Научная статья на тему 'Перспективы экономического роста в Китае: опора на инновации. (обзор)'

Перспективы экономического роста в Китае: опора на инновации. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КИТАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРАТЕГИЯ УСКОРЕНИЯ РОСТА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕСУРСОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы экономического роста в Китае: опора на инновации. (обзор)»

J. of innovation and entrepreneurship. - 2017. - Vol. 6, N 1. - Mode of access:

https://innovation-entrepreneurship.springeropen.com/articles/10.1186/s13731-016-

0061-9

3. Echikson W. Europe's surprising tech success. - Brussels: CEPS, 2017. - 12.04. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/europe-startups-tech-success-by-william-echikson-2017-04

4. Grazzi M., Pietrobelli C., Szirmai A. Innovation and Productivity in Latin American and Caribbean Firms // Firm innovation and productivity in Latin America and the Carribean: The engine of economic development / Ed. by Grazzi M., Pietrobelli C.; Inter-American Development Bank. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. - P. 317324.

5. Impact of digitization // Digitizing Europe: Why Northern European frontrunners must drive digitization of the EU economy / The Boston Consulting Group. - 2016. -May. - P. 6-8. - Mode of access: http://image-src.bcg.com/BCG-Digitizing-Europe-May-2016_tcm22-36552.pdf

6. Minniti A., Venturini F. The long-run growth effects of R&D policy // Research policy. - Guildford, 2017. - N 1. - P. 316-356. - Mode of access: http://ac.els-cdn. com/S0048733316301950/1-s2.0-S0048733316301950-main.pdf?_tid=5a08a830-8277-11e7-a33d-00000aab0f6c&acdnat=1502883658_5405dd863e7028ea5dab86c0 ec8ecb3f

7. The EU 2020 innovation indicator: A step forward in measuring innovation outputs and outcomes? / Janger J., Schubert T., Andries P., Rammer Ch., Hoskens M. // Research policy. - Guildford, 2017. - N 1. - P. 30-42. - Mode of access: http:// ac.els-cdn.com/S0048733316301597/1-s2.0-S0048733316301597-main.pdf?_tid=ed 842c6c-8270-11 e7-a01c-00000aab0f6c&acdnat=1502880899_2b9b139c211fdbd533 dcef6c0b1d17bc

8. Zehavi A., Breznitz D. Distribution sensitive innovation policies: Conceptualization and empirical examples // Research policy. - Guildford, 2017. - N 1. - P. 327-336. -Mode of access: http://ac.els-cdn.com/S0048733316301974/1-s2.0-S004873331630 1974-main.pdf?_tid=cddf4318-8277-11e7-809c-00000aab0f27&acdnat=150288385 2 b85b6e4661185d3ca8aae3703ba98595

2018.01.022. МИНЕРВИН ИГ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КИТАЕ: ОПОРА НА ИННОВАЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: экономика Китая; экономический рост; стратегия ускорения роста; инновационная экономика; эффективность размещения ресурсов.

Исследователи, изучающие перспективы развития экономики Китая, отмечают важность темпов ее роста для всей мировой экономики. Как полагает Винь Тай-ву (сотрудник Китайской академии общественных наук и профессор Калифорнийского университета в

г. Дэйвис, США), стабильное снижение темпов экономического роста Китая уже превратилось в тяжелейшую проблему для китайского руководства. Однако правильная диагностика и выработка эффективной политики представляют нелегкую задачу. Если в 1979-2010 гг. ВВП Китая рос в среднем на 10% в год, то в 2012 г. этот показатель снизился до 7,9%, а в 2016 - до 6,7% (4). Согласно 13-му пятилетнему плану за период 2016-2020 гг. страна должна удвоить ВВП по сравнению с 2010 г. Это потребует среднегодовых темпов роста не ниже 6,5%, что значительно выше «международных стандартов» (1).

Группа профессоров и сотрудников Колумбийского и Пекинского университетов и Китайского центра экономических исследований отмечают, что экономический рост Китая на протяжении предшествующих трех с половиной десятилетий основывался на целом ряде ключевых факторов, в том числе последовательном проведении рыночно ориентированных институциональных реформ, благоприятной демографической структуре, низкой стоимости рабочей силы. В настоящее время действие этих факторов исчерпано. Замедление роста китайской экономики, наблюдаемое с 2012 г., объясняется в основном структурными факторами: ростом заработной платы, относительным сокращением трудоспособного населения и т.д. (2).

Весь спектр прогнозов относительно динамики экономики Китая колеблется от глубокого пессимизма до бодрого оптимизма. Господствующее мнение специалистов связывает эти перспективы со стимулированием внутреннего спроса на основе инновационных процессов во многих секторах экономики. Дж.Ю. Линь (в прошлом главный экономист Всемирного банка), придерживающийся в целом оптимистической позиции, объясняет падение темпов роста влиянием финансового кризиса 2008 г. и резким падением спроса на экспорт (1). Таким образом, причина замедления кроется в большей мере во внешних и циклических факторах и не носит естественного характера. Решение состоит в дальнейшем развитии отраслей высоких технологий, инфраструктуры, урбанизации. Любая развивающаяся страна, по его мнению, может преодолеть «синдром опоздания» путем повышения производительности за счет освоения передовых технологий и методов производства без высоких затрат и рисков. Экономический рост, пишет Линь, есть

результат роста производительности труда, возникающего за счет технологического прогресса и промышленной модернизации. Передовые страны, достигшие высшего уровня производительности, должны зарабатывать свой рост с помощью технологических и организационных прорывов, поэтому их показатель роста, как правило, не превышает 3%. Развивающиеся страны могут добиваться роста производительности и, следовательно, роста ВВП путем заимствования технологии у передовых стран, что и было характерно для Китая (1).

Вместе с тем, как подчеркивают специалисты, инновационные процессы не должны идти исключительно подобным путем, поскольку он может привести в конечном счете к торможению страны на определенном уровне развития. Китаю, чтобы избежать подобной участи, не следует рассчитывать только на заимствование технологических достижений развитых стран (4). Задача состоит в том, чтобы превратить Китай из «мирового сборочного конвейера» в передовую инновационную экономику, и такая трансформация связана с повышением производительности и эффективности размещения инновационных ресурсов (2).

Будущий рост зависит прежде всего от роста производительности труда. Он невозможен только за счет прироста физического капитала, поскольку отношение инвестиций к ВВП уже составило 43,3% в 2015 г. (2, с. 50). Согласно оценкам, отдача от инвестиций снижается с 2008 г. Некоторый рост производительности может быть получен за счет устранения неэффективности размещения ресурсов, что может быть достигнуто с помощью дальнейших рыночных реформ, в том числе реорганизации государственных предприятий. Однако и этот источник роста оказывается ограниченным. Ход реформ в будущем не может быть столь же интенсивным, как в прошлом, поскольку, во-первых, заинтересованные группы теперь имеют больше возможностей для противодействия реформам и, во-вторых, первоначальные эффекты институциональных реформ уже использованы.

Вследствие глобального финансового кризиса, наступившего в 2008 г., внешний спрос на китайские товары снизился, в то время как зарплата в Китае возрастала быстрее, чем в большинстве ведущих экономик. Модель роста, основанная на использовании более дешевого труда, утратила свою жизнеспособность. Политика жест-

кого планирования семьи, проводившаяся с начала 1980-х годов и приведшая к чрезвычайно низкому уровню рождаемости, теперь вылилась в неблагоприятную демографическую ситуацию, выраженную в относительно низком приросте численности рабочей силы и высоком коэффициенте зависимости.

В этих условиях китайские предприятия встали перед сложным выбором из следующего набора альтернатив: 1) локализовать производство во внутренних районах Китая с более низким уровнем заработной платы, что с учетом возникающих затрат может быть лишь временной стратегией; 2) осуществлять прямые внешние инвестиции с целью сочетать накопленные «ноу-хау» с низкой зарплатой в других странах; 3) проводить меры по инновации и модернизации производства, избавляясь от зависимости от низкооплачиваемого труда; 4) закрыть отдельные производства. Этот набор альтернативных стратегий подводит к выводу о том, что решающими факторами будущего развития экономики Китая являются способность предприятий осуществлять инновации и возможные темпы их осуществления (2).

Для поддержания высоких темпов экономического роста потребуется существенная реорганизация государственного сектора и крупнейших государственных предприятий, которые пользуются значительными преференциями в виде государственных гарантий и дешевого кредита. Таково мнение Дзан Джуна (директор Центра экономических исследований Университета Фудан), как и многих других экспертов (5). В связи с этим он отмечает положительное влияние реформы, начатой еще 20 лет назад, но не завершенной, которая имела целью ограничить деятельность госпредприятий ограниченным кругом релевантных секторов. Такой подход мог бы открыть доступ частным фирмам в капиталоемкие и высокотехнологичные отрасли, а также создать возможность для расширения приватизации, стимулировать инновации и конкуренцию. В то же время переход к новой модели роста и необходимые структурные реформы выдвигают большие требования к системе экономического управления Китая, с которыми она может не справиться (5).

Эндрю Шень и Сяо Джень (Гонконгский университет) в связи с этим обращают внимание на «развитие несовершенных рынков, управляемых несовершенной бюрократией» (3). Невозможно обеспечить высокие и устойчивые темпы роста без ликвидации

бюрократической неэффективности, и лидерам Китая придется отойти от традиционного подхода, основанного на вертикали власти. Отсюда, по их мнению, необходимость не только в структурных, но и в институциональных реформах, в частности в более строгом закреплении прав собственности на землю, капитал и природные ресурсы, установлении промышленных стандартов и передовых методов производства.

Важнейшая задача состоит в накоплении человеческого капитала, причем, что важно с точки зрения специфики условий Китая, решение этой задачи потребует, по мнению специалистов, определенного реформирования рынка труда с целью повышения социальной мобильности и сокращения неравенства в доходах, совершенствования образования и здравоохранения в сельских районах, а также активизации ряда демографических процессов -дальнейшей урбанизации, облегчения условий внутренней миграции рабочей силы.

Все эти меры призваны способствовать интенсификации инновационных процессов. Решение поставленных задач заключено в увеличении масштабов и эффективности инвестиций в НИР и переходе к инновационной экономике. Рассматривая вопрос о национальной инвестиционной политике в сфере НИР, авторы проводят сравнение динамики китайских показателей за последние годы с международным опытом. В 1991 г. Китай инвестировал в НИР 0,7% ВВП, т.е. значительно меньше, чем ведущие страны. К 2014 г. этот показатель достиг 2,05% ВВП. В том же году в США, Японии и Германии доля инвестиций в НИР составляла не менее 2,7% их ВВП, что почти на 50% больше, чем в среднем по странам - членам ОЭСР (около 1,9%) и почти в три раза больше, чем в большинстве развивающихся стран (2, с. 58). Придание экономике Китая большей инновационности потребует адекватного увеличения затрат в сфере НИР.

Анализ динамики инновационного процесса авторы (2) проводят с помощью патентной информации, полученной из данных Китайского государственного бюро интеллектуальной собственности (China state intellectual property office, SIPO), Ведомства по патентам и товарным знакам США (United States patent and trademark office, USPTO) и Всемирного бюро интеллектуальной собственности (World intellectual property office, WIPO). Используя число па-

тентных заявок и число зарегистрированных патентов в качестве показателей инновационной активности, авторы показывают высокую интенсивность инноваций в Китае, особенно в последние годы, отмечая, что главными ее факторами послужили рост заработной платы и расширение рынков.

Число китайских патентных заявок, поданных в SIPO, подскочило с 83 тыс. в 1995 г. до более 2,3 млн в 2014 г., что составило ежегодный темп роста в размере 19%. Важным показателем является доля выданных патентов, которая, согласно данным WIPO, в последние годы составляла 30-40%, что не является очень высоким показателем (в Индии и Бразилии он находится на уровне 20%, в США и Южной Корее - в пределах 50-60%). При этом наиболее важный показатель - доля патентов, выданных на изобретения, среди их общего количества - возрос за тот же период с 8 до 18% (2, с. 61). Эти и другие критерии, используемые авторами, указывают, по их мнению, на реальный качественный рост китайских патентов и выигрышные позиции Китая в этом отношении по сравнению с общемировыми трендами, а также на значительный внутренний инновационный потенциал китайских предприятий.

Секторальные и отраслевые сравнения показывают также, что в качестве основных проводников инноваций выступают частные фирмы и предприятия, действующие в трудоемких отраслях. В области патентной интенсивности госпредприятия существенно проигрывают частным. Основными факторами, способствующими инновациям, являются интеграция в мировой рынок и рост затрат на оплату труда, заставляющий внедрять прогрессивные технологии, заменяющие труд. Проведенные авторами расчеты совокупной факторной производительности показали, что ускорение ее роста на отельных предприятиях тесно связано с масштабами инновационных процессов.

Отмечая чрезвычайно высокую долю государственных предприятий в экономике Китая, авторы рассматривают это обстоятельство как одну из причин неэффективности размещения ресурсов в инновационной сфере. Несмотря на то что госпредприятия получили больше государственных субсидий, их показатели в сфере инноваций оказываются более скромными по сравнению с частными. Более того, эластичность патентных заявок и регистраций по отношению к затратам на НИР значительно выше у фирм частного

сектора, чем у госпредприятий, что означает неэффективность государственных бюджетных расходов. Как показывает статистика, китайские госпредприятия часто испытывают более тяжелую совокупную налоговую нагрузку, рассчитываемую как сумма налога на прибыль корпораций и налога на добавленную стоимость относительно объема продаж или добавленной стоимости. Для повышения эффективности размещения ресурсов необходимо, по мнению авторов, осуществить реформы, направленные на выравнивание условий функционирования для предприятий всех форм собственности и одновременное проводить снижение размеров субсидий и налогов.

В целом специалисты подчеркивают необходимость перехода Китая к модели роста, в большей мере основанной на инновациях и повышении производительности. Анализ показывает, что китайские фирмы обладают необходимым для этого потенциалом. Важными шагами в этом направлении должны стать реформы системы образования и усиление защиты прав интеллектуальной собственности, дополненные структурными реформами, направленными на повышение эффективности размещения инновационных ресурсов путем выравнивания экономических условий деятельности для предприятий всех форм собственности.

Список литературы

1. Justin Yifu Lin. Why China can grow according to plan // Project syndicate. - 2016. -25.03. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-growth-goals-are-achievable-by-justin-yifu-lin-2016-03?barrier=accessreg

2. Wei Sh.-J., Xie Z., Zhang X. From «Made in China» to «Innovated in China»: Necessity, prospect, and challenges // J. of econ. perspectives. - 2017. - Vol. 31, N 1. - P. 49-70. - Mode of access: http://pubs.aeaweb.org/doi/pdfplus/10.1257/ jep.31.1.49

3. Sheng A., Geng X. Beyond structural reform in China // Project Syndicate. - 2016. -Jul. 29. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-supply-side-structural-reform-by-andrew-sheng-and-xiao-geng-2016-07?barrier=ac cessreg

4. Woo W.T. China's Growth Odyssey // Project Syndicate. - 2017. - Feb. 17. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/onpoint/china-s-growth-odyssey-2017-02?utm_source=Project+Syndicate+Newsletter&utm_campaign=93456f673b-op_ne wsletter_chinas_growth_odyssey_2017_2_17&utm_medium=email&utm_term=0_7 3 bad5 b7 d8-93456 f673 b-104369081

5. Jun Z. Three threats to China's economy // Project Syndicate. - 2016. - Oct. 28. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-state-sector-restructuring-by-zhang-jun-2016-10?barrier=accessreg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.