Перспективы эмиссии государственных именных облигаций в Калининградской области
«
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Гарипов Ильяс Игоревич,
аспирант, кафедра отраслевых и корпоративных финансов, Институт отраслевой экономики и управления, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», [email protected]
В статье ставится задача рассмотреть опыт применения различными регионами РФ такого инвестиционного инструмента, как Государственные Именные Облигации (ГИО), а также оценить возможный экономический эффект от их применения в Калининградской области с учетом актуальных аспектов экономической обстановки и законодательства. Дополнительную актуальность темы ГИО для Калининградской области придает факт повышения ее кредитного рейтинга, что, в свою очередь, в соответствии с законодательством РФ позволяет включать ее ценные бумаги в ломбардный список Центробанка. Поставленные в статье вопросы освещаются на заседании госсовета РФ, посвященного повышению инвестиционной привлекательности регионов. Подчеркивается важная роль повышения самостоятельности бюджетов регионов, играющих немаловажную роль в формировании инвестиционного климата. Как один из ключевых инструментов, направленных на активизацию инвестиционной сферы, рассматриваются ГИО, проводится анализ действующих государственных именных облигаций субъектов северо-западного и центрального федеральных округов. Подчеркивается недостаточное использование Калининградской областью возможностей ГИО при очевидной экономической целесообразности эмиссии ценных бумаг. Делается вывод о том, что рынок ГИО является реальным инструментом разрешения бюджетных проблем и эффективным инструментом привлечения инвестиций в приоритетные отрасли. Ключевые слова: Региональная экономика, Калининградская область, инвестиции, государственные именные облигации, муниципальные облигации, региональный бюджет.
«Наращивание инвестиций, предпринимательской активности - это, безусловно, и экономическая задача, это основа экономического роста и укрепления доходной налоговой базы регионов, но это и в полном смысле этого слова задача политическая. Потому что именно это создаёт реальные ресурсы, увеличивает ресурсы для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом, для реализации программ благоустройства и улучшения городской среды, реализации экологических проектов», заявил Президент РФ Путин В.В. на заседании Госсовета РФ «По вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов» 27 декабря 2017 года. Очевидно, что экономический рост любого субъекта экономики, будь это предприятие, город, регион или страна в целом, находится в прямой зависимости от объемов инвестирования. Вселяет оптимизм тот факт, что на фоне стабильного сокращения за прошедшие три года объема капитальных вложений в целом по стране, в Калининградской области рост капитальных вложений составил почти 40 процентов реальном выражении [1].
На этом заседании было также отмечено, что одним из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов, является повышение самостоятельности их бюджета, тем самым подчеркнута важная роль регионального бюджета в формировании инвестиционного климата.
Тем временем, изучение и сравнение бюджетов регионов Северо-Западного федерального округа за 2017 год показывает, что из десяти субъектов, только у Вологодской области бюджет был исполнен с профицитом 1,4 млрд. рублей и Новгородская область приблизилась к сбалансированному исполнению бюджета, имея дефицит всего 477,5 млн. рублей. У оставшихся восьми субъектов СЗФО бюджет за 2017 год имелся дефицит от 2,4 до 71,6 млрд. рублей. Калининградская область завершила 2017 год с дефицитом более четырех миллиардов рублей. (Таблица № 1)
Закон Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 128 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (с изменениями на 28 мая 2018 года)» [2] на 2018 год предусмотрел дефицит областного бюджета в сумме 2,657 млрд. рублей. К концу года удалось дефицит уменьшить до 866,2 млн. рублей. Снижение дефицита на 1,79 млрд. рублей достигнуто в том числе за счет фактического роста налоговых платежей. Так за девять месяцев 2017 года налог на прибыль организаций увеличился на 529 млн. рублей, налог на доходы физических лиц на 811 млн. рублей, налог на имущество организаций на 260 млн. рублей по сравнению с плановыми показателями.[3], Увеличение налога на прибыль свидетельствует об увеличении количества работающих предприятий и о росте их доходности, увеличение НДФЛ - о росте количества работающих и размера оплаты труда, увеличение налога на имущество предприятий о росте капитальных вложений в основные средства. Без всяких сомнений, это является результатом вложенных ранее инвестиций и показателем роста инвестиционной привлекательности региона.
Тем временем, хотя и Закон Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 128 предусматривал дефицит на 2019 год в сумме 820,403 млн.руб. рублей, а на 2020 год планировал сбалансировать бюджет региона, проект Закона «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» уже увеличивает дефицит 2019 года до 1,945 млрд. рублей.[4]
Характерным показателем бюджета остается также совокупный размер долгов региона. На конец 2017 года размер государственного долга Калининградской области составлял 21 млрд. рублей, включая бюджетные кредиты более чем на 11 млрд. рублей. Бюджет области на 2018 год предусмотрел верхний предел государственного долга 23,26 млрд. рублей, а в 2019- 2020 годах планируется допускать государственный долг соответственно до 23,94 и 24,37 млрд.рублей. Следовательно, проблемы дефицита бюджета и недостаточности денежных средств остаются на прежнем уровне. С учетом того, что казначейские долги, предоставленные под минимальный процент, обычно, в конце года подлежат возврату, поиск дополнительных путей привлечения инвестиций для региона всегда остается актуальным.
Таблица 1
Сравнительная характеристика баланса бюджетов регионов ЗЗФО
Субъект РФ Население всего I Ьтощадь Баланс бкщжета на 2017 год (млрд. рублей)
Санкт-Петербург 5351935 1403 -71 589,0
Ленинградская область 181381 Г) 83908 -22 865,2
Вологодская область 1176689 144527 1 411.1
Архангельская область включая Ненецкий АО 1155028 589913 -8 254.2
Калининградская область 994599 15125 -4 062,6
Республика Коми 840873 416774 -7 082.6
Мурманская область 753557 144902 -3 954,1
Псковская область 636546 55399 -3 318.5
Республика Карелия 622484 180520 -2 509.6
11овгородская область 606476 54501 -477,5
Таблица 2
Обзор действующих ГИО субъектов СЗФО и ЦФО
Регион-эмитент Го с.per номер выпуска Размер купона, % годовых Год выпуска 11ернод обращения (ДН.) Объем Эмиссии (млрд. руб)
Ленин ф!ЗДС кая обл. RU35Q01LEN0 12.85 2014 2548 7,9
С анкг -Петербу рг RU35001CSP0 7,7 2017 2730 30
Респ. Карелия RU35017KAR0 12.35 2014 2002 3
RU34O16KAR0 7,29 2013 2008 2
Респ. Коми RU35D14KOMO 8,4 2017 2555 10
RU350] 1КОМО 11,1 2014 2001 10,1
RU35012KC1M0 11.7 2015 2184 11
Белгородская обл. RU35007В ELO 8,3 2013 2548 3,5
RIB50O8BELO 10,65 2014 2548 5
RU34OO9BEL0 12.65 2015 1820 5,25
RUMO] OBELO 9,81 2016 1820 3,5
RU35011BEL0 8,25 2017 2548 4
ВирО[[иЖСК!1Ч Ofïil. RU34007VROO 11,75 2014 1825 7
Тульская обл. RU34004TULO 12,2 2015 1303 5
Липецкая обл. RU3Î008LIP0 10,5 2014 1820 5
RU34OO9LIP0 7,39 2013 2548 3
Ярославс к;;я оби. RU35013YRSO 10,2 2014 1911 7
RU35014YRS0 10 2016 2548 4,5
RL35015YRSO 8,4 2017 3610 10
Курская обл RU35001KUR0 7.96 2017 2924 4
Тамбовская обл. RU35002TMB0 9,6 2016 2556 1,6
RU35003TMB0 8,4 2017 2557 3,5
Итого 99,85
Одним из ключевых инструментов инвестиционного рынка, направленным на активизацию инвестиционной сферы, является управление региональным долгом посредством привлечения инвестиций. Долговые инструменты на инвестиционном рынке представлены достаточно широким спектром. Кроме коммерческих кредитов банков России, они включают кредиты международных финансовых организаций, систему гарантий. Отдельным образом следует отметить рынок государственных именных облигаций (ГИО).
Как известно, государственная облигация - это эмиссионная ценная бумага, выпущенная с целью привлечения свободных денежных средств физических и юридических лиц, в виде государственных займов на государственные, общественные и социальные нужды, содержа-
щая обязательство эмитента выплатить кредитору номинальную стоимость облигации по наступлению срока погашения и периодически выплачивать вознаграждение в период действия облигаций.
Какую роль могут играть ГИО в региональном бюджете можно проследить на примере Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге рынок ГИО возник в 1995 году как первый в России рынок субфедеральных займов. На этапе возникновении рынка государственных именных облигаций Санкт- Петербурга его главной целью выступало улучшение состояние городского бюджета. Он служил для решения текущих задач финансирования кассовых разрывов, текущего дефицита бюджета. Рынок ГИО успешно преодолел кризисы 1998 и 2008 годов-субфедеральные облигации Санкт-Петербурга оказались единственными государ-
ственными инструментами, по которым не произошло дефолта и не проводилось реструктуризации. Облигации и купоны по ним стабильно оплачивались в сроки, в полном объеме.
В то же время, создание рынка ГИО позволило запустить инвестиционный механизм, способствующий внедрению государственной поддержки инвестиционной сферы.
И в настоящее время субфедеральные облигации продолжают играть важную роль в развитии инвестиционного рынка и пополнении бюджета регионов.
Характеризуя рынок ГИО, отметим, что в Санкт- Петербурге, в определенный период функционировало до 42 выпусков различных облигаций, со сроками заимствования - от 1 года до 9 лет. В настоящее время действуют облигации, выпущенные Комитетом финансов Администрации Санкт-Петербурга 30 ноября 2017 года на сумму 30 млрд. рублей сроком на семь лет. Несмотря на низкую доходность, всего 7,7 % годовых, на сегодняшний день все бумаги размещены, что свидетельствует о повышенном интересе инвесторов к данному инвестиционному рынку.
Можно считать, что Санкт-Петербург являлся плацдармом выхода региональных заимствований на рынок.
В настоящий момент 36 регионов РФ осуществляют заимствования и за счет этого активно финансируют дефицит своего бюджета, обеспечивают погашения долга, который накоплен в предыдущие годы, и используют заимствование как рыночный инструмент.
В Таблице 2, составленной автором, исходя из сведений, содержащихся в Ломбардном Списке Банка России [5], можно увидеть обзор действующих ГИО, выпущенных регионами Северо-Западного федерального округа и Центрального федерального округа в период с 2013 по 2017 год.
Как видим, регионами этих двух округов за последние пять лет выпущено и размещено именных облигаций на общую сумму 99, 85 млрд. рублей.
Продолжительность региональных заимствований составляет от 3.5 года до 10 лет. Отметим, что долгосрочные заимствования характеризуют развитость инвестиционного рынка и положительный инвестиционный климат в целом. Подобные займы имеют огромное значение не только для бюджета региона, но и для самих инвесторов Возможность долгосрочных облигационных заимствований субъектами РФ определяет сроки,
© À
В
S
2 е
9
«
сэ
см
£
Б
а
2 ©
ставки и условия долгосрочных заимствований на инвестиционном рынке в целом, уже коммерческими предприятиями для собственных инвестиционных целей. Это показывает, наличие существенных инвестиционных возможностей в регионах России, которые могут быть действительно направлены на долгосрочные инвестиции.
Заметим, что в Калининградской области в настоящий момент рынок облигационных займов практически отсутствует. Причиной тому длительное время являлся не только большой дефицит областного и муниципальных бюджетов, который не позволял области обеспечивать экономическую безопасность субфедеральных займов, но и негативный имидж региона на финансовых рынках. Это было связано, в том числе, с международными сканадалами по невозврату кредита Дрезднер-Банка, выданного под гарантии бюджета Калининградской области.
Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 года N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[6], эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только при соблюдении следующих условий: объем заемных средств субъекта Российской Федерации не должен превышать 30% объема собственных доходов и расходы на обслуживание займов не должны превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Кроме того, Центральный Банк России изменил подходы к формированию Ломбардного списка, указав, что с 14 июля 2017 года в Ломбардный список будут включаться только бумаги эмитентов, имеющих кредитные рейтинги российских агентств АКРА и Эксперт РА на уровне не ниже «ВВВ» по национальной шкале.
В этих условиях осуществлять внутренние и внешние заимствования в Калининградской области было крайне затруднительно в связи низким уровнем собственных доходов области, и с кредитным рейтингом области ниже уровня «ВВВ». Несмотря на это, Правительство Калининградской области выпустило в конце 2016 года ГИО сроком пять лет с размером купона 10,5% на сумму 1 млрд. руб. и в 2017 году сроком семь лет с размером купона 7,91% на сумму 2 млрд. руб.
Ценные бумаги в Ломбардный список Банка России не включены, в результате не могут быть предметом залога и
соответственно, не могли вызывать заинтересованность инвесторов в выкупе долговых обязательств региона.
К концу 2018 года ситуация изменилась - уровень собственных доходов региона достиг 35,78 млрд. рублей, что позволяет выпускать долговые ценные бумаги до 10 млрд. рублей. И в ноябре 2018 года рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) повысило рейтинг кредитоспособности Калининградской области до уровня гиВВВ+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Как отмечает агентство, ключевое влияние на повышение уровня рейтинга оказали умеренно высокая отраслевая диверсификация структуры экономики и комфортный график погашения долговых обязательств совокупно с низкой стоимостью фондирования. [7]
В конце 2017 года Правительство Калининградской области проявляло инициативу открытия линий коммерческих кредитов на общую сумму 6,55 млрд. рублей сроком от одного до трех лет и объявило о готовности израсходовать на содержание этих кредитов 1,725 млрд. рублей из расчета 9,3 % годовых.
В сложившейся ситуации, очевидна экономическая целесообразность эмиссии регионом ценных бумаг, и хочется надеяться, что стратегическая политика области будет направлена на активизацию инвестиционной сферы и совершенствованию инвестиционного климата региона.
Таким образом, рынок ГИО в настоящий момент является реальным инструментом бюджетных проблем, и бюджет субъекта РФ в целом является достаточно сильным и эффективным механизмом привлечения инвестиций в те отрасли, которые для региона являются приоритетными, и которые дадут инвестиционный эффект в виде налоговых поступлений и создания новых рабочих мест.
Литература
1. Стенограмма заседания Госсовета РФ «По вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов» 27 декабря 2017 года. Электронный ресурс. Официальный сайт Администрации Президента России. http://kremlin.ru/ events/president/news/56511/work
2. Закон Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 128 « Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов ( с изменениями на 28 мая 2018 года). в ред. Закона Калининградской области от 28.05.2018 N 167. Электронный ресурс.
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Консорциум Кодекс.
http://docs.cntd.ru/document/ 446597053
3. Заключение контрольно-счетной палаты Калининградской области на Проект Закона Калининградской области от 26.10.2018 года «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Электронный ресурс. Официальный сайт Министерства финансов Калининградской области.
https://minfin39.ru/documents/ ?doctype=16
4. Проект Закона «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Электронный ресурс. Официальный сайт Министерства финансов Калининградской области.
https://minfin39.ru/documents/ ?doctype=16
5. Ломбардный Список Банка России. Электронный ресурс. Официальный сайт Центрального банка России. http:// www.cbr.ru/analytics/lombardlist/
6. Федеральный закон от 29.07.1998 года N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»,Электронный ресурс, // ЭПС «Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1 9587/ d155e02f0006a6faffc503b9415e1c3334de230b/
7. Официальный сайт RAEX (Эксперт РА). Электронный ресурс. https:// raexpert.ru/releases/2018/Nov12
The prospects of issuing state bonds of
the Kaliningrad region Garipov I.I.
Kaliningrad state technical University Kaliningrad
state technical university The article aims to consider the experience of different regions of the Russian Federation such investment instrument as Government Registered Bonds (GRB), as well as to assess the possible economic effect of their application in the Kaliningrad region, taking into account the relevant aspects of the economic situation and legislation. Additional relevance of the topic of GRBs for the Kaliningrad region is given by the fact of increasing its credit rating, which, in turn, in accordance with the legislation of the Russian Federation allows to include its securities in the pawn list of the Central Bank. The questions raised in the article are covered at the meeting of the state Council of the Russian Federation devoted to increasing the investment attractiveness of the regions. The important role of increasing the independence of regional budgets, which play an important role in the formation of the investment climate, is emphasized. As one of the key tools aimed at the activation of the investment sphere, GRBs are considered, the analysis of existing government registered bonds of the subjects
of the North-West and Central Federal districts is carried out. Emphasizes insufficient use of the Kaliningrad oblast possibilities of GRBs, with the obvious economic feasibility of the issuance of securities. It is concluded that the GRB market is a real tool for solving budget problems and an effective tool for attracting investment in priority sectors.
Keywords: Regional economy, Kaliningrad region, investments, government registered bonds, municipal bonds, regional budget.
References
1. The transcript of the meeting of the State Council of the Russian Federation «On issues of increasing the investment attractiveness of the regions» on December 27, 2017. Electronic resource. The official site of the Presidential Administration of Russia. http://kremlin.ru/ events/president/news/56511/work
2. The Law of the Kaliningrad region of December
19, 2017 No. 128 "On the regional budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020 (as amended on May 28, 2018). in ed. Law of the Kaliningrad region of 05.28.2018 N 167. Electronic resource. Electronic fund of legal and regulatory technical documentation Consortium Codex. http://docs.cntd.ru/document/446597053
3. Conclusion of the Chamber of Control and
Accounts of the Kaliningrad Region on the Draft Law of the Kaliningrad Region of October 26, 2018 "On Amending the Law of the Kaliningrad Region" On the Regional Budget for 2018 and the Planning Period of 2019 and 2020 ". Electronic resource. Official site of the Ministry of Finance of the Kaliningrad region. https://minfin39.ru/documents/ ?doctype=16
4. Draft Law "On the regional budget for 2019 and
for the planning period of 2020 and 2021". Electronic resource. Official site of the Ministry of Finance of the Kaliningrad region. https://minfin39.ru/documents/?doctype=16
5. Lombard List of the Bank of Russia. Electronic
resource. Official site of the Central Bank of Russia. http://www.cbr.ru/analytics/lombardlist/
6. Federal Law of July 29, 1998, No. 136-FZ (as
amended on 14.06.2012) "On the peculiarities of the issue and circulation of state and municipal securities", Electronic Resource, // EPS "Consultant Plus http: //www.consultant .ru / document / cons_doc_LAW_19587 / df55e02f0006a6faffc503b9415e1c3334de230b
7. Official site of RAEX (Expert RA). Electronic
resource. https://raexpert.ru/releases/2018/ Nov12
О À
В
S
2 e
9