже в 2021 году доля данных платежей составила всего 46,7%. На фоне поступательного сокращения роли доллара США в обслуживании торговых платежей государств-членов ЕАЭС значительным образом возросла роль евро. В период с 2013 по 2021гг. увеличение платежей в евро в общей структуре платежей государств-членов ЕАЭС при международной торговле со всеми странами мира составило порядка 9,5 п.п.

Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС исторически характеризуется высоким уровнем использования национальных валют при проведении вза-

имных платежей. Стоит отметить, что в 2013 году на долю национальных валют государств-членов ЕАЭС приходилось 62,7% всех платежей при взаимной торговле внутри ЕАЭС, в 2021 году - 73,2%.

Экономический и валютный союзы являются более глубокой формой экономической интеграции, которой присущи дополнительные интеграционные эффекты на торговлю и, следовательно, все связанные с этим и описанные выше эффекты, например, рост производительности. Во-первых, введение единой валюты между государствами устраняет необходимость конвертации валют, что означает снижение транзакционных издержек. Во-вторых, устраняются валютные риски. В-третьих, наличие единой валюты соответствует меньшему значению информационных издержек и большей прозрачности рынков для торговых партнеров. В результате, наличие общей валюты позитивно влияет на объемы взаимной торговли. Следовательно, для валютных союзов можно ожидать большую выраженность эффектов, связанных с усилением международной торговли, присущих менее глубоким формам экономической интеграции.

Однако общая валюта имеет и недостатки. Основной из них - невозможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Именно по этой причине теория оптимальных валютных союзов указывает на то, что необходимым условием успешного валютного союза является синхронизиро-ванность экономических циклов стран и единая макроэкономическая политика [25]. В целом, необходимо отметить, что более глубокие этапы интеграции, согласно теории, будут соответствовать большей выраженности интеграционных эффектов.

Существенное значение имеет анализ влияния макроэкономической стабильности на экономический рост [26]. Макроэкономическая стабильность в связи с реализацией основных целей интеграционного объединения может снизить страновые премии за риск, тем самым привлечь к входу на рынок зарубежных инвесторов, а также само снижение инфляции и процентных ставок может простимулировать развитие кредитно-денежной отрасли в экономиках интеграционного объединения.

Наибольшая доля в обслуживании взаимной торговли внутри Союза приходится на российский рубль: в 2013 году порядка 61,8% поступлений за экспорт и импорт услуг при торговле внутри ЕАЭС приходилось на российскую валюту, в 2021 году - 71,5%. Важно подчеркнуть, что кроме российского рубля, во взаимной торговле ЕАЭС практикуются расчеты в тенге и белорусских рублях, на доли которых в структуре поступлений от взаимной торговли внутри ЕАЭС приходится, соответственно, порядка 0,5-1,4 и 0,2-0,4%. Совокупная доля платежей в армянских драмах и сомах, как правило, не превышает 0,2% в общей структуре платежей при взаимной торговле.

Что касается основных принципов валютной политики Армении, то они были изложены еще в Заявлении Центрального банка Республики Армения о

принципах валютной политики от 1996 года и закреплены в Законе Республики Армения от 21 декабря 2004 года. № ЗР-135 «О валютном регулировании и валютном контроле» [27].

Согласно документу, в Армении отменены все ограничения, связанные с текущими валютными операциями и обслуживанием банками счетов, действующих на территории Республики Армения - как резидентов, так и нерезидентов. Единственным легальным платежным средством на территории Республики Армения является армянский драм.

Центральный банк Республики Армения с 1996 года проводит политику плавающего валютного курса, которая соответствует принципам либерализации операций по счету капитала и проведения независимой денежно-кредитной политики. Интервенции Центрального банка на валютном рынке не имеют периодического характера и не выполняются в соответствии с какими-то правилами. Интервенции направлены на смягчение резких колебаний курса национальной валюты. ЦБ объявляет ежедневный расчетный курс драма к доллару США, основываясь на средневзвешенных обменных курсах, сформировавшихся в предыдущий день на внутреннем финансовом рынке (межбанковские торги, межбанковский валютный рынок, внутрибанковские конвертации и пункты обмена).

Для расчета обменных курсов других валют котировки иных валют по отношению к доллару США берутся из надежных или официальных источников, широко используемых на международных рынках. Цены на золото и серебро в драмах рассчитываются на основе цен, опубликованных Лондонской ассоциацией рынка драгметаллов.

Осуществляющий денежно-кредитную политику в Армении Центральный Банк выполняет две задачи - обеспечивает стабильность цен и поддерживает финансовую стабильность. Уровень стабильности цен прямо определяется законом «О государственном бюджете Республики Армения». Программный показатель инфляции в республике законодательно установлен в 4% (+1,5%) при низком уровне монетизации и часто при высокой ставке рефинансирования. Экономика не способна развиваться без финансовой начинки, что приводит к нехватке средств и их удорожанию [28].

Проблематичным является и факт укрепления национальной валюты. При укреплении драма исполнительная власть получает возможность для снижения показателя государственного долга, повышения ВВП и государственного бюджета в долларах, но начинают страдать экспортеры, что, в конечном итоге, бумерангом сказывается на общем состоянии экономики страны. С другой стороны, понижение курса драма ниже определенного уровня сказывается на состоянии импортеров, у которых значительно снижаются возможности для ввоза в страну необходимого оборудования для выпуска инновационной и конкурентоспособной продукции [29]. По этой причине важно поддерживать курс в определенном диапазоне, несмотря на внешнее давление.

В настоящее время в финансовой системе Армении доминирующую роль играют коммерческие банки. В Армении действуют 18 коммерческих банков. Все банки имеют современную систему корпоративного управления и управления рисками. Банковская деятельность в Армении осуществляется на основе универсальной лицензии, что дает возможность предоставлять широкий спектр финансовых услуг, включая обслуживание международной торговли.

Однако налоговая политика для успешного функционирования, в том числе денежно-кредитного регулирования, должна быть направлена на повышение объемов экспорта готовой продукции и роста производства продукции стратегического назначения посредством государственной регуляции и всей банковской системы. Для этого требуется сформировать систему государственных банков, в которых будут аккумулироваться средства государственных организаций, и не только. В этом случае можно будет снизить инфляционные риски.

Государственные банки будут направлять более дешевые деньги в сферы, которые могут иметь важнейшее значение для роста благосостояния государства и граждан. Кроме того, наличие госбанков позволит регулировать денежные потоки, которые должны направляться на кредитование программ по экспорту готовой продукции [30], [31].

Заключение

При детальном изучении структуры платежей при расчетах по внешнеторговым контрактам на уровне отдельных государств-членов ЕАЭС обращает на себя внимание тот факт, что Армения не формирует данные о платежах при экспорте и импорте товаров и услуг по внешнеторговым контрактам в разрезе валют и стран. Стоит отметить, что использование армянского драма при взаимных расчетах государств-членов ЕАЭС крайне незначительно и не превышает 0,1% в структуре платежей при взаимных расчетах внутри ЕАЭС. Однако платежи в армянских драмах имеют место при оплате импортных поставок из Республики Армения в отдельные государства-члены ЕАЭС.

Несмотря на специфику проводимой каждой из стран-участниц денежно-кредитной политики, следует отметить ограниченную роль центральных банков в экономиках государств-членов ЕАЭС (в части финансирования роста и модернизации) и высокий уровень концентрации активов в крупнейших банках.

На основе анализа политики, в том числе центральных банков стран ЕАЭС, видно, что санкционная политика не привела к деструктивным последствиям в банковской системе российской экономики и других стран ЕАЭС. Среди других выводов - увеличение валютных резервов не отвечает перспективным интересам стран ЕАЭС, поскольку является первой экономической формой оттока капиталов; структуры активов центральных банков

государств-членов ЕАЭС существенно различаются,что затрудняет проведение денежно-кредитной политики, отвечающей интеграционным процессам; необходимо активизировать мероприятия, направленные на усиление денежно-кредитных отношений между центральными банками и их клиентами; центральным банкам целесообразно отказаться от двухуровневой системы рефинансирования как фактора, дестабилизирующего экономику.

Для формирования общего рынка ЕАЭС первоочередными задачами является системное решение следующих проблем: качественное изменение динамики экономического роста в странах ЕАЭС, усиление эффекта на рост экономического потенциала, укрепление энергетической и продовольственной безопасности, цифровой трансформации. Важную роль играет гармонизация законодательства в регулировании банковского дела, страхование фондового рынка, что способствует обеспечению макроэкономической стабильности при реализации основных целей интеграционного объединения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С.Ю. О возможностях экономического развития ЕАЭС в долгосрочной перспективе // Евразийская экономическая комиссия [режим доступа: https://eec.eaeun-ion.org/up-load/medialibrary/194/v. 1_pril_Prezentatsiya.pdf, дата обращения 11.02.2024].

2. Там же.

3. Аналитический доклад Департамент статистики «Об основных социально-экономических показателях ЕАЭС за январь-декабрь 2023 года» // Евразийская экономическая комиссия [режим доступа: https://eec.eaeunion.org/up-load/files/dep_stat/econstat/analyt-ics/indicators2023_12.pdf, дата обращения: 11.02.2024].

4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [режим доступа: https://e-ec. eaeunion. org/].

5. ВВП Армении [режим доступа: https://www.sularu.com/wp/ARM?ysclid=lif-bhg9rhy73-5354643, дата обращения: 13.06.2023].

6. Аналитический доклад Департамента статистики «Об основных социально-экономических показателях ЕАЭС за январь-декабрь 2023 года» // Евразийская экономическая комиссия [режим доступа: https://eec.eaeunion.org/up-load/files/dep_stat/econstat/analyt-ics/indicators2023_12.pdf, дата обращения: 11.02.2024].

7. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [режим доступа: https://ee-c.eaeunion.org/].

8. Официальный сайт Статистического комитета Республики Армения и Торгового представительства Российской Федерации в Республике Армения [режим доступа: armstat. am, https ://arm. minpromtorg. gov.ru/].

9. Официальный сайт Огатистического комитета РА [режим доступа: armstat.am]

10. Официальный сайт Федеральной службы государтвенной статистики РФ [режим доступа: https://rosstat.gov.ru/].

11. Винокуров Е.Ю., Коршунов Д.А., Перебоев В.С., Цукарев Т.В. Евразийский экономический союз. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017.

12. Главы национальных банков государств ЕАЭС подписали Соглашение о гармонизации законодательства в сфере финансов. «АльтаСофт» [режим доступа: https://www.al-ta.ru/ts_news/62889/, дата обращения 15.02.2024].

13. Демиденко М., Коршунов Д., Карачун О., Миксюк А., Пелипась И., Точицкая И., Ши-манов Г. Денежно-кредитная политика государств-членов ЕАЭС: текущее состояние и перспективы координации. М.: ЕЭК, 2017.

14. Тавадян А.А. Армения в ЕАЭС: экономический эффект интеграции. Ер., 2018 [режим доступа https://soyuzinfo.am/2018/07/armeniya-v-eaes-ekonomicheskij-effekt-integratsii/].

15. Перспективы инновационной политики 2020: Восточная Европа и Южный Кавказ [режим доступа: https://unece.org/sites/default/files/2021-09/RU-Sub-regional_Inno-va-tion_Policy_Outlook_2020_ ARMENIA_CHAPTERS.pdf, дата обращения: 13.06.2023].

16. Приложение к Постановлению Правительства Республики Армения № 1363-A от 18 августа 2021 года. Программа Правительства Республики Армения (2021-2026гг.). Республика Армения, август 2021 года.

17. OECD (2013), Capital Markets in Eurasia: Two Decades of Reform, Corporate Governance, OECD Publishing, Paris.

18. Доклад о денежно-кредитной политике [режим доступа: https://www.national-ba-nk.kz/ru/page/obzor-inflyacii-dkp, дата обращения: 13.06.2023].

19. Обзор инфляции. Программа денежно-кредитной политики: 3-й квартал 2022 г. Утвержден решением Совета Центрального банка Республики Армении от 27.09.2022, номер 166А. [режим доступа: https://www.cba.am/RU/pperiod-icals/Monetary%20over-view.III.2022.pdf, дата обращения: 13.06.2023].

20. Отчет о денежно-кредитной политике [режим доступа: https://www.nbkr.kg/DOC/06-092022/000000000059083.pdf?fbclid=IwAR2_Q9bTJnk-S6abL-gevvZzx0K4LS7fdTIL-BUWUs4GuuO4TsLMPV6GPomMQ, дата обращения: 13.06.2023].

21. Frankel J. (1999). No single currency regime is right for all countries. NBER Working Paper, No 7338.

22. Договор о Евразийском экономическом союзе [режим доступа: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_163855, дата обращения: 18.02.2024].

23. Hericourt, J., &Poncet, S. (2012). Exchange rate volatility, financial constraints and trade: Empirical evidence from Chinese firms. CEPII Working Paper, No 35.

24. Договор о Евразийском экономическом союзе [режим доступа: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_163855, дата обращения: 18.02.2024].

25. Кнобель А.Ю. Оценка потенциальных и фактических интеграционных эффектов для государств-членов Евразийского экономического союза // Фонд «Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара» [режим доступа: https://eec.eaeunion.org/up-load/iblo-ck/f20/OTCHET_1_etap.pdf, дата обращения 18.02.2024].

26. ВосканянМ.А. Политика государства по поддержанию макроэкономической стабильности: опыт Армении // «Новая экономика», № 1, 2022. CC. 24-42.

27. Информация об основных изменениях налогового законодательства государств-членов ЕАЭС с 1 января 2021 года [режим доступа: https://eec.eaeunion.org/up-load/medi-alibrary/a31/Izmeneniya_zakonodatelstva_EAES_2021.pdf?ysclid=lil2ljjwf6165584695, дата обращения: 13.06.2023].

28. Восканян М.А. Проблемы и перспективы денежно-кредитного и валютного регулирования в Армении. Ер.: Изд-во РАУ, 2016.

29. Тавадян А.А. Полосы неопределенности и вариантность экономики: как прогнозировать и регулировать экономические процессы в условиях неопределенности. М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2019. CC. 68-69.

30. Экономика Армении нездорова. «АрмИнфо» [режим доступа: https://finport.a-m/full_news.php?id=47190&lang=2, дата обращения 15.02.2024].

31. Коррупция в Армении [режим доступа: https://translated.turbo-pages.org/proxy_u/en-ru.ru.f0c4aec0-647fec9c-4252f14174722d776562/https/en.wiki-pedia.org/wiki/Corrup-tion_in_Armenia, дата обращения: 13.06.2023].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Glazyev S. Yu. On the possibilities of economic development of the EAEU in the long term // Eurasian Economic Commission. URL: https://eec.eaeunion.org/up-load/medialibrary/194/-v.1_pril_Prezentatsiya.pdf (accessed: 11.02.2024).

2. The same.

3. Analytical report Department of Statistics "On the main socio-economic indicators of the EAEU for January-December 2023" // Eurasian Economic Commission. URL: https://eec.eaeun-ion.org/up-load/files/dep_stat/econstat/analytics/indicators2023_12.pdf (accessed: 11.02.2024).

4. Official website of the Eurasian Economic Commission (accessed: https://eec.eaeunion.org/).

5. Armenian GDP. URL: https://www.sularu.com/vvp/ARM?ysclid=lif-bhg9rhy735354643, (accessed: 06.13.2023).

6. Analytical report Department of Statistics "On the main socio-economic indicators of the EAEU for January-December 2023" // Eurasian Economic Commission. URL: https://eec.eaeun-ion.org/up-load/files/dep_stat/econstat/analytics/indicators2023_12.pdf (accessed: 11.02.2024).

7. Official website of the Eurasian Economic Commission. URL: https://eec.eaeunion.org/.

8. Official website of the RA Statistical Committee and Trade Representation of the Russian Federation in the Republic of Armenia. URL: armstat.am, https://arm.minpromtorg.gov.ru/

9. Official website of the RA Statistical Committee. URL: armstat.am.

10. Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation URL: https://rosstat.gov.ru/.

11. Vinokurov E.Yu., Korshunov D.A., Pereboev V.S., Tsukarev T. V. Eurasian Economic Union. St. Petersburg: EDB Center for Research Studies, 2017.

12. The heads of national banks of the EAEU states signed an Agreement on the harmonization of legislation in the field of finance. "AltaSoft". URL: https://www.alta.ru/ts_news/62889/ (accessed: 02.15.2024).

13. DemidenkoM., KorshunovD., Karachun O., MiksyukA., Pelipas I., TochitskayaI., Shima-nov G. Monetary policy of the EAEU member states: current status and prospects for coordination. M.: EEC, 2017.

14. Tavadyan A.A. Armenia in the EAEU: economic effect of integration. Yerevan, 2018. URL: https://soyuzinfo.am/2018/07/armeniya-v-eaes-ekonomicheskij-effekt-integratsii/.

15. Innovation Policy Outlook 2020: Eastern Europe and the South Caucasus. URL: https://une-ce.org/sites/default/files/2021-09/RU-Sub-regional_Inno-vation_Policy_Outlook_2020_ ARMENIA_CHAPTERS.pdf (accessed: 06/13/2023).

16. Appendix to the Decree of the Government of the Republic of Armenia No. 1363-A dated August 18, 2021. Program of the Government of the Republic of Armenia (2021-2026). Republic of Armenia, August 2021.

17. OECD (2013), Capital Markets in Eurasia: Two Decades of Reform, Corporate Governance, OECD Publishing, Paris.

18. Report on monetary policy. URL: https://www.national-bank.kz/ru/page/obzor-inflyacii-dkp (accessed: 06/13/2023).

19. Inflation review. Monetary policy program: 3rd quarter of 2022. Approved by the decision of the Council of the Central Bank of the Republic of Armenia dated September 27, 2022,

number 166A. URL: https://www.cba.am/RU/pperiod-icals/Monetary%20overview.III.-2022.pdf (accessed: 06.13.2023).

20. Report on monetary policy URL: https://www.nbkr.kg/DOC/06092022/0000000000590-83.pdf?fbclid=IwAR2_Q9bTJnk-S6abL-gevvZzx0K4LS7fdTILBUWUs4GuuO4TsLM-PV6GPomMQ (accessed: 06.13.2023).

21. Frankel J. (1999). No single currency regime is right for all countries. NBER Working Paper, No 7338.

22. Treaty on the Eurasian Economic Union. URL: https://www.consultant.ru/document/co-ns_doc_LAW_ 163855 (accessed: 02.18.2024).

23. Hericourt, J. & Poncet, S. (2012). Exchange rate volatility, financial constraints and trade: Empirical evidence from Chinese firms. CEPII Working Paper, No 35.

24. Treaty on the Eurasian Economic Union. URL: https://www.consultant.ru/document/co-ns_doc_LAW_ 163855 (accessed: 02.18.2024).

25. Knobel A.Yu. Assessment of potential and actual integration effects for the member states of the Eurasian Economic Union // Institute of Economic Policy named after E.T. Gaidar". URL: https://eec.eaeunion.org/upload/iblo-ck/f20/OTCHET_1_etap.pdf (accessed 02.18.2024).

26. VoskanyanM.A. Government policy to maintain macroeconomic stability. The case of Armenia. // Journal of new economy, № 1, 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politi-ka-gosudarstva-po-podderzhaniyu-makroekonomicheskoy-stabilnosti-opyt-armenii (дата обращения: 22.04.2024).

27. Information on the main changes in the tax legislation of the EAEU member states from January 1, 2021. URL: https://eec.eaeunion.org/up-load/medialibrary/a31/Izmeneniya_ zako-nodatelstva_EAES_2021.pdf?ysclid=lil2ljjwf6165584695 (accessed: 13.06. 2023).

28. Voskanyan M.A. Problems and prospects of monetary and foreign exchange regulation in Armenia. Yer.: RAU Publishing House, 2016.

29. Tavadyan A.A. Uncertainty bands and economic variability: how to predict and regulate economic processes under conditions of uncertainty. M.: FLINTA Publishing House, 2019. PP. 68-69.

30. Armenia's economy is not healthy. "Armlnfo" URL: https://finport.am/full_ne-ws.php?id=47190&lang=2 (accessed 02.15.2024).

31. Corruption in Armenia. URL: https://translated.turbo-pages.org/proxy_u/en-ru.ru.f0c4a-ec0-647fec9c-4252f14174722d776562/https/en.wiki-pedia.org/wiki/Corruption_in_Arme-nia (accesses: 13.06.2023).

THE PERSPECTIVES OF THE FORMATION OF THE COMMON FINANCIAL MARKET OF THE EAEU (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF ARMENIA)

A. Donchenko

Russia's Trade Representative Office in Armenia

ABSTRACT

The article analyzes the problems of integration processes in the field of formation of the common market of the EAEU. Noted that mutual trade of the EAEU member states has historically been characterized by a high level of use of national currencies, while the weight of the US dollar in the overall structure of payments has been steadily decreasing over the past ten years. Also systematically presents the problems and ways of

forming a common financial market of the EAEU, and proposes approaches for maximizing the use of the integration potential of the Union in this area.

Author formulated a hypothesis, that in order to solve the problems of the financial market, it is necessary to minimize the problem of investment deficit, to make maximum use of the integration potential of the Union for the development of mutually beneficial trade, strengthening economic ties and successful economic development of the EAEU member states. Keywords: the Eurasian economy, social and economic development, industry cooperation, financial market, monetary policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.