Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ)'

ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа / университет / философия / смыслы / преподаватель философии / модель выпускника / междисциплинарные исследования / межсекторальное сотрудничество / reform / university / philosophy / meanings / philosophy teacher / graduate model / interdisciplinary research / intersectoral collaboration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олег Аршавирович Габриелян

В статье рассматривается дискуссия, развернувшаяся относительно проблемы: места философии и преподавателей соответствующей дисциплины в системе высшей школы; обучения по направлению подготовки «философия». Автор, имеющий большой опыт работы в качестве администратора (декана, заведующего кафедрой), преподавателя и исследователя пытается не только разобраться в проблеме, но и предлагает ее решение в современных условиях реформирования высшей школы в России. Будучи профессором программы Фулбрайт, он сравнивает российскую систему образования в этой области с западной. Часть проблем, обсуждаемые в профессиональном сообществе, на поверку оказывается псевдопроблемами, а другая связана с нежеланием принять объективные вызовы и адекватно отвечать на них. Причем справедливыми признаются замечания коллег относительно непоследовательности реформ растущей бюрократизацией учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of philosophy at modern university (guidelines for action by the chief chair of philosophy)

The article deals with the discussion that unfolded regarding the problem: the place of philosophy and teachers of the corresponding discipline in the system of higher education; training in the direction of training «philosophy». The author, who has extensive experience as an administrator (dean, head of the department), teacher and researcher, tries not only to understand the problem, but also proposes a solution to it in the modern conditions of reforming higher education in Russia. As a Fulbright professor, he has the opportunity to compare the Russian education system in this area with the Western one. Some of the problems discussed in the professional community, in fact, turn out to be pseudo-problems, while others are related to the unwillingness to accept objective challenges and adequately respond to them. Moreover, the remarks of colleagues regarding the inconsistency of reforms and the growing bureaucratization of the educational process are recognized as fair.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ)»

УДК 131.5

DOI 10.37279/2413-1695-2021-7-3-188-203

ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ФИЛОСОФИИ)

О.А. Габриелян

доктор философских наук, профессор, декан философского факультета, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г Симферополь, Российская Федерация.

Email: gabroles@mail. ru.

В статье рассматривается дискуссия, развернувшаяся относительно проблемы: места философии и преподавателей соответствующей дисциплины в системе высшей школы; обучения по направлению подготовки «философия». Автор, имеющий большой опыт работы в качестве администратора (декана, заведующего кафедрой), преподавателя и исследователя пытается не только разобраться в проблеме, но и предлагает ее решение в современных условиях реформирования высшей школы в России. Будучи профессором программы Фулбрайт, он сравнивает российскую систему образования в этой области с западной. Часть проблем, обсуждаемые в профессиональном сообществе, на поверку оказывается псевдопроблемами, а другая связана с нежеланием принять объективные вызовы и адекватно отвечать на них. Причем справедливыми признаются замечания коллег относительно непоследовательности реформ растущей бюрократизацией учебного процесса.

Ключевые слова: реформа, университет, философия, смыслы, преподаватель философии, модель выпускника, междисциплинарные исследования, межсекторальное сотрудничество.

Читая многочисленные статьи и рассуждения коллег в социальных сетях о современном состоянии философии в современной высшей школе, а шире о социально-гуманитарных науках и их кризисе, как в системе образования, так и в обществе в целом [1], пришел к ряду выводов, которыми руководствуюсь в своей практической работе и которыми хотел бы поделиться. Некоторые из них повторяются в различных работах коллег, а некоторые сложились как ответы на возникшие проблемы в текущем образовательном процессе, хотя корни их имеют серьезные фундаментальные причины.

Не стоит рассматривать автора статьи как адвоката реформ науки и образования. Со многими новациями и неэффективным администрированием трудно согласиться. Но это не отменяет того факта, что мир, действительно, изменился и старую систему реанимировать невозможно. Поэтому возникла

необходимость принять некоторые базовые положения, которыми можно руководствоваться в текущей работе. Вот небольшой их перечень:

1. Кризис философии и социально-гуманитарных наук является составной частью глобального социального кризиса в его различных измерениях - политическом, экономическом, культурном. Но кризис - это вызов, который открывает новые перспективы. Для философии - это время ренессанса.

2. Университет выстоит, но станет принципиально другим -инновационным, цифровым, динамичным, гибким, с доминированием визуальных и виртуальных форм коммуникации. В отличие от университета 1.0 - образовательного и университета 2.0 -исследовательского он станет инновационным - университетом 3.0 [2; 3].

3. Задача философии в таком университете:

- в рефлексии над происходящими процессами, в схватывании трендов, в оформлении их смыслов;

- в формировании целостной картины, из увеличивающегося количества пазлов: новых функций университета, углубляющейся дифференциации областей науки, неэффективного механизма подготовки кадров различного уровня, новых акторов образовательного процесса и др.;

- в формировании «технического задания» для междисциплинарных и межсекторальных областей различного рода активности.

4. У гуманитарного знания (тем более у философии) и его носителей серьезные перспективы, так как любые достижения фундаментальных и прикладных наук начинаются с гуманитарного смысла и заканчиваются социо-гуманитарной технологией по той простой причине, что они создаются людьми и для людей. Это фундаментальный принцип социального развития, о котором часто забывают, возможно в силу его очевидности. Сначала миф (смысл) об Икаре и только потом появится самолет. Но никогда наоборот. И другой актуальный пример. Не гуманитариями создается вакцина против COVID-19, но после ее создания возникает проблема убедить людей как можно быстрее добровольно вакцинироваться. Возникает настоятельная потребность в социально-гуманитарной технологии.

5. Статус современного преподавателя философии определяется его профессионализмом и способностью соответствовать вызовам времени. Ключевыми предпосылками являются его backrground -образование, знание языков, а также лидерские качества (научные -способность к междисциплинарному сотрудничеству и социальные -способность к межсекторальному сотрудничеству). Кризис статуса

преподавателя философии в высшей школе вызван неспособностью и нежеланием меняться и менять пространство вокруг себя, под свои представления и нормы при условии, что они отражают социальные тренды.

6. Если в университете нет таких преподавателей философии, то и сама дисциплина будет вытесняться на периферию образовательного процесса. Новые обстоятельства приведут к тому, что конкурсы в университетах станут эффективным механизмом отбора лучших специалистов. Это давно работает в рыночной системе с механизмом конкуренции и стимулирования. Да, это серьезный вызов сообществу преподавателей философии, но он реально ведет к позитивным изменениям: появляются новые интересные курсы, инновации в преподавании, более высокие требования к публикациям повышают их качество, проявляется больше ответственности в подготовке студентов и, особенно, аспирантов, чьи диссертации оказываются под пристальным вниманием внешних акторов, а не только корпоративно закрытого сообщества. Возникает объективная потребность в коллаборациях не только с коллегами по цеху, но и для междисциплинарных, конвергентных, межсекторальных исследований и взаимодействий.

Эти принципы вытекают из складывающейся новой парадигмы «рынок

- наука - образование», которая сменяет предыдущую «образование - наука

- общество». Переход объективный и неотвратимый. Именно он определяет трансформацию гумбольдовского университета в университет 3.0 -инновационный. Это мировая тенденция, и Россия не может не реформировать свою высшую школу в этом направлении. Иначе у нее не будет шанса для экономического и технологического прорыва.

Новая парадигма обусловила возникновение новых собственных социально-гуманитарных технологий, к которым можно отнести Университет 20.35 с его форсайтами, «Островами», «Точками кипения», «Клубами мышления», хакатонами и пр. [4]. Суть этих интеллектуальных площадок, особенно «Острова», - это стратегирование из будущего. Это когда тысячи людей погружаются в состояние Будущего и оттуда «вытягивают» настоящее. «Острова» стратегичны, но и очень прагматичны. Например, их цель увеличение стартапов в десять раз до 2024 г. Но это невозможно без новых смыслов, так как каждый стартап - это новый уникальный смысл. Очевидно, что во все технологические продукты надо вкладывать социально-гуманитарный контент, а он создается не технарями, не айтишниками, а гуманитариями. Люди фрустрированы от быстроты изменений в мире. Наша задача научить их с этим обходиться посредством новых смыслов и социально-гуманитарных технологий.

Только после «Острова» стало очевидным, что миссия регионального университета - быть лидером новых смыслов в своей геолокации. Нельзя сужать эту миссию до узкого коридора подготовки кадров для региональной экономики. Задача регионального университета быть хотя бы в чем-то «своем» на мировом уровне.

Дальнейшие размышления будут касаться вполне реальных вещей и обстоятельств, связанных с призванием философа и ремеслом преподавателя философии. Замечательно, если эти две ипостаси совпадают. Не менее важными вопросами являются актуальные для любой кафедры перспектива общевузовского курса философии в университетском образовании и подготовки специалиста по направлению «философия».

Нас будет интересовать сугубо практическая задача - как развиваться кафедре философии в современном университете, в частности, российском. Можно считать, что мы рассматриваем определенный конкретный кейс с возможностью использование его наработок в других случаях.

Текущее состояние: преподаватель философии и уточнение модели

выпускника

В настоящий момент кафедра философии Таврической Академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского сосредоточена на обеспечении образовательного процесса по направлениям подготовки: 47.03.01, 47.04.01 Философия и 47.06.01 Философия, этика и религиоведение. Контингент студентов на этих направлениях небольшой, но относительно стабильный. На наш взгляд, он формируется из трех групп студентов. Тех абитуриентов, которые сознательно выбрали специальность в силу ее эксклюзивности, тех, кто не попал на другие специальности и тех кому необходимо какое-то время «пересидеть» в вузе, тем более, что есть высокий шанс получить диплом даже при очень низкой успеваемости.

Уровень трудоустройства таких выпускников по специальности остается стабильно низким. А аспиранты, вышедшие из такого контингента, редко защищают диссертации. Преподаватели не участвуют в хоздоговорных темах. Во-первых, не знают, как это делать, а во-вторых, не готовы к прикладным видам исследований и активности. При этом небольшая часть преподавателей участвует в проектах, поддержанных фондами, финансирующие фундаментальные исследования. Единицы участвуют в социально ориентированных проектах.

К настоящему времени смысл образовательного процесса сводится к тому, чтобы обеспечить кафедру нагрузкой, что вынуждает нас не отчислять неуспевающих студентов с целью сохранения контингента в ожидании

лучших времен в надежде, что все вернется на круги своя. Очевидно, что такое положение дел необходимо менять и мы начали этот процесс. Он, прежде всего, касается кадрового состава кафедры, способности его осознать происходящие перемены и адекватно отвечать на них.

Сам состав кафедры также неявно разбился на три группы: тех, кто готов к переменам и почувствовал перспективы развития, колеблющихся, опасающихся вступить в бурные воды перемен, так как это требует больше сил и пугает неопределенностью, и третья группа, которая не готова к переменам и ищет виноватого в сложившейся ситуации. Проще всего обозначить в этой роли заведующего кафедрой, как соглашателя и проводника «злой воли» администрации.

Отмеченные характеристики, тенденции, проблемы не являются особенностью конкретной кафедры. Опыт общения с коллегами из других вузов свидетельствует, что они общие для всех. Необходимо понять и принять, что причитания по поводу «потерянного рая» бессмысленны и бесперспективны. Выход - стать востребованным в новых условиях.

По сути, речь идет о переформатировании себя и собственной профессии. «Если социальный институт, обеспечивавший нас с коллегами условиями профессиональной деятельности и тем самым задававший рамки возможного и желаемого, разрушается, то будущее становится неопределенным, и поэтому требуется активное усилие по определению того, в чем будет состоять оптимальная профессиональная самореализация в будущем. По существу, речь идет о переизобретении профессии философа. Самоопределение есть прежде всего выбор желательного личного будущего.

В контексте дискуссий о профессиональном будущем академических философов существенно, что самоопределение «связывает» аналитическую и проектную деятельность. Потому ради самоопределения необходимо исходить прежде всего из возможности использовать кризис для проектирования будущей реализации своего самоопределения...» [5].

А далее, как точно подмечает М.Ю. Немцев, необходимо самому самоопределяющемуся преподавателю организовывать площадку встречи с обучающимся. Такой площадкой был университет. Он и может оставаться таковой, но уже не единственной площадкой. Можно и нужно создавать новые, используя многожанровое богатство философии и технологий мышления, как различных параметров рефлексии - главного ее инструмента. Такими площадками могут стать, например, различные сферы межсекторального сотрудничества. При этом будет решаться и проблема формирования гражданственности, не навязываемой административными мероприятиями согласно утвержденных планов, а естественно в процессе самореализации способностей и интересов участников тех или иных социально-гуманитарных проектов. Когда надо проявить творческие,

профессиональные способности, чтобы не только придумать проект, но и разработать технологию его реализации.

Но для этого необходимо понимать суть образовательного запроса. Если говорить о родителях абитуриентов и студентов, то они заинтересованы в капитализации личности своих детей и готовы в это инвестировать. Для них у нас должны быть ясные ответы о перспективах профессии, которой они будут обучаться. Но прежде всего эти ответы надо прояснить для себя. Как точно сформулировал один из преподавателей: В фокусе профессиональной деятельности надо держать принцип - за что люди скажут нам и нашим выпускникам «спасибо».

Что касается самих обучающихся, то им надо открывать перспективы обучения для личностного развития. Здесь к философу возвращается его исторически изначальная функция учителя молодежи (Сократ и др.). В современных условиях - это тьютор не столько по профессиональной подготовке, сколько по самоопределению в жизни.

К открытию для участников образовательного процесса его перспектив ближе всего стоит философия и преподаватели философы, так как именно они вскрывают базовые параметры новой образовательной парадигмы в философии образования. А эта парадигма становится принципиально иной, требующей дополнительных компетенций и обучения иным навыкам.

В ближайшей перспективе будет осуществлен переход от узкоспециальных навыков к надпрофессиональным. Приведем некоторые из них, которые должны быть в фокусе нашего внимания: поликультурность, навыки междисциплинарной, межсекторальной и межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, способность к творческому мышлению, умение работать с людьми и в командах, навыки стратегического и системного мышления и т.д.

В основе новой модели навыков XXI века самостоятельное и гибкое мышление. Оно должно быть инструментом приобретения новых знаний и навыков в быстроменяющемся мире. Невозможно уже давать в университете знания и только определенный набор навыков. И то, и другое будет активно меняться в течении жизни с очень большой скоростью. Но важно не только активно приобретать и осваивать новые знания, навыки, умения, но и конструировать с их помощью технологии реализации самых различных проектов от личных до общественных, государственных, предпринимательских.

Отмеченная модель выглядит следующим образом.

Верхний слой - контекстные/специализированные навыки

Навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Это профессиональные навыки, физические навыки (например, вождение

машины) или социальные навыки (например, видеоблогинг). В новом мире, где все быстро меняется, это самые поверхностные навыки, которые приходится постоянно обновлять.

Средний слой - кросс-контекстные навыки

Навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде. Их нужно поддерживать в тонусе и периодически дополнять, но они будут работать в разных профессиях.

Основа - экзистенциальные навыки

Навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Они включают способность ставить цели и достигать их (сила воли), самосознание/способность к саморефлексии (осознанность), способность учиться/разучиваться/переучиваться (саморазвитие).

Внутренний слой — самый важный, и ему стоит уделять особенное внимание, а уже поверх него наращивать все остальные. Человек, у которого все хорошо с экзистенциальными и кросс-контекстными навыками, не пропадет в любой ситуации [6].

Мы привели здесь эту модель, чтобы обратить внимание на то, что никакая другая социо-гуманитарная дисциплина не дает возможности освоить отмеченные экзистенциальные навыки, как философия. Практикующим философам необходимо только раскрыть этот ее потенциал на языке новых социальных отношений и маркетинговых коммуникаций. Это утверждение становится практически самоочевидным, если перечислим новые профессии не столь отдаленного будущего: разработчик образовательных траекторий, карьерный стратег, организатор проектного обучения, тьютор, игромастер, модератор и проч. [7].

Очевидно, что, осознавая новый образовательный запрос, необходимо быть готовым предложить новые образовательные продукты в новой технологической упаковке, по крайней мере, обучающимся по непрофильной специальности. А собственно для тех, кто выбрал философию как направление подготовки, необходимо расширить познавательные инструменты, включая в образовательный процесс их современные образцы. И когда мы формулируем ответ на вопрос: Кого мы готовим по образовательному направлению философия в университете? - то следует иметь в виду что ответ: специалиста по социально-гуманитарным технологиям в информационном обществе - приобретает конкретное содержание. Это не исключает, что единицы из них могут стать философами в классическом смысле. Но с таким же успехом, по призванию и таланту им может стать и выпускник любого другого направления подготовки.

Не стоит переоценивать и наши возможности. Мы даем знания и умения, должны помочь студенту самоопределиться. Но как он всем этим распорядится - это его личная ответственность.

Результатом нашей работы в университете должен быть выпускник, способный сформировать свой личный экзистенциальный проект, в основе которого смысл личного самостояния и самоопределения. Он должен обладать профессиональными компетенциями, чтобы встроить такой проект в другие проекты, с соответствующими близкими ему смыслопологанием и целями. Участвовать в других проектах ровно в той мере в какой он соответствует его личному проекту. Такой подход будет эффективен, если выпускник формирует свой проект с учетом его социальной значимости, тогда и другие готовы будут так или иначе соучаствовать в его реализации. Так происходит социализация - встраивание выпускника в «большую жизнь».

Миссия кафедры (школы), организационная работа и кадры

Кафедра философии, собственно, как и любая другая кафедра, должна стать не только административным механизмом, регулирующим образовательный процесс, но и домом неформального общения с научным руководителем, тьютором, лидерами групп различных интересов и активностей. Попытка размыть значение кафедры ОПОПами (Основной профессиональной образовательной программой) во главе с ее руководителем успеха пока не принесла, хотя и имела определенную реформаторскую логику.

Кафедра философии должна стать открытым для всего университета пространством создания, апробации и внедрения технологий мышления, как инструментов для поиска смысла профессиональной деятельности всех структурных подразделений в активном междисциплинарном и межсекторальном сотрудничестве с выходом на социально-гуманитарные технологии. Слоган миссии: «Философия - драйвер новых смыслов и социальных технологий». Миссия современного философа схватывание в «духе времени» новых смыслов, упаковывание их в социально-гуманитарные технологии или «впечатывание» их в технологические продукты (всевозможные стартапы и др.). Например, в IT-индустрию на уровне Digital Philosopher. Это не наша идеализация, а утверждение Тоби Уолша, признанного специалиста по Искусственному Интеллекту в его книге «2062: время машин» [8].

Экосистемный подход может стать эффективной методологией для реализации отмеченной миссии, когда экономика знаний формируют новую архитектуру отношений кафедры внутри университета и вне его. В основе этой архитектуры сетевая кооперация, основанная не на иерархиях, а на

ядрах активностей, связанных между собой различным способом. Единственный критерий такой системы ее эффективность, то есть результативность. Лучшей моделью выступают графы, связанные между собой. Причем эта модель имеет и прагматический смысл, так как позволяет исчислять эффективность работы. «Экосистема фактически позволяет понимать: где находимся (состояние), куда движемся (цель) и как это делать (технология). Это не коридор образовательного процесса, который сформирован, а широкое поле возможностей. Это другой запрос на студентов и преподавателей» [9].

Профессор (преподаватель) - тьютор (менеджер судьбы и, как следствие, стратегии карьерного роста) - интеллектуальная, культурная, социальная опора для индивидуального образования (траектории). Но при условии, что он сам состоялся как личность - социально активен, как профессионал - преподаватель-исследователь. Он образец состоявшейся личности, мотивирует, «подсказывает» «смысл жизни» и технологию его реализации, вводит в собственную интеллектуальную лабораторию. Такой преподаватель с коллегами и со своими студентами держит внутренний и внешний контур активности.

Внутренний контур - научно-исследовательские группы (НИГи) -коллаборации преподавателей, аспирантов и студентов, синергетика компетенций (обмен компетенциями, взаимодополнение) для реализации проектов, в том числе междисциплинарных. Мы должны понять и принять, что современные студенты обладают компетенциями, которыми могут не обладать преподаватели, хотя бы потому что они лучше владеют навыками пользования новыми информационными технологиями, встроены в них от рождения. Это значит, что необходимо преодолеть «гносеологическое неравенство» уходящей образовательной парадигмы, в которой студент занимал полностью подчиненное по отношению к преподавателю положение.

Внешний контур - социально-гуманитарные проекты активности преподавателей, аспирантов, студентов, внешних партнеров. В рамках такой экосистемы преподаватели философии (в том числе и философы) со своими студентами могут построить интересный многожанровый мир современной философии. Сетевым становится не только общество, но и все его подструктуры, образование в том числе. У направлений подготовки, у кафедры не будет своих студентов. Любой из них настолько будет «свой» насколько вы его заинтересуете быть с вами в его индивидуальной траектории обучения своеобразный обучающийся фрилансер, которого можно удержать рядом только коворкингом над интересным проектом.

Отмеченный подход к образовательному процессу и его контексту не оставляет место пессимизму и бездеятельности, а тем более для чрезмерных,

даже для философской публицистики, оценок как то «карнавал» или «духовная проституция» [1]. Лукавство заключается в том, что авторам таких оценок все же хочется играть на том же поле некоей скандальности, хайпа, то есть использовать методы «нового мира», ценности которого как бы оспариваются, ставятся под сомнение, если не отвергаются полностью.

Большая (по количеству) и сильная (по качеству) кафедра может претендовать на статус Школы философии. По этому пути пошли все ведущие вузы страны от консервативного (в лучшем смысле этого слова) МГУ им. М. Ломоносова до фрондирующей Высшей школы экономики. Такой коллектив сможет вести совместные антропологические исследования в контексте ноосферных исследований В.И. Вернадского причем с позиций его естественнонаучного подхода [10;11; 12]. Особенно перспективны эти исследования в контексте цифровой антропологии, построении цифрового двойника региона. Это открывает перспективу междисциплинарных исследований, в которых роль философии в формировании новых смыслов становится ключевой.

Особо следует отметить, что на протяжении четырех лет проводится конференция по практической философии с аспирантами всех направлений подготовки [13;14;15], которые осваивают курс по «Истории и философии науки» [16]. Стратегически формируется перспектива дальнейших междисциплинарных исследований. Решение этой задачи требует длительного времени, но оно необходимое условие изменения отношения к курсу «Философия» в университете.

В дальнейшей работе надо исходить из перспектив ренессанса философии и доминирования ее дисциплин и курсов в ядре образовательной программы первых двух лет обучения студентов всех направлений подготовки.

Вектор развития кафедры видится следующим образом: технологии мышления (проблемы сознания и мышления) - смыслопорождение (в исследовательской траектории: практическая философия - цифровая антропология - нейросетевые исследования (в том числе глобальные, ноосферные) - Искусственный Интеллект) - междисциплинарные исследования - межсекторальное проектное взаимодействие.

Также предусматривается придать новый импульс социологическим исследованиям, сопровождающим отмеченный вектор развития.

Очевидно, практически любая кафедра философии регионального университета может воспользоваться описанным подходом с корректировкой курса в зависимости от исследовательских предпочтений сотрудников и региональных особенностей.

Снимает ли отмеченное выше проблемы статуса «философии» и соответствующих преподавателей в высшей школе? На наш взгляд, да.

Сохраняются ли угрозы и вызовы, ответ также положительный. Но уже сами философы не только констатируют их, но и подвергнув серьезному анализу и осмыслению, предлагают решения и ответы [11].

Образовательная деятельность

Планируется создать образовательную программу, ориентированную на формирование у обучающихся компетенций, основанных на работе критического мышления и эмоционального интеллекта, применительно к сферам решения социально-гуманитарных проблем посредством соответствующих технологий. Создание программы с ядром дисциплин, формирующих такие компетенции, позволит в будущем перейти на обучение по индивидуальным траекториям по схеме 2+2 в бакалавриате. Отмеченные предложения уже апробируются в Клубе мышления университетской Точки кипения.

Общеуниверситетское значение будет иметь курс «Технология мышления и проектная деятельность», знакомящий обучающихся с новыми технологиями мышления. Уже разработаны курсы «Клиповое мышление», «Критическое мышление», «Игровое мышление», в разработке курс -«Эмоциональный интеллект». Предлагаемые курсы о мышлении могут стать базовыми для формирования соответствующих навыков, которые сохраняются и применяются на протяжении всей жизни, так как формируют универсальные компетенции. Именно поэтому их следует преподавать на первом курсе для всех направлений подготовки в высшей школе. Как инструменты мыслительной деятельности они не устаревают, а только могут усовершенствоваться в отличие от знаниевой, а тем более информационной компоненты учебных программ. По сути, закладывается основание под непрерывное образование, которое стало реальностью. А для него важно уметь думать и действовать, а точнее и жестче - учить мыслить и выживать в этом мире.

Связка в едином курсе технологий мышления с проектной деятельностью обоснована тем, что позволяет не только изучить отмеченные технологии, но и применить их при разработке и реализации конкретных проектов. Вместе с тем курс, построенный по модульному принципу, позволяет вести отдельные факультативные курсы по выбору студента по любой из тем базового курса и по любому направлению подготовки.

Разработка базового курса может быть поручена преподавателям кафедры философии. Однако имеет смысл провести для преподавателей всех направлений подготовки курсы повышения квалификаций, результатом которых была бы разработка адаптированного курса для соответствующего направления подготовки. Как правило, на всех факультетах есть преподаватели, которым близки подобного рода темы. Это подтверждается

работой Клуба мышления на соответствующих питч-сессиях. Такую переподготовку можно было бы проводить раз в каждые два-три года. Таким образом кафедры и факультеты не теряли бы свои нагрузки. При этом сохраняется возможность по заявкам самих факультетов (при отсутствии у них соответствующих преподавателей) философам вести эти курсы, адаптированные под конкретные направления подготовки. Дополнительное преимущество такого курса и подхода - междисциплинарное взаимодействие преподавателей различных факультетов и возможное формирование междисциплинарных научно-исследовательских групп для совместной работы. Такой подход уже оправдал себя на практике.

Профориентационная работа

Анализ статистики приемных кампаний свидетельствует о том, что количество поступающих на философский факультет невысокое, но стабильное. Готовы предположить, что в обществе в среднесрочной перспективе будут востребованы гуманитарные специальности, в частности, специальность «философия». На выбор ее будет влиять реноме философской школы университета и социальный статус ее выпускников. При этом самой действенной формой профориетационной работы является кропотливое построение образа специальности «философия», как эксклюзивной профессии, открывающей беспрецедентные возможности в сцоиально -гуманитарной сфере на рынке труда со стартовым потенциалом высокой степени адаптивности к меняющимся запросам этого рынка.

Научно-исследовательская деятельность

Антропология становится метапарадигмой в современном научном знании, поэтому цифровая антропология имеет серьезные перспективы развития, тем более если будет ориентирована на практику и прагматику, что отнюдь не снимает фундаментальный характер подобных исследований. Для нашего университета ключевым мог бы стать, как уже было отмечено, ноосферный контекст таких исследований в их первоначальном естественнонаучном измерении как это подчеркивал сам В.И. Вернадский.

Следует отказаться от бесполезных спекуляций об уничтожении серьезных философских исследований. Практика свидетельствует, что им ничего не угрожает. И лучшее тому подтверждение широкий спектр издания соответствующих монографий, книг и философских журналов. Справедливости ради следует отметить, что требования к публикациям стали жестче и огромное количество слабых работ не может преодолеть высокую профессиональную планку. Конечно, можно привести множество случаев, когда и сильные работы не доходят до читателя, но это свидетельство того,

что необходимо вступать в более активную коммуникацию как с коллегами, так и окружающим миром.

Описанный нами подход пытается преодолеть фундаментальное противоречие, которое очень точно подметили коллеги: «Результаты деятельности ученых и преподавателей объективно оценить невозможно существующими средствами познания, однако формальная документация абсолютно предсказуема и понятна, следовательно, бюрократы помещают ее в центр системы. И то, что выглядит карнавалом для ученых, оказывается вполне разумным решением в рамках матрицы рыночных отношений и администрирования» [17]. Вступать в борьбу с объективными обстоятельствами рынка и соответствующему ему способу администрирования бессмысленно. Это не значит, что необходимо полностью превратится в винтики системы образования как сферы обслуживания. Этого нет даже в западной системе образования, в которой автору этих строк выпала возможность стажироваться и работать.

Ситуацию одномерного взгляда на возникающие проблемы трансформации высшей школы в России, ситуацию подмены тезисов мы наблюдаем очень часто при их обсуждении. Может следует также объективно писать и о том, что существенная доля профессорско-преподавательского корпуса социально-гуманитарных дисциплин профессионально не соответствует новым требованиям, а система подготовки новых кадров через аспирантуру продолжает плодить в значительной степени непрофессионализм. Это не голословное обвинение, а результат многолетнего наблюдения за аспирантами всех направлений подготовки при чтении курса по «Истории и философии науки». Только третья часть из всего контингента возможно станет хорошими специалистами. Этот вывод подтверждается еще более низкими данными статистики защит диссертаций. Еще меньший процент работ соответствуют критериям инновационности и практичности.

Междисциплинарные исследования

Необходимо создавать междисциплинарные научные

исследовательские группы (НИГ) с участием сотрудников кафедры. В этих группах они могли бы выступать как лидеры (продуцировать новые смыслы и собирать команды) совместных проектов и методологи (формулировать «техническое задание» и способ реализации того или иного проекта). Опыт создания таких групп на уровне подготовки и реализации подобных проектов РФФИ и РНФ уже наработан. Причем важно умело пользоваться качественными характеристиками этих групп, их гибкостью и динамизмом. Они создаются в разной конфигурации. Критериями участия в них выступают личные профессиональные, организаторские, творческие

качества. Эти группы создаются поверх институциональных, иерархических, географических и иных барьеров. Можно и нужно участвовать в разных группах, как руководитель в одних, как исполнитель в других. Если ты профессионал и лидер в определенном направлении исследований, то, как правило, тебя сопровождают твои ученики - магистры, аспиранты, а также коллеги, которые ведут исследования в той же или смежной области.

Межсекторальное сотрудничество (третья миссия университета)

Очень важно межсекторальное сотрудничество и привлечение к нему группы единомышленников для реализации социально-гуманитарных проектов. Для себя мы выбрали региональный Мегапроект, который имеет целью «открыть» кафедру для решения реальных проблем региона. Опыт такого подхода имеется. На протяжении многих лет реализуется проект «Крымский мир», как серия научно-исследовательских проектов с соответствующими изданиями, а также социальных проектов с широким спектром гражданских инициатив и результатов.

Мы прекрасно отдаем себе отчет, что нами изложена, реализуемая в настоящее время Дорожная карта развития философии как учебной дисциплины и работа кафедры как механизм подготовки кадров по этому направлению. В каком-то смысле описана текущая работа в сложных, быстроменяющихся условиях, отягченных пандемией. Но в отмеченном подходе в работе конкретной кафедры есть ответы на вопросы, которыми задаются наши коллеги и так горячо обсуждают. Мы сознательно не вступаем в полемику и не пытаемся интеллектуальными изысками украсить наши рассуждения, так как знаем, что многие коллеги нуждаются в ясности целей и путях их достижений. Практикующий заведующий кафедрой должен все это себе ясно представлять. Не паниковать перед вызовами, а искать на них ответы даже в самых неблагоприятных обстоятельствах, доказывая свою важность и значимость как профессионала и важности философии как призвания и профессии.

Список литературы

1. Ореховский П.А., Разумов В.И. Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. - 2020. - Т. 12, № 3, ч. 1. - С. 77-94

2. Инновационный университет: Философия - Наука - Управление. ХХ лет философскому факультету НГУ: Материалы Всероссийской научной конференции / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2013. 186 с.;

3. Презентация инновационного университета. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=0pVmqQIlQcQ (дата обращения: 08.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Университет 20.35 - URL: https://2035.university/about/ (дата обращения: 08.02.2021).

5. Немцев М.Ю. О профессиональном самоопределении университетских преподавателей философии в России. Идеи и идеалы. - 2021. - Т. 13, № 1, ч. 1. - С. 34-35

6. См.: Варламова Д., и др. Атлас новых профессий 3.0 - 2020. - 456 с.

7. Песков Д., Безруков А., Лукша П. Карты будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035. - URL: https://newp.nti2035.ru/analytics/1876-poster-karta-budushhego/(дата обращения: 08.02.2021).

8. Уолш Т. 2062: время машин. - Москва: Издательство АСТ, 2019. - 320 с.

9. Чернышев С. Экосистема современного университета как фактор успеха. - URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/astralnoe-telo-universiteta-11062018 (дата обращения: 08.02.2021).

10. Ноосферология: наука, образование, практика. (под общей редакцией О.А. Габриеляна). -Симферополь, 2008. - 462 с.

11. Введение в культурную антропологию (под ред. д.филос. н. О.А. Габриеляна). -Симферополь, 2014 г. - 296 с.

12. Инновационные сценарии в постиндустриальном обществе. (О.А. Габриелян в соавторстве). -2016. - 217 с.

13. Практическая философия: состояние и перспективы: сборник материалов I научной конференции. /гл. ред. О.А. Габриелян - Симферополь: ООО «Антиква», 2018. - 190 с.

14. Практическая философия: состояние и перспективы: сборник материалов II научной конференции. Часть I /гл. ред. О.А. Габриелян - Симферополь: ООО «Антиква», 2019. - 230 с.

15. Практическая философия: состояние и перспективы: сборник материалов III научной конференции. /гл. ред. О.А. Габриелян - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. - 272 с.

16. История и философия науки / О.А. Габриелян, А.В. Карабыков, Ф.В. Лазарев, Н.В. Сафонова; КФУ им. В.И. Вернадского. - Изд. 2-е, исправл. и доп. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2021. -388 с.

17. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции. - М.: Эксмо, 2019. - 320 с.

Gabrielyan O.A. Prospects of philosophy at modern university (guidelines for action by the chief chair of philosophy) // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2021. - Vol. 7 (73). - № 3. - P. 188-203.

The article deals with the discussion that unfolded regarding the problem: the place of philosophy and teachers of the corresponding discipline in the system of higher education; training in the direction of training «philosophy». The author, who has extensive experience as an administrator (dean, head of the department), teacher and researcher, tries not only to understand the problem, but also proposes a solution to it in the modern conditions of reforming higher education in Russia. As a Fulbright professor, he has the opportunity to compare the Russian education system in this area with the Western one. Some of the problems discussed in the professional community, in fact, turn out to be pseudo-problems, while others are related to the unwillingness to accept objective challenges and adequately respond to them. Moreover, the remarks of colleagues regarding the inconsistency of reforms and the growing bureaucratization of the educational process are recognized as fair.

Keywords: reform, university, philosophy, meanings, philosophy teacher, graduate model, interdisciplinary research, intersectoral collaboration.

References

1. Orekhovskij P.A., Razumov V.I. Vremya karnavala: rossijskie vysshaya shkola i nauka v epohu postmoderna [Carnival time: Russian higher education and science in the postmodern era] // Idei i idealy. 2020. T. 12, № 3, ch. 1. P. 77-94

2. Innovacionnyj universitet: Filosofiya Nauka Upravlenie. HKH let filosofskomu fakul'tetu NGU [Innovation University: Philosophy - Science - Management. XX years of the Faculty of Philosophy of NSU]: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii / Novosib. gop. un-t. Novosibirsk, 2013. -186 p.

3. Prezentaciya innovacionnogo universiteta. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0pVmqQIlQc0 (Accessed: 08.02.2021).

4. Universitet 20.35 [University 20.35]. URL: https://2035.university/about/ (Accessed: 08.02.2021).

5. Nemcev M.YU. O professional'nom samoopredelenii universitetskih prepodavatelej filosofii v Rossii [On the professional self-determination of university teachers of philosophy in Russia]. Idei i idealy. 2021. T. 13, № 1, ch. 1. P. 34-35

6. Varlamova D., i dr. Atlas novyh professij 3.0 [Atlas of new professions 3.0]. 2020. 456 p.

7. Peskov D., Bezrukov A., Luksha P. Karty budushchego: osnovnye ugrozy, vyzovy i trendy do 2035 [Maps of the future: main threats, challenges and trends until 2035]. URL: https://newp.nti2035.ru/analytics/1876-poster-karta-budushhego/(Accessed: 08.02.2021).

8. Uolsh T. 2062: vremya mashin [2062: Time of the Machines.]. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2019. 320 p.

9. Chernyshev P. Ekosistema sovremennogo universiteta kak faktor uspekha [The ecosystem of a modern university as a factor of success]. URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/astralnoe-telo-universiteta-11062018 (Accessed: 08.02.2021).

10. Oboznachennye vektory nauchnyh issledovanij podkrepleny, imeyushchimisya narabotkami: Noosferologiya: nauka, obrazovanie, praktika [Noospherology: science, education, practice]. (pod obshchej redakciej O.A. Gabrielyana). - Simferopol', 2008. 462 p.

11. Vvedenie v kul'turnuyu antropologiyu [Introduction to Cultural Anthropology] (pod red. d.filop. n. O.A. Gabrielyana). - Simferopol', 2014 g. 296 p.)

12. Innovacionnye scenarii v postindustrial'nom obshchestve [Innovative scenarios in a post-industrial society] (O.A. Gabrielyan v soavtorstve). 2016. 217 p.

13. Prakticheskaya filosofiya: sostoyanie i perspektivy: sbornik materialov I nauchnoj konferencii. [Practical philosophy: state and prospects: collection of materials of the 1st scientific conference.] /gl. red. O.A. Gabrielyan Simferopol': OOO «Antikva», 2018. 190 p.

14. Prakticheskaya filosofiya: sostoyanie i perspektivy: sbornik materialov II nauchnoj konferencii [Practical philosophy: state and prospects: collection of materials of the 2st scientific conference.]. CHast' I /gl. red. O.A. Gabrielyan Simferopol': OOO «Antikva», 2019. 230 p.

15. Prakticheskaya filosofiya: sostoyanie i perspektivy: sbornik materialov III nauchnoj konferencii Practical philosophy: state and prospects: collection of materials of the 3st scientific conference. /gl. red. O.A. Gabrielyan - Simferopol': IT «ARIAL», 2020. 272 p.

16. Istoriya i filosofiya nauki [History and philosophy of science] / O.A. Gabrielyan, A.V. Karabykov, F.V. Lazarev, N.V. Safonova; KFU im. V.I. Vernadskogo. Izd. 2-e, ispravl. i dop. Simferopol': IT «ARIAL», 2021. - 388 p.

17. Shvab K. Tekhnologii Chetvertoj promyshlennoj revolyucii [Technologies of the Fourth Industrial Revolution]. M.: Eksmo, 2019. 320 p.

Сведения об авторе

Олег Аршавирович Габриелян - доктор философских наук, профессор, г. Симферополь, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, декан философского факультета. Email: gabroleg@mail.ru .

Oleg Arshavirovich Gabrielyan - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Simferopol, Crimean Federal V.I. Vernadsky University, Full Professor of the Department of Philosophy. E-mail: gabroleg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.