Научная статья на тему 'Перспективы электронного правительства'

Перспективы электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2304
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Някина Екатерина Сергеевна, Погодина Елена Александровна

Основная задача государства – это надежно обеспечивать и гарантировать целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие России. Решение массы задач, стоящих сегодня перед государством, без информатизации невозможно. Однако государство сталкивается с огромным количеством проблем при развитии информационных технологий, перехода к электронному документообороту и внедрении электронного правительства. К основным задачам по внедрению электронного правительства относятся: снижение административных барьеров для ведения бизнеса. Необходимость решения проблем заявительной регистрации новых фирм по принципу «одного окна», избавление от избыточного и необоснованного лицензирования и сертифицирования; снижение налогового бремени и введение таможенных тарифов, стимулирующих производство в секторах, производящих ИКТ, информацию и знания, а также создание и развитие малых научно-технических фирм; создание конкурентной среды на рынках ИКТ, т.е. создание равных условий ведения бизнеса для всех предприятий, действующих на рынке. Одной из острых проблем является разработка и реализация антимонопольной политики в сфере телекоммуникаций, развитие конкуренции на всех сегментах этого рынка; изменение законодательной базы в зависимости от развития технологий; переоборудование аудитории в медиатеки в учебных заведениях. Необходимость сведения к минимуму доступа по коммутируемым каналам, использование альтернативных каналов связи (спутниковых и т. п.); подготовка специалистов по созданию и использованию современных высокоэффективных средств обучения, ориентированных на ИКТ. Использование электронного правительства позволяет существенно расширить каналы взаимодействия, повысить его качество и тем самым способствовать укреплению гражданского общества, а, следовательно, государства в целом. Решение всех этих вопросов позволит построить более сильное, процветающее государство, без которого невозможно представить жизнь современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Някина Екатерина Сергеевна, Погодина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы электронного правительства»

Някина Е.С., Погодина Е.С.

Перспективы электронного правительства

Основная задача государства - это надежно обеспечивать и гарантировать целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие России. Но среди всех задач, стоящих перед государством, нет ни одной сферы, где не затрагивалась бы сфера информационных технологий и информационного обеспечения. На этапе разработки, внедрения, контроля реализации и последующего развития каждый из них каким-либо образом связан с информационным технологиями. Поэтому совершенно очевидным является тот факт, что решение всей массы задач, стоящих сегодня перед государством, без информатизации невозможно. Однако развитие информационных технологий, переход к электронному документообороту и появление у граждан возможности общаться с государством в электронном виде ставит перед государством огромное количество проблем - обеспечение оперативного рассмотрения всех поступающих сообщений в установленные законом сроки, отсутствие отработанного механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления, ряд особо важных законодательных вопросов, подготовки и переподготовки управленцев различных уровней, а также огромное количество других важных вопросов, решение которых позволит построить более сильное, процветающее государство без которого невозможно представить жизнь современного общества. Лучше всего эту концепцию объясняет электронное правительство и выявление основных проблем при его внедрении.

Суть электронного правительства строится различными авторами по разным принципам. Одни предпочитают экономические определения, ориентированные на максимальную эффективность управления государством. Другие избирают прикладной аспект электронного правительства, и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание сугубо на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. В данной статье рассмотрены, какие именно преобразования происходят в обществе и отдельных его структурах, благодаря внедрению электронного правительства.

Смысл электронного правительства можно определить как новые возможности государственного управления, созданные применением информационно-

коммуникационных технологий в работе государственных органов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд.

Согласно Виктору Лобанову, заместителя директора Института государственной службы Государственного института управления, один из компонентов информационного общества, электронное правительство переносит акцент с финансовых и материальных ресурсов на ресурсы человеческие, главным является учет внешних факторов и ориентация на потребителей1.

Для эффективного внедрения электронного правительства требуется создание специализированной системы обмена информацией, поэтому сегодня очевидной является необходимость создания системы электронного документооборота (СЭД), которая призвана обеспечить сотрудников оперативной, актуальной и достоверной информацией для принятия управленческих решений. Внедрение СЭД позволяет приобрести огромную гибкость в обработке и хранении информации и заставляет систему работать быстрее и с большей отдачей.

Использование электронного правительства позволяет существенно расширить каналы взаимодействия, повысить его качество и тем самым способствовать укреплению гражданского общества, а, следовательно, государства в целом. Реализовать эти цели позволяет идеология интернет-порталов, которые обеспечивают следующие возможности взаимодействия государства и человека:

1. Поиск и получение информации. Удобное представление в сети Интернет полной, точной и актуальной информации обо всех органах государственной власти позволяет существенно упростить процесс поиска требуемой информации, экономить время чиновников, вынужденных отвечать на вопросы, а также уменьшить количество ошибок.

2. Взаимодействие граждан и организаций с органом государственной власти. Эта функция обеспечивается набором сервисов, позволяющих гражданам и организациям запрашивать и получать по Интернету необходимые справки или разрешения и передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность с возможностью отслеживания состояния запросов.

3. Принцип «единого окна» предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. Для этого необходима специализированная система, позволяющая автоматически направлять запросы и отчетность в уполномоченные органы государственной власти. То есть система,

1 Голобуцкий А.П., Шевчук О.Б. Электронное правительство. М., 2002. С. 10-11.

представляющая собой единого «провайдера» государственных услуг для граждан и бизнеса.

Информатизация стала ключевым элементом программы президента Дмитрия Медведева, от технологической задачи, она стала задачей политической. Дмитрий Медведев сказал: ««Наш информационный рейтинг, международный рейтинг

электронной готовности очень слабый, и, к сожалению, несмотря на то, что мы продолжаем туда инвестировать деньги, этот рейтинг ухудшается»2.

Таблица 1. Динамика рейтинга готовности России к электронному

правительству (ООН)

Год 2003 2004 2005 2008 2010

Место 58 52 50 60 59

Наиболее низкие оценки Россия получает по таким параметрам как: административные барьеры, независимость судебной системы, защита прав собственности, в том числе - интеллектуальной собственности, борьба с коррупцией, наличие у правительства проработанного плана по использованию информационнотелекоммуникационных технологий (ИКТ) для повышения конкурентоспособности, успешность реализации государственных программ по стимулированию использования ИКТ, использование ИКТ для повышения эффективности государственных услуг, уровень конкуренции на телекоммуникационных рынках.

Без качественного улучшения этих и ряда других параметров, относящихся к факторам развития информационного общества, заметный рост мест России в международных рейтингах и, тем более, достижение контрольных значений показателей Стратегии и Государственной программы к 2015 году невозможно3.

Таблица 2. Целевые показатели электронного правительства

Год 2008 2011 2012 2013 2014 2015

Место 59 59 57 56 54 40

В целом, за последний годы был сформирован целый ряд, так называемых институтов развития, активно инвестирующие в ИКТ. Это Российская венчурная

2 Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России // иКЬ: Шр://президент.рф/1гашспр1з/5333 (05.01.2012).

3 Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б.: «Место России в международных рейтингах развития информационного общества и контрольные значения показателей реализации Стратегии развития информационного общества и Государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы) // иКЬ: http://www.iis.ru/docs/Hohlov_Shaposhmk_2011-06-02_v03.pdf (10.02.12).

компания, инновационный центр «Сколково», фонд Росинфокоминвест. На место федерально-целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия», которая действовала до 2010 года в России, сейчас же действует новая долгосрочная целевая программа (ДЦП), которая принята в 2011 году носит название «Информационное общество». Кроме того за последние годы сформирована программа перехода на цифровое телевидение, которое охватывает все регионы РФ и служит серьезным фактором трансформирования отечественных средств в массовую информацию.

Был исчерпан ряд важных законодательных вопросов. Во-первых, год назад было легализовано понятие электронного документа. Очень долгое время в Гражданском кодексе РФ отсутствовало такое понятие как электронный документ, и это означало, что электронную цифровую подпись можно было поставить только на лист бумаги, то сейчас такое понятие появилась и у нас.

Во-вторых, с 1 октября 2011 года вступил в силу принцип одного окна с точки зрения взаимодействия граждан и органов правительства. Но на данный момент этот принцип действует только на федеральном уровне, через год он вступит в силу и для региональных органов государственной власти. Предполагалось, что если человек приходит и просит реализовать какую-то из государственных услуг, то государство не имеет право требовать от него каких-либо бумаг, если они касаются тех данных, которые находятся в структурах органов государственной власти: федерального, регионального, либо местного уровней.

В-третьих, принят закон о национальной платежной системе и универсальной электронной карте. Предполагается, что все граждане страны будут обеспечены специальной пластиковой картой, которая в долгосрочной перспективе заменит обычный бумажный паспорт, номер этой карточки будет выполнять ту же роль, что в Америке Asocial Security Number, т.е. уникальный идентификатор гражданина. Помимо этого были созданы определенные смарт-карты. Так, в Ульяновской области они давали преимущества гражданам, а именно льготы при выдаче рецептов на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой, использование во взаиморасчетах граждан с транспортными организациями, предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства.

В-четвертых, удалось принять закон о межведомственном документообороте, который впервые легализовал то, что общение между государственными ведомствами происходят не на бумажных носителях, а может происходить и электронным способом.

Год назад удалось ввести специальный налоговый режим для компаний, которые работают в сфере информационных технологий, чтобы освободить их от большинства федеральных налогов для развития отрасли.

Несмотря на все эти основные плюсы и достижения, которые произошли за последний год, существует и ряд проблем, с точки зрения развития отрасли информационных технологий в целом и электронного правительства в частности.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ Дмитрий Медведев особо подчеркнул необходимость скорейшего перехода к электронному правительству, указав, что «внедрение электронных технологий будет не только удобным для людей, но и должно стать мощным инструментом противодействия коррупции»4. Основной целью, заставляющая правительство использовать информационные технологии заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.

Еще одной важной проблемой является защита персональных данных. С одной стороны необходимо повысить прозрачность данных, но с другой стороны, нужна защита этих данных. Лучшие способы защищать персональные данные это конкуренция на рынке, и соответственно, это ответственность компаний перед своими клиентами.

Государство практически перестало быть фактором развития рынка информационных технологий. Все подряды на реализацию тех или иных проектов в этой сфере оно отдает единственной компании Ростелеком, которая является госкомпанией, и таким образом государство перестало участвовать в каких-либо инициативах и государственных заказов на разработку 1Т, т.е. произошла довольно серьезная монополизация поставки услуг в этой сфере. Несмотря на такое активное участие президента практически все запланированные им результаты по введению электронного правительства пока не достигнуты. Причиной этого является то, что все подряды и работы в этой сфере уходят одним и тем же компаниям монополистам, а не реализуются на конкурентном рынке.

4 Медведев ДА.: Новой России - новое время! // иКЬ: http://kp.rU/daily/24393.4/570922/ (06.01.2012).

Увеличился разрыв между центром и регионами с точки зрения информатизации, несмотря на то, что Россия сейчас достигла достаточно высокого уровня проникновения Интернета, 60% граждан страны регулярные пользователи Интернета и последний год прирост аудитории Интернета происходит практически исключительно в регионах, не просто в регионах, а в малых городах, численностью от 10 до 100 тыс. человек. Но основной проблемой внедрения электронного правительства в жизнь страны является информационное неравенство. Интернетом пользуются в основном люди до пожилого возраста. Преодолеть его государство может, делая новые технологии более доступными для широких слоев общества. Так, в Ульяновской области на базе Государственного центра социального обслуживания «Доверие» работает университет пожилого человека «София», в котором на факультете информатики ведется бесплатное обучение людей старшего поколения и лиц с ограниченными физическими возможностями основам информационных технологий. Кроме того, есть дополнительный учебный центр на базе общественной организации «Союз пенсионеров России».

Технические возможности сети Интернет сделали обращения граждан одним из самым эффективных средств реализации взаимодействия органов власти с населением, оптимальным и быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и доведения официальной точки зрения государства до сведения общественности. Введение органами власти своих официальных сайтов призвано обеспечить гражданам и организациям, независимо от мест проживания и расположения, равный доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Таблица 3. Процент обращений граждан в Ульяновской области за 2011г. в

электронном виде

Месяц Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Количество 6,7 7,2 8,7 7,3 6,8 11,6 6,3 7,6 6,6 9,5 10,6 11,1

обращений

Кроме оказания услуг гражданам и организациям в основные задачи электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем

для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социальноэкономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач, то есть затрагиваются существенные вопросы административной реформы в России.

Сегодня необходимо создание единой правительственной сети, которая должна поддерживать потоки информации между различными правительственными ведомствами, исключить дублирование между различными ведомствами или противоречия в их информации, дать возможность контроля за исполнением решений на всех этапах, способствовать выявлению случаев коррупции и мошенничества.

Тем не менее, обозначилась группа лидеров, в регионах которых технологии электронного правительства развиваются активно, таких как: Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ и ряд других регионов. Так, в Ульяновской области среди успешных проектов следует отметить создание универсального портала государственных услуг www.gosuslugi.ulgov.ru. Число пользователей портала неуклонно растет, а портал служит эффективным инструментом по инвентаризации ресурсов региона и повышению положительного имиджа правительства в регионе. Но существуют множество регионов аутсайдеров, где внедрение новых технологий, либо не происходит, либо происходит достаточно слабо. Эта слабость государства компенсируется очень положительно огромным количеством инициатив, которые идут снизу, где граждане сами пытаются компенсировать недостатки по внедрению новых технологий.

Куда же нам идти? Нужно ставить ставку на те проекты, которые идут снизу, проекты, у которых есть конкретные авторы, которые несут на себе персональную ответственность за результат их реализации. Это самые важные отрасли образование, здравоохранение и безопасность граждан. Максимальный упор должен быть сделан на творчество, которое идет с регионов и максимально опереться на частную инициативу, а не на подряды, которые делают государственные компании. Государство в конечном итоге должно использовать электронное правительство для того, чтобы стимулировать рост рынка, а не пытаться его подменить собой.

В законодательстве тоже существует ряд пробелов, которые связаны с законом о правительстве, закон об архивировании и т. д., которые необходимо завершить. Кроме того что наше законодательство по авторским правам в принципе является абсолютно соответствующей западным образцам, оно является достаточно добросовестной копией германского закона об авторском праве, тем не менее, вообще все человечество стоит

перед сменой этой парадигмы. Не случайно во многих европейских странах, теперь уже и в России поддерживается движение пиратских партий, это вызов существующей системе защиты авторских прав, что является тормозом прогресса, а не фактором его развития.

Успешность программы, которая была объявлена президентом полностью зависит от успешности программы информатизации и в не зависимости кто будет стоять у власти страны в будущем я надеюсь, что монополию нашей нынешней партии удастся сломать, что не играет никакой роли. Вот программа информатизации вызывает к жизни принципиально новый класс людей, у которого совершенно другие жизненные задачи, приоритеты и рано или поздно они начнут менять систему в стране под себя. Возможности у нас для этого все есть, как политические, общественные и экономические. Если мы сосредоточимся на тех направлениях где уже видны результаты, то мы будем помогать типа проектам Росспил Инфо, типа Сообщай РФ, типа других проектов которые направлены на замещение самим обществом то в чем не дорабатывает российского государство, то безусловно результаты последуют.

Основными рекомендациями по развитию электронного правительства в стране являются:

1) В рамках снижения административных барьеров для ведения бизнеса необходимо решить проблему заявительной регистрации новых фирм по принципу «одного окна», избавиться от избыточного и необоснованного лицензирования и сертифицирования. Важным условием для создания информационного развития страны является наведение порядка в лицензировании предприятий в сфере ИКТ.

2) Снижение налогового бремени и введение таможенных тарифов, стимулирующих производство в секторах, производящих ИКТ, информацию и знания, а также создание и развитие малых научно-технических фирм.

3) Создание конкурентной среды на рынках ИКТ, т.е. создание равных условий ведения бизнеса для всех предприятий, действующих на рынке. Одной из острых проблем здесь является разработка и реализация антимонопольной политики в сфере телекоммуникаций, развитие конкуренции на всех сегментах этого рынка.

4) Пересмотр законодательной базы, касающаяся ИКТ. Так как происходит стремительное развитие информационных технологий, то и законодательная база должна изменяться в зависимости от развития этих технологий, а не опираться на законы 90-х годов прошлого века.

5) В целях повышения эффективности использования средств ИКТ в учебных

заведениях необходимо переоборудовать аудитории в медиатеки. Необходимо свести к минимуму доступ по коммутируемым каналам, в сельских регионах решение следует искать в использовании альтернативных каналов связи (спутниковых и т. п.)

6) Необходимо подготавливать специалистов по созданию и использованию современных высокоэффективных средств обучения, ориентированных на ИКТ.

7) Создание единого портала информационной системы, что позволит всем органам государственной и муниципальной власти выполнять свои функции в электронной форме. Осуществление информационного взаимодействия всех органов и организаций к электронным сервисам для получения и предоставления информации.

Очень многие в стране считают, что тема информатизации в стране такая несерьезная. Необходимо вводить новое качество услуг и новое качество управления с помощью электронного правительства, эти инициативы и эти технологии, безусловно, должны быть использованы. Развитие электронного правительства информационных технологий по большому счету это самый быстрый и простой способ привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику. Одна из больших проблем - это то, что мы не достаточно изучаем международный опыт успехов, а самое главное не успехов, а неудач, потому что именно на чужих ошибках надо учиться, потому что успехи не всегда можно повторить, а вот неудач практически всегда можно избежать.

Список литературы:

1. Голобуцкий А.П., Шевчук О.Б. Электронное правительство. М., 2002.

2. Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Комиссии по модернизации и

технологическому развитию экономики России // иКЬ:

Ьйр://президент.рф/1хап8спр18/5333 (05.01.2012).

3. Медведев Д.А.: Новой России - новое время! // ЦКЬ:

http://kp.rU/daily/24393.4/570922/ (06.01.2012).

4. Развитие информационного общества в Российской Федерации: Методические материалы. - М.: Институт развития информационного общества. 2010.

5. Солодов В.В. Е-§оуегптеП; и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Сер. 11. Управление (государство и общество). № 1. 2006.

6. Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б: «Место России в международных рейтингах развития информационного общества и контрольные значения показателей реализации Стратегии развития информационного общества и Государственной программы

«Информационное общество (2011 - 2020 годы) // ЦКЬ:

http://www.iis.ru/docs/Hohlov_Shaposhnik_2011-06-02_v03.pdf (10.02.12).

7. Шевердяев С.Н. Правовое сопровождение электронного правительства в России: новые идеалы и старые проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. № 11. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.